БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201. Милейковский, M., 1971; Осадчая И. M., Современное кейнсианство, M., 1971; Американская география, пер. с англ., 1957; Новое в лингвистике, вып. 1-7, M., 1960-75; Американский структурализм, в кн.: Основные направления структурализма, M., 1964; Мельч у кИ. А., Равич P. Д., Автоматический перевод 1949 - 1963. Критико-библиографический справочник, M., 1967; их же, Автоматический перевод 1964-1971. Библиографический указатель, M., 1975; Hall R. А., American linguistics, 1925-50, "Archiyum Linguisticum", 1951, V. 3, fasc. 2; Readings in linguistics, Wash., 1957: Trends in European and American linguistics, 1930-1960, Antw., 1963; Current trends in linguistics, The Hague -Mouton, 1963.
XII. Печать, радиовещание, телевидение

Печать, радиовещание и телевидение в США в целом сосредоточены в руках газетных концернов, информац. агентств, пресс-синдикатов, радио- и телевещат. корпораций, тесно связанных с финанс. капиталом, и являются проводниками идеологии, политики и морали господствующего класса. В нач. 1970-х гг. менее 200 монополистич. объединений контролировали половину тиража ежедневных газет США. Так, концерну Скриппса - Говарда принадлежит ок. 20 газет, он владеет контрольным пакетом акций агентства Юнайтед пресс интернэшонал (ЮПИ); концерн Херста владеет св. 20 газетами и журналами, акциями ЮПИ, контролирует пресс-Синдикат, клиентами к-рого являются св. 2 500 газет. Многие газетные концерны и пресс-синдикаты - собственники радио- и телевизионных станций, предприятий лесной и бум. пром-сти и др.

В 1975 издавалось св. 20 тыс. газет, журналов и др. периодич. изданий, в т. ч. ок. 1,7 тыс. газет. Общий тираж газет составлял более 60 млн. экз. Наиболее распространённые газеты: "Нью-Йорк тайме" ("The New York Times"), с 1851, тираж ок. 850 тыс. экз., воскресного выпуска ок. 1,5 млн. экз. (здесь и ниже данные 1975); "Вашингтон пост"("Washington Post"), с 1877, св. 500 тыс. экз.; "Уоллстрит джорнал" ("The Wall Street Journal"), с 1889, 1,4 млн. экз.; "Чикаго трибюн" ("Chicago Tribune"), с 1847, св. 650 тыс. экз.; "Лос-Анджелес тайме" ("Los Angeles Times"), с 1881, 1 млн. экз.; "Крисчен сайенс монитор" ("Christian Science Monitor"), с 1908, ок. 200 тыс. экз.; "Филадельфия инквайрер" ("Philadelphia Inquirer"), с 1771, 700 тыс. экз.; "Детройт ньюс" ("Detroit News"), с 1873, св. 650 тыс. экз. Общественно-поли-тич. журналы: "Тайм" ("Time"), с 1923, св. 4 млн. экз.; "Ньюсуик" ("Newsweek"), с 1933, 3 млн. экз.; "Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рипорт" ("United States News and World Report"), с 1933, ок. 2 млн. экз.; "Форчун" ("Fortune"), с 1930, св. 600 тыс. экз.; "Бизнес уик" ("Business Week"), с 1929, св. 750 тыс. экз.; "Нейшен" ("Nation"), с 1865, ок. 30 тыс. экз.; "Форин афферс" ("Foreign Affairs"), с 1922, св. 70 тыс. экз.

В числе прогрессивных изданий США: "Дейли уорлд" ("Daily World"), с 1968, ок. 55 тыс. экз., ежедневная газета; "Политикал афферс" ("Political Affairs"), с 1922, 4,5 тыс. экз., ежемесячный теоретич. журнал компартии США; "Пиплс уорлд" ("People's World"), с 1938, еженедельная газета.

Ведущие информац. агентства: Ассошиэйтед пресс (Associated Press), с 1848; Юнайтед пресс интернэшонал (United Press International), осн. в 1958.

Первая коммерч. радиостанция осн. в 1920. В 1975 имелось св. 7 тыс. радиостанций и 900 телевиз. станций. Крупнейшие радио-ителевиз. компании:"Нэшонал бродкастинг компани", "Коламбия бродкастинг систем", "Американ бродкастинг компани", "Мючюэл бродкастинг систем".

Наряду с пропагандистскими материалами большой удельный вес в телепрограммах занимают развлекат. и рекламные передачи, детективные сериалы и пр. В. В. Шимановский.


XIII. Литература

Первые лит. произв. создавались в англ, колониях в Сев. Америке. В нач. 17 в. центрами лит. жизни были Новая Англия и Виргиния. Лит-pa Новой Англии носила религ.-морализаторский характер. Она проповедовала неукоснит. следование догматам пуританизма (см.Пуритане). Из писателей-пуритан наиболее известен К. Мезер (1663-1728), автор "Великих деяний Христа в Америке" (1702), где содержится подробное изложение истории пуританских поселений.

С сер. 17 в. заявляет о себе оппозиция пуританской теократии. Идеи веротерпимости отстаивал в своих богословских соч. P. Уильяме (ок. 1603-83), доктрину "естественного права" развивал публицист Дж. Уайз (1652-1725). Зарождается светская лит-pa; пуританский ригоризм высмеял в "Новоанглийском

Ханаане" (1637) T. Мортон (ок. 1590 - ок. 1647), поэтесса А. Брэдстрит (1612- 1672) издала сб. дидактич. поэм-диалогов "Десятая муза, недавно появившаяся в Америке" (1650), против рабовладения выступил в "Продаже Иосифа" (1700) С. Сьюолл (1652-1730). Большое развитие светская лит-pa получила в свободной от пуританства Виргинии. Быт плантаций, нравы Юга, куда в поисках богатств устремлялись "джентльмены-авантюристы", щедрую природу этого края описывали в путевых дневниках и мемуарах Дж. Смит (1580-1631), Дж. Олсоп (1638-?), У. Бэрд (1674-1744) и др. Характерная для амер. культуры обособленность Юга восходит к колон, периоду.

Черты нац. своеобразия формирующейся амер. лит-ры отчётливее выступили в творчестве революц. просветителей эпохи Войны за независимость 1775-83, сторонников рационализма и деизма. Б. Франклин (1706-90) в "Науке простака Ричарда" (1748), "Притчах" (1778- 1780) и "Автобиографии" (изд. на франц. яз. в 1791) пропагандировал идеалы "третьего сословия". Манифестом бурж. демократии явились "Права человека" (1791-92) философа и революционера T. Пейна (1737-1809); в его соч. "Здравый смысл" (1776) доказывались порочность монархич. принципа и необходимость создания независимой республики в колониях. Автор "Декларации независимости" (1776) T. Джефферсон (1743- 1826) защищал "священные права человеческой природы", к числу к-рых относил "жизнь, свободу и стремление к счастью". В "Заметках о Виргинии" (1787) он выступил против рабовладения, потребовал отделения церкви от гос-ва. Получила развитие массовая песня, а также сатира, публицистика, к-рым присущи тенденции революц. классицизма. Эти тенденции преобладают и в стихах т. н. университетских поэтов, откликнувшихся на события Войны за независимость 1775-83: Дж. Трамбалла (1750-1831), Дж. Барло (1754-1812) и др. Крупнейшим представителем амер. классицизма был поэт Ф. Френо (1752-1832), испытавший влияние идей Великой франц. революции. В нек-рых его произв. ощутимы веяния предромантизма, в большей мере затронувшие творчество прозаика Ч. Брокдена Брауна (1771-1810), писавшего в духе "готического романа". Видным прозаиком-просветителем явился X. Брекенридж (1748-1816), к-рый был и одним из создателей амер. драматургии ("Сражение при Банкер-Хилле", 1776). В кон. 18 в. впервые выступают писатели-негры (памфлет "Негритянское рабство", 1789, подписанный "Отелло, свободный негр").

Сложный процесс формирования нац. амер. лит-ры завершился в эпоху романтизма, охватывающую 1-ю пол. 19 в. Выступая против бурж. отношений, установившихся в США после Войны за независимость, романтики трагически воспринимали разлад между идеалами амер. революции и практикой собственнич. мира. Они стремились понять смысл противоречий амер. истории, наложивших отпечаток на нац. характер американцев, отстаивали идеи духовной и культурной самостоятельности США. Свободные от кальвинистских догм, романтики наполнили лит. традиции пуритан живым и острозлободневным обществ, и психологич. содержанием. Наследуя социально-обличит. пафос просветителей, они противопоставили их рационализму чувство не-предугадуемой и драматич. динамики жизни, в к-рой видели подспудную борьбу доброго и злого начал, получавшую в их произв. нравственное, религиозное, порой мистич. истолкование. В нек-рых отношениях (обострённое переживание драмы человека, сталкивающегося с трагич. действительностью бурж. общества, внимание к полуосознанным побуждениям личности и к глубинным духовным коллизиям) амер. романтизм предвосхитил идейно-нравств. искания лит-ры 20 в.

История амер. романтизма распадается на два этапа. Ранний этап (1810- 1830-е гг.) отмечен преобладанием сатирич. жанро^в и историч. романа. В "Истории Нью-Йорка" (1809) У. Ирвинга (1783-1859) шутливый рассказ о людях и событиях колон, периода перемежается острыми зарисовками совр. нравов. Новеллы Ирвинга (сб. "Книга очерков", 1820, и др.) примечательны прозаиза-цией традиционных для романтической лит-ры Европы мотивов, ощущением специфики психологнч. склада американца с его практицизмом и энергией, чувством стремит, темпа происходящих в амер. жизни перемен ("Рип Ван Винкль"). Просветит, идеал "естественного человека" воспел в романах о Кожаном Чулке Дж. Ф. Купер (1789-1851): герой бежит от "цивилизации" в романтич. мир "фронтира" - отодвигающейся на Запад границы между землями переселенцев из Европы и владениями индейских племён. Историч. роман Купера характеризуется реалистич. тенденциями. В пейзажной лирике У. К. Брайанта (1794-1878)выражен и протест против оурж. утилитаризма. К событиям амер. прошлого обращаются южане У. Г. Симе (1806-70), Дж. П. Кеннеди (1795-1870), к-рые в своих историч. романах выдвигают консервативную концепцию "особого пути" Юга, якобы минующего стадию бурж. развития.

В 1836 сложилась группа "Молодая Америка", боровшаяся за нац. своеобразие амер. лит-ры. Декларацией духовной самостоятельности США явилось эссе "Американский учёный" (1837) P. У. Эмерсона (1803-82), лидера трансценденталистов. Испытав воздействие фурьеризма, трансценденталисты в 1840 образовали колонию Брукфарм, где пытались практически воплотить принципы разумной кооперации труда, опрощения и духовного возрождения. Колония распалась в 1847, когда выявилась индивидуалистич. природа трансцендентализма, теоретически обоснованная в основных соч. Эмерсона ("Доверие к себе", 1841, "Представители человечества", 1850). Высшим художеств, достижением близких к трансцендентализму писателей стал лирико-публицистич. дневник Г. Д. Торо (1817-62) "Уолден, или Жизнь в лесу" (1854), проникнутый мыслью о нравств. долге личности и содержащий резкую критику бурж. отношений. Торо создал поэтичные картины амер. природы.

Творчество писателей, выступивших на 2-м этапе развития амер. романтизма (1840-50-е гг.),- Г. Мелвилла (1819- 1891), H. Хоторна (1804-64) - отмечено углублёнными филос. и социальными исканиями. Растущее разочарование в духовных ценностях и практич. морали бурж. Америки выразилось в поэтизации патриархальной жизни: руссоистские идеи утверждались в повестях "Тайпи" (1846) и "Ому" (1847) Мелвилла. Г. У. Лонгфелло (1807-82) противопоставлял дисгармоничной цивилизации гармонию природы (сб. "Перелётные птицы", 1858), ушедший красочный мир индейцев ("Песнь о Гайавате", 1855). Драма одиночества творчески одарённой личности, её отчаяние в бездуховном мире бизнеса глубоко раскрыта в стихах и новеллистике Э. А. По (1809-49). Точность социальных зарисовок у По соединилась с гротескным ("фантастическим") изображением духовного гнёта над личностью, приобретающим характер символа и аллегории. Аналитич. исследование форм и проявлений обществ, зла, насилия над свободой духовной жизни, индивидуалистич. морали как характерной особенности американца составляет пафос новелл и романов ("Алая буква", 1850, "Дом о семи шпилях", 1851) Xoторна и творчества зрелого Мелвилла. В романе Мелвилла "Моби Дик, или Белый Кит" (1851) создана сложнейшая система филос. символики, раскрывающая романтич. тему бунта личности против общества как тему вековечной и обречённой на поражение борьбы человека против своего трагич. земного удела. Широкий размах движения за отмену рабовладения (аболиционизм) в 50-е гг. способствовал росту гражд. тенденций в лит-ре амер. романтизма и подготавливал почву для реалистич. направления. Событием обществ, жизни стал роман Г. Бичер-Стоу (1811-96) "Хижина дяди Тома" (1852); созданная в книге картина объективно имела революц. смысл. Свой вклад в аболиционистскую лит-ру внесли Торо (памфлет "Гражданское неповиновение", 1849), Лонгфелло, прозаик P. Хилдрет (1807-65), поэты Дж. P. Лоуэлл (1819-91), Дж. Г. Уитьер (1807- 1892), Ф. Дуглас (1817-95) и др.

В годы Гражд. войны 1861-65 пережили расцвет антирабовладельч. сатира и массовая песня. Подъём демократич. настроений в стране накануне и в период Гражд. войны пробудил творч. силы народа, способствовал укреплению реалистич. тенденций в лит-ре США. В 1855 вышло первое изд. "Листьев травы" У. Уитмена (1819-92), чья поэзия сыграла огромную роль в становлении амер. реализма и радикальном обновлении всей системы поэтич. видения и изображения жизни. Уитмен обратился к изображению повседневности, контрастов города, пром. революции, мира рядовых людей. Он сочетал необычайную интенсивность лирич. переживаний и реалистич. достоверность созданного им панорамного образа Америки. Социальное развитие страны после Гражд. войны вызвало у Уитмена глубокую тревогу. Поэтика свободного стиха и принципы поэтич. реализма, к-рые Уитмен разработал в "Листьях травы" и обосновал в кн. "Демократические дали" (1871), оказали воздействие на мировую поэзию 20 в.

Последняя треть 19 в.- время быстрого развития реалистич. тенденций в амер. прозе. Становлению реализма помогали писатели, правдиво воссоздававшие быт и психологич. склад людей разных штатов: Бичер-Стоу, С. О. Джуитт (1849- 1909), Ф. Брет Гарт (1836-1902) и др. "Областническая" лит-pa показывала противоречия жизни, но не поднималась до широких обобщений. Теоретич. программу реализма пытался разработать У. Д. Хоуэлс (1837-1920), к-рый призывал изображать амер. типы и жизненные положения, но считал, что в условиях США нет почвы для серьёзной социальной критики. "Нежный реализм" Хоуэлса в дальнейшем претерпел изменения, и нек-рые его романы ("В поисках нового счастья", 1890) отмечены значит, обществ, содержанием. Реализм прокладывал себе путь в борьбе с апологетич. лит-рой и с эстетскими концепциями бостонской группы "браминов", требовавших избегать в иск-ве "низменного" (т. н. традиция благопристойности). Эстетизм отличал и лит. позицию Г. Джеймса (1843-1916), к-рый эмигрировал в Великобританию, полагая, что вульгарный практицизм амер. жизни, отражённый им в романе "Американец" (1877), недостоин художника. Тонкий мастер психологич. прозы, он показывал антигуманность бурж. прогресса ("Княгиня Казамассима", 1886) и писал о конфликте творч. личности с равнодушным к иск-ву миром ("Урок мастера", 1892).

Вершиной амер. реализма 19 в. явилось творчество Марка Твена (псевд. С. Клеменса, 1835-1910), к-рый в итоге сложной эволюции пришёл к развенчанию коренных принципов бурж. обществ, устройства. Твен отобразил амер. действительность своего времени во всём многообразии, уловив характерные черты миропонимания, присущего разным слоям американцев. Его творч. диапазон был подлинно широк: от газетного юмора "Простаков за границей" (1869) до филос. многозначности "Таинственного незнакомца" (опубл. в 1916). От зрелого Твена ("Приключения Гекльберри Финна", 1885, и др.) берёт начало реалистич. проза 20 в., стремившаяся к художеств, исследованию амер. повседневности в её своеобразии и драматизме. Переходными явлениями от 19 к 20 вв. были в литературе творчество мастера юмористич. новеллы О. Генри (псевд. У. С. Портера, 1862-1910), прозаиков Э. Уортон (1862- 1937), писавшей о старом Нью-Йорке, У. Кэсер (1876-1947), изображавшей жизнь шт. Небраска, и др.

В 90-е гг. заявил о себе амер. натурализм. Избежав крайностей "социального дарвинизма", натурализм в США способствовал усилению обличит, начала в лит-ре. X. Гарленд (1860-1940) и Ф. Норрис (1870-1902) стремились открыто изображать социальные противоречия и классовые конфликты эпохи развитого капитализма. С. Крейн (1871- 1900) показывал трагизм жизни отверженных большого города; в "Алом знаке доблести" (1895) он создал правдивые и жестокие картины Гражд. войны, о к-рой без романтич. прикрас писал и А. Бирс (1842-1914?). Драматургия и поэзия в кон. 19 в. переживали застой; лишь лирика не пользовавшейся при жизни известностью Э. Дикинсон (1830-86) была значит, художеств, явлением. Заметны достижения негритянской лит-ры (творчество поэта П. Л. Данбара, 1872-1906, и др.).

Вступление США в эпоху империализма отозвалось в лит-ре усилением социальной критики. Группа "разгребателей грязи" (Дж. Л. Стеффенс, 1866-1936, и др.) выступила с документальными произв., в к-рых обличала коррупцию, изображала контрасты обществ, жизни. Марк Твен завершил творч. путь антиимпериалистич. памфлетами. Формируется амер. критич. реализм 20 в. Неизбежность политич. столкновения буржуазии и пролетариата предсказал в "Железной пяте" (1907) Дж. Лондон (1876-1916). Его роман "Мартин Идеи" раскрывал трагедию художника из народа, сломленного системой бурж. предпринимательства в иск-ве. Социальная аналитичность, разоблачит, направленность и ощущение глубокого кризиса амер. демократии присущи творчеству T. Драйзера (1871-1945), в "Американской трагедии" (1925) развенчавшего миф о "равных возможностях для всех". К идеям социализма близок молодой Э. Синклер (1878-1968). В его романе "Джунгли" (1906) показана бесчеловечность капиталистич. эксплуатации, а в "Джимми Хиггинсе" (1919) выдвинута проблема роста революц. сознания рабочих.

В 1910-е гг. вокруг журн. "Masses" ("Массес", изд. с 1911) группировались революц. писатели. Среди них выделялись близкий к марксистской эстетике критик P. Борн (1886-1918) и публицист Дж. Рид (1879-1920), создавший выдающееся произв. об Окт. революции 1917 - "10 дней, которые потрясли мир" (1919). Социалистич. идеалы воспевал поэт Джо Хилл (1879-1915). На передовую лит-ру США заметно влияло творчество M. Горького, о к-ром восторженно писали Борн и Лондон. В поэзии выдвинулись P. Фрост (1874-1963), К. Сэндберг (1878-1967), Э. Л. Мастере (1869- 1950) и др. мастера реалистич. школы. В их стихах обрели новую жизнь традиции Уитмена, а также поэтов-романтиков. Продолженные Э. А. Робинсоном (1869-1935) поэтич. традиции 19 в. переосмыслялись новым поколением, стремившимся создать широкую картину совр. амер. действительности, наполнив её большим социальным и филос. содержанием.

Начинается творч. путь крупнейшего драматурга США Ю. О'Нила (1888- 1953), от бунтарских экспериментов пришедшего к сложной этич. проблематике пьес зрелого периода ("Траур - участь Электры", 1931, "Долгое путешествие в ночь", 1940, опубл. в 1956), отмеченных глубоким психологизмом. Формируется модернистская школа. Поэты Э. Паунд (1885-1972), T. С. Элиот (1888-1965), прозаик Г. Стайн (1874-1946) провозглашали разрыв с Америкой, считая её страной, где торжествуют нормы бурж. утилитаризма и нет почвы для истинной культуры. Их художеств, искания, оказавшие определённое воздействие на всю лит-ру Запада 20 в., были, однако, по сути своей замкнуто-формалистическими. Лишь изредка они, как Элиот в "Бесплодной земле" (1922), обращались к конфликтам и тревогам времени. В обществ, жизни они занимали крайне правые позиции.

Идейно-эстетич. размежевание усиливается в лит-ре США под воздействием Окт. революции в России и демократических движений межвоенных лет. Писатели, выступившие после 1-й мировой войны 1914-18 ("потерянное поколение"), выразили неверие молодёжи в идеалы "разумного" бурж. миропорядка. Их книги полны боли за поколение, погубившее юность в окопах, проникнуты мыслью о крушении рационального и некогда устойчивого бытия. Жестокие уроки войны внушили многим из них Чувство обречённости человека, трагичности его удела, по-разному запечатленное в ранних произв. Э. Хемингуэя (1899-1961)- "И восходит Солнце" (1926), "Прощай, оружие!" (1929); в "Трёх солдатах" (1921) Дж. Дос Пассоса (1896-1970); книгах Ф. С. Фицджеральда (1896- 1940); романе "Огромная камера" (1922) Э. Э. Каммингса (1894-1962), впоследствии видного поэта-экспрессиониста.

20-е гг.- время расцвета критич. реализма 20 в. в амер. лит-ре: набирает силу талант выдающегося сатирика С. Льюиса (1885-1951), творч. взлёт переживает Драйзер, новаторскими поисками отмечено творчество молодых писателей. Обострённое восприятие красоты мира, соединившееся с сознанием безвременной духовной и эмоциональной опустошённости человека, предопределило своеобразие повествоват. средств в амер. романе этого периода. Крупнейшим достижением экспериментальной прозы 20-х гг. стал роман У. Фолкнера (1897-1962) "Шум и ярость" (1929), исполненный ощущения распадающихся связей между людьми. Глубокому анализу "диалектики души" здесь помогает новаторская художеств, концепция времени как активно проявляющегося в сознании унаследованного или приобретённого историч. опыта. Мотивы неодолимого одиночества соединяются в лит-ре 20-х гг. с поисками надёжного нравств. ориентира в бездуховной и аморальной амер. реальности. "Американская трагедия" Драйзера, "Великий Гэтсби" (1925) Фицджеральда изображают жизненное крушение героев в атмосфере продажности и всесильного индивидуализма, к-рый в итоге овладевает и их сознанием.

Усиливается интерес писателей к будничному существованию "среднего американца", к жизни амер. провинции. Ш. Андерсон (1876-1941) ввёл в лит-ру тип "гротеска" (сб. новелл "Уайнсбург, Огайо", 1919), его герой сломлен повседневностью, духовно подавлен, жалок и трагичен в устремлениях к содержат, жизни и к человечности. Сатирич. обличение и одновременно сострадание такому герою сложно переплетаются в романах Льюиса "Главная улица" (1920) и "Бэббит" (1922), в новеллистике P. Ларднера (1885-1933), где тот же персонаж то предстаёт воинствующим обывателем, то сам оказывается жертвой господствующего в обществе равнодушия. В поэзии эту же тему разрабатывал Мастере. Процесс отчуждения, обезличивания, контрасты большого индустр. города определили проблематику сб. Сэндберга "Дым и сталь" (1920), творчества У. К. Уильямса (1883-1963) и др. поэтов.

Романы T. Вулфа (1900-38) посвящены трагедии творчески одарённой личности, сталкивающейся с практицизмом, косностью, безликостью окружающего мира; синтезируя лирич. пафос и реалистич. достоверность бытописания, Вулф создаёт эпопею нового типа - "роман-поток", передающий широкий спектр явлений бытия и течение духовной жизни героя.

Мировой экономия, кризис 1929-33 повлёк за собой обострение социальных антагонизмов, что нашло широкое отражение в лит-ре США 30-х гг.- т. н. красного десятилетия. 30-е гг.- время качеств, сдвигов в амер. критич. реализме 20 в., углубления его социальной проблематики, утверждения пафоса активной борьбы за гуманистич. идеалы. Демократич. силы лит-ры выступили против олигархии и угрозы фашизма. Были организованы "Клубы Джона Рида·", "Лига американских писателей^. MH. писатели выступили в защиту Исп. республики. Хемингуэй посвятил Испании роман "По ком звонит колокол" (1940), свидетельствующий, как и роман "Иметь и не иметь" (1937), о переломе в творчестве писателя, выразившего в этих книгах непоколебимую веру в человека и его активный гуманизм. В романе "У нас это невозможно" (1935) Льюис обличал тайных и явных приверженцев фашизма в США. Жизни и борьбе рабочего класса посвящены коллективный сб. "Говорят горняки Харлана" (1932), роман Андерсона "По ту сторону желания", книги Дж. Фаррелла (р. 1904), Дж. Стейнбека (1902-68) и др.

В 30-е гг. возросло влияние на лит-ру социалистич. идей. Социалистич. идеалы отстаивали Драйзер в сб. публицистики "Трагическая Америка" (1931) и Сэндберг в поэме "Народ - да!" (1936), их приверженцами выступали Дос Пассос, создавший трилогию "США" (1930-36), драматург К. Одетс (1906-63), поэт