БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201зу деятельности нар. советов, под рук. С. Завадского). В тесной связи со всеми обществ, науками ведутся исследования в области теории гос-ва и права (работы А. Лопатки), логики и теории норм права (3. Земба, 3. Зембиньский и др.), по проблемам адм. права (В. Бжезиньский, 3. Рыбицкий, Е. Старосьцяк, М. Яро-шиньский и др.).

Для развития совр. юридич. науки характерны творческое применение марксизма в правоведении, модернизация исследовательских методов, обогащение проблематики отдельных дисциплин. Разработка научных проблем в области права ведётся в Ин-те правовых наук Польской АН, на юридич. ф-тах всех ун-тов, в Ин-те исследования проблем преступности (при Ген. прокуратуре) и в Ин-те исследований судебного права (при Мин-ве юстиции). Издаются специали-зиров. юридич. журналы "Panstwo i prawo" и др. к. Опалек.

Языкознание. Первые лингвистич. работы были поев. лат. языку -"Орфография" Франчишка из Львовска Силезского, нач. 14 в. Работы по польск. яз. появляются в 15-16 вв. (лат. трактаты о польск. орфографии Якуба Паркоша, 1440, С. Заборовского, 1512, первое грам-матич. описание польск. яз. П. Статориуса-Стреньского - "Polonicae grammati-ces institutio", 1568; "Латино-польский лексикон" Я. Мончиньского, 1564, и др. двуязычные словари). Лексикографич. деятельность продолжается и в 17-18 вв.: "Польско-латино-греческий тезаурус" Гжегожа Кнапьюша (1 изд. 1621), двуязычные словари Тротца, 6-томный толковый "Словарь польского языка" С. Линде (1807-14). В кон. 18 - нач.

19 вв. создаются нормативные и школьные польск. грамматики О. Копчинь-ского (1 изд. 1778-83), Ю. Мрозиньского (1822). Изучение польск. яз. на науч. основе начинается со 2-й пол. 19 в. в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ (история языка), Л. Малиновского, Я. Карловича (диалектология), А. Крыньского, А. Крас-новольского (грамматика) и др. С 1880 выходит первый лингвистич. журн. "От-чёты лингвистической комиссии АН" ("Sprawozdania Komisji Jezykowej AU"). В 20 в. осн. направления исследований -диахронич. изучение польск. яз. (Я. Лось, А. Брюкнер, К. Нитщ, Т. Лер-Сплавин-ский, 3. Клеменсевич, В. Курашкевич, С. Урбаньчик), а также описание диалектов и их истории (К. Нитш и М. Малец-кий, издавшие первый среди славянских •"Лингвистический атлас польского Под-карпатья", 1934; . В. Дорошевский, 3. Штибер, М. Карась, В. Ташицкий). Широкий размах приняла лексикография, охватывающая все периоды письм. польск. языка. Интенсивно разрабатываются вопросы словообразования (X. Улашин, В. Дорошевский), культуры речи. Развитие общего языкознания связано с трудами Бодуэна де Куртенэ, Я. Розвадовского, Е. Куриловича, Т. Ми-левского, Л. Завадовского, с работами философов К. Айдукевича, Т. Котарбинь-ского. Сравнительно-историческое языкознание охватывает индоевропеистику (Е. Курилович, Я. Розвадовский, Я. От-рембский, Л. Заброцкий, Т. Милевский) и славистику (Т. Лер-Сплавинский, 3. Штибер, М. Рудницкий, М. Ба-сай), где особенно интенсивно разрабатываются проблемы ономастики (В. Ташицкий, С. Роспонд) и этимология (А. Брюкнер, Ф. Славский, К. Поляньский). Давние традиции имеют классическая филология (Т. Зелиньский, Т. Синко, К. Ку-манецкий, Я. Сафаревич) и ориенталистика (А. Зайончковский, В. Яблонь-ский). В 1921 было образовано Об-во любителей польск. яз. (издаёт журн. "Jezyk polski", с 1913), в 1925 - Польское лингвистическое об-вр (издаёт ежегодник- "Biuletyn polskiego towarzyst-wa jezykoznawczego", с 1927), в 1966 -Об-во культуры речи (издаёт журн. "Poradnik jezykowy", с 1901). Важнейшие периодич. издания: "Lingua Poznanien-sis" (с 1949), "Rocznik slawistyczny" (с 1908), "Onomastica" (с 1955), "Slavia Occidentalism (c 1921), "Slavia Orientalis" (c 1952). т. С. Тихомирова.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Высший орган гос. управления по науке и технике - Мин-во науки, высшего образования и техники (организовано в 1972; в 1963-72 - К-т науки и техники), к-рое осуществляет свои функции совместно с Польской академией наук (ПАН). Науч. исследования ведутся в науч. учреждениях ПАН и в высших уч. заведениях, а также в ведомств, науч. учреждениях, в числе к-рых (1973) 112 н.-и. ин-тов (в т. ч. ядерных исследований, вычислит, машин, формирования окружающей среды, общей химии, лекарств, геологич., онкологич. им. М. Кюри, электротехнич., чёрной металлургии им. С. Сташица, Главный горнодоб. пром-сти, точной механики, земледелия, удобрений и почвоведения, научно-технич. и экономич. информации, истории материальной культуры), 25 центр, лабораторий, 103 н.-и. центра, 651 самостоят, центр науч.-технич. базы нар. х-ва, 1670 фаб.-зав. н.-и. центров. В науч. учреждениях (1974) занято (без учёта высших уч. заведений) 141 тыс. чел. (в т. ч. ок. 11,7 тыс. в системе ПАН, 73 тыс. в ведомств. н.-и. учреждениях, ок. 7,3 тыс. в центр. лабораториях, 41,8 тыс. в н.-и. центрах), из к-рых в области точных и естеств. наук работало 10,5 тыс. чел., технич. наук - 104 тыс., мед. наук -св. 7 тыс., с.-х. наук-ок. 6 тыс., обществ. наук - ок. 6 тыс. В 1974 на н.-и. работы было израсходовано 26 млрд. злотых, или 2,36% нац. дохода (в 1970- 1,9%); на исследования по точным и естеств. наукам (1973) -13,5%, технич.- 83% общих расходов, по обществ, наукам - 3,5% . В 1972 издано ок. 3,5 тыс. науч. книг и брошюр; в 1974 выходило ок. 2000 науч. журналов (общий тираж ок. 1,6 млн. экз.). Науч. учреждения П. поддерживают связи с науч. учреждениями 116 стран. Особое место принадлежит науч. связям с СССР, ЧССР, ГДР и др. социалистическими странами. Поддерживаются науч. связи с Францией, США, ФРГ, Японией, Италией, скандинавскими странами и др. П.- член 140 междунар. науч. орг-ций. В П. работает Междунар. ма-тематич. центр им. С. Банаха (Варшава) и Междунар. лаборатория сильных магнитных полей и низких темп-р (Вроцлав). Учёные ПНР участвуют в работе Объединённого ин-та ядерных исследований в Дубне (СССР) и др. междунар. ин-тов, а также в междунар. науч. программах. Б. Суходолъский. Лит.: Historia nauki polskiej, pod red. В. Suchodolskiego, t. 1-2, Wr., 1970; Rо1bieсki W., Polskie towarzystwa naukowe ogolne w latach 1944 - 1964..., Wr., 1966; II Kongress Nauki polskiej. Materialy Kongresowe, Warsz., 1973; История философии, т. 1, 2, 4, 5, М., 1957 - 61; Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европейских социалистических странах, М., 1965; Социологическая мысль в Польской народной республике. М., 1968: Историческая наука в Народной Польше в 1945 -1969 гг. Справочник, Вяршава, 1970; Sегеjski М., Dutkiewicz J., Srenio w-ska K., Zarys historii historiografii polskiej. Cz. l-3,bodz, 1954-59.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1974 в П. издавалось 87 ежедневных газет (общий тираж 10,17 млн. экз.) и 2850 др. периодич. изданий (общий тираж 30,5 млн. экз.). Во всех воеводствах выходят газеты воеводских к-тов ПОРП (общий тираж всех газет, издаваемых ПОРП, 4212 тыс. экз.). Важнейшие газеты (издаются в Варшаве; тираж на 1974): "Трибуна люду" ("Trybuna Lu-du"), c 1948, ЦО ЦК ПОРП, тираж 633,3 тыс. экз.;" Хлопска дрога "("Chiopska Droga"), c 1945, орган ЦК ПОРП, тираж 152,7 тыс. экз.;"Глос працы" ("Gtos Pracy"), c 1951, орган Центр, совета проф. союзов, тираж 164,8 тыс. экз.; "Громада-рольник польски" ("Gromada-Rolnik Polski"), c 1947, тираж 404,5 тыс. экз.; "Дзенник людовы" ("Dziennik Lu-dpwy"), c 1945, орган Гл. к-та Объединённой крест, партии, тираж 179,8 тыс. экз.; "Жиче Варшавы" ("Zycie Warszawy"), с 1944, тираж 320 тыс. экз.; "Жол-неж вольносьци" ("Zotnierz Wolnosci"), с 1943, орган Мин-ва нац. обороны, тираж 99,1 тыс. экз.; "Курьер польски" ("Kurier Polski"), c 1957, орган Демо-кратич. партии, тираж 161,3 тыс. экз.; "Пшеглёнд спортовы" ("Przegld Sportowy"), c 1921, тираж 205,6 тыс. экз.; "Свят млодых" ("Swiat Mlodych"), c 1949, орган польских харцеров (пионеров), тираж 421,7 тыс. экз.; "Штандар млодых" ("Sztandar Mtodych"), c 1950, орган Федерации Социалистич. союзов польск. молодёжи, тираж 206,7 тыс. экз. Крупнейшие еженедельники (издаются в Варшаве; тираж на 1974): "Политика" ("Polityka"), c 1957, тираж 244,3 тыс. экз.; "Культура" ("Kultura"), с 1963, тираж 109 тыс. экз.; "Доокола свята" ("Dooko-la Swiata"), с 1953, орган Федерации Социалистических союзов польской молодёжи, тираж 301,5 тыс. экз.; "Жолнеж польски" ("Zolnierz Polski"), c 1945, орган Гл. политического управления Войска Польского и Гл. правления Лиги обороны страны, тираж 113,9 тыс. экз.; "Пшиязнь" ("Przyjazri"), с 1948, орган Об-ва польско-сов. дружбы, тираж 119,1 тыс. экз.; "Тыгодник демократычны" ("Tygodnik Demokratyczny"), c 1953, орган ЦК Демократич. партии, тираж 22,6 тыс. экз.; "Шпильки" ("Szpilki"), с 1935, тираж 124 тыс. экз. Крупнейшие ежемесячные журналы (издаются в Варшаве; тираж на 1974): "Нове дроги" ("Nowe Drogi"), c 1947, теоретич. и политич. орган ЦК ПОРП, тираж 79,4 тыс. экз.; "Виднокренги" ("Widnokregi"), с 1951, орган Всепольск. комитета мира, тираж 89,1 тыс. экз.

Осн. источник внутр. и междунар. информации П.- Польск. агентство печати (ПАП), осн. в 1944. Информацию о политич., экономич. и культурной жизни П. за рубеж передаёт Польск. агентство Интерпресс (ПАИ), осн. в 1967.

Радиовещание осуществляется К-том по делам радио и телевидения "Польск. радио и телевидение", осн. в 1944. Внутр. вещание ведётся по 3 программам; работают 36 радиостанций, насчитывается ок. 5,8 млн. абонентов. Иностр. служба ведёт передачи на страны Европы, Америки, Африки и Араб. Востока на польск., англ., франц., нем., дат., итал., исп., фин., швед., араб, и эсперанто языках.

Телепередачи (с 1952, регулярно -с 1953) с 1970 ведутся по 2 программам. В П. 19 телестанций и св. 56 радиотрансляц. станций.

Ц. Н. Левашова.

XIII. Литература

Старопольская литература обычно делится на 3 периода: средневековье (12-15 вв.), Возрождение (16 в.) и барокко (до сер. 18 в.). Наличие в П. крупных древнейших памятников фольклора не зафиксировано. Существование древней фольклорной традиции подтверждается, однако, использованием нар. преданий, песен, пословиц и т. д. или упоминаниями об их бытовании, к-рые встречаются в старопольск. письменности. Первые памятники польск. ср.-век. письменности на лат. яз. имели как религ.-церк., так и светский характер. Светской по духу была первая историч. хроника капеллана Галла Анонима (нач. 12 в.); кульминация в развитии этого жанра - многотомная "История Польши" Я. Длугоша (1415-1480). На польск. яз. появляются сначала переводы церк. текстов, религ. песнопения, а затем светские соч. поучит, характера, диалоги, вирши, песни. В эпоху Возрождения, отмеченную острой политич. борьбой, распространением идей гуманизма и Реформации, лит-pa достигает расцвета, обогащается произв. исключительно художеств, назначения. Польск. яз. вытесняет латынь, хотя в это же время учёная лат. поэзия отличается совершенством (К. Яницкий, 1516-1542/43, и др.). Только по-польски писал М. Рей (1505-1569), автор диалогов, драм, трактатов, сатирич. стихов и т. д., выразитель интересов шляхты, активный участник вероисповедной борьбы (кальвинист). Образец высокой поэтнч. культуры, блестящей образованности являет творчество Я. Ко-хановского (1530-84; поэмы, "фрашки"-эпиграммы, песни, элегии и "трены" -надгробные плачи; драма на антич. сюжет "Отказ греческим послам", пост. 1578). Поэт яркой индивидуальности, Коханов-ский заложил основы нац. стихосложения, способствовал дальнейшему совершенствованию лит. языка. Глубиной переживаний, напряжённостью мировоззренческих исканий отличается лирика М. Сэмп Шажиньского (ок. 1550-81). В лит-ре широко отразились быт, нравы, стремления шляхетского и др. сословий, придворной среды ("Польский придворный", 1566, Л. Гурницкого, 1527-1603). Весьма богата переводная лит-pa того времени (диалоги, притчи, анекдоты, авантюрные романы, повести и т. д.), часто через П. попадавшая на Русь. Радикальные обществ, идеи высказывались в публицистике ("Об исправлении государства", 1551, А. Моджевского, 1503-1572, выступления идеологов польск. арианства).

Кон. 16 - 1-я пол. 17 вв.- время расцвета гор. лит-ры, создаваемой как учёным состоят, мещанством (С. Клёнович, ок. 1545-1602; III. Шимонович, 1558-1629, "Селянки", 1614), так и плебейскими низами (т. н. "совизжальская" сатира, "рыбалтовская" комедия, лирич. стихи и песни, часто отмеченные фольклорным влиянием, цикл "Крестьянских жалоб" и т. д.).

В 17 в. в лит-ре преобладает барокко. Появляются рифмованные хроники и трактаты, соч. религ. и мистич. содержания, выражающие торжество Контрреформации, возникают образцы галантно-любовной и медитативной лирики (Я. А. Морштын, ок. 1620-93, и др.). В лучших произв. выражается обеспокоенность авторов-патриотов положением страны, истерзанной войнами и политич. анархией (В. Потоцкий, 1621, по др. данным, 1625-96, поэты-сатирики и др.), ощущается стремление глубже проникнуть в психологию человека, доводится до виртуозности стихотв. мастерство. События и нравы получают яркое воспроизведение в мемуарной лит-ре ("Воспоминания" Я. X. Пасека, ок. 1636-1701, и др.). Политич. упадку феод. гос-ва (кон. 17 - нач. 18 вв.) сопутствует и относит, застой в лит. развитии.

В эпоху Просвещения (сер. 18 в.) в лит-ре находят отражение борьба за реформы и нац. независимость, распространение передовых обществ.-филос. идей, идущих гл. обр. из предреволюц. и революц. Франции, укрепляются связи с общеевроп. лит. процессом. Появляются лит.-художеств. и обществ.-политич. журналы, нац. театр, совершенствуется лит. язык. Виднейшие писатели-классицисты (И. Красицкий, 1735-1801, А. Нару-шевич, 1733-96, С. Трембецкий, 1739-1812, Т. К. Венгерский, 1756-87, и др.) подчиняют своё творчество решению нац. задач, в боевых жанрах сатиры, басни, ироикомич. поэмы обличая обществ, пороки, невежество, клерикализм. Наряду с переводами и переложениями зарубежных образцов зарождается оригинальная комедия (Ф. Заблоцкий, 1752-1821; "Возвращение посла", 1790, Ю. У. Нем-цевича, 1757, по др. данным, 1758-1841, и др.), делаются попытки ввести в драму простонародный элемент ("Мнимое чудо, или Краковцы и горцы", 1794, В. Богуславского, 1757-1829). Создаётся роман нового времени, синтезирующий элементы дидактического, приключенческого, нравоописат. и фантастико-уто-пич. жанров ("Приключения Николая Досвядчиньского", 1776, Красицкого). Видное место занимает поэзия сентиментализма (лирика Ф. Карпиньского, 1741-1825, Ф. Д. Князьнина, 1750-1807); сентименталистская проза полностью разовьётся позже, в 19 в. На рубеже 80-90-х гг. видную роль в политич. борьбе играют радикальная публицистика, анонимная "якобинская поэзия", выступления революционно настроенных писателей (Я. Ясиньский, 1761-94, и др.).

Романтизм в польск. лит-ре считается вершиной её развития в новое время и охватывает эпоху нац. восстаний 19 в. вплоть до поражения восстания 1863-64. После утраты П. независимости (1795) лит-ре отводится важная роль в освободит. борьбе, развитии нац. самосознания и сохранении нац. культуры. Романтич. направление складывается на рубеже 10-20-х гг., первым его образцом, и манифестом стали 2 тома "Поэзии" (1822-23) А. Мицкевича (1798-1855); к романтич. направлению примкнули участники пат-риотич. организаций в Варшаве, Литве, на Украине. В польск. романтизме решительно преобладали революц.-патриотич. тенденции. На первый план выдвигаются баллада и лиро-эпич. поэма, или "по-этич. повесть" ("Гражина", "Конрад Вал-ленрод" Мицкевича; "Мария" А. Маль-чевского, 1793-1826; "Каневский замок" С. Гощиньского, 1801-76, и др.), делаются попытки обновления драматич. форм. Романтики обращаются к фольклору, видя в нём отражение нар. мировосприятия, используют историч. сюжеты для проповеди патриотич. идеалов. В лит-ре утверждается новый тип героя -самоотверженного борца, демократизируется лит. язык, совершенствуется стихосложение. Романтич. критика (М. Мох-нацкий, 1803, по др. данным, 1804-34, и др.) выдвинула постулат нац. своеобразия лит-ры, отрицая догматизм нормативной эстетики. После 1831 определяющей на время становится литература эмиграции. В центре внимания романтиков - причины неудачи восстания 1830-31, попытки критически осмыслить опыт шляхетской революционности, отрыв авангарда освободит, борьбы от нар. масс. Появляются пламенные обличения царизма и проводимых им в П. жестоких репрессий. Интенсивно развивается романтич. драма (3-я часть "Дзядов", 1832, Мицкевича; произв. Ю. Словацкого, 1809-49; "Небожественная комедия", 1835, и "Иридион", 1833-36, 3. Красиньского, 1812-59), разнообразная по форме, насыщенная значит, морально-политич. проблемами. Жанр поэмы обогащается новыми, оригинальными разновидностями: нац. эпопея "Пан Тадеуш" Мицкевича, филос.-историч. эпос Словацкого "Король-Дух" и др. Историко-филос. искания, помимо художеств. творчества, находят выражение в мировоззренч. системах мессиа-нистского, мистике иррационального характера, обосновывающих грядущее избавление П. В самой стране отд. авторы остаются вне романтизма (А. Фредро, 1793-1876, шедший от просветит, традиций к реализму и в 20-30-е гг. создавший свои лучшие комедии, богатые социальным и психологич. содержанием). Развиваются прозаич. жанры (Ю. И. Кра-шевский, 1812-87, Ю. Коженёвский, 1797-1863, и др.); в канун Революции

1848-49 на сцену выступают революц.-демократич. поэзия (Р. Бервиньский, 1819-79, и др.), критика и эстетика (Э. Дембовский, 1822-46); пробуждается интерес к крест, жизни (в прозе - Кра-шевский, в поэзии - Т. Ленартович, 1822-93, В. Сырокомля, 1823-62, и др.). На период романтизма приходится деятельность крупнейших польск. фольклористов, собирателей нар. творчества. Особое место занимает творчество писавшего в эмиграции Ц. Норвида (1821-83), стремившегося к обновлению поэтики и оценённого лишь в 20 в.

После 1863 в лит-ре господствует реализм (иногда это время называют "периодом позитивизма" вследствие влияния его социально-филос. идей на творчество ряда писателей). В публицистике и нек-рых художеств, произв. пропагандируются идеи "органического труда", "работы у основ", содействие экономич. прогрессу страны, просвещению масс, ликвидации феод.-шляхетских предрассудков. Поэзия, богатая гражд. мотивами, утверждает верность патриотич. идеалам, касается новых проблем, поставленных капиталистич. развитием (А. Аснык, 1838-97, М. Конопницкая, 1842-1910, и др.). Яркий расцвет характерен для прозы: в романах, повестях, рассказах даётся широкая социальная панорама польск. общества, включая жизнь крестьянства и гор. низов, отмечаются противоречия обществ. развития, обрисовываются новые социально-психологич. типы (Э. Ожешко, 1841-1910, Б. Прус, 1847 - 1912, Г. Сенкевич, 1846-1916, новеллы Конопницкой). Широкую популярность завоёвывает исторический роман ("Трилогия", 1883-88, Сенкевича, живописавшего времена старой шляхетской П., цикл романов Крашевского, охватывающий всю отечеств, историю, "Фараон", 1895-96, Пруса), содействующий укреплению патриотич. чувств читателя. Успешно развиваются критика и литературоведение. В последние десятилетия 19 в. в прозе намечаются тенденции натурализма (А. Дыгасиньский, 1839-1902, и др.). Начало рабочего движения даёт первые образцы пролетарской поэзии ("Варшавянка", "Красное знамя" и т. д.).

Мировое признание польск. лит-ры в 19 в. нашло своё выражение в интенсивном развитии рус.-польск. лит. связей. В этом смысле огромное значение имело пребывание в России Мицкевича, произв. к-рого высоко ценились и многократно переводились рус. литераторами. В свою очередь Мицкевич пропагандировал рус. лит-ру в парижских лекциях 40-х гг. В П. переводы из рус. поэзии появляются на протяжении всего 19 в. Широкую популярность, оказывая при этом влияние на крупнейших польск. писателей, завоёвывают И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, позднее - Ф. М. Достоевский. Произв. польск. авторов (Ожешко, Сенкевича, Пруса и др.) переводятся на рус. яз. почти одновременно с публикацией в П.

Б. Ф. Стахеев.

Литература 1890-1918. В этот период, известный под назв. "Молодая Польша", наряду с развитием реализма возникают модернистские течения (импрессионизм, символизм, неоромантизм). Теоретиками модернизма выступили 3. Пшесмыцкий (1861 -1944), С. Пшибышевский (1868-1927). Характер поэзии определяют символистские и импрессионистские тенденции, её осн. жанры: филос., любовная и пейзажная лирика (К. Тетмайер, 1865-1940, Я. Каспрович, 1860-1926, Т. Мициньский, 1873-1918, и др.). В 1900-10-е гг. новые, жизнеутверждающие мотивы появляются в реалистич. гражд. поэзии Конопницкой, классици-стич. лирике Л. Стаффа (1878-1957), сатирич. стихах Т. Бой-Желеньского (1874-1941). В прозе, где реалистич. направление оставалось ведущим, углубляется социальный критицизм, успешно разрабатывается тема деревни, власти земли, зреющего крест, бунта (В. Рёймонт, 1867-1925, В. Оркан, 1875-1930, С. Жеромский, 1864-1925, обратившийся также к темам социальных исканий интеллигенции, к истории борьбы польск. народа за нац. независимость). Соединение реалистич. и символистских черт характерно для романов В. Берента (1873-1940), натуралистич. тенденции сказываются в прозе А. Грушецкого (1852-1929), Г. Запольской (1857-1921). После 1905 в лит-ру приходит тема революции как жертвенного подвига интеллигентов-революционеров (А. Струг, 1871 -1937, Г. Даниловский, 1872-1927, А. Немоев-ский, 1864-1921). Монументальные ро-мантико-символич. обобщения прошлого и будущего П. дал в своих пьесах С. Выспяньский (1869-1907). Реалистич. драму представляют "мещанские трагифар-сы" Запольской, психологич. драмы Т. Ритнера (1873-1921). В критике выделяется С. Бжозовский (1878-1911), выступивший против антиобществ, концепций иск-ва.

Литература 1918-44. Критич. изображение конфликтов в восстановленном (1918) польск. гос-ве характерно для реалистич. социально-политич. и социально-бытового романа (Жеромский, 3. Нал-ковская, 1884-1954, М. Домбровская, 1889-1965, Ю. Каден-Бандровский, 1885-1944, Струг, П. Гоявичиньская, 1896-1963, 3. Униловский, 1909-37, Е. Богушевская, р. 1886). В 30-е гг. развиваются реалистич. психологич. проза (Я. Ивашкевич, р. 1894, Налковская, М. Кунцевич, р. 1889) и драма (Е. Ша-нявский, 1886-1970), а также иррациональный психологич. роман (Б. Шульц, 1892-1942, В. Гомбрович, 1904-69) и гротескная драматургия (С. И. Виткевич, 1885-1939). В поэзии, испытавшей сильное влияние лирики Стаффа и символико-фантастич. лирики Б. Лесьмяна (1877-1937), выделяется идейно неоднородная группа "Скамандр" (Ю. Тувим, 1894-1953, Ивашкевич, А. Слонимский р. 1895, Я. Лехонь, 1899-1956, К. Ве-жиньский, 1894-1969, М. Павликовская-Ясножевская, 1894-1945), с "традиционализмом" к-рой боролись "авангардисты" (Т. Пейпер, 1891-1969, Ю. Пши-бось, 1901-70). В 30-е гг. в поэзии К. И. Галчиньского (1905-53), Ю. Чеховича (1903-39), М. Яструна (р. 1903) отразились настроения катастрофизма, апокалиптич. предчувствия. Основы социали-стич. лит-ры закладывались в творчестве поэта В. Броневского (1897-1962), лидера группы революц. поэтов (Б. Ясень-ский, 1901-39, С. Р. Станде, 1897-ок. 1937, В. Вандурский, 1891-ок. 1937, Л. Шенвальд, 1909-44, Л. Пастернак, 1910-69, Э. Шиманьский, 1907-43), в прозе Л. Кручковского (1900-62), В. Василевской (1905-64), в работах критика-марксиста И. Фика (1904-42).

В годы 2-й мировой войны 1939-45 в лит-ре антифаш. Сопротивления, создаваемой, несмотря на жестокий террор, в оккупированной гитлеровцами П. (К. Бачиньский, 1921-44, Т. Гайцы, 1922-44, Стафф и др.), а также в эмиграции (в Сов. Союзе - Василевская, Шенвальд, Е. Путрамент, р. 1910, Л. Пастернак и др. и на Западе - Бро-невский, Тувим и др.), на первое место выдвигается поэзия. Её хар