БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201олнце далеко" (1951), "Разделы" (1961) Д. Чосича (р. 1921). Важное место в прозе занимает и проблематика послевоен. жизни страны (романы Чопича, сатирич. романы Э. Коша, р. 1913, Давичо). Среди произв., дающих своеобразный синтез реализма, экспрессионизма и натурализма,-романы Црнянского ('' Переселение", книга вторая, 1957); крайний абстракционизм в прозе представляют произв. Р. Константиновича (р. 1928). Совр. серб. драматургия представлена творчеством М. Джурджевича (р. 1920), Дж. Лебовича (р. 1928), Б. Михайловича (р. 1922) и др. Зарождается новый жанр - радиодрама. Для лит. критики и литературоведения характерно существование разнообразных течений эстетич. мысли (Д. Еремич, р. 1925; 3. Гаврилович, р. 1926, и др.). Р. Ф.Доронина, М. В. Богданов. Изобразительное искусство и архитектура. На территории С., расположенной на стыке культурных влияний Средиземноморья, Ближнего Востока, Эгейского мира и Западной Европы, образовались богатейшие напластования древних и ср.-век. культур. К эпохе неолита (5-3-е тыс. до н. э.) относятся углублённые в землю жилища, многообразные по формам керамич. сосуды, украшенные расписными геом. узорами, каннелюрами, гравировкой, инкрустацией, обобщённые по формам статуэтки людей и животных (культуры Старчево, Винча и др.). Культуры эпохи бронзы (2-е тыс. до н. э.) связаны с эгейским миром, но сохраняют и местные традиции (низкие широкогорлые сосуды из глины с инкрустированным геом. узором; глиняные статуэтки с нарядной геом. орнаментацией, в т. ч. "Кличевацкий идол"; колесница из Дупляи с фигурой птицеголового божества, и др.). К 1-му тыс. до н. э. относятся укреплённые поселения, ювелирные изделия и мелкая бронзовая пластика фракийцев, иллирийцев, кельтов. Во 2 в. до н. э.-4 в. н. э. сооружаются рим. воен. лагеря с обществ. зданиями, дворцами, термами - Сингидунум (ныне Белград), Наиссус (ныне Ниш); сохранились др.-рим. статуи, портреты, стелы. В 5-6 вв. строятся визант. города (Царичин-Град) с храмами, дворцами, жилыми и торг.зданиями; замечательны визант. и древнеславянские золотые филигранные украшения и серебряная утварь 6-9 вв.


1. Керамический сосуд из Омолицы. 1-я пол. 2-го тыс. до н. э. 2. Керамическая колесница из Дупляи. Конец 2-го тыс. до н. э. 3. Мраморная голова девушки из Сингидунума. Конец 1 в. (Все - в Народном музее, Белград.)

В 9-10 вв. с образованием сербских феод. гос-в и принятием христианства (православия) началось стр-во крепостей (деревянных и каменных) и кам. купольных центрич. храмов и базилик, расписывавшихся фресками.

Ср.-век. города С. имели торг. площадь в центре, радиальные улицы, жилую 2-3-этажную застройку; деревянные, каменные, саманные дома - с двускаткой крышей, крытой дранкой или кам. плитками. Города и монастыри окружались кам. стенами. На торг. путях строились крепости с массивными зубчатыми стенами, башнями разной высоты и княжескими дворцами. В горах план их следует рельефу (Звечан, 11 -12 вв., Маглич, 14 в.), на равнинах крепости имеют регулярный план (Смедерево, 1428-56).

В едином гос-ве Неманичей (2-я пол. 12-14 вв.) сложилась архит. школа Ра-шки: монастыри ("задужбины"), массивные кам. церкви с притворами в монастырях Сгуденица (церковь Успения богородицы; 1183-96), Жича (1208-15), Милешева (ок. 1234-36), имевшие единое вытянутое пространство и купол над средокрестием; общий византийский характер сочетается с романскими аркатурными поясами и перспективными порталами, с богатой декоративной резьбой по мраморной облицовке (растительный узор со стилизованными фигурками зверей, птиц, фантастических существ, оплетающий порталы и окна). Во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. большую стройность и нарядность приобретают храмы - базилики (в монастыре Сопоча-ни, 1264-65), имеющие подчас купол на высоком барабане (в монастыре Дечани, 1327-35, арх. Вит из Котора). Фрески в храмах следовали канонам визант. иконографии, но имели свои особенности (портреты ктиторов, в том числе групповые). Фрескам 13 в. (в Милешеве, ок. 1235-36, Сопочани, ок. 1265) присущи лиризм, ясность и одухотворённость, спокойный величеств. характер, сдержанная выразительность поз и жестов, певучий ритм линий, гармоничность светлых, чистых красок. В 1-й пол. 14 в. усиливается влияние визант. культуры - в крестово-купольных храмах косово-метохийской школы (церковь св. Димитрия в Пече, 1321-24, пятикупольная церковь в монастыре Грачаница, 1315-21), красиво выложенных из кирпича и камня, во фресках церкви Иоакима и Анны в Студенице(после 1314), в Грачанице (1321-22) с развёрнутыми сюжетными циклами, многофигурными детализированными композициями, выразительными динамичными фигурами. Во 2-й пол. 14 в. с перемещением под натиском турок сербской культуры к северу формируется моравская архит. школа: лаконичные по формам крестово-купольные храмы - четырёхстолпные (в монастыре Манасия, 1407-18) и бесстолпные (в монастыре Каленич, 1405-1413), с апсидами по трём сторонам, с западным притвором и башней над входом - украшались в фольклорном духе, обильно и причудливо, узорной кирпичной кладкой, плоской резьбой по камню, глазурованной керамикой. Фрески кон. 14 - нач. 15 вв. (в Манасии, Калениче, 1-я четв. 15 в.) более декоративны, их рисунок более детален, а светлый колорит утончённее, мягче, чем в ранних росписях. Иконопись 13- сер. 15 вв. отличается суровой выразительностью образов, строгой сдержанностью колорита, обобщённостью рисунка, а затем приобретает черты декоративной орнаментальности.

В миниатюре визант. влияния переплетаются с романскими. Золотая и серебряная утварь, кресты, оклады евангелий украшались чеканкой, филигранью, гравировкой. Развиты были резьба по дереву (иконостасы с растит. узором), шитьё золотом и серебром (плащаницы), гончарство (кувшины и миски с зелено-коричневой и жёлтой поливой). Со 2-й пол. 15 в. тур. завоеватели строили в городах мечети, минареты, караван-сараи, крытые рынки, бани. Распространились 2-3-этажные каркасные дома с глухими стенами и выступающими верхними этажами. С кон. 17 в. в Воеводине (вошедшей в состав Австрии) строились церкви и гор. дома в формах барокко, а позже классицизма, исполнялись патриотич. гравюры (X. Жефарович); живопись 18 в. (иконы, портреты) испытала влияние барокко (Т. Крачун) и рококо (Т. Чешляр). В центр. областях С. в 17 -нач. 19 вв. строились деревянные церкви с высокой двускатной крышей.

В 19 в. в С. появляются элементы регулярного градостроительства, строятся здания в традициях местного ср.-век. зодчества (дом княгини Любицы в Белграде, 1829-36, арх. X. Н. Живкович), в духе европ. эклектики (Нар. театр в Белграде, 1868-69, арх. А. Бугарский), а в нач. 20 в. также в стиле "модерн" (отель "Москва" в Белграде, 1906, арх. И. Илкич) и неовизант. стиле (церковь Александра Невского в Белграде, 1918, арх. Е. Надич). Классицизм начала 19 в. в живописи связан с просветит, и нац.-освободит. движением (картины А. Теодоровича на темы нац. истории, строгие, мужеств. портреты К. Данила). Романтич. настроения, ощутимые в живописи Д. Аврамовича, одухотворяют драматичные картины Дж. Якшича на темы освободит. борьбы. Реалистич. ист., жанровые картины и пейзажи Дж. Крстича динамичны по живописи, полны романтич. волнения. В 70-80-х гг. развивается жанровая живопись (У. Предич, П. Йованович), не чуждая, однако, черт идеализации и поверхностного бытописательства. Реалистич. восприятие нац. жизни сочетается со свободной экспрессией и звучностью цвета в картинах Н. Петрович, с декоративной выразительностью - в портретах М. Пьяде. Влияние импрессионизма и фовизма проявилось в пейзажах М. Миловановича.

После 1-й мировой войны 1914-18 с ростом пром-сти и городов обостряется контраст между благоустроенными гор. центрами и стихийно растущими р-нами трущоб. В 1930-х гг. в работах арх. Д. Брашована и Н. Добровича появляются простые геом. формы, функционально оправданные планы, что сочеталось с изысканностью декора (здание Исполнительного веча в Нови-Саде, 1938, арх. Брашован). В скульптуре выделялись динамичные, обобщённые стилизованные статуи Т. Росандича, пластически цельные и психологичные работы С. Стояновича. В живописи влияния кубизма, фовизма и экспрессионизма сочетались с острым ощущением красочности и материальности мира в портретах и пейзажах П. Добровича, М. Конёвича, И. Биелича; к несклассич. простоте жанровых композиций и пейзажей тяготел С. Шуманович, к интимности и изысканности - "поэтич. реалисты" И. Табакович и М. Челебонович. Сторонники реалистич., социально направленного иск-ва объединились в 1934 в группу "Жизнь"; её основатель Дж. Андреевич-Кун темпераментно запечатлел трагедии жизни пролетариата и гор. бедноты, партиз. борьбу 1941-44.


Дж. Андрееви-К у н. "Похороны". Гравюра на дереве из цикла "Кровавое золото". 1934.


После 1945 в Нар. Республике С. были разработаны ген. планы Белграда (1947-1950, арх. Н. Добрович и др.) и др. городов, предусматривавшие рост и зонирование терр., озеленение, стр-во новых жилых р-нов, развернулось сооружение заводов, фабрик, рабочих посёлков, школ, больниц, спортивных центров. В 1950-х гг. создаётся строит. индустрия, распространяется сборное стр-во, в т. ч. сборные металлич. и железобетонные каркасы. Башенные дома с лоджиями и балконами сочетаются с невысокими протяжёнными домами в застройке новых р-нов Белграда, Нови-Сада и др. Создан свободный по планировке комплекс Нового Белграда. С кон. 1960-х гг. ведутся комплексные работы по районной планировке С.; усилилось стремление к пластичности и декоративной выразительности зданий, использованию синтеза иск-в. Среди крупных сооружений - ансамбль пл. Партизан в Титово-Ужице (1957-61, арх. С. Мандич, М. Пантович), здания Союзного исполнит. веча (1950-е гг., арх. В. Поточняк и др.) и Президиума Союза коммунистов Югославии (1960-е гг., арх. М. Янкович и др.) в Белграде. Романтической символикой проникнуты мемориальные комплексы в память борцов против фашизма (в Сремска-Митровице, 1959-60, арх. Б. Богданович).

События нац.-освободит. борьбы, соци-алистич. стр-во отражены в картинах Андреевича-Куна, М. Челебоновича, Б. Илича. В 1950-60-х гг. в иск-ве С. распространяются формально-пластические искания, модернистские течения - абстракционизм (С. Челич, Л. Сокич), сюрреализм (Л. Шейка, В. Величкович), "оп-арт" (А. Томашевич) и др. Выделяются жизнерадостные картины Л. Вуяклии, близкие к поэтической сказочности фольклора, детские образы К. Дивяк, в скульптуре - монументальные композиции Н. Глида, И. Кратохвила, Р. Станковича в память погибших героев, в декоративном иск-ве - керамич. панно Табаковича, ковры Вуяклии, Конёвича, М. Зорич, керамика, металл, стекло К. Джорджевича и др.

В нар. зодчестве сохраняются деревянные, каменные, саманные дома с высокой черепичной или гонтовой кровлей, часто с открытой галереей; на севере деревянные дома украшаются резьбой и росписью. Среди нар. ремёсел - вышивка (геометризованный растит. узор), ковроделие (оезворсовые ковры с геом., растит., зооморфным орнаментом), резьба по дереву (розетки, сетчатые и спиральные мотивы), керамич. произ-во (фигурные сосуды, узкогорлые кувшины), резьба и роспись по камню (надгробия, придорожные стелы).

Музыка. В нар. быту сербов распространено гл. обр. песенное творчество. Его носителями были странствующие нар. певцы-сказители, т. н. гуслары,- исполнители эпич. "юнацких" песен, аккомпанировавшие себе на нар. смычковом инструменте - гусле. Муз. и поэтич. красотой отличаются лирич. песни (преим. женские), популярны хороводные. Характерные черты серб. муз. фольклора -интервалы увеличенной секунды, широкая распевность, ритмич. разнообразие. Первые композиторы С.- капельмейстер И. Шлезингер, работавший в сер. 19 в. в Белграде и организовавший там воен. оркестр (писал произв. для этого оркестра и музыку к спектаклям драм. театра), и Н. Джуркович (патриотич. хоры, особенно популярные в 1848), к-рый был также певцом, актёром и хормейстером. В 1838 в Панчево возник первый хоровой кружок, в 1853 организовано Белградское певч. об-во. В формирование нац. муз. культуры значит. вклад внёс композитор и пианист К. Станкович -руководитель Белградского певч. об-ва (с 1863) и церк. певч. общества "Корнелие" (с 1881); знаток серб. муз. фольклора, он опубликовал обработки нар. песен для голоса и фп. В дальнейшем выдвинулся Д. Енко, автор театр. музыки и патриотич. песен, осн. на нац. мелодике. Большую роль в развитии музыки С. сыграли И. Маринкович, создатель серб. сольной песни и романса, и композитор С. Мокраняц, собиратель муз. фольклора (хоровые сюиты "Руковети" - обработки серб., макед., черногорских и др. нар. напевов). Мокраняц руководил ок. 30 лет (с 1887) Белградским хоровым об-вом, совершил с его хором поездки в др. страны Европы, в т. ч. в Россию (1896); он организовал Союз хоровых об-в и Ассоциацию серб. музыкантов. Во 2-й пол. 19 в. муз. жизнь в С. определялась гл. обр. работой хоровых об-в, крупнейшее из них - Академич. певч. об-во (осн. в 1884; с 1887 наз. "Обилии"). В 1899 в Белграде открылась первая Серб, школа музыки (ныне Гос. ср. муз. школа "Мокраняц"). В Нац. театре ("Народно позориште") в Белграде шли т. н. пьесы с пением ("комад с певанем"). В 1882 здесь поставлена первая серб. оперетта "Колдунья" Енко, в 1902 Б. Йоксимович написал первую серб. оперу "Женитьба Милоша Обилича", в 1903 поставлена опера С. Бинички "На заре". Среди др. оперных композиторов - И. Баич ("Князь Иван из Сомберии"), П. Крстич. Под рук. Бинички и С. Христича в Нац. театре в 1920 была организована самостоят. оперная труппа, в 1922- балетная, репертуар к-рых составляли гл. обр. соч. П. Конёвича, М. Милоевича, Христича и др. югосл. композиторов, выдвинувшихся после 1-й мировой войны 1914-18. Популяризации их музыки способствовали также Белградское филармонии. об-во (с 1923), имевшее симф. оркестр, Белградский фп. квартет, Белградское трио, камерный оркестр "Коллегиум музикум" при ун-те (рук. Милоевич). В 1937 в Белграде была основана Муз. академия. В кон. 1930-х гг. выдвинулся В. Вучкович (коммунист, убит фашистами в 1942), музыковед, композитор и дирижёр. В Нар. Югославии началось интенсивное развитие сербской муз. культуры.

Получили известность композиторы М. Ристич, С. Райичич, В. Перичич, Любица Марич, А. Обрадович и др. В 1945 возобновила работу оперная труппа Нац. театра (до 1963 рук. О. Данон) в Белграде; среди солистов - М. Чангалович, А. Маринкович, 3. Зикова. С 1957 работает Ин-т музыковедения Сербской АН. В 1967 открылся концертный зал Филармонии (её руководитель в 1952-61 К. Баранович). Выступают симф. и камерный оркестры (рук. Л. Якич, Ж. Здравкович), различные муз. коллективы Белградского радио и Дома Югосл. нар. армии, ансамбль нар. танца "Коло" и др. проф. и самодеятельные оркестры, инструментальные и вокальные ансамбли. Среди музыкантов 1960 - 70-х гг.-композиторы П. Бергамо, П. Озгиян, Э. Иосиф, Д. Радич, В. Мокраняц; дирижёр Ж. Здравкович; пианист 3. Марасович; скрипач Л. Марьянович; певцы Цвеич (семья), певица В. Хейбал; музыковед С. Джурич-Клайн (её труды публикуются с 1950-х гг.).

Н. М. Ямполъский.

Театр. Первые сведения о серб. театре относятся к 13 в., когда в праздничные дни устраивались нар. уличные представления. Тур. иго прервало развитие театра, возобновилось оно на терр. Воеводины (представление в 1736 учениками Лат. школы в Карловце историч. пьесы "Трагедокомедия" Э. Козачинского и др. школьные спектакли, к-рые показывались от случая к случаю). Возникновение светского театра связано с именем И. Вуйича, актёра, драматурга и переводчика, основателя неск. передвижных трупп на терр. С. и Воеводины (1810-е гг.). В 1825 в Нови-Саде любительской труппой под рук. А. Николича была поставлена первая серб. пьеса - трагедия "Смерть царя Уроша V" С. Стефановича. В нач. 40-х гг. 19 в. возникали передвижные труппы ("Передвижное любительское общество" и др.) и первые постоянные театры (Княжеско-серб. театр, театр "В таможне" в Белграде и др.). Основу репертуара составляли романтич. трагедии ("Милош Обилич", "Смерть Стефана Дечанского" и др.) и реалистич. комедии ("Ворона в павлиньих перьях", "Патриоты" и др.) И. Стерии-Поповича, а также переводные пьесы (А. Коцебу, В. Гюго и др.). Новый этап в развитии серб. театра начинается после основания в 1861 в Нови-Саде Серб. нац. театра, а затем в 1868 Нац. театра ("Народно позориште") в Белграде. На сцене утверждается нац. драматургия, идёт процесс выработки единых художеств. принципов, совершенствования актёрского мастерства. Ставятся героич. пьесы на историч. сюжеты, написанные отечеств. авторами (Дж. Якшичем, Л. Костичем и др.), а также драмы У. Шекспира, Ф. Шиллера и др. Складывается иск-во актёров романтич. направления (М. Гргурова, Т. Йованович, Д. Милутинович и др.). В то же время социальная драма и комедия (М. Глишич и др.), а затем сатирич. комедии Б. Нушича, рус. классич. драматургия (Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький), пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана способствуют утверждению реалистич. стиля игры (В. Нигринова, П. Дрбринович, И. Станоевич, М. Гаврилович, И. Джорджевич и др.). В период между 1-й и 2-й мировыми войнами продолжается процесс творческого развития серб. театра.

Большое значение имела деятельность реж. Б. Гавеллы (в 1926-29 директор драматич. труппы Нац. театра в Белграде). Утверждению прогрессивных обществ. тенденций на серб. сцене способствовали пьесы М. Крлежи. В репертуар включалась также драматургия Б. Шоу, Л. Пиранделло, К. Чапека, произв. сов. авторов. В этот период известность приобретают актёры М. Таборская, П. Павлович, Н. Гошич, Ж. Стокич, Р. Плзович, М. Милошевич, М. Живанович и др., режиссёры М. Исайлович, И. Кулунджич, В. Живойинович и др., художник М. Шербан.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 мн. деятели театра приняли участие в нац.-освободит. борьбе. После освобождения от фаш. оккупации и образования ФНРЮ возобновляется деятельность ранее существовавших театров, создаются новые: Белградский драматич., Современный театр и др. С 1948 в Белграде работает Югославский драматич. театр, объединивший ведущих мастеров различных республик Югославии. В 1956 в Белграде создан экспериментальный театр "Ателье 212". Открыты новые театры, в т. ч. детские ("Бошко Буха" в Белграде и др.), кукол, сатирич. (в Белграде, Нови-Саде н др.). Основу репертуара ведущих театров С.- Национального в Белграде и Сербского в Нови-Саде составляет югосл. н зарубежная классика, часто ставятся совр. югосл. пьесы. Ведущие театр. деятели С. в 40 - 70-е гг.: в Нац. театре в Белграде - режиссёры X. Клайн, Б. Борозан, Б. Ступица, актёры С. Северова, Д. Милутииович, Л. Йованович, М. Ступица, К. Йованович, Л. Бобич, И. Миличевич, М. Пузич, М. Алексич; в Серб. нац. театре в Нови-Саде - режиссёры Б. Ханауска, Д. Джуркович, актёры Л. Раваси, Д. Шокица, М. Радакович, В. Животич, С. Ша-лаич и др., художник В. Маренич.

В Белграде в 1950 создана Академия театра, кино, телевидения. В Нови-Саде выходит (с 1965) журн. "Сцена" ("Scena").

Н. М. Вагапова.

Илл. см. на вклейке, табл. X, XI (стр. 272-273).

Лит.: История Югославии, т. 1 - 2, М., 1963; Грачев В. П., Сербская государственность в X-XIV вв., М., 1972; Д о с т я н И. С., Борьба сербского народа против турецкого ига. XV - нач. XIX вв., М., 1958; Писарев Ю. А., Сербия и Черногория в первой мировой войне. 1914-1918, М., 1968; Jиречек К., Исторша Срба, кн. 1 - 2, Београд, 1952; Б о д р и н В. В.. Авдеичев Л. А., Югославия. Экономико-географическая характеристика, М., 1970; Статистически годншгьк СФРУ. Београд, 1954-; Тачковin Т.Б., Географске области Соцjалистичке Федеративне Републике Jyroславще, Београд. 1972;РаковскийС.Н., Б у л а в и н В. И.. По Югославии. М., 1970; П ы п и н А. Н., С п а с о в и ч В. Д., История славянских литератур, 2 изд., т. 1 - 2, СПБ, 1879-81; Эпос сербского народа (изд. подготовил И. Н. Голенищев-Кутузов), М., 1963; Зарубежные славянские литературы. XX век, М., 1970; Срнска кшижевност у кшижевно) критици, 2 изд., кн.. 1 - 12, Београд, 1972 - 73; С к е р л и h J., Сабрана дела, кн.. 1 - 13. Београд, 1964 - 67; Поповиh М., Иcтopnja српске кньижевности. Романтизам, кн. 1 - 3. Београд, 1968 - 72; Г л и г о р и h В., Српски реалиста. 5 изд., Београд, 1968; П а в и h M., Исторша српске кшижевности, Београд, 1970; Погодин А., Руско-српска библиографиjа, 1800 -1925, К№. 1, дио 1-2, Београд, 1932-36; Окунев Н. Л., Сербские средневековые стенописи, Прага, 1923; Алёшина Л. С., Яворская Н. В., Искусство Югославии.

Очерки, М., 1966; Белоусов В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973: Боиковиh H., Средаевековна уметност у Србjи и Македонjи, Београд, 1948; Д е р о к о А., Сдоменици архитектуре IX-XVIII века у Jугославиjи, Београд, 1964; Радоjчиh С., Старо српско сликарство, Београд, 1966; S г е j о v i с D., Praistorija, [Beograd, 1967]; G о г е п с М., Antika, [Beograd, 1967]; R a d о j с i с S., Geschichte der serbischen Kunst, В., 1969; П р о т и h М. Б., Српско сликарство XX века, кнэ. 1 -2, Београд, 1970; ЯмпольскийИ., Музыка Югославии, М., 1958, с. 9-10, 35-36, 60-77, 83-91, 06-113; D u r i c-K 1 a j n S., Razvoj muzicke umjetnosti u Srbiji, (B кн.: A n d r e i s J., CvetkoD., Duric-K 1 a j n S., Histrrijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962, s. 529-709; Вагапова Н. М., Театр народов Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972, с. 312 - 25; Солнцева Д., Театр народов Югославии, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1974; Српско народно позориште у Новом Саду. Споменица 1861 - 1961, Нови Сад, 1961; Ледан век Народног позоришта у Београду, 1868 - 1968, Београд, 1968; J о в а н о в и h P. В., Драма, Београд, 1973.

СЕРБОЛУЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА,литература лужичан, лужицких сербов, серболужичан, зап.-слав. народности в ГДР. Охватывает письменность на двух лит. языках: верхне- и нижнелужицком (см. Лужицкий язык). Развитие С. л. связано с нац. возрождением лужицких сербов (40-70-е гг. 19 в.). Наиболее распространены были стихотворные жанры и рассказы; драматургия появилась позже, роман - только после 2-й мировой войны 1939-45. Более развита С. л. на верхнелужицком лит. яз. (см. Лужичане, раздел Литература). Среди поэтов, пишущих на нижнелужицком лит. яз., выделяются X. Ф. Стемпель (1787-1867) и М. Косык (1853-1940). До освобождения от фашизма С. л. боролась за пробуждение нац. самосознания лужичан. В условиях строительства социализма в ГДР ведущими темами С. л. стали борьба с фашизмом и реакцией, формирование нового человека, дружба народов (см. Германская Демократическая Республика, раздел Литература).

СЕРБО-ЧЕРНОГОРСКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ 1876-78, войны между Сербией и Черногорией с одной стороны и Османской империей - с другой. Происходили в обстановке подъёма нац.-освободительного движения на Балканах. В войну 1876 (объявлена Сербией и Черногорией в июне) Черногория и Сербия (требовавшая от Османской империи передачи Боснии и Герцеговины под своё управление) вступили неподготовленными. В ходе воен. действий тур. войска заняли ряд населённых пунктов в Сербии. Благодаря ультиматуму России, предъявленному тур. пр-ву в октябре 1876, между воюющими сторонами было заключено перемирие, а в февр. 1877 Сербия заключила с Османской империей мир на условиях довоен. положения (Черногория мирный договор не подписала). С началом рус.-тур. войны 1877-78 Черногория в апр. 1877 возобновила воен. действия. В дек. 1877 Сербия вновь вступила в войну, явившуюся фактически частью рус.-тур. войны 1877-78. В ходе воен. действий сербские и черногорские