БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201актерные черты: патриотизм, усилившееся рефлективное начало, романтич. пафос.

Литература ПНР. Разгром нем.-фаш. захватчиков и установление нар.-демо-кратич. строя создали новые условия для развития лит-ры. Уже в сент. 1944 в освобождённом Люблине состоялся 1-й съезд Союза польск. писателей, поддержавший программу нар.-демократич. развития страны. Перед лит-рой встала задача отразить новую действительность, содействовать строительству социализма. Реалистич. проза 40-х гг. рассказывает о фаш. оккупации П. ("Медальоны", 1946, Налковской; "Каменный мир", 1948, Т. Боровского, 1922-51; "Дым над Биркенау", 1945, С. Шмаглевской, р. 1916), о послевоен. обществ, конфликтах ("Пепел и алмаз", 1948, Е. Анджеев-ского, р. 1909). Укрепляются польско-сов. лит. связи, значительно возросло число переводов произв. сов. писателей. После 1949, когда на 4-м съезде Союза польск. писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистический реализм, появляются произв. о социальных преобразованиях в стране ("На деревне свадьба", 1955, Домбровской; "Семейство Яворов", 1954, В. Маха, 1917-65), о периоде фаш. оккупации ("Поколение", 1951, Б. Чешко, р. 1923), о революц. движении в бурж. П. ("Под фригийской звездой", 1952, И. Неверли, р. 1903; "Старое и новое", т. 1-3, 1948-60, Л. Рудницкого, 1882-1968), о катастрофе П. в сент. 1939 ("Сентябрь", 1951, Путрамента; "Дни поражения", 1952, В. Жукровского, р. 1916). С сер. 50-х гг. в центре внимания писателей - вопросы этики и политики, историч. и социальной обусловленности личности, иногда рассматриваемые в абстрактно-филос. плане (Анджеевский). Развиваются эссеистика и филос.-аналитич. проза ("Бронзовые врата", 1960, Т. Брезы, 1905-70; "Диснейленд", 1965, С. Дыгата, р. 1914). Значительно обновилась лит. техника и в произв., написанных в традиц. повествоват. манере. Преобладает морально-филос. проблематика, гл. темы: 2-я мировая война, подполье в годы оккупации, становление народной власти ("Колумбы, год рождения - 20", т. 1-3, 1957, Р. Братного, р. 1921; "Приключения мыслящего человека", опубл. 1970, Домбровской; трилогия "Хвала и слава", 1956-62, повести и рассказы крупного мастера реалистической прозы Ивашкевича; "микророманы" "Дневник антигероя", 1961, и др. К. Филиповича, р. 1913; "Дерево рождает плод", 1963, "Личность", 1973, Т. Голуя, р. 1916; "Крещённые огнём", 1961, "Направление - Берлин", 1970, Жукровского), перемены в жизни села (Ю. Кавалец, р. 1916; В, Махеек, р. 1920; Т. Новак, р. 1930; Ю. Мортон, р. 1911; Мах), тема истории и труда рабочего класса (С. Р. Добровольский, р. 1907; Л. Вантула, р. 1928; Я. Пешхала, р. 1921). В жанре историч. и историко-биографич. романа успешно работают Я. Парандов-ский (р. 1895), Т. Парницкий (р. 1908), А. Кусьневич (р. 1904), Голуй. Популярна филос. фантастика С. Лема (р. 1921), произв. документ, жанров. Достижения поэзии до 1956 связаны с творчеством Броневского, Галчиньского, Ивашкевича, Пшибося, Яструна. В 60-е гг. выдвигаются поэты Т. Ружевич (р. 1921), В. Шимборская (р. 1928), С. Гроховяк (р. 1934), Э. Брылль (р. 1935). В создании социалистич. реалистич. драмы ведущая роль принадлежит Л. Кручковско-му ("Немцы", 1949, "Первый день свободы", 1960). в. А. Хорее.

Литературоведение. Зачатки литературоведения в П. восходят к 17 в., однако систематич. изучение лит-ры началось в эпоху Просвещения, когда появились нормативная поэтика польск. классицизма ("Искусство стихосложения" Ф. К. Дмоховского, 1788), очерк всеобщей поэзии И. Красицкого ("О рифмотворчестве и рифмотворцах", 1803) и первая "История польской литературы" (1814) Ф. Бент-ковского. Становлению литературоведения содействовала статья представителя позднего сентиментализма К. Бродзиньского (1791-1835) "О классическом и романтическом..." (1818), вызвавшая многолетнюю полемику о путях развития самобытной польск. лит-ры. В 20-е гг. 19 в. теоретик романтизма М. Мохнацкий, развив понятие народности, поставил проблему генезиса поэзии и гражд. роли поэта. В 40-е гг. эта проблема была углублена и расширена эстетиком-левогегель-янцем Э. Дембовским. Во 2-й пол. 19 в. польск. литературоведение превращается в науку, специализирующуюся по отраслям; представитель филологич. щколы М. Малецкий кладёт начало монографич. исследованиям. Значительно обогатил науку трудами по истории лит-ры, стилистике и критике П. Хмелёвский, приверженец позитивистской эстетики и реализма. Переворот во взглядах на старопольскую лит-ру произвели архивные изыскания А. Брюкнера, продвинувшего развитие текстологии.

Во времена "Молодой Польши", на рубеже 19-20 вв., теоретиком модернизма выступил И. Матушевский; вопросы истории лит-ры разрабатывал В. Фельдман. Важное значение имела деятельность библиографов К. Эстрейхера и Г. Корбута.

Виднейшими критиками в период между мировыми войнами были К. Ижиковский и Т. Бой-Желеньский; "теории" авангардизма развивали Т. Пейпер и С. И. Виткевич. Марксистскую критику представляли И. Фик, А. Ставар и др. В акаде-мич. литературоведении определяющую роль играли труды Ю. Клейнера, С. Пигоня, К. Гурского, В. Борового, М. Крид-ля, Т. Синко, Ю. Кшижановского и др.

После 2-й мировой войны выдвинулся Р. Ингарден, придающий первостепенное значение проблемам структуры художеств. произв. В области теории лит-ры выделяются труды С. Скварчиньской, X. Марковича, Я. Тшинадлёвского, М. Длу-ской, по истории польск. лит-ры и истории лит. критики работы Ю. Кшижановского, В. Кубацкого, К. Выки и Я. 3. Якубовского, по истории всеобщей лит-ры М. Журовского, В. Хвалевика и др. Основополагающее значение приобретает марксистско-ленинский метод науч. исследований. Широко представлена славистика, особенно трудами по истории рус. лит-ры и польско-рус, лит. связям (М. Якубец, Р. Лужны, Б. Бялокозович, Ф. Селецкий, Т. Позьняк и др.). Осн. литературоведч. журн.- "Pamietnik Literacki" (с 1902), "Polonistyka" (с 1948), "Przegla_d Humanistyczny" (с 1957).

И. К. Горский.

Лит.: История польской литературы, т. 1 - 2, М., 1968-69 (лит.); Bibliografia literatury polskiej. Nowy Korbut, t. 1 - 9, 12 - 14, Warsz., 1963T73 (издание продолжается); Slownik wspoiczesnych pisarzy pol-skich, t. 1-4, Warsz., 1963-66; Historia literatury polskiej, t. 1-3, Warsz., 1972-73.

XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

К эпохе неолита относятся керамич. сосуды с "ленточным", "накольчатым" и "шнуровым" орнаментом, к эпохам бронзы и железа - укрепл. общинные поселения (Бискушш, ок. 550-400 до н. э.), сосуды из глины и бронзы, культовые колесницы с фигурками птиц и зверей, принадлежащие лужицкой культуре, "лицевые" урны поморской культуры и др. От 7-12 вв. сохранились обобщённая по формам скульптура (голова божества из Янкува, 10 в.), остатки слав. поселений с деревянно-земляными укреплениями (в Гданьске, Ополе, Гнезно, Вроцлаве).

После принятия христианства (966) развивается кам. культовое зодчество (капелла-ротонда Девы Марии на Вавеле в Кракове, 2-я пол. 10 в.). Со 2-й пол. 11 в. утверждается романский стиль.

Скульптура 1 2-1 5 вв. 1. Междунефный столб костёла Троицы в Стшельно. Около 1180. 2. Надгробие Генриха IV. Около 1300. Силезский музей. Вроцлав. 3."Мадонна из Кружлёвой". Дерево. 1410. Национальный музей. Краков (1,2- камень.)

Крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове. Около 1100.

Сооружаются отличающиеся суровой величественностью 3-нефные базилики (частично сохранившиеся костёлы в Познани и Гнезно, костёл св. Анджея в Кракове, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369) с монумент, башнями (костёл в Туме, ок. 1141-61) и с перспективными порталами, покрытыми нарядным резным орнаментом (в костёле Марии Магдалины во Вроцлаве, кон. 12 в.). Капители, а иногда и стволы междунефных столбов в интерьерах (костёл в Стшельно, ок. 1180) украшаются богатой резьбой (плетёнка, растит. узоры, изображения святых, фан-тастич. животных и птиц), сохранились немногочисл. романские крипты (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове, ок. 1100). Редким произв. скульптуры присуща мягкая обобщённость форм (тимпан портала костёла Девы Марии "на песке" во Вроцлаве с рельефными изображениями Богоматери и донаторов, 2-я пол. 12 в.). Шедевр романской скульптуры в П.- бронзовые двери костёла Девы Марии в Гнезно (ок. 1170, илл. см. т. 6, стр. 614). Исполненные живой непосредственности рельефы со сценами жизни св. Войцеха искусно вплетены в нарядную орнаментальную композицию. Живописи 12-13 вв. (фрески костёлов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность контурных изображений, локальность расцветки.

В 14-15 вв. укрепление феод, монархии в П. способствовало расцвету гор. культуры. Распространились постройки в стиле готики, в к-рых своеобразно преломлялись архит. формы Германии, Чехии, Нидерландов. На Ю. сооружались

3-нефные базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369; соборы во Вроцлаве и Познани), на С.- зальные кирпичные костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся строгой сдержанностью облика. С гладью стен контрастируют узорные завершения порталов и окон, венчающих стены щипцов. Монумент. башни зап. фасадов обычно расчленены на ярусы и завершены шатрами. В Силезии и Сев. П. щипцы костёлов нередко украшаются узорами из поливных кирпичей. Просторные интерьеры с крестовыми, звездчатыми bли 3-дольными "пястовскими" сводами отличаются ясностью структуры. В кон. 15 - нач.

16 вв. нарастает декоративность. Появляются кристаллич. своды с живописной орнаментацией (костёл в Пельплине). Композицию кам. церквей повторяют и дерев, костёлы, сохраняющие связь с нар. зодчеством (костёлы в Дембно, 2-я пол. 15 в., и Грывальде, ок. 1500). Бурно растущие города в 14-15 вв. застраиваются по регулярному плану и окружаются кам. стенами с воротами и башнями, а иногда и с предвратными укреплениями-барбака нами (в Кракове и Варшаве, илл. см. т. 4, табл. XXII, стр. 224-225). Многочисл. обществ, постройки отличаются богатством готич. декора (ратуши в Торуни и Вроцлаве; "Двор Артуса" в Гданьске, Ягеллонский ун-т в Кракове с внутр. двором, обрамл. галереей на стрельчатых аркадах, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369). Замки 14-15 вв. имели на юге П. нерегулярный план (Бендзин), на С.- прямоугольный (Цеханув). На севере П. сохранились укрепл. монастырские комплексы крестоносцев (Мальборк, 13-15 вв.). В изобразительном искусстве 14-15 вв. усиливается реалистич. начало. На готич. надгробиях королей появляются наивно-выразит. фигуры "плакальщиков"; схематичные фигуры умерших приобретают индивидуальные черты. Дерев, скульптура, проникнутая наивно-поэтич. нар. мировосприятием, в нач. 15 в. отражает воздействие мягкого стиля готики. В гл. произв. готич. скульптуры П.- алтаре костёла Девы Марии в Кракове (1477-89, скульптор Вит Стош) - реалистич. устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения. Живопись 14-15 вв. отражает контакты на Ю.-с чешским, на С.- с нидерландским, на В.- с др.-рус. иск-вом (росписи капеллы замка в Люблине, 1418). В стенных росписях 14-15 вв. утончённость линейного ритма сочетается с введением пейзажных и жанровых мотивов (росписи костёлов в Неполомице, 1360-70, Ленде, 1370), праздничной орнаментацией (росписи костёла в Дембно, ок. 1500). Алтарной живописи 15 в. при декоративной плоскостности изображений свойственно стремление к передаче характеров, нац. типов, жизненных ситуаций. Со 2-й пол. 15 в., отчасти под нидерл. воздействием, возникает интерес к передаче пространства и объёма. Но сохраняется и любовь к декоративному узорочью (триптих с "Успением Богоматери", ок. 1508, Мар-цин Чёрный). Высокого расцвета достигает в 11-15 вв. декоративно-прикладное искусство (серебряная утварь, оружие, витражи).

Архитектура 13 - 16 вв. 1. Костёл Святого креста в Кракове. 14 - нач. 16 вв. 2. Собор святых Петра и Павла в Познани. Интерьер (13 в. - начало 15 в.). 3. Доминиканский костёл св. Войцеха во Вроцлаве. Западный фасад (15 в.).

"Снятие со креста" из Хомраниц. Около 1440. Музей в Тарнуве.

Ратуша в Хелмно. 16 и 18 вв.

В кон. 15 - нач. 16 вв. с распространением гуманизма и реформац. учений в П. складывается культура Возрождения. Итал. архитекторами в 16 - нач. 17 вв. перестраиваются дворцы и замки (замок на Вавеле в Кракове, с внутр. двором, 1502-16, обнесённым лёгкими арочными галереями). В костёлах появляются ренессансные капеллы (капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове, 1517-33, илл. см. т. 4, стр. 214). Ренессансные формы вплоть до 17 в. переплетаются с готич. традициями.

Барбакан в Кракопе. 1498 - 99.

Сочетание ср.-век. основы и ренессансного декора придаёт своеобразие гор. постройкам П. Наряду с лоджиями, аркадными внутр. дворами и ордерными порталами в них широко применяются аттики с нарядной орнамент. резьбой ["Сукеннице" в Кракове, ратуши в Познани (илл. см. табл. Ц, стр. 320- 321) и в Хелмно]. В сев. и центр, р-нах П. в кон. 16 - нач. 17 вв. сказывается воздействие нидерл. маньеризма (арсенал в Гданьске, жилые дома в Гданьске и Казимеже-Дольны). В изобразит. иск-ве 16 в. нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове с изображением турниров и дворцовых празднеств). Развивается батальная и портретная живопись (торжественно-статичные, плоскостные портреты М. Кобера). В нач. 16 в. переживает расцвет миниатюра (миниатюры из -"Кодекса Бальтазара Бехема" со сценами жизни различных гор. сословий; портреты в генеалогич. книге семьи Шидловецких, до 1530, мастер Станислав Самостшельник). Ренессанс-ным скульпт. надгробиям при ордерном обрамлении свойственна схематичность трактовки фигур. В кон. 16 - нач. 17 вв. в них усиливается маньеристич. декора-тивизм (С. Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи наивно-реалистич. черты сочетаются с воздействием иск-ва венецианского Позднего Возрождения (Т. Долабелла). В декоративно-прикладном иск-ве 16 в. (серебряные ре-ликварии, оружие, ткани) готич. традиция уживаются с отд. мотивами Ренессанса. С наступлением феодально-католич. реакции (нач. 17 в.) расширяется стр-во церквей в стиле барокко (костёл св. Петра и Павла в Кракове, 1605-19), к-рые достигают особой пышности и композиц. сложности в кон. 17 - нач. 18 вв. (костёлы иезуитов в Познани, сакраменток в Варшаве, костёл бернардинцев в Кракове с парадным двубашенным фасадом). Динамизмом пространств, ритмов выделяются костёлы в Ленде, Осечной. В сер. 18 в. интерьеры костёлов отделываются в стиле рококо (костёл в Кракове). В дерев, зодчестве уживаются барочные и готич. формы (костёл в Олесно, 1668-1678 и церковь в Поврожнике, ок. 1643). Для замков кон. 16 - нач. 17 вв. характерна усложнённость плана (5-угольный замок в Уязде с 2 внутр. дворами, 1631-44). С кон. 17 в. в дворцовой архитектуре сказывается воздействие франц. зодчества. Сооружаются парадные загородные резиденции с курдонёрами и регулярными парками (дворцы в Вилянуве, Белостоке), а также гор. дворцы без боковых флигелей (дворец Красиньских в Варшаве). Со 2-й пол. 17 в. для украшения дворцов и церквей применяется скульптура из стукко, отличающаяся динамич. изяществом форм. В сер. 18 в. распространяются дерев, алтари с пышной резьбой. В портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистич. черты (алтарные картины К. Богу-шевского, портреты Я. Третко). Бытовавшие в мелкошляхетской среде парадные портреты отличались декоративностью, плоскостностью и острой жизненной непосредственностью изображений. Во фресковой живописи с кон. 17 в. использовались иллюзионистич. приёмы итал. барокко. В сер. 18 в. в алтарных картинах Ш. Чеховича проявились классицистич. тенденции. Портретная гравюра 17-18 вв. отражала воздействие иск-ва Нидерландов (Е. Фальк). В декоративно-прикладном иск-ве мотивы европ. барокко сочетались с нац. и вост. орнаментами (мебель, ворсовые ковры, гобелены, шёлковые "персидские" пояса).

Не известный художник. "Мастерская оружейника". Миниатки ра из "Кодекса Бальтазара Бехема". 1505. Ягеллонская библиотека. Краков.

Б. Берреччи и др. Капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове. 151/-33.

На развитие иск-ва с кон. 18 в. влияло просветительство, антифеод. и нац.-освободит. борьба польск. народа. Архитектуре классицизма, складывающейся в 1770-х гг., свойственны вначале отд. барочные черты (дворцово-парковый комплекс Лазенкн в Варшаве, илл. см. т. 14, стр. 105). Для построек кон. 18 - нач. 19 вв. характерны камерность, изысканная простота форм (церкви и дворцы архитекторов Ш. Б. Цуга, X. П. Айгнера, Я. Кубицкого, С. Завадзкого). В кон. 1810-20-х гг. архитектура классицизма становится более парадной, приобретает пространств, размах (ансамбли центр.площадей Варшавы, арх. А. Корацци, илл. см. т. 4, табл. XXI-XXII, стр. 224-225). В стиле классицизма возводятся жилые и хоз. постройки в городах и посёлках. В период политич. реакции 1830-х гг. объём стр-ва сократился, усилились тенденции стилизаторства и эклектики. Во 2-й пол. 19 в. хаотически разраставшиеся города застраивались доходными домами с дворами-колодцами. На рубеже 19-20 вв. в зодчестве проявились поиски нац. своеобразия. С. Витке-вич создал т. н. стиль Закопане, опирающийся на традиции нар. архитектуры. В нач. 20 в. под австр. влиянием распространился стиль "модерн". В постройках Кракова [Старый ("Стары") театр, арх. Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский, илл. см. т. 13, табл. XIV, стр. 368-369] декоративная причудливость форм сочеталась с использованием мотивов ср.-век. архитектуры П. Для построек Варшавы (Банк кооперативных об-в, арх. Я. Хёйрих-млад-ший, илл. см. т. 4, табл. XXII, стр. 224-225) характерны большая строгость, поиски конструктивной логики.

При королев, дворе в Варшаве в последней трети 18 в. гл. роль играли иностр. художники (живописец М. Баччарелли, скульптор А. Лебрен, портретисты И. Б. Лампи и И. Грасси). Документ. виды Варшавы и её окрестностей создавал Б. Беллотто. Придворному иск-ву противостояли художники, пытавшиеся отразить гражданственно-патриотич. настроения эпохи [ист. композиции Ф. Смуг-левича (П. Смуглявичюса), М. Стаховича]. Зарождение демократич. бытового жанра связано с творчеством Я. П. Норблина (оставившего живые зарисовки жизни П., в т. ч. восстания 1794) и его последователей М. Плоньского и А. Орловского. Преромантич. веяния проявились в портретах К. Войняковского. В 1-й трети 19 в. господствующим направлением был ака-демич. классицизм. Выделялись портреты А. Бродовского, к-рым были свойственны отд. романтич. черты. Получил развитие и бытовой жанр (сцены гор. жизни Ф. Пиварского и Ф. Пенчарского). В 1840-50-е гг. утверждается романтизм,проникнутый национально-демократич. тенденциями (полные динамики и экспрессии батальные сцены и гуманистич. крест, портреты П. Михаловского; портреты X. Родаковского). С сер. 19 в. получает развитие ист. живопись, к-рая достигает вершины в 1860-80-е гг. в творчестве Я. Матейко. Национально-гражданств. пафос, драматич. выразительность, реалистич. убедительность образов сочетаются в его многофигурных композициях с нарядной звучностью красочной гаммы. В циклах рисунков А. Гротгера черты патриотической романтики и реализма сосуществуют с академич. тенденциями. В 1860-х гг. распространяется демократич. пейзажная и жанровая живопись, проникнутая социально-критич. тенденциями (картины на темы нар. жизни Ф. Костшевского, А. Котсиса; близкие к ^живописи барбизонской школы нац. пейзажи Ю. Шерментовского, В. Гер-сона). Тенденции демократич. реализма достигают вершины в 1870-80-е гг. (картины на темы восстания 1863-64 М. Герымского, композиции на темы гор. жизни А. Герымского, поэтически-обобщ. сцены крест, жизни Ю. Хелмоньско-го). В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта. С кон. 1880-х гг. возникают тенденции натурализма и салонного академизма, порой отмеченные фольклорно-символич. чертами (X. Семирадский, М. Котарбиньский, В. Прушковский). На рубеже 19-20 вв. в период -"Молодой Польши" распространяются импрессионизм (портреты Ю. Панкевича, О. Бознаньской, пейзажи Я. Станиславского, Ю. Фалата, жанрово-пейзажные композиции со сценами крест, труда Л. Вычулковского) и стиль "модерн". Иск-ву польск. -"модерна" ("сецессии") наряду с безудержной декоративной фантазией, а иногда и чертами салонно-сти (портреты и витражи Ю. Мехоффера) были свойственны национально-демокра-тич. устремления и тенденции символизма (картины Я. Мальчевского на темы жизни ссыльных польских повстанцев, витражи, портреты, пейзажи С. Выспянь-ского, Ф. Рущица, жанровые сцены В. Войткевича). Социально-реалистич. тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца. Переживает новый подъём графика (офорты и литографии Л. Вычулковского, архит. рисунки С. Ноаковского, книжное оформление С. Выспяньского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча). В скульптуре реализм и стиль "модерн" сосуществовали с импрессионизмом (В. Шимановский, К. Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка и эклектики на рубеже 19-20 вв. возникают попытки обновления декоративно-прикладного иск-ва, возрождения нар. промыслов (керамика, мебель, килимы С. Выспяньского, К. Тихы, Я. Щелковского).

Т. Пончино, Б. Вонсовский и Я. Катеначи. Костёл иезуитов в Познани. 17-18 вв. Интерьер.

X. Родаковский. Портрет генерала Дембиньского. 1852. Национальный музей. Краков.

С. Выспяньский. Декоративное оформление лестницы в доме Медицинского общества в Кракове. Около 1905.

Ю. Хелмоньский. "Аисты". 1900. Национальный музей. Варшава.

После образования бурж. польского гос-ва (1918) развитие иск-ва протекало противоречивым путём. Стремление к освоению новейших достижений европ. культуры, попытки создания совр. нац. стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством. В архитектуре в 1920-1930-е гг. тенденции неоклассицизма и функционализма (здания об-ва "Прюден-тиаль" в Варшаве, Ягеллонская б-ка в Кракове и др.) сосуществовали с модернистич. стилизацией в духе нар. зодчества (польск. павильон на Всемирной выставке в Париже, 1925, арх. Ю. Чайковский, К. Стрыеньский). Предпринимались попытки регулирования гор. застройки, создания рациональных по планировке р-нов (р-н Жолибож в Варшаве, арх. Б. Брукальская, С. Брукальский). Делались первые опыты массовой застройки в духе функционализма (арх. Б. Брукальская, С. Брукальский, Ш. Сыркус, Б. Пневский, И. Шанайца). Однако возможности реализации проектов были ограничены. В изобразит. иск-ве проявились воздействия кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура 3. Пронашко, Т. Чижевского). Использование традиций нар. иск-ва нередко сочеталось с модернистич. стилизацией (живопись Л. Стрыеньской). Демократич. линию в "фольклорном" направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие от лубка и отличавшиеся ясностью композиц. ритма, тонкой декоративностью. Творчество Скочиляса оказало влияние на формирование польск. трафич. школы 20 в. (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Цесьлевский-сын, С. Остоя-Хростовский, Т. Кулисевич). Демократические устремления в живописи воплощали Т. Маковский, своеобразно претворявший нек-рые приёмы кубизма и примитивизма, а также Ф. Ковар-ский, тяготевший к драматизму и нео-классич. обобщённости изображений. В творчестве "колористов" (Я. Цибис, X. Рудзка-Цибисова, А. Нахт-Самбор-ский, 3. Валишевский) и близких к ним живописцев (Э. Эйбиш) получили оригинальное воплощение приёмы постимпрессионизма. Авангардистские устремления проявились в работах скульпторов К. Кобро, X. Вициньского, живо