БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201работа над новыми видами оружия. Расширялись старые и создавались новые воен. базы. Амер. империализм содействовал насаждению диктаторских режимов в ряде стран Лат. Америки (в Боливии в 1946, в Венесуэле в 1948 и др.)· На межамер. конференции в Рио-де-Жанейро (авг.- сент. 1947) США добились одобрения "договора об обороне Зап. полушария", втянувшего большинство стран Лат. Америки в орбиту их воен.-политич. стратегии. В 1949 по инициативе США был создан агрессивный воен. блок НАТО, давший новый толчок гонке вооружений и усиливший опасность мировой войны. В Европе США всё более отходили от четырёхсторонних решений по герм, вопросу, ориентируясь на союз с ремилитаризуемой Зап. Германией. После образования в сент. 1949 зап.-герм, гос-ва - Федеративной Республики Германии - США оказывали ему всё возраставшую экономич., дипломатич. и воен. помощь. По сепаратному мирному договору с Японией (сент. 1951) США добились права на сохранение воен. баз на её территории. В эти же годы США заключили воен. союзы с Филиппинами, а также с Австрал. Союзом и Новой Зеландией (АНЗЮС). В 1950 правящие круги США вмешались во внутр. дела кор. народа, начав интервенцию, в к-рой (под вывеской "войск ООН") приняли участие и нек-рые др. страны. 16 дек. 1950 Трумэн объявил чрезвычайное положение в стране. Усиление внешнеполитич. экспансии и воен. приготовлений было тесно связано с важными процессами в экономике страны и с её внутриполитич. развитием. В 1945-60 США пережили несколько экономич. спадов: в 1948-49, 1953-54, 1957-58.

Обострились социальные противоречия внутри страны. В отдельные годы (1945- 1946, 1949, 1952 и др.) высокого накала достигало забастовочное движение рабочего класса. Особенно упорный характер носили стачки 1949, охватившие многие отрасли тяжёлой пром-сти. 116 дней (с 15 июля по 7 нояб.) продолжалась в 1959 забастовка 500 тыс. рабочих-сталелитейщиков. Однако развитию активности рабочего класса препятствовал курс на классовое сотрудничество консервативных лидеров профсоюзов, действовавших и в междунар. области в духе "холодной войны". Объединение КПП и АФТ в 1955 в единый профцентр Американскую федерацию труда - Конгресс производственных профсоюзов (АФТ - КПП), само по себе представлявшее факт положит, значения, не внесло тем не менее существ, перемен в профдвижение. После войны развернулась широкая кампания против профсоюзов, к-рые обвинялись "в монополистич. тенденциях" и подрыве внутр. единства нации. В 1947 был принят закон Тафта-Хартли (см. Тафта - Хартли закон), существенно урезавший права профсоюзов, предоставленные им по законодательству 30-х гг. Одновременно поднялась волна преследований за свободомыслие и демократич. деятельность. Беспрецедентные масштабы приобрела работа созданной в 1934 Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Особую роль в правительств, практике стало играть Федеральное бюро расследований (осн. в 1908). Были проведены суд. процессы над коммунистами, видными обществ, деятелями и профсоюзными активистами. Крайние проявления реакции были связаны с деятельностью председателя сенатской подкомиссии "по расследованиям" Дж. Маккарти.

Рост недовольства, вызванный войной в Корее и связанным с нею ростом стоимости жизни, утрата веры избирателей в возможность проведения социальных реформ привели к поражению демократов на президентских выборах 1952. Республиканцы и их кандидат в президенты Д. Эйзенхауэр одержали победу, пообещав скорое окончание войны. Воен. действия были прекращены в июле 1953. Однако в окт. 1953 США подписали договор с юж.-кор. режимом, предусматривавший сохранение на терр. Юж. Кореи амер. вооруж. сил. Учитывая растущее недовольство "маккартизмом", пр-во и конгресс решили отмежеваться от его наиболее одиозных методов, в самом невыгодном свете представивших "амер. систему" в глазах всею мира. В дек. 1954 сенат вынес решение, порицавшее поведение Маккарти.

Дальнейшее укрепление социалистич. содружества во главе с Сов. Союзом и начало распада колон, системы империализма создавали новую ситуацию в мире. Планы развязывания "превентивной" войны против СССР и стран социализма были серьёзно поколеблены. Немаловажную роль в этом сыграло и известие об успешном испытании ядерного оружия в СССР в 1949.

В целях противодействия углублению мирового революционного процесса гос. секретарь Дж. Даллес выдвинул в 1954 новую внешнеполитич. доктрину "массированного возмездия", предполагавшую создание и укрепление империалистич. воен. блоков, способных вести "локальные войны", а также готовность США по их "собственному выбору" нанести "молниеносный ядерный удар" по социалистич. странам. В развитие этого курса правящие круги США выступили в 1954 в роли опекуна марионеточного антинар. режима в Юж. Вьетнаме, усилив одновременно воен. вмешательство в этом р-не. В сент. 1954 по инициативе США был подписан договор о создании воен. блока с участием США, ряда стран Европы и Юго-Вост. Азии (CEATO). В Зап. Европе США форсировали включение ФРГ в систему НАТО. Когда в связи с ростом нац.-освободит, борьбы и агрессией империалистич. держав в 1956 накалилась обстановка на Бл. Востоке, президент Эйзенхауэр выдвинул (в янв. 1957) доктрину о праве вооруж. вмешательства США в дела ближневост. стран (см. Эйзенхауэра доктрина). В июле 1958 амер. войска высадились в Ливане. США содействовали свержению пр-ва Мосаддыка в Иране в авг. 1953. В Лат. Америке пр-во Эйзенхауэра в июне 1954 организовало вооруж. интервенцию наёмников в Гватемале. Вскоре после победы Кубинской революции (1959) США порвали дипломатич. отношения с Кубой и приняли против неё ряд экономич. и воен. санкций.

Однако соотношение сил в мире всё больше менялось в пользу социализма. Миролюбивая политика СССР, его настойчивая инициатива в деле смягчения междунар. напряжённости вели к изменениям в политич. климате MH. капи-талистич. стран. В США внешнеполитич. курс, опирающийся на доктрину балансирования "на грани войны" и на насильств. подавление революц. и нац.-освободит, движений, стал вызывать растущее недовольство. Значит, часть правящих кругов начала проявлять склонность к большему реализму во внеш. политике. Росту настроений в США в пользу мирного сосуществования в значит, мере способствовал визит председателя Совета Министров СССР в 1959. Стратегия "ядерного устрашения", являвшаяся составной частью политики "с позиции силы", отчётливо показала свою бесперспективность уже после испытания в СССР водородной бомбы (1953) и запуска (4 окт. 1957) сов. спутника Земли. Усиление реализма в политике США обусловливалось также экономич. и социальными факторами. К кон. 50-х гг. уменьшился удельный вес США в пром. произ-ве капиталистич. мира (до 45,9% в 1958), усилились кризисные явления в экономике США, увеличилась безработица, резко обострилась проблема расовых взаимоотношений.

На президентских выборах 1960 победу одержал кандидат Демократич. партии Дж. Кеннеди, выступавший за внесение определённых коррективов во внутр. и внеш. политику США. Вступление Кеннеди на пост президента совпало с нек-рым подъемом в амер. экономике. В 1961-66 валовой нац. продукт возрастал в среднем на 5% в год, что более чем в 2 раза превышало темпы предшествовавших 5 лет. Среди осн. факторов, способствовавших ускоренному экономич. развитию США в этот период, были высокий уровень капиталовложений, диктовавшийся нуждами развёртывавшейся науч.-технич. революции, увеличение воен. произ-ва, а также рост потребительских расходов населения.

Во внутр. политике пр-во Кеннеди осуществило ряд мер по стимулированию экономики, гл. обр. путём увеличения воен. заказов монополиям и предоставления предпринимателям льгот по налогообложению. В 1961 было начато осуществление программы ускоренной гонки вооружений, в т. ч. стратегических видов наступательного ядерного оружия. В целях смягчения социальных противоречий были приняты законы о повышении минимума почасовой оплаты, о продлении срока выплаты пособия по безработице и ряд др.

На междунар. арене пр-во Кеннеди, с одной стороны, использовало старые приёмы политики "с позиции силы", а с другой - пыталось приспособить внешнеполитич. курс страны к изменяющемуся соотношению сил в пользу социализма. На смену доктрине "массированного возмездия" начали приходить теории "гибкого реагирования", "ограниченных войн"ит. п., учитывавшие факт выравнивания ракетно-ядерных потенциалов США и СССР. В июне 1961 в Вене состоялась встреча президента США и председателя Совета Министров СССР. В сент. 1961 было подписано сов.-амер. заявление о согласованных принципах для переговоров по разоружению. В то же время реакц., агрессивные круги США активизировали борьбу против тенденции к мирному сосуществованию. В 1961 амер. империализм организовал вторжение контрреволюционеров на Кубу в р-не Плая-Хирон, но оно закончилось полным провалом.

В отношении социалистич. стран Европы пр-во Кеннеди провозгласило политику "наведения мостов", к-рая, допуская в известных пределах развитие с социалистич. странами торг.-экономич. и культурных связей, была направлена на "размягчение" в них социалистич. строя и ослабление их связей с Сов. Союзом. В 1961-62 США отвергли сов. предложения о заключении герм, мирного договора и предприняли шаги, усиливавшие напряжённость в Европе. В сент. 1961 было объявлено о возобновлении подземных ядерных испытаний, а в дек.- испытаний в атмосфере. В 1963 США выдвинули план создания многосторонних ядерных сил НАТО с целью приобщить ФРГ к ядерному оружию. Усилилось вмешательство амер. империализма в дела Юж. Вьетнама и Лаоса. Политика в отношении Кубы привела к т. н. Карибскому кризису 1962, к-рый создал угрозу вооруж. столкновения между США и СССР. Кризис, ликвидированный в результате энергичных действий Сов. правительства и стойкости кубинского народа, п-роизвёл отрезвляющее действие на правящие круги США. В июне 1963 Кеннеди высказался за определённый пересмотр амер. внеш. политики и с нек-рыми оговорками - за развитие мирных отношений с СССР и др. социалистич. странами. США вместе с СССР и Великобританией подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в трёх сферах. В 1963 были заключены сов.-амер. соглашения о сотрудничестве в исследовании космич. пространства, о мирном использовании атомной энергии и др. Курс пр-ва Кеннеди вызывал ожесточённые нападки крайне правых элементов.

22 нояб. 1963 во время поездки по стране президент Кеннеди был убит в г. Даллас (шт. Техас); активизировались все реакц. силы страны, к-рые объединились вокруг сенатора-республиканца Б. Голдуотера, выдвинувшего в 1964 свою кандидатуру на пост президента. Выборы 1964 принесли победу демократу Л. Джонсону, к-рый, став президентом после смерти Кеннеди, вёл избират. кампанию под флагом продолжения его политики. В февр. 1964 была осуществлена налоговая реформа, к-рая дала амер. капиталистам в одном только 1964 выигрыш в несколько млрд. долл.

Администрация Джонсона выдвинула широковещательную программу создания "великого общества", в рамках к-рой в 1964-66 был осуществлён ряд ограниченных мер в области образования, здравоохранения, -"борьбы с бедностью" и др. Однако осуществление программы было фактически свёрнуто вследствие роста в стране воен. расходов, связанного с резким усилением борьбы с нац.-освободит, движением, включая прямое вооруж. вмешательство в дела др. стран. В начале авг. 1964 милитаристские круги США спровоцировали вооруж. инцидент в зал. Бакбо (Тонкинском), использованный ими как предлог для бомбардировки побережья ДРВ. 7 авг. конгресс предоставил пр-ву широкие полномочия на ведение войны в Юго-Вост. Азии. В 1965-66 была сформулирована и стала активно проводиться в жизнь "доктрина Джонсона", к-рая открыто провозглашала претензии США на "право" вмешиваться во внутр. дела др. стран под предлогом "спасения" их от "мирового коммунизма". В 1965 была предпринята интервенция против Доминиканской Республики. Начатые амер. авиацией в февр. 1965 варварские бомбардировки терр. ДРВ и осуществлённая в 1965-67 переброска в Юж. Вьетнам 500-тысячной амер. армии создали угрозу междунар. миру и вызвали в самих США и во MH. др. странах массовое движение протеста. Оказались практически замороженными отношения с Сов. Союзом. Война во Вьетнаме осложнила взаимоотношения США с развивающимися странами, обострила межимпериалистич. противоречия, к-рые усугублялись ростом масштабов проникновения амер. капитала в Зап. Европу. Особенно обострились противоречия между США и Францией, к-рая в 1966 заявила о выходе из воен. организации НАТО. В 1967 правящие круги США фактически поддержали милитаристские круги Израиля, развязавшего агрессивную войну против араб, стран, пытались ослабить антиимпериалистич. борьбу араб, народов.

Провал агрессивного внешнеполитич. курса ставил вопрос о необходимости пересмотра внеш. политики США применительно к реальностям междунар. жизни. В стране развернулось движение протеста против амер. агрессии во Вьетнаме, за демократизацию внутриполитич. обстановки. С 1963 резко выросли масштабы борьбы негритянского народа против расовой дискриминации, за гражд. права и свободы, за улучшение социальных условий; укреплялись её связи с др. демократич. движениями, в т. ч. антивоенным. В 1967-68 массовые негритянские выступления охватили ок. 500 городов, в т. ч. Вашингтон. Для подавления негритянского восстания в Детройте (1967) были брошены армейские части. 4 апреля 1968 расистами был убит лидер негритянского движения M. Л. Кинг; это вызвало новую волну негритянских выступлений. В мае - июне 1968 состоялся поход бедняков на Вашингтон, в к-ром участвовало ок. 50 тыс. чел., гл. обр. негров. Большого подъёма достигло студенческое, а также рабочее движение. Весной 1967, после того как суды разных инстанций подтвердили неконституционность проводившегося в течение ряда лет суд. преследования компартии и её членов за отказ регистрироваться в качестве "агента иностр. державы" (на основе закона Маккарена-Вуда 1950), Мин-во юстиции объявило об отказе от суд. преследования компартии США. Это явилось крупной победой прогрессивных сил. Компартия участвовала в президентских избират. кампаниях 1968 и 1972.

Вопросы, связанные с войной во Вьетнаме, находились в центре предвыборной борьбы в 1968. Добивавшиеся выдвижения своих кандидатур на пост президента сенаторы-демократы P. Кеннеди и Ю. Маккарти выступили с резкой критикой вьетнамской политики Джонсона. Однако убийство P. Кеннеди в нач. июня 1968 значительно ослабило позиции противников политики пр-ва внутри Демократич. партии. Респ. партия выдвинула кандидатом в президенты бывшего вице-президента (в администрации Эйзенхауэра) P. Никсона, к-рый вёл кампанию под лозунгом критики внутр. и внеш. политики пр-ва Джонсона. Он заявил о намерении добиться мирного урегулирования во Вьетнаме, перейти в отношениях с Сов. Союзом от "эры конфронтации" к "эрепереговоров", обеспечить "порядок и законность" внутри страны.

Демонстрация протеста против агрессивной войны во Вьетнаме. Вашингтон. 15 ноября 1969.

В то же время Никсон призывал к укреплению воен. мощи США и проведению внеш. политики "с позиции силы". Руководство Демократич. партии и президент Джонсон сделали ряд шагов, к-рые, по их расчётам, должны были ослабить недовольство избирателей и укрепить предвыборные позиции демократов. 31 марта 1968 Джонсон объявил об ограничении бомбардировок ДРВ юж. р-нами страны и о согласии начать переговоры с ДРВ (начались в Париже в мае 1968). 1 июля 1968 СПГА вместе с СССР и Великобританией подписали Договор о нераспространении ядерного оружия. Одновременно было опубликовано совместное амер.-сов. заявление о договорённости начать переговоры об ограничении и последующем сокращении наступат. и оборонит, стратегич ядерного оружия. 31 окт. 1968 Джонсон объявил о полном прекращении (с 1 нояб.) бомбардировок территории ДРВ и о начале переговоров об урегулировании во Вьетнаме с участием ДРВ, Нац. фронта освобождения Юж. Вьетнама, США и представителей сайгонского режима. Однако эти меры уже не смогли радикально изменить политич. настроения в стране. Президентские выборы в нояб. 1968 принесли победу Никсону (в 1972 был переизбран на второй срок).

Начальный период пребывания у власти респ. администрации совпал с экономич. кризисом (1969-71). Огромным бременем продолжали оставаться воен. расходы, к-рые в 1969 составили 81 млрд. долл. (в т. ч. 29 млрд. долл. на войну во Вьетнаме). Быстро росла инфляция. В 1971 число безработных превысила 5 млн. чел. Усилилась борьба трудящихся за свои права. В борьбе с забастовочным движением пр-во Никсона, как и его предшественники, применяло антирабочее законодательство, включая закон Тафта - Хартли. В условиях резко ухудшившегося экономич. положения, в частности роста инфляции, пр-во Никсона пошло на введение гос. контроля над ценами и зарплатой. Однако реальная зарплата в результате инфляции, повышения местных и косвенных налогов продолжала снижаться. По уровню развития социальных институтов США продолжали отставать от MH. развитых стран капитализма (в стране сохранилась дорогостоящая система здравоохранения и высшего образования, высокая квартирная плата, составляющая до '/з заработка, отсутствуют многие формы гос. социального обеспечения).

В нач. 70-х гг. нарастало движение против продолжавшейся агрессии во Вьетнаме, участники к-рого подвергались преследованиям со стороны властей (только 3-5 мая 1971 в Вашингтоне было арестовано 13 тыс. участников т. н. весеннего наступления за мир). Большой резонанс получила борьба демократич. сил за освобождение негритянской обществ, деятельницы коммунистки А. Дэвис, арестованной в 1970 по сфабрикованному обвинению в соучастии в похищении и убийстве (освобождена под залог, в 1972 признана невиновной).

В области внеш. политики в 1969-70 была выдвинута "доктрина Никсона", предусматривавшая сокращение непосредств. участия вооруж. сил США в т. н. локальных войнах и переложение на союзников значит, доли материальных затрат по борьбе с освободит, движениями при сохранении амер. обязательств в рамках воен. блоков и двусторонних договоров. Пытаясь добиться воен. решения вьетнамской проблемы, пр-во Никсона делало гл. упор на действия авиации и флота при одноврем. сокращении контингента амер. сухопутных войск и наращивании численности войск сайгонского режима. С 1970 амер. империализм усилил воен. вмешательство в Лаосе, предпринимал неоднократные вторжения на терр. Камбоджи. Однако провал агрессивной войны в Индокитае, обусловленный героич. борьбой вьетнамского народа при всесторонней поддержке СССР и др. социалистич. стран, и связанные с ней осложнения внутриполитич. обстановки в конечном счёте вынудили администрацию Никсона пойти на подписание Соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме (27 янв. 1973). В соответствии с соглашением США прекратили воен. действия во Вьетнаме и вывели оттуда осн. контингент своих войск. Соглашение создавало необходимые условия для мирного урегулирования в Юж. Вьетнаме. Однако, опираясь на поддержку США, сайгонский режим стал на путь нарушения соглашения, что привело к возобновлению воен. действий в Юж. Вьетнаме. Нарастание борьбы против марионеточного режима обусловило его полный крах и привело к победе патриотич. сил весной 1975. Несколько ранее нац.-патриотич. силы одержали победу в Камбодже. Расходы США на войну во Вьетнаме составили (по офиц. данным) 137 млрд. долл. За годы войны США потеряли 360 тыс. чел. убитыми и ранеными.

Политика США по отношению к западноевропейским партнёрам в начале 70-х гг. характеризовалась стремлением к укреплению НАТО при одновременных попытках добиться перераспределения "ответственности и обязательств" в Европе. Стараясь сохранить роль ведущей державы капиталистич. мира, США вынуждены были учитывать наличие в политике большинства стран Зап. Европы тенденции к большей самостоятельности, к разрядке междунар. напряжённости и ооще"вроп. сотрудничеству. В сент. 1971 США (совместно с СССР, Великобританией и Францией) подписали Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину. США участвовали в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое завершилось 1 авг. 1975. С 1973 они участвуют в многосторонних переговорах о сокращении вооруж. сил и вооружений в Центр. Европе.

Под влиянием изменения соотношения сил в мире, явившегося прежде всего результатом роста могущества СССР и всего социалистич. содружества и роста настроений в США в пользу разрядки междунар. напряжённости, правящие круги были вынуждены пойти на переоценку политики в отношении стран социалистич. содружества. В нач. 1970-х гг. наметился поворот в отношениях между США и СССР. В результате сов.-амер. встреч на высшем уровне (визиты президента США Никсона в Сов. Союз в мае 1972 и июне 1974; визит' Ген. секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в США в 1973) были заключены соглашения, заложившие политич. и правовую базу для развития взаимовыгодного сотрудничества между СССР и США на принципах мирного сосуществования и в определённой мере уменьшившие опасность возникновения ядерной войны. В числе этих соглашений: "Основы взаимоотношений между СССР и США", договор об ограничении систем противоракетной обороны, врем, соглашение о нек-рых мерах в области ограничения стратегич. наступательных вооружений (все - в 1972), соглашение о предотвращении ядерной войны (1973), долгосрочное соглашение о содействии экономич., пром. и технич. сотрудничеству (1974) и др. (см. в ст. Советско-американские соглашения).

На Бл. Востоке США продолжали оказывать широкую политич., воен. и экономич. помощь Израилю.

Начиная с 1972 в США обострились взаимоотношения законодат. и исполнит, власти. Внутриполитич. трудности были усугублены т. н. уотергейтским делом (см. "Уотергейт"), возникшим в результате разоблачения противозаконных действий "комитета Республиканской партии по переизбранию президента" в период избират. кампании 1972. В авг. 1974 в обстановке острого внутриполитич. кризиса президент Никсон был вынужден уйти в отставку.

Новый президент Дж. Форд заявил о намерении сосредоточить усилия на нормализации внутриполитич. обстановки и борьбе с кризисными явлениями в экономике, проявившимися с кон. 1973 (см. Экономико-географический очерк) при одноврем. продолжении курса на развитие отношений с СССР и уменьшение междунар. напряжённости в целом. В нояб. 1974 состоялась рабочая встреча президента США Дж. Форда и Ген. секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в р-не Владивостока, во время к-рой было подтверждено намерение обеих сторон развивать отношения в направлении, определённом прежними совместными решениями, договорами и соглашениями. В ходе встречи была достигнута договорённость о разработке и заключении нового долгосрочного соглашения по ограничению стратегич. наступат. вооружений и принято совместное заявление, определяющее осн. положения этого соглашения. В мае 1976 подписан договор между США и СССР о подземных ядерных взрывах в мирных целях. Однако развитие сов.-амер. отношений осложняли действия влиятельных сил в США, выступающих против принципов мирного сосуществования и сотрудничества.

И. П. Дементьев (до кон. 1870-х гг.), И. А. Белявская (кон. 1870 - 1917), В. Л. Мальков (1918-1960), В. П. Викторов (с I960). Лит.:
Работы основоположников марксизма-ленинизма. Маркс К., Гражданская война в Северной Америке, M а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 15; его ж е, Гражданская война в Соединенных Штатах, там же; е г о ж е, К критике положения в Америке, там же; его же, К событиям в Северной