БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201и и о предложении в целом" (И. И. Мещанинов). Различие между этими частями С. обнаруживает себя через оппозицию двух видов изучаемых в них единиц: словосочетания - номинативной единицы, функционально эквивалентной слову, и предложения - предикативной, коммуникативной единицы. В синтагматич. С. описываются типы синтаксич. отношений. Принято различать сочинит. (см. Сочинение) и подчинит. (см. Подчинение) связи между словами и частями сложного предложения. Подчинение имеет две осн. разновидности: атрибутивные отношения, часто выражаемые формами согласования (ср. "большое окно"), и ком-плетивные отношения, обычно реализуемые в формах управления (ср. "открыть окно"). Показателями синтаксич. отношений могут быть аффиксы, предлоги, послелоги, флексия, предложно-падежные формы, союзы, порядок слов, примыкание и пр. Присутствие в предложении названных элементов обеспечивает переход от линейной последовательности слов к "дереву зависимостей" (т. е. системе смысловых связей), представляющему собой синтаксич. модель предложения. Показатели синтаксич. связей бывают двух типов: формально-синтаксические и семантико-синтаксические. Первые лишены семантич. содержания; они указывают лишь на то, с каким элементом предложения следует связать данное слово (согласование, примыкание); вторые значимы. Они сигнализируют о функциях, выполняемых в ситуации объектами, обозначенными соответствующими словами (ср. ''Мать любит сына" и "Сын любит мать").

В ведение этого раздела С. вошло изучение принципов построения сверхфразовых единств и, шире, связного текста. ВС. предложения рассматриваются: типы предикативных отношений, соединяющих главные члены предложения-подлежащее и сказуемое, а также общие свойства предложения - модальность, синтаксич. время, коммуникативная цель предложения и пр. В эту часть С. входит также учение о членах предложения. Применительно к языкам, в к-рых подлежащее и сказуемое не всегда совпадают с темой и ремой (логич. субъектом и предикатом), в С. предложения выделяется раздел, посвящённый способам выражения актуального членения предложения, в т. ч. порядку слов. Удельный вес С. в разных по своему характеру грамматиках неодинаков. С. то составляет дополнение к морфологии (С. частей речи), то занимает в грамматике центр, место, причём морфология определяется как техника для С. (Н. Я. Марр). Особенно велико место С. в т. н. "порождающих грамматиках" (см. Грамматика формальная), теория к-рых разрабатывается с кон. 50-х гг. 20 в. В этой концепции, положившей в основу грамматич. исследований семантику, задачей С. считается разработка правил порождения (деривации) предложений из их "глубинных структур", т. е. структур, приближающихся к семантич. репрезентации предложения. Большое внимание уделяется значению синтаксических категорий, проблемам си-нонимич. преобразований предложений, их семантич. интерпретации и логич. характеристикам, исследованию свойств речевых высказываний в их связи с ситуацией коммуникации.

Лит.: Шахматов А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., М.- Л.,1941; Мещанинов И. И., Члены предложения и части речи, М.-Л., 1945; Грамматика русского языка, т. 2, М., 1954; Пеш конский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, М., 1956; Потебня А. А., Из записок по русской грамматике, т. 1-2, М., 1958; Виноградов В. В., Из истории изучения русского синтаксиса, М.. 1958; его же, Исследования по русской грамматике, М., 1975; Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958; X о м с к и и Н., Синтаксические структуры, пер. с англ., в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970; Панфилов В. 3., Взаимоотношение языка и мышления, М., 1971; Общее языкознание. Внутренняя структура языка, М., 1972; П а д у ч е в а Е. В., О семантике синтаксиса, М., 1974; Delbruck В., Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen, t. 1 - 3, Strass., 1893-1900; Ries J., Was ist Syntax?, Prag, 1927; Т е s n i ё г е L., Elements de syntaxe structurale, P., 1959.

Н. Д. Арутюнова.

СИНТАКТИКА (от греч. syntaktikos -строящий по порядку, приводящий в порядок), часть семиотики, посвящённая изучению т. н. синтаксических, т. е. чисто структурных (см. Синтаксис в логике) свойств знаковых систем, безотносительно к к.-л. их интерпретациям (составляющим предмет интересов семантики) и возможным интерпретаторам (рассматриваемым прагматикой). (Поскольку имеются серьёзные основания характеризовать семиотику не как "науку" в общепринятом значении этого слова, а как определённый подход к описанию различного рода "знаковых ситуаций" и решению связанных с ними задач, о С. имеет смысл говорить как о чисто "формальном", структурном аспекте такого семиотич. подхода.) Примером синтаксич. характеристики исчисления могут служить правила образования формул в этом исчислении, дающие критерии отличения формул от выражений, составленных из символов алфавита данного исчисления, но не являющихся его формулами. Синтаксис и морфология грамматик естественных языков также интересуются преим. синтаксич. (в рассматриваемом здесь смысле) вопросами. Особенно велик удельный вес синтаксич. закономерностей в формализованных языках математич. логики и математики; именно в рамках логико-математич. исследований возникли идеи, методы и результаты, про к-рые можно было бы сказать, что они составляют "предмет С.". Но синтаксич. аспект исследования оказался весьма плодотворным и в применении к естественным языкам - как к "мёртвым" (в вопросах дешифровки древних письменностей), так и к ныне существующим (напр., применительно к проблемам машинного перевода; см. также Модели в языкознании).

Лит. см. при статьях Исчисление, Семиотика.

СИНТАНЫ, синтетические дубящие вещества .

СИНТЕЗ (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), к-рое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин "С." противопоставляется анализу, с к-рым он неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. В совр. науке термин "С." применяется также в нек-рых спец. значениях. Так, под С. понимают процесс рассуждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич. геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина "С." связано с т. н. "синтетическими суждениями" (см. Логическая семантика).

Анализ и С. лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ, искусств. самоорганизующихся систем и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитикосинтетич. деятельность головного мозга. С. как мыслительная операция произволен от предметного соединения частей объектов в целое н исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психологии (Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

С. как познават. операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятия основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области (на основе соответствия принципа), как объединение конкурирующих, в определённых аспектах противоположных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике), в форме построения дедуктивных (аксиоматич., гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретич. знания о сложных, развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в результате конкретное знание об исследуемом объекте есть С., единство его многообразных абстрактных определений.

Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, биохимии, эконометрики и др.), а также между осн. сферами научно-технич. знания - естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика), в к-рых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при решении проблемы единства науки, в трактовке к-рой диалектич. материализм исходит из многообразия форм научно-технич. знания, объединяемых в процессе познания на основе С. методологич. средств, понятий и принципов различных областей знания.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, 29; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "Вопросы философии", 1958, № 2; И л ь е н к о в Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, М., 1960; Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1-2, М., 1961-65; Г о р с к и и Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектической логики, М., 1966; Синтез современного научного знания, М., 1973; В u n g е М., Scientific research, v. 1 - 2, В., 1967.

В. Н. Садовский.
СИНТЕЗ АВТОМАТИЧЕСКИЙ систем управления, раздел автоматики, рассматривающий методы автоматического (автоматизированного) проектирования различных систем управления с заданными свойствами при ограниченных исходных данных; собственно реализация таких методов. С. а. отличается от обычного проектирования тем, что нек-рые, наиболее трудоёмкие его этапы (напр., расчёт вариантов) выполняются при помощи ЭВМ. Теоретич. основой С. а. является теория оптимальных систем.

С. а. включает в себя 3 осн. этапа. На первом этапе разрабатывается математич. модель (ММ) проектируемой (синтезируемой) системы, представленная, напр., системой дифференц. уравнений. ММ отображает связи между показателями состояния, напр. быстродействием и надёжностью системы, её точностью, качеством выпускаемой продукции и т. п., и параметрами управления, с помощью к-рых осуществляется воздействие на проектируемую систему, в результате чего меняются её показатели состояния. Совместно с заданными ограничениями на показатели состояния и параметры управления ММ определяет область допустимых вариантов проектирования. На втором этапе на основе ММ составляется целевая функция (ЦФ), или критерий оптимальности,- математически сформулированная цель С. а.

В ЦФ могут быть одновременно отражены неск. показателей состояния с добавлением экономических показателей (напр., прибыли, себестоимости и т. п.). В ЦФ также входят параметры управления, набор к-рых определяет различные варианты проектируемых систем. В нек-рых вариантах ЦФ достигает экстремума. Этот экстремум определяет оптимальную область, из к-рой выбирается один из вариантов для реализации. Второй этап часто объединяется с первым. На третьем этапе разрабатываются способы технич. реализации выбранного варианта системы, полученного в виде общих математич. зависимостей (рекомендаций), т. е. составляются функциональные, структурные, динамич., электрич., сборочные и т. п. схемы.

Лит.: Ландау И. Я., Применение ЦВМ для проектирования ЦВМ, М., 1974.

А. В. Кочеров.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ, органичное соединение разных искусств. или видов искусства в художественное целое, к-рое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие "С. и." подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художеств. организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в иск-ве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств. Этим определяются большие социально-воспитат. возможности С.и.

В истории иск-ва известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художеств. синтез, в к-ром живопись и скульптура, выполняя собств. задачи, также расширяют и истолковывают архит. образ. В этом пространств.-пластич. синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство (средствами к-рого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произв. станкового иск-ва. Синтез временных иск-в (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театр. музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера и др); своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются мн. произведения программной инструментальной музыки. Театр, кино и родственные им временно-пространственные иск-ва по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора; в муз. театре драматич. иск-во выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией и т. д. Иск-во режиссёра эстетически объединяет компоненты художеств. театр. или кинематография, произведения в новое целое.

Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида иск-ва (напр., использование методов документального кино - хроники, репортажа и т. д. - в игровом фильме) и между иск-вами (напр., введение кинематография, изображения в театр. действие). Обществ. потребность в более широком и целостном отражении действительности рождает объединение видов иск-ва в новый синтетич. вид.

Часто С. и. делает более активной роль публики, напр. в нар. празднествах, шествиях, триумфах, карнавалах, в различных ритуальных действах (антич. дионисии), участники к-рых являются одновременно зрителями и авторами. Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (напр., др.-егип. архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из иск-в (напр.,"архитектоничность" пластич. иск-в в классицизме, "пластичность" в др.-греч. иск-ве, "живописность" в барокко). Как в отд. ист. эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды иск-ва могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во мн. сооружениях 20 в.).

Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм - первонач. нерасчленённость видов иск-ва, к-рые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда иск-ва начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление -к их синтезу. Храмовый ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразит. иск-ва, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало С. и. начиная с культур Др. Востока. Подавляющей сверхчеловеч. массе егип. сооружений, изобразит. символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или Связок папируса ) греч. культура противопоставила гармонич. соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеч. начала. В ср.-век. храмах внутр. пространство насыщается одухотворённостью образов живописи (мозаика, фреска, в готич. церквах витраж), становящейся неотъемлемой частью архитектуры: художеств. и реальное пространство сливаются в одно символич. целое, дополняемое литургич. поэзией и музыкой.

В культуре поздней готики и особенно Возрождения, с усилением светских начал иск-ва и всё большей индивидуализацией творчества, происходит распад органич. "соборной" универсальности ср.-век. С. и. Складываются новые нормы синтеза, осн. на осознании самостоят. роли каждого из иск-в. В творчестве великих мастеров С. и. (Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Л. Бернини) в 16 - 17 вв. были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения иск-в в едином ансамбле. В живописи, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, существующей в архит. пространстве, изобразит. форма, не утрачивая своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретает определ. черты условности, связанные с монументальным и декоративным назначением произведения. С. и. связывается не столько с церк. ритуалами, сколько с особыми формами светского быта (триумфы, придворные феерии, оперные и балетные спектакли, дворцовые ансамбли). В иск-ве рококо и просветительского классицизма 18 в. важной целью С. и. становится создание художеств. жилой среды, утверждающее высокое значение повседневного бытия.

В условиях бурж. общества разрушаются мн. формы С. и., прежде всего архит.-художеств. синтез. Но интерес к проблемам С. и. получает новый смысл, будучи связан с представлениями о проникновении в жизнь художеств. начала, о гармония, развитии человека, а в социалистич. учениях - и с представлениями о совершенном обществе. Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками, преломились в романтич. теориях 19 в. в проблему создания синтетич. произведений иск-ва (нем. Gesamtkunstwerk), к-рые образуют "оазисы красоты", противостоящие бурж. практицизму и бездуховности. С этими представлениями был связан интерес к муз. драме как совр. основе С. и., способной заменить религ. ритуал (Р. Вагнер). Романтич. утопии духовного обновления общества с помощью синтетич. "соборного" художеств. творчества были позже развиты символистами (Вяч. И. Иванов). Большое значение придавалось и синестезии, зрительно-слуховым соответствиям (цветомузыка А. Н. Скрябина). Стиль "модерн" на рубеже 19-20 вв. предпринял попытки практического возрождения синтеза в быту на основе архитектуры. Развивая идеи синтетической культуры (У. Моррис, X. ван де Велде), рационалисты 1920-х гг. (представители конструктивизма, "Баухауз'') стремились к созданию целостной художеств . среды, активно направляющей жизненные процессы; при этом часто анали-тич., образно-познават. функции иск-ва отрицались, а художеств. творчество утопически рассматривалось как гл. фактор "жизнестроения". Значит. работы в области С. и. связаны в 20 в. с созданием крупных мемориальных сооружений, выставочных комплексов (в т. ч. выставок всемирных), а также с оформлением празднеств, нар. шествий, фестивалей и т. д. В театре I960-70-х гг. утвердилось стремление к созданию синтетич. спектаклей (соединяющих в общем ритмико-пластич. и пространственном целом драму, музыку, поэзию, хореографию), к более полному воплощению духовного мира совр. человека, к яркой идейной целенаправленности массового зрелища.

Идеи С. и. в сов. культуре возникли с первых её шагов: они содержались в ленинском плане монументальной пропаганды, нашли своё выражение в агитац. иск-ве периода Окт. революции и Гражд. войны, в деятельности архитекторов и художников, создававших обществ. здания новых типов. Особо актуальными они стали в 1930-х гг. в связи со стр-вом моск. метрополитена, ВСХВ (ныне ВДНХ). С сер. 20 в. в социалистич. странах в связи с созданием новых городов, крупных обществ. зданий и комплексов, мемориальных ансамблей С. и. получает широкое практич. воплощение (см. Монументальное искусство, Мемориальные сооружения). С. и. является одним из важных средств создания среды, отвечающей идейно-эстетич. запросам развитого социалистич. общества.

Илл. см. на вклейках, табл. XX, XXI (стр. 432-433).

Лит.: Вагнер Р., Избр. статьи, М., 1935; Вопросы синтеза искусств. [Сб., М.], 1936; Эйзенштейн С., Избр. статьи, М., 1956; Синтез искусств в архитектуре. [Сб.],.М., 1963; ГромовЕ. С., Современный кинематограф и проблема синтеза искусств, в кн.: Кинематограф сегодня. [Сб.], М., 1967; Синтез искусств и архитектура общественных зданий. [Сб.], М., 1974; Damaz P. F., Art in European architecture, N.Y.,[1956]; его же, Art in Latin American architecture, N. Y., 1963; S e d 1m а у г Н., Epochen und Werke, Bd 2, W.- Munch., 1960; Bildkunst und Baukun st, В., 1970. К. А. Макаров.

СИНТЕЗ ЛИНЕЙНОЙ ЦЕПИ элек трической, определение структуры линейной электрич. цепи и параметров элементов, из к-рых она должна быть собрана, по заданным её свойствам или характеристикам. В общем случае задача синтеза разбивается на 3 этапа: выяснение необходимых и достаточных условий, к-рым удовлетворяют функции, выражающие характеристики реальных цепей (т. е. условий их физической реализуемости); аппроксимация заданной функции (с требуемой точностью) функцией физически реализуемой цепи или проверка физ. реализуемости заданной функции; реализация функции в виде одной или нескольких возможных цепей.

Различают синтез пассивных и активных цепей, цепей с потерями и без потерь (реактивных), двухполюсников, четырёхполюсников и многополюсников, синтез по частотным (заданным графически либо аналитически) и временным характеристикам, а также по передаточным функциям. К С. л. ц. прибегают при расчёте сложных фильтров, корректирующих контуров и других устройств в электротехнике, радиотехнике, автоматике и т. д. См. также Линейные системы.

Лит.: Кочанов Н. С., Основы синтеза линейных электрических цепей во временной области, М., 1967; Г и л л е м и н Э. А., Синтез пассивных цепей, пер. с англ., М., 1970; К а р н и Ш., Теория цепей. Анализ и синтез, пер. с англ., М., 1973.

Б. Я. Жуховицкий.

СИНТЕЗ МЕХАНИЗМОВ, раздел машин и механизмов теории, в к-ром рассматриваются методы проектирования кинематич. схем механизмов по заданным кинематич. и динамич. свойствам. Наиболее полно разработаны методы С. м. по заданным кинематич. свойствам, т. е. кинематич. С. м., к-рый состоит в определении кинематич. схемы механизма и параметров этой схемы, обеспечивающих требуемые движения. Проще всего кинематич. синтез кулачковых механизмов, для к-рых можно задать почти любой закон движения ведомого звена и путём несложных построений или вычислений найти профиль кулачка, обеспечивающий заданный закон движения. Значительно сложнее синтез рычажных механизмов, к-рый может быть выполнен лишь приближённо. Методы синтеза шарнирных механизмов основаны на применении теории приближения функций. Эти методы впервые предложены в 1853 П. Л. Чебышевым. Общим недостатком большинства методов С. м. является то, что, как правило, они не дают возможности выбирать схему механизма, а размеры звеньев часто получаются конструктивно непригодными. Однако эти недостатки в значит. мере устраняют применением ЭВМ, к-рые позволяют оптимизировать различные критерии и учитывать большое кол-во кинематич., динамич. и конструктивных ограничений. Лит. см. при ст. Машин и механизмов теория. Н. И. Левитский.

СИНТЕЗ ХИМИЧЕСКИЙ, целенаправленное получение сложных веществ из более простых, основывающееся на знании молекулярного строения и реакционной способности последних. Обычно под синтезом подразумевается последовательность нескольких хим. процессов (стадий).

В раннем периоде развития химии С. х. осуществлялся