БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201о для наиболее капиталистически развитых р-нов - Украины, Юга России, Прибалтики. Позднее в сев.-зап. и центр. губерниях распространяется разновидность баптизма - евангельские христиане. В дореформенных сектах возникают новообразования, устанавливающие своеобразный церк. строй и придающие своим учениям характер догматич. систем, строго обязательных для верующих (Старый Израиль, Новый Израиль в христововерии, христиане евангелич. исповедания в молоканстве). Баптизм, евангельское христианство, адвентизм являлись религ. течениями, реакционными по форме и содержанию, растворявшими социальный протест демократич. элементов. Они стали просто небольшими религ. орг-циями, конкурировавшими с православной церковью, а не антагонистичными ей. В то же время различные религиозные и гос. преследования сектантов в дореволюц. России содействовали сохранению о них представления в отсталых группах трудящихся как о противниках официальной церкви. В кон. 19 - нач. 20 вв. появились различные секты, проповедовавшие религ. трезвенничество.

Накануне Окт. революции 1917 в России было до 1 млн. сектантов, из них до 200 тыс. баптистов, евангельских христиан, адвентистов. Руководители С. встретили Окт. революцию враждебно, боролись против Сов. власти в годы Гражд. войны 1918-20. Нек-рые секты оказывали сопротивление коллективизации с. х-ва, выступали против многих мероприятий социалистич. гос-ва. Религиозное изуверство, проявлявшееся в деятельности ряда сект (пятидесятники, скопцы, хлысты и др.), было запрещено законом. Отделение церкви от гос-ва и гарантированная Конституцией свобода совести поставили сектантские организации в равнее положение со всеми религиозными культами и лишили их былой репутации как противников господствующей православной церкви. Под давлением рядовых верующих многие секты и их руководители в сер. 20-х гг. заявили о лояльном отношении к Сов. власти. Численность сектантов в СССР по сравнению с дореволюц. временем резко снизилась. Дореформенные секты, как и их позднейшие разновидности - молоканство, духоборчество, христововерие, скопчество, субботничество, Старый и Новый Израиль, потеряли осн. массу последователей. Наблюдавшийся в нач. 40 - нач. 50-х гг. рост баптизма, адвентизма, пятидесятничества, как и распространение секты ''Общество свидетелей Иеговы" (преим. в зап. областях Украины и Белоруссии), затем приостановился. В социально-демографич. структуре этих сект происходят изменения, выявляющие ущербную тенденцию в их развитии: по сравнению с 20-ми гг. численность молодёжи снизилась вдвое; также вдвое уменьшилась доля мужчин; среди сектантов втрое сократилось число лиц, непосредственно участвующих в общественно-производит. труде. Хотя в совр. С. и идёт процесс модернизации (отказ от изуверских обрядов, соблюдение сов. законов и т. д.) и приспособления его к условиям социализма и мышлению совр. сов. людей, в своей основе оно остаётся антиобщественным и реакционным. Для сектантов характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказа от "мирской" жизни, психология избранничества. Для идейного развития сов. общества закономерным является постоянный отход населения от всех форм религ. мировоззрения, в т. ч. от С.

Социалистич. революции в других странах Европы и Азии подорвали социальные корни религии и С. Однако в ряде социалистич. стран С. является и ныне одним из наиболее живучих религ. пережитков. В целом же постоянно сокращается число сектантов, уменьшается контингент молодёжи в сектах, значит. часть последователей совр. сект составляют люди преклонного возраста, не участвующие непосредственно в общественно-производит. труде, преим. женщины.

Лит.: Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества, в. 1 - 5, 7, СПБ, 1908 - 16; Путинцев Ф., Кабальное братство сектантов, М.- Л., 1931; его же, Политическая роль и тактика сект, М., 1935; Бонч-Бруевич В. Д., Избр. соч., т. 1 - О религии, религиозном сектантстве и церкви, М., 1959; Конкретные исследования современных религиозных верований (методика,организация, результаты), М., 1967; Т а н ч е р В. К., Лекционная пропаганда среди сектантов, М., 1967; Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в.-1917 г.), М., 1965; его же, Религиозное сектантство и современность, М., 1969; его же, Религиозное сектантство в прошлом и настоящем, М., 1973; его же, Из мира религиозного сектантства, М., 1974; Критика религиозного сектантства, М., 1974; Настольная книга атеиста, 3 изд., М., 1974; Грекулов Е. Ф., Библиографический указатель литературы по исследованию православия, старообрядчества и сектантства в советской исторической науке. За 1922-1972 гг., М., 1974. А. И. Клибанов.

СЕКТАНТСТВО в рабочем движении, обособление, отрыв революц. орг-ций и партий от трудящихся масс вследствие ошибочных идейно-политич. установок, гл. обр. левацкого и догма-тич. характера. Возникновение С. в рабочем движении относится к 1-й пол. 19 в. В то время С. ещё представляло собой специфическую форму протеста против капитализма и было связано с различными течениями утопич. социализма и коммунизма (среди них: во Франции-бабувисты, бланкисты, последователи Сен-Симона и Фурье, прудонисты; в Германии - "истинные социалисты'', вейтлингианцы; в Великобритании - оуэнисты и др.). "Сумбурность", свойственная социалистич. движению на его ранней стадии, "...проявляется в образовании многочисленных сект, борющихся друг с другом по меньшей мере с таким же ожесточением, как и с общим внешним врагом" (Энгельс Ф., К истории первоначального христианства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 478).

Научный коммунизм с самого начала провозгласил принципиальное отрицание всякого С. "Коммунисты,- говорилось в "Манифесте Коммунистической партии",- не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом. Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 437). Удар, нанесённый домарксовским формам социализма революциями 1848-49, подорвал позиции многочисл. сект в европ. рабочем движении. Решающий шаг к преодолению С. этого типа был сделан с основанием 1-го Интернационала (1864). Его история была непрерывной борьбой Генерального совета против тех или иных сект, к-рые стремились упрочиться внутри самого Интернационала: прудонистов (мютюэлистов) во Франции, лассальянцев в Германии и особенно анархистов-бакунистов (гл. обр. в Италии, Испании, Швейцарии). Эта борьба привела к утверждению марксизма в социалистич. рабочем движении. 2-й Интернационал (осн. в 1889) в целом стал на позиции марксизма.

К тому времени, однако, в марксистском социалистич. движении обнаружились признаки нового С., связанного с доктринёрским искажением марксизма (что отчасти было реакцией на усиление реформистско-оппортунистич. тенденций во 2-м Интернационале и его секциях). Сектантские тенденции временами явственно обнаруживались в гедистской Рабочей партии (Франция); сектантские элементы, не пользовавшиеся, правда, серьёзным влиянием, действовали в Социал-демократич. партии Германии (В. Гассельман, И. Мост). Сектантскую линию проводили Социал-демократическая федерация в Великобритании и Социалистическая рабочая партия США; Энгельс подверг резкой критике обе эти орг-ции за то, что они превратили теорию Маркса "...в окаменелую ортодоксию..." (см. Письмо Зорге Ф. А., 12 мая 1894, там же, т. 39, с. 207). Он настойчиво советовал англо-амер. социалистам вытравить узкий и заскорузлый сектантский дух, слиться с рабочим движением. Этим замечаниям придавал исключительно большое значение В. И. Ленин, к-рому приходилось постоянно вести борьбу против С. в русском с.-д. движении (против "кружковщины" и местничества в кон. 1890 - нач. 1900-х гг.; против меньшевистского и полуменьшевистского доктринёрства во время и после Революции 1905-07 в России, а также против "отзовистов" и "ультиматистов" -этих ликвидаторов наизнанку - в годы реакции).

После Окт. революции 1917 в России, в обстановке подъёма революц. рабочего движения в ряде стран, проблема борьбы против С. приобрела ещё большую остроту и масштабы.

Помимо рецидивов прежнего С. (напр., оживление анархистских течений), возникли сектантские течения в молодых коммунистич. партиях. В большевистской партии носителями С. были "левые коммунисты", троцкисты. Наибольшую опасность приобрёл в этот период троцкизм, пытавшийся ревизовать ген. линию коммунистич. движения. В компартиях Запада тенденция к С. была связана также с тем, что В. И. Ленин назвал "детской болезнью „левизны" в коммунизме": преувеличенным "революционаризмом", отрицанием компромиссов, отказом от участия в парламентской деятельности, от работы в реформистских профсоюзах и т. д. Коммунистич. Интернационал оказывал большую помощь молодым коммунистич. партиям в преодолении левосектантских ошибок. Однако в коммунистич движении и позже возникали элементы сектантства, выражавшиеся, напр., в искажении ленинской политики единого фронта, в оценке социал-демократии как "умеренного крыла фашизма" и т. д. Эти ошибки особенно распространились после 6-го конгресса Коминтерна (1928) в ходе практического применения тактики "класс против класса". С кон. 20-х до сер. 30-х гг. С. стало в нек-рых компартиях капиталистич. стран "укоренившимся пороком" (Г. Димитров).

Крупный шаг к преодолению С. в коммунистич. движении был сделан 7-м конгрессом Коминтерна (1935), обогатившим на основе уже имевшегося к тому времени опыта стратегию и тактику единого рабочего фронта и выдвинувшим программу создания народного фронта против фашизма и войны. Решения 7-го конгресса наметили широкую, свободную от сектантской ограниченности платформу единства рабочего класса и всех демократич. сил. Политика нар. фронта, а затем участие коммунистов в организации антифаш. Движения Сопротивления и руководстве им во время 2-й мировой войны 1939-45 содействовали укреплению авторитета компартий и изживанию ими сектантских тенденций.

В послевоен. годы победа социалистич. революций в ряде стран Европы и Азии, вовлечение в мировой революц. процесс многомиллионных непролет. масс и дальнейшее развитие коммунистич. движения вширь сопровождались новыми проявлениями С., отчасти обусловленными политич. неопытностью нек-рых молодых участников революц. движения, а отчасти - влиянием мелкобурж. революционаризма и национализма. В нач. 60-х гг. руководство компартии Китая (КПК) выступило с позиций "левого" оппортунизма и национализма против линии междунар. коммунистич. движения, разработанной совместно коммунистич. и рабочими партиями, включая КПК, и выдвинуло свою особую идейно-политич. платформу, служащую его великодержавно-националистич. целям. Потерпев неудачу в попытке навязать эту платформу коммунистич. движению, оно повело прямую борьбу против марксистско-ленинских партий и стало создавать или поощрять создание раскольнических маоистских "партий" и групп в др. странах, всё более смыкаясь в борьбе против коммунистич. движения, Сов. Союза и др. стран социалистич. содружества с самыми реакц. империалистич. силами (см. Маоизм). Сектантские тенденции проявили себя также в виде различных неотроцкистских, анархистских, анархо-синдикалистских и прочих ультралевых движений (особенно в Латинской Америке).

Междунар. коммунистич. движение выступает против всех видов С. в теории и практике революц. борьбы. Международное совещание коммунистич. и рабочих партий 1969 подчеркнуло стремление коммунистов ''...последовательно отстаивать свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма" (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 328-29).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; М а р к с К., [Письмо Ф. Больте. 23 нояб. 1871], там же, т. 33; Энгельс Ф., [Письмо А. Бебелю. 20 июня 1873 г.], там же; его же, [Письмо Ф. Зорге, 12 мая 1894], там же, т. 39; его ж е, К истории первоначального христианства, там же, т. 22; Ленин В. И., Предисловие к русскому переводу книги "Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге, и др.", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 15; его же, О революционной Фразе, там же, т. 35; его ж е, О "левом" ребячестве и о мелкобуржуазности, там же, т. 36; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; Брежнев Л. И., КПСС в борьбе за единство всех революционных и миролюбивых сил, М., 1972; Димитров Г., Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма, Избр. произв., т. 1, М., 1957; Коммунистический Интернационал. Краткий исторический очерк, М., 1969; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969. А. Б. Вебер.

СЕКТОР (позднелат. sector, от лат. seco - разрезаю, разделяю), 1) чётко выделенная составная часть. 2) Участок, ограниченный радиальными линиями, напр. С. стадиона, С. наблюдения, С. обстрела. 3) Часть нар. х-ва, имеющая определённые экономич. и социальные признаки, напр. обобществлённый С., в противоположность частному. 4) Отдел учреждения или орг-ции с определённой специализацией. 5) В физич. географии - крупные части материков, отличающиеся различной структурой гео-графич. зональности.

СЕКТОР в математике, 1)С. на плоскости - плоская фигура, ограниченная двумя полупрямыми, исходящими из внутренней точки фигуры, и дугой контура. С. круга - фигура, ограниченная двумя радиусами и дугой, на к-рую они опираются. Площадь С. круга равна lr/2 или n(пи)r2а/360, где l - длина дуги, а - соответствующий этой дуге центральный угол в градусах и r - радиус круга. 2) С. в пространстве - часть тела, ограниченная конической поверхностью, вершина к-рой находится внутри тела, и вырезаемой ею частью поверхности тела. О С. шара см. Шаровой сектор.



2316.htm
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (франц. secularisation, от позднелат. saecularis - мирской, светский), 1) обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. В раннем средневековье С. в значит. мере носила характер перераспределения гос-вом зем. собственности, передачи части земель от церк. феодалов светским (гл. обр. военно-служилому слою). Широкая С. была проведена в 1-й пол. 8 в. во Франкском гос-ве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церк. земли в качестве бенефиция военно-служилой знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими иконоборчество. В период образования централизованных нац. государств С. являлась одним из способов освобождения королевской власти от церк. опеки и укрепления гос. финансов за счёт доходов духовенства (напр., путём конфискации имущества ордена тамплиеров в нач. 14 в.). Церк. землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феод. порядки, являлось помехой в развитии капиталистич. уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. в связи с Реформацией. Требование С., выдвигавшееся уже реформаторами 14-15 вв. Дж. Уиклифом, Я. Гусом, а в 16 в. М. Лютером и др., встретило поддержку со стороны части светских феодалов и государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524-26 С. провели присоединившиеся к Реформации нем. князья. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведённую до 1624. В широком масштабе С. сопровождала распространение цвинглианства и кальвинизма в швейц. кантонах. В ходе Нидерл. бурж. революции 16 в. секуляризованные церк. земли переходили гл. обр. в руки буржуазии. Реформация в Англии также сопровождалась С. монастырских имуществ (1536-39); в результате распродажи секуляризованные королевской властью земли перешли во владение буржуазии и джентри. С. ускорила процесс экспроприации англ. крестьян и способствовала процессу т. н. первонач. накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1973, с. 725-73).

С. являлась существенным элементом агр. преобразований периода Англ. бурж. революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродажа их земель). Во 2-й пол. 18 в. С. являлась важным элементом политики т. н. просвещённого абсолютизма (напр., С., проведённая в Австрии Иосифами, в Португалии - Помбалом). Сокрушительный удар феод. собственности церкви во Франции нанесла Великая франц. революция: декретом от 2 нояб. 1789 церковно-монастырские земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значит. мере попали в руки буржуазии. После Люневилъского мира 1801 Наполеон Бонапарт разрешил своим союзникам из нем. князей секуляризовать церк. княжества. С. проводилась также в период объединения Италии (в 1855, 1866, ликвидация Папской обл. в 1870). Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религ. ордена и конгрегации, церк. имущество передавалось гос-ву. С. способствовала укреплению капитализма и бурж. гос-ва, в целом имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в нек-рых гос-вах Востока и Лат. Америки. Нар. массы никакой материальной выгоды от С. не получали. Впервые в интересах народа С. была проведена лишь в результате победы Великой Окт. социалистич. революции, когда церк. имущество в России декретом 1917 было объявлено всенар. достоянием. В зарубежных социалистич. странах крупное церк. землевладение было ликвидировано в ходе аграрных преобразований после 2-й мировой войны 1939-45 (см. в ст. Монастыри).

Б. Я. Ромм.

Секуляризация в России. С образованием Русского централизованного государства в кон. 15 в. пр-во Ивана III пыталось ограничить церк. землевладение. Впервые вопрос о С. был поставлен на церк. соборе 1503. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феод. раздробленностью и ересями в России, пр-во было вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели, Иосифляне). Добившись внутриполитич. стабилизации, пр-во во 2-й пол. 16-17 вв. сделало новые шаги по ограничению церк. землевладения. В 1551, 1580-84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель, и т. д. Соборным уложением 1649 пр-во запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649-52 конфисковало гор. слободы и дворы церкви. Однако правительств. ролитика не была последовательной, поэтому во 2-й пол. 17 в. церк. землевладение росло (пожалования, в т. ч. царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с 1653-54 число крест. дворов в церк. владениях увеличилось к нач. 18 в. примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.

Пр-во Петра I провело в нач. 18 в. временную и частичную С. Все владения монастырей были разделены на "определённые вотчины " (с них доход шёл на содержание монастыря) и "заопределённые", отдававшие доходы гос-ву. С созданием Синода (что закрепило подчинение церкви императору) большинство вотчин было возвращено монастырям, однако часть своих доходов они должны были передавать в казну. Во 2-й четв. 18 в. рус. православная церковь добилась нек-рого усиления своих экономич. и политич. позиций. Хищнич. эксплуатация крестьян духовенством способствовала их разорению, вызывала непрекращавшиеся волнения: к нач. 60-х гг. 18 в. волнениями было охвачено ок. 100 тыс. чел. Чтобы ослабить борьбу монастырских крестьян, а также пополнить гос. казну, пр-во в 1757 приказало создать спец. комиссию по проведению С. и решило передать управление монастырскими и церк. вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало проведение этой меры. Новые крестьянские волнения привели к тому, что в 1762 пр-во Петра III опубликовало подготовленный при Елизавете Петровне указ о проведении С. Возмущение духовенства и борьба придворных группировок за власть заставили Екатерину II на время (до 1764) приостановить проведение С. В 1786 С. была распространена и на терр. Украины. Ок. 1 млн. душ муж. пола монастырских крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в казну и стали наз. экономическими крестьянами.

В 1841-43 С. была проведена и в зап. губерниях Российской империи. С., направленная на ликвидацию церковно-феодальной собственности, имела прогрессивное значение. Однако в дореволюционной России она проводилась не до конца и не полностью. Лишь в результате Великой Окт. социалистич. революции С. была завершена окончательно. Декретом о земле 1917 все церковные и монастырские земли, остававшиеся после С. в собственности духовенства (ок. 3 млн. дес.), конфисковывались. Декретом от 20 янв. (2 февр.) 1918 церковь отделялась от гос-ва и в её распоряжении оставались лишь здания, предназначенные для отправления богослужения.

Лит.: Церковь в истории России (IX в.-1917). Сб. ст., М., 1967. С. М. Троицкий.

2) В Зап. Европе - переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, к-рый влечёт за собой освобождение от церк. должности и утрату соответствующих прав.

3) С. наз. также освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церк. опеки, церк. духовного влияния, религ. мировоззрения.

СЕКУНДА [от лат. secunda divisio -второе деление (первонач. градуса, а затем и часа)], единица времени, одна из семи основных единиц Международной системы единиц (СИ). На 13-й Генеральной конференции по мерам и весам (1967) принято следующее определение С.: "Секунда - время, равное 9192631770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия 133Cs". Определяемая таким образом С. наз. атомной. Она воспроизводится с помощью цезиевых эталонов частоты и времени, позволяющих определить частоту излучения атомов цезия 133Cs при переходе между двумя фиксированными энергетич. уровнями (см. Квантовые стандарты частоты).

Наряду с атомной С. в астрономии, геодезии и ряде др. наук применяется астрономич. С., размер к-рой связан с периодом обращения Земли вокруг Солнца, она определяется на основании астрономич. наблюдений. Эта С. наз. эфемеридной. За эфемеридную С.

принята 1/31556925,9747 доля тропического года на 0 января 1900 года в 12 часов эфемеридного времени (т. е. года, начавшегося в полдень 31 дек. 1899). Точная дата в определении С. указывается в связи с тем, что тропич. год сам не является постоянным. До введения эфемеридной С. (1956) эталоном времени служила С., определяемая как 1/86400 доля средних солнечных суток. Однако она не была достаточно стабильной из-за неравномерности вращения Земли. Введение эфемеридной, а затем атомной С. позволило на неск. порядков повысить точность эталона времени. Сейчас относительная точность воспроизведения атомной С. цезиевым эталоном составляет ок.± 1 х 10-12.

Лит.: Время и частота. [Сб. ст.], под ред. Д. Джесперсена [и др.], пер. с англ., М., 1973. H. С. Блинов.

СЕКУНДА, единица измерения плоских углов, равная 1/3600 градуса или 1/60 минуты', обозначается знаком ".

СЕКУНДА (от лат. secunda - вторая) в музыке, один из интервалов, а также одна из ступеней.

СЕКУНДАККОРД (муз.), одно из обращений септаккорда.

СЕКУНД-МАЙОР (от лат. secundus -второй, второстепенный), офицерский чин в рус. армии (1716-97), по старшинству следующий за чином капитана.

СЕКУНДОМЕР, прибор для измерения промежутков времени в часах, минутах, секундах и долях секунды. Первые С. ко