БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ехословакии юридически закрепила конституция 11 июля 1960. КПС, трудящиеся С. внесли свой вклад в успешное осуществление мер по ликвидации последствий деятельности враждебных социалистич. строю сил, с делавших в 1968 попытку оторвать Чехословакию от социалистич. содружества (см. Чехословакия, раздел Исторический очерк). В соответствии с принятым Нац. собранием Конституц. законом (вступил в силу 1 янв. 1969), преобразовавшим ЧССР в федеративное гос-во двух равноправных народов - чехов и словаков, ССР стала одной из двух равноправных социалистич. республик в составе федерации.

За годы социалистич. строительства С. превратилась в промышленно развитую республику с высокопродуктивным с. х-вом. Важную роль в этом сыграла политика КПЧ, направленная на подтягивание экономики С. до уровня экономики чеш. областей. Реализация этой программы опиралась как на ресурсы С., так и на всю чехосл. экономику, на помощь чеш. рабочего класса. Высокие темпы индустриализации наряду с развитием культуры, науки, образования, значит. ростом жизненного уровня населения позволили С. по мн. показателям приблизиться к чеш. областям.

В С. действуют следующие политические партии: Коммунистич. партия Словакии (КПС) - территориальная орг-ция КПЧ; Партия словацкого возрождения, осн. в 1948; Словацкая партия свободы, осн. в 1946. Нац. фронт ССР (осн. в сент. 1968) входит в Нац. фронт Чехословакии (на федеративной основе).

Б.М.Руколь, Ю.Н.Журавлёв (с 1945).

Хозяйство. ССР - развитая индустриально-агр. республика. В пром-сти и в строительстве занято около 45%, в с. х-ве - 15% самодеят. населения. Доля С. (1973) в образовании нац. дохода ЧССР 27% (15% в 1937), в пром. произ-ве 26% (7% в 1937), в с.-х. произ-ве 33% (23% в 1937). На развитие экономики С. и её структуру немалое влияние оказывает положение республики на гл. линии экономич. связей ЧССР и СССР.

В годы нар. власти быстрыми темпами осуществляется социалистич. индустриализация С. Пром. произ-во возросло по сравнению с довоен. временем почти в 30 раз. Резко изменилась его структура. В общей стоимости пром. продукции особенно сильно возрос удельный вес машиностроения и металлообработки, достигнув ок. 30%, чёрной и цветной металлургии - ок. 13%, а также хим. пром-сти -св. 10%.

Выработка электроэнергии (1973) ок. 11 млрд. квт х -ч; каскад ГЭС на р. Ваг; крупные ТЭС - Вояни, Новаки, АЭС в Ясловске-Богунице (мощность 150 Мвт). Добывают бурый уголь и лигнит (св. 5 млн. т в 1973), гл. обр. в р-не гг. Гандлова - Новаки, жел. руду (1,5 млн. т) в Словацких Рудных горах. Произ-во чугуна 2 млн. т, стали 3 млн. т, проката 2 млн. т, гл. обр. на Вост.-Словацком металлургич. комбинате в Кошице; произ-во алюминия ок. 48 тыс. т в Жаре (Жиаре) на Гроне (на венг. бокситах), меди 16 тыс. m (в Кромпахи).

С. даёт ок. 1/4 чехословацкой маш.-строит. продукции (1973): радиоприёмники, телевизоры, холодильники, мотоциклы, суда; шарикоподшипники и товарные вагоны (св. 1/2 общенац. продукции), стиральные машины, нек-рые виды станков, электротехнич. оборудование и т. д. Химич. пром-сть получила развитие на основе переработки нефти и природного газа. В Братиславе крупный нефтехимич. комбинат "Словнафт", перерабатывающий нефть, поступающую по нефтепроводу "Дружба'' из СССР; в г. Шаля - з-д азотных удобрений на природном газе, поступающем по газопроводу "Братство" из СССР. Имеется произ-во минеральных удобрений всех видов (2/5 чехословацкого произ-ва), пластмасс, синтетич. волокон и др. Значительная лесная и деревообр. пром-сть. Крупная пром-сть стройматериалов (св. 30% чехословацкой продукции) и пищ. пром-сть (27% чехословацкой продукции). Развиты текст., кож.-обув, и др. отрасли лёгкой пром-сти. Гл. пром. центры и р-ны: г. Братислава, г. Кошице с окружением, среднее и верхнее Поважье, Погронье, р-н гг. Гандлова - Новаки, г. Прешов с окружением.

Валовая продукция с. х-ва в 1973 возросла в 2 раза по сравнению с 1936, товарная продукция - почти в 4 раза. Социалистич. сектору принадлежит 90% пахотных угодий. Животноводство даёт 52%, а растениеводство 48% стоимости с.-х. продукции (в 1937 - 41% и 59%). В с. х-ве широко распространено зерновое х-во (посевы пшеницы, ячменя, кукурузы); возделывают нек-рые технич. культуры - масличные, сах. свёклу, табак и др.; развиты садоводство и виноградарство. В юж. р-нах разводят гл. обр. свиней, молочный скот, птицу, в горных областях - овец и мясной скот.

В годы социалистич. строительства коренным образом реконструирован транспорт. Электрифицирована ж.-д. магистраль Чиерна - Жилина - Острава.

Судоходство по Дунаю, порты - Братислава и Комарно. Л. А. Авдеичев.

Культурное строительство и здравоохранение. В 1973/74 уч. г. в детских садах воспитывалось св. 133 тыс. детей, в обязательных 9-летних основных школах обучалось ок. 717 тыс. уч-ся, в полных ср. общеобразоват. школах (гимназиях) с 4-летним сроком обучения - ок. 53 тыс. уч-ся, в 1-3-летних проф. уч. заведениях - около 121,5 тыс. уч-ся, в 4-летних ср. проф. школах - свыше 104 тыс. уч-ся, в 13 вузах - 55,6 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Братиславский университет им. Я. А. Коменского (осн. в 1919), Словацкая высшая технич. школа, Высшая экономич. школа, консерватория, Высшая школа изобразит. иск-в - в Братиславе, Ун-т им. П. Шафарика, Высшая технич. школа, Высшая вет. школа, консерватория -в Кошице, Высшая транспортная школа в Жилине и др.

Высшее науч. учреждение - Словацкая академия наук, к-рая вместе с гос. органами планирует науч. работу и руководит исследованиями в республике. В Братиславе находятся Ин-т вирусологии Чехословацкой АН, н.-и. учреждения различных ведомств, в т. ч. НИИ сварки, педагогический и др.; в Жилине - н.-и. гидрологич. центр, геологич. служба и др.; в Прешове - филиал НИИ почвоведения и растениеводства. Ряд н.-и. учреждений функционирует при вузах, в т. ч. при Словацкой высшей технич. школе -НИИ химич. физики, гидравлич. машин и др.; при Высшей транспортной школе -Ин-т проблем транспорта. Всего насчитывается св. 80 НИИ и 13 вузов, ведущих науч. исследования. Работают Матица словацкая, др. науч. и научно-просветит. об-ва.

Крупнейшие библиотеки: б-ка Матицы словацкой в Мартине (осн. в 1863; 1850 тыс. тт.), университетская б-ка в Братиславе (осн. в 1919; 1200 тыс. тт.), гос. науч. б-ки в Кошице, Зволене и др.

Гл. музеи: Словацкие нац. музеи в Братиславе (осн. в 1924) и Мартине (1893), Словацкая нац. галерея в Братиславе, Восточнословацкий музей в Кошице (1872), Среднесловацкий музей и Музей Словацкого нац. восстания в Банска-Бистрице и др.

В 1975 издавалось 11 ежедневных газет, 30 неежедневных и ряд др. периодич. изданий. Важнейшие газеты (издаются в Братиславе): "Правда" ("Pravda", с 1920), ежедневная, орган ЦК Коммунистич. партии С., тираж 270 тыс. экз. (1975); "Праца" ("Рrаса", с 1946), ежедневная, орган Словацкого революц. профсоюзного движения, тираж 189 тыс. экз.; "Слобода" ("Sloboda", с 1946), еженедельная, центр. орган Словацкой партии свободы, тираж 5,5 тыс. экз.; "Люд" ("L'ud", с 1948), ежедневная, орган Партии словацкого возрождения, тираж 23 тыс. экз.; "Смена" ("Smena", с 1948), ежедневная молодёжная газета, издаётся ЦК Союза словацкой молодёжи, тираж 128 тыс. экз.

Словацкое радио - нац. орг-ция Чехословацкого радио; осн. программы радиовещания - "Братислава" и "Девин". Словацкое телевидение - нац. орг-ция Чехословацкого телевидения. Осн. телецентр в Братиславе.

В 1971 в больницах и др. леч. учреждениях было 46,1 тыс. коек (101 койка на 10 тыс. жит.); в 1973 работали 10,5 тыс. врачей, т. е. 1 врач на 442 жит. Бальнеологич. курорты Пьештяни, Сльяч, горноклиматич. Штрбске-Плесо и др.

Литература. Истоки письменности связаны с деятельностью братьев Кирилла и Мефодия (2-я пол. 9 в.). После включения словацких земель в состав Венг. королевства устанавливается господство ср.-век. латыни. Проникновение идей гуситского движения (1-я пол. 15 в.) и Реформации (1-я пол. 16в.) способствовало вытеснению латыни чеш. письм. языком, вбиравшим черты словацкой нар. речи. Борьба с тур. нашествием вызвала к жизни жанр героико-эпич. песни ("Песнь о Сигетском замке", 1566, и др.). Феод.-католич. реакция (17-IS вв.) сдерживала развитие светской лит-ры; на фоне религ.-дидактич. соч. демократич. направленностью выделялась поэзия П. Беницкого (1603-64), Ш. Пиларика (1615-93), Г. Гавловича (1712-87). Антифеод, протест находил выражение в нар. творчестве (сказки, баллады, цикл песен о нар. мстителе Яношике).

С 80-х гг. 18 в., в период нац. возрождения, начинается процесс демократизации культуры. Делаются попытки утвердить в качестве лит. языка нар. зап.-словацкий диалект (И. И. Байза, 1755-1836). Филолог А. Бернолак в 1787 обосновал нормативы словацкого лит. языка (т. н. бернолачина), на к-ром написана преим. просветит. научно-дидактич. проза (Ю. Фандли, 1750-1811). Параллельно развивалась лит-pa на чеш. яз., гл. обр. в протестантских кругах (Ю. Палькович, 1769-1850, А. Долежал, 1737-1802, и др.). Вершина просветит. поэзии -творчество Б. Таблица (1769-1832) и П. И. Шафарика (1795-1861). В 20-30-е гг. 19 в. на передний план выступает идея слав. единства (поэма "Дочь Славы", 1824, Я. Коллара, 1793-1852). Тенденции классицизма преломились в эпич. поэзии Я. Голлого (1785-1849), писавшего на бернолачине. Патриотич. проблематика отразилась в комедиях первого словацкого драматурга Я. Халупки (1791-1871).

В 40-70-е гг. 19 в. в лит-ре господствовал т. н. штуровский романтизм - по имени Л. Штура (1815-56), создателя концепции нац. иск-ва, инициатора окончат. оформления словацкого лит. языка на основе среднесловацких диалектов. Для творчества поэтов-романтиков С. Халупки (1812-83), А. Сладковича (1820-72), Я. Ботто (1829-81) характерна революц.-патриотич. проблематика. В поэзии Я. Краля (1822-76) патриотич. тема сливается с идеей нар. революции. Прозу представляют историч. и романтич. повести И. Гурбана (1817-88), Я. Калинчака (1822-71). Тенденции просветит. реализма развивались в драматургии и сатирич. прозе И. Заборского (1812-76).

Утверждение реализма начинается в 80-е гг. 19 в. Важную роль в этом процессе сыграли крепнущие связи с рус. лит-рой. В многожанровом творчестве П. Гвездослава (1849-1921) поэзия освобождается от романтич. патетики и аллегоризма, не утрачивая гражд. звучания. В прозе, ещё отмеченной чертами романтизма, ставились нац.-освободит. и морально-нравств. проблемы (С. Ваянский, 1847-1916, и др.). Жизни крестьянства посвящены рассказы и повести М. Кукучина (1860-1928). Утверждению реализма сопутствовало развитие лит. критики (Ваянский, И. Шкультеты, 1853-1947, Ф. Вотруба, 1880-1953), литературоведения (Я. Влчек, 1860-1930).

С 90-х гг. в творчестве писателей-реалистов Б. Тимравы (1867-1951), Я. Есенского (1874-1945),И. Тайовского (1874-1940) и др. усиливается социально-аналитич. анализ действительности. В нач. 20 в. возникает т. н. словацкая модерна (И. Краско, 1876-1958, И. Галл, 1885-1955, В. Рой, 1885-1936) - сложный синтез реалистич., импрессионистских и символистских тенденций.

После образования Чехословацкой республики (1918) происходит бурный процесс идейно-эстетич. и проблемно-тематич. обновления лит-ры С. Вокруг марксистского журн. "Дав" ("Dav", 1924-37) складывается группа литераторов, ориентирующихся на революц. чеш. и сов. лит-ры - поэты Я. Поничан (р. 1902) и Л. Новомеский (р. 1904), прозаик П. Илемницкий (1901-49), критик Э. Урке (1903-42). Обострение социальных противоречий и нарастание фаш. угрозы в 30-е гг. сплотили в широкий фронт прогрессивную интеллигенцию. Развивается жанр социальнО;аналитического (М. Урбан, р. 1904, И. Цигер-Гронский, 1896-1962, М. Разус, 1888-1937, Г. Вамош, 1901-56, и др.) и социально-революц. романа, реалистич. сатиры (поэзия и проза Я. Есенского, драматургия И. Стодолы, р. 1888), усиливаются гражданские мотивы в лирике (Э. Б. Лукач, р. 1900, Ф. Краль, 1903-1955, Я. Смрек, р. 1898, М. Галямова, р. 1908). Вершиной поэзии стал сб. Новомеского "Святой за околицей" (1939). Важнейшим явлением социалистич. реализма в прозе были романы П. Илемницкого "Поле невспаханное" (1932) и "Компас в нас" (1937). Одновременно возникают неоромантич. тенденции в прозе (т. н. лиризованная проза), сюрреалистич. течения в поэзии ("надреализм"). В период существования марионеточного Словацкого гос-ва (1939-45) в лит-ре наряду с нелегальными антифашистскими произв. (стихи Есенского, Смрека, Краля) как средство выражения нар. сопротивления бытует "зашифрованная" лит-ра аналогий и аллегорий (Поничан, Л. Ондрейов, 1901-62, Д. Хробак, 1907-51, Ф. Швантнер, 1912-50). Прозрачный антивоен. смысл обретает и поэзия "надреалистов" Р. Фабры (р. 1915), В. Рейсела (р. 1910), П. Бунчака (р. 1915) и др. Тра-гич. мотивами пронизана лирика П. Го-рова (р. 1914), В. Беньяка (1894-1973).

С установлением народно-демократич. строя, в ходе социалистич. строительства словацкая лит-pa, преодолевая трудности роста, стремилась к более полному и активному отображению жизни. Тема антифашистской борьбы углубляется анализом пройденного пути, осмыслением качеств. перемен в сознании народа - трилогии В. Минача (р. 1922) "Поколение" (1958-61), Р. Яшика (1919-60,) "Мёртвые не поют" (1961), романы И. Горака (1907-74), Ф. Гечко (1905-60), А. Беднара (р. 1914). Завоевания социалистич. поэзии связаны с именами Новомеского, А. Плавки (р. 1907), Я. Костры (р. 1910), Ш. Жары (р. 1918), В. Мигалика (р. 1926), М. Валека (р. 1927) и др. В 60-е гг. выдвигаются М. Ковач (р. 1934), И. Мигалкович (р. 1935), прозаики И. Кот (р. 1936), В. Шикула (р. 1936), П. Ярош (р. 1940). Творческий подъём переживает драматургия [Я. Буковчан (1921-75), Я. Солович (р. 1934), О. Заградник (р. 1932) и др.], критика и литературоведение. Осн. исследовательский центр - Ин-т литературоведения Словацкой АН в Братиславе (осн. 1953). И. Л. Богданова, Ю. В. Богданов.

Архитектура и изобразительное искусство. На терр. С. сохранились памятники первобытного иск-ва: палеолитич. женские фигурки, линейно-ленточная керамика неолита, укреплённое поселение на холме в Мадьаровце бронз. века, предметы лужицкой и гальштатской культур, изделия фракийцев, скифов, кельтов, германцев, древних славян и др. племён. В 1-2 вв. у Девина и Ижи возникли др.-рим. крепости. К 4 в. относятся богатые погребения с бронз. утварью, золотыми и серебряными изделиями. Первые памятники словацкой архитектуры - церкви и замки романского стиля, развивавшегося в С. в 11 -13 вв. (базилика св. Эмерама в Нитре, 1200, в апсиде остатки древнейшей словацкой церкви, 833; двухъярусная капелла-ротонда в Скалице и прямоугольная од-нонефная капелла в Дражовце - обе 12 в.; трёхнефная базилика с 2-башенным фасадом в Дьяковце, 1228). Величеств. замки в Тренчине, Нитре, Ораве и братиславский Град позже сильно перестроены. Дошли немногие романские памятники архит. резьбы (портал церкви св. Ильи под Ситном, 1254) и росписи (фреска "Христос в славе", после 1228, в церкви в Дьяковце). Готика началась в С. с запозданием и приходится на 14-16 вв. В это время росли города с укреплениями, замком и ратушной площадью, с элементами регулярного плана (Бардеёв, Тренчин); в 14 в. возникли регулярные кварталы и прямоугольная площадь в Левоче. Замки превращались в развитые комплексы, имевшие жилые покои, дворы с галереями, капеллы (Стречно, 14-15 вв., Зволен, 1361). Для словацкой готики характерны скромные зальные храмы - трёхнефные (собор св. Якуба в Левоче, 14-15 вв.), также двухнефные и однонефные,-вытеснившие традиционные базилики. Среди лучших памятников готики собор св. Елизаветы в Кошице (1382-1499), собор св. Мартина в Братиславе (14-15 вв.), капелла Запольских в Спишска-Капитуле (1488-93), Старая ратуша в Братиславе (13-15 вв.). Живопись, свидетельствующая о связях с итал., чеш., венг., нем. культурой, представлена фресками ("Роберт Анжуйский со свитой", 1317, в церкви св. Мартина в Спишска-Капитуле; "Жизнь св. Доротеи", ок. 1420, в соборе св. Якуба в Левоче) и многочисл. алтарями (в церкви св. Елизаветы в Кошице, 1477, и др.). Особенно богата С. резными деревянными алтарями, среди к-рых выделяется алтарь Павла Левочского (1508-15, собор св. Якуба в Левоче), реализм и гармоничность образов к-рого говорят о переходе к Возрождению. Памятники его в С.- жилые дома 16-17 вв. с аттиками, порталами, дворовыми галереями, росписями сграффито в Прешове, Левоче, Банска-Бистрице, ратуши (в Бардеёве, 1508-09, Левоче, 1550-1615), гор. звонницы (в Кежмароке, 1525-86), живопись мастера "MS", надгробная и декоративная скульптура, изделия из металла. В 17 в. начало распространяться барокко, во многом связанное с австр. иск-вом (Университетская церковь в Трнаве, 1637-1700, арх. П. Спеццо; церковь св. Альжбеты в Братиславе, 1739-42, арх. А. Пильграм; портреты Я. Купецкого, росписи Ф. А. Маульберча, Я. Л. Краккера, П. Трогера, скульптура Г. Р. Доннера); нарядны дворцы и обществ. здания в стилях барокко и раннего классицизма (дворец примаса в Братиславе, 1778-81, арх. М. Хефеле; ратуша в Кошице, 1756). В 19 в. начался интенсивный рост городов. Классицизм надолго укореняется в усадебном, гор. и сел. стр-ве. В середине века распространилось подражание ист. стилям (дом Матицы словацкой в Мартине, 1864, арх. Я. Бобула), на рубеже 19-20 вв. к традициям нар. зодчества обращался Д. Юркович. В 1-й пол. 19 в. с усилением борьбы за нац. культуру появились словацкие живописцы, изображавшие людей родной страны (портретисты И. Чаусиг, Я. Ромбауэр), её природу (пейзажист К. Л. Либай). В сер. 19 в. живописцы И. Б. Клеменс и П. Богунь создали образы борцов за свободу, деятелей культуры С. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. сложились развитый бытовой жанр, посвящённый нар. жизни (В. Климкович, Д. Скутецкий, И. Ганула), нац.-романтич. пейзаж (Л. Чордак, К. М. Леготский), реалистическая скульптура (Я. Коньярек, Ф. Упрка). В 20 в. частично реконструируются города, наряду со стилем "модерн" и неоклассикой с сер. 1920-х гг. в архитектуре утверждаются прогрессивные рационалистич. методы (Э. Беллуш). Новаторское своеобразное иск-во живописцев 20 в. М. Бенки, Г. Маллого, Л. Фуллы, М. Базовского, Я. Алекси, скульпторов Ф. Гибалы, И. Костки, Ф. Штефунко опиралось на глубокое знание нар. жизни и природы словацкого края, на нац. фольклор. Интерес к нар. жизни определил осн. направленность живописи и графики М. Галанды и Ц. Майерника, связанных с чеш. авангардизмом. Идеи рабочего движения отразила социальная графика К. Сокола. В ССР развернулось пром. и гор. стр-во, изменившее облик страны. Построены новые города, пром. комплексы, посёлки, гор. р-ны, где разнообразно применены смешанная застройка, контрасты высоты и протяжённости зданий, свободная компоновка групп домов, комплексное благоустройство территорий (ул. Февральской победы, 1957-64, арх. Ш. Светко и др.; Подгради, 1965-66, арх. А. Даржичек; Ружинов, с 1959, арх. Д. Кедро и др.- все в Братиславе). Среди построек - студенч. общежитие в Нит-ре (1962, арх. М. Шавлик, Ф. Сеяк), новый корпус Высшего технич. уч-ща (1964, арх. М. Куси), зимний стадион (1963, арх. И. Хованец, И. Поштулка), мост через Дунай (1972) в Братиславе, памятник Словацкому нац. восстанию в Банска-Бистрице (1970, арх. Д. Кузма и др.). Быт и история словацкого народа, его борьба с фаш. захватчиками и трудовые успехи получили отражение в картинах М. Бенки, Л. Фуллы, Л. Гудерны, Я. Мудроха, М. Медвецки, в монументальной и станковой скульптуре И. Костки, Р. Прибиша, Т. Бартфая, Я. Кулиха, А. Тризуляка. Ряд произведений посвящён дружбе народов, окрепшей в революц. и антифашистской борьбе. Среди мастеров станковой и книжной графики -О. Дубай, В. Гложник, А. Бруновский, В. Бомбова, А. Климо, Ю. Сабо, Р. Дубравец; в декоративном иск-ве выделяются ковры по эскизам Л. Фуллы, Я. Алекси. Развивается монументальная живопись (Ф. Гайдош, М. Шимурда, Л. Гандль). Нар. зодчество С.-срубные или кам. дома, деревянные церкви (в Трнове, 15-16 вв., в Бодружале, начата в 1658) - имеет общие черты с чеш., венг. и зап.-украинским.

Развиты нар. ремёсла - резьба по дереву, роспись крест. домов (иногда на фасадах - с. Чичмани), керамика (т. н. габанская школа в 17 в., мастер Ф. Костка в 20 в.), вышивка и др.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIX, XXX (стр. 544-545).

Музыка. Муз. фольклор богат песенными жанрами - баллады, лирич., эпич., бытовые, обрядовые песни, отличающиеся развитой мелодикой (особенно т. н. травницы), ритмическим разнообразием; они преим. одноголосны, диатоничны (см. Диатоника), в основе - разные тетрахорды; возникшие позднее пастушеские песни основаны на пентахордах (чаще мажорных). Музыка различных р-нов отличается ладовыми особенностями. С 13 в. известны разбойничьи песни ("разбойниками" наз. борцов за права народа; любимый герой - Яношик), с 14 в.- духовные (распространились в 15 в. под влиянием гуситов - см. Гуситские песни). В 16 в. возникли историч. песни, отразившие события тур. войн и габсбургского владычества, в 18 в. - песни куруцев, в 19 в.- т. н. нововенг. песня, в создании к-рой участвовали и музыканты С. Среди танцев - фришкий (быстрый, 2-дольный, типа краковяка) и одземок (пастушеский, мужской сольный, сходный с казачком и коломыйкой); в числе инструментов - фуяра, пастушеские дудки, гайда (волынка). Первые публикации текстов нар. песен (20-е гг. 19 в.) принадлежат филологу и историку П. И. Шафарику и поэту Я. Коллару. Собиратели муз. фольклора - Л. Ванса, Я. Кадавы и др., а также Б. Барток. Известно собрание "Словацкие песни" (составители и редакторы Я. Кадавы, К. Руппельдт, Я. Меличко и М. Руппельдт, 1880-1906; 2-е изд. ред. Л. Галько, 1972-73). В 15 в. в С. проникает многоголосная культовая музыка, к-рая стимулирует развитие отечеств. творчества (Т. Линтнер, Ю. Бановский). В 17 в. в проф. музыке проявляются элементы итал. и нем. муз. барокко (С. Каприкорнус-Боксхорн, Я. Куссер, И. Шимбрацкий и др.). В нач. 18 в. развиваются барочные духовные и светские вокальные жанры (кантаты и арии Я. Францисци, А. Шкултетого, Ф. Будинского), во 2-й пол. 18 в.-францисканская пастораль, связанная с нар. песней (П. Баян, Э. Пасха). Центры муз. жизни - Братислава, Кошице, Банска-Бистрица, города Спишского края (Левоча, Кежмарок, Бардеёв). Первые оперные спектакли (влияние австр. и чеш. классицизма) ставились в Братиславе при королевском дворе (с 1648) и в театре (с 1776); в аристократич. салонах выступали крупнейшие иностр. мастера. Развитие нац. муз. иск-ва тормозилось многовековым двойным гнётом -австрийским и венгерским. Нац. муз. возрождение началось с 30-х гг. 19 в. Основоположник нац. школы - Я. Л. Белла (опера "Кузнец Виланд", кантата "Свадьба Яношика", симф., камерные соч., песни и др.); его современники - Я. Кадавы, Б. Булла, А. Г. Крчмеры, М. Лацьяк, в хоровых и фп. соч. воплощавшие идеи "будителей". Создатели нац. романтич. песни, камерных и симф. произв.- В. Фигуш-Бистри (опера "Детван"), М. Мойзес, М. Шнайдер-Трнавский, Ф. Кафенда. Развитию хоровой музыки во 2-й пол. 19 в. способствовали хоровые общества в Братиславе - певческое об-во (1857), Хоровой кружок (1872), а также рабочие хоровые кружки -"Типографский союз" (1872), "Свободная песня" (1893) и др.

После образования Чехословацкой республики (1918) возникли мн. муз. организации, коллективы, уч. заведения. В Братиславе созданы смешанный хор "Зора" (1919), оперная труппа Словацкого нац. театра (1920), Академич. хоровое об-во и Хор словацких учителей (оба - 1921), инструм. ансамбль Радио (1928; на его основе позднее организован симф. оркестр), Муз. школа (1919), преобразов