БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201дов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцелъ. Сторонники С. в. считали, что в основу практики школьного дела должны быть положены следующие принципы: школы организуются при участии уч-ся и их родителей; уч. занятия строятся в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы; все отношения учителей и уч-ся следует строить на взаимном доверии и симпатии; учителям надо иметь полную свободу в выборе и применении методов и приёмов обучения. Эти идеи были частично реализованы в "Доме свободного ребёнка" (в виде самоуправляющейся общины детей 5-10 лет, родителей и учителей), открытом сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 и просуществовавшем до 1909. Идеи С. в. находили отражение на страницах журн. "Свободное воспитание" (1907-18).

Идеи С. в. в педагогике явились одной из форм выражения недовольства демократически настроенной мелкой буржуазии и части бурж. интеллигенции существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам С. в. представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям - свободу пед. творчества и др.

Отрицая идеи как авторитарного, так и С. в., марксистско-ленинская педагогика рассматривает воспитание как процесс целенаправленного и систематич. формирования всесторонне развитой личности.

Лит.: К е й Э., Век ребёнка, 2 изд., [М.], 1910; Вентцель К. Н., Теория свободного воспитания и идеальный детский сад, 4 изд., П.- М., 1923; его же, Дом свободного ребенка, 3 изд., М., 1923; Руссо Ж. Ж., Эмиль, или О воспитании, СПБ, 1913; Шаррельман Г., В лаборатории народного учителя, 2 изд., П., 1921; Свободное трудовое воспитание. Сб. статей.

Под ред. Н. К. Лебедева, П.- М., 1921; Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М. -П., 1923; Толстой Л. Н., Пед. соч., М.- Л., 1948; Крупская Н. К., К вопросу о свободной школе, Пед. соч., т. 1, М., 1957. А. И. Пискунов.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы С. в. определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнит. труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.

В жизни совр. общества явление С. в. отличается исключит. сложностью, отражает существ. характеристики того или иного типа общества, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. В развитых капиталистич. странах наряду с положит. тенденцией увеличения С. в. неизменно присутствуют негативные тенденции заполнения сферы досуга "массовой культурой", явлениями антикультуры (алкоголизм, преступность и т. п.), др. занятиями, свойственными идеалам "потребительского общества". Применительно к условиям социализма можно говорить прежде всего о двух осн. функциях С. в.: функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функции духовного (идейного, культурного, эстетического и т. п.) и физич. развития человека, приобретающей всё большее значение. Именно её имея в виду, К. Маркс говорил, что время "... остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простор для свободной деятельности и развития. Время - это простор для развития способностей..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 264). Как социально-историч. категория С. в. характеризуется тремя осн. параметрами: объёмом (величиной), структурой и содержанием. Величина С. в. зависит в первую очередь от продолжительности времени труда, характерной для того или иного общества, т. е. от общей величины внерабочего времени. Социалистич. общество последовательно стремится сократить величину рабочего дня. Вместе с тем на совр. этапе развития объём С. в. в значит. степени определяется временем, затрачиваемым на нек-рые непреложные затраты в рамках внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому гл. путями увеличения объёма С. в. являются развитие и совершенствование служб быта, внедрение в практику более рациональных принципов гор. и пром. строительства, расселения и т. д.

В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре С. в. обычно выделяют неодинаковое (до неск. десятков) количество элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой человеком в С. в. деятельности с точки зрения её влияния на развитие человеческой личности, можно получить ряд наиболее широких категорий, образующих структуру С. в. Это -активная творческая (в т. ч. общественная) деятельность; учёба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т. п.) и публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и т. д.) характер; физич. занятия (спорт и т. п.); любительские занятия типа хобби; занятия, игры с детьми; товарищеские встречи, общение с др. людьми; пассивный отдых; затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (напр., злоупотребление алкоголем). Т. о., при одном и том же объёме С. в. его структура может быть более или менее прогрессивной. Гл. пути совершенствования структуры С. в. в условиях социализма - увеличение объёма С. в., создание мощной материально-технич. базы досуга, повышение эффективности организаторской и идеоло-гич. работы с трудящимися и т. п.

Конкретные занятия человека и их качество в рамках той или иной деятельности в С. в. составляют его содержание. Обеспечение содержания С. в., соответствующего целям коммунистич. строительства,- длительный процесс, связанный с дальнейшим изменением положения личности в сфере экономич., по-литич., духовной жизни общества, в частности с более широким привлечением трудящихся к политич. творчеству, управлению социальными процессами, с расцветом общей культуры масс и т. п. См. также Досуг.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 117; Струмилин С. Г., Рабочий день и коммунизм, М., 1959; Пруденский Г. А., Время и труд, М., 1964; его же, Проблемы рабочего и внерабочего времени, М., 1972; Г р у ш и н Б. А., Свободное время. Актуальные проблемы, М., 1967; Г о р-дон Л. А., Клопов Э. В., Человек после работы, М., 1972; Орлов Г. П., Свобод" ное время как социологическая категория, Свердловск, 1973; Anderson N., Work and leisure, L., 1961; De Grazia S., Of time, work and leisure, N. Y., 1962; D u-mazedier , Vers une civilisation du loi-sir?, P., 1967; его же, Sociologie empirique du loisir, P., 1974. Б, А. Грушин.

СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ГЕНЕРАТОР ГАЗА, безвальный мотогенератор, агрегат, обеспечивающий газовую турбину рабочим телом необходимых параметров; состоит из двигателя внутреннего сгорания со свободно движущимися поршнями и поршневого компрессора. Рабочее тело - горячая сжатая смесь продуктов сгорания топлива в двигателе и продувочного воздуха из компрессора. Двигатель приводит компрессор в действие и является генератором газа. Компрессор подаёт сжатый воздух в цилиндры двигателя для их продувки и наддува. С. г. г. с газовой турбиной образуют силовую установку. Идея такой установки (состоящей из генератора газа и расширительной машины) впервые была предложена и осуществлена В. И. Гриневецким. Первая конструкция С. г. г. была разработана в 1922-23 сов. инж. Е. Е. Лонткевичем для газотурбинной установки трансп. типа. В 1951 во Франции был выпущен первый пром. образец С. г. г. по схеме Пескара. В С. г. г. обычно используют двухтактный дизель с прямоточно-щелевой продувкой и высоким наддувом. Продукты сгорания или их смесь с избытком продувочного воздуха поступают в ресивер, а затем в турбину. Газы на выходе из С. г. г. имеют темп-ру 400-550 °С и давление 0,4 -0,5 Мн/м2(4-5 кгс/см2). Эти сравнительно низкие параметры рабочего тела позволили создать дешёвую и экономичную газовую турбину мощностью 10-50 Мвт.

Силовая газотурбинная установка с С. г. г. сочетает в себе положительные свойства дизеля и газовой турбины, и её кпд достигает 40%. На одну газовую турбину могут работать неск. С. г. г. Силовые газотурбинные установки с С. г. г. применяют в различных отраслях пром-сти, на транспорте и в энергетике.

Схема силовой газотурбинной установки со свободнопоршневым генератором газа: / - форсунка; 2-камера сгорания; 3 - поршень дизеля; 4 - нагнетательный клапан компрессора; 5 - впускной клапан компрессора; 6 - поршень компрессора; 7 - буферная полость генератора; 8 -ресивер; 9 - газовая турбина; 10 - выпускные окна; 11 - продувочные окна.

Недостатки С. г. г.: нерациональное использование энергии на холостом ходу и малых нагрузках, громоздкие газопроводы, сложность синхронизации работы поршней.

Лит.: Двигатели внутреннего сгорания, под ред. А. С. Орлина, 2 изд., [т. 1 - 4], М., 1970 - 73; Жуков В. С., Газотурбинные установки со свободно-поршневыми генераторами газа в энергетике, М., 1971.

Н. Ф. Кайдаш.

СВОБОДНОСТРУЙНАЯ ГИДРОТУРБИНА, гидротурбина, у к-рой давление в потоке воды при входе в рабочее колесо и на выходе из него равно атмосферному, т. е. она является активной турбиной. Поток воды в С. г. направляется в рабочее колесо в виде свободной струи. Если в С. г. из подводящего устройства выходит одна кольцевая струя, к-рая попадает сразу на все лопасти, то такая С. г. наз. непарциальной. У парциальной С. г. вода на лопасти поступает только при прохождении ими зоны действия струи. Все С. г. (за исключением гидротурбины "Сфиндекс", предложенной в 1963 швейцарской фирмой "Эшер-Вис") являются парциальными, причём самая распространённая из них - ковшовая гидротурбина.

СВОБОДНЫЕ КОЛЕБАНИЯ, колебания в любой колебательной системе, происходящие в отсутствие внешнего воздействия; то же, что собственные колебания.

СВОБОДНЫЕ РАДИКАЛЫ, см. Радикалы свободные.

СВОБОДНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ, вольные хлебопашцы, в России 19 в. бывшие помещичьи крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости на основании указа имп. Александра I от 20 февр. 1803. По этому указу помещики получили право освобождать как отдельных крестьян, так и целые селения с обязательным наделением их землёй. Крестьяне за получение воли и земли должны были платить помещикам выкуп или выполнять различные повинности. При невыполнении этих условий крестьяне могли быть возвращены помещику. Широкого применения указ не получил.

За время царствования Александра I в С. х. было превращено только 47 тыс. чел. муж. пола (ок. 0,5% от всех крепостных крестьян). В разряд С. х. входили также дворовые люди и крестьяне, лично отпущенные на волю, если они приобретали землю. Юридически С. х. близки к государственным крестьянам, в состав к-рых они и были включены в 1848.

Лит.: С е м е в с к и й В. И.. Кресты янский вопрос в России в XVIII н первой пол. XIX в., т. 1, СПБ, 1888.

СВОБОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ, Государственные свободные художественные мастерские, советские художественные учебные заведения (1918 - нач. 1920-х гг.). Были созданы на базе местных художеств. училищ (в т. ч. в Москве, Петрограде, Казани, Саратове, Одессе, Харькове) с целью реформировать художеств. образование, связать его с задачей строительства сов. художеств. культуры. Наряду со сторонниками традиц. методов обучения в С. х. м. большую роль играли представители "левых" течений в иск-ве и приверженцы производственного искусства. Педагогич. принципы С. х. м. не успели сложиться в определённую систему. На основе моск. С. х. м., созданных на базе Строгановского художеств. уч-ща (1-е ГСХМ) и Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества (2-е ГСХМ), в 1920 был образован Вхутемас.

СВОБОДНЫЙ (до 1924 - Алексеевск), город областного подчинения, центр Свободненского р-на Амурской обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 180 км к С. от Благовещенска. Порт на правом берегу р. Зея (приток Амура). 68 тыс. жит. (1975, в 1939-44 тыс., в 1959-56 тыс. жит.). Перевалочная база грузов с ж. д. на водный транспорт. 3-ды: вагоноремонтный, "Автозапчасть", литейно-механич., высоковольтной аппаратуры, судоремонтно-судостроит., строит, деталей; швейная ф-ка. Техникумы: вечерний механич., ж.-д. транспорта, кооперативный; мед. училище.

СВОБОДНЫЙ, посёлок гор. типа в Базарно-Карабулакском р-не Саратовской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (Ка-рабулак) на линии Аткарск - Вольск. Птицекомбинат. Совхоз по откорму кр. рог. скота и свиней. Строится (1975) элеватор.

СВОБОДНЫЙ ВЕКТОР, см. Вектор.

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ в музыке, полифонический стиль, характеризующийся свободой и разнообразием в построении мелодии, господством двух ладов - мажора и минора. См. Полифония.

СВОБОДНЫЙ СТИХ, верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов С. с., отграничивающего его от художеств. прозы, обычно указывают графич. установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют С. с. от строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксич. организации в пределах произведения С. с. связан с более традиц. формами родной поэзии-с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом во Франции, с книттельферсом (нар. четырёхударным стихом) и нем. гекзаметром в Германии и т. д. С. с. чаще всего написаны произв. с эпич. началом, филос. проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции С. с.: потребность в обновлении стихотворных систем; влияние форм нар. поэзии; влияние библейского и литургич. стиха; оскудение рифменного репертуара; опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмич. эквивалентов) иноязычных лит-р; воздействие разговорной речи.

Термин "верлибр" введён франц. писателем Г. Каном в 1884; но становление С. с. наблюдается со 2-й пол. 18 в.: И. В. Гёте, И. К. Ф. Гёльдерлин, Г. Гейне в Германии, У. Блейк, У. Уитмен в англоязычной лит-ре, А. П. Сумароков в России стоят у его истоков. В России единичные опыты С. с. в 19 в. принадлежат В. А. Жуковскому, А. А. Дельвигу, Ф. Н. Глинке, М. Ю. Лермонтову, А. А. Фету, М. Л. Михайлову (пер. цикла С. с. Гейне "Северное море") и др. Распространение С. с. начинается с 70-х гг.

19 в. и нарастает в 20 в. (А. Рембо, Ж. Лафорг, А. де Ренье, Э. Верхарн, Г. Аполлинер, П. Элюар, Ф. Т. Маринетти, Т. С. Элиот, И. Бехер, Пабло Неруда, Назым Хикмет и др.). В кон. 19 - нач.

20 вв. в России многочисл. С. с. создают А. М. Добролюбов, А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. В. Хлебников, художник Н. К. Рерих. В совр. рус. поэзии С. с. становится продуктивной формой особенно с кон. 50-х гг.- Е. М. Винокуров, В. А. Солоухин, Д. С. Самойлов и др.; в других лит-рах - Э. Межелайтис, И. Ф. Драч, М. Танк. Выяснение закономерностей С. с. продолжается в дискуссиях, ведущихся вокруг этой проблемы.

Лит.: Ж о в т и с А. Л., О критериях типологической характеристики свободного стиха. (Обзор проблемы), "Вопросы языкознания", 1970, № 2; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, М., 1971; Баевский В. С., О природе русского свободного стиха, в его кн.: Стих русской советской поэзии, Смоленск, 1972; От чего не свободен свободный стих?, "Вопросы литературы", 1972, № 2; Hrushovski В., On free rhythmus in modern poetry, в кн.; Style in language, N. Y.- L., I960; Сzernyfc., Le vers libre francais et son art structural, в сб.: Poetics. Poetyka. ^Поэтика, Warsz., 1961. В. С. Баевский, В. А. Сапогов.

"СВОБОДНЫЙ ТЕАТР" (Theatre-Libге), французский драматический театр. Создан реж. А. Антуаном в Париже. Работал в 1887-96. "С. т." - первый в Европе некоммерч. театр - пропагандировал произведения современной ему отечеств/ и иностр. драматургии, ставил не допускавшиеся на казённую сцену пьесы. Значит/ событиями в театр/ жизни Парижа были спектакли "Власть тьмы" Л. Н. Толстого (1888), "Ткачи" Гаупт-мана (1893). В "С. т." впервые во Франции поставлен ряд пьес Г. Ибсена, Б. Бьёрнсона, Дж. Верги, Ю. А. Стриндберга, И. С. Тургенева. По образцу "С. т." возникали театры во Франции, а также в Германии, Великобритании, Дании и других странах.

Лит.: Г в о з д е в А. А., Западно-европейский театр, Л,- М., 1939.

СВОБОДНЫЙ ЧЛЕН, член уравнения, не содержащий неизвестного. Напр., С. ч. уравнения Зx:3 - 4х2 + 5 = 0 является 5.

СВОБОДОМЫСЛИЕ религиозное, вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религ. запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.

Исторически С. проявлялось в различных формах критики религии. Термин "С." (англ. freethin-king) вошёл в употребление в 18 в. с появлением трактата англ. деиста (см. Деизм) А. Коллинза "Рассуждение о свободомыслии" (1713).

В ср. века, в эпоху безраздельного господства религ. идеологии, одной из форм С. была теория "двойственной истины", утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении науч. истин и религ. взглядов (Ибн Сима, Ибн Рушд и др.). Видными представителями С. были азерб. поэт и мыслитель 12 в. Низами Гянджеви, груз. поэт 12 в. Шота Руставели, рус. вольнодумец 16 в. Феодосии Косой. С. нашло своё проявление в арм. нар. эпосе "Давид Сасунский". В эпоху Возрождения с позиций С. выступали видные учёные, философы, писатели (Пье-тро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В эпоху Просвещения одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внёсший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. были последовательно развиты в эту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., вставшими на позиции атеизма. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религ. вопросов выразилось в требовании свободы совести, к-рое выдвигалось идеологами бурж. революций 18-19 вв. в разных странах. В России 18 в. идеи С. ярко выражали М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков и др. С. пронизано всё творчество А. Н. Радищева; с позиций С. выступали и мн. декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й пол. 19 в. принципы С. в странах Зап. Европы и в России защищали и обосновывали крупные учёные-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит нем. биологу Э. Гекке-лю, боровшемуся против мистики и офиц. религии; с этой целью он основал в 1906 в Йене "Союз монистов", к-рый наряду с другими прогрессивными организациями буржуазной интеллигенции распространял идеи С.

В совр. бурж. обществе мн. деятели науки и культуры выступают против грубых форм религии, нередко не принимают её догматику и обряды, но обычно не отвергают религию полностью как мировоззрение. С позиции С. и рационализма выступает часть прогрессивной и антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистических стран, объединённая в специальные общества и ассоциации, к-рые ведут просветительную деятельность, выпускают свою литературу и т. п. Национальные общества свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и нек-рых других стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (осн. в Брюсселе в 1880). Кроме того, существует также Междунар. гуманистич. и этич. союз, насчитывающий в своём составе 20 нац. об-в свободомыслящих в Зап. Европе и США (осн. в 1952 в Амстердаме).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132-138; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.- Л., 1959;

Коган Ю. Я., Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII в., М., 1962; История и теория атеизма, М., 1962; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Гольдберг Н. М., Свободомыслие и атеизм в США (XVIII -XIX вв.), М.- Л., 1965. Б. С. Раббот.

СВОБОДЫ, посёлок гор. типа в Ставропольском крае РСФСР, подчинён Пятигорскому горсовету. Расположен на правом берегу р. Подкумок (приток Кумы), в 3 км от ж.-д. ст. Пятигорск. 12,9 тыс. жит. (1974). Цех Ставропольского прибороремонтного з-да, комбинат строит. изделий.

СВОБОДЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ, политич. и правовые нормы, определяющие положение личности в roc-ве. Конституция СССР и конституции союзных и авт. республик предоставляют сов. гражданам право избирать и быть избранными в представительные органы гос-ва; в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистич. строя гражданам СССР закон гарантирует свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций. С. д. вместе с другими личными демократическими свободами (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки) являются одной из важнейших основ правового статуса сов. гражданина.

Сов. гос-во не только признаёт за гражданами С. д., но и реально обеспечивает их, предоставляя в распоряжение трудящихся и их орг-ций типографии, запасы бумаги, обществ. здания, улицы, средства связи и другие материальные условия, необходимые для их осуществления. С. д. обеспечиваются также идеологич. и организационно-правовыми гарантиями.

С. д. позволяют сов. гражданам активно участвовать в хоз., гос. и культурной жизни страны. Реализуя свободу слова, граждане СССР свободно выражают свои мысли и убеждения, как непосредственно, так и с помощью совр. организационно-технич. средств, по тем или иным гос. и обществ. вопросам. Они имеют возможность обсуждать важнейшие законопроекты, обмениваются знаниями, опытом, вносят свои предложения, касающиеся работы предприятий, учреждений, колхозов и совхозов.

Со свободой слова теснейшим образом связана свобода печати. Печать в СССР служит делу просвещения и идейно-политнч. воспитания трудящихся, несёт в массы идеи марксизма-ленинизма, критикует недостатки в работе гос. аппарата в целом и отдельных должностных лиц. Сов. граждане могут свободно выступать в печати с предложениями, критич. замечаниями и т. п.

Сов. гос-во предоставило в распоряжение трудящихся необходимые материальные условия для проведения собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций. Широкая сеть дворцов, домов культуры, клубов, стадионов и парков используется партийными, профсоюзными, комсомольскими орг-циями для проведения местных, республиканских и всесоюзных съездов, конференций и совещаний по самым различным вопросам гос. и обществ. жизни. Сов. гос-во создаёт все необходимые условия для реализации С. д. сов. гражданами, охраняет предоставленные им свободы ог нарушений, независимо от того, исходят ли эти нарушения от гос. органов, должностных лиц или обществ. орг-ций.

Сов. конституции исходят из основополагающего принципа сочетания обществ. и личных интересов, устанавливают равноправие всех сов. граждан независимо от их национальности и расы. Так, напр., в СССР воспрещены и караются законом всякая проповедь расовой или национальной исключительности, ненависти и пренебрежения, пропаганда войны, в какой бы форме она ни велась (см. также Основные права и обязанности граждан СССР).

Конституции зарубежных социалистич. стран также предусматривают широкие права и свободы для своих граждан и устанавливают гарантии их реализации.

В совр. бурж. гос-вах конституции, как правило, содержат широкий перечень буржуазно-демократич. прав и свобод. Это даёт основани