БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201>
Конституция СССР 1936, принятая Чрезвычайным восьмым съездом Советов СССР, отразила социальные и экономич. изменения, произошедшие в стране в результате социалистич. строительства после принятия Конституции СССР 1924. Конституция СССР 1936 закрепила ноьую систему органов гос. власти в центре и на местах, преобразовала Советы рабочих, крест, и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся, что отразило морально-политич. единство сов. общества, состоявшего из двух дружеств. классов - рабочего класса и колх. крестьянства - и трудовой интеллигенции. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов в СССР все ограничения в избират. правах были отменены, были введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании. Все звенья С. избираются непосредственно избирателями по норме представительства, установленной Конституцией и Положением о выборах в Советы.

С. по своей сущности - глубоко интернациональные гос. организации, сочетающие общие интересы сов. народа в целом с нац. специфич. интересами больших и малых наций и народностей. С. отражают социалистич. демократизм сов. гос. системы прежде всего тем, что все они снизу доверху избираются на основе последовательно демократич. избират. права, включающего гарантированное Конституцией право избирателей отзывать депутатов, не оправдавших их доверия. Все звенья С. избираются на основе всеобщего, равного и прямого избират. права при тайном голосовании: Верх. Совет СССР и Верх. Советы союзных и авт. республик - на 4 года, местные Советы - на 2 года. Предусматривается также обязанность С. в целом, их депутатов и исполкомов систематически отчитываться перед населением в своей работе. Такая регулярная отчётность - один из показателей связи С. с трудящимися и усиления контроля с их стороны над деятельностью С. Демократизм С. проявляется и в формах их работы: подготовка к проведению сессий, контроль за осуществлением принятых решений, деятельность постоянных комиссий С., депутатских Советов и групп и т. п.

С. образуют единую систему, низовым звеном к-рой являются сельские и поселковые С., высшим - Верховный Совет СССР. Правовое положение отд. звеньев С., объём и содержание их полномочий различны. Верх. Совет СССР - высший представит, орган всего сов. народа и единств, законодат. орган Союза CCP. Верх. Советы союзных и авт. республик - высшие органы гос. власти этих республик, они осуществляют всю полноту власти соответственно на своей территории. Местные С.- органы гос. власти на территории адм.-терр. единиц (краёв, областей, авт. областей, округов, районов, городов, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов), они руководят культу рно-политич. и хоз. строительством, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчинённых им органов управления, обеспечивают охрану гос. и обществ, порядка, содействуют усилению обороноспособности, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан Конкретные полномочия каждого звена системы местных С более подробно определены Указами Президиума Верх Совета СССР, спец законами, принятыми союзными и авт республиками Указы Президиума Верх Совета СССР "Об основных правах и об основ ных обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся" (1968), "Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся" (1971) "Об основных правах и обязанностях районных советов депутатов трудящихся" (1971), Закон СССР о статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР (1971), а также изданные на их основе законы союзных и авт республик Все эти нормативные акты предусматривают совершенствование форм организаторской работы С , расширение их полномочий (напр , в ведение районных и гор С передаются предприятия и учреждения, обслуживающие население преич данного района) Свою деятельность местные С осуществляют в установленных законом организационных формах, основная из них - сессия Совета (общее собрание депутатов, созываемое исполнит и распорядит органами С в сроки и в порядке, установленном законом) На сессиях рассматриваются и решаются все вопросы, отнесенные законом к полномочиям данного С и прежде всего к его исключит компетенции признание полномочий депутатов, избрание исполкома и изменение его состава, образование административных комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдат комиссий и др , утверждение бюджета Совета и отчета о его исполнении и др Сессии С созываются исполкомами не реже 4 раз в год (для обл , краевых и гор С городов имеющих районное деление) для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах, сельских и поселковых С - не реже 6 раз в год Внеочередные сессии С могут быть созваны их исполнит органами по собств инициативе по требованию '/з депутатов, а также по предложению вышестоящих С Сессия считается правомочной если на ней присутствует не менее 2/з депутатов соответствующего С решения принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов

Для пречварит рассмотрения и подготовки вопросов относящихся к ведению С , и активного содействия осуществлению его решений С образуют на срок своих полномочий постоянные комиссии из числа депутатов В их задачи входит разработка предложений для рассмотрения С и его исполкомом, подготовка заключений по вопросам, внесенным на рассмотрение Совета и его исполкома, контроль за деятельностью отделов и управлений исполкома, предприятий, учреждений и организаций по проведению в жизнь решений С и вышестоящих гос органов, по соблюдению сов законодательства, содействие в организации и проверка выполнения наказов избирателей и т п Вопрос о том, какие комиссии образуются при том или ином С , решается самим С Напр , в РСФСР районный С образует комиссии мандатную, планово бюджетную, по социалистич законности и охране обществ по рядка, по делам молодежи, а также - с учетом местных условий - комиссии по отд отраслям хоз и социально-культурного строительства

Испотнит и распорядит органы местных С - их исполкомы, избираемые из числа депутатов С в составе пред , его зам , секретаря и членов (численный состав исполкома устанавливается самим С ) Исполкомы краевых, обл , авт областей, окружных, районных, гор и сел С непосредственно подотчетны из бравшим их С , а также исполкомам вышестоящих С Во испочнение возложенных на исполком функций ему предоставлено право издавать решения и распоряжения по всем вопросам его компетенции

КПСС уделяет постоянное внимание улучшению работы С , повышению их роли в коммунистич строительстве, добиваясь активизации деятельности С , усиления их связей с массами ЦК КПСС обращает внимание парт и сов органов на необходимость всемерной поддержки инициативы депутатов С , повышения их чувства ответственности за выполнение наказов и предложений населения Перед С стоит задача еще полнее осуществлять свои функции, оказывать действенное вчияние на развитие экономики и культуры, подъем народного благосостояния, настойчивее заниматься вопросами социально бытового обслуживания населения, охраны общественного порядка На совр этапе коммунистич строительства С являются органами госвласти общенародного гос ва, для к рых характерна тесная связь с массами, привлечение их к управлению делами гос ва и общества Это означает последоват расширение социальной основы госвласти всего сов народа усиление роли С и наиболее полное выполнение ими функций под чинно народных органов ГОС власти А И Лепешкин

Источи Ленин В И О работе Советов M 1963 Советы в Октябре Сб. документов M 1928 Съезды Советов Союза CCP, союзных и автономных Советских Социалистических Республик Сб документов 1917 - 1936 т 1 - 7 M 1959 - 65 Первый Всероссийский съезд Советов Рабочих и Сол датских Депутатов Стенографический отчёт т 1 - 2 M - Л 1930-31 Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов M - Л 1928 Второй Всероссий ский съезд Советов рабочих и солдатских де путатов Сб документов M 1957 Третий Всероссийский съезд Советов рабочих сол датских и крестьянских депутатов M 1918 [Стенографические отчеты Всероссийских съездов Советов 4 - M 1919 5 - M 1918 6 - M 1919 7 - M 1920 8 - M 1921 9 - M 1922 10 - M 1923 11 - M 1924 12 - M 1925 13 - M 1927 14 - M 1929 15 - M 1931 16 - M 1935 Чрезвы чайный 17 - M 1937 Стенографические отчеты съездов Советов СССР 1 - M 1922 2 - M 1924 3 - M 1925 4 - M 1927 5-М 1929 6-М 1931 7 - M 1935 (Бюллетени) 8 - M 1936] Законы о сельских и поселковых Советах депутатов трудя щихся союзных республик M 1969 Законы о городских и районных в городах Советах депутатов трудящихся союзных республик M 1972 Закон о районном Совете депутатов трудящихся РСФСР Законы о районных Советах депутатов трудящихся автономных республик M 1973

Лит КалннинМ И Вопросы совет ского строительства Статьи и речи (1919 - 1945) M 1958 ДемочкинН H Советы 1905 г - органы ревотюционнои власти M 1963 Андреев A M Советы рабочих и солдатских депутатов накануне октября M 1967 ЕрицянХ А Советы крестьянских депутатов в Октябрьской революции M 1960 Морозов Б M Партия и Советы в Октябрьской ревотюцип M 1966 Советы в первый год пролетарской диктатуры M , 1967, ГимпельсонЕ Г

Советы в годы иностранной интервенции и гражданской войны M 1968 Владимирский M Советы исполкомы и съезды Советов (Материалы к изучению строения и деятельности органов местного управления) в 1-2 M 1920-21 Л епешкинА И Советы - власть трудящихся 1917-1936 M 1966 Кукушкин Ю С Роль сельских Советов в социалистическом переустройстве деревни 1929- 1932 гг (по материалам РСФСР) M 1962

"СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ", ежемесячный общественно политич журнал Выходит в Москве с июля 1957 Освещает вопросы теории и практики сов строительства, деятельности депутатов, опыт работы органов гос власти и управления в области экономики, культуры, просвещения, здравоох ранения, социального обеспечения, жилищно коммунального х-ва, финансов, бытового обслуживания населения, торговли и т д Публикуются комментарии к законодательству, даются консультации и ответы на вопросы читателей Журнал освещает опыт работы органов власти и управления зарубежных социалистич стран, практику бурж парламентаризма и т д Тираж (1975) OK 725 тыс. экз.

СОВЕТЫ КОЛХОЗОВ, в СССР выборные обществ органы колхозов Союзный С к , а также С к районов, областей, краев и республик образованы согласно постановлению 3 го Всесоюзного съезда колхозников (1969), установившего, что на С к возлагается дальнейшее развитие колх демократии, обсуждение наиболее важных вопросов жизни и деятельности колхозов обобщение опыта колх. стр-ва С к действуют в соответствии с положениями о них, разработанными на основе Примерных положений, утвержденных Сов Мин СССР 16 июня 1971 (СП СССР, 1971, № 12, CT 90)

Союзный С к вправе давать толкование Примерного устава колхоза, созывать один раз в 5 лет Всесоюзное собрание представителей С к союзных республик и, по мере необходимости, Всесоюзный съезд колхозников

Союзный С к принял важные нормативные акты по вопросам социального страхования колхозников дал разъяснения о применении нек рых положений Примерного устава колхоза, одобрил Примерные правила внутр распорядка колхоза, примерные положения о почетных званиях "Заслуженный колхозник" и "Почетный колхозник", о советах бригады, и др.


СОВЕТЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ, выборные политич орг щи, впервые возникшие в ряде мест России в ходе Революции 1905-07 по примеру Советов рабочих депутатов В ходе Февр. революции 1917 создавались как органы революц власти После Окт революции 1917 слились с Советами рабочих и солдатских депутатов Подробнее см. Советы депутатов трудящихся

СОВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ, выборные политич орг ции прочетариата коре шых национачьностей Cp Азии, возникли в результате творчества масс в ходе Февр. революции 1917 по примеру Советов рабочих депутатов, с к рыми были тесно связаны
СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, совнархозы (CHX) гос органы терр правления пром стью и строительством в СССР (1917-32 1957-65)

В конце дек 1917 - янв 1918, вслед за образованием Высшего совета народного хозяйства (BCHX), начали создаваться местные CHX - губернские, районные (областные), уездные. Районные CHX объединяли по неск. губерний (Северный пром. р-н - 8 губерний, Московский - 11, Уральский - 8 и т. д.). Согласно "Положению о районных (областных) и местных советах народного хозяйства" (утверждено BCHX 23 дек. 1917), CHX создавались "как местные учреждения по организации и регулированию производства, руководимые Высшим Советом Народного Хозяйства и действующие под общим контролем соответствующего Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Местные CHX наделялись осн. функциями: решение вопросов принципиальных и общих для всего экономич. р-на, руководство низшими органами рабочего контроля, выяснение потребностей р-на в топливе, сырье, полуфабрикатах, орудиях произ-ва, рабочей силе, средствах транспорта, продовольствии, выработке планов распределения заказов и т. д. CHX начинали работу в обстановке хоз. разрухи, вызванной империалистич. войной, саботажа капиталистов и чиновников, парализовавшего работу многих предприятий и учреждений. В этих условиях BCHX и местные CHX выполняли историч. задачу собирания и возрождения национализированной пром-сти. По мере увеличения числа национализированных предприятий расширялся круг деятельности CHX. С мая 1918 по янв. 1920 состоялись три Всероссийских съезда CHX, на к-рых выступал В. И. Ленин.

С расширением хоз. строительства и накоплением опыта совершенствовалась система гос. управления экономикой. В апр. 1920 был образован Совет труда и обороны (СТО), а в февр. 1921 - Госплан. В 1922, в связи с образованием СССР, BCHX присвоены права объединённого наркомата. В непосредств. ведении BCHX СССР оставлены предприятия союзного значения. В авг. 1926 в BCHX были созданы гл. управления по отраслям (главки). По мере успехов социалистической индустриализации руководить разросшимися отраслями пром-сти главкам BCHX становилось всё труднее. " ЦИК и CHK СССР 5 янв. 1932 преобразовали BCHX СССР в общесоюзный наркомат - Наркомтяжпром, выделив из его ведения лёгкую и лесную пром-сть и образовав Наркомлегпром и Наркомлеспром. С дальнейшим развитием пром-сти и созданием новых отраслей произ-ва происходило разукрупнение пром. наркоматов (с марта 1946 - министерств). К 1957 имелось 37 союзных и союзно-республиканских мин-в по пром-сти и стр-ву.

Сложившиеся в СССР формы хоз. руководства пром-стью в виде специализированных мин-в и ведомств по важнейшим отраслям позволили сконцентрировать усилия партии и гос-ва на создании решающих отраслей тяжёлой индустрии, подготовке высококвалифицированных инженерно-технич. кадров, экономистов и организаторов произ-ва. К 1957 объём пром. продукции в СССР увеличился в сравнении с довоенным 1940 почти в 4 раза. Число пром. предприятий превысило 200 тыс., строек - 100 тыс. Руководство из центра таким числом предприятий усложнялось. Кроме того, в работе мин-в имелись серьёзные недостатки; ведомственные барьеры мешали специализации и кооперированию предприятий, не позволяли в должной мере использовать местную инициативу. В поисках путей совершенствования системы управления пром-стью и стр-вом Февр. пленум ЦК КПСС (1957) принял постановление о переходе к терр. принципу управления по экономич. адм. районам и об образовании совнархозов. В 1957 было образовано 105 экономич. адм. р-нов, в т. ч. в РСФСР - 70, в УССР- 11, в Казах. CCP - 9, в Узб. CCP - 4, в остальных 11 союзных республиках - по одному. 25 общесоюзных и союзно-респ. мин-в было упразднено.

Структура CHX определялась спецификой экономич. района, но организац. принципы оставались едиными: каждый CHX имел отраслевые и функциональные управления и отделы. Отраслевые объединяли однородные предприятия (напр., металлургия., топливные, маш.-строит., пищевые и т. д.); при них создавались технич. советы, функциональные управления или отделы (планово-экономич., технич., материально-технич. снабжения, капитальных вложений, финанс., труда и зарплаты, кадров и др.), к-рые осуществляли работу по координации, планированию, контролю исполнения.

С образованием CHX экономич. адм. р-нов возросла ответственность местных парт, и сов. органов за руководство х-вом. Положит, стороной работы CHX было объединение в ряде случаев родственных предприятий, создание межотраслевых предприятий по ремонту оборудования, произ-ву заготовок, инструмента и т. п. Но с течением времени стали выявляться крупные недостатки в терр. системе управления. С ликвидацией мин-в нарушилось централизованное руководство отраслью пром-сти как единым целым в производственно-технич. отношении. CHX были не в состоянии обеспечить единство технич. политики, комплексно решать науч.-технич. проблемы развития отраслей. Попыткой устранить обнаружившиеся недостатки явилось образование респ. CHX в РСФСР, УССР и Казах. CCP (1960), укрупнение CHX (1962), организация CHX СССР (1962) и BCHX СССР (1963-65), создание Гос. к-тов по нек-рым отраслям пром-сти. Однако эти организац. мероприятия не ликвидировали противоречия между осн. тенденцией отраслевого развития совр. пром-сти и системой терр. управления ею. Как отмечалось в Отчётном докладе ЦК 23-му съезду КПСС (март 1966), в работе пром-сти стали наблюдаться такие отрицат. явления, как замедление темпов роста пром-сти и производительности труда, снижение эффективности использования производств, фондов и капитальных вложений. "Территориальная система управления промышленностью привела к тому, что руководство отраслями промышленности оказалось раздробленным по многочисленным экономическим районам; нарушалось единство технической политики, научно-исследовательские организации оказались оторванными от производства, что тормозило разработку и внедрение новой техники" (XXIIIсъезд КПСС. Стенографический отчёт, 1966, с. 54).

Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965), рассмотревший вопросы улучшения управления пром-стью, совершенствования планирования и усиления экономич. стимулирования пром. произ-ва, потребовал привести формы управления, планирования и стимулирования в пром-сти в соответствие с совр. технико-экономич. условиями и уровнем развития производит, сил страны. Была подчёркнута важность сочетания централизованного отраслевого управления с местной хоз. инициативой. Пленум ЦК КПСС признал необходимым образовать союзно-республиканские и общесоюзные мин ва. Законом, принятым Верх. Советом СССР 2 окт. 1965, BCHX СССР, CHX СССР, респ. CHX и CHX экономич. районов были упразднены и образованы пром. мин-ва.

Лит.: Ленин В. И., Речь на I съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 г., Поли. собр. соч.. 5 изд., т. 36; его же, Речь на II Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 25 декабря 1918 г., там же, т. 37; его же, Речь на IH Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 27 января 1920 г., там же, т. 40; Куйбышев В. В., Система промышленного управления, M.- Л., 1927; О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью Н строительством. Постановление Пленума ЦК КПСС от 14 февр. 1957 г., M., 1957; Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Постановление Пленума ЦК КПСС от 29 сент. 1965 года, в кн.; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т. 8, M., 1972; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 1, M., 19/3, с. 207 - 10, 300-17; Косыгин A. H., Избр. речи н статьи, M., 1974, с. 259 - 98.

С. P. Гершберг.


СОВЕТЫ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ, выборные политич. орг-ции рабочего класса России, впервые возникшие в ходе Революции 1905-07. Во время Февр. революции 1917 создавались как органы революц. власти; в большинстве случаев образовывались единые Советы рабочих и солдатских депутатов. Подробнее см. Советы депутатов трудящихся.


СОВЕТЫ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ, выборные политич. орг-ции рабочих и солдат России, возникшие в ходе Февр. революции 1917; после победы Окт. революции 1917 - органы власти трудящихся. Создавались на основе опыта Советов рабочих депутатов в 1905-07. Пройдя сложный путь развития, С. р. и с. д. стали к октябрю 1917 большевистскими. С установлением Сов. власти с С. р. и с. д. слились Советы крестьянских депутатов, образовалась единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

СОВЕТЫ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ, выборные органы гос. власти Сов. республики с кон. янв. 1918. Конституцией СССР 1936 переименованы в Советы, депутатов трудящихся.


СОВЕТЫ РАБОЧИХ, СОЛДАТСКИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ, выборные органы гос. власти Сов. республики после победы Окт. революции 1917. С принятием 15(28) янв. 1918 декрета о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.


СОВЕТЫ СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ, выборные политич. орг-ции, впервые возникшие в ряде мест России в ходе Революции 1905-07 по примеру Советов рабочих депутатов. В ходе Февр. революции 1917 создавались как органы революц. власти; в большинстве случаев образовывались единые Советы рабочих и солдатских депутатов; на фронтах функции С. с. д. выполняли солдатские комитеты. Подробнее см. Советы депутатов трудящихся.


СОВЕТЫ СЪЕЗДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ в России, постоянные исполнит, органы представит, орг-ций росс, буржуазии - всероссийских, районных, отраслевых съездов, действовавших в последней четв. 19 - нач. 20 вв. "Все эти „советы съездов" представителей промышленности вообще, горнопромышленников и т. д. и т. п.,- отмечал В. И. Ленин, - продукт главным образом революционной и контрреволюционной эпохи" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 290). С. с. п. были органами крупного капитала. Избирались на съездах предпринимателей, действовали на основе уставов, утверждаемых пр-вом. Были тесно связаны с гос. аппаратом. Во главе их стояли представители деловой бурж. интеллигенции. С. с. п. выступали за решительную борьбу с рабочим движением.

Значение С. с. п. усилилось в годы 1-й мировой войны 1914-18, когда они выступили инициаторами мобилизации пром-сти, и особенно после Февр. революции 1917, при бурж. Врем, пр-ве. Наличие двух соперничавших группировок крупной буржуазии (Петрограда и Москвы) не позволило ей создать единую предпринимательскую орг-цию накануне Окт. революции 1917.

В 1917 насчитывалось св. 30 С. с. п., в т. ч. 3 общеросс. орг-ции: С. с. представителей пром-сти и торговли (существовал с 1906), к 1917 насчитывал ок. 70 действит. чл.- крупнейших районных и отраслевых предпринимательских и 350 совещательных (крупные коммерч. банки и фирмы) орг-ций. Претендовал на объединение всех пред-припимат. орг-ций страны. Руководящая роль в нём принадлежала Петерб. об-ву заводчиков и фабрикантов. Пред, совета были В. И. Тимирязев (1906), H. С. Aвдаков (1907-15), H. H. Кутлер (1917). Решающую роль в организации играл выделенный советом комитет из 6-8 чл. С 1908 издавал журн. "Промышленность и торговля". Деятельность совета была прекращена в 1918. С. с. представителей биржевой торговли и с. х-ва (1905-18), в 1917 объединял св. 100 биржевых к-тов и районных С. с., а также более 20 совещат. чл. (банки, страховые об-ва). Пред, совета (с 1914) В. И. Тимирязев. С. с. (до 1916 - комитет) представителей акц. коммерч. банков (1873- 1918), к 1917 в совет входило 43 действит. чл. Располагал сетью местных орг-ций (53 банковских к-та). Пред. С. с