БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201договору 1720 закреплён за Австрией. С 1735 по 1860 Сицилией правили неаполитанские Бурбоны (см. Сицилии обеих Королевство). В период наполеоновского господства в Италии о. С. являлся местопребыванием неаполитанского короля Фердинанда IV (в 1799-1802, 1806-1814). В 1812 король вынужден был провозгласить конституцию (по образцу английской), отменённую им в 1816. В 19 в. о. С.- один из важнейших в Италии центров революц. движения, арена бурж. революций 1820 и 1848. В 1860 нар. восстание на о. С. поддержал Дж. Гарибальди со своей "Тысячей", в результате чего остров был освобождён от власти Бурбонов и в 1861 вошёл в состав объединённого Итал. королевства.

"Охотничья сцена". Мозаика древнеримской виллы а Пьяцца-Армерина. 4 в.

В конце 19 в. на о. С. происходили крупные восстания с.-х. пролетариата и крестьянской бедноты. Во время 2-й мировой войны 1939-45 С. явилась плацдармом для наступления союзных войск на Апеннинском п-ове (см. Сицилийская операция 1943). Экономика С. до сих пор сохраняет отсталый аграрный характер, отягчённый феод. пережитками. С этим в большой мере связано существование на о. С. бандитской орг-ции мафии. В 1947 С. получила областную автономию. После 2-й мировой войны усилилось крестьянское, рабочее и общедемократич. движение, растёт влияние компартии.

С. была одним из крупнейших центров др.-греч. иск-ва. Наиболее значительны руины проникнутых суровым величием дорич. храмов в Агридженто (6-5 вв. до н. э., илл. см. т. 7, табл. XXVI, стр. 288-289), Сегесте (2-я пол. 5 в. до н. э., илл. см. там же), Селинунте (6-5 вв. до н. э., илл. см. там же). Среди памятников др.-рим. иск-ва выделяются мозаики, найденные на рим. вилле в Пьяцца-Армерина (4 в.). Самобытная художественная школа сложилась в 12 в., когда византийские и местные мастера создавали постройки, сочетающие романские, визант. и мавританские черты и украшенные мозаиками [собор в Чефалу, с 1131; Палаццо Реале с капеллой Палатина (11-12 вв.) и церковь Марторана (1143) в Палермо; собор в Монреале, 1174-89]. В период кватроченто в С. работал Антонелло да Мессина. Особой напряжённостью, нередко причудливостью форм отмечено в С. зодчество барокко (в 17 в.- постройки Г. Гварини в Мессине; в 18 в.- многочисл. иезуитские церкви). Иск-во С. 19-20 вв., выдвинувшее ряд крупных мастеров (архитекторы-классицисты Дж. Б. и Э. Базиле), развивается в общем русле художеств. культуры Италии.

Капелла Палатина в Палермо. 11-12 вв. Интерьер.

Лит.: D e m u s О., The mosaics of norman Sicily, L., [1949]; Bottari S., La cultura figurativa in Sicllia, Messina - Firenze, [1954].

СИША, Сишацюньдао, Парасельские острова, группа коралловых островов и рифов в Южно-Китайском м., к Ю.-В. от о. Хайнань. Рощи кокосовых пальм, залежи гуано. Сезонное рыболовство, добыча жемчуга, кораллов, трепангов и т. д.

СИЭТЛ (Seattle), город на 3. США, на берегу зал. Пьюджет-Саунд, в шт. Вашингтон. 500 тыс. жит. (1974), с пригородами 1,4 млн. жит. Главный экономич. центр и трансп. узел сев. части Тихоокеанского побережья США (т. н. Тихоокеанского Северо-Запада). Конечный пункт нескольких трансконтинентальных магистралей. Через С. проходят осн. связи с Аляской. Занятых в пром-сти -120 тыс. в 1973. Наиболее развита авиаракетная пром-сть; в С. и его пригородах (Рентой, Эверетт, Кент) находятся з-ды "Боинг", производящие пассажирские лайнеры, военные самолёты и ракеты (в т. ч. стратегические). Имеется лесная, деревообр., целлюлозно-бум. пром-сть, консервирование рыбы, фруктов, овощей, судостроение и судоремонт, металлообработка, автосборочные з-ды. База рыболовного флота. Ун-т. С. осн. в 1851.

СКАБАЛАНОВИЧ Николай Афанасьевич (1848-10.11.1918), русский византинист. После защиты магистерской диссертации (1873) занял кафедру общей гражданской истории в Петерб. духовной академии. В 1886-92 редактор "Церковного вестника". Его осн. сочинение - "Византийское государство и церковь в XI в." (1884), в к-ром С., помимо истории политич. борьбы в Византии в 1025-81 (на основе разнообразных греч., лат. и вост. источников), характеризует визант. администрацию, суд, армию, провинц. управление, церковь. Это первая византиноведческая работа со столь широким охватом исследуемых проблем; хотя отдельные стороны общественной жизни Византии в ней рассматриваются изолированно, вне к.-л. системы, эта книга, насыщенная конкретным фактич. материалом, не утратила значения и поныне. С. вслед за В. Г. Василъевским считал наилучшей для Византии формой гос-ва централизованную монархию, опиравшуюся на крест. общину; в соответствии с этим он объяснял упадок Византии в 11 в. отходом пр-ва от этих принципов; С. вскрывает пороки придворной жизни, бюрократич. управления, своекорыстие крупных зем. собственников - всё то, что подготовило воен. поражения империи в 70-х гг. 11 в.

А. П. Каждан.

СКАБИНЫ (позднелат. Scabini), суд. заседатели во Франкском гос-ве. Институт С., назначавшихся т. н. государевыми посланцами и графом, был введён реформой Карла Великого (809) взамен рахинбургов (выборных заседателей на нар. суд. собраниях). Коллегия С. (обычно в числе 7 чел.) - знатоков местных обычаев - давала на суде (к-рый возглавлялся графом или посланцами) советы. Из коллегии С. вырос институт шеффенов (Германия) и эшевенов (Франция).

СКАБИОЗА (Scabiosa), род травянистых растений сем. ворсянковых. Листья супротивные, перистонадрезанные или перисторассечённые, редко цельные. Цветки в головчатых соцветиях, на длинных цветоносах; листочки обёртки травянистые; чашечка двойная; венчик с короткой трубкой и косым отгибом, у краевых цветков увеличенный. Плод - семянка. Ок. 100 видов, в Евразии и Африке, гл. обр. в Средиземноморье. В СССР ок. 30 видов, чаще на Кавказе, в Ср. Азии и на юге Европ. части, а также в Сибири до Д. Востока, на сухих лугах, щебнистых склонах, известняках, реже в светлых лесах. Иногда засоряют посевы. Все С. - хорошие медоносы. В цветоводстве широко используют 2 вида С. (и их сорта): С. кавказскую (S. caucasica) - многолетник с крупными голубыми цветками, и С. тёмно-пурпурную (S. atropurpurea) - однолетник с бархатистыми цветками различной окраски.

СКАВИНА (Skawina), город на Ю. Польши, в Краковском воеводстве, на р. Висла. 18,5 тыс. жит. (1973). Алюминиевый з-д; произ-во огнеупоров, бетонных строит. деталей, пищ. концентратов. ГЭС (500 Мвт).

СКАГЕРРАК (Skagerrak), пролив между сев.-зап. берегом Ютландии и Скандинавским п-овом, западный из проливов, соединяющих Северное м. с Балтийским. Дл. 300 км, шир. 110-130 км. Вдоль фьордовых и шхерных берегов Скандинавского п-ова тянется глубоководный (до 809 м) Норвежский жёлоб, у низменных ютландских берегов - песчаные отмели и банки. В С. наблюдаются два течения: менее солёное поверхностное (скорость 2-4 км/ч), направленное на 3., и более солёное глубинное, направленное на В. Приливы полусуточные, их величина до 0,4 м. Промысел сельди, камбалы. Порты: Осло, Кристиансанн, Арендаль (Норвегия).

СКАГУЭЙ (Skagway), город в США, на Ю.-В. шт. Аляска. 0,7 тыс. жит. (1970). Порт на зал. Линн-Канал. Начальный пункт ж. д. к Уайтхорсу (Канада). Вывоз концентратов цветных металлов и асбеста с рудников сев. Канады. Осн. в 1897 во время "золотой лихорадки" как начальный пункт пути через перевал Уайт-Пасс к золотым приискам в басс. р. Клондайк.

СКАДАРСКОЕ ОЗЕРО, Шкодер (серб.-хорв. Skadarsko jezero, алб. liqeni i Shkodres), озеро в Югославии и Албании. Пл. 356-370 км2 (в зависимости от сезонного изменения уровня); глуб. до 12 м. Вост. и сев. берега низкие, зап. и юго-зап.- гористые. Сток через р. Буна в Адриатическое м. Судоходство. Рыболовство. Близ юго-вост. берега -т. Шкодер (Албания).

СКАДОВСК (до 1961 - пос. гор. типа), город, центр Скадовского р-на Херсонской обл. УССР. Порт на Чёрном м., в 82 км к Ю.-В. от Херсона и в 52 км от ж.-д. ст. Каланчак (на линии Херсон - Джанкой). 18 тыс. жит. (1975). Предприятия пищ. пром-сти, з-д стройматериалов. Климатич. приморский детский курорт. Широкий мелкопесчаный пляж; дом отдыха, детские оздоровит. учреждения. Сезон с мая по октябрь.

СКАДОВСКИЙ Сергей Николаевич [31.8(12.9). 1886, Белозёрка, ныне Херсонской обл.,- 5.2.1962, Москва], советский гидробиолог, создатель эколого-физиологич. направления в гидробиологии, доктор биологич. наук, проф. (1935). Член КПСС с 1948. По окончании Моск. ун-та (1912) работал в лаборатории экспериментальной зоологии при ун-те Шанявского; ученик Н. К. Кольцова и С. А. Зернова. Основал и в 1910 открыл Звенигородскую гидрофизиологич. станцию (ныне биостанция МГУ) для изучения биологии пресных вод, с 1917 -её заведующий. С 1919 сотрудник Ин-та экспериментальной биологии Наркомздрава. С 1920 преподаватель Моск. ун-та, с 1930 зав. кафедрой гидробиологии МГУ. Осн. труды по экологии и физиологии водных организмов. Разрабатывал методы стимуляции полового созревания у рыб, выращивания осетровых рыб в водоёмах с замедленным стоком. Изучал обменные процессы у водных животных и растений. Пр. им. Ленина (1929). Награждён орденом Ленина и медалями.

Лит.: Строганов Н. С., С. Н. Скадовский, "Труды Всесоюзного гидробиологического общества АН СССР", 1962, т. 12, с. 420-28.

СКАЗ, 1) вид литературно-художеств. повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера к-рого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художеств. эффекта С. Речь рассказчика в С. (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-лит. нормы данного времени и может быть ориентирована на просторечие, диалект, проф. речь или представлять сложную комбинацию их с лит. нормой (В. Даль, Н. Лесков, М. Зощенко). Произв. может состоять из С. целиком или С. в нём может сопровождаться авторским введением, послесловием, перебивами. От стилизации С. отличается использованием внелитературных жанровых и речевых форм. Случаи, когда в произв. есть указание на рассказчика, но его слово не противостоит авторскому, не относятся к С. (рассказы И. С. Тургенева). Зарубежное, в частности англо-амер., литературоведение понятием аналогичным С. не пользуется, но по существу рассматривает ту же проблему взаимодействия в одном произв. разных повествоват. позиций("точек зрения"), подчинённых или противостоящих осн. рассказчику ("централизующему сознанию").

2) В сов. фольклористике "С."- термин (так же как и "устный народный рассказ"), обозначающий все жанры устной прозы несказочного характера, включая т. н. "мемораты"-рассказы от первого лица и "фабулаты"-повествования, отделившиеся от участника события, о к-ром рассказывается (предания, легенды, былички и др.). Иногда в этом же значении употребляют термин сказание.

Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л.. 1927; Виноградов В., Проблема сказа в стилистике, в кн.: Поэтика, в. 1, Л., 1926; его же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М., 1963; Чистов К. В., Сказ, в кн.: Литературная энциклопедия, т. 6, М., 1971. А. П. Чудаков, К. В. Чистов (С. в фольклоре).

СКАЗАНИЕ, в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений историч. и легендарного характера. Среди С. различают предания, легенды и др. В древних лит-pax С. именуют прозаич. произведения с историч. и вымышленным содержанием (см. Повести древнерусские). В новой лит-ре С. бывают и стихотворными. Лит. С. в той или иной мере включают в себя традиц. образно-стилевые свойства фольклора. Таковы санскритский "Океан сказаний" Сомадевы, древнерус. "Сказание о граде Китеже", известная разным народам "Александрия", а в новой лит-ре "Сказание о гордом Аггее" В. М. Гаршина, "Дедовы сказанья" Б. В. Шергина и др.

Лит.: Комароввч В. Л., Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд, М.- Л., 1936; Ш а м б и н а г о С., Повести о Мамаевом побоище, СПБ, 1906; Сперанский М. Н., "Сказание об Индейском царстве", "Известия по русскому языку и словесности АН СССР", 1930, т. 3, кн. 2; Прозаические жанры фольклора народов СССР, Минск, 1974; Н е i I f u г t h G., Greverus I. M., Bergbau und Bergmann in der deutschsprachigen Sagenuberlieferung Mitteleuropas, Bd 1, Marburg, 1467.

В. П. Аникин.

"СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ", лит.-публицистич. памятник 16 в., использовавшийся в политич. борьбе за укрепление авторитета велико-княж., а затем царской власти. В основе "Сказания" лежит легенда о происхождении рус. вел. князей от рим. имп. Августа через легендарного Пруса, к-рый, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, а с другой - якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входящая в "С. о к. в.", повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от визант. имп. Константина Мономаха. Время появления обеих этих легенд не установлено. В нач. 16 в. (не позднее 1523) легенды были соединены в "Послании" тверского церк. писателя-публициста Спиридона-Саввы, претендовавшего на престол митрополита всея Руси. На основе "Послания" была составлена 1-я ред. "Сказания". Идеи "Сказания" в дипломатич. спорах использовались при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении рус. вел. князей от Августа была помещена как вступит. статья к Государеву родословцу 1555 и включена в Степенную книгу. 2-я ред. "Сказания" была написана как вступит. статья к "Чину венчания" Ивана IV на царство в 1547.

Лит.: Дмитриева Р. П., Сказание о князьях владимирских, М.- Л., 1955; Зимин А. А., Античные мотивы в русской публицистике конца XV в., в кн.: Феодальная Россия во всемирно-историч. процессе, М.,,1972, с. 128-38. Р.П.Дмитриева.
СКАЗИТЕЛИ, народное название исполнителей-певцов былин и исторических песен, принятое русской наукой. Исполнение эпич. песен зародилось в доисторич. эпоху, входило в репертуар древнерус. скоморохов. В сер. 19 в. П. Н. Рыбников установил факт широкого бытования былин среди крестьян рус. Севера. Иск-во С. включает в себя фольклорно-словесную и муз. стороны и основано на длительной и устойчивой традиции, носителем и продолжателем к-рой выступает отдельный певец. А. М. Астахова выделяет три типа С.: повторяющие предшественников; создающие оригинальные версии сюжетов; импровизаторы, каждый раз по-новому поющие песню. Обучение пению в живом общении, с голоса порождает школы и фамильные династии С. (Рябинины, Крюковы и др.). В большинстве своём С.- непрофессиональные исполнители, крестьяне. В 20 в. иск-во С. постепенно угасает. Понятие "С." применимо и к нерусскому фольклору, являясь в последнем случае синонимом нац. терминов (барды, жирши и т. д.).

Лит.: Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М.- Л., 1966.

Ю. И. Юдин.

СКАЗКА, один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преим. прозаическое художеств. произв. волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. С. называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художеств. эпики С. отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтич. вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает С. связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во мн. С. нашли отражение первобытные обществ. отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для С., сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в С. изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В наст. время одни С. продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из нар. быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В С. народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историч. условиями их жизни. Вместе с тем С. обладают нац. особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими С. свои индивидуальные черты, поэтому большинство С. известно во мн. вариантах.

Можно выделить наиболее характерные группы С., каждая из к-рыхимеет особую морфологич. структуру. С. о животных занимают видное место в фольклоре народов Севера СССР, Сев. Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологич. и магич. характер, приближаясь к нравоучит. басне. Нек-рые из волшебных С. также первоначально были связаны с мифами и имели магич. значение.

Мировое распространение получили волшебные С. о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные С. всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д. Авантюрные С. излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих С. проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и С. об историч. деятелях. Бытовые С. часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. н. докучные С. и др. Нар. сказкам посв. большая исследовательская лит-pa. Представители мифологич. теории в фольклористике изучали С. как "осколок древнего мифа". Компаративисты (см. Компаративизм) интересовались гл. обр. совпадением сюжетных схем или отд. мотивов в С. разных народов и пытались установить пути распространения С. Сторонники антропологич. школы создали теорию о единой бытовой и психология, основе самозарождения сказочных сюжетов. Сов. фольклористика, изучая С., опирается на теорию марксизма-ленинизма, на работы революц. демократов, М. Горького о нар. творчестве. Сов. учёными многое сделано в изучении взаимоотношения индивидуального и коллективного начала в С. Лучшие сб-ки С. разных народов вошли в сокровищницу мировой лит-ры. Таковы сб-ки вост. С. "Тысяча и одна ночь", инд. "Панчатантра", нем. С. братьев В. и Я. Гримм, сб. рус. С., составленный А. Н. Афанасьевым. В сов. время опубл. многочисл. сб-ки С. народов СССР. С. постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих лит. С. Таковы сказки А. С. Пушкина, X. К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро, в сов. лит-ре -А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, пьесы-сказки Е. Л. Шварца и др. Примером сатирич. использования возможностей С. являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. К образам и сюжетам С. обращаются художники и композиторы. Илл. см. на вклейке к стр. 449.

Спрасочник и: Андреев Н. П., Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, Л.,192.9; Motif-index of folkliterature by Stith Thompson, v. 1 - 6, Bloomington (Ind.), [1955 - 58]; Bolte J. und P о 1 i v k a G., Anmerkungen zu den Kinder -und Hausmarchen der Briider Grimm, Bd1 - 5, Lpz., 1913 - 32; The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne's Verzeichnis der Marchentypen, translated and enlarged by Stith Thompson,2 ed. rev., Hels., 1961.

Лит.: Азадовский М. К., Русская сказка. Избр. мастера, т. 1 - 2, М. -Л., [19321; Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. -Л., 1938; М е л е т и н с к и й Е. М., Герой волшебной сказки. Происхождение образа, М., 1958; Померанцева Э. В., Судьбы русской сказки, М., 1965; П р о п п В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969; его же, Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974; L п t h i Max, Магchen, 2 Aufl., Stuttg., 1964; Thompson S., The folktale, N. Y., 1946. Э. В. Померанцева.

"СКАЗКИ", разновидность делопроизводственных документов в России 17-18 вв.: записи устных показаний несудебного характера в гос. учреждениях (отчёты должностных лиц о выполнении отд. служебных поручений, сообщения купцов о торгах и промыслах и т. д.). В гражд. судопроизводстве существовали ставочные, или строчные, "С." (подписки ответчиков с указанием желаемого срока разбора дела), пересрочные, или полюбовные, "С." (совместные подписки истцов и ответчиков о прекращении дела). В 18 в. появляются ревизские сказки.

СКАЗКИН Сергей Данилович [7(19).10. 1890, Новочеркасск,- 14.4.1973, Москва], советский историк, акад. АН СССР (1958), действит. чл. АПН СССР (1947), Герой Социалистич. Труда (1970). В 1915 окончил Моск. ун-т. С 1920 преподавал в МГУ, с 1949 возглавлял кафедру истории ср. веков МГУ и с 1962 -сектор истории ср. веков Ин-та истории АН СССР (с 1968 -Ип-та всеобщей истории АН СССР). Осн. труды гл. обр. по проблемам ср.-век. истории (агр. отношения, история крестьянства в Зап. Европе, особенно во Франции 16-18 вв.; еретические движения; абсолютизм; Возрождение и др.), имеются работы и по новой истории зап.-европ. стран и истории международных отношений. Автор и редактор учебников для вузов по истории ср. веков, автор глав в коллективных трудах "История дипломатии" (т. 1, 1941; 2 изд., т. 1, 1959), "Всемирная история" (т. 3, 1957; т. 4, 1958), "История Франции" (т. 1, 1972). Гос. пр. СССР (1942). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века, М., 1968; Избр. труды по истории, М., 1973 (список трудов С.); Конец австро-русско-германского союза 1879 - 1885, М., 1974.

Лит.: Гутнова Е. В., С. Д. Сказкнн, М., 1967; Гутнова Е. В., Чистозвонов А. Н., Академик С. Д. Сказкин..., в кн.: Европа в средние века..., М., 1972. Е. В. Гутнова.

С. Д. Сказкнн.

СКАЗОЧНИКИ, рассказчики сказок, владеющие большим или меньшим сказочным репертуаром. Рассказывая традиц. сказку, С. вносят в неё новые черты, меняют её в зависимости от степени одарённости, своих вкусов, запросов аудитории. С. отличаются друг от друга составом репертуара, идейной направленностью творчества, языком сказок, манерой сказывания. Большую роль в формировании сказок у всех народов сыграли профессиональные С. Наиболее известным С. в России 19 в. был самарский сказочник Абрам Новопольцев. Среди сов. С. выделяются А. К. Барышникова (Куприяниха), А. Н. Королькова и др.

Лит.: Бродский Н. Л., Следы профессиональных сказочников в русских сказках, "Этнографическое обозрение", 1904, № 2; Азадовский М. К., Русские сказочники, в кн.: Русская сказка, т. 1, М., 1932; Королькова А. Н., Русские народные сказки. [Записи Э. В. Померанцевой и др.], М., 1969.

СКАЗУЕМОЕ, один из двух главных членов двусоставного предложения; соотносится с подлежащим. Является центр. элементом группы (состава) С., к-рый объединяет С. и зависимые от него члены предложения - дополнения и обстоятельства. Отношения, связывающие подлежащее и С., наз. предикативными, причём С.- носитель предикативности - осн. свойства предложения, отличающего эту единицу языка от слова и словосочетания: свёртывание предложения к С. не затрагивает функции целого (напр., "Ветер дует"->"Дует"). С. тем самым составляет функциональный минимум предложения. Поэтому именно в С. выражаются грамматич. категории, характеризующие предложение в целом (время, модальность). Центральность С. обусловлена тем, что оно в общем случае выражает сообщаемое. Будучи коммуникативным ядром предложения, С. в то же время формально зависит от подлежащего, согласуясь с ним в роде, числе и лице (формы зависимости определяются строем конкрет