БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201. хеттами иск-во С. вступает в сложное взаимодействие с хеттским. К нач. 1-го тыс. до н. э. окончательно складывается типичный для зодчества древней С. тип дворца-храма "бит-хилани" с портиком, оформленным фигурами типа кариатид, и многочисленными ортостатами (рельефами). В 9 в. до н. э. преобладает влияние ассирийского иск-ва. В кон. 4 в. до н. э.- 4 в. н.э. иск-во С. развивается в орбите эллинистической культуры (крупнейшие центры - Дура-Европос, Пальмира).

В 5-6 вв. в иск-ве С. складывается местная ранневизант. художеств. школа. В культовом зодчестве доминирует тип сурово-тяжеловесной по пропорциям 3-нефной базилики с аркадами на низких столбах (базилика в Кальб-Луэех, ок. 480); сооружаются также купольные базилики различных типов (церковь "Вне стен" в Русафе, 569-86). Изобразит. иск-во этого времени представлено резьбой по камню и кости, мозаиками полов, грубовато-экспрессивной книжной миниатюрой ("Евангелие Рабулы", 586, б-ка Лауренциана, Флоренция).

После араб. завоевания (7 в.) С.- один из центров становления ср.-век. арабской культуры. В архитектуре, использующей др.-рим. и визант. строит. опыт, утверждаются типы многоколонной мечети (мечеть Омейядов в Дамаске), а также укреплённого дворца-резиденции (замок в Каср аль-Хейр аль-Гарби). В изобразит. иск-вах сохраняются эллинистич. и ранневизант. традиции (мозаики мечети Омейядов в Дамаске, 8 в.), но преобладающим становится тяготение к плоскостности и изысканному орнаментализму.

С 10 в. в С. формируется облик ср.-век. арабского города с делением на обособленные укреплённые кварталы. В городах строятся мечети, медресе, маристаны (больницы), крытые рынки, караван-сараи, бани и др. сооружения, отличающиеся обычно простым чётким планом и строгими линиями фасада с углублённой аркой входа; особое распространение получают ячеистые купола. На терр. С. сохранились руины романских замков крестоносцев (Крак-де-Шевалье, 12 в.). При Айюбидах (с 1187) архитектура носит подчёркнуто суровый, крепостной характер, при Мамлюках (13 в.- 1516) в зодчестве усиливается декоративное начало, о чём свидетельствует, в частности, повсеместно применяемая облицовка из чередующихся полос тёмного и светлого камня (см. также ст. Египет, раздел Архитектура и изобразительное искусство). В 13-14 вв. наступает расцвет иск-ва книжной миниатюры, сочетающей орнаментализированную обобщённость композиций с живой выразительностью в передаче жестов и поз. Среди произв. декоративно-прикладного искусства выделяются керамика с росписью люстром, художеств. изделия из стекла (с эмалевыми росписями) и металла (украшенные чеканкой, серебряными инкрустациями и гравировкой), резьба по дереву, художеств. ткани.

В период подчинения С. Османской империи (1516-1918) в архитектуре преобладают композиц. приёмы, типичные для тур. зодчества; особенно обильным и пышным становится архит. декор. В изобразит. иск-вах тур. воздействие сказывается в натурализации орнаментов. Архитектура 1920-30-х гг. следует франц. зодчеству. В 1950-х гг. усиливаются поиски решений, органично объединяющих совр. технич. конструкции с нац. формами (арх. Вахби аль-Харири и др.). С идеями борьбы за независимость связано творчество основоположников совр. сирийской живописи (Тауфик Тарик, Мишель Кирша). В 1950-60-х гг. живопись испытывает определённое воздействие модернизма, однако широко распространяются и тенденции, сочетающие прогрессивное социально-обществ. содержание с формами европ. реализма или нац. ср.-век. художеств. традициями (Махмуд Джалаль, Наим Исмаил, Луаи Каяли). Меньшее развитие получила скульптура, в к-рой также преобладает прогрессивно-демократич. реалистич. направление (Махмуд Джалаль, Жак Вар-де, Мухаммед Фатхи). В совр. С. развиваются и традиц. виды прикладного иск-ва (вышивка, изготовление плетёных изделий из цветной соломы, художеств. обработка металла).



Халеб. Мечеть Омейядов.Двор (8 -13 вв.).

Стеклянный сосуд с эмалевой росписью. 14-15 пв. Эрмитаж. Ленинград.

Илл. см. также на вклейке, табл. XXIII (стр. 432-433).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, т. 6, кн. 1, М., 1961 - 65; Всеобщая история архитектуры, т. 8, 11, М., 1969 - 73; Веймарн Б. В., Искусство арабских стран и Ирана VTI -XVII веков, М., 1974; К 1 е n g е 1 Н., Syria antiqiia. Vorislamische DenkMaler der Syrischen Arabischen Repub-lik, Lpz., 1971.

XV. Музыка

В силу историч. особенностей развития страны сирийская музыка явилась одной из ветвей араб. муз. иск-ва (см. Арабская культура, раздел Музыка). Лишь в кон. 19 - нач. 20 вв. начался процесс распада единой араб. культуры и выделения самостоят. нац. культур, в т. ч. сирийской.

Нар. и традиц. музыка С. характеризуется развитой ладовой системой, содержащей многочисл. лады-макамы. Ведущий муз. жанр - пение в сопровождении нар. оркестра. Из инструментов распространены уд, рабаб, гиджак, канун и др. В нар. оркестры включаются также европ. инструменты (скрипка, виолончель, контрабас). Оживление муз. жизни С. в кон. 19 в. было связано с открытием в 1870 по инициативе комп. Мустафы аль-Башнака (автора многочисл. песен) муз. школы в Халебе (Алеппо), где обучали пению, игре на араб. нар. инструментах. В совр. С. осваиваются достижения европ. муз. культуры. Центр муз. жизни - Дамаск. Большую роль в популяризации музыки выполняют радио и телевидение. При Дамасском радио созданы 2 нар. оркестра (их рук.- Ясин Ааше и Эмин Хаят). Начинает развиваться проф. композиторская школа. Среди совр. композиторов - Сольхи Уадди (автор ряда камерных инструм. ансамблей, произв. для фп., виолончели, основанных на араб. нар. мелодиях), Дик Суккари (ему принадлежат симфония и др. сочинения). Популярностью пользуются исполнители нар. песен Шакир Брехан, Мутиа Мафи, Сабах Фахри, пианист Хозван Зиркли (1-я пр. на Все-араб. конкурсе пианистов). Нац. муз. кадры готовят консерватории в Дамаске (открыта в 1962) и в Халебе (1963). При Дамасской консерватории созданы камерный оркестр (единственный в стране коллектив, исполняющий европ. музыку), ансамбли скрипачей, виолончелистов. Эти коллективы выступают в многочисл. концертах. Большую помощь сирийцам оказывают сов. музыканты (с 1964 в Дамасской консерватории работает ряд сов. педагогов, к-рые ведут также концертно-исполнит. деятельность).

XVI. Театр

Истоки театр. иск-ва С.- в нар. обрядах и празднествах. Оно вобрало все особенности араб. сценич. культуры. Проф. театр возник в сер. 19 в., когда Абу Халиль аль-Каббани организовал в Дамаске театр. труппу. В период между двумя мировыми войнами в страну приезжали егип. труппы. Их иск-во оказало влияние на формирование проф. театра С. В 1940-х гг. в Дамаске под рук. Абд аль-Латифа Фатхи был создан театр. коллектив, к-рый в 1945-46 показал спектакли на сирийском диалекте (впервые в истории араб. театра). В 1952 Саяд-ад-дин Бакдунис организовал труппу, выступавшую в Дамаске и Халебе до 1957, Полупрофессиональный Свободный театр осн. в 1956 в Дамаске (под рук. Рафика Джабри, Назара Фуада и Тау-фика аль-Атари). Здесь ставили много-актные спектакли, к-рые имели социальную направленность. С 1956 в Халебе работает Нар. театр, где выступали известные актрисы Сара и Сана Дабеи, в 1957 создана нар. труппа пантомимы. Значит. событием в культурной жизни С. стало открытие Араб. нац. драматич. театра (Дамаск), в труппу к-рого вошли лучшие актёры страны, реж. Али Акля Арсан и Асад Фидда, получившие образование на Западе, а с 1971 реж. Александр Кинни, окончивший Гос. ин-т театр. иск-ва им. А. В. Луначарского в Москве. В репертуаре театра араб. пьесы, европ. классич., рус. и советская драматургия ("Поле и дождь" Хусейна Хамзи, "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского и др.). Актёрское иск-во близко к реалистич. манере. К сер. 70-х гг. в молодом сирийском театре начали преобладать спектакли остросоциальной тематики, рассказывающие о жизни рабочих ("Дым подвалов" Юсефа Мукаддаша и др.). Популярность завоевал сатирический театр "Аш-Шавк" ("Колючка"). В Дамаске функционируют (помимо названных): Военный театр, Театр сатиры и комедии им. Дуреда Ляхама, театр кукол. С 1967 в С. все актёры объединены в единый профсоюз.

XVII. Кино

Первый в стране полнометражный художеств. фильм "Невинно осуждённый" поставил в 1928 реж. А. Бадри. В 1930-е гг. выпущены кинокартины "Под небом Дамаска" (1932, реж. И. Анзур), "По велению долга" (1938) и "Певица из кабаре" (1939) (реж. обоих фильмов Бадри). В эти же годы под рук. Н. Рифаи началось произ-во хроникальных кинолент. После 2-й мировой войны 1939-45 предприняты попытки активизации нац. кинематографии; поставлены фильмы "Свет и тень" (1948, реж. Н. Шалбандар), "Прохожий" (1950, реж. А. Арафан) и др. В 1964 в Дамаске создана Генеральная орг-ция по произ-ву фильмов, осуществляющая также кинопрокат, импорт и экспорт кинокартин. Среди значит. фильмов 60-70-х гг.- "Водитель грузовика" (1967, реж. Б. Вучинич, почётный диплом на 1-м Междунар. кинофестивале стран Азии и Африки в Ташкенте, 1968), "Обманутые" (по повести "Люди под солнцем" Г. Канафани, 1972, реж. Т. Салех), "Леопард" (1972, реж. Н. Ма-лех, пр. на междунар. кинофестивалях в Карлови-Вари, Локарно и Дамаске), "Кафр Касем" (1975, реж. Б. Эльви). Снимаются рекламные, туристские, учебные и др. фильмы. Среди известных кинодеятелей: реж. М. аш-Шахин, Б. ас-Сабуни, В. Юсеф, актёры М. Васыф, X. ар-Румани, М. ас-Салех, А. ар-Раши. В 1974 выпущено 14 художеств. кинокартин, работало 118 кинотеатров, из них 113 частных и 5 государственных.

Лит.: Современная Сирия, М., 1974.

СИРЛИН, Сюрлин (Syrlin, Siirlin), семья немецких резчиков по дереву и камню и скульпторов, живших в Ульме. Йорг С. Старший (ок. 1425-1491) с 1449 возглавлял мастерскую. В исполненных им (или под его руководством) произв. (украшенное резьбой многоместное сиденье хора в соборе в Ульме, дерево, 1469) позднеготич. черты сочетаются со стремлением к индивидуализации человеческого облика и характера. Йорг С. Младший (ок. 1455 -после 1521), сын и ученик Йорга С. Старшего; его произв. характеризуются дальнейшим усилением светских начал (украшенные резьбой сиденья хора в монастыре в Блаубёйрене, Баден-Вюртемберг, 1493).

И. С и р л и н Старший. "Птолемей".

Фрагмент скульптурного убранства сиденья хора в соборе в Ульме (дерево, 1469).


Лит.: Vоqе W., Jorg Syrlin der Altere und seine Bildwerke, [Bd] 1 - 2, В., 1950.

СИРОККО (итал. scirocco, от араб. шарк - восток), тёплый сильный юж. или юго-вост. ветер, гл. обр. в басс. Средиземного м., дующий из глубинных р-нов пустынь сев. Африки и Аравийского п-ова. На пути через Средиземное м. С. обогащается влагой, но в целом оказывает иссушающее влияние на растительность многих р-нов европ. Средиземноморья. Особенно известен в Италии и на Далматинском побережье Югославии, где чаще всего наблюдается весной. На подветренных склонах гор иногда приобретает характер фена.

СИРОЛA (Sirola) Юрьё Элиас (псевд.; наст. фам. Сирен) (8.11.1876-18.3. 1936, Москва), деятель финского революц. движения, один из основателей компартии Финляндии (КПФ). В 1903-18 чл. С.-д. партии Финляндии (СДПФ). В 1905-06 секретарь, в 1909-11 чл. Правления и сопредседатель СДПФ. Чл. Совета народных уполномоченных во время Финляндской революции 1918. С 1918 политэмигрант, чл. ЦК КПФ. В 1921-22, 1928- 36 чл. Интернац. контрольной комиссии Коминтерна. Парт. публицист, переводчик трудов классиков марксизма-ленинизма на фин. и швед. языки. Неоднократно встречался с В. И. Лениным.

С о ч. в рус. пер.: Коммунистическая партия Финляндии, М.- Л., 1929.

СИРОП (франц. sirop, от позднелат. sirupus, от араб. шараб, букв.-напиток), концентрированный раствор отдельных Сахаров (сахарозы, глюкозы, фруктозы, мальтозы) или их смесей в воде или в натуральном фруктовом соке. Представляет собой прозрачную вязкую жидкость с ароматом соответствующих плодов. Калорийность ок. 10 Мдж/кг (245-246 ккал/100 г); содержание сахара от 40 до 80%. Водные С. с содержанием сахара 30-60% применяют при варке варенья, изготовлении консервированных фруктовых компотов, в кондитерском и др. произ-вах. Фруктовые С. служат для непосредств. употребления, получения газированных и др. напитков.

СИРОТИНИН Николай Николаевич [р. 14(26). И. 1896, Саратов], советский патофизиолог, акад. АМН СССР (1957), чл.-корр. АН УССР (1939). В 1924 окончил мед. ф-т Саратовского ун-та, работал там же и во 2-м Моск. ун-те (с 1925) под руководством А. А. Богомольца. С 1929 зав. кафедрой патологич. физиологии Казанского мед. ин-та; с 1934 - лабораториями и кафедрами патологии и сравнит. физиологии ин-тов экспериментальной биологии и патологии, клинич. физиологии, мед. ин-та в Киеве. Осн. труды по вопросам сравнит. патологии реактивности организма, аллергии, иммунитета и инфекционного процесса. Разработал принцип ступенчатой акклиматизации в горах, показал возможности использования адаптации к высокогорному климату для повышения устойчивости организма к нек-рым экстремальным воздействиям.

Соч.: Аллергии, в кн.: Основы и достижения современной медицины, т. 2. Хар., 1934; Сравнительная физиология акклиматизации к высокогорному климату, в кн.: Кислородная недостаточность, К., 1963; Реактивность и резистентность организма, в кн.: Многотомное руководство по патологической физиологии, т. 1, М.,1966.

Лит.: Н. Н. Сиротинин, в кн.: Проблемы реактивности в патологии, М., 1968, с. 5-10 (список науч. трудов С. см. там же, с. 144 -150). Ю. А. Шилинис.

СИРОТИНО, посёлок гор. типа в Ворошиловградской обл. УССР. Подчинён Северодонецкому горсовету. Расположен в 4 км от ж.-д. ст. Переездная (на линии Камышеваха - Купянск). Пищевые предприятия.

СИРОТКИН Михаил Яковлевич [8(21).11.1908, дер. Анаткасы, ныне Чебоксарского р-на Чуваш. АССР,-20.12. 1970, Чебоксары], чувашский советский литературовед, засл. деят. науки РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1940. Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. Окончил Чуваш. пед. ин-т (1934); доктор филологич. наук (1955); проф. Чуваш. пед. ин-та (1956-66) и Чуваш. ун-та (1967-70). Осн. работы: "О преподавании русского языка в чувашских школах" (1935), "Очерки дореволюционной чувашской литературы" (1948), "Очерк истории чувашской советской литературы" (1956), "Чувашский фольклор" (1965). Награждён 3 орденами, а также медалями.

Лит.: Чувашские писатели. Биобиблиографический справочник, Чебоксары, 1964.

СИРОТСКИЙ СУД, в дореволюц. России (1775-1917) учреждение, заведовавшее опекунскими и сиротскими делами лиц городских сословий. Учреждался при городовых магистратах, а после введения судебных уставов (1864) - при окружных судах, в составе председателя - городского головы или др. лица и определённого числа членов, избираемых собраниями купеческого, мещанского и ремесленного сословий на 3 года. В тех городах, где не было введено городовое положение, С. с. состоял из городского старосты и 2 членов, избираемых городскими обществами.

СИРОТЫ, название части сел. населения в Древней Руси. В 11-14 вв. С. называли крестьян-общинников, ещё не потерявших личной свободы, население княжеских вотчин. К 14 - нач. 15 вв. С. наиболее закрепощённая категория сел. населения. В кон. 14-15 вв. термин "С." в актах и грамотах вытесняется термином "крестьяне". В 16 - нач. 18 вв. в обращении к правительству и феодалам С. стало самоназванием крестьян, посадских людей, стрелецких и солдатских жён и детей и т. д.

"СИРП Я ВАЗАР" ("Sirp ja Vasar"-"Серп и молот"), эстонская советская еженедельная газета. Орган Мин-ва культуры и творч. союзов Эст. ССР. Изд. в Таллине с окт. 1940 на эст. языке (в авг. 1941 издание прервано, возобновилось с окт. 1944). Публикует статьи и рецензии о произв. эст. лит-ры и иск-ва, лит. портреты, а также стихи, рассказы, очерки эст. писателей. Помещаются обзоры и информация о литературах и иск-ве др. народов СССР и зарубежных стран, переводы стихов и прозы.

СИPC (Seares) Фредерик (17.5.1873, Кассополис, Мичиган,-20.7.1964, Гонолулу), американский астроном, чл. Нац. АН в Вашингтоне. С. и его учениками установлены точные фотографич. и фотовизуальные звёздные величины ряда звёзд от 2-й до 20-й звёздной величины в области Сев. полюса мира. На 1-м съезде Междунар. астрономич. союза (1922) они были приняты в качестве междунар. стандарта. С. определил также звёздные величины 110 000 звёзд. Ряд работ посвящён вопросам строения Галактики; им предложен удобный метод численного решения уравнений звёздной статистики.

Соч.: Magnitudes and colors of stars north of +80°, Wash., 1941 (совм. с др.).

СИРТ БОЛЬШОЙ, залив Средиземного м. у берегов Сев. Африки в Ливии; см. Сидра.

СИРТ МАЛЫЙ, залив Средиземного м. у сев. берегов Африки в Тунисе; см. Табес.

СИРФИДЫ, семейство двукрылых насекомых; то же, что журчалки.

СИРХАКПХА, сирхак (букв.-группировка реальных наук), течение обществ. мысли в феод. Корее периода позднего средневековья. Возникло как критическое и реформаторское направление, боровшееся против косности и схоластики конфуцианства путём пропаганды истинных, или реальных, знаний (сирхак), к к-рым сторонники этого направления относили не только точные и естеств. науки (математику, астрономию, медицину и др.), но также историю, юриспруденцию, изучение географии, языка, лит-ры и культуры страны. Для её блага приверженцы С. считали необходимым заимствование и применение научно-технич. и культурных достижений др. стран.

Зарождение С. было обусловлено социально-экономич. переменами в разлагавшемся феод. обществе, охваченном острыми классовыми и социальными противоречиями. Растущее недовольство крестьян, вызванное усилением феод. гнёта, заставляло передовых (преимущественно не связанных с высшей знатью) представителей правящего класса задуматься над необходимостью изменения существующих порядков. Первый пропагандист европ. науч. знаний и основоположник изучения в Корее механики и астрономии Ли Су Гван во 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. начал критику субъективизма конфуцианских догм и призывал к объективному изучению окружающего мира. Учёные 17-18 вв. (Ли Ик и др.) в критике философских основ конфуцианства приближались к материализму, признавая первичность вещественного начала ("ки") и вторичность духовного ("ри"). В 18 в. Хон Дэ Ён своими идеями о вращении Земли и др. планет опровергал конфуцианские представления о мироздании. Философскую критику конфуцианства учёные С. дополняли осуждением сословного неравенства, поборов и злоупотреблений чиновников, предложениями о социальных и культурных реформах. Главной из них считалась земельно-податная. Лю Хён Вон (17 в.) и др. учёные С. выступали за ограничение крупного землевладения, уменьшение поборов с крестьян, подъём с. х-ва путём внедрения совершенных орудий и методов обработки земли. Для умножения богатств страны они предлагали развивать ремёсла и торговлю (в том числе заморскую). Такие идеологи С., как Пак Чи Вон и Чон Як Ён (18 - нач. 19 вв.), в своём демократизме поднимались до глубокого понимания страданий и чаяний нар. масс. Однако при крайней слабости в стране элементов новых бурж. отношений идеи С. не смогли перерасти в идеологию нового класса. Тем не менее они содержали насущные проблемы дальнейшего развития страны и сыграли впоследствии существенную роль в формировании бурж. идеологии в Корее.

Лит.: История Кореи, т. 1, М., 1974, с. 248-49, 287 - 94; Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 205-91. М. Н. Пак.

СИРХИНДИ Ахмад аль-Фарруки (1562-1624), глава суфийского ордена накшбандийя, распространённого в Ср. Азии и Индии. Стремился ввести суфийское учение в русло ортодоксального ислама. Выступал против ересей и боролся против религ. реформы Акбара. С. имел много последователей среди монгольских сановников и военачальников и стремился превратить орден накшбандийя в политич. силу. Послания С. по вопросам мусульм. веры - ценный ист. источник (они хранятся в ин-тах Востоковедения АН СССР и Узб. АН).

СИСАК (Sisak), город в Югославии, в Социалистической Республике Хорватии. 38 тыс. жит. (1971). Начало судоходства на р. Сава (при впадении в неё р. Купа); 3-й по грузообороту речной порт Югославии (после Белграда и Нови-Сада); ж.-д. узел. Металлургия (в т. ч. произ-во бесшовных труб), хим. пром-сть, нефтепереработка и лесохимия, электро-технич., стек., деревообр., пищ. пром-сть.

СИСАКЯН Норайр Мартиросович [12(25).1.1907, г. Аштарак Арм. ССР,-12.3.1966, Москва], советский биохимик, акад. АН СССР (1960; чл.-корр. 1953), акад. АН Арм. ССР (1965; чл.-корр. 1945). Чл. КПСС с 1937. Окончил Московскую с.-х. акад. им. К. А. Тимирязева (1932). С 1935 работал в Ин-те биохимии им. А. Н. Баха АН СССР (одновременно - проф. МГУ). В 1959 - 63 акад.- секретарь Отделения биологич. наук АН СССР. С 1960 чл. Президиума АН СССР. С 1963 гл. учёный секретарь Президиума АН СССР. С 1965 вице-президент Междунар. астронавтич. академии. Осн. труды по изучению закономерностей действия ферментов в процессе обмена веществ, биохимии засухоустойчивости растений, технич. биохимии, космич. биологии. Именем С. назван кратер на Луне. Гос. пр. СССР (1952). Премии АН СССР им. А. Н. Баха (1950, 1966), им. И. И. Мечникова (1951). Награждён 4 орденами, а также медалями.

Лит.: Норайр Мартиросович Сисакян, М., 1967 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия биологических наук. Биохимия, в. 5).

СИСЕРО (Cicero), город на С. США, в шт. Иллинойс. 63 тыс. жит. (1974). Один из важнейших пром. пригородов Чикаго (в обрабат. пром-сти ок. 40 тыс. занятых). Электротехническая и радиоэлектронная пром-сть, металлообработка, произ-во разнообразного пром. и бытового оборудования.

СИСИАН, город, центр Сисианского р-на Арм. ССР. Расположен на р. Воротан (басс. Аракса), в 98 км к С.-В. от ж.-д. станции Нахичевань (на линии Ереван - Баку). 9,1 тыс. жит. (1975). Филиал производств. объединения "Армэлектросвет", сыродельный з-д, промкомбинат, произ-во стройматериалов, железобетонных конструкций, фруктовых консервов и сока.

СИ СИН-ХАЙ, Сянь Син-хай (23.6.1905, Аомынь, пров. Гуандун, -30.10.1945, Москва), китайский композитор. Чл. КПК с 1938. В 1926 окончил Линнаньский ун-т в Гуанчжоу. Учился в консерваториях в Шанхае (1927-1929) и в Париже (1930-35) под рук. П. Обердорфера (скрипка), В. д'Энди, Л. Кура и П. Дюка (композиция).

В 1935-37 работал в Шанхае, с 1938 преподавал композицию в Академии иск-в им. Лу Синя в Яньани. В 1940-45 жил в Москве (мн. его соч. впервые исполнены в СССР). В 1970 его "Кантата о реке Хуанхэ" переработана коллективом авторов в концерт для фп. с оркестром (хор снят, т. к. текст стал "неприемлемым"). Среди др. произв.- "Симфония национально-освободительной войны", "Симфония священной войны", свыше 100 лирич., а также массовых песен, в т. ч. из музыки к фильмам; песни С. С.-х. поются в КНР с кон. 60-х гг. с новыми текстами, прославляющими Мао Цзэ-дуна. А. Н. Желоховцев.

СИСЛЕЙ (Sisley) Альфред (30.10.1839, Париж,-29.1.1899, Море-сюр-Луэн, близ Фонтенбло), французский живописец-пейзажист, представитель импрессионизма. По происхождению англичанин, сын коммерсанта. Учился в Париже в мастерской Ш. Глейра (1861-63), где сблизился с К. Моне, О. Ренуаром и Ф. Базилем. Испытал влияние К. Коро. Камерное и скромное по звучанию творчество С. посвящено в основном окрестностям Парижа, природе Иль-де-Франса. Его пейзажи