БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ринарной санитарии, М., 1969.

САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОДОЁМОВ, система законодательных, организационных и сан.-технич. мероприятий, направленных на предупреждение загрязнения источников питьевого водопользования. Наиболее ранние общегос. законодат. мероприятия по охране поверхностных вод осуществлены в Великобритании в 70-х гг., а подземных источников - во Франции в 90-х гг. 19 в. В Германии в 1913 принят закон о воде. В США сан. требования с 30-х гг. 20 в. включаются в стандарты питьевой воды и руководства службы здравоохранения по охране подземных вод. Во Франции в 1935 издан декрет по охране питьевой воды. В дореволюц. России не было спец. законодательства по С. о. в.

В СССР законодательство по С. о. в., включающее организацию зон сан.охраны, оформилось в 1928. В качестве источников питьевого водоснабжения используют преим. закрытые водоисточники, а поверхностные воды и открытые водоисточники - лишь в случаях недостаточного дебита или неудовлетворит. качества подземных вод. Устанавливаются две зоны сан. охраны: строгого режима и ограничений. Первая зона - терр., где производится забор воды и расположены головные сооружения водопровода (при использовании открытых водоёмов включает противоположный берег и участок не менее 200 м ниже водозабора; при использовании подземных вод - ок. 0,25 га с радиусом не менее 30 м вокруг скважин), - ограждается, окружается полосой зелёных насаждений и обеспечивается охраной; запрещается строительство. Зона ограничений охватывает терр., поверхностный и подземный сток на к-рой могут влиять на состав и свойства воды источника водоснабжения, граница её для проточных поверхностных водоёмов устанавливается в зависимости от характера загрязнений и скорости самоочищения (напр., для большинства рек Европ. части СССР, на 30-60 км вверх по реке и на 3-5 км от берега). Вдоль берега сохраняются или производятся лесные посадки шириной 150 - 200 м и соблюдается строгий сан. режим. Для подземных водоисточников границы второй зоны устанавливают индивидуально. "Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" (1961) регламентируют допустимое содержание в воде вредных веществ; разработаны и утверждены предельно-допустимые концентрации более чем для 100 веществ, поступающих в водоёмы в составе пром. сточных вод. При центр, водоснабжении вода перед поступлением к потребителю подвергается обработке (см. Водоочистка, Обеззараживание питьевой воды, Опреснение воды). Санитарно-эпидемио-логическая служба контролирует выбор водоисточника для питьевого водоснабжения и проекты стр-ва водопроаодных сооружений и - в порядке текущего надзора - качество воды, эффективность работы очистных сооружений и правильность их эксплуатации и т. д. См. также Водное законодательство и Охрана природы.

САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА (правильнее - санитарная охрана атмосферного воздуха), комплекс законодат., организационных и сан.-технич. мероприятий, направленных на защиту атм. воздуха от вредных выбросов. Осн. причины загрязнения воздуха и меры борьбы с ними в СССР см. в статьях Воздушный бассейн, Санитарно-защитная зона. Санитарно-эпидемиологическая служба в соответствии с сан. законодательством осуществляет надзор за чистотой атм. воздуха, а также за работой действующих очистных сооружений, не допуская превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ.

В большинстве зарубежных социалистич. стран С. о. в. б. проводится так же, как в СССР. В нек-рых капиталистич. странах (Великобритания, США и др.) законодательно установлены ограничения пром. выбросов в атм. воздух, предельно-допустимые концентрации нек-рых вредных для здоровья человека веществ в атм. воздухе, однако единая система С. о. в. б. отсутствует.

САНИТАРНАЯ ОХРАНА ГРАНИЦ, санитарная охрана территории, совокупность адм., мед.-сан. и противоэпидемич. мероприятий, имеющих целью предупреждение заноса на терр. страны карантинных болезней человека и животных, а также нек-рых вредителей с.-х. растений. С. о. г. в отношении карантинных болезней человека регулируется междунар. сан. правилами, утверждёнными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и рядом междунар. соглашений (см. Карантин).

Адм. меры С. о. г.- врем, воспрещение въезда и выезда, ограничение почтовых операций и торговли, в исключит, случаях - закрытие гос. границы. Мед.-сан., противоэпидемич. меры-сан. осмотр транспорта, мед. осмотр пассажиров, проверка междунар. свидетельств о прививках, госпитализация больных, изоляция контактировавших с ними, обсервация, дезинфекция и др. В нек-рых странах, в т. ч. в СССР, практикуется контроль за соблюдением правил как в отношении въезжающих, так и в отношении выезжающих из страны лиц.

В СССР С. о. г. осуществляется на основании постановления ЦИК и СНК СССР "О санитарной охране границ" (1931), "Правил по санитарной охране территории СССР от завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний" (1973), утверждённых Мин-вом здравоохранения СССР, "Положения о государственном санитарном надзоре СССР" (1973) и др. Мероприятия по обеспечению С. о. г. осуществляют сан.-эпидемиологич. станции под руководством Мин-ва здравоохранения СССР; в междунар. аэропортах, мор. портах, ж.-д. станциях и т. д. созданы сан.-карантинные и сан.-контрольные пункты.

Для предупреждения сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза и др. заболеваний, к-рые могут быть завезены из-за границы с шерстью, шкурами и т. п., мероприятия по С. о. г. сан.-эпидемнологич. служба проводит совместно с вет.-сан. надзором.

Вет.-сан. охрана границ регламентируется инструкциями и правилами Мин-ва сельского хозяйства СССР; осуществляется пограничными контрольными . вет. пунктами. При перевозке через границу вет.-сан. надзору подлежат все виды отправок (включая ручную кладь): животные; сырые продукты и сырьё животного происхождения, полуфабрикаты, фураж, упаковочные средства растительного происхождения (сено, солома); биол. препараты, живые культуры грибов, бактерий, вирусов; сперма животных. При поступлении на границу животных, продуктов и сырья животного происхождения без вет. сертификатов они подвергаются обезвреживанию или уничтожению. С. о. г. от вредителей с.-х. растений см. Карантин растений. Лит.: Б а р о я н О. В., Судьба конвенционных болезней, М., 1971; Общая и частная эпидемиология, под ред. И. И. Елкина, т. 1, М., 1973, с. 202-21.

Г. Д. Островский.

САНИТАРНАЯ ОХРАНА ПОЧВЫ, система законодат., организационных и сан.-технич. мероприятий, направленных на предупреждение загрязнения почвы нечистотами, пром. и бытовыми сточными водами, твёрдыми отбросами (мусор жилых домов и учреждений, отходы и отбросы пром. предприятий и предприятий обществ, питания и т. п.). Нечистоты и сточные воды могут загнивать, проникать из почвы в источники питьевого водопользования и служить средой для развития или сохранения возбудителей острых желудочно-кишечных заболеваний и гельминтозов, а также насекомых - переносчиков возбудителей болезней человека и животных. Санитарио-тидемыологическая служба СССР осуществляет надзор за соблюдением правил очистки терр., спуска сточных вод, порядка удаления мусора и нечистот, правил использования полей орошения, фильтрации, за состоянием канализации, выгребов и т. д., а также систематически контролирует сан. состояние почвы. В большинстве зарубежных социалистич. стран мероприятия по С. о. п. проводятся так же, как в СССР. В развитых капиталистич. странах вопросами очистки и благоустройства терр. занимаются органы местного самоуправления; общегос. законодательства, регулирующего С. о. п., не существует.

САНИТАРНАЯ ТЕХНИКА, сантехника, обобщённое назв. ряда отраслей техники, обеспечивающих создание в жилых, обществ, и пром. зданиях на терр. городов, посёлков и пром. предприятий необходимого санитарного (отвечающего требованиям санитарии) благоустройства быта, трудовой деятельности и отдыха населения; в более узком смысле - совокупность технич. средств систем водоснабжения, канализации, очистки сточных вод, отопления, теплоснабжения, газоснабжения, очистки воздуха, вентиляции, кондиционирования воздуха, очистки населённых мест. Одна из важнейших задач С. т.- оздоровление и сан. защита водоёмов и воздушных бассейнов. Развитие и совершенствование С. т. в значит, мере способствуют повышению уровня благоустройства населённых мест.

САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, совокупность издаваемых органами гос. власти и гос. управления правовых актов, устанавливающих требования и нормативы в области сан. охраны внеш. среды, труда и быта населения и его сан.-эпидемиологич. обслуживания.

Содержание и характер С. з. определяются гос. и обществ, строем, а также потребностями населения в охране здоровья. Акты С. з. в капиталистич. странах предусматривают преим. карательные функции гос-ва в отношении нарушителей сан. требований. В ряде стран изданы акты С. з.: напр., "Акт об общественном здоровье" (1875) в Великобритании или "Закон об охране общественного здоровья" (1902) во Франции с дальнейшими дополнениями и изменениями. Однако эти давно принятые законоположения, как правило, не учитывают совр. достижений гигиены, эпидемиологии и техники и не могут гарантировать сохранение здоровья населения.

В дореволюц. России сан. требования и правила регламентировались недостаточно, а осн. вопросы сан. охраны, оздоровления и благоустройства водоёмов и населённых мест вообще не регламентировались. Поэтому программой РКП(б), принятой на 8-м съезде (1919), предусматривалось "создание санитарного законодательства". В СССР С. з. отражает задачи, стоящие перед социалистич. гос-вом в области охраны здоровья. Сов. С. з. определяет условия и требования, к-рые обязательны для исполнения всеми мин-вами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и отд. гражданами и направлены на охрану здоровья населения от влияния вредных факторов окружающей среды и производств, деятельности, предупреждение болезней (особенно инфекционных). Оно базируется на Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) и включает правовые акты, касающиеся планировки и благоустройства населённых мест (см. Водоснабжение, Канализация), сан. охраны окружающей среды (см. также Охрана природы, Очистка населённых мест, Санитарная охрана границ), строительства и эксплуатации жилых зданий, пром. предприятий, коммунальных сооружений, школьных и дошкольных учреждений, охраны труда и т. д., а также вопросы организации, структуры и деятельности санитарно-эпидемиологической службы. П. Н. Бургасов.

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, раздел здравоохранения и мед. науки, разрабатывающий вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. Под последней понимают совокупность знаний в области гигиены, профилактич. медицины и выполнение соответствующих гигиенич. или профилактич. правил. С. п. как науч. отрасль опирается на опыт не только мед. дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике С. п. используются устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные ун-ты, "школы" здоровья и т. п.

В том или ином объёме С. п. проводится во всех развитых странах. Как часть гос. системы здравоохранения С. п. сформировалось впервые в СССР в 1920-е гг.; оно играло важную роль в решении очередных мед.-сан. задач (борьба с эпидемиями, охрана материнства и младенчества, борьба с т. н. социальными болезнями, оздоровление условий труда и быта в городе и на селе, профилактика проф. заболеваний и травматизма в 20 - 30-е гг.; подготовка населения по вопросам сан. обороны, пропаганда донорства в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945; ликвидация сан. последствий войны, и т. д.). С. п. в СССР - обязат. раздел деятельности каждого леч.-профилактич. и сан.-эпидемиологич. учреждения и каждого мед. работника. Респ., краевые, обл. и гор. дома С. п. осуществляют организационно-методич. функции и вместе с соответствующими кабинетами в санитарно-эпидемиологических станциях составляют спец. службу С. п. Кроме органов здравоохранения, распространением мед. и гигиенич. знаний занимаются культурно-просветит. учреждения Советов депутатов трудящихся и проф. союзов, об-в "Знание", Красного Креста и Красного Полумесяца, органы просвещения и др. организации. Для координации их работы по С. п. созданы межведомств. Всесоюзный (ВССП) и респ. советы С. п. Науч.-исследовательскую и науч.-методич. деятельность возглавляет Центр, н.-и. ин-т санитарного просвещения Мин-ва здравоохранения СССР (осн. в 1928 в Москве).

За рубежом н.-и. ин-ты С. п. открыты в Праге и Братиславе (ЧССР), Белграде (СФРЮ), на базе гигиенич. музея в Дрездене (ГДР). Как н.-и. учреждения или крупные дома С. п. функционируют также нац. и региональные центры в ряде социалистич. (СРР, ВНР, МНР) и капиталистич. (Франция, Великобритания, ФРГ, США) стран. С 1949 в системе Всемирной организации здравоохранения существует секция С. п., к-рая работает в контакте с ЮНЕСКО и Междунар. союзом С. п. (МССП; осн. в 1951; ВССП вошёл в его состав в 1957). С 1951 МССП проводит междунар. конференции; с 1964 практикуются симпозиумы специалистов по С. п. социалистич. стран Европы (1964 - Будапешт; 1967 - Росток; 1970 - Москва; 1974 - Прага). С 1958 МССП издаёт в Женеве междунар. журнал по С. п. (Revue Internationale d'education de la sante).

Лит.: Очерки по истории советского санитарного просвещения, М., 1960; Санитарное просвещение, М., 1965.

Л. В. Барановский. Н. С. Соколов

САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА, зона разрыва между пром. предприятиями и ближайшими жилыми или обществ, зданиями. Создаётся с целью защиты населения от влияния вредных производств, факторов (шум, пыль, газообразные и др. вредные выбросы, содержащие пром. яды). В СССР ширина С.-з. з. устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от пром. предприятий, достигающие за её пределами р-нов жилой застройки, не превышали установленных предельно-допустимых концентраций. В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу пром. выбросов, совершенства технологич. процессов, наличия очистных сооружений все пром. предприятия подразделяют на 5 классов с шириной С.-з. з. для предприятий 1-го класса 1000 м, 2-го-500 м, 3-го - 300 м, 4-го - 100 м, 5-го - 50 м. Для пром. предприятий с замкнутым производств, циклом, не производящих выбросов в атмосферу, С.-з. з. устанавливают с учётом возможной аварийной ситуации. В отд. случаях (напр., при расположении жилых р-нов с подветренной стороны по отношению к пром. предприятиям) по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы ширина С.-з. з. может быть увеличена (в т. ч. с превышением ширины С.-з. з., установленной для пром. предприятий 1-го класса). Те же принципы лежат в основе создания С.-з. з. в зарубежных социалистич. странах. В капиталистич. странах общегос. законодательство не предусматривает установления С.-з. з.

САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, работы, связанные с сооружением и монтажом систем отопления, вентиляции, тепло- и газоснабжения, горячего водоснабжения, водопровода и канализации зданий. Различают наружные и внутр. С.-т. р.

К наружным С.-т. р. относятся работы по прокладке внешних сетей тепло-, газо-, водоснабжения и канализации и возведению котельных, газораспределительных станций и головных сооружений водопровода и канализации населённых меет (водозаборов, насосных станций, водонапорных башен, отстойников и пр.). Затраты на эти работы в СССР составляют ок. 15% капитальных вложений в совр. пром. и жилищно-гражданское стр-во. Прокладка внешних сетей бывает подземная и надземная. Составная часть подземной прокладки - земляные работы, осуществляемые комплексом землеройных и дорожных машин. Подземная прокладка трубопроводов включает: заготовку на поверхности земли звеньев (плетей) из неск. труб, опускание их (с помощью автокранов или лебёдок) на подготовленное основание траншеи, рихтовку, соединение звеньев сваркой, заделку монтажных стыков (раструбов), гидравлич. или пневматич. испытание трубопроводов. Весьма эффективна (особенно в гор. условиях) совмещённая прокладка неск. трубопроводов различного назначения в одном подземном коллекторе (тоннеле). Надземная прокладка производится на металлич. или железобетонных эстакадах, преим. по территориям пром. предприятий.

Основу индустриализации работ по прокладке трубопроводов составляют предварит, заготовка звеньев (включая нанесение на трубы антикоррозионных и теплоизоляц. покрытий) на централизованной производств, базе и последующий монтаж их на объекте. При прокладке трубопроводов большой протяжённости (напр., для транспорта газа) подготовит, работы выполняются в передвижных мастерских.

Внутренние С.-т. р.- работы по монтажу деталей и узлов санитарно-технич. оборудования зданий и сооружений. Стоимость этих работ составляет ок. 10% затрат на стр-во объекта в целом. Монтане сан.-технич. устройств осуществляется, как правило, индустриальным методом, при к-ром все заготовит, операции (укрупнение монтажных узлов, деталей, комплектование систем и др.) выполняются на монтажных з-дах или в центр, заготовит, мастерских с применением средств комплексной механизации и автоматизации производств, процессов.

При полносборном стр-ве нек-рые сан.-технические устройства совмещают со строит, конструкциями здания (см. Панельное отопление). Значительно повышает уровень индустриализации С.-т. р. применение объёмных элементов заводского изготовления - санитарно-технических кабин (из бетона, гипсоцемента, асбестоцемента и др. материалов), доставляемых на строит, площадку с установленными санитарными приборами, смонтированными трубопроводами и полностью законченной внутр. отделкой. После установки кабин производится лишь поэтажное соединение трубопроводов.

Монтажно-сборочные операции на объекте (в основном - стыковые соединения) выполняются с помощью ручных и механизированных инструментов (трубных и гаечных ключей, электрич. гайковёртов, шуруповёртов и др.). Для монтажа вентиляц. оборудования, воздуховодов и магистральных трубопроводов в пром. зданиях используют автокраны, автогидроподъёмники и автопогрузчики, оборудованные монтажными площадками.

Внутр. С.-т. р. завершаются регулировкой и проверкой эффективности действия сан.-технич. устройств.

Лит.: Строительные нормы и правила, ч. 3, раздел Г, гл. 1. Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений. Правила производства и приёмки работ, М., 1963; Староверов И. Г., Производство са-нитарно-технических работ, М., 1968; Говоров В. П., Дубровкин С. Д., X о т к е в и ч С. Г., Производство санитарно-технических работ, М., 1969; Черемушкин П. А., ШальновА. П., Технология и организация строительства, М. 1970. И. Г. Староверов.

САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, в СССР система гос. учреждений, осуществляющих гос. сан. надзор, а также разработку и проведение сан.-профилактич. и противоэпидемич. мероприятий в стране.

В дореволюц. России единой С.-э. с. не было. В 1913-14 в 73 городах и 40 губерниях в системе органов самоуправления имелись сан. комиссии или сан. бюро, занимавшиеся преим. статистич. работой. После Окт. революции 1917 на всей терр. страны в составе отделов здравоохранения исполкомов местных Советов с 1919 создавались сан.-эпидемиология, подотделы, методич. руководство к-рыми осуществляла сан.-эпидемиологич. секция Наркомздрава РСФСР. В 1922 декретом правительства организована единая С.-э. с., узаконена система гос. сан. надзора, определены права и обязанности сан. органов. В 1933 в целях улучшения сан. обслуживания населения постановлением ЦИК и СНК СССР в составе центр, и местных органов здравоохранения союзных республик организована гос. сан. инспекция, возглавляемая в каждой республике гос. сан. инспектором - зам. наркома здравоохранения, а на местах - гос. сан. инспекторами соответств. территорий. В 1935 постановлением СНК СССР утверждено Положение о Всесоюзной гос. сан. инспекции при СНК СССР, возглавляемой гл. гос. сан. инспектором СССР.

Совр. структура С.-э. с. определена утверждённым Сов. Мин. СССР -"Положением о государственном санитарном надзоре" (1973), в соответствии с к-рым в систему органов и учреждений С.-э. с. входят гл. сан.-эпидемиологич. управления мин-в здравоохранения СССР и союзных республик и подчинённые им терр. санитарно-эпидемиологические станции. С.-э. с. возглавляет гл. гос. сан. врач СССР - зам. мин. здравоохранения СССР. Руководство терр. органами и учреждениями С.-э. с. осуществляют гл. сан. врачи этих территорий. На объектах мин-в путей сообщения СССР, гражд. авиации СССР, обороны СССР и др. сан. надзор и противоэпидемич. обеспечение осуществляются мед. службами этих министерств и ведомств. Мед. службы мин-в путей сообщения СССР и гражд. авиации СССР в этих вопросах подконтрольны Мин-ву здравоохранения СССР.

Осн. функция С.-э. с.- осуществление предупредительного и текущего гос. сан. надзора: контроль за проведением общегосударств. мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений окружающей среды, оздоровление условий труда и быта населения, а также выполнение ведомствами, предприятиями, орг-циями и отд. гражданами сан.-гигиенич. и сан.-противоэпидемич. правил. Предупредительный сан. надзор включает предварит, гигиенич. оценку при внедрении в практику норм проектирования, гос. стандартов и технич. условий, новых веществ и изделий и др., а также проектов стр-ва и реконструкции как отд. зданий и сооружений, так и населённых мест в целом. Текущий сан. надзор предусматривает регулярный плановый контроль за соблюдением установленного сан.-противоэпидемич. режима эксплуатации предприятий, учреждений и сооружений, за сан. состоянием населённых мест, условиями труда, быта и т. д.

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) за С.-э. с. Мин-ва здравоохранения СССР закреплено право утверждать гигиенич. нормы и правила и устанавливать порядок осуществления гос. сан. надзора, предусматривающий, в частности, контроль за мероприятиями по радиационной безопасности, санитарной охраной границ и всей терр. страны от распространения инфекционных заболеваний. Возможности С.-э. с. в области охраны внеш. среды значительно расширены в связи с пост. Верх. Совета СССР от 20 сент. 1972 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов", в к-ром предусмотрено усиление ответственности мин-в, ведомств, предприятий, учреждений за загрязнение водоисточников пром. и хоз.-бытовыми сточными водами, загрязнение атм. воздуха пром. выбросами и т. п., нарушение порядка спуска сточных вод и удаления отбросов в почву и др.

Лица, возглавляющие С.-э. с., имеют право требовать проведения сан. и противоэпидемич. мероприятий, давать обязательные для выполнения заключения по всем гигиенич. вопросам, приостанавливать стр-во зданий и сооружений до проведения необходимых оздоровит, мероприятий, выносить постановления об уничтожении пищ. продуктов, признанных непригодными к употреблению, отстранять от работы больных инфекц. заболеваниями, требовать их госпитализации, проведения дезинфекции, изоляции лиц, находившихся в контакте с больными, и в необходимых случаях накладывать карантин. Кроме того, органы и учреждения С.-э. с. решают вопросы проведения иммунизации населения.

При практич. осуществлении функций С.-э. с. использует методы: обследования, в процессе к-рого выявляется сан. состояние объектов и предъявляются необходимые сан.-гигиенич. требования; ст