БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201А. Мак-Лиш (р. 1892). Стейнбек создал эпос об обездоленных "Гроздья гнева" (1939), где передан накал классовой борьбы. Острую социальную проблематику разрабатывает в романах "Табачная дорога" (1932) и "Акр Господа Бога" (1933) Э. Колдуэлл (р. 1903).

Окончательно оформилась как самобытное художеств, явление негритянская лит-pa США. Л. Хьюз (1908-67) определял задачи поэта в прямой связи с борьбой угнетённых. P. Райт (1908-60) в романе "Сын Америки" (1940) создал картину расового неравноправия, ведущего к обесчеловечиванию людей.

В романах Фолкнера "Свет в августе" (1932), "Авессалом, Авессалом!" (1936) и трилогии "Деревушка" (1940), "Город" (1957), "Особняк" (1959) дан художеств, анализ действительности амер. Юга, исследован процесс разрушения личности, неспособной освободиться от расистских предрассудков и психологии собственничества.

Обществ, подъём после 2-й мировой войны 1939-45 сменился полосой реакции. В условиях маккартизма нек-рые писатели (Дос Пассос, Синклер), прежде занимавшие передовые позиции, отступились от идеалов 30-х гг. Распространилось увлечение экзистенциализмом. Следы его заметны и в книгах участников войны, создавших в целом правдивые картины армейской и воен. действительности, уродующей человека. Дух милитаризма обличали H. Мейлер (р. 1923) в романе "Нагие и мёртвые" (1948), Дж. Джонс (р. 1921) в романе "Отныне и во веки веков" (1951). Сильные анти фаш. романы написали P. П. Уоррен (р. 1905)-"Вся королевская рать" (1946) и К. Э. Портер (р. 1894) -"Корабль дураков" (1962).

К сер. 50-х гг. наметилось оздоровление лит. атмосферы страны. Дж. Сэлинджер (р. 1919) в повести "Над пропастью во ржи" (1951) и новеллах (сб. "Девять рассказов", 1959), Дж. Апдайк (р. 1932) в романе "Беги, кролик" (1960) передали трагизм бездуховного существования и обречённость поисков моральной опоры в безличном и равнодушном мире. Писатели "разбитого поколения" ("битники")- поэты А. Гинзберг (р. 1926), Г. Корсо (р. 1930), Л. Ферлингетти (р. 1920), прозаик Дж. Керуак (1922-69) - одними из первых возвестили о бунте нового писательского поколения против маккартизма и выступили с резким обличением уродств "процветания", означавшего духовную уравниловку и обществ, пассивность. Но их обществ, и нравств. кредо, возродив нек-рые настроения "потерянного поколения" 20-х гг., было анархическим, и в итоге движение "битников" скоро сошло на нет.

Много глубже анализ духовных и этич. последствий маккартизма, содержащийся в драмах А. Миллера (р. 1915) "Смерть коммивояжёра" (1949), "Вид с моста" (1955), "Цена" (1967), где отстаивается идея гражд. ответственности каждого за себя и за судьбы общества. Безысходно трагичны многие пьесы T. Уильямса (р. 1914), изображающего бесчеловечный хаос капиталистич. действительности, где нет места истинной красоте. Растущие барьеры между людьми, деградация моральных ценностей - тема нек-рых пьес (напр., "Кто боится Вирджинии Вулф?", 1963, и др.) Э. Олби (р. 1928), испытавшего влияние "театра абсурда".

Новейшая амер. поэзия проникнута протестом против обезличивания человека, механизации его чувств, превращения его в "единицу статистики". Этич. проблематика привлекает P. Лоуэлла (р. 1917), P. Уилбера (р. 1921), Д. Левертов (р. 1923) и MH. других поэтов, стремящихся передать также ощущение непредсказуемой изменчивости жизни, не укладывающейся в "рациональные" рамки. Чувство многосложности мира и обострённое внимание ко всему алогичному, причудливому, к противоречиям бытия, не разрушающим его высшей гармонии, органично передавали У. Стивене (1879- 1955), T. Рётке (1908-63). Дж. Берриме-ну (1914-71), P. Джарреллу (1914-65) и др. поэтам воен. поколения присуще сознание глубокой психологич. травмированное™ совр. человека, неспособного найти контакт ни с другими людьми, ни с природой. В годы войны во Вьетнаме происходила политизация поэзии, как, впрочем, и всей лит-ры, активно участвовавшей в антивоен. движении. Социалистич. традиции продолжают У. Лоуэкфелс (р. 1897), T. Мак-Грат (р. 1916).

Движение за гражд. равноправие пробудило новые творч. силы негритянской лит-ры. Райт, прошедший через влияние модернизма, в романе "Долгий сон" (1958) поставил проблему глубокого и пагубного психологич. отчуждения, вызванного расовым конфликтом. Крах попыток юноши-негра преодолеть в себе воспитанный с детства комплекс расовой неполноценности описал в романе "Невидимка" (1952) P. Эллисон (р. 1914). Дж. Болдуин (р. 1924) пишет о мучительных усилиях негритянских интеллигентов вырваться из духовного гетто ("Чужая страна", 1962), рост гражд. самосознания народа отражён в публицистике Болдуина ("И имени его не будет на площади", 1972). Романам Дж. О. Килленса (р. 1916), поэзии Л. Джонса (р. 1934) подчас присущи левоэкстремистскив перегибы .

Амер. роман 60-70-х гг. чутко улавливает социальные противоречия в развитии страны. В книгах MH. писателей отчётливо сказывается разочарование в системе ценностей бурж. общества. Поиски духовных и нравственных ориентиров влекут за собой разрыв с требованиями этого общества. В произв. авангардистов такой разрыв обычно приводит либо к нигилизму, как у Дж. Барта (р. 1930), либо к оправданию аморальности, как у У. Беррруза (р. 1926). Реалистич. лит-pa подчёркивает ответственность героя за свой выбор, за нравств. итоги жизни ("Восьмой день", 1967, T. Уайлдера, р. 1897; творчество С. Беллоу, р. 1915, и др.).

Произв. Ф. О'Коннор (1926-65), Дж. Чивера (р. 1912), У. Стайрона (р. 1925), Дж. К. Оутс (р. 1938) и др. писателей в разных художеств, аспектах затрагивают тему духовной пустоты и засилья псевдокультуры, побуждающего героев к бунту, нередко чисто разрушит, характера. К. Воннегут (р. 1922) анализирует феномен прагматич. сознания, к-рое обожествляет науку, считая излишними социальные и этич. категории (-"Колыбель для кошки", 1963). Эту тему поднимает и науч. фантастика - P. Брэдбери (р. 1920), P. Шекли (р. 1928). Успешно развиваются документальные жанры. В них находят отражение политич. борьба ("Армии ночи", 1968, Мейлера), проблема преступности ("Хладнокровно", 1965, T. Капоте, р. 1924), трагич. события современности ("Хиросима", 1946, "Преступление в мотеле "Алжир", 1968, Дж. Херси, р. 1914; вьетнамские репортажи M. Маккарти, р. 1912).

На амер. писателей влияют филос. концепции, объявляющие человеческую жизнь абсурдной, а человека - рабом инстинктов и игрушкой в руках судьбы (экзистенциализм, фрейдизм и др.). Герой нередко разобщён с миром, придерживается позиции "постороннего" и тщетно пытается сбросить бремя одиночества. В лучших произв. модернистские влияния преодолеваются точностью социального анализа и гуманистич. убеждениями автора. Об этом свидетельствуют книги писателей, испытавших воздействие абсурдизма и фрейдизма,- Дж. Хеллера (р. 1923), Стайрона, Капоте и др.

Амер. лит-ра 20 в. широко откликнулась на явления кризиса бурж. общества новейшей формации: разрушение индивидуальности, обострение социальных антагонизмов, нарастание нигилистич. настроений, крушение либеральных иллюзий, жесткую духовную регламентацию, уродливое развитие науч.-технич. революции в капиталистич. условиях. Поиски надёжных идейных и нравств. ориентиров, стремление к актуальности и действенности иск-ва вызвали к жизни новаторские черты амер. прозы, поэзии, драматургии. Распространены приёмы внутр. монолога, кинематографич. монтажа событий, документально точной фиксации переживаний. В лит-ре 70-х гг. наблюдается отход от традиц. жанров, увлечение лит-рой факта, стремление к условности, гротескности, иносказанию.

В США существует охранительная, конформистская, антикоммунистическая лит-pa, внушающая читателю веру в "идеалы" бизнесмена и милитариста, запугивающая его мифами времён "холодной войны". С 50-х гг. "массовая беллетристика" (см. "Массовая культура") приобрела особый вес на книжном рынке. Как правило, она находится за пределами иск-ва, это в первую очередь обществ, явление, инструмент идеологич. подавления личности в совр. бурж обществе. Ей противостоит творчество крупнейших писателей, к-рые стремятся к бескомпромиссному социальному анализу и сознаю! высокую ответственность лит-ры.

Мировое признание амер. лит-pa получила в 20 х гг. 20 в., хотя творчество отд. писателей (По, Уитмен, Твен) было оценено за пределами США намного раньше. Для лит-ры США в её лучших проявлениях характерны усиливающееся сознание чуждости бурж. отношений коренным потребностям человека, демократизм позиции художника.

Литературоведение. Науч. изучение лит-ры в США ведётся с нач. 20 в. Ранний этап развития амер. литературоведения отмечен активностью культурно-исторической школы (10- 20-е гг.), виднейшие представители к-рой В. Л. Паррингтон (1871 - 1929) и В. В. Брукс (1886-1963) стремились рассматривать историю лит-ры в тесной связи с особенностями обществ, и культурной жизни страны. Эти критики уделили особое внимание демократич. и реалистич. традициям амер. лит-ры и теоретич. исследованию важнейших процессов её истории и творчества крупнейших писателей. Вместе с тем в их работах ощутимо воздействие позитивизма и упрощённо социологич. концепций, в значит, мере преодоленное в лучших трудах Ф. О. Маттисена (1902-50), M. Каули(р. 1898) и др. видных литературоведов 30-40-х гг., к-рые сочетали социально-историч. подход к иск-ву с более глубоким анализом его специфики, хотя и не создали столь обобщающих трудов, как "Основные течения американской мысли" (т. 1-3, 1927-30) Паррингтона.

Демократич. направление развивалось в полемике с многочисл. школами формального литературоведения, опирающимися на филос. и эстетич. идеи группы "новых гуманистов" (И. Бэббитт, 1865-1933; П. Э. Мор, 1864-1937, и др.), к-рая сложилась в 20-е гг. и провозгласила доктрину автономии лит-ры и имманентности законов её развития. Эти идеи легли в фундамент "новой критики", рассматривающей произведения как особую замкнутую систему (А. Тейт, р. 1899, Дж. К. Рэнсом, р. 1888, и др.). Занимавшая ведущие позиции в академич. литературоведении 30-40-х гг. "новая критика" в 60-е гг. была потеснена фрейдистскими, экзистенциалистскими, структуралистскими школами литературоведческого анализа, признающими определённую зависимость лит-ры от обществ, действительности, однако стремящимися истолковать иск-во не как объективное художеств, исследование жизни, а как модель, построенную в соответствии с филос. принципами, разделяемыми данной школой.

Лит : История американской литературы, т. 1, М.-Л., 1947; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 1-3, M , 1962-63; Проблемы истории литературы США, M., 1964; Мендельсон M. O1 Современный американский роман. M-, 1964; О р л о в a P , Потомки Гекльберри Финна, M., 1964, 3 а с у рoк и и Я. H.. Американская литература XX в., M., 1966; Финкелстайн С., Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе, пер. с англ., M-, 1967; Брукс В. В., Писатель и американская жизнь, пер. с англ., т. 1 - 2, M., 1967 - 71; КашкинИ А, Для читателя-современника, M., 1968; Современное литературсн ведение США, M., 1969; Проблемы литературы США XX в , M., 1970; А л л е н У , Традиция и мечта, пер. с англ., M , 1970; Старцев А И, От Уитмена до Хемингуэя, M., 1972; Маттисен Ф О., Ответственность критики, пер. с англ., M., 1972; К а у л и M., Дом со многими окнами, пер. с англ., M , 1973; Основные тенденции развития современной литературы США. M., 1973, Literary history of the United States, ed. by R. E. Spiller [a. o.], N. Y , 1963; The Cambridge history of American literature, ed. by W. P. Trent [а. о ], V. 1 - 3, N. Y.- Camb., 1946; H a r t J, The Oxford Companion to American literature, N Y., 1965. A. M. Зверев.


XIV. Архитектура и изобразительное искусство

С древнейших времён на терр. США развивались художеств, культуры индейских племен, находившихся на разных стадиях общинно-родового строя. Замечательны достигавшие больших размеров ярусные дома-селения (пуэбло), полуподземные святилища (т. н. кива), тонко стилизованные рисунки на керамике (птицы, олени, насекомые) индейцев Ю.-З.; полны острой выразительности кам., глиняные, деревянные изображения людей и животных, глиняные фигурные курительные трубки индейцев лесной зоны. В результате колонизации это иск-во подверглось разрушению и в основном исчезло. Но ряд индейских художеств, ремёсел сохранился: полихромная резьба по дереву с мифологич. мотивами у индейцев Сев.-зап. побережья, узорное ткачество, рисунки из цветного песка у индейцев Ю.-З., роспись одежды и палаток (типи) и украшения из перьев у индейцев прерий.

В 16-18 вв. на терр. США распространилась культура европ. типа - вначале испанского (на Ю. и Ю.-З.), затем голландского и английского (на С.-В.) и французского (в низовьях р. Миссисипи). Различие природных условий, нац. традиций и социального состава колонистов определило уже в начале колон, периода разнообразие стилистических и типологических вариантов архитектуры. На терр. Аризоны, Калифорнии, Техаса, Флориды и особенно Нью-Мексико традиции индейского монументального зодчества и опыт мекс. стр-ва колон, эпохи своеобразно преломились в мощных, укрепленных зданиях миссий и церквей с их лаконичными формами и резными порталами. Архитектура Новой Англии, отличавшаяся грубоватой силой, сформировалась под влиянием сурового климата и пуританского уклада жизни, на основе англ. ср.-век. традиций и простейших технич. средств. В сер. 18 в. богатые усадьбы плантаторов Виргинии и Мэриленда получали представительную симметричную композицию в духе палладианских вилл.
США. Древнее ИСКУССТВО индейцев. 1. Трубка в виде волчьей головы Базальт. Культура Северо-Запада. Мемориальный музей Томаса Бёрка. Сиэтл. 2. Чаша из Мимбрес-Вэлли (шт. Нью-Мексико). Керамика. Культура Юго-Запада Институт искусств. Миннеаполис. 3. Коленопреклонённый человек из Дак-Ривер (шт. Теннесси). Песчаник. Лесная зона, стадия Миссисипи. Музей примитивного искусства. Нью-Йорк 4. Голова лани из Ки-Марко (шт. Флорида). Дерево. Лесная зона, стадия Миссисипи. Университетский Музей Филадельфия

P. Э р л. Портрет У. Карпентера. 1779. Художественный музей Вустер (шг. Массачусетс).
К кон. 17 в. началось упорядочение планировки городов на основе прямоугольных схем (план Филадельфии, 1682, составлен при участии У. Пенна), постепенно устанавливались общие стереотипы в застройке.

В изобразит, иск-ве колон, периода полностью господствовала портретная живопись, только на Ю.-З. исп. католич. миссионеры насаждали религ. живопись. Портреты 17 - нач. 18 вв., выполненные в сев.-вост. р-нах, проникнуты духом трезвого практицизма и при всей их провинциальности и примитивной плоскостности точны и правдивы. В сер. 18 в. Дж. Хесселиус, Дж. Смайберт, P. Фик создали конкретные образы колонистов и индейцев, а во 2-й пол. 18 в. Дж. С. Копли выразительно запечатлел крепкие характеры, энергию и практич. смётку американцев; в амер. ист. сценах и портретах Б. Уэста академич. идеализация сочетается с интересом к точным этнографич. деталям.

Подъем нац. самосознания, распространение демократич. идей в Войне за независимость 1775-83 многообразно отразились в культуре США рубежа 18-19 вв. Для архитектуры амер. классицизма этого времени характерны впечатляющие, проникнутые гражданств, духом постройки архитекторов Ч. Булфинча и T. Джефферсона (гос. деятеля и мыслителя). В портретах - суховатых и строго достоверных у P. Эрла, своеобразных по замыслу у Ч. У. Пила, виртуозных, трепетных и метких у Г. Стюарта - созданы психологич. образы героев революции и рядовых современников. Дж. Трамбаллу принадлежат ист. композиции, в к-рых отразилось воодушевление участников освободит, борьбы. По плану П. Ш. Ланфана в 1790-х гг. началось стр-во новой столицы - Вашингтона, где лучевые магистрали и торжеств, эспланада были наложены на прямоугольную сетку улиц, что явилось синтезом амер. прагматизма и барочной идеи "города как произведения иск-ва"; господствующее над городом здание Капитолия (1793-1865, арх. У. Торнтон, Б. Латроб, T. Уолтер и др.) обнаружило тенденцию парадной представительности, а приёмы классицизма получили здесь декоративное истолкование. Господство классицизма в офиц. архитектуре продолжалось до 1840-х гг., когда совершился поворот к романтич. образам ложной готики, а затем и к откровенному эклектизму.

С нач. 19 в. разочарование в бурж. рационализме проявилось в романтич. чертах живописи У. Олстона; в пейзажах "школы реки Гудзон" (T. Коул, Дж. Ф. Кенсетт) пафос открытия нетронутых просторов и романтическая эффектность нередко соединялись с мелочностью и сухостью письма. Распространение получил бравурный парадный портрет (Дж. Нигл, ряд произв. С. Морзе). В то же время в 1-й пол. и сер. 19 в. развивалась реалистич. ясная и непритязательная жанровая живопись: быт простых людей с острой наблюдательностью и чувством типического запечатлен в картинах У. С. Маунта, Дж. К. Бингема, И. Джонсона. Типы американцев разных сословий ярко воплощены в портретах T. Салли, жизнь природы - в акварелях орнитолога Дж. Одюбона.

Характер массового стр-ва 19 в. определялся внедрением новых, рациональных типов конструкций: с 1830-40-х гг. - деревянного "воздушного" каркаса в жилых домах, а с кон. 40-х гг.- металлич. каркаса в пром., торг, и адм. зданиях (постройки инж. Дж. Богардуса). После Гражд. войны 1861-65 страна вступила в полосу интенсивного пром. развития. Стремит, рост стр-ва требовал непрерывного совершенствования его методов. Небывалые грандиозные формы рождались в мостостроении (инж. Дж. и У. Рёблинг). Спекулятивный рост стоимости земли в деловых центрах требовал увеличения высоты зданий, что стало возможным с изобретением лифта (1852) и усовершенствованием металлич. каркаса. В 80-90-х гг. возник новый тип конторских многоэтажных зданий - небоскрёб. Начала осознаваться необходимость связать проф. архитектуру и стихийную рациона листич. традицию, использовать новую технику для создания новых художеств, форм (статьи X. Гриноу). В тяжеловесно-монументальных постройках Г. X. Ричардсона обращение к романской архитектуре соединилось со стремлением к рациональности и к "истинности" выражения. Влияние Ричардсона помогло консолидироваться чикагской школе, развивавшей совр. инженерию и архитектуру; она сложилась в ходе восстановления Чикаго после пожара

1871. У. Ле Барон Дженни построил первые здания с полным металлич. каркасом, отождествляя архит. форму с рациональной конструкцией. Наиболее чистым выражением каркасной структуры было многоэтажное башенное здание Риланенс-билдинг в Чикаго (1890-94, арх. Д. X. Вернем, Дж. У. Рут). В отличие от др. архитекторов чикагской школы, стремившихся к чисто коммерч. эффективности, Л. Салливен искал полноценною воплощения современности в архит форме, ставил во всей её сложности проблему художеств, образа в высотных сооружениях. В 80-90-х гг. развивалась и шедшая от Ричардсона традиция "гонтового стиля" в домах для состоятельных слоев населения: романтич. живописность соединялась здесь с представительностью ц уютом. Но господствующим направлением в архитектуре США стал эклектизм, откровенно угождавший богатой буржуазии. Перелом к нему определила Всемирная выставка 1893 в Чикаго: планировка ансамбля (арх. Д. X. Бернем) исходила из парадных схем классицизма, а архитектура павильонов отличалась безудержной пышностью. Распространилось прямое копирование архит. мотивов и деталей; так, арх. Ч. Ф. Мак-Ким, У. Мид, С. Уайт в обществ, интерьерах воспроизводили фрагменты рим. терм, а арх. К. Гилберт прятал каркасную структуру небоскрёба в готич. одежды. Строго академич. формул придерживались арх. Г. Бэкон и Дж P. Поуп.

В изобразит, иск-ве 2-й пол. 19 в. господствующее положение заняло фальшивое салонное направление, вызвавшее двоякую реакцию. Своеобразным протестом против культуры преуспевающей буржуазии был полный мрачной фантастики символизм А. П. Райдера. Вместе с тем развитие демократич. движения способствовало формированию крупнейших амер. живописцев-реалистов, опиравшихся на местную традицию и на опыт европ. иск-ва. У. Хомер (начавший с документальных сцен Гражд. войны) противопоставлял бурж. гор. цивилизации радости сел. жизни, а позже суровый быт моряков и охотников, драматически противостоящих морской или лесной стихии.

Архитектура США. 1. Д ж. и У. P ё б л и н г Бруклинский мост в Нью-Йорке. 1869 - 83. 2. Ч. Ф. Ma к-К и м, У. Мид, С. Уайт. Дом У. Ло в Бристоле (шт Род-Айленд). "Гонтовый стиль" 1887. 3. Э р о С а а р и н е н. Технический центр компании "Дженерал моторе" в Уоррене (шт. Мичиган) 1945-55.

T. Эйкинс с бескомпромиссной правдивостью, строго придерживаясь факта, изображал гор. жизнь, людей науки, иск-ва, спорта, типы современников. Дж. Иннесс принёс в амер. пейзаж опыт барбизонской школы. С импрессионизмом связаны Дж. M. Уистлер, тонкий и оригинальный мастер реалистич. портрета и лирич. пейзажа, и M. Кэссетт, автор непосредственных и свежих картин на темы материнства. Дж. С. Сарджент, отдавший дань салонным вкусам, создал и ряд ярких психологич. портретов. На амер. живописной традиции основывался мастер повествоват. натюрморта У. Харнетт. Скульптор О. Сент-Годенс создал замечат. реалистич. памятники, портреты, надгробия.

В нач. 20 в. Ф. Л. Райт, развивая выдвинутый в теоретич. работах его учителя Л. Салливена принцип органической архитектуры, в жилых постройках достигал слитности с природой, эффектов "перетекающего" архит. пространства. Близки по характеру работы архитекторов Калифорнии - братьев Ч. и Г. Грини и И. Джилла, соединивших элементы местной традиции с предвосхищением ряда черт функционализма. В 1900-х гг. А. Кан создал архит. фирму, к-рая проектировала крупные строго рациональные пром. комплексы, сочетая трезвый практицизм экономич. расчёта со смелостью инж. решений. Но господствовала по-прежнему эклектика, становясь всё более вызывающей. В 20-х гг. 20 в. средоточием "массовой культуры" стали здания кинотеатров, вульгарная бутафорская роскошь к-рых дополняла утешительные мифы голливудской "фабрики грёз". Идеи рационалистич. архитектуры, выдвинутые чикагской школой, были надолго забыты в США и вернулись туда как европ. мода (жилые дома, строившиеся в Калифорнии с сер. 20-х гг. P. Нёйтрой). К нач. 30-х гг. поверхностно воспринятые формы функционализма проникли в стр-во высотных зданий (102-этажный небоскрёб Эмпайр стейт бил-динг в Нью-Йорке, 1930-31, архит. фирма "Шрив, Лэмб и Хармон"). Формирование же гор. структур было стихийным, а попытка создать в Нью-Йорке ансамбль высотных зданий в Рокфеллеровском центре (1931-40) не увенчалась успехом. Вместе с тем в 20-х гг. появились новые идеи организации малоэтажной жилой застройки - устройство "супер-блоков", где пешеходы изолировались от движения транспорта (арх. К. Стайн и др.). В 30-х гг. получили популярность натурфилос. концепции Райта, противопоставлявшиеся крайностям техницизма. Созданная в кон. 30-х гг. В. Гропиусом и M. Л. Брёйером серия жилых домов в окрестностях Бостона положила начало региональному направлению в архитектуре Новой Англии, объединявшему функционализм с местной традицией.

В годы 2-й мировой войны 1939-45 в США развивалось сборное стр-во; был создан новый тип производств, здания - огромный многопролётный блок без естеств. освещения, с плоской крышей. В послевоен. годы амер. металлургия (развернувшая в войну мощности заводов) внедряла в стр-во свою продукцию, стимулируя развитие "архитектуры стали и алюминия". Выдвинутые после войны лозунги "интеграции Запада" по