БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201д эгидой США связывались с идеей создания "наднационального стиля", "универсального языка" архит. форм. Как эталон выдвигались произв. Л. Миса ван дер РОЭ, стремившегося выразить "абсолютные", "вневременные" ценности в абстрактности элементарных геом. фигур, ясности прямых углов, непрерывности стеклянной оболочки. Более доступный для подражания, чем утончённые произв. Миса ван дер РОЭ, стеклянный параллелепипед Ливерхаус в Нью-Йорке (1950-52, арх. Г. Баншафт, архит. фирма "СОМ") стал образцом для бесчисленных повторений в США и Зап. Европе.

С кон. 50-х гг. изменившиеся идеологич. тенденции способствовали переходу США к новому варианту неоклассицизма, проявившемуся в архит. произв. Э. Д. Стоуна. Жёсткую логику заменили традиц. монументальность и изощрённая декоративность (постройки M. Ямасаки). Кульминацией неоклассицизма 60-х гг. стал Линкольновский центр исполнит, иск-в в Нью-Йорке (1962-68, арх. У. К. Харрисон, M. Абрамович, Ф. Джонсон, Эро Сааринен и др.), с симметричной площадью, прямоугольными объёмами зданий и геометризиров. портиками. Последним значит. произв. органич. архитектуры было здание Музея Соломона P. Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект - 1943, стр-во - 1956- 1959, арх. Ф. Л. Райт), где замкнутая, обращённая внутрь композиция сконцентрирована вокруг крытого двора, окружённого бетонной спиралью-пандусом. Многие архитекторы в своём творчестве использовали средства, выработанные в различных творч. направлениях. Так, Эро Сааринен, вначале следовавший за Мисом ван дер РОЭ, перешёл к пластич. экспериментам, соприкасавшимся с органич. архитектурой, а затем и к возрождению ложноготич. традиции.

Сооружения "большого бизнеса" кон. 60-х - нач. 70-х гг. претендуют на роль представительных символов, воздействуя гигантскими размерами и подавляющей массивностью вытянутых ввысь геом. объёмов. Таковы высочайшие в мире здания - две одинаковые 110-этажные башни Центра междунар. торговли в Нью-Йорке (вые. 412 м, 1971-73, арх. M. Ямасаки, Э. Рот и др.)и башня торг, концерна "Сире и Робак" в Чикаго (вые. 442 м, 1970-74, архит. фирма "СОМ"). Место кажущихся невесомыми стеклянных ограждений заняли мощные наружные каркасы и подчёркнуто массивные несущие наружные стены из железобетона или стали. Для работ Л. Кана характерно стремление к монументальности и особой напряжённости архит. композиции, к раскрытию наиболее общих структурных закономерностей построения объектов, к чёткому выявлению элементов логично расчленённого пространства. Интеллектуализму Ф. Джонсона, создающего кристально чёткие структуры массивных объёмов, противостоят подчёркнутая пластичность и поражающие контрасты сооружений П. Pyдолфа. Идейный лидер молодых архитекторов P. Вентури призывает выразить в архитектуре сложность и противоречия жкзни, многозначность её явлений; кри-тич. заряд его концепций выражается развенчанием привычных эстетич. представлений, нарочитой прозаичностью образа, необычным использованием традиц. элементов. В противоположность ему К. Рош стремится в образах угнетающей мощи апологетически выразить силу

США. В целом амер. архитектура 60- 70-х гг. характеризуется нестабильностью, хаотичностью архит. направлений. Напротив, массовое малоэтажное стр-во остаётся консервативным, подчинённым немногим стереотипам.

В сер. 20 в. построен ряд жилых комплексов в Нью-Йорке, реконструируются р-ны Бостона, Филадельфии, Нью-Хейвена и др. Однако градостроит. мероприятия несоизмеримы с темпами хаотич. разрастания городов. Возникли огромные массивы урбанизиров. территорий, где стихийно сложилось чередование жилых, пром. и деловых зон. Сверхвысокая концентрация зданий в гор. центрах сочетается с бесформенным расползанием малоэтажной жилой застройки на огромных площадях. Стр-во систем скоростных автомагистралей не решило проблемы нормального функционирования городов. Катастрофич. загрязнение среды привело к упадку внутр. зон городов, к отливу имущего населения во внеш. пояса, к созданию городов-спутников для "средних слоев" в природном окружении (Рестон и Колумбия близ Вашингтона) и к росту трущоб в соседстве с центрами. Симптомом кризиса городов стало и возникновение крупных внегор. торг, центров (арх. В. Грюн и др.).

В нач. 20 в. усилились реалистич. тенденции амер. иск-ва, поиски новых тем и выразит, средств, критич. восприятие действительности. Развитие прогрессивных направлений протекало в острейшей борьбе с салонным иск-вом, а позже с модернизмом. Вокруг основателя новой реалистич. школы P. Хенри объединились Дж. Слоун, Дж. Лаке, У. Глэккенс и др. живописцы и графики ("школа мусорного ящика"), разносторонне показавшие социальную жизнь капиталпстич. города; особенно глубоко и сильно раскрывал её противоречия Дж. Беллоуз. Сложилась и после 1917 окрепла боевая политич. графика (А. Янг, P. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис; художники Джон-Рид-клуба, основанного в 1929,- X. Геллерт, Дж. Бёрк), связанная с рабочей прессой и замечательная гневной сатирой, лапидарностью стиля. Один из крупнейших прогрессивных художников 20 в. P. Кент, а также Э. Хоппер, Ч. Бёрчфилд развивали амер. реалистич. традицию в живописи и графике, дополняя её глубокими размышлениями о совр. жизни, стремясь к обобщённости, четкости форм. В скульптуре яркие реалистические образы создали Дж. Эпстайн, У.Зорах, П. Мэншип. В 30-х гг. амер. изоляционизм способствовал росту националистич. художеств, течения-регионализма (T. Х.Бентон, Г. Вуд, Дж. С. Керри), прославлявшего (иногда с нотой иронии) пуританскую ограниченность и несокрушимый оптимизм провинциального "стопроцентного американца".

A. Янг.

"Капитализм". Рисунок в альбоме "The best of Art Young". 1936.

Успехом начала пользоваться примитивистская, б. ч. идиллич. живопись самоучек ("бабушка" А. Мозес, X. Пиппин, Дж. Кейн). Одновременно развивались живопись и графика, в к-рых острая прогрессивная политич. тенденция выражена резкой экспрессией и подчас гротеском (Б. Шан, Ф. Эвергуд, Дж. Левин).

После "Арсенальной выставки" (1913, Нью-Йорк) в США начало развиваться модернистич. иск-во - красочные урбанистнч. фантазии Дж. Марина, абстрактная символика А. Доува. футуризм Дж. Стеллы, дадаизм M. Рея и т. д. Попытку создать чисто амер. вариант модернизма предприняли С. Дейвис и "прецизионисты" (Ч. Шилер, Ч. Демут), чьи композиции с обобщёнными формами и пятнами чистого цвета были навеяны индустр. техникой и рекламой. В 30-х гг. в живопись США проникал сюрреализм (Дж. О'Киф), сюда переехал ряд европейских его представителей (С. Дали, И. Танги). Граничит с сюрреализмом мрачное иск-во О. Пиккенса и А. Олбрайта с его полнейшим пессимизмом, культом распада всего живого. В 40-х гг. возник и быстро распространился "абстрактный экспрессионизм" (Дж. Поллок, А. Горки, В. де Кунинг, M. Ротко), наиболее влият. вид абстракционизма, к-рый культивировал стихийную энергию цветовых пятен и стремился свести живопись к регистрации подсознательных импульсов или к системе знаков.

A. Колдер."Ловушка для омаров и рыбий хвост". Алюминий, сталь. 1939. Музей современного искусства. Нью-Йорк.
В скульптуре аналогичное положение заняли металлич. абстрактные конструкции, иногда подвижные, А. Колдера, Д. Смита, P. Липполда. В сер. 20 в. модернистские направления приобрели характер привилсгиров. иск-ва, пользующегося офиц. поддержкой. В 50-60-е гг. США стали родиной "поп-арта" (P. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, P. Лихтенстайн) - одного из крайних модернистских течений; "поп-арт"основан на алогизме вырванных из контекста банальных бытовых вещей и обрывков зрительной информации, на фетишизации реально существующего предмета и стандартизованной "массовой культуры" - комиксов, рекламы и т. д. Вслед за тем распространились иск-во самодовлеющих оптич. эффектов ("оп-арт"), "концептуальное иск-во" и различные течения, сводящие творчество к любому "волеизъявлению" художника. Вместе с тем у молодых художников растёт интерес к предметности, изобразительности, к политич. активности иск-ва. В нач. 70-х гг. возник "гиперреализм" ("фотореализм"), иллюзионистически воспроизводящий отд. фрагменты жизни и проявившийся в США гл. обр. как разновидность натурализма. Но в сложных условиях развивается и классич. традиция реализма, представленная, напр., поэтичной гуманистич. живописью Э. Уайета. К изображению простых людей США обращаются P. и M. Сойер, И. Олинский, Дж. Бичемп и др. Напряжённым социальным пафосом проникнуто иск-во A. Peфрежье.

Д ж. Кони. Круговая чаша. Серебро. Рубеж 17-18 вв. Художественный музей Фогта. Кембридж (шт. Массачусетс).

США обладали богатыми традициями народного искусства, но самобытное творчество индейцев, негров, мексиканцев, переселенцев из Европы и их потомков во многом разрушено или пострадало от конкуренции с фабричным произ-вом. В декоративно-прикладном иск-ве выделяются мебель (мастера T. Деннис, H. Дисброу) и серебряная утварь (мастера Дж. Даммер, Дж. Кони, П. Ревир) 17-18 вв., стекло в стиле "модерн" рубежа 19-20 вв. (Л. К. Тиффани). Амер. дизайн сформировался в кон. 20- 30-х гг. под влиянием чикагской архит. школы и европ. рационализма (в т. ч. "Баухауза"); он носит в целом коммерч. характер, а его методы часто сводятся к эффектному, броскому оформлению пром. продукции ("стайлинг"). При этом он является обязат. звеном пром. проектирования в многообразных отраслях капи-талистич. пром-сти. Дизайнерская деятельность сосредоточивается в специализиров. фирмах и в бюро пром. компаний и предприятий. Среди амер. дизайнеров - X. Эрл, Г. Дрейфус, Ч. Имс, У. Д. Тиг, H. Б. Геддес, P. Лоуи. Мебель, осветит, приборы и т. д. нередко выполняются по проектам крупных архитекторов (Ф. Л. Райт, Э. Сааринен, Ф. Джонсон).

Илл. см. на вклейках, - к стр. 120 и табл. XV-XVIII (стр. 128-129).

Лит.: Выставка произведений американских художников. Каталог, M., 1959; Ч е-годаев А. Д., Искусство Соединённых Штатов от войны за независимость до наших дней, M., 1960; его же, Искусство Соединенных штатов Америки. 1675 - 1975. Живопись. Архитектура. Скульптура. Графика, M., 1976;

Ч. Имс.

Стул. Дерево. 1946.

Новейшая архитектура США (1945-1960), M., 1963; Иконников А., Современная архитектура США - тенденции и поиски, "Архитектура СССР", 1974, №6; M с С а 1 1 u m I., Architecture USA, L., [1959]; M и m f о г d L., Roots of contemporary American architecture, N. Y., [1959]; L a r k i n O. W., Art and life in America, N. Y., [I960]; Burchard J., Bush-Brown A., The architecture of America. A social and cultural history, Boston - Toronto, [1961]; M с С о и Ьr e у J. W., American art 1700 - 1960. Sources and documents, Englewood Cliffs - New Jersey, E1965]; Fielding M., Dictionary of American painters, sculptors and engravers, N. Y., 1965; Richardson E. P., Painting in America. From 1502 to the present, N. Y., [1965]; Green S. M.,American art. A historical survey, N.Y., [1966]; Hu n t erS., Modern American painting and sculpture, 8 ed., [N. Y., 1967]; S с и 1 1 у V., American architecture and urbanism, N. Y.- Wash., [1969]; Stern R., New directions in American architecture, N. Y., [1969]; B a i g e 11 M., A history of American painting, N. Y., [1971]. А. В. Иконников (архитектура), А. Г. Костеневич (изобразит, искусство).


XV. Музыка

Музыка США - самобытное иск-во, специфика к-рого связана с ист. особенностями развития страны и сложным нац. составом населения. Амер. музыка создавалась переселенцами из разных гос-в, приносившими свои нац. традиции, сплав к-рых послужил основой муз. культуры США. В ней нашли также отражение последующие влияния музыки различных народов Европы, Африки, позднее Азии. Наиболее древняя на терр. совр. США -муз. культура сев.-амер. индейцев, коренных обитателей страны. Иск-во многочисл. индейских племён (сохранилось и в резервациях) основано на сложной системе ритуалов и обычаев (религ. и бытовых), их музыка одноголосна, пентатонич. склада; в песнях ритмич. начало доминирует над мелодическим, пение отличается эффектами, связанными со звукоподражаниями голосам в природе; среди инструментов - флейты, свистки, барабаны, трещотки. В ранний период колонизации Сев. Америки муз. культура полностью зависела от английской (в 16-17 вв.); в дальнейшем образ жизни переселенцев-пуритан, отличавшихся энергией и суровостью, потребовал более импульсивного и динамичного муз. иск-ва, чем музыка метрополии (см. Великобритания, раздел Музыка): вместо монотонных псалмов распространилась более живая и гибкая форма - религ. гимны, к-рыс пелись и вне церкви; их авторы - полупрофессионалы (Э. Лоу, О. Холден, Дж. Морган и др.). Возникло движение, приведшее к распространению певческих школ, важное значение приобрели сб-ки псалмов и гимнов Дж. Лайона ("Урания") и особенно У. Биллингса, музыка к-рого отличалась своеобразием и высокими художеств, достоинствами. На амер. почве укоренились новые тенденции англ, музыки 18 в.- драматич. спектакли с музыкой, домашнее музицирование, положившие начало развитию светской муз. жизни. Стали создаваться очаги различных нац. муз. культур, гл. обр. англ.; осн. роль в них играли уже музыканты, профессионально сложившиеся в Европе: И.К.Г.Граупнep (работал в Бостоне), Дж. Хьюитт, И. X. Моллер, В. Пелисье (в Нью-Йорке), А. Рейнагль, семья Карров, P. Тейлор (в Филадельфии). С Филадельфией связано творчество Ф. Хопкинсона (коренного американца) - автора "Храма Минервы" (1781), первого амер. музыка льно-сценич. произв., и патриотич. песен. Здесь же (поселение Бетлехем) возникла религ. община " Моравское братство", к-рая впервые в стране ввела спец. муз. образование, организовала муз. об-во "Коллегиум музикум" (1744).

Параллельно с культивированием европ. музыки, перенесённой в амер. условия, возникали и развивались амер. нац. формы муз. экспрессии нового типа - религ. гимн, слившийся с балладным Жанром (характерно массовое исполнение гимнов - до 20 тыс. чел. на религ. собраниях), различные виды нар. (преим. сел.) музицирования, традиция духовых оркестров, т. н. бэндов, ставших непременными участниками празднеств; руководитель первого известного бэнда - П. С. Гилмор. Особое место занимала патриотич. песня (зародилась в период Войны за независимость 1775-83; сохранилась "Янки Дудль"), традиции к-рой были продолжены в период Гражданской войны 1861-65 (песни Дж. Ф. Рута, X. К. Уорка).

Особую роль в развитии музыки США сыграло негритянское муз. иск-во. Привезённые из Африки негры-невольники были носителями древней самобытной муз. культуры. Наряду с песнями плантаций, т. н. холлерс, шаутс и старинными обрядовыми песнями получил развитие спиричуэл (первая синтетич. афро-амер. форма). Своеобразны были эксцентричные вокально-инструм. ансамбли, участники к-рых гримировались под негров и имитировали их пластику и манеру исполнения; этот стиль, сложившийся во 2-й четв. 19 в. и связанный с общими антипуританскими тенденциями, получил назв. "эфиопского" или "минстрел-шоу" ("менестрели"); он сыграл важную роль в развитии контактов культур переселенцев из Европы и афр. невольников. Злободневность, пародирование привезённых из Европы модных музыкальных жанров (итал. опера, салонное музицирование), а также нек-рых сторон амер. жизни имели большое значение для утверждения нац. культуры страны. Лучшие из "эфиопских" групп (в т. ч. "Виргинские менестрели" под рук. Д. Д. Эмметта, ансамбли Дж. В. Диксона и др.) выступали и в Европе. С движением "менестрелей" связано творчество автора популярных песен С. Фостера. Позднее в подобных представлениях стали участвовать и негритянские артисты. В богатых и разнообразных традициях "минстрел-шоу" прослеживаются истоки почти всех позднейших форм амер. популярной музыки.

Со 2-й четверти 19 в. в крупнейших городах США стали успешно выступать европ. оперные труппы (семья M. П. В. Гарсиа и др.).

В 1832 муз. педагог Л. Мейсон основал Бостонскую академию музыки, в 1854 - Нью-Йоркский ин-т музыки. В 60- 80-е гг. возникли муз.-уч. заведения в Филадельфии, Оберлине, Чикаго, Цинциннати, Балтиморе. Появились новые муз. центры. Во MH. городах выступали итал. оперные труппы. Создавались филармонич. об-ва и симф. оркестры в Нью-Йорке (филармонич. в 1842; симфонич. в 1878), Бостоне и Сент-Луисе (оба в 1881), позднее в Чикаго, Лос-Анджелесе, Филадельфии и др. С оркестрами выступали крупнейшие европ. музыканты - У. Булль, X. Г. Бюлов, E. (Ж.) Линд, А. Г. Рубинштейн и П. И, Чайковский, а также (гл. обр. нем.) дирижёры-T. Томас, Л. и В. Дамроши, К. Мук, исполнявшие преим. музыку нем. композиторов. Несмотря на наличие нац. элементов в амер. музыке сер. 19 в. (наиболее ощутимы в произв. композитора и пианиста-виртуоза Л. M. Готшалка), влияние нем. романтизма проявлялось в творчестве А. Ф. Хайнриха, Дж. Бристоу (автор первой амер. симфонии), У. Мейсона, У. Г. Фрая (опера "Леонора"). Особенно оно характерно для т. н. новоангл. (бостонской) школы, к к-рой принадлежали Дж. Пейн, Дж. Чедвик, X. Паркер, А. Фут, Д. Г. Мейсон (кантаты, симфонии, симф. поэмы). Они так же, как и Э. Мак-Доуэлл, получивший наибольшую известность в Европе, заложили основы проф. композиторской школы США. Плодотворной была композиторская и пед. деятельность А. Дворжака в Нью-Йорке (в 1892-95), к-рый обратил внимание амер. композиторов на богатые возможности нац. фольклора.

В 1901 композитор А. Фаруэлл основал муз. изд-во "Ва-Ван", вокруг к-рого объединились композиторы, разрабатывавшие амер. муз. фольклор (англокельтские, индейские, негритянские элементы). Наиболее органично он вошёл в произв. Г. Ф. Б. Гилберта, Э. Стилмена-Келли, Ч. У. Кэдмена, P. Гольдмарка.

В 1883 в Нью-Йорке был открыт постоянный оперный театр "Метрополитенопера", на сцене к-рого выступали крупнейшие певцы и певицы мира - Э. Kaрузо, А. Галли-Курчи, Ф. И. Шаляпин, Б. Джильи и MH. др. В 1920-х гг. созданы постоянные оперные театры в Чикаго, Новом Орлеане, Бостоне и др.

В нач. 20 в. в США поселились выдающиеся исполнители (гл. обр. из России) - пианисты О. С. Габрилович, А. Рубинштейн (Польша), И. и P. Левины и др., скрипачи Л. С. Ауэр, Я. Хейфец, E. Цимбалист, позднее H. Милыптейн, пианист В. С. Горовиц, виолончелист Г. П. Пятигорский и др. Их концертная и пед. деятельность способствовала созданию нац. исполнит, школы. В 1903 в Нью-Йорке M. И. Альтшулер основал Рус. симф. об-во с целью пропаганды рус. музыки. С 1918 в США жил С. В. Рахманинов, регулярно гастролировали Ф. Бузони, И. Падеревский, Ф. Крейслер, И. Гофман, П. Касальс, Э. Петри, В. И. Сафонов, позднее С. С. Прокофьев. Творчество большинства композиторов этого периода - Ч. T. Грифса, Ч. M. Лёфлера, Г. К. Хэдли, Дж. Карпентера, Э. Б. Хилла, Ф. Ш. Конверса и др.,- отразившее, особенно после 1-й мировой войны 1914- 1918, заметное влияние культурной жизни Парижа (Э. Сати, К. Дебюсси, балеты И. Ф. Стравинского), в целом было эклектично.

На рубеже 19-20 вв. возникло иск-во джаза, к-рое из Нового Орлеана (р-н Сторивилл), через Чикаго и Нью-Йорк распространилось по всей стране. Его ранние формы - регтайм (представители - С. Джоплин, Ф. Джелли Ролл Мортон) и диксиленд (Кинг Оливер, Л. Армстронг) позднее трансформировались в стиль свинг, представленный оркестрами Дюка Эллингтона, T. Дорси, Г. Миллера, Б. Гудмена и др.

В 20-е гг. во всех крупных городах США возникли симф. оркестры; их руководители - выдающиеся дирижёры А. Тосканини, С. А. Кусевицкий, П. Монтё, Л. Стоковский и др. Открылись Истменская школа музыки в Рочестере(1921),

Джульярдская школа в Нью-Йорке (осн. в 1905; преобразована в 1923), Музыкальный ин-т Кёртис в Филадельфии (1924) и др.; все они основаны меценатами и носят их имена (система меценатства играет большую роль и в совр. муз. жизни). Всё большее значение приобретали муз. ф-ты ун-тов, при к-рых вели творч. и педагогич. работу крупнейшие композиторы (это стало характерной чертой амер. муз. жизни). Расширили свою деятельность муз. изд-ва (фирмы "Г. Ширмер", "К. Фишер" и др.), созданы орг-ции по защите авторских прав (ASCAP и BMI). Высокого уровня достигло произ-во муз. инструментов (рояли "Стенуэй", духовые инструменты "Селмер" и др.). Получили развитие индустрия звукозаписи (фирмы "RCA Виктор", "Коламбия" и др.), звуковое кино, радио, позднее телевидение. Интенсивно развивались различные виды популярной музыки; её своеобразным центром был квартал Нью-Йорка Тин Пэн Элл и (изд-ва и нотные магазины). В результате сложного синтеза традиций "минстрел-шоу", европ. оперетты, англо-амер. комич. оперы и амер. мюзик-холла (шоу, ревю)возник мьюзикл. В театрах на Бродвее ставились оперетты В. Херберта, 3. Ромберга, комич. оперы У. Спенсера и P. де Ковена, позднее мьюзиклы Дж. M. Коэна, Дж. Гершвина ("О тебе я пою", 1931), Дж. Керна, В. Юменса, И. Берлина. Развивались традиции бэндов; особую известность приобрёл Дж. Ф. Суза, прозванный "королём маршей".

Усилился интерес к изучению нац. фольклора, появились сб-ки нар. песен Дж. Ломакса (изд. в 1910) и С. Шарпа (в 1917). Распространился стиль кантри мьюзик ("сельская музыка"; центр - Нашвилл); её разновидности - хиллбилли, блугрэс и вестерн. Популярные исполнители песен кантри мьюзик - Дж. Отри, X. Уильяме, Дж. Кеш и др. В негритянском песенном фольклоре продолжали развиваться традиции блюза и религ. гимна (т н. госпел), исполнением к-рых в разное время прославились X. Ледбелли, Б. Смит, Одетта, "сестра" P. Тарп. Богатство фольклорных элементов впитали в себя и песни социального протеста, к-рые звучали в программах выдающегося борца за мир П. Робсона, а также певцов-композиторов В. Гатри, П. Сигера и др. Крупнейший амер. композитор 1-й пол. 20 в.- Ч. Айве, обобщивший в своих соч. богатство накопленного нац. музыкальной культурой опыта (пуританский гимн, спиричуэл, традиции "минстрел-шоу", бэндов и сельской музыки). T. о., Айве стал первым подлинно нац. композитором США, но его произв., созданные в 1900 -20-е гг., получили известность лишь в кон. 1940-х гг. Нац. композиторская школа, однако, сформировалась в сер. 20-30-х гг., когда музыка США из эклектичной становится иск-вом с ярко выраженными нац. особенностями (при всём их стилистическом разнообразии), проявившимися в соч. P. Харрпса, P. Сешнса, А. Копленда, У. Пистона, Г. Коуэлла, У. Г. Стилла, К. Раглса, а также Дж. Антейла, У. Риггера, Дж. Дж. Беккера, Л. Соуэрби, Б. Роджерса, О. Люнинга и др. Несмотря на индивидуальные творческие особенности этих композиторов, они выражают амер. нац. стиль, к-рому присущи более свободное, чем европ. муз. иск-ву, обращение с муз. традиц. формами, повышенный динамизм и общая интенсивность развёртывания муз. ткани. Творчество X. Хансона, Д. Тейлора, В. Томсона. Д. Мура, M. Блицстайна и особенно Гершвина (стала классической его опера "Порги и Бесс", 1935) отражает поиски нац. стиля в оперном жанре, на к-рый большее влияние оказала англ, балладная, чем зап.-европ. классическая, опера. Вклад в музыку США внесли эмигрировавшие из Европы Э. Варез (основал в Нью-Йорке Междунар. гильдию композиторов, 1921), Э. Блох, Л. Орнстайн и др. Большую роль в пропаганде музыки США сыграли организованные Коплендом и Сешнсом концерты (" Коплен д - Сешнс консертс"), фонды С. А. Кусевицкого, Дж. С. Гуггенхейма, Дж. Пулицера и др., к-рые ввели систему творч. заказов, морального и материального поощрения музыкантов (учреждение стипендий, премий). Среди исполнителей 20-30-х гг.: симф. дирижёры - А. Родзинский, Ю. Орманди, Д. Селл, Д. Митропулос, позднее Ш. Мюнш, руководители симфоджазовых оркестров - Ф. Уэринг, П. Уайтмен; пианист В. С. Горовиц; скрипачи - H. Милыптейн, И. Менухин, И. Стерн; виол