БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201писца В. Стшеминьского и др. В 1930-е гг. усилились социально-критич. тенденции. Социальный протест выражали в отвлечённо-экспрессивных формах живописцы М. Ярема, И. Стерн, Т. Кантор. Художники X. Краевская, Ю. Кра-евский, Ф. Бартошек обращались к приёмам прогрессивной нем. графики. Бесчеловечность и лицемерие бурж. мира разоблачали сатирич. рисунки Б. Линке. В скульптуре стилизация в духе нар. творчества (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассич. тенденциями (статуи и памятники В. Виттига, X. Куны, А. Замойского). Крупнейший польск. скульптор К. Дуниковский, творчески претворяя отд. приёмы кубизма и экспрессионизма, создал собств. стиль, для к-рого характерны внутр. значительность образов, конструктивная строгость форм. Получили распространение рекламная графика и плакат (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик). Большие успехи были достигнуты в декоративно-прикладном искусстве (килимы В. Ястшембовского, Э. Плютыньской, керамика, мебель, изделия из металла).

В период 2-й мировой войны 1939-45 мн. насел. пункты П. были разрушены фашистами, памятники культуры уничтожены. После установления нар. власти начались работы по восстановлению и реконструкции превращённых в руины польск. городов. В них принимали участие СССР и др. социалистич. страны. В развитии архитектуры в послевоен. годы сыграли важную роль мастера старшего поколения (Ш. Сыркус, Б. Пнев-ский, Б. и С. Брукальские и др.). В жил. стр-ве кон. 1940 - нач. 1950-х гг. преобладала строчная застройка с экономичными малоэтажными зданиями. С сер. 1950-х гг., с развитием индустриализации и типизации стр-ва началось сооружение многоэтажных крупнопанельных и крупноблочных домов, а с нач. 1960-х гг. и домов из взаимозаменяемых сборных элементов. В связи с бурным развитием пром-сти в 1950-е гг. возникли новые города Нова-Хута (ныне в Кракове), Нове-Тыхы близ Катовице и др. Распространилась свободная система застройки, планировка жилых комплексов приобрела большую гибкость (р-ны Жолибож-ские Сады, Прага-3, Служевец - в Варшаве). Обществ. здания в кон. 1940 -нач. 1950-х гг. строились в традициях польск. функционализма ("Дом партии", геологич. интт в Варшаве, универмаг в Познани). После периода увлечения ист. стилями (пл. Конституции в Варшаве) в кон. 1950-х гг. возникло тяготение к рациональной простоте форм. Обществ, зданиям 1960-х гг. присущи функциональная целесообразность планировки, оригинальность конструктивных решений, гибкое ритмич. сочетание типовых конструктивных звеньев (Дом студенток в Кракове, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369; магазин "Суперсам" в Варшаве, илл. см. т. 4, табл. XXII, стр. 224-225; гостиница "Меркурий" в Познани, илл. см. табл. П, стр. 321). Уделяется большое внимание реконструкции центров, созданию выразит, объёмно-про-странств. композиций (ансамбль башенных и протяжённых зданий на Мар-шалковской ул. в Варшаве, центр г. Катовице и др.). В гор. стр-ве широко используются монумент. скульптура, мозаики, витражи. Большие успехи достигнуты в стр-ве спортивных сооружений, больниц и школ, пром. зданий (фабрики в Калише, Вышкуве, Лодзи), туристич. центров.

Ф. Коварский. "Пролетарнатчики". 1948. Собственность ЦК ПОРП.

В становлении изобразит, иск-ва нар. П. важную роль сыграли крупнейшие мастера старшего поколения (монументы К. Дуниковского, композиции на ис-торико-революц. темы Ф. Коварского, В. Вейса). В нач. 1950-х гг. к темам социалистич. стр-ва и революц. борьбы обращаются живописцы Ю. Краевский, X. Краевская, А. Сгрумилло, А. Кобз-дей, скульпторы С. Горно-Поплавский, Е. Ярнушкевич. Гуманистич. традиции получают новое развитие в скульпт. портретах (К. Дуниковский, А. Карны, Я. Пу-шет), станковой графике и плакате, отличающихся гражданственностью образов, многообразием художеств. приёмов (графич. циклы Т. Кулисевича, плакаты Т. Гроновского, Т. Трепковского, X. То-машевского). Традиции "колоризма" сохраняются в работах живописцев Я. Цибиса, А. Нахт-Самборского, X. Рудзкой-Цибисовой, Э. Эйбиша, Ю. Студницкого. Изысканно декоративные живописные композиции создают В. Таранчевский, А. Марчиньский и др. Приёмам фовизма, кубизма и экспрессионизма продолжают следовать живописцы Т. Бжозовский, Т. Кантор, И. Стерн, X. Стажевский. С сер. 1950-х гг. на первый план выступают самодовлеющие пластич. искания. Распространяются абстрактное искусство, экспрессионизм (А. Кобздей, Я. Ле-бенштейн), сюрреализм (Е. Тхужевский, Т. Бжозовский), а с кон. 1960-х гг.-"оп-арт", "поп-арт" и др. неоавангардистские течения. Наряду с этим возникают и тенденции возврата к реализму. Группы сторонников реалистич. иск-ва создаются в Варшаве, Гданьске и др. городах. Выразительностью фактуры, композиции, цветовых сочетаний выделяются картины на тему индустриализации, пейзажи, портреты, бытовые сцены Е. Кравчика, В. Гарболиньского и др. Черты символич. обобщённости и примитивизма присущи картинам Е. Новосельского и К. Микульского. В монумент. скульптуре кон. 1950-60-х гг. выделяются работы М. Конечного, Е. Бандуры, А. Хаупта, Ф. Душенко и др. Поиски декоративной выразительности материалов характерны для абстрактных пространственных композиций Е. Ярнушкевича, В. Хасиора. Ряд скульпторов обращается к традициям народного иск-ва. Высокий расцвет переживает станковая и иллюстрац. графика, отличающаяся экспрессией и декоративным изяществом образов, многообразием художеств. приёмов и манер (гравюры X. Хростовской-Пётрович, Е. Панека, М. Малины, иллюстрации и карикатуры 3. Ленгрена, Э. Липиньского, М. Хиш-паньской-Нёйман, О. Семашко, Я. М. Шанцера, А. Унеховского). Композиц. остротой и оригинальной выдумкой, яркой декоративностью выделяется плакат (Ю. Мрощак, В. Свежи, Я. Лени-ца). Уделяется большое внимание развитию нар. художеств. промыслов, художественному" конструированию промышленных изделий. В произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства поиски современных форм сочетаются с использованием традиций народного иск-ва.

Плакат народной Польши.

1. Т. Гроновский. "1-й польский конгресс мира". 1950. 2. Я. Леница. "Мазовше". 1955.

А. X а у п т, Ф. Душенко, X. Китовский. П амятннк героям Вестерплатте в Гданьске. Камень. 1966.

Илл. см. на вклейках - к стр. 193 и табл. V, VI (стр. 320-321).

Лит.: Международная выставка искусства социалистических . стран. Москва. 1958 -1959. Выставка польских художников..., [Варшава, 1958]; Захватович Я., Польская архитектура, пер. с польск., Варшава, 1967; Тананаева Л. И., Польское изобразительное искусство эпохи Просвещения, М., 1968; её же, Очерки польской графики, М., 1972; Выставка группы польских художников-реалистов, [Москва. Июль 1969. Каталог, б. м., 1969]; Уразова Л. Н., Польский плакат, М., [1969]; Dobrowolski Т., Nowoczesne malarstwo polskie, t. 1-3, Wr.- Kr., 1957-64; eго же, Sztuka Mtodej Polski, Warsz., 1963; Wa1iсki M., Malarstwo polskie. Gotyk. Renesans. Wczesny ma-nieryzm, Warsz., 1961; Czarnocka K., Pottora wieku grafiki polskiej, Warsz., 1962; Historia sztuki polskiej, 2 wyd., t. 1-3, Kr., 1965; Malarstwo Polskie. Manieryzm. Barok. Wstep M. Walicki i W. Tomkiewicz. Kata-og A. Ryszkiewicz, Warsz., 1971; Sztuka polska przedromanska i romariska do schylku XIII wieku, pod red. M. Walickiego, t. 1-2, Warsz., 1971-72; Starzynski J., Pol-ska droga do samodzielnosci w sztuce, Warsz., 1973.

XV. Музыка

Муз. культура П.- одна из древнейших слав. муз. культур, сходная по характеру с муз. иск-вом других слав. народов. В нар. инструментарии сохранились колотушки, бубны, свистульки (с 11 в.), в сопровождении к-рых исполняются обрядовые нар. песни, часто три-хордной структуры, с элементами пентатоники, одноголосные, б. ч. танцевальные, восходящие к языч. ритуальным песням с танцами (с 7 в.). В числе других нар. инструментов: струнные (смычковые и щипковые) - скрипки, мазанки, марины; духовые - лигавки, базуны, тромбиты. Среди нар. танцев (с пением) -ходзоный (предшественник полонеза), краковяк, мазурка, куявяк, оберек. Танцам аккомпанировали инструм. ансамбли странствующих музыкантов.

В 9-10 вв. вместе с католицизмом в П. проникает григорианский хорал. В 11 -12 вв. открылись церковные певческие школы; их ученики обогащали церковную музыку народными мелодиями из разных р-нов П. Влияние народной музыки особенно проявлялось в мистериях (с 12 в.), исполнявшихся странствующими священнослужителями (на лат. яз.) и потешниками, т. н. франтами (на польск. яз.).

Новый центр г. Катовице. Архитекторы И. Ярецкий, 3. Кносала, М. Крул и др. 2-я половина 1960-х гг.

В 12 в. возникли придворные капеллы, в 13 в. появилась т. н. рыцарская песня и внелитургическая песня на религиозные тексты. Первый известный композитор П.- Винценты из Кельце (13 в.), духовные песни которого отразили влияние муз. фольклора на церк. музыку. В 13 в. зарождается вокальная полифония, проникшая в 15 в. в светскую вок.-инструм. музыку (творчество Мико-лая из Радома). Развивается гор. муз. культура, особенно в Кракове. Там с 14 в. существовали гильдии, затем цехи гор. музыкантов, в т. ч. органистов, органных и др. мастеров муз. инструментов, были популярны песни студентов (жаков) ун-та, где с 16 в. преподавалась теория музыки (Себастьян из Фелынтына и др.), возникли издательства (выпускали также ноты).

В 16 в. с распространением идей Возрождения и Реформации в польск. музыке усиливаются светские элементы, появляются песни типа мадригала, развиваются танц. формы в инструментальной музыке, куда проникают влияния итал. и нидерл. полифонич. школ (благодаря иностр. музыкантам, служившим при королев, дворе). Иск-вом исполнения зап.-европ. католич. музыки славились польск. капеллы, в т. ч. капелла роранти-стов (с 1543; рораты - заутреня во время рождественского поста). Произв. духовной музыки различных жанров писали Вацлав из Шамотул, Марцин из Львова (М. Леополита), Миколай из Кракова, к-рый был также одним из первых известных авторов польск. танцев и обработок для фп. соч. иностр. композиторов. Музыканты же, связанные с протестантизмом, культивировали нац. элементы, издавали песни с польск. текстами, основанные на нар. бытовой, танц. музыке. Церк. жанры (сб. "Мелодии польского псалтыря" М. Гомулки, 1580) свидетельствуют о формировании музыки гомофонно-гармонич. склада (см. Гомофония). В 16-17 вв. выдвигаются композиторы Като Диомед, В. Длугорай (также виртуозы-лютнисты), Я. Поляк и др., сочетавшие развитие нац. элементов с использованием распространённых в Зап. Европе жанров танц. и инструм. музыки. Их произв., изданные в польск. и иностр. табулатурах, стали известны и в др. европ. странах, так же как струнные инструменты работы польск. мастеров (семья Гробличей, Б. Данкварт). При королев, дворе в Варшаве ставились оперные спектакли (в т. ч. итал. труппой с 1628). В сер. 17 в. в связи с общим экономическим упадком П. оперная труппа была распущена, королевский двор вместе с капеллой переведён в Дрезден. Небольшие оперные труппы из крепостных и инструм. капеллы существовали при дворах магнатов и епископов. Среди композиторов 1-й пол. 17 в.- М. Зе-леньский, М. Мельчевский, А. Яжемб-ский и Б. Пенкель. Стиль барокко в музыке П. (рубеж 17-18 вв.) развивали С. С. Шажиньский (трио-соната) и Г. Г. Горчицкий (хоровые церк. соч., в т. ч. концерты).

В 1748 в Варшаве открылся спец. театр, зал "Операльня", куда допускались (бесплатно) шляхта и горожане. В 18 в. в период роста нац.-освободит. движения имели распространение патриотнч. н повстанческие песни, в т. ч. "Вперёд, живее", получившая популярность среди участников восстания Т. Костюшко в 1794, революц. песня польск. легионеров в Италии "Мазурка Домбровского" ("Ещё Польша не погибла", 1797), ставшая позднее гимном П. и ПНР. Близка к этим песням по духу и "Варшавянка" К. Курпиньского (1831).

В 1765 в Варшаве осн. польский "Театр Народовы", в к-ром ставились нац. оперы; первая -"Осчастливленная нищета" М. Каменьского (1778), затем -опера-водевиль "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" Я. Стефани (либретто В. Богуславского; 1794) и др. Во 2-й пол. 18 в. открылись оперные театры в Кракове и Львове.

В сер. 18 в. в первых польск. симфониях (Я. Щуровского, А. Мильвида, Я. Вань-ского, В. Данковского и др.), имевших черты общности с произв. мангеймской школы и ранней венской классической школы, намечается нац. симф. стиль. В кон. 18 в. создаются камерно-инструм. концерты (Ф. Яневич, Я. Клечиньский). На рубеже 18-19 вв. развивается фп. музыка, гл. обр. танц. пьесы, в т. ч. полонезы (М. К. Огиньский и др.), мазурки, вальсы; в нач. 19 в.- также этюды, ноктюрны (пианистка и композитор М. Шимановская). В этот период важный вклад в развитие польск. музыки внесли муз.-обществ, деятели и композиторы, авторы историч. опер Ю. Эльснер, основатель (1821) и руководитель Ин-та музыки и декламации, учитель Ф. Шопена, и К. Курпиньский, дирижёр и (позднее) руководитель оперного театра в Варшаве ("Театр Бельки", открыт в 1833). Активизация муз.-концертной и театральной жизни, развитие различных жанров польск. музыки и форм публичного и домашнего музицирования подготовили почву для появления великого композитора и пианиста Ф. Шопена, творчество к-рого принесло польск. композиторской школе мировое признание. Шопен расширил выразит.-технич. возможности фп. игры, опоэтизировал и значительно драматизировал нац. бытовые танц. формы, наполнив их глубоким содержанием, дал новаторскую трактовку скерцо, прелюдии и этюда как самостоят. художественно завершённых произв., создал жанр фп. баллады, обновил гармонич. язык. Опираясь на нар. основу, он сочетал классич. стройность формы с лирич. непосредственностью, мелодич. богатством и неисчерпаемой творч. фантазией. Творчество Шопена оказало большое влияние на муз. культуру др. стран, в т. ч. России. В произв. рус. композиторов встречаются польск. мотивы - польск. акты в "Иване Сусанине" М. И. Глинки и "Борисе Годунове" М. П. Мусоргского, опера "Пан-воевода" Н. А. Римского-Корсакова (поев. Шопену), полонез и мазурка в "Евгении Онегине" и др. соч. П. И. Чайковского, инструм. пьесы Глинки, А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина и др. Позднее наблюдалось влияние русской музыкальной классики на музыку П., Напр. Чайковского - на творчество М. Карловича, А. Н. Скрябина - на К. Ши-мановского.

Традиции Шопена развивал его младший современник С. Монюшко, создатель польск. классич. нац. оперы ["Галька", "Страшный двор" ("Зачарованный замок") и др.]. Большую роль в оживлении концертной жизни П. во 2-й пол. 19 в. играли композиторы и исполниТе-ли-виртуозы: скрипач К. Липиньский, братья Венявские (Юзеф - пианист; Генрик - скрипач) и Контские (Антон -пианист; Аполлинарий - скрипач, основатель Варшавского муз. ин-та, его руководитель в 1861-79) и др. В кон. 19-нач. 20 вв. традиции Монюшко продолжали в своих операх В. Желеньский и 3. Носковский, пианист И. Я. Падерев-ский (два последних - авторы и симф. произв.), в вокальной лирике - Э. Пан-кевич, Я. Галль, С. Невядомский и др. Композиторы-пианисты Ю. Зарембский, А. Рутковский, а также Э. Панкевич развивали нац. традиции. Усилению интереса к нац. фольклору способствовал основоположник польск. муз. этнографии О. Кольберг, создавший монументальный многотомный труд ч Народ, его обычаи, образ жизни, язык..." (выходил в 1865-90).

В нач. 20 в. значительно активизируется муз. жизнь П.: в Варшаве возникают нац. филармония (1901) и Издательское т-во молодых польск. композиторов, способствовавшие развитию симф. музыки, гл. обр. жанра симф. поэмы, отразившей влияния неоромантич. симф. поэм Ф. Листа, Р. Штрауса, а также П. И. Чайковского и особенно А. Н. Скрябина. Молодые польск. композиторы (К. Шима-новский, Л. Ружицкий, Г. Фительберг, А. Шелюто, а также более зрелый композитор, но близкий им по творч. устремлениям и присоединившийся позднее М. Карлович), впоследствии именовавшиеся "Молодой Польшей" в музыке (по аналогии с лит.-поэтич. группой), в своём творчестве стремились искать новые пути развития польск. муз. культуры - на основе сочетания нар.-нац. черт с достижениями мирового муз. искусства. В кон. 19 - нач. 20 вв. в исполнительском иск-ве выделяются дирижёры Э. Млынарский, Г. Фительберг и др.; пианисты И. Я. Падеревский, И. (Ю.) Гофман и более известные как педагоги Т. Лешетицкий, А. Михаловский (создал традицию исполнения Шопена), Ю. Тур-чиньский; клавесинистка В. Ландовская; скрипачи С. Барцевич, Б. Губерман, П. Коханьский, И. Лотто; певцы А. Бан-дровский, Я. и Э. Решке, А. Дидур, И. Дыгас, певицы М. Сембрих-Коханьская, Я. Королевич-Вайдова, X. Рушковская-Збоиньская, С. Шимановская-Корвин.

После обретения П. независимости (1918) творч. атмосфера муз. жизни определялась разнородностью часто противоречивых тенденций, развивавшихся в результате знакомства с новой музыкой композиторов др. стран, усиленными поисками собств. путей в творчестве. Для муз. культуры П. 1920-30-х гг. характерна острая борьба молодых композиторов, группировавшихся вокруг Шимановского и "Ассоциации молодых польских музыкантов" (возникла в 1926 в Париже; возглавлялась П. Перковским, среди входивших в неё - К. Сикорский, Я. Маклякевич, Т. Шелиговский, Б. Войтович, С. Вехович), с композиторами старшего поколения (П. Рытель, Э. Моравский, Э. Млынарский), отстаивавшими строгое следование традициям и нац. замкнутость польск. иск-ва. Более нейтральную позицию занимали Б. Шабель-ский и Ю. Кофлер (впервые в музыке П. использовал приёмы додекафонии). С 1930-х гг. выдвигаются исполнители: пианисты X. Штомпка, С. Шпинальский, З. Джевецкий; скрипачи И. Дубиская, Э. Уминьская; певец Я. Кепура, певицы М. Полиньская-Левицкая, Е. Бандров-ска-Турска, А. Сари и др. В ун-тах работали музыковеды А. Хыбиньский, 3. Яхимецкий, Л. Каменьский и др. Расширилась сеть муз. об в, оркестров, периодической печати; увеличилось количество высших и средних муз. уч. заведений, консерваторий (в Катовице, Познани и др.); продолжала работу консерватория в Варшаве (новое назв.- Высшая муз. школа им. Шопена, 1946) и др. Начали проводиться междунар. конкурсы (1 раз в 5 лет) в Варшаве - пианистов им. Шопена (с 1927) и скрипачей им. Венявского (с 1935, с 1952 - в Познани, где с 1956 проводятся также конкурсы композиторов, с 1957 - скрипичных мастеров). В 1939 по инициативе польск. секции Междунар. об-ва совр. музыки в Варшаве был впервые проведён Междунар. фестиваль совр. музыки, на к-ром исполнялись также соч. молодых польск. композиторов.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 были уничтожены б-ки, архивы, рукописные фонды и пр. Однако муз. жизнь полностью не прекратилась - организовывались нелегальные концерты нац. музыки и поэзии в артистич. кафе и частных домах (гл. обр. в Варшаве). Создавались повстанческие песни (в 1947 изданы в серии "Песни подпольной борьбы"; в числе авторов - В. Лютослав-ский, песни которого изданы в СССР в 1974).

По окончании войны в ПНР сразу же началось строительство социалистич. культуры: возобновили деятельность муз. театры, возникли театр, коллективы художеств, самодеятельности, проф. и любительские об-ва, муз. изд-во (в Кракове), филармонии. В 1945 в Кракове был проведён 1-й Всепольский съезд композиторов, в результате к-рого на основе существовавших с сер. 20-х гг. муз. объединений (секций и товариществ) в том же году был организован Союз польских композиторов. В Варшаве состоялся 17-й фестиваль Междунар. об-ва совр. музыки (1945).

В ПНР 21 симф. оркестр, 10 оперных театров, в т. ч. передвижные, 9 театров оперетты, 7 высших муз. школ (в Варшаве, Кракове, Познани, Лодзи, Вроцлаве, Гданьске, Катовице), ок. 120 средних и нач. муз. школ (на 1974). Возрождение П. на новой, социалистич. основе вызвало подъём и демократизацию иск-ва. Большинство композиторов в кон. 1940 -нач. 1950-х гг. обратилось к массовым вокальным и инструм.-хоровым жанрам (с использованием фольклора), доступным широкому слушателю (песни А. Градштейна, Т. Сыгетыньского, кантаты С. Веховича, Т. Шелиговского, в к-рых ощутимо влияние сов. массовой песни и кантатно-ораториальной музыки; оркестровые и вокально-симф. соч. Лютослав-ского, Г. Бацевич, Т. Бэрда, К. Сикор-ского). В них преобладали темы мира, труда, патриотич. подвига.

В сер. 1950-х гг. появились произведения, вызванные воспоминаниями о фашизме и войне и выражавшие протест против них. Обращение к образам зла, насилия, призыв к борьбе с ними привели к коренному изменению муз.-эстетич. критериев. Отсюда напряжённые поиски новых выразительных средств, приводящие часто к усложнённости муз. языка, при стремлении к совершенствованию композиторской техники; возникает интерес к различным течениям авангардизма, увлечение сонористикой, алеаторикой, серийной музыкой, додекафонией ("Плач по жертвам Хиросимы" К. Пендерецкого, опера "Завтра" Бэрда, "Траурная музыка", "Три поэмы Анри Мишо", "Венецианские игры", "Книга для оркестра", "Прелюдии и фуга" и др. сочинения Лютославского). Среди других современных композиторов: X. Турецкий, К. Сероцкий, Б. Шеффер, В. Киллар, В. Котоньский, В. Шалонек, А. Блёх, К. Мейер, 3. Рудзиньский. Творчество ведущих композиторов П. получило широкое признание, мн. произв. удостоены междунар. премий, в т. ч. пр. ЮНЕСКО. С 1956 проводится ежегодно Междунар. фестиваль совр. музыки "Варшавская осень", в к-ром участвуют и сов. композиторы. Большое значение приобрели фестиваль старинной музыки Вост. Европы (Musica Antique Europae orientalis) в Быдгоще (с 1966, каждые 3 года), фестиваль ора-ториально-кантатной музыки "Врати-славские певцы" ("Wratislavia Cantans") во Вроцлаве, Междунар. фестиваль эстрадной песни в Сопоте, фестивали сов. песни в Зелёна-Гуре и польск. песни в Ополе и др. Среди совр. исполнителей: дирижёры В. Ровицкий, X. Чиж, Я. Кренц, С. Вислоцкий, К. Корд, Б. Водичко, А. Марковский и др.; пианисты Г. Черны-Стефаньска, Б. Хессе-Бу-ковская, А. Харасевич, Р. Смендзянка, П. Палечны и др.; скрипачи В. Вилко-мирская, Т. Вроньский, К. А. Кулька, П. Яновский; певцы Б. Папроцкий, А. Хьольский, Б. Ладыш, В. Охман, певицы К. Щепаньская, М. Фолтын, С. Войтович, Г. Лукомская, К. Шостек-Радкова. Имеются различные объединения артистов и музыкантов всех специальностей. Варшав. муз. об-во (существует с 1870) ведёт работу по муз.-эстетич. воспитанию уч-ся и широких масс. Польск. муз. изд-во публикует старинные и совр. муз. произведения, труды польских музыковедов и иностранных авторов. В П. имеется неск. муз. журналов, в т. ч. "Ruch muzyczny" (двухнедельный, с 1960) и "Muzyka" (квартальный, с 1956). ' Популярны ансамбли нар. песни и танца "Мазовше" и "Шлёнск", а также проф. исполнители старинной музыки -вокально-инструментальные ансамбли и камерные хоры, в т. ч. "Познанские соловьи".

Лит.: Б э л за И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954; Избранные статьи польских музыковедов, сб. 2, М., 1959; Jасhimeсki Z., Muzyka polska w rozwoiu historycznym od czasow najdawniejszych do doby obecnej, t. 1 - 2, Кг., 1948-51; S t r u m i 1 t о Т., Szkice z polskiego zycia muzycznego XIX w., Kr., 1954; Michafowski K., Bibliografia polskiego pismiennictwa muzycznego, Kr., 1955; Suple-ment za lata 1955-1963, Kr., 1964; Z dziejow polskiej kultury muzycznej, red. S. bobaczew-ska i in., t. 1-2, Kr., 1958-66; Polska wspot-Iczesna kultura muzyczna. 1944-1946, red. E. Dziebowska, Kr., 1968; ChomiriskiJ., Muzyka Polski Ludowej, Warsz., 1974; E r-hardt L., Muzyka w Polsce, Warsz., 1974. См. также библиографию к ст. Шопен.

XVI. Балет

Первые балетные представления показывались в П. ещё в 17 в. Балетные труппы складывались в 18 в. при дворах магнатов. О