БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ены от бруцеллёза. Продолжают регистрироваться чума свиней - 31 неблагополучный пункт (здесь и ниже 1972), болезнь Ньюкасла - 235, туберкулёз - 236, микоплазмоз - 179, холера птиц - 184, бешенство, рожа свиней, гельминтозы и нек-рые др.

Руководит вет. службой Гл. управление ветеринарии Мин-ва с. х-ва. Н.-и. работу ведёт Ин-т ветеринарии в Пула-вах, имеющий ряд филиалов. Ин-т контролирует и выпускает нек-рые спец. биопрепараты, а также осуществляет науч. руководство над учреждениями вет.-сан. гигиены. Вет. ф-ты имеются в Люблине, Ольштыне, Варшаве и Вроцлаве; выпускают ежегодно более 250 вет. врачей. В 1973 работали 6600 вет. врачей.

С. И. Картушин.

X. Народное образование

Первые школы с преподаванием на лат. яз. возникли в П. в 10-11 вв. при монастырях и церквах. В 13-14 вв. появляются гор. школы с преподаванием на польск. яз. Подъём нар. образования и приобретение им более светского характера связаны с эпохой Возрождения и Реформацией. Особое значение имела в этот период деятельность Ягеллонского ун-та в Кракове (см. Краковский университет), ставшего одним из очагов гуманизма в Зап. Европе. К этому же времени относится и развитие братских школ. Вплоть до 18 в. в польск. школе господствовал орден иезуитов, сообщавший обучению догматич. и схоластич. характер. В 1773 школы перешли в ведение Эдука-ционной комиссии (существовала до 1794), к-рая провела в 1773-75 реформу образования, придав ему светский характер и утвердив преподавание на польск. яз. Разделы П. тяжело отразились на состоянии образования. На терр., отошедшей к царской России, уменьшилось число нач. школ, гл. обр. в деревне, с 1869 обучение велось на рус. яз. (польский сохранялся только в частных школах). На терр., отошедшей к Австрии, в нач. 19 в. почти все школы были немецкими. Подобная же политика проводилась и Пруссией. После восстания 1830-31 царскими властями было упразднено ведомство просвещения, взамен к-poro был создан Варшавский учебный округ, подчинённый обще-росс. мин-ву. Однако передовые слои польск. общества нелегально организовывали польск. школы и даже ун-т (т. н. "летучий ун-т"), были созданы различные просветительные орг-ции. После образования в 1918 польск. бурж. гос-ва польск. школы и ун-ты были восстановлены, но нар. образование долгое время было на низком уровне. В 1931 22,6% населения старше 7 лет было неграмотным, в т. ч. мужчин 17,7%, женщин 27,1%, св. 1 млн. детей школьного возраста не были охвачены школой. В период нем.-фаш. оккупации произошло почти полное уничтожение польск. школы, но учителя-патриоты под руководством тайной учительской орг-ции нелегально продолжали обучение детей и молодёжи.

После освобождения П. Сов. Армией от нем.-фаш. захватчиков и образования польск. гос-ва нар. демократии была создана единая гос. школьная система, отвечающая интересам народа, коренным образом изменились цели и задачи обучения. Совр. система нар. образования построена на основе "Закона о развитии системы просвещения и воспитания в Народной Польше" (1961). Для детей от 3 до 7 лет существует сеть детских садов. В 1973 в 30,2 тыс. детских садов воспитывалось 1026 тыс. детей (св. 40% детей дошкольного возраста). В возрасте 7 лет дети поступают в обязат. основную 8-летнюю школу, на базе к-рой строятся общеобразоват. лицей и все типы проф. уч. заведений. Средняя общеобразоват. школа (лицей) - 4-летняя, даёт право поступления в вуз. На базе осн. школы работают 2-3-летние низшие проф. школы, готовящие квалифицированных рабочих для различных отраслей нар. х-ва, и 4-5-летние ср. проф. школы (техникумы и проф. лицеи). В 1973/74 уч. г. в 20,2 тыс. основных школ обучалось 4778,6 тыс. уч-ся, в 1,2 тыс. общеобразоват. лицеев - 639,1 тыс. уч-ся, в проф. уч. заведениях всех видов - 1,9 млн. уч-ся. В 1973 сейм ПНР принял постановление о перестройке системы нар. образования и о переходе к всеобщему 10-летнему ср. образованию на базе единых для всей страны программ.

Высшее образование студенты получают в ун-тах, старейшие из к-рых Ягел-лонский ун-т и Варшавский университет, политехнических ин-тах, высших с.-х., экономич., педагогич. школах, мед. академиях и др. Обучение в вузах от 4 до до 6 лет. В 1972/73 уч. г. в 88 вузах обучалось 361,1 тыс. студентов.

Крупнейшие библиотеки: Б-ка Ягел-лонского ун-та (осн. в 1364; св. 1,2 млн. единиц хранения), Нац. б-ка в Варшаве (1928; 2,7 млн. единиц хранения), Б-ка Варшавского ун-та (1817; ок. 1,7 млн. единиц хранения), Б-ка Познанского ун-та (1902; ок. 1,5 млн. единиц хранения) и др. Крупнейшие музеи: Нац. музеи и Историч. музеи в Варшаве и Кракове, Музеи В. И. Ленина в Варшаве, Кракове и Поронине, Музеи Ф. Шопена в Варшаве и Желязова-Воле и др. А. К. Савина.

XI. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Развитие естественных и технических наук до 1795. Зарождение естеств. наук в П. относят к 13 в., когда в Зап. Европе стали известны первые учёные-поляки: Бенедикт Поляк, совершивший в 1245-47 в составе миссии Дж. Карпини путешествие в Каракорум; Франко Поляк, автор трактата об астрономич. инструменте tor-quetum, и др. Лат. язык (офиц. язык в П. после принятия христианства) способствовал общению образованных людей П. с учёными Италии, Франции и др. стран Зап. Европы, а также знакомству с науч. лит-рой. Поляки учились в ун-тах Падуи, Болоньи, Парижа, в мед. школе Монпелье. Видным учёным 13 в. был Витело из Силезии, многотомный труд к-рого по геометрич. и физиологич. оптике обошёл в списках всю Европу, а в 16 в. был напечатан. На него ссылались учёные эпохи Возрождения, а И.Кеплер одну из своих работ назвал "Дополнения к Виттело".

В 1364 открылся Ягеллонский ун-т в Кракове, с деятельностью к-рого связано дальнейшее развитие естествознания в П. Ун-т обладал внутр. автономией. Он был единственным уч. заведением Европы, где в 15 в. излагались в неискажённой форме физич. взгляды Ж. Буридана, находившиеся в противоречии с учением Аристотеля. Во 2-й пол. 15 в. в Ягеллон-ском ун-те благодаря деятельности Марцина Круля и его учеников Яна из Гло-гува, Марцина Былицы, Войцеха Бруд-зевского возникла математико-астроно-мич. школа, к-рая приобрела европ. славу и привлекала студентов из-за границы.

2-я пол. 15 - нач. 16 вв.- период Возрождения в П. Распространялось книгопечатание (первая книга издана в 1474). В естественнонауч. изысканиях происходил поворот к эмпирич. наблюдениям и анализу, исследования освобождались от диктата аристотелевских и схоластич. традиций. Крупнейшим деятелем науки Возрождения был Н. Коперник, создатель гелиоцентрич. системы мира, подрывавшей религ. мировоззрение и ставшей одной из основ науч. революции 16-17 вв. Коперник был тесно связан с польск. науч. кругами, особенно с учёными Кракова. Единств, ун-том, в к-ром во 2-й пол. 16 в. читались лекции о его учении, был Ягеллонский. Развивались и др. естеств. науки. Матвей из Мехова в "Трактате о двух Сарматиях" (1517) привёл обширные данные по географии Вост. Европы. Проводились многочисл. картографич. работы; Б. Ваповским была составлена большая карта П. (1526). Европ. известность снискали трактаты алхимика М. Сендзивуя. В области медицины выделялись Ю. Струсь, автор книги о пульсе и его значении для диагностики, а также врач Стефана Батория В. Очко, написавший труды по бальнеологии и венерологии. Были составлены многочисл. гербарии (Я. Станко, Марцин из Ужендова, Ш. Сыреньский). В 1588 издан первый труд по земледелию: "Хозяйство" А. Гостомского. В 1566 вышла "Геометрия, или Измерительная наука" С. Гжепского. Технич. науки находились ещё в зародыше, хотя стр-во укреплений, каналов, водопроводов и мельниц, а также горное дело и металлургия были на относительно высоком уровне.

С кон. 16 в. развитие польск. науки замедлилось. Контрреформация и последовавший за ней период феод, реакции затрудняли науч. деятельность, продолжавшуюся только в отдельных центрах. В Кракове работали С. Пудловский, предложивший использовать длину секундного маятника в качестве единицы измерения длины; математик и астроном Я. Брожек, последователь Коперника, подвергавшийся преследованиям иезуитов, автор работ по теории чисел; С. Петрици, проводивший мед. исследования. Естеств. наукам уделялось внимание в школе Польских братьев в Ракуве (1603-38), одним из ректоров к-рой был математик Я. Стегман, автор книги "Обучение математике" (1630), и в школе Чешских братьев в Лешно, существовавшей до 1655, где вместе с Я. А. Коменским работал Я. Йонстон, оставивший труды по мн. вопросам естествознания и медицины. В Гданьске вёл наблюдения наиболее известный польск. учёный 17 в. астроном Я. Гевелий. В Варшаве при дворе короля Владислава IV работали физики В. Маньи и Т. Боратини, а при дворе Яна Собеско-го - математик и механик А. Кохань-ский. Выходили труды по воен. технике: по фортификации А. Фрейтага (1631), по артиллерии К. Семеновича (Семена-вичюса), описавшего нек-рые конструкции ракет (1650), технич. учебник С. Сольского "Архитектор польский" (1690). В 1-й пол. 18 в. науч. деятельность продолжалась гл. обр. в Гданьске. Здесь в 1743 образовалось первое в П. науч. об-во исследователей природы.

С сер. 18 в. началось возрождение духовной культуры П., проходившее под знаком эпохи Просвещения. В Варшаве С. Конарским было осн. (1740) уч. заведение нового типа Collegium Nobilium, положившее начало реформе системы образования в П. (в 1752 при нём был организован первый в П. физич. кабинет); в 1747 открылась первая нац. библиотека - Б-ка Залуских (ок. 30 тыс. книг, 10 тыс. рукописей, собрание геогр. карт); в 1765 осн. Рыцарская школа - первая польская воен. академия. В 1773 создана Эдукационная комиссия, продолжившая реформы в области образования. Были реорганизованы ун-ты в Кракове (Г. Кол-лонтай) и Вильнюсе (М. Почобут-Одланицкий). В Кракове основаны ботанич. сад, физич. и химич. лаборатории; Я. Сня-децким создана обсерватория (1792), усилиями видных врачей Е. Бадурского и Р. Червяковского поднят уровень преподавания медицины; развивалась прикладная химия (Я. Яськевич). Были основаны астрономич. обсерватории в Вильнюсе (1753) и Познани (1765). Выходили многочисл. науч. и науч.-популярные издания по точным и естественным наукам и технике, напр, книги Я. Осиньского по физике и технике. К. Клюк издал многотомные труды по ботанике, зоологии, минералогии. К кон. 18 в. было преодолено отставание П. в области науки и заложены основы её дальнейшего развития.

Развитие естественных и технических наук в 1795-1918. Потеря П. в 1795 гос. самостоятельности привела к значит, ухудшению условий науч. деятельности. Но, несмотря на политич. и нац. гнёт и недостаток науч. учреждений, польск. наука продолжала развиваться в традициях эпохи Просвещения. Условия науч. деятельности на землях, находившихся под властью России, Австрии и Пруссии, были разными. В первое 30-летие 19 в. они были наиболее благоприятными в части, находившейся под властью России, где осн. науч. центрами стали Вильно (Вильнюс) и Варшава. В Виленском ун-те, а также в осн. в 1805 Кшеменецком лицее велись исследования в области точных, естеств. и мед. наук. В ун-те работали: братья Снядецкие, Ян - астроном, математик, чл.-корр. Петерб. АН, и Енджей (Андрей) - химик, биолог и врач; ботаник С. Юндзил, анатом Л. Боянус, врач И. Франк и др. В 1805 осн. Виленское об-во врачей, первое польск. специали-зиров. науч. об-во. С 1800 работало Варшавское об-во друзей науки, положившее начало коллективной науч. работе; пред, об-ва в 1808-26 был С. Сташиц, автор труда "О геологическом строении Карпат..." (1815), основатель Горного ин-та в Кельце (1816). В 1816 осн. ун-т в Варшаве, при к-ром в 1818 организованы зоологич. кабинет и ботанич. сад. В 1816 был создан Агрономич. ин-т в Марымонице под Варшавой, первое высшее с.-х. уч. заведение. В Кракове работали хирурги Л. Берковский, геолог Л. Цейшнер; в 1816 осн. науч. об-во. После подавления Польского восстания 1830-31 и революц. выступлений 40-х гг. были закрыты ун-ты в Варшаве и Вильнюсе, Кшеменецкий лицей, распущено Варшавское об-во друзей науки, Ягеллонский ун-т подвергся германизации, многие учёные эмигрировали. За границей работали математик Ю. Вроньский, химик Ф. Вальтер. Путешественник П. Стшелецкий исследовал горы Австралии, геолог И. Домейко работал в Чили, инженер-строитель Э. Малиновский -в Перу. Во Львове жил И. Лукасевич, выделивший в 1852 керосин из нефти, а в 1853 сконструировавший керосиновую лампу. В Познани науч. деятельность началась в 30-е гг. 19 в.; в 1857 осн. Познанское об-во друзей науки.

В наступивший после 1860 период либерализации в Варшаве было открыто высшее учебное заведение - Главная школа (1862), где работали биологи В. Та-чановский, Б. Дыбовский, X. Хойер, химик Я. Натансон, врачи - обществ. деятели Ю. Миановский, В. Шокальский, Т. Халубиньский и др. В 1869 Гл. школа была превращена в рус. ун-т, и науч. деятельность протекала в орг-циях, создаваемых общественностью. В 1875 был осн. Музей пром-сти и с. х-ва, при к-ром организовывались н.-и. и практич. лаборатории, читались лекции. В 1881 для помощи учёным создана Касса им. Миановского, которая до образования в 1907 Варшавского науч. об-ва была одним из главных науч. центров П. В связи с отсутствием польск. высшего уч. заведения предпринимались различные попытки организации образования. С 1882 существовали тайные курсы самообразования, превратившиеся в 1885 в нелегальную прогрессивную школу, т. н. -"летучий ун-т", к-рая стала легальным Об-вом науч. курсов только в 1905-06. В 1895 открыта технич. школа Вавельберга и Ротванда. Издавались науч. журналы: "Prace matematyczno-fizyczne" (с 1888), "Nowosci matematyczпе" (с 1897) и др. С 1898 выходил "Справочник для самообразования".

В 70-х гг. значит. развитие получили науки в Галиции с науч: центрами в Кракове и Львове, ун-ты к-рых были полонизированы, как и Львовская технич. академия (осн. в 1844, реорганизована в 1877 в Политехнич. школу, с 1921 - Политех-нич. ун-т). С 1856 действовала с.-х. школа в Дуолянах (с 1872 - Высшая с.-х. школа, с 1900 - с.-х. академия). В 1873 Краковское науч. об-во превратилось в Академию знаний (Akademia Umiejetnosci) в Кракове (с 1919 наз. Польская академия знаний).

В кон. 19 - нач. 20 вв. польск. наука развивалась в тесном контакте с европейской. Мировую известность получили пионеры физики низких темп-р 3. Врублев-ский и К. Ольшевский из Ягеллонского ун-та, дважды лауреат Нобелев. премии М. Склодовская-Кюри, работавшая во Франции, автор основополагающих работ по статистич. физике М. Смолуховский из Львовского ун-та. Значительны работы химиков С. Костанецкого, профессора ун-та в Берне, и его ученика К. Фун-ка, Л. П. Мархлевского из Кракова, М. Ненцкого, работавшего в Петербурге; астронома М. Рудзкого, директора обсерватории в Кракове. Биологич. науч. школы сформировались в Варшаве (ботаник Э. Страсбургер, зоолог Ю. Нус-баум-Хилярович), Кракове (физиолог Н. Цыбульский, ботаники Э. Годлевский, М. Рациборский); медицинские -в Кракове (Ю. Детль), Варшаве (Т. Халубиньский), Львове (Л. Рыдыгер, Э. Бернацкий). Во Львове работал геолог-нефтяник Р. Зубер; в 1877-1911 выпущен "Геологический атлас Галиции". Технич. науки развивались во Львове (М. Тулье, И. Мосьцицкий, Ю. Охоро-вич); многие учёные работали за пределами П.- в России (Ф. Ясиньский,

С. Кербедз, А. Пшеницкий, С. Джевецкий), Швейцарии (Г. Нарутович), Великобритании (К. Прушиньский). Польск. учёные участвовали в исследованиях Вост. Сибири (Я. Черский, Б. Дыбовский), Кавказа, Ср. Азии, Памира и сев. Тибета, Юж. Америки, Микронезии, Африки, Антарктики.

Развитие науки в буржуазной Польше. Несмотря на экономич. трудности и недостаточное внимание со стороны бурж. государства, развитие науки продолжалось. Главными центрами науч. деятельности были высшие уч. заведения -ун-ты в Варшаве, Кракове, Познани (осн. в 1919) и Львове, Горно-металлургич. академия (осн. в 1919) в Кракове. Академия знаний в Кракове возглавляла работу науч/ об-в и представляла польск. науку за границей.

Мировую известность получили львов-ская и варшавская математич. школы. Во Львове работали X. Штейнхауз, С. Банах, один из основателей функционального анализа, С. Мазур, Ю. Шаудер, В. Орлич и др., издавался журн. "Studia Mathematika". В Варшаве исследования в области теории множеств и топологии вели В. Серпиньский, С. Мазуркевич, 3. Янишевский, К. Куратовский, С. Сакс, К. Борсук и др.; выходил журн. "Funda-menta Mathematicae". С деятельностью этих учёных была связана и варшавская школа математич. логики (Я. Лукасевич, С. Лесневский, А. Тарский). Серьёзные работы по астрономии велись в Краковской обсерватории, возглавлявшейся Т. Банахевичем. Физика, гл. обр. оптика и теоретич. физика, развивалась в Варшаве, Кракове, Львове и Познани. М. Вольфке в 1920 высказал идею голографии, С. Пеньковский работал в области люминесценции, А. Яблоньский - молекулярной оптики, Ч. Бялобжеский -теоретич. физики и астрофизики, В. Ру-бинович - квантовой теории. В 1920 создано польск. физич. об-во. Исследования по химии велись в Варшаве, Кракове и Львове (В. Свентославский - термохимия, М. Центнершвер - хим. кинетика, К. Дзевоньский - красители, Б. Шишковский - поверхностные явления и др.). Проводились работы по общей физич. географии, картографии, геоморфологии и климатологии (Э. Ромер, С. Ленцевич и др.), герлогич. исследования р-на Карпат (В. Гётель, К. Толвинь-ский и др.); был открыт Прибугский угольный бассейн (Я. Самсонович). Среди биологич. наук разрабатывались паразитология (К. Яницкий), биохимия (Л. Мархлевский, Я. Парнас), ботаника, фитоценология (Ю. Пачоский), зоология, гидробиология, изучались вопросы охраны природы (В. Шафер); развивались с.-х. науки (Ю. Микуловский-Помор-ский). В области микробиологии работали Л. Хиршфельд, один из основателей учения о группах крови, Р. Вейгель, открывший прививку против тифа. Были организованы науч. центры по терапии, педиатрии, хирургии, неврологии, психиатрии. Несмотря на пром. отсталость П., развивались технич. науки: теория упругости (М. Хубер), теория сварки (С. Брыла), горное дело (В. Будрык), радиотехника (Я. Грошковский), аэродинамика (Ч. Витошиньский) и.др. В 1920 осн. Академия технич. наук в Варшаве (первый президент Г. Нарутович), организовывались н.-и. ин-ты - аэродинамич. (1927), радиотехнич. (1928), радиевый (1932), химич. (1928) и др.

В период нем.-фаш. оккупации (1939-1944) высшие учебные заведения были закрыты, исследовательская деятельность запрещена, научные учреждения разрушены (из 603 науч. лабораторий, действовавших в 1939, полностью уничтожено 357, неповреждёнными остались только 3), погибло ок. 40% (в некоторых отраслях св. 50%) науч. работников. Несмотря на преследования и массовые убийства учёных, в подполье продолжалась науч. жизнь, действовали тайные высшие уч. заведения (в Варшаве, Кракове и др.).

Естественные и технические науки в народной П. С первых дней народной П. началось восстановление разрушенных и создание новых высших уч. заведений и науч. учреждений. Уже в 1946 их было больше, чем в 1939. В 1946-48 организовывались центр, конструкторские и проектные бюро, с 1949-50 - отраслевые н.-и. ин-ты. В 1951 состоялся 1-й конгресс польск. науки. В 1952 осн. Польская АН. Интенсивно развивались различные отрасли естеств. и технич. наук.

Среди точных наук наибольшие достижения имеет математика благодаря трудам таких крупных учёных, как В. Серпиньский, К. Куратовский, С. Мазур, В. Орлич, Р. Сикорский, С. Лоясе-вич, Я. Микусиньский, X. Штейнхауз, К. Урбаник, Т. Важевский и др. Наряду с традиц. отраслями (теория множеств, топология, функциональный анализ, математич. логика и др.) разрабатываются и новые для П. направления - математич. анализ, высшая алгебра, дифференц. геометрия, математич. статистика и др. Ведутся работы по прикладной математике. В физике трудами гл. обр. Л. Инфельда (общая теория относительности) и В. Рубиновича (квантовая механика) создана и успешно развивается польск. школа теоретич. физики; А. Тра-утман нашёл новые решения ур-ний Эйнштейна и получил важные результаты в теории гравитац. волн. Работы по ядерной физике были начаты А. Солганом, X. Неводничаньским и М. Менсовичем; среди эксперимент. ядерных установок -построенные с помощью СССР реактор "Эва" (1958) и циклотрон; реакторы "Анна" и "Марыля" (1963), "Мария" (1974); линейные ускорители протонов и электронов, бетатроны и др. Достижением всемирного масштаба является открытие М. Данышем и Е. Пневским гиперядер. В физике твёрдого тела серьёзных успехов добились: Л. Сосновский и Е. Колод-зейчак - в исследованиях полупроводников и А. Пекар - ферроэлектриков. Ведутся работы по атомной и молекулярной оптике (А. Яблоньский), физике низких темп-р и сильных магнитных полей (В. Тшебятовский), высоких давлений. Под рук. С. Калиского была получена с помощью импульсного лазерного излучения высокотемпературная плазма (107К). В астрономии исследования по фотометрии звёзд ведутся в Кракове (К. Козел, Э. Рыбка). Усилиями В. Дзевульского организован радиоастрономич. центр в Торуни (руководитель В. Ивановская). В Варшаве создан центр теоретич. астрофизики (С. Петровский, В. Зонн и др.).

В химии важные результаты достигнуты в области термохимии и фазовых равновесий (В. Свентославский и его школа), структурной химии и физич. химии твёрдого тела (Б. Ежовска-Тшебя-товская, В. Тшебятовский), квантовой химии (В. Колос), полярографии (В. Ке-муля), химии и стереохимии нитро-соединений (Т. Урбаньский), синтеза и стереохимии фосфорорганич. соединений (Я. Михальский). Развиваются исследования по радиац. и ядерной химии, нефтехимии и химии полимеров, природных и биологически активных веществ, по коррозии, гетерогенному катализу, поверхностным явлениям и др. В геологии систематич. исследования геологич. структуры П. (В. Гётель, М. Ксенжкевич, Я. Самсонович, С. Павловский и др.) привели к открытию месторождений медных и свинцово-цинко-вых руд, серы, кам. угля, калийных солей, природного газа. Ценные результаты получены в физич. географии и палеогеографии (Я. Дылик, Е. Кондрацкий).

В биологи ч. науках приобрели мировую известность исследования по охране природы и её ресурсов (В. Шафер, В. Гётель), а также по экологии (К. Петрусевич и др.), фитоценологии, флористике, палеоботанике (В. Шафер, Б. Павловский, А. Сродонь, Я. и А. Кор-нась), палеозоологии (Р. Козловский), этологии и зоопсихологии (Я. Дембов-ский), паразитологии (В. Стефаньский), нейрофизиологии (И. Конорский). Ценные результаты получены в молекулярной биологии (В. Немерко, Т. Барановский, И. Хеллер и др.). Проводятся систематич. исследования по зоологии и ботанике. Вмед. науках значительны достижения иммунологии и серологии (Л. Хиршфельд, С. Слёпек и др.), иммунохимии (Э. Микуляшек, В. Курыло-вич), в изучении свёртываемости крови (Е. Ковальский), векторкардиографии (X. Коважик), фармакологии (Б. Боб-раньский, Я. Супнёвский). Из клинич. дисциплин успешно развиваются гематология (Т. Темпка), ортопедия (В. Дега, А. Груца), хирургия грудной клетки (В. Бросс, Л. Мантёйфель, Я. Молль, М. Витт-Жепецкий), глазная криохи-рургия и криотерапия (Т. Крвавич), хирургия слухового аппарата (Е. Медонь-ский), трансплантация почек (Я. Нелю-бович, Т. Орловский). Высокого уровня достигли также кардиология, радиология (К. Ровиньский), педиатрия (М. Ми-халович), неврология и нейрохирургия. Среди сельскохозяйственных наук достигнуты успехи в почвоведении (А. Мусерович, С. Бац), микробиологии почв (Я. Маршевская-Земенц-кая), технологии возделывания с.-х. культур (Б. Свентоховский, Ф. Д