БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201щее ок. 1100 боевых самолётов, сведённых в 9-ю и 12-ю возд. армии, и военно-трансп. командование (ок. 570 самолётов); в Европе - командование ВВС США в Европ. зоне, к-рому подчинены 3-я возд. армия (в Великобритании), 16-я возд. армия (в Испании), 17-я возд. армия (в ФРГ) и группа материально-технич. обеспечения (в Турции). Всего в составе командования насчитывается ок. 600 боевых самолётов. Командованию ВВС США в зоне Тихого ок. подчинены 5-я возд. армия (дислоцируется в Японии, Юж. Корее и на Окинаве) и 13-я возд. армия (на Филиппинах). ВВС нац. гвардии насчитывают св. 1000 боевых самолётов. В частях резерва ВВС до 150 боевых самолётов.

ВМС состоят из воен.-мор. флота, авиации ВМС и мор. пехоты. В составе ВМС 4 флота (2-й флот в Атлантич. ок., 3-й - в вост. части Тихого ок., 6-й - в Средиземном м., 7-й - в зап. части Тихого ок.). Осн. ударная сила ВМС - атомные ракетные подводные лодки, составляющие вместе с межконтинент, баллистич. ракетами и стратегич. авиацией ВВС т. н. стратегич. силы. В боевом составе воен.-мор. флота имеются: 41 атомная ракетная подводная лодка, в т. ч. (сер. 1975) 25 с ракетами "Посейдон СЗ" и 16 с ракетами "Поларис-АЗ" (дальность действия соответственно 5000 и 4600 км), 15 ударных и многоцелевых авианосцев (в т. ч. 2 атомных) водоизмещением от 33 до 76 тыс. га (на каждом базируется 70-90 самолётов; всего в авианосной авиации до 1200 самолётов типов F-14, F-4, F-8, А-4 и А-7), 1 атомный крейсер с управляемым ракетным оружием (УРО), 26 крейсеров с УРО, 38 эсминцев с УРО, 6 фрегатов с УРО, 35 эсминцев и 60 фрегатов с арт. вооружением, 65 атомных торпедных подводных лодок, 65 десантных кораблей. В состав ВМС входят части базовой патрульной авиации, в т. ч. 70 истребительных и штурмовых, 10 разведывательных, 20 вертолётных противолодочных эскадрилий, 24 эскадрильи противолодочных самолётов и 34 др. эскадрильи, 2 ударных авианосца. В резерве ВМС находятся 4 противолодочных авианосца, до 90 надводных кораблей осн. классов, 82 тральщика, 74 десантных корабля. В резерве авиации ВМС ок. 550 самолётов и 100 вертолётов.

Мор. пехота (ок. 195 тыс. чел.) имеет 3 дивизии, а каждая из них в качестве средств поддержки - по 1 танковому батальону и по 2 дивизиона ЗУРС. Включает также 3 авиакрыла авиации мор. пехоты (до 550 боевых самолётов), 45 вооруж. вертолётов, 6 эскадрилий тяжёлых, 9 эскадрилий средних и 3 эскадрильи транспортно-десантных вертолётов. В резерве мор. пехоты - 45 тыс. чел. (1 дивизия и авиакрыло). С. И. Патрикеев.
IX. Медико-географическая характеристика

Медико-санитарное состояние и здравоохранение. В 1974 на 1 тыс. жит. рождаемость составляла 15, общая смертность 9,4; детская смертность 17,6 (1973) на 1 тыс. живорождённых. Демографич. показатели существенно различаются у разных групп населения: напр., детская смертность среди негров, индейцев, пуэрториканцев на 30-40% выше, чем у белого населения; ср. продолжительность жизни составила (1971): у белых 71,9, у др. населения 65,2 года. В структуре заболеваемости осн. место занимают острые респираторные заболевания, пси-хич. болезни, заболевания сердечнососудистой системы, новообразования, нарушения обмена веществ, аллергия, заболевания, сах. диабет, туберкулёз и др. Актуальные проблемы здравоохранения и всего общества - травматизм, венерич. болезни, наркомания, алкоголизм, самоубийства и др. виды на-сильств. смерти. Травматизм занимает 4-е место среди осн. причин смерти населения, а среди лиц в возрасте до 38 лет - ведущая причина смерти. Ежегодно св. 50 млн. жителей были жертвами несчастных случаев, из них св. 100 тыс. погибали (1972). В 1972 насчитывалось св. 2,5 млн. психически больных (занимают половину всего коечного фонда страны). По сведениям федеральной службы здравоохранения, ок. 5% детей и молодёжи становятся психически больными до достижения зрелого возраста. В 1971 было официально зарегистрировано 9 млн. алкоголиков и св. 70 тыс. наркоманов.

Сердечно-сосудистые заболевания составили 51% (1970) среди всех причин смерти. По данным Нац. ракового центра (1973), раком болеют 1,3 млн. жит. Ежегодно выявляется от 300 до 700 тыс. новых случаев рака различных локализаций. Заболеваемость злокачеств. опухолями и смертность от них постоянно увеличиваются; в 1971 смертность составляла 161,4 на каждые 100 тыс. смертей, в 1972-166,8.

56% населения в возрасте 45-64 лет страдает различными хронич. заболеваниями, в более старшем возрасте - 83%. Потери рабочего времени из-за этих болезней ежегодно составляют 1300 млн. рабочих дней. Среди бедных слоев населения хронич. заболевания распространены на 17-23% больше, чем среди состоят, прослойки.

Значит, место в структуре патологии занимают инфекц., в том числе вирусные, болезни. Особенно высока заболеваемость воздушно-капельными инфекциями. Только в 1972 было зарегистрировано 421,5 тыс. случаев заболеваний скарлатиной, 3,3 тыс.- коклюшем, 1,3 тыс.- менингококковой инфекцией, 31,7 тыс.- корью. Наибольшая заболеваемость выявлена среди негров, индейцев и пуэрториканцев с низким социально-экономич. уровнем жизни. Из кишечных инфекций наиболее распространены амёбиаз, гепатиты бактериальная дизентерия, бруцеллёз.

Система здравоохранения построена на частнопредпринимат. принципе. Мед. помощь платная для подавляющей части населения. Офиц. тарифов на оплату мед. услуг нет. Cp. стоимость визита к врачу - 30-50 долл., рентгенологии, исследования-до 150 долл., операции кесарева сечения - 2 тыс. долл. и т. д. Страхование на различные виды мед. услуг осуществляется частными компаниями. Мед. помощь за счёт средств федерального пр-ва оказывается государственным служащим, ветеранам войны, морякам торг, флота и индейцам, проживающим в резервациях. По гос. программам "Медикер" и "Медикейд" льготную леч.-профилактич. помощь получают лица старше 65 лет, а также неимущие группы населения. Всего бесплатную и льготную мед. помощь получают ок. 40 млн. чел. Расходы на оплату мед. услуг неуклонно растут. В 1972 они составили 83,4 млрд. долл., из к-рых только 17,1 млрд.- гос. ассигнования, а остальная сумма - прямые платежи населения. В 1974 были значительно повышены страховые взносы, выплачиваемые трудящимися на социальное обеспечение; уровень социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных трудящихся также повышен. Возраст для назначения пенсии по старости: 65 лет для мужчин, 62 года для женщин. Важным завоеванием трудящихся является введение с 1975 периодич. пересмотров размеров пенсий и пособий в соответствии с ростом официального индекса цен. Несмотря на систематический рост безработицы, система страхования по безработице "е изменена: размер пособий составляет не более '/з утраченного заработка, срок выплаты ограничен 26 неделями.

Управление здравоохранением строится на принципе децентрализации. На федеральном уровне имеется департамент здравоохранения, образования и социального обеспечения. Осн. его функции: разработка общих программ развития здравоохранения, организация мед. помощи контингентам, получающим её за счёт федеральных средств, а также организация контроля за медикаментами и т. д. Центр, роль в организации леч.-профилактич. помощи принадлежит штатам, где имеются департаменты здравоохранения. Сан.-эпидемиологич. служба также децентрализована, её деятельность ограничена карантинной службой, контролем за качеством пищ. продуктов и лекарств, средств, мероприятиями по гигиенич. надзору за качеством воды. В общегос. масштабе руководство сан.-эпидемиология, службой осуществляется системой общественного здравоохранения департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения. Для борьбы с загрязнением воды, воздуха, почвы в 1970 создано федеральное Агентство по охране окружающей среды, но общегосударственного санитарного законодательства нет. ,

Общее количество больничных учреждений составило (1971) 7097 на 1556 тыс. больничных коек (7,3 койки на 1 тыс. жит. против 9,2 койки на 1 тыс. жит. в 1960). Федеральное пр-во располагает 10% коек, 45% коечного фонда находится в ведении департаментов здравоохранения штатов, 40% - в "некоммерческих" частных учреждениях, принадлежащих ун-там, добровольным об-вам, религ. орг-циям и т. д. Ок. 5% коек находится в частных коммерч. учреждениях. Значит, место в стационарном обслуживании, особенно лиц пожилого возраста и хронич. больных, принадлежит т. н. сестринским домам - специфическим для США учреждениям, число к-рых составило (1972) 18,4 тыс. на 762 тыс. коек. Для США характерны короткие сроки средней продолжительности госпитализации, что обусловлено прежде всего крайне высокой стоимостью пребывания больного в стационаре (в 1972 стоимость 1 дня больничного лечения - 140 долл.).

В 1970 работали 319,9 тыс. врачей (св. 200 тыс. в 1950 и ок. 250 тыс.-в 1960), т. е. 1 врач на 629 жит.; 97,9 тыс. стоматологов, 129,3тыс. фармацевтов, ок. 1,2 млн. лиц среднего мед. персонала. Внебольничная помощь оказывается частнопрактикующими врачами общей практики и специалистами в своих кабинетах. С 50-х гг. получила развитие т. н. групповая практика, также осн. на принципе взимания гонорара с пациента. Объединения врачей, к-рые имеют финанс. поддержку со стороны roc-ва, лучше обеспечены леч. и диагностич. аппаратурой и консультациями специалистов. Организованные при больницах 4,8 тыс. поликлинич. отделений в основном оказывают неотложную помощь, а также обслуживают неимущие слои населения.

Подготовка врачей осуществляется в 108 мед. школах; общее число выпускников в 1972 составило 9,6 тыс. чел., из к-рых только 9,2% - женщины. Функционировали 2,2 тыс. школ медицинских сестёр и свыше 2 тыс. школ для подготовки др. специалистов (стоматологов, фармацевтов, физиотерапевтов, рентгенотехников и т. д.).

Подписанное 23 мая 1972 межправительств, соглашение между СССР и США в области мед. науки и здравоохранения открыло широкие возможности совместных науч. исследований по осн. проблемам совр. медицины (борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачеств, новообразованиями, артритами, гриппом, оздоровление внеш. среды). 28 июня 1974 подписано соглашение о сотрудничестве в области научных исследований и разработки искусственного сердца.

Наиболее известны бальнеология, курорты: Саратога-Спрингс, Глен с хлоридно-натриевыми водами, искусственно насыщенными углекислотой; Клифтон - с сернистыми, Тренч-Лик - с сероводородными и щелочными хлоридно-натрие-выми, Ролстон-Спа - с железистыми водами, Хот-Спрингс, Уайг-Сапфер-Спрингс, Экселсиор-Спрингс, Маунт-Клеменс и др. Климатич. станции расположены по побережью и на о-вах ATлантич. и Тихого ок., а также в горных и пустынных р-нах. Старейшая из них, Ньюпорт (шт. Род-Айленд), существует с 1639. В р-не Нью-Йорка - мор. пляжи Рокауэй, ЛонМЗич, Кони-Айленд и др. К Ю. от Нью-Йорка, в Нью-Джерси, находятся примор. курорты Лонг-Бранч, Бич-Хейвен, Спринг-Лейк и др.; среди них наиболее популярен Атлантик-Сити. На п-ове Флорида расположены зимние примор. климатич. станции Палм-Бич, Джупитер и др. На побережье Тихого ок.- мор. курорты Санта-Крус, Монтерей, Санта-Барбара и др. Горноклиматич. станции расположены в различных геогр. широтах, на разной высоте над ур. м. и используются гл. обр. для лечения различных форм туберкулёза. Популярны станции, расположенные на живописных берегах горных озёр. В шт. Аризона (зона климата пустынь) - климатич. станции, из к-рых особенно известен Тусон. О. А. Александров, В. В. Тарасов.


Ветеринарное дело. В патологии животных ведущее место занимают инфекц. болезни. В 1973 зарегистрировано новых очагов по бешенству 3584, бруцеллёзу кр. рог. CKOI [$\alpha$] 26 654, туберкулёзу кр. рог. скота и свиней 196, энзоотич. энцефаломиелиту лошадей 320. Сибирская язва чаще регистрируется в юж. штатах у кр. рог. скота, лошадей, овец и свиней. Высокий уровень поражения бешенством связан с прогрессирующим увеличением этой инфекции среди диких животных (лисицы, летучие мыши, еноты и др.). Инфекц. катаральная лихорадка овец, регистрируемая с 1948, встречается гл. обр. в зап. степных штатах. Туберкулёзом болеют кр. рог. скот, птицы, собаки, козы, овцы, лошади и свиньи в основном на С.-В. Значит, экономич. ущерб наносит лептоспироз, поражающий кр. рог. скот, коз, лошадей, овец, свиней и диких животных, а также инфекц. энцефаломиелит лошадей. Распространены сальмонеллёзы, кокцидиоз, болезнь Марека, гиподерматозы, пастереллёз, лейкоз, болезнь Ауески, Ку-лихорадка, риккетсиозный кератоконъюнктивит. Ликвидированы (1974) чума свиней, миксоматоз, случная болезнь, сап, чума птиц. Длит. время не регистрируются перипневмония кр. рог. скота и ящур. Осн. направление в борьбе с инфекц. болезнями сельскохозяйственных животных - уничтожение и забой больных и бессимптомных носителей инфекции. Распространены гельмин-тозы и протозоозы, а также эктопаразитарные болезни.

Руководство вет. делом осуществляет Мин-во с. х-ва. Структура вет. органов и вет. мероприятия утверждаются конгрессом и регламентируются соответствующими законами федерального пр-ва и пр-вами штатов. Особое значение придаётся охране терр. от заноса возбудителей инфекц. болезней извне. Ввозимые животные подвергаются осмотру, диагностич. исследованиям и карантинированию. Сырьё животного происхождения обезвреживается. На предприятиях, выпускающих продукты животноводства, установлен строгий контроль за технологией произ-ва, сан. качеством, наличием добавок и примесей. Имеются спец. бюро, осуществляющие контроль и организующие борьбу с антропозоонозами. В США 30 тыс. вет. врачей (1974). Подавляющее большинство из них занимается частной практикой, а ок. 80%-лечением мелких, в основном комнатных, животных. Большинство вет. врачей США и Канады объединены в добровольное об-во - Амер. ассоциацию вет. врачей (осн. в 1903). Подготовка вет. врачей проводится в вет. колледжах, большинство к-рых входит в состав ун-та своего штата. Периодически вет. врачи проходят переаттестацию. Науч.исследования проводят все вет. колледжи и с.-х. опытные станции, имеющие спец. вет. отделения. Ведущие н.-и. учреждения по ветеринарии: Нац. лаборатория по изучению болезней животных Мин-ва с. х-ва (г. Эймс) с отделом особо опасных инфекций, не регистрируемых в пределах США (о. Плам); Центр, лаборатория Мин-ва с. х-ва (г. Белтсвилл). С. И. Картушин.


X. Просвещение

Появление первых школ относится к раннему периоду возникновения колоний (16-17 вв.)· Школы открывались на местные средства или пожертвования частных лиц и строились по образцу школ тех стран, выходцами из к-рых были колонисты. В 1647 в шт. Массачусетс был принят первый закон, положивший начало системе обществ, школ; каждый населённый пункт, насчитывавший 50 домов, должен был иметь школу для обучения детей чтению и письму, а более крупные населённые пункты - грамматич. школы. В 1636 открылось первое высшее уч. заведение - Гарвардский колледж (см. Гарвардский университет). Нац. система образования начала складываться после Войны за независимость 1775-83. Большую роль в этом сыграли амер. просветители Б. Франклин, благодаря к-рому в стране были открыты ср. уч. заведения- "академии", T. Пейн, T. Джеф-ферсон, выдвинувший требование всеобщего бесплатного и обязат. обучения. Пром. переворот, вызвавший рост крупного фаб. произ-ва, обусловил быстрые темпы развития нач. образования в стране. В 1852 шт. Массачусетс принял первый в США закон об обязат. нач. обучении, до 1918 такие законы были приняты во всех штатах. В 60-х гг. 19 в. ок. 60% детей в возрасте 6-13 лет были охвачены школьным обучением, к кон. 19 в.- 72%. Для совершенствования системы обществ, школ многое сделал X. Манн. По его инициативе были созданы департаменты образования в штатах, открыты "нормальные школы" для подготовки учителей, основан первый в стране пед. журнал. Процесс создания обществ, школ почти не коснулся южных штатов, где дети плантаторов учились в частных учебных заведениях, а негры не имели права учиться.

В период после Гражд. войны 1861-65 потребность развивающейся пром-сти в квалифициров. рабочей силе, борьба трудящихся за свои права стимулировали дальнейшее развитие образования. США первыми среди капиталистических стран встали на путь массового ср. образования. В 1910 в ср. школе (9-12-й классы) обучалось 15,4% молодёжи 14-17 лет, в 1920 - 32,3%, в 1930 - 51,4%. Подверглось перестройке и содержание ср. образования. Теоретико-пед. основу школьной реформы составили работы Э. Торндайка и Дж. Дьюи. Обе психолого-пед. школы утверждали идею генетич. детерминированности и неизменности умственных данных человека. Школьные реформаторы установили очень низкий минимум обязат. знаний и расширили программу необязат. предметов. С их помощью осуществлялась дифференциация обучения между "академически способными" и "практически мыслящими". В программу были включены узкоутилитарные курсы, имеющие целью подготовку к профессии, ведению домашнего х-ва и т. п. Задачи овладения основами наук, развития умственных способностей у школьников были отодвинуты на второй план.

В 1862 конгресс принял закон Моррилла, обязывавший федеральное пр-во выделить штатам земли и частично деньги для организации колледжей. Этот закон положил начало существованию гос. колледжей и ун-тов. Характерной чертой "колледжей на дарованных землях" была тесная связь с пром. и особенно с с.-х. производством. Создавая опытно-показательные центры, консультац. пункты, курсы для фермеров, они сыграли большую роль в распространении агрономических знаний и эффективных методов хозяйствования.

Управление совр. образованием и его финансирование децентрализованы. Каждый штат имеет собств. школьное законодательство и органы управления. Департамент здравоохранения, образования и социального обеспечения занимается гл. обр. сбором и обработкой статистич. данных, распределением средств федерального пр-ва на образование, организацией пед. исследований и т. п. Непосредственное руководство школами осуществляют школьные комитеты, избираемые населением школьных округов на 3-4 года. Осн. часть бюджета школ составляют средства, собранные с населения округа в виде налога на собственность (55-57%), ок. 38% - от пр-ва штата, доля федерального пр-ва незначительна. Децентрализация управления и финансирования школ влечёт за собой резко выраженное неравенство в материальном положении школ, в обеспеченности квалифицированными пед. кадрами и, как следствие,- в уровне знаний уч-ся. В особенно тяжёлом положении находятся школы в р-нах, где живёт негритянское население. Несмотря на решение Верх, суда США о незаконности существования сегрегированных школ (1954), десегрегация проходит крайне медленно (см. Сегрегация).

В большинстве штатов обязательным является обучение до 16 лет. В 1974 в школах обучалось 50 млн. уч-ся, ок. 10% детей училось в негос. школах, большинство из к-рых принадлежит религ. орг-циям, ок. 4%- в элитарных частных "независимых" школах с высокой платой за обучение.

Сеть дошкольных учреждений (ясли, стационарные дет. сады) незначительна. При школах имеются приготовит, группы, к-рые посещает 84% детей 5-летнего возраста. Возраст поступления в школу - 6 лет. Нач. школа наз. элементарной, срок обучения - 6 (в ряде округов - 8) лет. Уже в нач. классах обучение осуществляется дифференцированно. На основе данных различных тестов, определяющих способности, дети делятся на потоки, подгруппы, работают по индивидуальным заданиям. Единые требования и программы отсутствуют. Cp. школа разных типов: младшая ср. школа (3 года), старшая ср. школа (3 года), объединённая младшая и старшая ср. школа (6 лет), ср. школа (4 года). При всех вариантах общая продолжительность обучения в ср. школе 12 лет. Младшая ср. школа имеет ориентац. характер. В основе уч. и проф. ориентации уч-ся лежит посылка о врождённой детерминированности способностей человека. Учебное, а фактически социальное, размежевание уч-ся углубляется. Преподавание на разных уровнях (для "способных" и "неспособных") дополняется системой выборных предметов. Старшая ср. школа, называемая всеохватывающей, делится на различные профили 2 осн. категорий: академич. и практические. Для всех уч-ся установлена минимальная программа обязат. предметов: родной язык, обществ, дисциплины, физкультура и (один год) естествознание и математика. Дифференциация по профилям осуществляется с помощью разных наборов необязат. предметов. Выпускники ср. школы (охватывающей 75% молодёжи в возрасте 17 лет) получают неравноценную подготовку. Лишь 22% выпускников изучают в школе физику, 37% - химию, 38% - алгебру, 22% - иностр. языки (1967). Обеднённую общеобразоват. программу получают обучающиеся на практич. профилях, контингент к-рых на 85% составляют дети из низших социальных слоев. Для устранения несоответствия школьного образования требованиям науч.-технич. прогресса в 60-е гг. были предприняты нек-рые меры по его реорганизации: введены в школы совр. курсы физики, химии, биологии, математики, широкое использование получили технич. средства обучения. В 1972 создан финансируемый федеральным пр-вом Нац. ин-т образования, задачей к-рого является организация научных исследований в области образования и координация их финансирования.

Проф. подготовка осуществляется в гос. и частных проф. школах, вечерних классах для взрослых, младших колледжах, в к-рых готовятся квалифициров. рабочие для сложных отраслей произ-ва. Однако осн. путь проф. образования - система ученичества. В США действуют 431 ср. профшкола, 1 тыс. межокружных профшкол, 16 тыс. проф. отделений при школах. Проф. обучением охвачено св. 12 млн. чел. (включая взрослых).

Амер. система высшего образования складывается из уч. заведений, существенно отличающихся друг от друга по своим задачам (см. в ст. Высшее образование, а также в статьях об отраслях образования, напр. Медицинское образование). К вузам амер. статистика относит не только ун-ты и др. ин-ты университетского уровня, но и самые различные уч. заведения, в т. ч. 2-годичные младшие колледжи и 1-2-годичные технич. ин-ты, являющиеся полувысшими уч. заведениями. В нач. 70-х гг. насчитывалось ун-тов 159, специализированных колледжей и колледжей "свободных искусств" 1542 и младших колледжей 964. В 1974/75 уч. г. насчитывалось 3038 ун-тов и колледжей. Большинство ун-тов и колледжей частные, но они охватывают лишь 2 млн. из 9,2 млн. студентов. Вузы взимают с обучающихся плату за обучение, к-рая особенно велика в частных уч. заведениях - до 5 тыс. долл. в год (1976).

Отбор студентов в вузы производится по результатам экзаменов, к-рые держат школьники выпускного класса, собирающиеся учиться в ун-те. Тесты для экзаменов разрабатывает Совет по вступит, экзаменам в колледжи, в к-рый входят представители ун-тов, видные учёные. Совет производит также аккредитацию ср. школ (проверку квалификации учителей, качества оборудования, уровня преподавания и выдачу сертификата, подтверждающего способность уч. заведения готовить уч-ся к поступлению в колледж).

Распространённая и на вузы система аккредитации позволяет отграничить уч. заведения, соответствующие требованиям, предъявляемым к высшим уч. заведениям, от уч. заведений более низкого уровня и от многочисл. псевдоинститутов. Аккредитация проводится по просьбе самого уч. заведения и за его счёт спец. агентствами и ассоциациями. Регулярно публикуются списки аккредитованных уч. заведений, однако сроки проведения аккредитации не установлены.

Обучение в амер. вузах начинается с программы общего образования (первые 2 года). Специализация, как правило, начинается на 3-