БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201йствит. чл. петерб. АХ (с 1873; с 1877 проф.). Обращаясь преим. к сюжетам, почерпнутым из антич. и раннехрист. эпох, С. создавал произв., отличающиеся мастерством композиции и рисунка, светлым колоритом, детальной разработкой эффектов солнечного освещения. Но при внешней импозантности работы С., крупнейшего представителя академизма, носили поверхностно-театр., эклектич. характер и вызывали резко отрицательные отзывы со стороны рус. художников и критиков демократич. лагеря (И. Е. Репина, В. В. Стасова и др.). Осн. произв.: "Светочи христианства" (1876, Нац. музей, Краков), "Танец среди мечей" (1881, Третьяковская гал.), "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине" (1889, Рус. музей, Ленинград).

X. С е м и р а д с к и й. "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине". 1889. Русский музей. Ленинград.


Лит.: Lewandowski St. R., Hen-ryk Siemiradzki, Warsz., 1911.

СЕМИРАМИДА, Шаммурамат, Шамирам, царица Ассирии, жена царя Шамшиадада V и мать Ададнирари III, регентша в годы малолетства последнего (810-806 до н. э.). Вела войны гл. обр. в Мидии. В Ассирии была известна под именем Шаммурамат. В античную лит-ру вошла под именем С. (впервые у греч. писателя Ктесия, кон. 5 - нач. 4 вв. до н. э.). С её именем связывались "висячие сады" ("сады С.") - одно из "семи чудес света". В арм. лит-ре известна под именем Шамирам (в соч. арм. историка Мовсеса Хоренаци, 5 - нач. 6 вв. н. э.).

СЕМИРЕЧЕНСКИЙ АЛАТАУ, одно из названий Джунгарского Алатау в вост. части Казах. ССР.

СЕМИРЕЧЕНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, часть казачества в дореволюц. России, размещавшаяся в Семиреченской обл. (ныне большая часть Кирг. ССР, Алма-Атинская, Талды-Курганская и часть Джамбулской и Семипалатинской областей Казах. ССР) с центром в Верном (ныне Алма-Ата). Образовано в 1867 из части Сибирского казачьего войска. Возглавлялось наказным атаманом (он же воен. губернатор области), подчинённым с 1882 степному, а с 1899 туркестанскому ген.-губернатору. В нач. 20 в. в мирное время выставляло 1 кон. полк (4 сотни) и 1 гвард. взвод, в воен. время - 3 кон. полка и 12 отд. сотен. Земли С. к. в. занимали 744 тыс. га, в т. ч. 71 тыс. га пашни; казачье население составляло ок. 45 тыс. чел. (1916). Являлось опорой царизма в его колониальной политике в Киргизии и Казахстане, участвовало в завоевании Ср. Азии и 1-й мировой войне 1914-18. Во время Гражд. войны 1918-20 зажиточная верхушка С. к. в. выступала против Сов. власти. После разгрома белогвардейцев в Семиречье в апр. 1920 было упразднено.

СЕМИРЕЧЬЕ, Джетысу (казах., от жети - семь и су - вода), юго-вост. часть Казах. ССР, расположенная между озёрами Балхаш на С., Сасыколь и Алаколь на С.-В., хребтом Джунгарский Алатау на Ю.-В., хребтами Сев. Тянь-Шаня на Ю. Название "С." происходит от 7 гл. рек этого р-на: Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепса, Баскан, Сарканд.

В сев.-зап. и сев. равнинной части С. распространены песчаные, отчасти солончаковые пустыни и лугово-тугайные ландшафты вдоль рек. На Ю.-В., в предгорьях, до выс. 2000 м - лиственные леса, к-рые выше сменяются еловыми лесами и альпийскими лугами.

В ист. литературе С. часто называют более обширную терр., к-рая включала также долину р. Чу. С.- один из районов древней цивилизации Ср. Азии. Здесь жили племена саков (1-е тыс. до н. э.), усуней (2 в. до н. э.- 5 в. н. э.). В сер. 6 в. н. э. здесь образовался Зап.-Тюркский каганат (см. Тюркский каганат), а в 8 в.- гос-ва тюргешей (до 758) и кар-луков (766-940). В кон. 10 в. С. вошло в состав Караханидов государства, а с 30-х гг. 12 в.- Каракитаев государства. В нач. 13 в. завоёвано монголо-та-тарами. В 16 в. на терр. С. образовался казах. Старший жуз. С сер. 19 в. вошло в состав России, на терр. С. в 1867 была образована Семиреченская обл., переименованная в 1922 в Джетысуйскую. В результате Национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии в 1924-25 С. вошло в состав Киргизской (Казахской) АССР и отчасти Кара-Киргизской (Киргизской) АО.

Лит.: Бартольд В. В., Очерк истории Семиречья, Соч., т. 2, ч. 1, М., 1963.

СЕМИТОЛОГИЯ, наука о языках, литературе, культуре и истории семитоязычных народов; термин "С." чаще всего употребляется применительно к отрасли языкознания. С. включает дисциплины, изучающие живые и мёртвые семитские языки: ассириологию, арабистику, библеистику, арамеистику и угаритоведение, гебраистику, сабеистику, эфиопистику и др. Грамматич. изучение семитских языков возникло, не без влияния византийских грамматистов, у сирийцев, арабов и евреев с целью уточнить чтение и понимание религ. книг (сирийские грамматисты - Яков Эдесский, 7 в., Илья Тирханский, 11 в., Яков бар Эбрей, 12 в.; арабские - Сибавейхи, Халиль, 8 в., аль-Асма'и, 9 в.; еврейские - Давид Хайюдж, Ибн Джанах, 10-11 вв., Давид Кимхи, 12-13 вв.). Евр. грамматисты, владея араб., др.-евр., арамейским языками, сравнивали их уже в 11 в. (Иегуда ибн Курайш, Ибн Барун). В Европе изучение араб., др.-евр., сирийского и эфиопского языков возникает в эпоху гуманизма, реформации и контрреформации (И. Рейхлин, И. Буксторф Старший в Германии, Ю. Ц. Скалигер во Франции) с использованием евр. грам-матич. традиции. В 17-18 вв. голл. учёные положили начало арабистике; Ж. Бартелеми (Франция) в 18 в. расшифровал финикийские надписи. В 19 в. С. обогащается достижениями общего и сравнительного языкознания; были изданы важнейшие грамматики, словари, исторические обзоры, каталоги и критич. издания рукописей, своды эпи-графич. памятников, в т. ч. Corpus Inscriptionum Semiticarum (с 1881, Париж). Продолжает преобладать интерес к древнеписьменным языкам и лит-рам; С. обычно являлась вспомогат. дисциплиной к библеистике (изучение Библии). Важнейшую роль в развитии и расширении задач С. сыграли нем. учёные -семитолог-энциклопедист Т. Нёльдеке, В. Гезениус (др.-евр. словарь и грамматика), Ю. Вельхаузен, Р. Киттель (библеистика), Ф. Преториус и X. Дильман (эфиопистика), М. Лидзбарский (эпиграфика), К. Броккельман (сравнит. грамматика семитских языков), франц. учёные Сильвестр де Саси, Э. М. Катрмер, венг. учёный И. Гольдциер (арабистика).

К кон. 19 в. создаются археологич. и филологич. об-ва, изучавшие Палестину и др. страны Бл. Востока. Ассириология и арабистика выделяются в отд. дисциплины.

В 20 в. С. развивается на базе нового материала, собранного археологич. и др. экспедициями, а также на базе изучения совр. языков (Эфиопии и др.). Кафедры С. возникают почти во всех ун-тах мира. Наиболее значительны работы П. Кале, П. Леандера, Г. Бергштрессера, И. Фридриха и мн. др. (Германия), Дж. Гринберга, И. Е. Гелба, С. Гордона, В. Леслау (США), Ж. Кантино, А. Дюпон-Соммера (Франция), Г. Р. Драйвера, леди Дроуэр (Англия), С. Москати, Дж. Гарбини, П. Фрондзароли (Италия), К. Петрачека (Чехословакия), И. Айстлейтнера (Венгрия), Э. Бен Иегуды, X. Рабина, И. Кутчера (Израиль) и др. С 30-х гг. в результате дешифровки письменности Угарита Ш. Виролло и X. Бауэром выделяется новая ветвь С.- угаритоведение. Начинают изучаться живые семитские языки; после 2-й мировой войны 1939-45 развивается С. в Египте, Сирии, Ливане, Израиле. Переворот в библеистике создала находка Мёртвого моря рукописей (1947). В России отд. лица изучали др.-евр. язык ещё в ср. века. Араб. язык начал преподаваться при Петре I, позже вводится преподавание и др.-евр. языка в духовных, а затем и в светских высших учебных заведениях. Ведущей дисциплиной рус. С. была арабистика; гебраистика (наука о др.-евр. языке и письменности) в 1-й пол. 19 в. была представлена трудами Г. П. Павского, К. А. Коссовича. Осн. рукописно-книжными базами С. были Азиатский музей (1818-1930) и Публичная б-ка (ныне Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина) в Петербурге, собрания к-рых, в т. ч. коллекции известного караимского деятеля А. Фирковича, относятся к богатейшим в мире. В Петербурге работали семитологи Д. А. Хвольсон, А. Я. Гаркави, В. В. Болотов, П. К. Коковцов, египтолог и эфиопист Б. А. Тураев, в Москве -гебраисты И. Г. Троицкий, М. В. Никольский. В Москве центром С. был Лазаревский ин-т восточных языков, где работал А. Е. Крымский. В 1882 было создано Российское Палестинское об-во (с 1918 - при АН).

После 1917 гл. роль в С. играли Ленингр. ун-т (кафедра семитологии 1933-1950, кафедра арабистики и семитологии с 1950) и Ин-т востоковедения (1930-49; с 1956 - Ленингр. отделение Ин-та востоковедения АН СССР), где работали И. Ю. Крачковский и его школа (арабистика, сабеистика, эфиопистика), Н. В. Юшманов (семито-хамитская лингвистика), А. Я. Борисов, К. Б. Старкова, И. Д. Амусин, Ю. А. Солодухо и др. (гебраистика), И. Н. Винников (арабистика, арамеистика), Н. В. Пигулевская и её школа (сирология), А. Г. Лундин, Я. Б. Грунтфест (сабеистика) и др.; С. развивается в Москве (Б. М. Гранде -семитское языкознание, создал школу арабистов, Г. М. Бауэр - сабеистика. В. П. Старинин - эфиопистика, Г. Ш. Шарбатов и др.), в Белоруссии (Н. М. Никольский - гебраистика), Грузии (Г, В. Церетели - арабистика, арамеистика, К. Г. Церетели - арамеистика, А. С. Лекиашвили - семитское языкознание, М. А. Шанидзе - гебраистика, и др.) и в др. республиках. Успешно изучаются живые араб., арамейские, амхарские и др. диалекты, открыты и изучены араб. диалекты в сов. Ср. Азии (И. Н. Винников, Г. В. Церетели), впервые начала изучаться совр. араб. лит-pa (И. Ю. Крачковский). Развивается сравнит. грамматика афразийских (семито-хамитских) языков (Н. В. Юшманов, Б. М. Гранде, И. М. Дьяконов).

Работы по С. публикуются в общевосто-коведч. журналах, а также в журн.: ''Journal of Near Eastern Studies" (Chi., 1942-), "Journal of Semitic Studies" (Manchester, 1956-), "Hebrew Union College Annual" (Cincinnati, 1924-), "Semiotica" (The Hague, 1969-), "Oriens Antiquus" (Roma, 1962-), "Leshonenu" (Jerusalem, 1973-), в СССР - непериодич. издания: "Палестинский сборник", "Семитские языки".

Лит.: Коковцев П. К., Книга сравнения еврейского языка с арабским Абу Ибрагима (Исаака Ибн Баруна), СПБ, 1893; его же, Новые материалы для характеристики Иехуды Хайюджа, Самуила На-гида и некоторых других представителей еврейской филологической науки в X, XI и XII веке, П., 1916; Крымский А. Е., Семитские языки и народы, 2 изд., М., 1909 - 12; Б а р т о л ь д В. В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925; К р а ч к о в с к и й И. Ю., Очерки по истории русской арабистики, М.- Л., 1950; Bergstrasser G., Einfuhrung in die semitischen Sprachen, Munch., 1928; Rosenthal F., Die aramaistische Forschung seit Th. Noldeke's Veroffentlichungen, Leiden, 1939; Current trends in linguistics, ed. by Th. A. Sebeok, v. 3, N. Y., 1972. И. М. Дьяконов.

СЕМИТО-ХАМИТСКИЕ ЯЗЫКИ, традиционное (устар.) название семьи афразийских, или афро-азиатских, языков, распространённых в Сев. Африке и Юго-Зап. Азии. С.-х. я. имеют, по-видимому, пять ветвей: семитскую, египетскую, берберо-ливийскую, кушитскую и чадскую; нек-рые исследователи выделяют зап.-кушитские языки в омотскую ветвь. Семитские языки наиболее многочисленны (около 120млн. чел.). Египетская ветвь (египетский язык) с 17 в. вымерла (поздняя форма египетского языка -коптский язык - применяется в богослужении египтян-христиан). Берберская ветвь имеет близкие между собой диалектные группы (см. Берберский язык). К этой же ветви принадлежат др.-письм. ливийско-нумидийский язык и, менее вероятно, вымерший язык Канарских о-вов (гуанчский). Кушитские языки распадаются на пять подветвей. К чадской группе принадлежит язык хауса, языки котоко и мн. др. По предварит. классификации эта группа делится на десять подгрупп (см. Чадские языки).

Для С.-х. я. характерно наличие трёх групп согласных (звонких, глухих и "эмфатических" - глоттализованных, аб-руптивов либо инъективов, или веляризованных) и использование неслогообразующих "й", "у", а также гортанного взрыва в роли согласных. Некоторые древние афразийские фонемы, напр. латеральные, фарингальные, аффрикаты и т. п., утеряны целыми ветвями языков (напр., берберо-ливийской, поздним египетским, некоторыми семитскими, кушитскими и чадскими языками); в отд. языках утеряны и "эмфатические" согласные. Для сев. ветвей (семитской, берберо-ливийской, египетской, менее чётко - кушитской) характерно наличие трёхсогласного корня, словообразования с помощью переогласовки корня и применения небольшого числа аффиксов.

Для семитской и берберо-ливийской ветвей, а также для сев. и отчасти вост. и центр. подветвей кушитской языковой ветви характерно наличие префиксального спряжения глагола действия, первоначально в полногласной форме корня для несовершенного или курсивного вида и неполногласной - для совершенного или пунктуального вида. Архаичным является наличие суффиксально спрягаемого сказуемого, выражающего качество или состояние (из семитских - в аккадском, из берберских - в кабильском, из чадских -в мусгу, также в егип. и др. языках). Во всех кушитских подветвях выработалось новое спряжение глагола, исторически восходящее к сочетанию префиксально спрягаемой формы вспомогат. глагола с именной формой осн. глагола; то же явление наблюдается в чадской ветви, однако в кушитских языках элемент глагола, соответствующий первонач. вспомогат. глаголу, помещается в конце составной глагольной формы, а в чадских (напр., в хауса) - в начале. В егип. языке выработалась особая глагольная система на основе определит. и предложных конструкций с глагольным именем, причём логич. субъект совпадает грамматически с определением, а предикат -с определяемым; лишь глагольная форма качества и состояния имеет архаич. общеафразийскую форму. Для всех С.-х. я. характерны т. н. глагольные "породы" (каузатив, итератив, рефлексив и пр.).

Отд. ветви общеафразийского языка разошлись между собой в глубокой древности, поэтому степень родства совр. семито-хамитских языков меньше, чем между языками, входящими в индоевропейскую семью. Заметно сходство местоимений, глагольных префиксов и сравнительно небольшого числа древнейших слов. Древняя суффиксальная флексия, в т. ч. первонач. падежная, в большинстве С.-х. я. не сохранилась.

Лит.: Дьяконов И. М., Семитохамитские языки, М., 1965; его же, Языки древней Передней Азии, М., 1967; Долгопольский А. Б., Сравнительно-историческая фонетика кушитских языков, М., 1973; С о h е п М., Essai comparatif sur le vocabulaire et la phonetique du chamitosemitique, P., 1947; Greenberg J., The languages of Africa, 2 ed., The Hague, 1966; Current trends in linguistics, ed. Th. A. Sebeok, v. 6, The Hague -P., 1970; Hamito-Semitica, ed. Th. and J. Bynon, P., 1973.

И. М. Дьяконов.

СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ, одна из ветвей афразийской, или семито-хамитской, семьи языков. Распространены в араб. странах (Ирак, Кувейт, гос-ва на юж. берегу Персидского залива, Нар.-Демократич. Респ. Йемен, Йемен, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Ливан, Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания, Судан), в Израиле, на Мальте, в Мали, Чаде, Центральноафр. Республике и в Эфиопии. Отд. очаги С. я. имеются в Юж. Африке, Нигере, США, Иране и СССР (араб. диалекты, новосирийский, или атураи). Число говорящих на С. я.- ок. 120 млн. чел. (1970, оценка). С. я. разделяются на группы: сев.-периферийную, или восточную (вымерший аккадский язык, с диалектами ассирийским и вавилонским); сев.- центральную, или сев.-западную [живые - иврит и новоарамейские диалекты, в т. ч. новосирийский; мёртвые - аморейский, ханаанейский, угаритский, финикийско-пунический, др.-еврейский (более ранняя форма иврита) и арамейские диалекты: др.-арамейский, имперский арамейский, зап.-арамейские - пальмирский, набатейский, палестинские, вост.-арамейские - сирийский, или сирский, вавилонско-талмудический, мандейский ]; юж.- центральную (арабский язык с множеством сильно различающихся живых диалектов, мальтийский язык); юж. -периферийную (живые: мехри, шахри, сокотри и некоторые др. малые языки Ю. Аравии и о. Сокотра, тигре, тиграи, или тигринья, амхарский, аргобба, гафат; мёртвые: минейский, сабейский, катабанский, эфиопский, или геэз); юж.-центральная и юж.-периферийная группы нередко объединяются в одну юж. группу.

Древнейшие памятники С. я.- аккадские клинописные надписи Ирака, а также собств. имена и назв. местностей Палестины, сохранившиеся в егип. надписях 3-2-го тыс. до н. э. Обширная письменность имеется на аккадском, др.-евр., на сирийском и др. арамейских диалектах, эфиопском, и особенно на арабском, к-рый долгое время был лит. языком также для Ирана, Ср. Азии, Испании и мн. др. стран. Известны надписи на угаритском, финикийско-пуническом, минейском, сабейском, катабанском и др. языках; свою письменность имеют языки тигре, амхарский, мальтийский и др.

Характерные черты С. я.: ограниченное число гласных (первоначально "а", "и", "у" в долгом и кратком варианте), наличие трёх рядов согласных (звонкие, глухие и "эмфатические" - напряжённые веляризованные или глоттализованные), отсутствие аффрикат и наличие согласных фарингальных (х и', т. н. 'айн), увулярных (х, i) и гортанного взрыва (', т. н. хамза, или 'алеф). Корень обычно состоит из трёх согласных, несущих осн. словарное значение, в то время как огласовка, а также суффиксы, префиксы и инфиксы уточняют значение или передают грамматич. категорию, напр. катаба - "он писал", кутиба - "написан", 'актаба - "заставил написать", катиб - "пишущий", "писец", китаб-"письмо", "книга", мактаб- "место, время письма", "школа". Имеются следы более древнего корня из двух-трёх согласных и гласного. Существует сложная система словообразования с помощью аффиксов и гл. обр. изменения огласовки. Большую роль играет именное определение в родит. падеже, причём определяемое получает особую форму "сопряжённого состояния". 5 падежей в староаккадском, 3 - в других старосемитских языках; позже падежная система во всех С. я. вымирает. Имеется двойств. и множеств. число; последнее в юж.-семитских языках по большей части вытеснено различными собират. существительными, образованными путём переогласовки основы (баб - "дверь", мн. ч. абуаб, 'алим-"учёный", мн. ч. 'улама, джурнал -"журнал", мн. ч. джаранйл). Для глагольной системы характерно наличие т. н. "пород" - связанных между собой групп основ со специфич. огласовкой и особыми признаками в виде префиксов, инфиксов и суффиксов, удвоения согласных и т. п. Породы (усилительная, заста-вительная, возвратная и др.) модифицируют первичное значение глагола. Каждая порода имеет обычно полную систему изменений по лицам, числам и видам, свои отглагольные имена и т. п. Категория времени развивается поздно; обычно существуют 2 вида - совершенный (пунктуальный) с суффиксальным и несовершенный (курсивный) с префиксальным спряжением; в аккадском яз. в глаголах действия префиксальное спряжение имеют оба вида (несовершенный вид -с полногласием, совершенный - с неполногласием или с инфиксом -т-); суффиксальное спряжение выражает состояние. Лит.: Крымский А. Е., Семитские языки и народы (со включением двух статей Т. Нёльдеке), 2 изд., ч. 2-3, М., 1909-12; Гранде Б. М., Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении, М., 1963; Дьяконов И. М. Семитохамитские языки, М., 1.965; его же, Языки древней Передней Азии, М., 1967; Вrоckelmann К., Grundriss der vergleichen-den Grammatik der semitischen Sprachen, Bd 1 - 2, В., 1961; Bergstrasser G., Einfuhrung in die semitischen Sprachen, Munch., 1928; Current trends in linguistics, ed. Th. S. Sebeok, v. 6, P., 1970.

И. М. Дьяконов.

СЕМИТЫ, термин, введённый в науку немецкими учёными А. Л. Щлёцером и И. Г. Эйхгорном в 80-х гг. 18 в. для обозначения древних народов, характеризовавшихся принадлежностью к особой семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами культа, сходством материальной культуры и быта. Почерпнут из Ветхого завета, где ряд народов объединён под общим назв. "сыны Сима". В совр. науке термин "С." употребляется:

1) по отношению к реконструируемой этнич. общности, явившейся носителем языка - предка языков многих народов, создавших ряд гос. образований в Передней Азии (прасемиты, протосемиты);

2) по отношению к древним и совр. народам, говорящим на языках, входящих в семью семитских языков (точнее было бы употребление термина "семитоязычные народы"). На основании нек-рых научных данных представляется вероятным, что прасемиты (кочевники и скотоводы) населяли некогда сев. Сахару, откуда предположительно в нач. 5-го тыс. до н. э. вследствие интенсивного изменения климата начали продвигаться на восток. По мнению одних учёных (нем. Т. Нёльдеке, англ. У. Р. Смит), С. постепенно заселили Аравийский п-ов, откуда затем отд. волнами в течение тысячелетий проникали в Двуречье и Сирийскую степь, на восточное побережье Средиземного м.; нек-рые учёные (напр., И. М. Дьяконов, СССР) считают, что после перехода дельты Нила одни двинулись на юг и заселили Аравию, другие пошли на север и северо-восток. Ряд учёных (напр., Ж. Кюппе, Бельгия) полагает, что С. после выхода из Сахары в течение нек-рого времени сохраняли свою общность, заселив Сирийскую степь, и именно оттуда начали расселение; нек-рые предполагают, что все семито-хамитские народы произошли из Аравии.

По наиболее распространённому мнению, в кон. 4-го - нач. 3-го тыс. до н, э. С. разделились (по языку) на две большие группы - Восточную и Западную. Восточная (сев.-вост.) группа первоначально расселилась в сев. части Юж. Двуречья, где вошла в соприкосновение с шумерами (нач. 3-го тыс. до н. э.). Представители этой группы говорили на аккадском языке. С сер. 3-го тыс. до н. э. аккадцы проникают в юж. часть Юж. Двуречья, и вскоре язык сев.-вост. группы С. вытесняет шумерский.

Дальнейшая судьба этой группы С. связана с историей Аккада, Вавилонии, Ассирии. Зап. С., в свою очередь, делятся на две или три группы. Одна (сев.-зап.) расселялась в Палестине, Сирии, Сев. Месопотамии двумя волнами. Первыми известными представителями этой группы (3-2-е тыс. до н. э.) были амориты и ханаанеы, затем финикийцы и евреи (с кон. 2-го тыс. до н. э.) и особая подгруппа С.- арамеи; отд. племена арамеев (?) проникли в Юж. Двуречье (халдеи) и даже перешли р. Тигр. Другая (южносемитская) группа во 2-м тыс. до н. э. занимала терр. Аравийского п-ова. Её юж. часть в то время, вероятно, составляли жители древних гос-в в Юж. Аравии Майна, Сабы, Катабана, Хадрамаута (маинцы, хадрамаутцы, сабейцы, катабанцы и др.). Не исключено, что именно представители этой подгруппы заселили в 1-м тыс. до н. э. Эфиопию. Сев. подгруппа юж.-семитской группы была во 2-1-м тыс. до н. э. представлена лихья-нитами, самуд и др., объединёнными не позже нач. 1-го тыс. до н. э. под назв. арабы. Выход арабов за пределы Аравийского п-ова в 7 в. н. э. (см. Арабские завоевания) рассматривается как последняя и крупнейшая волна расселения С. К числу семитоязычных народов относят арабов, мальтийцев, потомков древних представителей юж. подгруппы юж. С. в Юж. Аравии (махри, шахри, жителей о. Сокотра и др.), амхара, тигре и ряд др. народностей Эфиопии, израильтян, новосирийцев.

Лит. см. при статьях Семитология, Семитские языки. Г. М. Бауэр.

СЕМИХАТОВ Александр Николаевич [24.1(5.2).1882, Ртищево, ныне Саратовской обл.,- 29.5.1956, Москва], советский гидрогеолог, доктор геол.-минералогич. наук (с 1937), засл. деятель науки и техники РСФСР (1947). После окончания Моск. ун-та (в 1910) преподавал (с 1922 проф.) в Моск. с.-х. ин-те (ныне Моск. с.-х. академия им. К. А. Тимирязева). В 1914 С. одним из первых в России начал читать курс гидрогеологии. С 1930 проф. Моск. ин-та инженеров водного х