БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201идуальные вариации и особенности полового поведения и связанных с ним чувств и переживаний (соотношение чувственно-эротич. и духов-но-нравств. компонентов любви, различия в интенсивности и глубине чувств и т. п.).

Важные результаты получены относительно женской сексуальности. Вопреки представлениям о биологич. обусловленности пониженной (по сравнению с мужчинами) половой активности женщин, выяснилось, что физиологически и психологически половые реакции женщин близки к мужским. Это не снимает проблемы биологич. половых различий, но подчёркивает, что свойственная мн. женщинам сексуальная заторможенность, не связанная с конституциональной патологией, может в значит. мере объясняться условиями воспитания и определёнными психосексуальными установками.

Новым направлением является социально-психологич. исследование психологич. механизмов возникновения влюблённости, факторов, влияющих на выбор брачного партнёра, коммуникативных аспектов половой любви и т. д.

Для понимания природы человеческой сексуальности важно также изучение её на разных этапах биологич. эволюции. Сравнительная психология и этология исследуют соотношение у разных видов инстинктивного полового поведения и таких его элементов, к-рые являются продуктом обучения. У высших животных роль таких элементов особенно велика.

Этологич. исследования помогли понять, что не только сексуальность может проявляться в различных косвенных, преобразованных формах, на чём настаивал Фрейд, но и определённые формы и ритуалы полового поведения, даже у животных, могут выражать и символизировать несексуальные по своей сути отношения я функции - агрессию, потребность в общении, иерархич. отношения в стаде и т. д.

Опыты X. Харлоу (США) с обезьянами, показавшие наличие у них пяти автономных аффективных систем (привязанности матери к ребёнку, ребёнка к матери, отношения между детьми, гетеросексуальные привязанности, отцовские чувства), существенны для понимания проблемы соотношения половых и неполовых привязанностей, к-рая на уровне сознательной мотивации принципиально нерешаема.

Перечисленные аспекты исследования автономны и осуществляются в рамках спец. дисциплин с их специфич. понятийным аппаратом и техникой. Эклектич. слияние их в единую С. невозможно. Но границы между областями исследования во многом условны. Отсюда острая необходимость координации усилий и междисциплинарных связей. Крупнейшие совр. сексологич. ин-ты (Ин-т им. Кинси в США, Гамбургский сексологич. ин-т в ФРГ и др.) и науч. об-ва (напр., в Польше, Чехословакии) строятся на междисциплинарной основе, объединяя врачей-психиатров и психоневрологов, нейроэндокринологов, психологов, социологов и др. Наряду с традиционными "монодисциплинарными", преимущественно медицинскими, сексологич. изданиями существуют и междисциплинарные журналы, напр. "Archives of sexual Behavior" (N. Y., с 1971), "The Journal of Sex Research" (N. Y., с 1965).

Можно предположить, что накопление эмпирич. данных и выработка общего понятийного аппарата сделают возможным конституирование С. не только как области исследований, но и как самостоят. научной дисциплины, по крайней мере в её медико-биологич. аспектах, включая сексопатологию.

Лит.: Васильченко Г. С., Определение половой конституции мужчины, М., 1974; EllisA., AbarbanelA., The encyclopedia of sexual behavior, v. 1 - 2, [2 ed.], N. Y., [1963]; Brecher E. M., The sex researchers, L., [1972]; Kinsey A. C., Pomeroy W. В., Martin С. Е., Sexual behavior in the human male, Phil.- L., 1948; Sexual behavior in the human female, Phil,- L., 1953; Sex and behavior, ed. by F. A. Beach, N. Y., [1965]; Masters W. H., Johnson V. E., Human sexual response, L., 1966; Human sexual behavior, ed. by D. S. Marshall, R. G. Suggs, N. Y., [1971]; Corner G., Sexualhormonabhangige Gehirndifferenzierung und Sexualitat, J"na, 1972; Ergeb-nisse zur Sexualmedizin, hrsg. von V. Sigusch, Koln, 1972; F i s h e r S., The female orgasm, N. Y., 1973; Contemporary sexual behavior, ed. byj. Zubin, J. Money, Bait., 1973. CM. также лит. при ст. Половая жизнь. И. С. Кон.

СЕКСОПАТОЛОГИЯ, раздел клинической медицины, изучающий половые расстройства с целью науч. обоснования их диагностики, лечения и профилактики. Предмет изучения С. включает не только т. н. половое бессилие, фригидность, половые извращения и т. п., но и вопросы психофизиол. несоответствия мужчины и женщины как важнейшей причины расстройств половой жизни, а также проблему бесплодия.

Выделение С. в самостоятельную клинич. специальность началось только с середины 20 в. и происходит не путём "отпочкования", а на основе синтеза неск. специальностей.

Различные взгляды исследователей на предмет С. и её место в системе мед. дисциплин могут быть сведены к трём осн. концепциям. Сторонники одной из них рассматривают С. как раздел той мед. специальности (напр., урологии), к-рую "ми они представляют. Другие исходят из того, что физиол. протекание половых отношений предполагает нормальную функцию желез внутр. секреции, урогенитального аппарата и механизмов иннервации, в т. ч. сложного психич. порядка, и считают, что С. располагается на стыке всех специальностей, занимающихся диагностикой патологич. отклонений в этих системах. Третья концепция, развиваемая советскими и рядом зарубежных исследователей, принципиально отличается признанием необходимости выделения собственных диагно-стич. приёмов, составляющих специфич. метод исследования, и леч. методов; они складываются на основе соответствующих методов урологии, гинекологии, эндокринологии, невропатологии, психиатрии. В С. используются также данные физиологии, психологии и социологии.

Разрабатываемый сов. исследователями метод структурного анализа половых расстройств осн. на теории функциональной системы П. К. Анохина и представлении о стадиях и составляющих полового цикла. Предусматривается развёрнутый клинич. диагноз с учётом состояния психики и др. уровней нейро-гуморальной регуляции, с одной стороны, и урогенитального аппарата - с другой, в их взаимодействии. В половой системе выделяют функциональные комплексы: нейро-гуморальную составляющую, к-рая обусловлена деятельностью глубоких структур мозга и системы эндокринных желез и обеспечивает половое влечение и соответствующую возбудимость всех отделов нервной системы, регулирующих половую деятельность; психическую составляющую, от к-рой зависят специфич. для человека формы проявления половой активности, их соответствие морально-этическим требованиям общества и условиям конкретной ситуации; у мужчин - эрекционную составляющую, анатомо-физиол. субстрат к-рой - сегментарные спинномозговые механизмы эрекции, эякуляторную составляющую, субстрат к-рой - сложная интеграция структурных элементов (от предстательной железы до соответств. центров головного мозга), обеспечивающую выделение мужского оплодотворяющего начала (см. Эякуляция); у женщин - генито-сегментарную составляющую, субстрат к-рой - женские половые органы и регулирующие их деятельность нервы и нервные сплетения. Структурный анализ половых расстройств позволяет на основе разработанных критериев оценки отд. симптомов судить о степени функциональной сохранности каждой составляющей, идентифицировать клинич. форму синдрома, выявить очаги первичного поражения, предрасполагающие факторы, вторично вовлечённые функцион. комплексы, компенсаторные возможности и т. д.

В СССР впервые (с 1963) начато создание сети спец. центров и кабинетов (в крупных городах) с приёмом больных врачами-сексопатологами, оказывающими бесплатную специализированную помощь населению. Осн. формы подготовки и усовершенствования сексопатологов - семинары, обучение на рабочих местах, клинич. ординатура и аспирантура (на базах Моск. ин-та психиатрии, Ин-та усовершенствования врачей в Харькове и др.). Спец. периодич. изданий по С. в СССР нет; за рубежом издаются "Journal of Reproduction and Fertility" (Oxf., с 1960), "Medical Aspects of human sexuality" (N. Y., с 1967), "Andrologie" (В., с 1969), "Sexualmedizin" (Wiesbaden, с 1972) и др. См. также Сексология. Лит.: Актуальные вопросы сексопатологии, М., 1967; Васильченко Г. С., О некоторых системных неврозах и их патогенетическом лечении, М., 1969; Решетняк Ю. А., Структурный анализ мужской импотенции, в сб.: Урология, в. 6, К., 1972; К о р и к Г. Г., Половые расстройства у мужчин, Л., 1973; С в я д о щ А. М., Женская сексопатология, М., 1974; Петров И., Бостанджиев Т., Въпроси на сексуалната психопатология, София, 1963; Hastings D., Impotence and frigidity, L., 1963; К о s t i с A., Osnovi medicinske sek-sologije, Beograd - Zagreb, 1966; Human sexuality in medical education and practice, Springfield, 1968; H у n i e J., Lekarska sexuologia, Martin, 1970; Die Sexualitat des Menschen, 2 Aufl., Stuttg., ,1971; Vasi1сenkо G., Systemovy pfistup v sexualni patologii, "Ceskoslovenska psychiatric", 1973, № 1, s. 3 - 10; Seksuologia kliniczna, Wrsz., 1974. Г. С, Василъченко.

СЕКСТ ЭМПИРИК (Sextus Empiricus) (кон. 2 - нач. 3 вв.), древнегреческий философ и учёный, представитель скептицизма. Автор сочинений "Против математиков" (т. е. учёных вообще) и "Пирроновы положения". Собрал высказывания и аргументы др.-греч. скептиков от Пиррона до Энесидема. Согласно С. Э., скептик ничего не утверждает и ничего не отрицает категорически, равно допуская возможность противоположных мнений, он - "ищущий". Цель философии-достижение душевного спокойствия (атараксия), чему способствует скептич. позиция. С, Э.- один из первых историков логики, физики, этики и др. наук. Его собств. логич. концепцию можно рассматривать как определённый шаг от двухзначной логики к трёхзначной (см. Многозначная логика). Ему принадлежит известный аргумент о бесконечности доказательства: всякое доказательство исходит из к.-л. посылок, к-рые в свою очередь требуют доказательства и т. д. Сочинения С. Э. содержат цитаты из утерянных произв. Ксенофана, Гераклита, Парменида, Демокрита и других др.-греч. философов и являются важнейшим источником сведений об их учениях. Оказал влияние на М. Монтеня, П. Бейля и др. скептиков нового времени.

С о ч.: Opera, with an english transl., by R. G. Bury, v. 1 - 4, L.- N. Y., 1959 - 60; Opera, v. 1 - 3, Lipsiae, 1954-58; в рус. пер,-Соч., в 2 тт., т. 1, М., 1975; Три книги Пирроновых положений, СПБ, 1913.

Лит.: Рихтер Р., Скептицизм в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; H e i n t z W., Studien zu Sextus Empiricus, Halle (Saale), 1932. См. также лит. при ст. Скептицизм.

СЕКСТА (от лат. sexta - шестая) в музыке, один из интервалов, а также одна из ступеней.

СЕКСТАККОРД (муз.), одно из обращений трезвучия.

СЕКСТАНТ (лат. Sextans), экваториальное созвездие, не содержит звёзд ярче 4,0 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдений в феврале - марте, видно на всей территории СССР. См. Звёздное небо.

СЕКСТАНТ (от лат. sextans, род. падеж sextantis - шестой) (в морском деле -секстан), угломерный зеркально-отражательный инструмент для измерения высот небесных светил над горизонтом или углов между видимыми предметами (на берегу) с целью определения координат места наблюдателя.

С помощью С. можно измерять углы до 140°. Для определения места положения корабля или самолёта по небесным светилам с помощью С. обычно измеряют высоты неск. небесных светил над линией видимого горизонта. Затем вводят в полученный результат ряд поправок, учитывающих понижение видимого горизонта, полудиаметр наблюдаемого светила и др., и определяют (аналитически или, чаще, графически) поправки к счислимым координатам, пользуясь формулами и приёмами мореходной астрономии и авиационной астрономии.

Важнейшая особенность С.- возможность совмещения в поле зрения наблюдателя одновременно двух предметов (двух светил, светила и горизонта), между к-рыми измеряется угол, что позволяет пользоваться С. на самолёте и на корабле без заметного снижения точности даже во время качки. Иногда высоты светил измеряют С. с помощью искусств. горизонта, наблюдая светило и его отражённое изображение в чашке с маслянистой жидкостью; в этом случае чашка должна находиться на неподвижном основании. Измеренные таким способом удвоенные высоты светил свободны от ошибок, обусловленных неправильным учётом понижения горизонта и нек-рых др. поправок. Принцип работы С. основан на законах отражения света от плоских зеркал. Пучок лучей от первого предмета (линии горизонта) проходит выше амальгированной части малого зеркала 10 (рис.) и попадает в зрительную трубу 4. Пучок лучей от второго предмета (светила), отражаясь последовательно от большого 3 и малого зеркала, попадает также в зрительную трубу, когда положение большого зеркала, укреплённого на алидаде 7, соответствует измеряемому углу. Отсчёт измеренного угла производится по лимбу и барабану отсчётного устройства. Точность измерения углов с помощью С. на корабле в зависимости от натренированности наблюдателя колеблется от неск. десятых долей до одной минуты дуги. На самолёте точность измерений несколько ниже.

Секстант: / - рама; 2 - светофильтры большого зеркала; 3 - большое зеркало; 4 - зрительная труба; 5 - планка; 6 -ручка; 7 - алидада с отсчётво-стопор-ным устройством; 8 - осветитель; 9 -светофильтры малого зеркала; 10 - малое зеркало.

В сер. 20 в. появились С., снабжённые автономным уровнем или отвесом (гироскопич. маятник), что позволяет измерять высоты светил при отсутствии видимого горизонта. С. такого типа получили распространение в авиации. Для снижения ошибок измерений, возникающих из-за ускорений, испытываемых самолётом или кораблём, С. имеет осредняющий механизм, с периодом осреднения от 40 до 200 секунд.

С. впервые был сконструирован в 1730-31 Дж. Хэдли (Англия) и независимо от него Т. Годфри (США), хотя идея его устройства была высказана И. Ньютоном ещё в 1699 (записки Ньютона об этом были опубликованы лишь в 1742). Первоначально инструменты имели измерительную дугу в 1/8 окружности и наз. октантами. В дальнейшем дугу увеличили до 1/6, с чем и связано название "С.". В совр. С. измерительная дуга увеличена почти до 1/5 окружности, но название инструмента не изменилось.

Лит.: Скородумов П. П.. Мореходная астрономия. Л., 1963 (Курс кораблевождения, т. 2); Матусевич H. H., Мореходная астрономия, П., 1922; К а в р а й с к и й В. В., Навигационные отражательные угломерные приборы, в кн.: Оптика в военном деле, 3 изд., т. 2, М.- Л., 1948; К у-н и ц к и и Р. В., Курс авиационной астрономии, М., 1949. А. Н. Мотрохов.

СЕКСТЕТ (нем. Sextett, от лат. sextus -шестой), муз. ансамбль из шести исполнителей, а также муз. произведение для этого ансамбля.

СЕКСТИЛЛИОН (франц. sextillion, от лат. sextus - шестой; окончание - по аналогии со словом миллион), число, изображаемое единицей с 21 нулём, т. е. число 1021. В нек-рых странах С. называют число 1036.

СЕКСТИНА, сестина [позднелат. sextina, итал. sestina (оба от лат. sex -шесть)], твёрдая стихотворная форма: 6 строф по 6 стихов, обычно нерифмованных; слова, заканчивающие строки в 1-й строфе, заканчивают их и во 2-5-й строфах, но в меняющемся порядке: каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы в последовательности 6-I-5-2-4-3; в конце иногда добавляется "посылка" -3-стишие, включающее все 6 опорных слов, по одному на полустишие. Форма С. была изобретена трубадурами, введена в итал. поэзию Ф. Петраркой, от него перешла в др. лит-ры эпохи Возрождения, но широкого распространения не получила. На рус. языке С. писали Л. А. Мей ("Опять, опять звучит в душе моей унылой"), Л. Н. Трефолев, В. Я. Брюсов ("Отречение"), М. А. Кузмин ("Не верю солнцу, что идёт к закату") и др. Иногда термин "С." применяют ко всякой 6-стишной строфе; тогда описанную форму называют "большой С.". М. Л. Распаров.

СЕКСТОЛЬ (от лат. sextus - шестой) в музыке, ритмическая фигура; см. Ритмическое деление.

СЕКТ (Seeckt) Ханс фон (22.4.1866, Шлезвиг,- 27.12.1936, Берлин), германский воен. и политич. деятель, ген.-полковник. В армии с 1885; окончил Воен. академию (1899). Во время 1-й мировой войны 1914-18 нач. штаба 4-й армии (1914-15), 11-й армии (1915), групп войск, действовавших против Сербии (1915-16), Румынии (1916) и России (1917); с дек. 1917 до конца войны нач. Генштаба тур. армии. В 1919-20 нач. войскового управления (фактически Генштаба, к-рый был запрещён Версальским мирным договором). В 1920-26 нач. управления сухопутными войсками (главнокомандующий рейхсвера). Был создателем проф. рейхсвера как основы для развёртывания массовой герм. армии; проводил тайную подготовку произ-ва запрещённого Германии вооружения. Осенью 1923, в момент острого политич. кризиса, С. сосредоточил в своих руках всю исполнит. власть и подавил революц. движение. В 1930-32 деп. рейхстага от Нар. партии; был сторонником передачи власти нацистам. В 1934-35 гл. воен. советник в составе герм. воен. миссии при гоминьдановском правительстве Китая.

СЕКТАНТСТВО религиозное (лат. secta - школа, учение, от sequor -следую), общее название различных религиозных групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих направлений в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве и др. религиях и находящихся в оппозиции к ним. С. возникло как форма демократич. движения, выражавшего в религ. оболочке социальный протест против господствовавшего строя, но в ходе обществ. развития переродилось в своеобразные бурж. церкви (на Западе - преим. протестантские, см. Протестантизм), играющие глубоко реакц. роль в совр. обществе.

Религ. секта в докапиталистич. формациях - вид социальной общности, к-рая сплачивала верующих на основе равенства, единства чувств, убеждений и борьбы (облекавшейся в религ. формы) с господствующими классами. Секты обычно не имели своего аппарата духовной власти, общеобязательных догматич. систем, устойчивой обрядности. В мессианских сектах, распространённых в Рим. империи в первые века н. э., формировалось христианство как религиозно-обществ. движение рабов и др. бесправных слоев населения, к-рое после ряда модификаций стало гос. церковно-организованной религией. Позднее, в средневековье, от христ. церкви отделялись секты, ставшие ей враждебными и влившиеся в Зап. Европе в период Реформации в нар. движение, к-рое положило конец безраздельному господству католицизма. В др. религиях образование сект являлось также результатом отделения от господствующей религии оппозиционных направлений, выражавших стихийный социальный протест нар. масс против классовой эксплуатации и иноземного господства. Так, секты брахманизма отражали недовольство свободных общинников, разорявшихся и порабощавшихся в условиях образования классовых гос-в. Ранние секты иудаизма (ессеи, сикарии и др.) в той или иной форме отражали возмущение трудящихся растущим социальным гнётом рим. и местной знати, выступали с осуждением рабства и социального неравенства. Антифеод. по своей социальной направленности были секты исмаилитов, карматов, хариджитов и др. в ср.-век. исламе; ваххабитов, махдистов (см. Махди), бабидов (см. Бабизм) - в исламе нового времени; саббатиан, франкистов, хасидов - в иудаизме нового времени. Однако в силу ограниченности С. как религ. формы социального протеста, разнородности поначалу объединяемых в нём элементов в ходе историч. развития сами секты перерождаются, в них выявляются внутр. противоречия, происходит "оцерковление" С.

Эволюция социальной роли С. и его форм зависела от путей развития капитализма в отд. регионах и странах, от сохранения больших или меньших пережитков крепостничества в экономике, социально-политич. строе и обществ. сознании. Так, в общественно-экономич. условиях России 18 - 2-й пол, 19 вв. С. продолжало оставаться выражением политич. протеста, в то время как в развитых капиталистич. странах Запада оно всё меньше играло роль демократич. движения, всё больше эволюционируя в буржуазно-протестантские церкви. Секты, приспособившиеся на 3. к новым условиям, представляют собой разновидность буржуазно-протестантских церквей. В области религ. воззрений ряд сект широко проповедует эсхатологию, хи лиазм (адвентисты, иеговисты), мистико-экстатич. формы культа (пятидесятники). Наиболее распространёнными формами С. (точнее, "оцерковленных" сект) во 2-й пол. 20 в. в Европе и Америке являются: методисты, баптисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, иеговисты ("свидетели Иеговы").

В развитых капиталистич. странах С., отвлекающее нар. массы от политич, борьбы, подменяющее социальный протест религ. утешением, имеет реакц. характер. В колониальных и зависимых странах в ряде случаев С. переплетается с нар.-освободит. борьбой против колониализма. Так, в Юж. Вьетнаме немалую роль в борьбе против колониалистов играли сложившиеся после 2-й мировой войны 1939-45 "синкретические секты", сочетающие нек-рые черты христианства, буддизма и даосизма.

Сектантству в России предшествовали антифеодальные еретические движения 14-16 вв. (см. Ереси). После возникновения во 2-й пол. 17 в. раскола в кон. 17 в. появляется секта христовове-ров (хлыстов). Христововерие отличалось строгими требованиями аскетизма и мистико-экстатич. культом. Т. н. священные, а тем более церк. книги были отвергнуты. Наиболее крайним крылом христововерия явилась секта скопцов, появившаяся в кон. 18 в. и проповедовавшая крайний аскетизм.

В 60-х гг. 18 в. из рядов христововерия вышло учение "духовного христианства", к-рое вскоре после своего возникновения разделилось на две группы: духоборы и молокане. "Духовное христианством звало к устроению на земле "царства божия", основанного на равенстве людей и общности имуществ. Социальных принципов "духовного христианства" наиболее последовательно придерживались духоборы. Молокане в основу своего учения клали Библию, в толковании к-рой у них имелись элементы рационализма. В нач. 19 в. в их среде выделился "донской толк", пытавшийся приспособить молоканство к православию и прийти к соглашению с самодержавием. Появилось в молоканстве течение, придерживавшееся идей утопич. социализма. В 30-50-х гг. 19 в. из молокан выделились прыгуны. В сер. 19 в. на юге Украины возник штундизм в виде ряда сект, близких к баптизму. В 80-90-х гг. 19 в. в среде духоборов, расселённых в Закавказье, произошёл раскол на "Большую партию", объединявшую трудовые низы духоборов, и "Малую партию", состоявшую преим. из зажиточных элементов. В результате преследований церкви и царизма, особенно суровых по отношению к духоборам, значит. часть их была вынуждена эмигрировать в Канаду в 1898-1900.

При всём различии между собой учений и культа рус. религ. сект их объединял до крест. реформы 1861 протест против порабощения человека человеком. Отсюда значение, к-рое было придано в сектантских учениях человеку, его этике, деятельности, способности собственными силами осуществить "царство божие" на земле. Всем этим идеология С. обязана была крест, демократизму своих участников. Развитие капиталистич. отношений в пореформ. период сопровождалось оживлением религ. настроений и исканий. Но новые условия обществ. развития привели к кризису всех направлений С. Идея "царства божия" на земле уступила идее "небесной отчизны". Этика "добрых дел" как средство достижения и осуществления идеала "справедливости" сменялась учением о всесилии божеств, промысла, об извечной предопределённости человеческих судеб.

С кон. 60-х гг. 19 в. в Россию проникает баптизм, а в 80-х гг. 19 в.- адвентизм. Их распространение особенно характерн