БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201е на основе фанта-стич. допущения, позволяющего автору вести рационалистич. исследование объекта. Персонаж здесь - как бы олицетворённое логич. понятие (Органчик у Салтыкова-Щедрина), а сюжет - как бы система интеллектуальных выкладок, переведённых на "художественный язык" ("Кандид" Вольтера, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Распространённая фигура в рационалистич. С.- герой-обозреватель, насмешливо "коллекционирующий" улики.

Иная разновидность - С., высмеивающая ущербную личность, исследующая в психологич. плане природу зла ("Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина, "Ярмарка тщеславия" У. Теккерея). Типизация здесь всецело опирается на точность и "жизнеподобие" внешних и характерологич. деталей.

"Правдоподобное неправдоподобие" являет собою пародийно-иронич. С., изобилующая мотивами "удвоения жизни": мистификациями, игровыми и театрали-зов. ситуациями, элементами композиционной симметрии, "двойничества". Она нередко смыкается с юмором (например, у Ч. Диккенса), а также с др. разновидностями С.

Зарождение сатирич. образности в античности относится ко времени, когда иск-во носило синкретич. характер, выкристаллизовываясь из нар. игр и культовых действ. На фольклорной основе формируется сатировская драма, древняя аттич. комедия и пародия на героич. эпос ("Война мышей и лягушек"); позже появляется жанр, назв. впоследствии "менипповой сатирой". Как конкретный лит. жанр С. возникает в Др. Риме (обличения Луцилия Гая, моралистич. сатиры Горация и гражданские - Ювенала). Осмеяние нравов получает яркое выражение в романе-мениппее ("Сатирикон" Петрония, "Золотой осёл" Апулея) и комедии (Плавт, Теренций). С подъёмом ср.-век. городов связано развитие анекдота и фаблио, комич. животного эпоса, площадного фарса. Возрождению сопутствует сатирич. пересмотр идеологич. норм средневековья (анонимная политич. С. во Франции - "Мениппова сатира", 2-я часть "Похвалы Глупости" Эразма Роттердамского). Сатирич. эпизоды присутствуют в вершинных произв. эпохи, воплотивших многоликую стихию комического ("Декамерон" Дж. Боккаччо, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, "Дон Кихот" М. Сервантеса, комедии У. Шекспира); они способствуют ниспровержению идей, враждебных гуманизму. Для классицизма характерна сатирическая комедия строго очерченных типов (Мольер), а также стихотворные сатирич. жанры (сатира, басня, максима, траве-стия). В 17-18 вв. набирает обличительную силу комич. плутовской роман (особенно барочный - Ф. Кеведо-и-Вилье-гас, X. Гриммельсхаузен и просветительский - А. Р. Лесаж, Т. Смоллетт). Социально-сатирич. смех Мольера и исп. комедии развивали комедии П. Бомарше и Р. Б. Шеридана. Идеологи Просвещения создали классич. образцы С., философски осмысливающие губительное несовершенство существующего миропорядка (Д. Дидро, Вольтер, Монтескье и особенно Дж. Свифт). Ярким выразителям романтической иронии (Дж. Байрону, Э. Т. А. Гофману, Г. Гейне) свойственно восприятие жизни как в универсально-юмористич. "ключе", так и в социально-сатирическом. С развитием критич. реализма чистая С. убывает, проникая во все прозаич. жанры (Ч. Диккенс, У. Теккерей). В конце 19-20 вв. С. совершенствуется в творчестве М. Твена, А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека, Я. Гашека, Г. К. Честертона, Б. Шоу, Г. Манна, Б. Брехта, к-рые обличают пороки совр., переживающей кризис, цивилизации, сохраняя веру в объективный идеал. В отличие от их С., С. модернизма, разрабатывая проблему "отчуждения" человека в буржуазном и тоталитарном обществе, пронизана ощущением безысходности или абсурда (Э. Ионеско). В последние полвека С. вторгается в научную фантастику (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.).

"Древо российской свободы". Рис. Л. Еврейнова. 1906.

Д ж. Свифт. "Гулливер в стране великанов". Илл. Ж. Гранвилля.

На Востоке сатирич. обличение (социальной несправедливости, власть имущих) присуще мн. фольклорным произв. далёкого прошлого ("Тысяча и одна ночь", "Панчатантра", анекдоты о Насреддине, притча разных народов). Издревле существует книжная сатира (Дандин, Бхартрихари, Харибхадра Сури - инд. лит-pa; Ван Вэй, Пу Сун-лин - кит. лит-pa; Сузани, Гургани, Убейд Закани - перс, лит-pa). Типологически мн. явления вост. С. соотносимы с европейской (напр., обеим в ранний период присущ аллегорич. схематизм).

В рус. лит-ре С. впервые отчётливо проявилась в сатирич. повести конца 17 в. (см. Повести древнерусские). Общественную обличит. С. развивают классицисты и просветители (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Басни И. А. Крылова, сатирич. стихи Г. Р. Державина, романы В. Т. Нарежного явились в художеств, отношении прелюдией к расцвету С. 19 в. Сатирич. типы, ставшие нарицательными, навечно-русскими, создаёт А. С. Грибоедов. Богато по эстетич. тональности и национально по форме комич. наследие Гоголя, сатирически обозревшего "с одного боку" рус. социальный миропорядок ("Ревизор" и "Мёртвые души"). Беспощадным обличителем обществ, пороков "сверху донизу" с позиций революционной демократии выступил Салтыков-Щедрин ("Господа Головлёвы", "История одного города" и др.).

Козьма Прутков. "Усердие всё превозмогает!". Илл. Н. В. Кузьмина.

В преддверии сов. С. стоит дореволюц. творчество М. Горького (напр., сатирич. сказки) и В. В. Маяковского (напр., саркастич. "гимны"). В сов. лит-ре сатирич. начало в чистом виде выразилось в разных жанрах: политич. стихи (В. Маяковский), рассказы и повести (М. Зощенко, А. Платонов), комедия ("Клоп" и "Баня" Маяковского, "Тень" и "Голый король" Е. Шварца), роман (И. Эренбург, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, научно-фантастический - бр. А. и Б. Стругацкие), пародия и эпиграмма (А. Архангельский). Становление сов. С. сопровождалось острыми дискуссиями о её природе и функциях.

С. в зрелищных иск-вах отражает развитие сатирич. лит-ры. Наиболее значит, явления сатирич. драматургии становятся обществ, событием после их театр, постановки; это относится в равной мере к комедиям Аристофана, Мольера, Бомарше, А. В. Сухово-Кобылина, Маяковского. Жанр кинокомедии, сформировавшейся к нач. 20-х гг., породил наряду с развлекат. произв. и подлинно сатирические: "Новые времена" и "Диктатор" Ч. Чаплина, сов. киноленты "Праздник святого Иоргена", "Добро пожаловать" и др.

В. В. Маяковский. "Прозаседавшиеся". Илл. А. М. Каневского.

В изобразит, иск-ве наиболее развитый сатирич. жанр - карикатура (в узком смысле), в к-рой важную роль играет текст. Сатирич. графика представлена также и книжной иллюстрацией (рисунки П. М. Боклевского к "Мёртвым душам", К. П. Ротова и Кукрыниксов - к "Золотому телёнку"). Сатирич. мотивы проникают и в живопись ("Сатурн" Ф. Гойи); однако здесь они обычно носят характер прямого (несмешного) обличения ("Сватовство майора" П. А. Федотова). Новые возможности открывает перед С. телевидение как иск-во, обладающее безграничными репортажными потенциями.

Лит.: Белинский В. Г., "Горе от ума", Поли- собр. соч., т. 3, М., 1953; его же, "Похождения Чичикова, или Мертвые души", там же, т. 6, М., 1955; Бергсон А., Смех в жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ, 1900: Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле, М., 1965; П и н с к и и Л. Е., Юмор, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 8, М., 1975; A u b о u i и Е., Les genres du risible, Marseille, 1948; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960; H i гага e 1 H., Satire, в кн.: Lexikon der Welt Hteratur im 20 Jahrhundert, Bd 2, W., 1961. См. также лит, при ст. Комическое.

А. 3. Вулис.

САТИР-АГИТТЕАТР, Бакинский гос. свободный сатир-агит-театр. Работал в Баку в 1920-23. Первоначально театр малых форм: ставил миниатюры, обозрения, пародии на злободневные обществ.-политич. и бытовые темы. Одновременно шли инсценировки произв. классич. лит-ры ("Шинель"по Гоголю, "Домик в Коломне", "Сказка о попе и работнике его Балде" по Пушкину, "Великий инквизитор" по Достоевскому, "Маска", "Аптекарша" по Чехову и др.). В театре работали: актриса В. О. Массалитинова, режиссёры В. Г. Сахновский и С. Н. Воронов. В начале 1923 переименован в Театр новой драмы, в конце 1923 реорганизован в Бакинский рабочий театр (ныне Азерб. рус. драматич. театр им. С. Вургуна).

САТИРИA3 (греч. satyriasis, от satyros- сатир), болезненное усиление полового влечения у мужчин. Наблюдается при нек-рых нервных, психич. и эндокринных заболеваниях. Ср. Нимфомания.

"САТИРИКОН", русский еженедельный сатирич. журнал, выходивший в Петербурге в 1908-14. С 1913 часть авторов "С." стала издавать журн. "Новый С." (по 1918). Редактор "С." (с № 9) и "Нового С." - А. Т. Аверченко. В числе осн. сотрудников - графики А. А. Радаков, Н. В. Ремизов-Васильев (Ре-ми), А. А. Юнгер (Баян), А. В. Ремизова (Мисс), писатели Саша Чёрный, Тэффи, А. С. Бухов и др. В 1915-17 в "Новом С." сотрудничал В. В. Маяковский. Смелая политич. сатира, язвительные насмешки над реакц. церковниками и министрами, черносотенцами, консервативными журналистами и т. п. соседствовали в "С." и "Новом С." с безобидной юмористикой.

Издания: Поэты "Сатирикона". [Предисл. Г. Е. Рыклина. Вступ. ст. Л. А. Евстигнеевой], М.- Л., 1966.

Лит.: Евстигнеева Л., Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы, М., 1968.

САТИРЫ, в древнегреч. мифологии лесные божества, демоны плодородия, составляющие свиту бога Диониса. Мифы изображают С. похотливыми, полупьяными, вместе с нимфами бродящими по лесам и устраивающими весёлые хороводы.

САТИРЫ (Satyridae), глазки, бархат н и ц ы, семейство дневных бабочек. Крылья (в размахе до Юсм) обычно" широкие, округлённые, с глазчатыми пятнами на верхней и нижней сторонах. У основания переднего крыла 1-3 вздутые жилки. Гусеницы С. покрыты короткими волосками или голые, задний конец, тела вилообразно раздвоен; развиваются преим. на дикорастущих злаках. Куколки у одних родов висят иниз головой, у других - лежат на земле. Распространены широко. Ок. 2 тыс. видов; в СССР обычны представители родов Hipparchia и Melanargia (в степях), Coenonympha (на лесных лугах), Erebia и Oeneis (на горных лугах и в тундре).

Бархатницы: 1 - краеглазка печальная; 2 - пестроглазка Галатея.

САТИС, посёлок гор. типа в Первомайском р-не Горьковской обл. РСФСР. Расположен на р. Сатис (басс. Оки), в 18 км к С. от Перпомайска. Ж.-д. станция на ветке Шатки - Первомайск (линии Арзамас - Рузаевка). Мебельная ф-ка.

САТИСФАКЦИЯ (лат. satisfactio - удовлетворение, от satis - достаточно и facio - делаю), исполнение долга; воздание должного почёта, оправдание совершённого проступка; удовлетворение в форме поединка, дуэли, даваемое оскорбителем по требованию оскорблённого.

САТКА, город областного подчинения, центр Саткинского р-на Челябинской обл. РСФСР. Расположен на зап. склоне Урала. Ж.-д. станция на ветке Бердяуш- Бакал, в 236 км к 3. от Челябинска. 44 тыс. жит. (1974). Добыча и переработка магнезита; з-д "Магнезит" (выпускает огнеупорные изделия для металлургич. з-дов), металлургич. з-д (с сер. 18 в.), железобетонный и молочный з-ды. Горно-керамич. техникум, мед. уч-ще. Крае-ведч. музей. Город - с 1937.

Лит.: Козлов Л. А., Сатка индустриальная, Челябинск, 1961.

САТЛЕДЖ, Сатладж, в ниж. течении - Панджнад, река в Пакистане, Индии и Китае, самый крупный (левый) приток Инда. Дл. ок. 1,5 тыс. км, пл. басс. 395 тыс. км2. Истоки в хр. Кайлас (часть стока поступает из озёр Манасаровар и Лангак). В верховьях протекает по широкой долине, отделяющей Б. Гималаи от хр. Кайлас и Ладакх, затем в узком ущелье (где имеет бурное, порожистое течение) пересекает Б. Гималаи и их юж. отроги. У г. Рупар выходит на равнину Пенджаба, по к-рой течёт до устья. Осн. притоки, Биас и Чинаб, впадают справа. В верхнем течении преобладает снегово-ледниковое питание, на остальной части - преим. дождевое, обусловленное гл. обр. летним муссоном (макс, сток в июле - августе). Ср. расход воды у г. Рупар ок. 500 м3/сек, максимальный - ок. 20 тыс. м3/сек, ниже расходы уменьшаются, т. к. в пределах Пенджаба воды С. и его притоков в значит, степени используются на орошение. От С. отходят крупные оросит, каналы (Дипалпур, Пакпаттан, Панджнад, Сирхинд, Биканер и др.), к-рые несут во время паводков от 100 до 300 м3/сек воды. Для регулирования стока русло С. перегорожено плотинами (у гг. Фирозпур, Ислам, в нач. Панджнада и др.). С. су доходен в половодье на отд. участках. В конце горного участка течения сооружён крупный гидротехнич. комплекс Бхакра-Нангал (Индия). На С.- гг. Нангал, Пхиллаур (Индия), Бахавал-пур (Пакистан). А, П. Муранов.

САТО Эйсаку (27.3.1901, префектура Ямагути, -3.6.1975, Токио), японский политический и государственный деятель. Брат бывшего в 1957-60 премьер-министра Японии Н. Киси. В 1924 окончил Токийский ун-т. До 1945 служил на различных должностях в Мин-ве ж. д. После капитуляции Японии во 2-й мировой войне 1939-45 начал активно заниматься политич. деятельностью. В 1948- 1949 ген. секретарь 2-го кабинета С. Иосида. С 1949 чл. палаты представителей япон. парламента. В 1949-64 (с перерывами) занимал различные министерские посты. В 1953-54 ген. секретарь Либеральной партии. С ноября 1964 по июль 1972 премьер-мин, и президент правящей Либерально-демократической партии. Основой внешнеполитич. курса пр-ва С. была ориентация на США и их союзников, на сохранение и укрепление японо-амер. военно-политич. союза, экономич. связей с США. В период пребывания С. на посту премьер-министра были нормализованы отношения Японии с Юж. Кореей (1965), создан при активном участии Японии Азиатско-тихоокеанский совет (1966), подписано соглашение с США о возвращении Японии в 1972 о-вов Рюкю (префектуры Окинава). Вместе с тем за этот период произошло значит, развитие сов.-япон. отношений.

САТПАЕВ Каныш Имантаевич [30.3 (11.4).1899, аул б. Аккелинской вол., ныне Павлодарская обл., - 31.1.1964, Москва, похоронен в Алма-Ате], советский геолог, акад. АН СССР (1946; чл.-корр. 1943). Чл. КПСС с 1944. Ученик М. А. Усова. После окончания Томского технологич. ин-та (1926) работал в Атбасарском тресте цветных металлов; с 1929, будучи главным геологом Карсакпайского треста, проводил исследования Джезказганского меднорудного месторождения. В 1941-64 директор

Ин-та геол. наук Казах, филиала АН СССР (с 1946 - АН Казах. ССР), с 1942 - пред. Президиума Казах, филиала АН СССР, президент АН Казах. ССР (1946-52 и 1955-64).

Осн. труды посвящены геологии рудных месторождений и минеральных ресурсов Казахстана, в частности разработке принципов составления прогнозных карт полезных ископаемых. В честь С. назван новый минерал - сатпаевит 6А1(ОН)3*3V(O2OH)*2V{O(OH)2}. Депутат Верховного Совета СССР 2, 3, 5 и 6-го созывов. Ленинская пр. (1958) и Гос. пр. СССР (1942). Награждён 4 орденами Ленина, Орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

К. И. Сатпаев.

Соч.: Избр. труды, т. 1-5, А.-А., 1967-70.

Лит.: Академик К. И. Сатпаев, Сб., посвященный памяти выдающегося советского ученого, А.-А., 1965.

Н. А. Воскресенская.

САТПУРА, горный хребет в Индии, на С. Деканского плоскогорья, между долинами pp. Нарбада и Тапти. Дл. с 3. на В. ок. 800 км, выс. до 1353 м (в горах Махадео), Сложены гл. обр. кристаллич. сланцами, гранитами и кварцитами, перекрытыми базальтовыми лавами. Вершины часто платообразные, южные склоны - крутые, северные - более пологие. Склоны сильно расчленены долинами рек, развиты сбросовые уступы. Редкостойные листопадные леса из тика, сала, бамбука.

САТРАП (греч. satrapes, от др.-перс, хшатрапаван, букв.- хранитель области), наместник сатрапии, возглавлявший её администрацию. Чеканил серебряную и медную монеты; отвечал за сбор податей и контролировал местных чиновников.

САТРАПИИ, военно-административные округа (провинции) в гос-ве Ахеменидов, возглавлявшиеся сатрапами. Ок. 518 до н. э. Дарий I разделил гос-во на 20 С., границы к-рых в большинстве случаев соответствовали границам отд. стран, входивших в гос-во Ахеменидов (Вавилония, Египет, Мидия и др.). Число С. и их границы часто менялись; каждая платила установленную педать, могла иметь свои законы, традиции, язык (или языки). Деление на С. сохранялось в гос-ве Селевкидов, Парфянском царстве, гос-ве Сасанидов.

САТС Александр Йоханнесович (р. 21.8. 1914, г. Мариинск, ныне Кемеровской обл.), советский режиссёр и актёр, нар. арт. Эст. ССР (1964). В 1937 окончил Тартускую театр, студию. Работал в Таллинском эст. драм, театре (1937-41), в театре "Ванемуйне" (Тарту, 1942-44). В 1944 и с 1971 режиссёр, в 1948-71 гл. режиссёр театра "Угала" (Вильянди). Поставил спектакли: "За вторым фронтом" Собко (1951), "Просветитель" Сяргавы (1951), "Хотя и осень" (1957), "Первый бал Вики" (1960) Приеде, "Гибель „Надежды"" Хейерманса (1959), "Хозяйка Мюрги" Лийвеса (1967), "Юдифь" Таммсааре (1969), "Кто спасёт пахаря?" Джилроя (1972) и др. Гос. пр. Эст. ССР (1951).

САТТАР-ХАН [1867(1868), Карадаг,- 17.11.1914, Тегеран], деятель Иранской революции 1905-11, нар. герой Ирана. Происходил из мелкобуржуазной семьи. Участвовал в партизанском движении против шахских властей; неоднократно подвергался преследованиям. Возглавлял вооруж. нар. восстание в Тебризе в 1908-09; проявил себя как талантливый нар. вождь и воен. организатор. Пользовался большой популярностью в народе. Лит.: Белова Н. К., Саттар-хан и другие деятели Табризского восстания 1908- 1909 гг., "Краткие сообщения Ин-та народов Азии", 1963, № 73; Сефаи И., Рахба-ране машруте (Вожди конституционного движения), Тегеран, 1966, с. 387-411.

САТТОН-ХУ (Sutton Hoo), древний курганный некрополь к В. от Вудбриджа в Суффолке (Великобритания). Раскопками 1938-39 открыто захоронение в большой ладье. Дерево сгнило, но по положению сохранившихся жел. гвоздей удалось восстановить контур ладьи и определить, что это был погребальный корабль, подобный тем, какие известны в могильниках Средней Швеции. Найдены многочисл. драгоценности: золотая пряжка в зверином стиле и др. украшения, кошель с меровингскими золотыми монетами, меч с золотой рукоятью, щит, копьё и стальной шлем (вероятно, швед, происхождения), много серебряной посуды 5-6 вв. Костяк отсутствовал. Погребение было, по-видимому, кенотафом (возможно, вост.-англ, царя Этельхера, погибшего около середины 7 в.).

Лит.: Wilson D. М., The Anglo-Saxons, L., 1960; Green Ch., Sutton Hoo, L., 1963.

САТУ-МАРЕ (Satu Mare), уезд на С.-З. Румынии, на Среднедунайской низм. и частично склонах Вост. Карпат и Зап. Румынских гор. Пл. 4,4 тыс. км2. Нас. 387,9 тыс. чел. (1974). Доля уезда в обще-рум. пром. произ-ве составляет ок. 1,2%. Развиты машиностроение (35% стоимости пром. продукции уезда), пищ. (16,9% ), текст. (13,7% ), швейная (13,2% ), деревообрабатывающая (13,2%), кож.-обув. пром-сть, произ-востройматериалов. Б. ч. пром-сти - в г. Сату-Маре. С. х-во специализируется на возделывании пшеницы, кукурузы, сах. свёклы, льна, конопли, картофеля, овощей. Садоводство. Разведение кр. рог. скота.

САТУ-МАРЕ (Satu Mare), город на С.-З. Румынии на р. Сомеш. Адм. центр уезда Сату-Маре. 88,9 тыс. жит. (1974). Трансп. узел. Произ-во горного и трансп. оборудования, газовых плит; текст., кож., мебельная пром-сть.

САТУНИН Константин Алексеевич [20.5(1.6). 1863, Ярославль,- 10(23). 11. 1915, близ Мцхеты, Грузия], русский зоолог. Окончил Моск. ун-т (1890). С 1893 работал на Кавказской шелководч. станции. С 1907 до конца жизни - старший специалист Департамента земледелия по прикладной зоологии и охоте на Кавказе. Осн. труды по млекопитающим России и Центр. Азии (описал много новых форм), ряд работ по фауне Кавказа (преим. позвоночных), по энтомологии, ихтиологии, орнитологии, герпетологии, зоогеографии, шелководству, охотоведению, рыболовству и др.

Соч.: Млекопитающие Кавказского края, т. 1 - 2, Тифлис, 1915-20.

Лит.: Кожевников Г., К. А. Са-тунин, "Орнитологический вестник", 1916, № 1; Константин Алексеевич Сатунин (1863-1915), вкн.: МазурмовичБ. Н., Выдающиеся отечественные зоологи, М., 1960.

САТУРА (от лат. satura, букв.- блюдо, изготовленное из смеси разных плодов; всякая всячина), жанр рим. лит-ры, первоначально - соединение разнообразных по форме и содержанию стихотв. и прозаич. произв. Древние упоминают сатуры Энния, Невия и Пакувия. Сохранился фрагмент из "Менипповых сатир" Марка Теренция Варрона (см. также "Мениппова сатира"). Впервые у Гая Луцилия С. приобретает обличит, характер, ставший в 1-2 вв. решающим в понятии "сатира" (satira).

Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М., 1959, с. 150-54, 243-44; К roll W., Satura, в кн.: Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, Halbband 3, Stuttg., 1921, Col. 192-200.

САТУРАТОР (от лат. saturo - насыщаю, наполняю), аппарат для газирования - насыщения жидкостей углекислым газом. В смесит, устройстве - абсорбере С. под избыточным давлением осуществляется растворение СО2 в охлаждённой жидкости. С. бывают периодического, цикличного и непрерывного действия с ручным, полуавтоматич. и автоматич. управлением. В С. применяют различные способы взаимодействия газа с жидкостью: механическое перемешивание, барботирование газа через слой жидкости, разбрызгивание и расслоение жидкости в газе. С. широко используются в пищ. пром-сти (напр., при произ-ве сахара и напитков), а также на предприятиях торговли и обществ, питания для получения газированных напитков, воды и т. п., процесс приготовления к-рых иногда наз. карбонизацией. См. Газированные напитки.

Лит.: Королев Д. А., Чекан Л. И., Денщиков М. Т., Технология безалкогольных напитков, М., 1962; Ра мм В. М., Абсорбция газов, М., 1966.

САТУРН, в др.-рим. религии и мифологии бог посевов. Отождествлялся с др,-греч. богом Кроносом. В честь С. устраивались ежегодные празднества (см. Сатурналии).

САТУРН, шестая по расстоянию от Солнца большая планета Солнечной системы; астрономич. знак h. С. относится к числу планет-гигантов. Большая полуось орбиты С. (его ср. расстояние от Солнца) составляет 9,54 а. е., или 1,43 млрд. км. Эксцентриситет орбиты С. 0,056 (наибольший среди планет-гигантов). Угол наклона плоскости орбиты С. к плоскости эклиптики равен 2°29'. Полный оборот вокруг Солнца (сидерич. период обращения) С. совершает за 29,458 лет со ср. скоростью 9,64 км/сек. Синодич. период обращения равен 378,09 сут. На небе С. выглядит как желтоватая звезда, блеск к-рой меняется от нулевой до первой звёздной величины (в ср. противостоянии). Большая изменчивость блеска связана с существованием вокруг С. колец; угол между плоскостью колец и направлением на Землю меняется в пределах от 0 до 28°, и земной наблюдатель видит кольца под разным углом, что и определяет изменение блеска С. Видимый диск С. имеет форму эллипса с осями 20,7" и 14,7" (в ср. противостоянии). В верх, соединении с Солнцем видимые размеры С. на 25% меньше, а блеск на 0,48 звёздной величины слабее. Визуальное альбедо С. равно 0,69.

Эллиптичность диска С. отражает его сфероидальную форму, к-рая является следствием быстрого вращения С.: период его вращения вокруг своей оси равен 10 ч 14 мин на экваторе, 10 ч 38 мин на умеренных широтах и 10 ч 40 мин на широте ок. 60°. Ось вращения С. наклонена к плоскости его орбиты на 63°36'. В линейной мере экваториальный радиус С. составляет 60 100 км, полярный - 54600 км (точность ок. 1%), а сжатие равно 1 : 10,2. Объём С. превышает объём Земли в 770 раз