БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201Тамиск, климатич. курорт Цей, 8 санаториев.

Туризм. С. О.- один из центров туризма и альпинизма в СССР. Имеются 11 турбаз профсоюзов, 2 альпинистских лагеря (в Цейском ущелье). Популярны туристские маршруты по Военно-Грузинской дороге и Военно-Осетинской дороге, по долинам Гизельдона, Фиагдона, Уруха, к Цейскому и Караугомско-му ледникам, через Рокский перевал к побережью Чёрного м.

Народное образование и культурно-просветительные учреждения. До 1917 на терр. С. О. в 165 школах обучалось 17,1 тыс. чел., в 2 ср. спец. уч. заведениях - ок. 100 уч-ся, вузов не было. В 1974/75 уч. г. в 261 общеобразоват. школе всех видов обучалось 116,4 тыс. уч-ся, в 18 проф.-технич. уч. заведениях - 8,7 тыс. уч-ся, в 13 ср. спец. уч. заведениях - 14,8 тыс. уч-ся, в 4 вузах (Северо-Осетинском университете, Горском с.-х. ин-те, Сев.-Осет. мед. ин-те, Сев.-Кавк. горно-металлургич. ин-те в Орджоникидзе) - 18,2 тыс. студентов. В 1975 в 234 дошкольных учреждениях воспитывалось 25,1 тыс. детей.

На 1 янв. 1975 имелось 204 массовые библиотеки (3707 тыс. экз. книг и журналов), 171 клубное учреждение; музеи: в Орджоникидзе - Сев.-Осет. респ. музей краеведения (филиалы в Алагире и Моздоке), Музей С. М. Кирова и Г. К. Орджоникидзе (филиал - Дом-музей Г. А. Цаголова на его родине, в г. Диго-ра), Сев.-Осет. респ. художеств, музей им. М. С. Туганова, Музей сев.-осет. лит-ры им. К. Л. Хетагурова (филиал -Дом-музей К. Л. Хетагурова на его родине, в с. Нар); 159 стационарных киноустановок, Дворец пионеров, станция юных натуралистов. См. также разделы Музыка, Драматический театр.

Научные учреждения. В 1975 имелось 12 науч. учреждений, включая вузы. В 1925 на базе Осет. ист.-филологич. об-ва (осн. в 1918) создан Сев.-Осет. НИИ истории, экономики, языка и лит-ры (Орджоникидзе). Среди др. науч. учреждений: Сев.-Кавк. филиал Всесоюзного н.-и. и проектно-конструкторского ин-та "Цвет-метавтоматика" (1959, Орджоникидзе), Сев.-Кавк. филиал Всесоюзного НИИ крахмалопродуктов (1959, Беслан), Сев.-Кавк. НИИ горного и предгорного с. х-ва (1971, с. Михайловское) и др. Науч. работу ведут кафедры вузов. В республике (1975) более 2 тыс. науч. работников, в т. ч. более 700 чел. имеют учёную степень доктора или кандидата наук. X. С. Черджиев.

Печать, радиовещание, телевидение. В 1974 в республике было издано 141 назв. книг и брошюр тиражом 1050 тыс. экз. Выходят респ. газеты "Растдзинад" ("Правда", на осет. яз., с 1923), "Со-циалистическая Осетия" (с 1917), комсомольская газ. "Молодой коммунист" (с 1928); лит.-художеств, и обществ.-политич. журн. "Мах дуг" ("Наша эпоха", на осет. яз., с 1934), альманах "Советская Осетия" (с 1948), "Блокнот агитатора" (с 1945) и др.

Респ. телевидение ведёт передачи 3 ч в сутки, радиовещание - 2,5 ч в сутки на осет. и рус. языках; программы Центрального телевидения транслируются 13ч, передачи Всесоюзного радио - 17,5 ч в сутки.

Архитектура и изобразительное искусство. Древнейшие памятники иск-ва, обнаруженные на терр. С. О., восходят к 3-му тыс. до н. э. (красноглиняные сосуды, родственные аналогичным предметам майкопской культуры). Эпоха бронзы представлена курганами (иногда заключёнными в кольца валунов, образующих кромлехи), в к-рых найдены сосуды с оттисками шнура и штампованными узорами (зубчики, плетёнка, гирлянды), бронз, украшения. Многочисленны памятники кобанской культуры. От скифского времени (с 7 в. до н. э.) дошли бронз, литые изделия, в т. ч. культовые предметы, декорированные орнаментом звериного стиля. Широко представлено иск-во аланов (его отголоски прослеживаются и в совр. осет. нар. творчестве).

Распространение христианства (с 10 в.) вызвало стр-во храмов, обычно представлявших собой небольшие одноапсидные бесстолпные сооружения из неотёсанного камня на известковом растворе или кирпича, чередующегося с рядами валунов (часовня в селе Нузал, 10-12 вв.). В основанном монголо-татарами г. Та-тартуп сохранились руины мечетей и минарет (все 14 в.). В горных р-нах в ср. века из камня возводились оборонит, стены (в Касарском, Кобанском, Куртатинском и др. ущельях), боевые и сторожевые (3-4-ярусные) башни, иногда образующие целые комплексы, исполненные сурового величия (напр., в с. Лисря, 14-18 вв.). Центрами ср.-век. горных селений, составляющих живописные террасные композиции, гармонически сочетающиеся с окружающей природой, являлись площади-"ныхас". Равнинные поселения, возникавшие с 19 в., обычно располагались вдоль берегов рек и больших дорог и имели планировку усадебного типа. В 18-19 вв. в нар. жилище С, О. преобладали: в горах - 2-этажные многокомнатные, сложенные из грубо обработанного камня сакли с плоской земляной крышей, с отд. выходами на открытый навес, на равнине- прямоугольные в плане саманные, позднее кирпичные дома с чердачной крышей, покрытой черепицей. Рядом с селениями размещались многочисл. склепы различной конфигурации (надземные, полуподземные и подземные), а также намогильные стелы в виде кам. столбов с высеченными на них фигурками умерших, змееборца (св. Георгия), всадников и т. п. В гор. застройке кон. 19 - нач. 20 вв. (в Моздоке и Орджоникидзе) преобладали здания в духе эклектики и реже "модерна".

В сов. время начались в соответствии с ген. планами реконструкция и развитие г. Орджоникидзе. Особенно интенсивное стр-во развернулось с 1950-х гг. (арх. А. И. Бтемиров, Т. М. Бутаева, Г. В. Чкнаворян н др.). Комплексная застройка (преим. 2-5-этажными жилыми домами), сочетающаяся с озеленением территорий, возведением спортивных сооружений, предприятий сферы обслуживания и т. д., ведётся также в Моздоке, Алагире, Беслане, Ардоне, Дигоре. Широко развернулось строительство санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей, туристских баз. В 1936 создано Сев.-Осет. отделение Союза архитекторов РСФСР.

Основными и наиболее древними видами осет. нар. иск-ва были золотое шитьё, украшавшее одежду и предметыбыта, изготовление из позолоч. бронзы и серебра нашивных штампованных деталей для костюма (застёжек, поясов) и богато орнаментированного оружия.

1. Поясная пряжка с черненым узором. Кон. 19 в. 2. Женская шапочка с филигранной накладкой, золотым шитьём и галуном. Сер. 19 в.

Конская сбруя н сёдла часто украшались также золотым шитьём и серебряными накладками с гравировкой и чернью. Для орнаментики всех этих изделий характерны растит, узоры. В резьбе по дереву (на деталях жилища, ларях, ме-белн, утвари, тростях), а также в кованых изделиях из железа чаще использовались солярные (розетки, звёзды, круги со спиралевидными лучами) и зооморфные (головы или рога барана, козла, оленя) мотивы.

В кон. 19 в. выступил первый осет. живописец - К. Л. Хетагуров, в своих жанровых композициях, портретах и пейзажах следовавший рус. художникам демократич. направления.

С первых лет Сов. власти активно работал М. С. Туганов, создававший агитац. "Окна Тер-кавРОСТА", а также ист.-революц. и жанровые полотна. С кон. 20 - нач. 30-х гг. выступили график и живописец А. 3. Хохов, живописцы Н.Е. Кочетов, Ь. Л. Лаки сов, график Р. В. Ха-сиева, скульпторы 6р. Дзантиевы, С. М. Ендзиев, С. Д. Тавасиев. В 1939 создан Союз сов. художников Сев.-Осет. АССР (с 1968 - Союз художников Сев.-Осет. АССР). С сер. 50-х гг. в живописи преобладают произв. бытового жанра, чаще всего отличающиеся эмоционально-лирич. окраской (П. М. Зарон, Б. Н. Калманов), нередко эпич. по настроению и звучно-декоративные по цвету (Ю. А. Дзантиев). Интерес к фольклорной тематике ярко проявился в циклах илл. к "Осетинским нартским сказаниям" (1960-е гг., А. В. Джанаев, М. С. Туганов, А. 3. Хо-хов). В 1950-70-е гг. развиваются монументальная пластика (Тавасиев), а также скульпт. портрет и скульптура малых форм (Ч. У. Дзанагов, А. М. Дзантиев, С. П. Санакоев, Б. А. Тотиев и др.). Больших успехов в эти же годы добивается графика и театрально-декоративное иск-во (3. П. Абоев, Ю. Г. Бигаев, Ю. П. Фёдоров и др.). В декоративно-прикладном иск-ве (В. Н. Кцоев, О. Г. Малтызова, М. О. Царикаев и др.) развиты художеств. обработка серебряных изделий, украшаемых мелким черневым растит. орнаментом, а также ковроделие.

1. Золотошвейная вышивка на пристяжном рукаве. 1-я половина 19 в. 2. Мужской пояс, украшенный чернью. Конец 19 в.

В. Б. Бесолов.

Музыка. Осет. нар. музыка, представленная песнями, эпич. сказаниями, а также инструм. наигрышами, развивалась как иск-во устной традиции. В осет. нар. песне бытуют жанры: ист.-героич., трудовые, застольные, лирич., шуточные, колыбельные, обрядовые. В свою очередь, обрядовые делятся на свадебные, охотничьи, причитания, врачевальные и др. Как правило, песни исполняются муж. хором: солист-запевала ведёт осн. мелодию, остальные подпевают ему. Часто ведущих певцов два, и они чередуются между собой. В отличие от муж. хоровых многоголосных (двухголосных, трёхголосных), большая часть жен. песен исполняется одноголосно и редко двухголосно. Гл. роль принадлежит первому голосу, ведущему осн. мелодич. линию.

В своей основе осет. музыка диатонич-на. Встречается ладовая переменность с общей тоникой, а также песни, построенные в 2 ладах. Диапазон мелодии простирается от чистой кварты до ундецимы. Характерная особенность мелодии - преобладание нисходящего движения напева, с кульминацией в начале напева или в начале отдельных его построений. В ист.-героич. и нек-рых обрядовых песнях мелодич. линия более развита и характерна плавностью движения. В отличие от большинства трудовых, застольных, шуточных, колыбельных, лирич. песен, она основана на непрерывном варьировании интонации.

Осет. нар. песни разнообразны в мет-рич. отношении. Наряду с двухдольным и трёхдольным, используются пятидольные, семидольные и т. д., а также переменные размеры с изменчивой группировкой.

Широко распространены синкопы и триоли.

Инструм. музыка представлена преимущественно танц. наигрышами. Они носят назв. танца, к-рый сопровождают (симд-массовый, хонга-кафт - плавный, тымбыл-кафт - круговой), иногда с добавлением назв. местности, где был создан танец. Среди нац. инструментов: струнно-щипковые - дыуадастанон (12-струн-ная арфа), дала-фандыр; струкно-смычковый - киссын-фандыр; духовые-уадындз (свирель), стили (тростевой), фидиуаг (из бычьего рога); ударные -карцганан (трещотки), гумсаг (барабан). Распространены ирон-кандзал-фандыр (гармоники диатоническая и хроматическая), балалайка, скрипка.

Среди нар. сказителей, певцов и инструменталистов - Бибо Дзугутов, Дабег Гатуев, Хасако Дзампаев, Гаха Сланов, Вано Гуриев, Кайсын Мерденов и др. Совр. сказители - Арсамаг Цопанов, Дрис Таутиев; певцы - Г. Плиев, Е. Дзедзаев, Е. Гульчеев, Д. Касабиев, Э. Кокоев, Н. А. Тогузова.

Собирание и запись сев.-осет. муз. фольклора начаты в кон. 19 в. С. И. Танеевым, М. М. Ипполитовым-Ивановым, Д. И. Аракишвили. В кон. 20-х -30-х гг. эту работу вели П. Б. Мамулов, В. И. Долидзе, Б. А. Галаев, А. Н. Аликов, А. С. Тотиев, позднее - Е. А. Колесников, Т. Д. Кокойти, Д. С. Хаханов, Л. И. Кулиев, К. Г. Цхурбаева и др. Опубликованы сб-ки "Осетинский музыкальный фольклор" (1948) и "Осетинские народные песни" (1964), собранные Галаевым.

После Окт. революции 1917 зарождается проф. муз. иск-во. В г. Орджоникидзе в 1924-26 работала Горская нар. консерватория, в 1932 при радиокомитете был создан оркестр нар. инструментов, преобразованный в 1944 в симф. оркестр. В 1958 открыт муз.-драматич. театр, с 1972-муз. театр. Имеется ансамбль песни и танца (1938). В 1938 начало работать муз. уч-ще, а в 1947 - муз.-пед. уч-ще.

Первые проф. произв. появляются в 20-е гг. (обработки народных песен и оркестровые миниатюры Мамулова, Долидзе, Аликова, Т. Я. Кокойти и др.). В 30-е гг. композиторы работали преимущественно в области небольших вокальных форм. В 50-60-е гг. создаются крупные произв. Их пишут X. С. Плиев (опера "Коста", оперетты, оратории, песни), Хаханов (симфонии, опера, балеты, концерты, вокально-хоровые произв.), И. Г. Габараев (оперы "Азау", "Оллана", симфонии, романсы, музыка к драматич. спектаклям), Т. Я. Кокойти (симф. произв., песни), А. Я. Кокойти (оперетта, симф. произв., песни), Н. А. Карниц-кая (концерты, симф. поэмы, фп. музыка), Р. К. Царионти (опера, оратория, песни). Авторами инструм. и вокально-хоровой музыки стали А. А. Поляничен-ко, Колесников, Кулиев. В числе музыковедов- 3. X. Туаева, Цхурбаева, П. CD. Панасян; хоровых дирижёров -3. А. Дзуццати, А. Т. Ачеев, певцов -засл. артисты РСФСР Т. А. Тогоева, Е. В. Кулаев, М. С. Католиева, нар. артисты Сев.-Осет. АССР Ф. С. Суанов, Д. Н. Белаонова, А. В. Хасиева, засл. артисты Сев.-Осет. АССР Ю. А. Баца-зов, Н. В. Кокаева, В. К. Дзуцев, 3. М. Калманова и др.

В С. О. работают (1975): Муз. театр, филармония (1945), симф. оркестр (дирижёры И. А. Аркин в 1944-53, с 1955 засл. деят. иск-в РСФСР П. А. Ядых), ансамбль танца "Алан" (1966), Хоровое об-во (1959), уч-ще иск-в, муз.-пед. уч-ще (Орджоникидзе), 11 детских муз. школ. В 1939 организован Союз композиторов Сев.-Осет. АССР. Д. С. Хаханов.

Драматический театр. Истоки проф. осет. театрального иск-ва - в нар. играх и представлениях, сопровождавшихся танцами и пением, выступлениями кукольников. С 1904 во Владикавказе, в селениях Ардон, Ольгинское, Христиановское, Алагир ставились первые любительские спектакли на осет. яз. Осет. драматич. кружки периодически действовали в Юж. Осетии, в Баку и Тбилиси. После установления Сов. власти на Сев. Кавказе началось формирование проф. нац. иск-ва в С. О., возникали передвижные агитбригады, курсы по подготовке актёров при отделе нар. образования, в Орджоникидзе открылся Театр малых форм (1930). В 1931 группа талантливой осет. молодёжи - участников самодеятельности - была направлена для получения проф. образования в ГИТИС (Москва), а в 1935 выпускники осет. студии вошли в состав труппы созданного в Орджоникидзе Сев.-Осет. драматич. театра (в 1958-71 работал как муз.-драматический). Широкое признание получили постановки пьес осет. драматургов: "Коста" Т. А. Епхиева и И. В. Джанаева (1939), "Сыновья Бата" Д. X. Мамсурова (1943), "Чёрный туман" Г. С. Джимиева (1944), "Две сестры" Е. И. Бритаева (1947, 1953), "Перед грозой" (1947) и "Враги" (1948) Е. А. Уруймаговой, "Чермен" Г. Д. Плиева (1949), "Женихи" А. И. Токаева (1949), "Мать сирот" Д. А. Туаева (1953), "Мстители" Д. И. Темиряева (1957), "Сердце матери" С. Т. Кайтова (1959), "Братья" X. Г. Цопанова (1966), "Чёрная девушка" (1966) и "Материнская слава" (1974) Р. В. Хубецовой, "Сармат и его сыновья" Н. М. Саламова (1967) и др. Театр успешно работает над классич. драматургией и произв. авторов из др. республик Сов. Союза: "Женитьба" Н. В. Гоголя (1939, 1959), "Васса Железнова" М. Горького (1940), "Отелло" (1940), "Двенадцатая ночь" (1954) и "Гамлет" (1974) У. Шекспира, "Любовь Яровая" К. А. Тренёва, "Жорж Данден" Мольера, (оба 1947), "Волынщик из Стракониц" И. К. Тыла (1954), "Медея" Еврипида (1965), "Дороги" ("Судьба Саба") Г. Хухашвили (1971) и др. Нац. самобытность, романтич. взволнованность, яркая эмоциональность и благородная простота выдвигают этот театр в число наиболее творчески зрелых коллективов РСФСР. Труппа пополнялась выпускниками осет. студий Моск. уч-ща им. Б. В. Щукина (1958) и ГИТИСа (1970). В г. Орджоникидзе с 1871 работает рус. драматич. театр, оказавший большое влияние на формирование театр. культуры республики, подготовку творческих кадров. Здесь в разное время выступали такие актёры, как Н. X. Рыбаков, Н. Н. Синельников, П. Н. Орленев, И. А. Ростовцев и др. В 1943 открыт театр кукол "Саби" (рус. и осет. труппы). Значит. вклад в развитие театра С. О. внесли его основоположники засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР Б. И. Тотров, нар. артисты Сев.-Осет. АССР С. К. Таутиев, П. К. Цирихов, а также нар. артисты РСФСР и Сев.-Осет. АССР С. Г. Икаева, В. С. Каргинова, Т. X. Кариаева, нар. артисты Сев.-Осет. АССР Л. А. Кондырев, С. А. Петровский, М. Н. Репина, П. М. Лукина, засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР Е. Г. Маркова. Среди ведущих деятелей театра (1975): нар. арт. СССР В. В. Тхапсаев, нар. артисты РСФСР 3. Е. Бритаева (в 1950-1964 гл. реж. Сев.-Осет. театра, с 1966 - рус. театра), Н. М. Саламов, К. Г. Сланов, Е. С. Туменова, В. В. Хугаева, Г. Д. Хугаев (с 1964 гл. реж. Сев.-Осет. театра); засл. деят. иск-в РСФСР М. К. Цали-ков, засл. арт. РСФСР А. В. Карпов, нар. арт. Сев.-Осет. АССР О. А. Бекузарова, М. С. Икаев, И. В. Гогичев, Б. 3. Ватаев, 3. Г. Кочисова, В. Д. Ур-таева, засл. художник РСФСР Г. П. Фёдоров. М. А. Литвиненко. Илл. см. на вклейках, табл. VI, VII (стр. 64 - 65).

Сцена из спектакля "Отелло" У. Шекспира. 1940.

Сцена из спектакля "Мать сирот" Д. А. Туаева. 1953.


Лит. Серебряная М. И., География Северной Осетии, 3 изд., Орджоникидзе, 1969; Российская федерация. Европейский Юго-Восток. Поволжье. Северный Кавказ, М., 1968 (серия "Советский Союз"); Бероев Б. М., По Северной Осетии, М., 1971; Агибалова В. В., Виленкин В. Л., Среди вечных снегов и ледников, Орджоникидзе, 1973; История Северо-Осетинской АССР, кн. 1 - 2, М.- Орджоникидзе, 1959-66; Очерки истории Северо-Осетинской партийной организации, Орджоникидзе, 1969; Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960; Кузнецов В. А., Путешествие в древний Иристон, М., 1974; Б л и е в М. М., Русско-осетинские отношения (40-е гг. XVIII -30-е гг. XIX вв.), Орджоникидзе, 1970; Кокие вГ. А., Крестьянская реформа в Северной Осетии, Орджоникидзе, 1940; Тотоев М. С., Очерки истории, культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период, Орджоникидзе, 1957; Казбеков Г. В., Формирование и развитие рабочего класса в Северной Осетии (1860-1940), Орджоникидзе, 1963; Коренев Д. 3., Революция на Тереке (1917 -1918), Орджоникидзе, 1967; Октябрьская революция и гражданская война в Северной Осетии, Орджоникидзе, 1973; Тедтоев А. А., Северная Осетия в Великой Отечественной войне, Орджоникидзе, 1959; М а-гометов А. X., Общественный строй и быт осетин (XVII -XIX вв.), Орджоникидзе, 1974; Ц у ц и е в Б. А., Экономика и культура Северной Осетии, Орджоникидзе, 1967; Черджиев X. С., Народное хозяйство Северо-Осетинской АССР, ч. 1, Орджоникидзе, 1971; его же, Очерки по истории народного образования в Северной Осетии, Орджоникидзе, 1958; Северная Осетия за 50 лет. Стат. сб., Орджоникидзе, 1974; Атлас Северо-Осетинской АССР, М., 1967; Андиев Б., Андиева Р., Осетинский орнамент. [Альбом], Орджоникидзе, 1960; Езерская Н. А., Художники Северной Осетии. [Альбом], М., 1963; Кузнецов В. А., О чем рассказывают археологические памятники Северной Осетии, Орджоникидзе, 1968; Аракчиев Д., Народное музыкальное творчество Юго-Осетии, "На рубеже Востока", 1929, № 1; Цхурбаева К. Г., Северо-Осетинская АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; её же, Северо-Осетинская АССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 4, 5, ч. 1, М., 1973 - 74; Кариаева Т., Литвиненко М., Северо-Осетинский драматический театр, Орджоникидзе, 1960; История советского драматического театра, т. 2 - 6, М., 1966 - 71; Литвиненко М.. Плиева Ж., Русанов И., Русский театр в Осетии, Орджоникидзе, 1971.

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К. Л. Хетагурова, осн. в 1969 в г. Орджоникидзе на базе пед. ин-та, созданного в 1920. В составе ун-та (1975): ф-ты - физико-математич., химико-биологич., историч., филологич., иностр. яз., юридич., эко-номич., физич. воспитания; вечернее, заочное и подготовит. отделения; аспирантура, 35 кафедр, зоол. музей, в б-ке ок. 0,5 млн. единиц хранения. В 1974/75 уч. г. в ун-те обучалось 7 тыс. студентов, работало 360 преподавателей, в т. ч. 18 проф. и докторов наук, св. 130 доцентов и канд. наук. Издаются сб. науч. трудов. За годы существования ун-та (пед. ин-та) подготовлено 20 тыс. специалистов.

СЕВЕРО-САХАЛИНСКАЯ РАВНИНА, низменная равнина на севере о. Сахалин. Дл. 300 км, шир. ок. 100 км (Охинский перешеек на С. сужен до 6-7 км). Вдоль побережья на значительных отрезках -цепочки лагун, отделённых от моря косами. Приморские низменности разделены 2 параллельными полосами возвышенностей высотой до 200 м, которые лежат на северных продолжениях Западно-Сахалинских гор и Восточно-Сахалинских гор; здесь же расположены низкогорные островные кряжи Даги (г. Даахуриа выс. 601 м), Вагис (538 м), Оссой (386 м) и др. Сложена песками, глинами, галечниками неогеново-антропогенового возраста. На Ю.-В. расположены низовья рек Тымь и Набиль -слева в Тымь впадает р. Ныш. Приморские полосы заболочены, покрыты преим. редколесьем, внутренние части - редко-стойной лиственничной тайгой с примесью ели и пихты. Добыча нефти и газа. Охота, оленеводство.

СЕВЕРО-СИБИРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, Таймырская, низменная равнина между низовьями pp. Енисей и Оленек, в Красноярском крае и Якутской АССР. Протягивается на 1400 км, при ширине до 600 км. Вытянутые на С.-В.-В. плосковерхие гряды вые. 200-300 м резко возвышаются над широкими сильно заболоченными понижениями с большим числом термокарстовых озёр. Сложена гл. обр. морскими и ледниковыми отложениями, подстилаемыми песчаниками и глинистыми сланцами. Повсеместно распространены многолетнемёрзлые грунты.

Климат субарктический континентальный, с холодной продолжительной (7-8 мес) зимой и коротким прохладным летом. Ср. темп-pa января -30 °С на 3. и до -35-37 °С на В.; темп-pa июля 6-10 °С. Снежный покров держится ок. 265 сут. Осадков 250-300 мм в год. По С.-С. н. протекают pp. Пясина, Таймыра, Хета и Котуй, дающие начало Хатанге, Попигай, Анабар. Много озёр (крупное - Таймыр). В сев. части преобладают лишайниковые тундры, в юж. - кустарниковые; по юж. окраине - лесотундра. Редколесья на 3. образованы лиственницей сибирской, на В.- лиственницей даурской. Преобладают болотные и глеево-болотные почвы со слабо развитым гумусовым горизонтом. Месторождения нефти, газа, кам. угля (Таймырский басе.). Лит.: Егорова И. С., Таймырская низменность, "Тр. н.-и. ин-та геологии Арктики", 1959, т. 91; Средняя Сибирь, М., 1964; П а р м у з и н Ю. П., Средняя Сибирь, М., 1964. Ю. П. Парму зин.

СЕВЕРОТИХООКЕАНСКИЙ АНТИЦИКЛОН, то же, что Гавайский антициклон,

СЕВЕРО-ТИХООКЕАНСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, тёплое течение, направленное на В. от о. Хонсю к берегам Сев. Америки, между 35° и 42° с. ш. Зап. часть С.-Т. т., от 140° до 160° в. д., часто рассматривается как продолжение Куросио. Располагается по границе тропич. и полярных вод, образуя широкую переходную область. Темп-pa воды в поверхностном слое в феврале 7-16 °С, в авг. 18-23 °С. Скорость течения убывает с 3. на В. от 0,5 до 0,1 м/сек. Расход 15-35 млн. м3/сек. В вост. части Тихого ок. течение разделяется на направленное на С. Аляскинское течение и направленное на Ю. Калифорнийское течение.

СЕВЕРОУРАЛЬСК, город (до 1944 -посёлок) областного подчинения в Свердловской обл. РСФСР. Расположен па вост. склоне Урала, на р. Вагран (басс. Оби). Конечная станция ж.-д. ветки от г. Серов. 31 тыс. жит. (1974). Центр добычи бокситов (см. Североуральский бокситоносный район), используемых на алюминиевых з-дах Урала. В р-не добыча жел. руды, лесная пром-сть.

СЕВЕРОУРАЛЬСКИЙ БОКСИТОНОСНЫЙ РАЙОН (СУБР), расположен в районе Североуральска, в Свердловской обл., на вост. склоне Урала. Открыт в 1931 геологом Н. А. Каржавиным. Бокситоносная полоса прослеживается в меридиональном направлении на протяжении 150 км; в состав СУБР входят месторождения: Красная Шапочка (первые тонны бокситов добыты в 1934), Кальинское, Черёмуховское, Кедровское, Сосьвинское и др. Бокситы красные, реже серые и зеленовато-с