БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ний, пер. с англ., М., 1962; М о ш к о в Б. С., Выращивание растений при искусственном освещении, 2 изд., Л.,^1966; Леман В. М., Культура растений при электрическом свете, М., 1971; Шульгин И. А., Растение и солнце, Л., 1973. И. А. Шульгин.

СВЕТОЛЕЧЕНИЕ, фототерапия (ог фото... и греч. therapeia - лечение), применение с леч. целью оптического излучения (инфракрасного, видимого и ультрафиолетового); раздел физиотерапии. При С. используют и естеств. излучение Солнца (см. Солнцелечение). Действие световой энергии на организм человека определяется её интенсивностью (мощностью источника и расстоянием до облучаемой поверхности), длительностью облучения и глубиной проникновения электромагнитных волн, к-рая зависит от длины световой волны; эта глубина наибольшая у инфракрасных и видимых лучей и наименьшая - у ультрафиолетовых. Покраснение кожи - эритема - может появиться через несколько минут после начала облучения (напр., инфракрасными лучами) или спустя скрытый (латентный) период (2-8 ч) при действии ультрафиолетовых лучей; степень реакции кожи зависит от её чувствительности на разных участках тела к различным лучам, от возраста, времени года и др. факторов; она может изменяться при нек-рых патологич. состояниях, приёме лекарств, веществ. Через 3-4 сут на месте облучения появляется загар.

Для С. применяют калорич. (тепловые) и люминесцирующие искусств. источники света. У калорич. источников (лампы накаливания, излучающие инфракрасные и видимые лучи, общие и местные электросветовые ванны, лампы Минина, инфракрасных лучей) количество и состав излучаемой энергии зависят от степени нагревания излучающего тела. К люминесцирующим источникам (излучение обусловлено электрич., химич. и др. процессами) относятся ртутно-кварцевые, люминесцентные эритемные и дуговые бактерицидные лампы.

Ультрафиолетовое облучение (местное или общее) применяют для компенсации ультрафиолетовой недостаточности, повышения сопротивляемости к различным инфекциям (напр., гриппу), как болеутоляющее и противовоспалит. средство при заболеваниях суставов, периферич. нервной (невриты, невралгии, радикулиты), мышечной (миозиты), дыхательной (бронхиты, плевриты) систем, при кожных, гинекологич. заболеваниях, нарушениях обмена веществ, нек-рых формах туберкулёза. В педиатрии этот вид С. используют для профилактики рахита, острых респираторных заболеваний, повышения защитных сил организма в межприступном периоде ревматизма, а в сочетании с противоревматич. медикаментозными средствами - ив острой фазе заболевания. Тепловые процедуры с применением видимых и инфракрасных лучей используют преим. как болеутоляющее и рассасывающее средство, гл. обр. при подострых и хронических воспалительных процессах, невралгиях и мышечных болях.

С. противопоказано при активной форме туберкулёза, новообразованиях, выраженной сердечной недостаточности, ги-пертонич. болезни 2-3-й стадии, резком истощении, повышенной функции щитовидной железы, заболеваниях почек с недостаточностью функции, а также при фотопатологии (т. е. заболеваниях, вызываемых светом).

Лит. см. при ст. физиотерапия.

Т. М. Каменецкая.

СВЕТОЛОВ, лов рыбы с помощью искусственного света. С. основан на свойстве многих рыб активно реагировать на излучение подводного или надводного источника. Напр., свет привлекает кильку, сайру, ставриду, сардину, а треску, тунца, акулу, угря отпугивает. Результаты С. зависят от биологич. факторов (напр., возраст рыбы), от условий внешней среды. (темп-pa воды, её прозрачность, фаза Луны и др.), от расположения и спектральной характеристики источника света и т. п. Изменяя яркость света, можно управлять поведением рыбы: собирать её или распугивать, переводить скопление от одной лампы к другой, приближать рыбу к источнику света и поднимать её к поверхности. Для этих целей используют лампы и люстры, прожекторы, световые буи, а также световые трассы, заграждения, гирлянды. При С. рыба захватывается конусными сетями, бортовыми подхватами, рыбонасосами. С помощью источников света повышается эффективность лова кошельковыми и ставными неводами, тралами и др. В основном для С. применяют лампы накаливания и люминесцентные лампы. В некоторых случаях, напр. на промысле сайры, используют голубой и красный свет. С. распространён в Японии, СССР и др. странах.

Лит.: Н и к о н о р о в И. В., Взаимодействие орудий лова со скоплениями рыб, М., 1973; Мельников В. Н., Биофизические основы промышленного рыболовства, М., 1973. А. Л. Фридман.

СВЕТОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ, гелиофиты, растения, произрастающие на открытых местах и не выносящие длит. затенения; для нормального роста им необходима интенсивная солнечная или искусств. радиация. Взрослые растения более светолюбивы, чем молодые. К С. р. относятся как травянистые (подорожник большой, кувшинка и др.), так и древесные (лиственница, акация и др.) растения, ранневесенние - степей и полупустынь, а из культурных - кукуруза, сорго, сахарный тростник и др. С. р. имеют ряд анатомо-морфологич. и физиологич. особенностей: относительно толстые листья с мелкоклеточной столбчатой и губчатой паренхимой и большим числом устьиц. В клетках листа содержится от 50 до 300 мелких хлоропластов, поверхность к-рых в десятки раз превышает поверхность листа. По сравнению с теневыносливыми растениями листья С. р. содержат больше хлорофилла на единицу поверхности и меньше - на единицу массы листа. Характерный физиологич. признак С. р.- высокая интенсивность фотосинтеза. И. А. Шульгин.

СВЕТОМАСКИРОВКА, скрытие от наблюдения воздушного и наземного противника световых демаскирующих признаков войск, воен. объектов, а также промышленных р-нов и населённых пунктов и их имитация на ложных объектах. В целях С. внутреннего освещения зданий и др. объектов применяется маскировочное освещение, затемнение входов, окон и др. проёмов и отверстий шторами и др. устройствами. Для скрытия наружного освещения используются лампы малой мощности, при налёте авиации противника выключается освещение; сигнальные приборы и транспортные огни маскируются насадками, козырьками, экранами. См. Маскировка.

СВЕТОНИЙ Гай Транквилл (Gaius Suetonius Tranquillus) (ок. 70 - после 122), римский историк и писатель. Происходил из сословия всадников. Ок. 119-122 служил секретарём при имп. Адриане. Из многочисл. сочинений С. (историч., историко-бытовых и фнлологич.) целиком дошли до нас только "Жизнь двенадцати Цезарей" (в 8 кн.) и часть "О грамматиках и риторах" из большого труда, посвящённого знаменитым деятелям рим. лит-ры. "Жизнь двенадцати Цезарей" содержит жизнеописания рим. императоров от Цезаря до Домициана.

Все биографии построены по одному схематич. плану: последовательно описываются происхождение и молодость императора, его политич., воен., судебная деятельность, черты характера, внешность, образ жизни, обстоятельства смерти. Идеальными правителями С. изображает Августа и Тита. Изложение отличается подчёркнутой фактологич-ностью, С. не интересуют ни историч. причины, ни психологич. мотивы событий. Занимательность изложения способствовала популярности этого сочинения С. как у современников, так и в позднее время.

Соч. в рус. пер.: Жизнь двенадцати Цезарей. [О знаменитых людях. Фрагменты, пер. с лат. и прим. М. Л. Гаспарова], М., 1966.

Лит.: Гаспаров М. Л., Новая зарубежная литература о Таците и Светонии, "Вестник древней истории", 1964, № 1; S t е i d 1 е W., Sueton und die antike Biographic, 2 Aufl., Munch., 1963.

СВЕТОПРОВОД, то же, что световод.

СВЕТОСИЛА, величина, позволяющая сравнивать освещённости в плоскостях изображений различных оптич. систем. Без учёта потерь световой энергии на поглощение и отражение в оптич. системе С. (её наз. геометрической С.) есть квадрат относительного отверстия системы, т. е. (D/f)2, где D - диаметр входного зрачка системы (см. Диафрагма в оптике), f - её фокусное расстояние. Умножение геометрич. С. на коэфф. т, характеризующий потери, даёт физическую (или эффективную) С. Её повышают, уменьшая потери света с помощью просветления оптики. Освещённость Е в плоскости изображения осесимметричной оптич. системы есть отношение светового потока, прошедшего систему, к площади изображения и выражается формулой: Е = n{пи)Вtsin2и', где В - яркость объекта, и' - угловая апертура пространства изображений. Для достаточно (практически бесконечно) удалённых объектов плоскость их изображений совпадает с фокальной плоскостью (см. Фокус в оптике). В этом случае sinu' = D/2f, и для расчёта освещённости и, следовательно, С. получают соотношение E =n(пи)/4Bt(D/f)2.

Л. Н. Канарский.

СВЕТОСЛАВСКИИ Сергей Иванович [24.9(6.10).1857, Киев, -19.9.1931, там же], украинский живописец-пейзажист. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова (1875-83). Член товарищества передвижников (с 1891). Продолжая традиции рус. и укр. реалистич. пейзажа, С. писал лирич. виды (преим. сельской природы), нередко обогащая их жанровыми или анималистич. сценками и разрабатывая проблемы освещения с любовью к тонким колористич. эффектам ("К весне", 1887, Третьяковская гал., "Вечер в степи", 1905, Музей укр. изобразит. иск-ва УССР, Киев). Обращался также к гор. пейзажу ("Москва. Василий Блаженный", 1893, там же).

С. И. С в е т о с л а вс к и й. "Волы на пахоте". 1891. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.

Лит.: [Попова Л.], С. I. Светославський, [Киiв, 1960].

СВЕТОТЕНЬ, распределение светлых и тёмных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением и позволяющее зрительно воспринимать объём и рельеф. В живописи и графике С.- распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображённый предмет объёмным, окружённым свето-воздущной средой. Градации С. (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предмета, его фактуры и состояния атмосферы. К возможностям С. прибегали уже антич. живописцы. С. и её теория разрабатывались мастерами Возрождения (особенно Леонардо да Винчи), и с этого времени С. широко использовалась художниками, в т. ч. как одно из средств, определяющих эмоциональную выразительность произведений.

СВЕТОТЕХНИКА, область науки и техники, предмет к-рой - исследование принципов и разработка способов генерирования, пространственного перераспределения, измерения характеристик оптич. излучения (света) и преобразования энергии света в др. виды энергии. С. охватывает также вопросы конструкторской и технологич. разработки источников света (ИС), осветительных, облуча-тельных и светосигнальных приборов и устройств, систем управления ИС, вопросы нормирования, проектирования, устройства и эксплуатации светотехнических установок. Кроме того, С. связана с изучением воздействия естеств. и искусств. света на вещество и живые организмы. Термин "С." в совр. широком понимании стал употребляться в науч. и технич. литературе с 20-х гг. 20 в. До этого содержание понятия "С." ограничивалось лишь вопросами освещения (см. Светильник).

Становление С. было связано с развитием физич. и геометрич. оптики, физиологии, учения об электричестве и магнетизме. Большое значение для формирования С. имели работы И. Ньютона, И. Ламберта, М. В. Ломоносова, Т. Юнга, В. В. Петрова, Я. Пуркине, Г. Гельмгольца и др. учёных - физиков, физиологов и электротехников. Фундаментальный вклад в С. был сделан в нач. 18 в. П. Бугером, сформулировавшим основы фотометрии (в книге ч Оптический трактат о градации света"). Важной вехой в развитии С. явился переход к электрич. ИС. В 1872 А. Н. Лодыгин создал лампу накаливания, к-рая в дальнейшем была усовершенствована Т. Эдисоном. В 1876 П. Н. Яблочков изобрёл дуговую угольную лампу (без регулятора расстояния между электродами) - т. н. свечу Яблочкова. Последующий прогресс в С. связан с разработкой люминесцентных ламп, газоразрядных ламп высокого давления (см. Газоразрядные источники света), галогенных ламп накаливания.

Работы по С. способствовали, в свою очередь, развитию электроники и становлению квантовой электроники.

В С., в соответствии с областями использования света, различают осветительные, облучательные и светосигнальные установки (и соответствующие световые приборы). Осветительные установки создают необходимые условия освещения, к-рые обеспечивают зрит. восприятие (видение), дающее ок. 90% информации, получаемой человеком от окружающего его предметного мира. В СССР на искусств, освещение расходуется 10-12% вырабатываемой электроэнергии (установлено ок. 650 млн. световых точек); в США - 18%.

Облучат. установки используют для различных незрит. воздействий на человека, животных и растения, а также в разнообразных производственных процессах. Облучение живых организмов ультрафиолетовым (УФ), видимым и инфракрасным (ИК) светом улучшает (или обеспечивает) жизненно важные морфофункциональные процессы, такие, как обмен веществ, кроветворение, регуляция сердечно-сосудистой деятельности, фотосинтез (у растений), а также повышает сопротивляемость организма заболеваниям. СССР занимает ведущее место в мире по использованию УФ излучения в детских учреждениях и больницах, находящихся в сев. р-нах (см. Светолечение). Значит. санационный эффект даёт бактерицидное облучение (см. Ртутная лампа), уничтожающее вредоносных бактерий и снижающее количество заболеваний в 1,5-2 раза. УФ облучение используется для обеззараживания воды и пищевых продуктов. Облучат. установки успешно используются для физиотерапии ("кварц", "солюкс" и т. д.). Существ. экономич, эффект дают облучат. установки в с.-х. произ-ве. УФ облучение скота и птицы на 7-15% увеличивает их продуктивность: удои, яйценоскость, привес. Искусств, свет используют при пром. выращивании овощей, ягод, фруктов в теплицах и оранжереях. Облучат. установки применяют в фотолитографии (см. Планарная технология), для сушки лакокрасочных покрытий, в фотохимич. и др. технологич. процессах.

Светосигнальные установки служат для передачи кодированной (условной) информации - в виде сигналов, создаваемых светофорами дорожными, маяками, огнями судовыми, посадочными и др. сигнальными приборами; воспринимаются эти сигналы глазом или др. приёмниками излучения (напр., фотоэлементами).

Важная область С.- измерения характеристик света (см. Световые измерения, Фотометрия, Колориметрия), а также нормирование светотехнич. установок (см., напр., Освещение городов).

Наряду с традиционными задачами совр. С. решает задачи: создания комфортной световой среды, обеспечивающей весь комплекс информац., морфофункционального, санац. и пр. действий света; использования света как эффективного и рентабельного средства индустриализации с.-х. произ-ва; применения света в качестве технологич. средства в пром-сти; создания ИС, в к-рых реализуются процессы хемилюминесценции и электролюминесценции, применяются полупроводниковые и радиоизотопные материалы.

Сов. светотехнич. школа занимает видное место в мировой С. Значит. вклад в её развитие внесли С. И. Вавилов (люминесценция, действия света), М. А. Шателен (фотометрия, нормирование светотехнич. установок), С. О. Майзель (физические основы процесса зрения), А. А. Гершун (теоретич. фотометрия, расчёты светового поля), П. М. Тиходеев (нормирование светотехнич. установок, световые эталоны и измерения), В. В. Мешков (принципы нормирования и проектирования осветит. установок), Н. М. Гусев и В. А. Дроздов (строительная С.).

В СССР светотехнич. исследования и разработки ведутся во мн. научных и учебных центрах и проектных ин-тах. Среди них: Всесоюзный н.-и., проектно-конструкторский и технологич. светотехнич. ин-т (ВНИСИ, Москва), Всесоюзный н.-и., проектно-конструкторский и технологич. ин-т источников света (ВНИИИС, Саранск), светотехнич. лаборатории НИИ охраны труда ВЦСПС (Ленинград, Иваново и др.), кафедра светотехники Моск. энергетич. ин-та и др.

СССР - член Междунар. комиссии по освещению и Междунар. электротехнич. комиссии. Материалы по вопросам С. публикуются в журналах "Светотехника" (с 1932), "Light and lightning and environmental design" (L., с 1908), "Lux" (P., с 1928), "Lighting design and application" (N. Y., с 1906) и др.

Лит.: Справочная книга по светотехнике [в. 1 - 2], М., 1956-58; Мешков В. В., Основы светотехники, ч. 1 - 2, М.- Л., 1957 - 61; Р о х л и н Г. Н., Газоразрядные источники света, М.- Л., 1966; Тнходеев П. М., Световые измерения в светотехнике, 2 изд., М.- Л., 1962; Гуторов М. М., Основы светотехники и источники света, М., 1968; Айзенберг Ю. Б., Е ф и м к и н а В. Ф., Осветительные приборы с люминесцентными лампами, М., 1968; Мешков В. В., Епанешни ков М. М., Осветительные установки, М., 1972; Кнорринг Г. М., Светотехнические расчеты в установках искусственного освещения, [Л.], 1973; Гусев Н. М., М а к а р е в н ч В. Г., Световая архитектура, М., 1973. С. Г. Юров.

С. кинематографии - отрасль С., решающая разнообразные задачи применения света на всех этапах кинематогра-фич. процесса, а также соответствующих световых измерений. С. в кинематографии разделяют на С. киносъёмки, С. копирования (печати) фильмов и С. кинопроекции.

С. киносъёмки включает разработку и применение: источников света и осветит. приборов для киносъёмочного освещения; осветит. систем и киноэкранов для спец. видов киносъёмки (напр., комбинированной киносъёмки); светофильтров; светоизмерит. аппаратуры для исследования свойств светочувствительных материалов, параметров источников света и осветит. приборов и условий освещения при киносъёмке. Средствами С. при киносъёмке, в т. ч. в особых условиях, напр. в тумане или под водой (при подводной киносъёмке), решаются различные экспозиционные, а также художественно-творческие задачи.

Из киносъёмочных искусственных источников света наиболее удобны в эксплуатации лампы накаливания (ЛН) различного типа и мощности, но с одинаковой цветовой температурой (Тцв~3200-3250 К). Кинопрожекторные ЛН с концентрированным телом накала, мощностью 0,15-20 кет имеют световую отдачу 25-29 лм/вт и яркость ~ 107кд/м2. Перспективны кинопрожекторные кварцево-галогенные ЛН, отличающиеся постоянством световых характеристик, простотой включения и обслуживания и др. достоинствами. Применяют также зеркальные лампы и лампы-фары. В мощных кинопрожекторах используют открытую угольную дугу высокой интенсивности, с яркостью (5-7) х 108 кд/м2. Из газоразрядных источников света применяют в основном кинопроекц. ксеноновые газоразрядные лампы постоянного тока и металло-галогенные лампы. Первые отличаются постоянством спектрального состава света и являются наилучшим имитатором ср. дневного света (Тцв ~ 5700 К); их яркость (2-10) х 108кд/м2, световая отдача 25-45 лм/вт. Вторые имеют высокую световую отдачу (70-100 лм/вт) при удовлетворит. цветопередаче;, их изготовляют на Тцв 6000 и 3200 К.

В качестве киносъёмочных осветит. приборов используются прожекторы со ступенчатыми линзами (диаметром 100-870 мм) и с ЛН, имеющими широкие пределы изменения силы света и угла рассеяния (за счёт расфокусировки). Кинопрожекторы со ступенчатыми линзами и угольной дугой имеют большую силу света, но эксплуатационно менее удобны. Наиболее удобны в эксплуатации и разнообразны по характеристикам киноосветит. приборы с кварцево-галогенными ЛН.

Контроль киносъёмочного освещения осуществляется экспонометрами-яркомерами с широким (20° и более) или узким (0,5-1,5°) углом зрения и люксметрами, измеряющими освещённость осн. объекта съёмки (напр., лица актёра, принимаемого за диффузно отражающий объект с коэфф. отражения ок. 0,3). Оценка качества цветопередачи производится измерителями цвета (колориметрами), а для отд. участков кадра - "цветояркомерами деталей кадра" (с полем ~1°). Для изменения спектрального состава света на осветит. приборах устанавливают осветительные ("коррекционные" и "эффектные") абсорбционные или интерференционные светофильтры.

С. копирования фильмов включает разработку осветит. систем и светоизмерит. приборов для различных кинокопировальных аппаратов. В качестве источников света в них наиболее употребительны кварцево-галогенные ЛН. Контроль освещения в копировальных окнах осуществляется светоизмерит. приборами, с учётом спектральной чувствительности позитивной киноплёнки.

С. кинопроекции решает све-тотехнич. задачи, имеющие целью повышение технич. качества демонстрации кинофильмов, снижение расходов, связанных с производством фильмов, упрощение обслуживания кинопроекц. установок и т. п. Для этого разрабатываются спец. кинопроекц. источники света, осветит. системы и их элементы (см. Кинопроекционный аппарат, Кинопроекционный объектив), киноэкраны (см. Кинопроекционный экран) и светоизмерит. приборы. Кроме того, определяются условия, при к-рых обеспечивается удовлетворит. качество восприятия киноизображения зрителями (напр., необходимые значения яркости проекции, её равномерность, допуски на "засветку", качество цветопередачи и т. п.) при различных видах кинопроекции - обычной, дневной, стереоскопической и т. д.

Яркость кинопроекции на экране для затемнённых помещений нормирована: 35 кд/м2 в отсутствие кинофильма, при работающем обтюраторе кинопроектора; по ней определяют полезный световой поток кинопроектора для данных зала и киноэкрана.

В проф. кинематографии эксплуатируются кинопроекторы со световыми потоками от 150 лм до 30 клм и более. В кинопроекторах с небольшим световым потоком (до 600 лм в 60-миллиметровом и до 1,3 клм в 35-миллиметровом кинопроекторах) применяют кинопроекц. ЛН с большой габаритной яркостью (~3-107кд/м2; обычно кварцево-галогенные), часто в виде единого блока с эллипсоидным отражателем. Кинопроекторы с более высоким световым потоком (2,5-30 клм) снабжают осветителями преим. с кинопроекц. ксеноновыми лампами (мощностью 1-10 кет).

Измерение яркости кинопроекции и равномерности её на киноэкране производят проекц. яркомерами (с различных точек зрит. зала), освещённость киноэкрана - кинопроекц. люксметрами. Киноэкраны контролируют рефлексометрами или наборами эталонных (рабочих) образцов "коэффициентов яркости". Цветность кинопроекции измеряют фотоэлектрич. трёхцветными колориметрами и (менее точно) двухцветными измерителями цветовой темп-ры; для контроля источников света и оптич. элементов применяют спец. фотометрич. приборы.

Лит.: Баранов Г. С., Пелль В. Г., Сахаров А. А., Справочник по технике киносъемки, М., 1959; Голостенов Г. А., Д е р б и ш е р Т. В., Источники света кинопроекторов, М., 1968; Голостенов Г. А., Дербишер Т. В., Светотехнический контроль киноустановок, М., 1971; Косматов Л. В., Свет в интерьере, М., 1973; Голдовский Е. М., Введение в кинотехнику, М., 1974.

Г. А. Голостенов.

Строительная С.- отрасль С., изучающая закономерности распространения и распределения в зданиях световой энергии Солнца и искусств. источников света, оптич. свойства строит. материалов и конструкций, влияние света на зрит. восприятие интерьеров, эстетич. функции света в архитектуре обществ. зданий, площадей, гор. ансамблей и т. д.; раздел строительной физики. Строит. С. понимается и как отрасль строит. техники, разрабатывающая приёмы рационального (с точки зрения эффективного использования утилитарных и художеств. функций света) проектирования и стр-ва зданий, светопрозрачных ограждающих конструкций, солнцезащитных средств и осветительных установок. Одна из осн. задач строит. С.-