БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201роиз-ва электроэнергии СФРЮ) и ТЭС на буром угле (Велене, Трбовле, Шоштань). Добыча полиметаллич. руд (Межица, Шоштань, Камник), бокситов (в Юлийской Крайне), сурьмы (Камник), ртути (Идрия, 3-й по величине рудник в мире). Развита чёрная (з-ды в Есенице, Равне, Шторе) и цветная (выплавка цинка в Межице и алюминия в Кидричево) металлургия. Ведущая отрасль пром-сти - машиностроение, в т. ч. автомобилестроение (Марибор), электротехника (Любляна, Крань). Значительна текст., деревообр., хим., пищ., полиграфич. пром-сть. Главные пром. центры -Марибор, Любляна, Крань, Целе, Копер. В с. х-ве используется около половины терр. С. Главные р-ны земледелия -долины pp. Драва, Мура, Лендава и межгорные котловины и в особенности равнинный Восток республики. Пашня занимает 53% с.-х. угодий, сады (особенно яблоня и груша) и виноградники -8%, луга и пастбища - 39%. Возделывают зерновые (пшеница, кукуруза, рожь, ячмень, овёс), картофель (24% общеюгосл. сбора), хмель, цикорий, сах. свёклу, лён. Поголовье (в тыс., 1973): кр. рог. скота - 551, свиней - 447, овец - 24, лошадей - 40.

Международный туризм (центры -гг. Любляна, Марибор, Постойна, Пор-торож - на Адриатическом м.). Через С. проходят ж.-д. линии, связывающие Югославию с Италией и Австрией, шоссе Гориция - Любляна - Загреб - Белград. В. В. Бодрин.

Культурное строительство и здравоохранение. В 1971 грамотность населения составляла 97,5%. Осн. видом школы является восьмилетка. В 1973/74 уч. г. в 8-летних школах обучалось св. 216 тыс. уч-ся. Полное ср. образование дают гимназии.

В 1973/74 уч. г. в 36 гимназиях обучалось св. 15 тыс. уч-ся. Работают школы для подготовки квалифицированных рабочих, с.-х., технич. и другие спец. школы (в 1973/74 св. 95 тыс. уч-ся). В 1974/75 в 26 вузах обучалось св. 26 тыс. студентов. Ун-т в Любляне (осн. в 1595, совр. открыт в 1919).

Большинство науч. орг-ций находится в Любляне. Высшее науч. учреждение республики Словенская академия наук и иск-в (осн. в 1921 как науч. об-во, с 1938 - академия, реорганизована в 1945) объединяет 5 отделений, св. 10 НИИ (истории, языка, биологич., химич. им. Б. Кидрича, изучения пещер в Постойне и др.). Работают также НИИ др. ведомств: геологический (с 1946), охраны памятников природы и истории (с 1913, восстановлен после 2-й мировой войны в 1945), истории рабочего движения (с 1959) и др., региональные науч. и культ.-просвет. об-ва: математиков, физиков и астрономов (с 1949), словенское историческое (1839), Матица словенская (1864) и др. Ряд исследовательских подразделений имеется при Люблинском ун-те - Ин-т ядерной энергии им. И. Стефана (с 1947, федерального подчинения) и др. В 1974 в С. работало 168 нар. библиотек, 295 науч. и спец. библиотек, 94 музея.

В С. выходят 3 ежедневные газеты и св. 20 еженедельных газет, журналов и др. периодич. изданий. Словен. изд-ва выпускают ок. 1200 книг и брошюр в год. Центр. печатный орган - ежедневная газета "Дело" ("Delo", осн. в 1959), выходит в Любляне, орган Социалистич. союза трудового народа С., тираж (1975) 94,7 тыс. экз.

Помимо нац. радио и телевидения, действуют 12 местных радиостанций. Радиовещание в Любляне с 1928, телевидение с 1958.

В 1972 было 31 больничное учреждение на 14,4 тыс. коек, св. 1,5 тыс. амбулаторно-поликлинич. учреждений; работали 1,4 тыс. врачей, св. 2 тыс. стоматологов. Горноклиматич. курорты Блед, Бохинь, Краньска-Гора, приморские - Порторож, Пиран, Изола.

Литература. Зачатки письменности, появлению к-рой предшествовал богато развитый фольклор, относятся к 10 в. (Брижинские отрывки религ. содержания). Начавшаяся в 8 в. германизация страны замедлила развитие словен. лит. языка, к-рый до эпохи Реформации заменялся латынью и нем. языком. Священник-протестант Л. Трубар (1508-86) разработал словенскую азбуку, издавал религиозную лит-ру на словенском языке. В 18 в. под влиянием идей Просвещения начинает развиваться светская лит-pa (М. Похлин и др.). На рубеже 18-19 вв. развитие лит-ры ускоряется в связи с процессом нац. возрождения. Демократич. направленность отличает драматургию А. Т. Линхарта (1756-1795), патриотич. идеи несёт в себе поэзия В. Водника (1758-1819). В 20-х гг. 19 в. в словен. лит-ре утверждается романтизм. Возрастает интерес к фольклору; совершенствуется лит. язык. Значит. явлением словен. и европ. лит-ры в целом стало творчество Ф. Прешерна (1800-49; "Поэзия", 1847). Формирование реалистич. направления начинается в 60-е гг. Возрастает значение прозы и лит. критики. Сближение лит-ры с жизнью народа составляет пафос творчества Ф. Левстика (1831-87; "Мартин Крпан с Верха", 1858). Родоначальник словен. историч. романа - И. Юрчич (1844-81; ''Десятый брат", 1866-67, и др.)- К углублённому психологизму стремится Я. Керсник (1852-97; "Цикламен", 1883, "Крестьянские картины", 1882-91). Реалистич. тенденции проникают в поэзию романтиков С. Енко (1835-69) и С. Грегорчича (1844-1906). Поэт-реалист А. Ашкерц (1856-1912) насыщает своё творчество идеями борьбы против социального и духовного гнёта, вводит в поэзию образ пролетария ("Старая правда", 1888; "Из песенника неизвестного бедняка", 1896). Под его влиянием возрастает интерес к рус. лит-ре.

На рубеже 19-20 вв. возникают натурализм (Ф. Говекар, 1871-1949, А. Край-гер, 1877-1959, и др.) и т. н. словенский модерн (И. Цанкар, 1876-1918, О. Жупанчич, 1878-1949, Д. Кетте, 1876-99, И. Мурн-Александров, 1879-1901, и др.), в к-ром реализм переплетается с элементами импрессионистич. и символистской поэтики. Основы пролет. лит-ры заложил Цанкар ("Для блага народа", 1901; "Король Бетайновы", 1902; "На улице бедняков", 1902; "Батрак Ерней и его право", 1907). Крупнейшее достижение словен. поэзии нач. 20 в.- лирика Жупанчича ("По равнине", 1904; "Монологи", 1908, и др.). Значит. явлением словен. прозы стало творчество Ф. Финжгара (1871-1962; "Под свободным солнцем", 1906-07, и др.).

С включением С. в состав югославского гос-ва (1918) развитие лит-ры становится более интенсивным. В 20-е гг. формируется революц. крыло лит-ры, гл. обр. в поэзии и публицистике (С. Косовел, 1904-26; М. Клопчич, р. 1905; Т. Селишкар, р. 1900; Б. Крефт, р. 1905, и др.). Зарождается марксистская критика (В. Мартеланц, 1905-43). Главенствующим направлением словен. лит-ры становится экспрессионизм, представленный тремя течениями: революционное (поэтика к-рого включала сильные реалистич. черты), анархический "космизм" (А. Подбевшек, р. 1898; М. Ярц, 1900-42), католическое (А. Водник, 1901-65; Э. Коцбек, р. 1904; И. Прегель, 1883-1960, и др.). Реалистич. направление возглавляют крупные прозаики Ф. Бевк (1890-1970; "Небесные знамения", 1927-29, и др.), Ю. Козак (1892-1964, "Шентпетер", 1924-26), Финжгар и др. Мн. поэты развивают традиции словен. модерна (Жупанчич, Ф. Альбрехт, 1889-1964; А. Градник, 1882-1967; И. Труден, 1893-1948, и др.).

Консолидация прогрессивных сил в борьбе против монархо-фаш. диктатуры в нач. 30-х гг. определила новый подъём реализма. В лит. журналах видную роль играли коммунисты. Марксистская критика (Б. Зихерл, 1910-76; И. Брнчич, 1912-43; Крефт и др.) раскрывала ущербность декадентских течений, обосновывала преимущества реалистич. метода. Реалистич. проза шире и острее трактует социально-политич. проблематику. Особое значение приобретают документальные жанры (очерки Ю. Козака, Крефта и др.), развиваются социально-психологическая (Ф. Козак, 1894-1957, Крефт, Брнчич) и историч. драма (Крефт, "Цельские графы", пост. 1932, опубл. 1955, и др.). Формируется "новый", или "социальный", реализм с революц. направленностью: Прежихов Воранц (1893-1950; "Самородки", 1940; "Добердоб", 1929, опубл. 1940; "Пожганица", 1939), М. Кранец (р. 1908; "Ось жизни", 1935, и др.), Ц. Космач (р. 1910), А. Инголич (р. 1907), И. Потрч (р. 1913).

В период фаш. оккупации большинство словен. литераторов участвовали в нар.-освободит. борьбе, многие были узниками фаш. концлагерей. Ведущим родом лит-ры становится поэзия, особенно патриотич. лирика (Жупанчич, М. Бор, р. 1913; К. Дестовник-Каюх, 1922-44, и др.). В 40 - нач. 50-х гг. появляется ряд значит. произв., отразивших подвиг народа в войне и строительство социалистич. общества (лирика И. Минатти, р. 1924, Ц. Випотника, 1914-72, проза Краньца, Космача, Ю. Козака, проза и драматургия Потрча). В сер. 50-х гг. возникают модернистские течения. Конфликт между личностью и обществом, трактуемый с позиций экзистенциализма, составил содержание творчества прозаиков В. Кавчича (р. 1932), П. Зидара (р. 1932), С. Вуги (р. 1930) и др., поэтов Д. Зайца (р. 1929), Г. Стрниши (р. 1930), Т. Шаламуна (р. 1941) и др., драматургов Д. Смоле (р. 1929), П. Божича (р. 1932).

Совр. этап словен. реализма характеризуется углублением психологич. анализа, усложнением композиции, плюрализмом идейных позиций. Критич. подход к негативным явлениям действительности сочетается с утверждением гуманистич. идеалов (проза Краньца, М. Михелич, р. 1912, поэзия Я. Менарта, р. 1929, "Семафоры молодости", 1963, и др.). Этич. наследие освободит. борьбы является нравств. идеалом и критерием оценки действительности для мн. реалистов (проза Б. Зупанчича, р. 1925, "Поминки", 1957; Потрча, "Встреча", 1962; К. Грабельшака, р. 1906, "Боль", 1972; поэзия Л. Кракара, р. 1926, и др.). В 70-е гг. оживляется реалистическая критика (Й. Видмар, р. 1895).

Е. И. Рябова.

Архитектура и изобразительное искусство. На терр. С. найдены схематичные костяные фигурки эпохи палеолита, остатки наземных, в т. ч. свайных, построек, керамич. сосуды с гравированным геом. орнаментом эпохи неолита (4-3-е тыс. до н. э.). В эпоху бронзы (кон. 3-го - нач. 1-го тыс. до н. э.) С. заселили племена иллирийцев и венетов; рядом с их поселениями, окружёнными валами и рвами, располагались некрополи, в к-рых найдены близкие к иск-ву этрусков бронз. статуэтки, оружие, украшения, ситулы с рельефными культовыми и бытовыми сценами. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. возникли кельтские поселения (Целея, ныне Целе), в 1 в. до н. э.-4 в. н. э.- др.-рим. города (Эмона, ныне Любляна; Петовио, ныне Птуй) с укреплениями, храмами, акведуками, статуями. К эпохе переселения народов (4-7 вв.) относятся художеств. изделия готов, лангобардов и заселивших С. в 6-7 вв. славян. В слав. некрополях 9-12 вв. найдены серебряные височные кольца, фибулы, серьги, браслеты с геом. и зооморфным узором (гравировка, чеканка, эмаль).


Иллирийская ситула из Ваче (фрагмент). Бронза. Около 500 до н. э. Национальный музей. Любляна.


В 8 в. с принятием католичества началось строительство кам. церквей. В 12-13 вв.-строились монастыри с 3-нефными базиликами (Стична, 1136-56, Костаневица, начата в 1234), однонефные церкви (в Юрклоштере, 1227) и ротонды (баптистерий в Копере, 13 в.) в романском стиле; капители украшались резным орнаментом, тимпаны перспективных порталов - рельефами. Феодалы строили донжоны и небольшие замки с дворцом и капеллой. Гор. поселения, выраставшие на месте античных (Любляна, Птуй, Целе), сохраняли их регулярный план. В готич. период (13-16 вв.) города бурно растут, их окружают кам. стены с башнями и воротами. В центр. С. преобладают 2-этажные гор. дома с узкими фасадами, в городах Адриатич. побережья (Копер, Пиран) под венецианским влиянием строятся 3-этажные дворцы с парадными залами и 2-3-частными стрельчатыми окнами. Распространяются 3-нефные готич. зальные церкви (пресбитерий церкви богоматери в Црнгробе, 1521-24, арх. Юрко Стрейт), также 2-нефные и совсем простые однонефные с плоским потолком. Массивные гладкие стены, укреплённые контрфорсами, прорезаны высокими окнами; возводятся многоярусные башни (в Мартянци, около 1392, Сольчаве, 1461-85), звёздчатые и сетчатые своды расписываются орнаментом (церковь в Шент-Руперте, ок. 1482-1497). Кроме рельефов в тимпанах, резных консолей и замковых камней появляются алтари со статуями и рельефами и деревянная скульптура ("Богоматерь", 3-я четв. 14 в., церковь в Сольчаве). Линейно-плоскостный стиль росписи 1-й пол. 14 в. (в Турнище, в Свети-Янезе на Бохиньском оз.) сменяется под итал. влиянием более объёмными изображениями, полными наивной живой непосредственности (в Мартянци, 1392, мастер Янез Аквила). Росписи Янеза Люблянского в Високо (1443) и Муляве (1456) выделяются лиризмом, интересом к простому народу, к бытовым деталям и пейзажу. Евангельские события часто изображаются как сцены крест. жизни (росписи в Црнгробе, 1453, мастер Вольбенк). Хоры сел. церквей сплошь расписываются красочными орнаментами и наивно-выразит. фигурами (церковь в Сухе, близ Шкофья-Локи, сер. 15 в.).

В 16 в. появляются элементы регулярного градостроительства, в замках, гор. домах, ратушах с башенками ("вечницах")- ренессансные балконы, эркеры, лоджии, арочные галереи, ордерные порталы (портал ратуши в Мариборе, 1565; дворец "Новая грофия" в Целе, 1580). Черты Возрождения проявились в резных алтарях, рельефных эпитафиях; росписи церквей в Крижна-Горе (1502) и Свети-Приможе-над-Камником (1504, ок. 1520) соединяют праздничность, увлечение повествованием, жанровыми деталями, характерность образов с пространственностью, элементами перспективы. Появляются портрет и светская декоративная живопись (плафон "Новой грофии" в Целе, ок. 1600), отразившая венецианское влияние. В 17 в. развивается, а в 18 в. достигает расцвета барокко: однонефные деркви с боковыми капеллами и куполом (церковь св. Якоба, 1613-15, и собор св. Николая, 1700-07, в Любляне), 8-угольные (в Шмарна-Горе, 1711-12, арх. Г. Мачек) или овальные в плане (в Поляне, 1720, арх. Г. Мачек), с вогнутым фасадом и башней (в Горни-Граде, 1757-63, арх. М. Перский); церкви, дворцы (Швейгера в Любляне, ок. 1755), ратуши (в Любляне, 1717-18, арх. Г. Мачек) украшаются статуями, лепкой, росписями. В скульптуре выделяются динамичные мраморные композиции Ф. Роббы ("Фонтан словенских рек" в Любляне, 1751), пышные деревянные "золотые алтари", в живописи - эффектные стенные росписи и алтарные картины Ф. Еловшека, В. Метцингера, Ф. Берганта, писавшего также остроиндивидуальные портреты и жанровые картины. Разнообразны изделия из металла (решётки, ворота) и дерева (кафедры, исповедальни, мебель), керамика (изразцы, майоликовая посуда).
Классицизм кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. проявился в реконструкции площадей Любляны, в скромных интимных гор. и сел. зданиях 2-й четв. 19 в.; классицизм и романтизм переплетаются в жанровых рисунках Ф. Кавчича, пейзажах Л. Янши, портретах М. Лангуса, в жанровопортретных в духе бидермейера композициях И. Томинца. Во 2-й пол. 19 в. сооружаются обществ. здания в духе ист. стилей, в нач. 20 в. в стиле "модерн" (арх. М. Фабиани). В 1920-30-х гг. в постройках И. Плечника, И. Вурника, В. Шубица использование нац. традиций, местных материалов, нар. орнаментов сочеталось с нарастающим стремлением к функциональной оправданности и простоте форм. Любляна и др. города частично реконструировались, но сохранялись устаревшая застройка и трущобы. В иск-ве 19 в. прогрессивные тенденции иск-ва С. связаны с патриотич. памятниками скульпторов А. Гангля и И. Зайца, с поэтич. пейзажами А. Карингера, интимными жанровыми картинами и портретами братьев Ю. и Я. Шубиц, реалистич. пленэрными произв. известного педагога А. Ажбе.

А. А ж б е. "Негритянка". 1895. Национальный музей. Любляна.

В нач. 20 в. его ученики И. Грохар, М. Стернен, М. Яма, Р. Якопич (группа "Сава") писали в светлой импрессионистич. гамме нац. пейзажи со сценами крест. труда. X. Смрекар, М. Гаепари, И. Вавпотич (группа "Весна") в поисках нац. своеобразия иск-ва обращались к фольклору, к символике и стилизации. С кон. 1910-х гг. драматич. экспрессия, социально-критич. настроения проявились в живописи и графике Ф. Тратника, В. Пилона, братьев Ф. и Т. Краль. В 1920-30-х гг. работали крупные разносторонние мастера реалистич. живописи и графики (Г. А. Кос, Б. Якац, Ф. Михелич) и скульпторы (Ф. Бернекер, Л. Долинар, братья Б. и 3. Калин). В годы нар.-освободит. борьбы 1941-45 Якац, Михелич и др. выполняли карикатуры, графич. изображения партиз. борьбы.

В. Якац. "Связной Янезек". Гравюра на дереве. 1944.

После 1945 строятся новые города с выразительной свободной планировкой (Велене, кон. 1940-х - 1950-е гг., арх. Я. Тренз), пром. р-ны, жилые комплексы, обществ. центры, больницы, школы, детские сады. Развернулась реконструкция городов (Любляна, приморские курорты Копер и Пиран и др.). Для общественных и жилых (протяжённых малоэтажных и башенных) зданий С. характерны строгие простые компактные формы, функциональная целесообразность плана и вместе с тем пластичность, интерес к нац. своеобразию, использование наряду со сборным и монолитным железобетоном местного камня, кирпича, дерева, пластиков, а также скульптуры, мозаики, фрески (реконструкция р-на Крижанка, 1956, арх. И. Плечник, спортивный зал "Тиволи", 1965, арх. М. Божич, р-н Фарантово Поле, 1966-68, арх. Э. Равникар,- все в Любляне).

Несмотря на распространение формального экспериментирования (скульпторы Я. Савиншек, С. Тихец, живописец Я. Берник), ведущую роль сохранило иск-во, посвящённое революционной и нар.-освободит. борьбе, жизни народа (скульпторы Л. Долинар, бр. Калин, Ф. Смерду, К. Путрих, Д. Тршар; живописцы Т. А. Кос, Б. Якац, С. Пенгов). Остроэкспрессивны портреты Г. Ступицы, фольклорной сказочностью проникнуты работы Ф. Михелича. Выделяются также мозаики М. Прегеля, витражи С. Крегара.

В нар. зодчестве приморских областей преобладают кам. дома, крытые черепицей и шифером, в восточных и приаль-пийских - деревянные и глинобитные, крытые соломой и гонтом. Входные галереи в северных районах часто украшаются резьбой. Распространены поливная жёлтая и зелёная керамика, шитьё золотом и серебром, вышивка и аппликация на коже, резьба по дереву, живопись на стекле.

Музыка. В словен. муз. фольклоре бытуют лирические, шуточные, свадебные песни и старинные баллады. В альпийских, приморских и вост. р-нах С. распространено многоголосное пение, в юго-вост. р-нах обрядовые песни, т. н. коледы, исполняются преим. одноголосно. Нар. музыка диатонична (см. Диатоника), преобладает мажор. Для нар. песенных мелодий характерны переменный метр, сложный ритм.

Проф. муз. иск-во развивается с 15 в.; создаются церк. хоры, певч. школы, цехи гор. трубачей. Выдвигаются композиторы Б. Праспергиус, Ю. Слатконя (основатель венской придворной капеллы), Я. Галлус-Карниолус, мастер духовной и светской хоровой полифонич. музыки (все они работали гл. обр. вне С.), в творчестве к-рых отразилось влияние религ. драмы с муз. интермедиями (исполнялись иезуитами), протестантского церк. пения. В 17 в. среди канторов-органистов выделяются композиторы Г. Плавец (Плаутц), Я. К. Долар, И. Пош (Похиус) - авторы вокальных и инструментальных соч., в к-рых ощутимо воздействие итал. оперной музыки (итал. оперные спектакли давались в Любляне с 1660). Активизации творчества словен. композиторов способствовали созданные в Любляне Филармонич. академия (с 1701), Сословный театр (с 1765), Филармонич. об-во (с 1794, при нём в 1816 открылись инструментальные и певч. классы, позднее преобразованные в муз. школу), муз. классы при педагогич. уч-ще (с 1815). Среди композиторов С. кон. 17 - нач. 19 вв.-Я. Ю. Хочевар и М. Чадеж (музыка к католич. представлениям), Я. Б. Хёффер и М. Омерза (оратории), Я. Зупан ("Белин" - первая опера на словенском яз., 1780 или 1782), Я. Новак (музыка к комедии А. Т. Линхарта по Бомарше "Весёлый день, или Матичек женится", 1790), Л. Долинар и Г. Рихар (в их соч. наметились нац. черты). Под влиянием нац.-освободит. движения в 19 в. композиторы стремились к утверждению нац. муз. иск-ва. Черты нац. стиля, проявившиеся в соч. М. Вилхара и Ю. Флейшмана, Г. и К. Машеков, Б. Поточника, развивавших жанр массовой патриотич. песни (сер. 19 в.), усилились у композиторов романтич. направления Б. Ипавца, Д. Енко (первые романсы и хоры на словен. тексты) и др. Утверждению нац. иск-ва способствовало муз. об-во "Глазбена матица" (с 1872, Любляна), объединившее музыкантов С. Оно издавало произв. словен. композиторов, открыло муз. школу (1882), организовало хор (1891), симф. оркестр (Словен. филармония, 1908-13). Нац. оперы и оперетты ставились в Словенском театре (с 1892). В кон. 19 - нач. 20 вв. оперную и оркестровую музыку писали Ф.Гербич, А. Фёрстер (опера "Гореньский соловей"). Важную роль в развитии музыки нач. 20 в. сыграл журн. "Novi akordi" (1901-1914), вокруг к-рого объединились мн. композиторы, крупнейшие - Г. Крек, Э. Адамич, Р. Савин (оперы "Прекрасная вида", "Матия Губец" и др.), А. Лайовиц (симф. поэма "Песня осени", "Псалом" и др. хоровые соч.). После образования Югославии появился ряд муз. организаций и уч. заведений, реорганизованы старые - люблянская муз. школа преобразована в консерваторию (1919; с 1924 - Гос. консерватория, с 1939 -Академия музыки). В Любляне работали Муз.-историч. ин-т (с 1934), филармония (1936-41). Основоположник совр. нац. композиторской школы - С. Остерц. В 1920-30-е гг. развивается творчество В. Мирка, М. Козины, М. Когоя (опера "Чёрные маски", по Л. Н. Андрееву), в 1930-40-е гг.- Б. Арнича, М. Бравни-чара. В народной Югославии созданы Словен. филармония (1947; с симф. оркестром и хором), хор и оркестр лёгкой музыки при люблянском Радио и телевидении, Ин-т музыковедения при Люблянском ун-те. Выходит журн. "Slovenska glasbena revijax Организованы муз. коллективы в Мариборе, Осиеке и др. городах. Среди совр. музыкантов - композиторы Д. Швара, П. Рамовш, И. Петрич; музыковеды Д. Цветко, А. Риявец, ф. Маролт; дирижёры Б. Лесковиц, С. Хубад, 3. Циглич, Д. Жебре; пианисты и композиторы М. Липовшек, П. Шивиц; скрипач И. Озим; певцы Р. Францл, Л. Корошец, певица В. Буковец. И. М. Ямполъский.

Театр. Первые театральные представления в С.- "школьная драма" и мистерии на нем. и лат. яз., показанные в 17 в. С 1721 в г. Шкофья-Лока исполнялись мистерии, написанные на словен. яз. монахом Ромуальдом (Л. Марушич). Светский театр возник в 1-й пол. 17 в. (нем. и итал. бродячие труппы, разыгрывавшие комедии, историч. драмы во дворцах знатных горожан и на площадях). В 1765 в Любляне открылся Сословный театр, где на нем. яз. ставились пьесы А. Иффланда, А. Коцебу, с нач. 19 в.-Ф. Шиллера, У. Шекспира и историч. драмы словен. авторов, написанные на нем. яз. ("Тетра" Б. Зупанчича и др.). В 1789 в Сословном театре словенские актёры-любители исполнили первую словен. пьесу "Мицка - дочь жупана" А. Т. Линхарта (по мотивам нем. пьесы И. Рихтера). Комедия Линхарта "Весёлый день, или Матичек женится" (по мотивам "Женитьбы Фигаро" П. Бомарше) была известна в списках, но не была поставлена по цензурным условиям. После Революции 1848-49 в Любляне и др. городах возникают многочисл. любительские кружки при словен. читальнях. В их репертуаре - переделки совр. нем. и чеш. драматургии, пьесы Линхарта. В 1867 в Любляне писатель Ф. Левстик основал Театральное об-во, ставившее спектакли в Сословном театре (позднее - в помещении гор. читальни); в репертуаре были бытовые комедии словен. авторов Ф. Целестина, Я. Керсника, Я. Алешовца. При Театральном об-ве работала драматич. школа, издавались пьесы (серия "Словенская Талия"). В 1892 в Любляне был открыт Словенский театр. Первые проф. актёры С. (И. Борштник, 3. Борштник-Звонарьева, И. Нолли. А. Данило-Церар, А. Веровшек и др.) сочетали в своём творчестве романтич. и реалистич. тенденции; первые режиссёры - И. Борштник, затем Р. Инеман. Для дальнейшего развития театра С. большое значение имела отечеств. драматургия: историч. трагедии и реалистич. пьесы Левстика, И. Юрчича, И. С