БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ембиньский), агрохимии (Ф. Терликовский, М. Гур-ский, К. Баратыньский, Т. Литыньский). Выведены и внедрены в произ-во высокоурожайные сорта зерновых, картофеля и рапса (Т. Вольский, А. Слабоньский, Д. Маковский, К. Рогуский, Ф. Дембиньский). Ведутся работы по плодоводству и овощеводству, фитопатологии и защите растений, разным отраслям животноводства, теории с.-х. машин.

Развиваются технич. науки. Ценные результаты получены в теоретич. и прикладной механике, особенно в заложенной трудами М. Хубера теории упругости (В. Новацкий). Разрабатываются теория пластичности и термопластичности (В. Олыпак), механика горных пород (В. Будрык, Е. Литвинишин и др.), строит, механика и теория конструкций (3. Васютыньский). Значит, успехи достигнуты в области теории нелинейных колебаний и вакуумной техники Я. Грошковским, в лазерной технике С. Кали-ским, в ультразвуковой технике И. Ма-лецким. Развиваются исследования по полупроводниковым, магнитным и пье-зоэлектрич. материалам. Ведутся работы по оптимальному управлению большими системами, автоматизации в пром-сти и на транспорте, разрабатываются средства вычислит, техники. Конструируются различные приборы: польский радиоспектрограф был установлен на запущенном в 1973 спутнике ч Коперник-500" серии "Интер-космоск Расширяются исследования в хи-мич. пром-сти, чёрной и цветной металлургии, горном деле, машиностроении, судостроении. К достижениям технич. наук относятся электроосмотич. метод укрепления грунтов (Р. Цебертович), высоко-производит. способы получения алюминия из глинозёма (С. Бретшнайдер, С. Гржи-мек). Б. Суходольский.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Философия и социология. Зарождение польск. филос. мысли относится к 13 в. и связано с именем Витело из Силезии, разрабатывавшего натурфилософию в духе неоплатонизма. В кон. 14 - нач. 15 вв. в Ягеллонском ун-те развивались различные направления схоластики, в рамках к-рой боролись, напр., реализм и номинализм. Провозвестниками идей Возрождения выступили Гжегож из Санока и Филипп Каллимах (2-я пол. 15 в.). В эпоху Возрождения получили распространение концепции неоплатонизма, стоицизма и аристотелизма. С критикой идеологии папского Рима выступил Я. Остророг, А. Моджевский выдвинул гуманистич. программу обществ. переустройства. Значит, влияние на развитие философии в П. оказали естеств. науки, в особенности идеи Н. Коперника. Центрами движения Реформации были школы Чешских братьев в Лешно и Польских братьев в Ракуве; в последней было значительно влияние идей Ф. Социна. Восторжествовавшая в П. Контрреформация принесла общий упадок культуры, застой философии. Подъём духовной жизни начался в эпоху Просвещения (сер. 18 - нач. 19 вв.), гл. представителями которого в философии были Г. Кол-лонтай, С. Сташиц, Я. Снядецкий и Е. Снядецкий - группа прогрессивных писателей и публицистов, разрабатывавших и пропагандировавших идеи борьбы за обществ. переустройство. Филос. концепция польск. просветителей имела де-терминистич., натуралистич., в основном материалистич. характер, содержала элементы историзма и диалектич. понимания обществ, процессов.

В 1-й пол. 19 в. значит, влияние имела философско-историч. концепция И. Лелевеля, развивавшего идеи просветителей и романтиков. Революц.-демо-кратич. движение (Т. Кремповецкий, С. Ворцель, П. Сцегенный, Э. Дембовский) пропагандировало идеи утопич. социализма. Дембовский в своей -"философии творчества" среволюц.-демократич. позиций интерпретировал гегелевскую диалектику. Представитель демократич. направления X. Каменъский в своей концепции сочетал гегелевскую теорию историч. развития с разработкой проблем политич. экономии. На развитие в П. прогрессивной обществ.-политич. мысли и философии большое влияние оказали рус. революц. демократы (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и др.). Как философские, так и социально-политические принципы революц. демократизма были направлены против установок традиц. католической (Я. Воронич, X. Жевуский, Э. Земенц-кая) и консервативной (Ю. К. Шаняв-ский, Ю. Голуховский, А. Велёполь-ский) мысли. Широкое распространение в 30-40-х гг. 19 в. получили идеи польск. мессианизма (поэты Ю. Словацкий, А. Мицкевич, 3. Красиньский, философы А. Товяньский, Ю. Вроньский). Специфич. форму польск. мессианизм приобрёл в "нац. философии", идеи к-рой разделяли философы различных направлений (А. Цешковский, Б. Трентовский, К. Либелът, Ю. Кремер и др.)- В концепциях нек-рых её представителей мысль об исключительности польск. нации соединялась с идеей избавления Европы от революц. опасности и восстановления социального мира.

С сер. 19 в. в П. стали широко распространяться идеи позитивизма (М. Вишневский, А. Кшижановский, Ф. Кру-пиньский, В. Козловский, Ю. Супиньский, А. Свентоховский, Ю. Охорович, А. Марбург). Зарождение марксизма относится к 70-м гг. 19 в. (Л. Варыньский, С. Кру-синьский, а также Л. Кшивицкий - видный представитель историч. материализма). Марксизм оказал влияние на С. Бжо-зовского и Э. Абрамовского в первый период их творчества.

В работах Р. Люксембург и Ю. Мархлевского нашли выражение революц. тенденции в рабочем движении в П. Важнейшее значение для развития марксистской обществ, мысли в П. имели труды В. И. Ленина. Работы К. Келлеса-Крау-за по своим идеям были близки к взглядам с.-д. лидеров 2-го Интернационала.

После получения независимости П. в 1918 господствующими были философия неотомизма и львовско-варшавская школа, основанная К. Твардовским (Т. Котарбинъский, К. Айдукевич, Я. Лукасевич, Т. Чежовский), логико-семантич. исследования к-рой приобрели мировую известность. Видным представителем феноменологич. философии был Р. Ингарден. Проблемы марксистской философии разрабатывались Ю. Бруном, Я. Хемпелем и С. Рудняньским.

Получает развитие социология, гл. центрами к-рой стали Ин-т обществ, х-ва в Варшаве (Л. Кшивицкий и др.), Ин-т социологии в Познани, организованный Ф. Знанецким. Социологией деревни занимались Ф. Буяк, Б. Халасиньский, социологией культуры - Я. С. Быст-ронь, С. Чарновский, К. Добровольский, С. Оссовский. Развитие польск. философии и социологии было прервано 2-й мировой войной 1939-45.

После победы народно-демократич. строя начался новый этап развития философии в П., связанный с перестройкой гл. филос. дисциплин на теоретич. и ме-тодологич. основах марксизма-ленинизма. Развиваясь в полемике с др. филос. направлениями (католич. философия, львовско-варшавская школа и примыкаю щие к ней неопозитивистские течения и др.) и преодолевая ревизионистские и догматич. тенденции, марксистская философия упрочила свои позиции и заняла господств. положение. Разрабатывается также традиц. логико-гносеологич. и ис-торико-филос. проблематика, связанная с работами Котарбиньского, Айдукевича, Чежовского, В. Татаркевича, Н. Лубницкого.

Польск. философы исследуют проблемы диалектич. материализма: разрабатывают марксистскую теорию развития, принципы диалектической методологии на материале биологии и физики (3. Ау-густынек, В. Краевский, Я. Ладош, Ч. Но-виньский), теорию познания (А. Шафф, 3. Цацковский и др.)- Проблемы методологии обществ, наук являются предметом изучения Е. Топольского, Е. Кмиты, Л. Новака. Марксистская концепция человека находится в центре внимания Б. Суходольского, Т. М. Ярошевского, Я. Ку-чиньского. Развернулись исследования в области логики и методологии науки (К. Шанявский, Р. Сушко, Р. Вуйциц-кий). Ведутся исследования в области математич. логики (А. Мостовский, Е. Лось, Г. Расёва, Р. Сикорский). Польск. историки философии проводят исследование античной и средневековой (Я. Ле-гович, 3. Куксевич, Р. Паляч), новой (А. Валицкий, 3. Огоновский, Р. Па-насюк, 3. Кудерович) и новейшей философии (Лубницкий, Ярошевский, С. Дзям-ский). Разрабатываются проблемы этики, в частности теоретич. основы этики, ме-таэтика и нормативная этика (Котарбинь-ский, М. Оссовская, М. Фрицханд, X. Янковский и др.). Развиваются традиции польск. эстетики, исследуются обществ, условия художеств, творчества, проблемы изменения эстетич. норм и вкусов (А. Кучиньская, Е. Коссак, И. Войнар, Б. Дземидок, С. Кшемень). Вопросы религии с марксистских позиций изучают Ю. Келлер, В. Мыслек, 3. Понятовский, Э. Чупак, Ю. Грудзень. В П. существует также католич. философия (А. Кромпец, С. Свежавский, М. Гогач, В. Гранат и др.).

Польск. социологи разрабатывают теоретич. проблемы социологии, а также проводят эмпирич. исследования различных сфер общества. Процессы социали-стич. индустриализации и изменение в связи с этим социальной структуры польск. общества исследуют Я. Щепань-ский, Ю. Халасиньский, В. Маркевич, В. Весоловский, С. Видершпиль. Проблемы социологии культуры изучают К. Добровольский, А. Клосковская, К. Жигульский и др. Исследуются также проблемы социологии политики (Е. Вятр и др.), города и села (С. Новаковский, Б. Галеньский и др.), промышленности (Ю. Хохфельд, А. Сарапата, К. Доктур и др.), семьи, права, труда. Польск. философы и социологи сотрудничают с учёными СССР и др. социалистич. стран (совместные исследования, коллективные труды, теоретич. конференции и др.).

Гл. центры философии и социологии в П.: Ин-т осн. проблем марксизма-ленинизма ЦК ПОРП, Ин-т философии и социологии ПАН, Ин-ты философии и социологии при ун-тах, кафедры Высшей школы обществ, наук при ЦК ПОРП и др. высших уч. заведений. Координацию фи-лос. и социологич. исследований осуществляют Науч. к-ты ПАН. Работают Польск. филос. об-во и Польск. социологич. об-во. Гл. филос. журн.: "Studia filozoficzne" (с 1957), "CzJowiek i swiatopoglqd", "Ruch filozoficzny" (c 1911), "Etyka" (c 1966), "Archiwum historii filozofii i myslispotecznej" (c 1957), "Stadia logica" (c 1953), "Studia estetyczne" (c 1964), "Studia mediewistyczne"(c 1958), "Przegl^d religioznawczy". Гл. социологич. журн.: "Studia socjologiczne"(c 1961), "Kultura i spoteczeiistwo" (c 1957), "Studia socjologiczne-polityczne" (c 1958), "Przeg-la.d socjologiczny" (c 1930).

Т. М. Ярошевский.

Историческая наука. Древнейшая форма историч. лит-ры П.- рочники - погодные записи (с кон. 10 в.) о важнейших событиях. В нач. 11 в. появились т. н. жития (Войцеха и др.). Рочники и жития святых - ценные источники для древнейшего периода истории П. Первый памятник собственно историч. лит-ры -хроника Галла Анонима, охватывающая историю П. до 1113; хроника Галла проникнута тенденциями, враждебными притязаниям "Священной Рим. империи" на верховенство в Европе. С позиций духовных и светских магнатов написана хроника (до 1202) В. Кадлубка. Вершина ср.-век. историографии П. - "История Польши" Я. Длугоша. В 16-17 вв. созданы хроники Матвея из Мехова, М. Стрыйковского, В. Коховского и др.

Социально-политич. кризис Польск. феод, гос-ва 18 в. и развитие капитали-стич. отношений выдвинули ряд проблем, разрешение к-рых потребовало критич. изучения истории П. В трудах польск. просветителей С. Сташица, Г. Коллонтая и их сподвижников, подготовивших почву для развития бурж. историч. науки, подняты вопросы происхождения социального неравенства, гос-ва, ряда типичных для польск. государственности институтов (избират. монархия, либерум вето и др.). Наряду с этим направлением развивалось течение историографии (крупнейший представитель - А. Нарушевич), пытавшееся дать рационалистич. толкование историч. процесса.

Вехой в развитии польск. историографии нового времени стала деятельность И. Лелевеля, выступавшего с антифеод. позиций, отстаивавшего интересы крестьянства и горожан. Независимо от франц. бурж. историков Тьерри, Гизо и др., Ле-левель пришёл к пониманию историч. процесса как борьбы классов, заложил основы ряда важнейших вспомогат. дисциплин в польск. историч. науке. Демократическая по своим тенденциям, но идеалистическая по существу концепция Лелевеля стала идеологич. основой программ польск. освободит, движения сер. 19 в., выдвигавшихся Польским демократическим обществом, "Людом польским" и др. орг-циями.

После поражения восстания 1863-64, в условиях превращения польск. общества из феодального в капиталистическое и упадка шляхетского нац. движения, ведущее место в польск. историографии заняла т. н. краковская историч. школа. Её виднейшие представители - В. Калинка, Ю. Шуйский, М. Бобжиньский - значительно обогатили профессиональную методику историч. исследования. Но историки этой школы занимали реакц. обществ. позиции, затушёвывали и осуждали революц. и антифеод, борьбу в истории польск. народа, восхваляли захватнич. политику польск. феодалов на Востоке, приписывая им "цивилизаторскую" миссию в отношении рус., укр. и белорус. народов, были глашатаями католич. обскурантизма. Против краковской школы выступала т. н. варшавская историч. школа, в основе взглядов к-рой лежала философия позитивизма. Общественная мысль П. 18 в. была тщательно исследована в работах В. Смоленъского. Важную роль в развитии историографии сыграли работы по библиографии как общей (К. и С. Эстрейхеры), так и историч. (Л. Финкель). Значит. место в развитии бурж. историч. науки заняли труды историков права (см. раздел Юридич.наука). В целом в польск. историографии до кон. 19 в. господствовали взгляды краковской школы. Начало марксистской историографии в П. связано с развитием рабочего движения и соединением его с теорией науч. коммунизма. Её истоки восходят к работам деятелей партии "Пролетариат", С.-д-тии Королевства Польского и Литвы (Р. Люксембург, Ю. Мархлевский). Развитие историографии в бурж.-помещичьей П. (с 1918) в основном связано с деятельностью бурж. историков-экономистов (Я. Рутковский и др.).

Победа нар. демократии создала условия для успешного развития польск. историч. науки, основывающейся на методологии марксизма-ленинизма. Центром историч. мысли в П. стал организованный в 1953 в Польской АН Ин-т истории. Один из важнейших результатов его деятельности - создание на основе марксистской концепции фундаментального труда "История Польши" (т. 1-4, 1957-1974-). В становлении марксистских взглядов на нац. историч. процесс немалое значение имели работы Г. Яблоньского, X. Ловмянъского, С. Кеневича, Г. Лябу-ды, Т. Мантейфеля и др. Значит, развитие в ПНР получило изучение всеобщей истории, вт. ч. истории народов Азии, Африки, Лат. Америки. Крупным успехом польск. археологии явились открытия раннесредневековых памятников в Египте и Судане (сер. 60-х гг.) экспедицией, руководимой К. Михаловским. Широко развернулось изучение истории народов СССР и польско-рус., польско-укр. и др. историч. связей. Польск. и и сов. учёными предприняты совместные издания: "Восстание 1863 г. Материалы и документы" (начато в 1957, к 1975 опубл. 20 тт.), "Документы и материалы по истории советско-польских отношений" (т. 1-8, М., 1963-74; изд. продолж.). О науч. достижениях польск. учёных свидетельствуют работы, опубл. в кон. 40 - нач. 70-х гг. в связи с проведением мероприятий, посвящённых памятным историч. датам в развитии польск. народа и его культуры (деятельности А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ф. Шопена, Г. Коллонтая, Ф. Дзержинского, Ю. Мархлевского; 1000-летию Польск. гос-ва, 30-летию народной П. и др.).

Крупнейшие центры историч. науки и подготовки кадров в П. - ун-ты в Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Познани, Лодзи, Торуни, Люблине, Гданьске, Катовице; находящиеся в Варшаве - Ин-т истории Польск. АН, Ин-т истории материальной культуры (осн. в 1953), Ин-т социалистич. стран (создан в 1973 на базе Ин-та сов.-польск. отношений, осн. в 1956), Военно-историч. ин-т (осн. в 1959). В ПНР выходит (1974) св. 60 ист. журналов и продолжающихся изданий, крупнейшие из к-рых: "Kwartalnik historyczny" (c 1887), "Przeglqd Historyczny" (с 1905), "Z pola walki" (c 1958), "Studia historyczne" (c 1958), "Wojskowy przegljd historyczny" (c 1956). И. С. Миллер.

Экономическая наука. Оформление экономич. мысли в целостную систему взглядов в П. относится к нач. 19 в. Этот процесс в значит, мере был подготовлен деятельностью представителей польск. Просвещения кон. 18 в. (Г. Коллонтай, С. Сташиц и др.), к-рые затронули в своих трудах ряд вопросов экономич. развития страны. Большинство экономистов 1-й трети 19 в. (В. Суровецкий, Ф. Скарбек и др.) придерживались концепций зап.-европ. вульгарной политич. экономии (в особенности Ж. Б. Сея). Нек-рое влияние на экономии, мысль П. оказывали в этот период взгляды физиократов. В 30-50-х гг. 19 в. польск. экономисты отошли от разработки теоретич. проблем; преобладающим стал подход к экономич. и социальным вопросам с точки зрения нужд политич. практики. Большинство экономистов выступало за всемерное поощрение развития капиталистич. отношений. В это время получила распространение критика капитализма с позиций уто-пич. социализма и революционного демократизма (С. Ворцелъ, X. Каменъский). В 60-х гг. на польск. землях, входивших в состав России, на короткое время оживилась работа учёных в области экономич. теории, проводившаяся гл. обр. в высших уч. заведениях (в особенности - в Главной школе в Варшаве); с кон. 60-х гг. центром теоретич. исследований стала Галиция. Со 2-й пол. 70-х гг. заметное влияние на экономическую мысль П. оказывала органическая школа. Польские экономисты, работавшие в Галиции, придерживались взглядов исторической школы и австрийской школы бурж. политич. экономии. В 80-90-е гг. распространяется марксистская экономическая мысль; большой вклад в её развитие внесли С. Крусиньский, Л. Кшивицкий, Ю. Мархлевский, Р. Люксембург. К этому же периоду относится начало деятельности Э. Абрамовского, развивавшего идеи "кооперативного социализма". Историки бурж.-либерального направления (Т. Корзон, А. Павиньский и др.) положили начало исследованию экономич. истории феод. П. С нач. 20 в. в бурж. экономич. мысли П. усиливается влияние реформизма.

Период между двумя мировыми войнами характерен застоем в развитии бурж. экономич. науки. Польск. экономисты старшего поколения продолжали придерживаться концепций историч. и австрийской школ, молодые экономисты всё более тяготели к математической школе. В 30-е гг. определённое влияние на польск. экономистов оказывало кейн-сианство. В 20-30-е гг. представители марксистской экономич. мысли сосредоточили осн. внимание на исследовании агр. вопроса и особенностей польск. капитализма. Значит. вклад в развитие марксистской экономич. мысли в этот период внесли Е. Рынг, М. Кошутская, А. Барский, Ф. Федлер, Г. Валецкий, Г. Бранд.

Победа народно-демократич. строя создала условия для всестороннего развития марксистской экономич. науки. Экономич. исследования направлены на решение коренных вопросов социалистич. строительства. Польск. учёные вносят значит, вклад в разработку методологии политич. экономии (О. Ланге), проблем политич. экономии социализма (И. Пае-стка, М. Калецкий), истории экономич. учений (Э. Липиньский, С. Журавицкий), политич. экономии капитализма (Я. Гурский), экономики с. х-ва (X. Холай), статистики (С. Шульц), демографии (Э. Россет) и др.

С целью координации экономич. исследований при Польск. АН создан К-т эко-помич. наук. Гл. центры экономич. исследований: Ин-т экономики с. х-ва, Ин-т экономич. исследований комиссии по планированию при Сов. Мин. ПНР, экономич. ф-ты ун-тов, высшие экономич. школы, Высшая школа обществ, наук при ЦК ПОРП. Подготовка экономистов осуществляется на экономич. ф-тах ун-тов и в высших экономич. школах. Польск. экономистов объединяет Польск. экономич. об-во, являющееся членом Между-нар. экономич. ассоциации. Осн. перио-дич. издания: ч Ekonomista" (с 1900), "Gospodarka planowa" (с 1946), "Zycie gospodarcze" (с 1945), "Z prac zakladu nauk ekonomicznych PAN" (c 1954), "Zeszyty naukowe Wyzszej szkoly ekono-micznej w Krakowie" (c 1957).

Е. М. Найдёнова.

Юридическая наука. Преобладающей областью правоведения в средние века было каноническое право, в изучении которого сильно было влияние итальянской науки (прежде всего болонской школы глоссаторов). Рост юридич. культуры в П. 14 в. выразился в проведении кодификации (напр., уставы Казимира III 1346-47) как одного из средств централизации гос-ва. В Ягеллонском ун-те в Кракове изучалось гл. обр. рим. право (5 кафедр рим. права, 3 - канонического). Наиболее известными учёными 14 в. были Станислав из Скарби-межа и Павел Влодковиц, развившие ряд прогрессивных положений права войны.

В эпоху Возрождения правовая наука стала светской, хотя в ун-тах изучение канонистики сохранялось. Большое внимание уделялось систематизации отечеств, права на основе римского права (труды Я. Лаского, Я. Пшилуского и др.), изучалось городское право (Б. Гро-ицкий). В области правовой и политич. мысли работали такие известные учёные, как Я. Остророг, А. Моджевский, сформулировавший принцип равенства всех перед законом, С. Оржеховский, идеолог дворянской демократии.

В нач. 18 в. сложились планы реформы права и гос. строя (С. Карвицкий, С. Щука, Я. С. Яблоновский, позднее С. Лещиньский, Ш. Конарский). В мае 1791 была принята конституция и ряд др. правовых актов. В трудах С. Сташица, Е. Замойского и др. провозглашались концепции союза дворян и мещан против магнатов, однако позитивные предложения носили компромиссный характер. Большое внимание уделялось упорядочению правового положения отдельных слоев населения и сословий (Г. В. Ленгних, В. Скшетуский, Т. Островский). Попытки кодификации суд. права (кодекс А. Замойского, 1778; кодекс Станислава Августа, 1791) не увенчались успехом. Ведущим течением этого периода была доктрина естественного права в сочетании с учением физиократов (X. Стройновский и Г. Коллонтай).

В 19 в. в правовой науке укрепились концепции исторической школы права. Многие работы были посвящены истории польск. гос-ва и права (И. Лелевель, Я. В. Бандтке, В. А. Мацеёвский, Р. Ху-бе). Во 2-й пол. 19 в. изучение вопросов происхождения польск. гос-ва, его общественно-политич. строя продолжали Ф. Пекосиньский, О. Бальцер, С. Кут-шеба; историей суд. права занимался П. Домбковский, католического права -Б. Уляновский, В. Абрахам. В целом в этот период развитие юридич. науки тормозилось отсутствием нац. государственности .

В кон. 19 - нач. 20 вв. наиболее значительны труды по гражд. и рим. праву С. Врублевского, а в области уголовно-правовой науки - Ю. Макаревича; широкую известность приобрели труды

Л. Гумпловича (проф. ун-та в Граце) попроблемам гос. и адм. права.

В 20-30-х гг. 20 в. в области гражданского права работали Я. Гвяздомор-ский, К. Пщибыловский, Я. Васильков-ский, по гражд. процессу - Ф. Ферих, в науке уголовного права известны работы В. Маковского, В. Вольтера, А. Могиль-ницкого и С. Сливиньского, в криминологии и криминалистике - В. Врублевского, В. Сьвиды, Ф. Боссовского, С. Батавии; по гос. праву - А. Перетятковича, по международному публичному праву -А. Эрлиха, по адм. праву - В. Л. Яворского. Для многих работ характерны идеи позитивизма и "возрождённого" естественного права. В П. в этот период работал крупный юрист 20 в. Л. Петражицкий, основатель т. н. психологической школы права.

На новых идеологич. основах развивается юридич. наука после установления нар. власти. В ПНР завершился процесс формирования марксистских правовых наук. В 1956 был создан Ин-т правовых наук Польск. АН, образованы новые правовые кафедры в ун-тах. Углублению марксистской методологии в юридич. науке способствовала работа К. Опалека "Методологические проблемы правовой науки" (1962). Широкое распространение получили: метод сравнит, правоведения, инициатором к-рого явился С. Роз-марин, конкретно-социологич. исследования правовых проблем (напр., коллективный труд, посвящённый анали