БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 т. д. По данному сельсовету или селению устанавливается единая ставка, причём платежи единоличных х-в минимально на 25% выше ставки С. для колхозников, рабочих и служащих. Средства С. не включаются в бюджет сельсовета.

САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политич. жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем С.- средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настбйчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и др. моральных качеств. В широком смысле под С. понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоят, работой занимающегося над изучаемым материалом. Осн. форма С.- изучение научной, научно-популярной, учебной, художеств, и др. лит-ры, прессы. С. предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогат. средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фоно-записей; консультации специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение музеев, выставок, галерей; различные виды практич. деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и т. п.

С. получило широкое распространение в эпоху капитализма гл. обр. среди трудящихся, ограниченных в возможностях культурного роста, и имело целью получение квалификации или повышение образоват. уровня для практич. применения и улучшения условий жизни, что, конечно, не исключало личных склонностей к той или иной области С.

В дореволюц. России С. было важной формой приобретения знаний рабочими и крестьянами, поскольку социальное и национальное угнетение, а также существовавшая система народного просвещения допускали возможность приобретения знаний большинством народа лишь в объёме начальной школы. Стремление трудящихся к образованию, во многом стимулировавшееся технич. прогрессом, получило с 60-х гг. 19 в. активную поддержку передовой интеллигенции. Мн. крупные деятели науки, лит-ры, искусства, обществ, орг-ции помогали С. трудящихся: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома. В 1863-64 в Петербурге издавался уч.-лит. журн. "Самообразование"; в 1893 в Москве была создана комиссия по орг-ции домашнего чтения при уч. отделе Об-ва распространения технич. знаний, к-рая разработала спец. программы по мн. предметам, изучавшимся в ун-тах, выпускала "Библиотеку для С.", проводила письм. консультации; облегчённые программы для широкого круга занимающихся С. выпускал Отдел для содействия С. в Петербурге (с 1894). Значит, роль в С. играли различные обществ, курсы и ун-ты для народа (см., напр., Шанявского университет). Однако широкого размаха в то время С. достигнуть не могло, т. к. этого не допускал господствовавший в России социальный строй.

Особое место занимало политич. С. передовых рабочих, принявшее в кон. 19 в. более высокую сравнительно с индивидуальными занятиями форму кружков, в к-рых изучались основы марксизма, актуальные политич. и экономич. вопросы. Кружками, как правило, руководили подготовленные революц. пропагандисты, гл. обр. социал-демократы. Во мн, случаях для политич. С. использовались занятия рабочих в воскресных школах. Со времени создания В. И. Лениным "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" кружки служили постоянным источником пополнения рядов РСДРП пролетариями, достигавшими значит, уровня политич. сознательности и общеобразоват. знаний.

После Окт. революции 1917 С. стало одним из важных путей осуществления культурной революции и получило всестороннюю поддержку Коммунистич. партии, гос-ва и массовых обществ, орг-ции (профсоюзы, комсомол, добровольные об-ва, творч. союзы и т. п.). Принципиально новыми, характерными для социалистич. общества чертами С. являются: сближение обществ, и личных интересов в направлении и целях С., обеспечивающее его связь с жизнью, социально-экономич., политич. и культурными задачами, стоящими перед обществом; направленность на всестороннее развитие личности, раскрытие способностей человека, реализацию его духовных интересов. Это обусловливает существование двух видов С.: непосредственно общественно полезного и опосредованного специфически личными интересами; практически оба вида С., как правило, находятся в единстве. Система С. изменяется и совершенствуется, отражая прогресс экономики, науки и культуры, рост уровня образования и необходимость непрерывного пополнения знаний. В 20-е - нач. 30-х гг. в связи с острым недостатком пед. кадров значительное распространение получили рабфаки и университеты "на дому".

В развитом социалистич. обществе С. направлено гл. обр. на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных в учебных заведениях, где учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы, необходимыми для С. Ведущими в системе С. становятся различные формы политического самообразования и организованной добровольной учёбы в народных университетах, на различных курсах, в науч. кружках, обществах и пр. Повышению организованности и систематичности С. способствует деятельность организаций об-ва "Знание", разнообразных лекториев (особенно комсомольско-молодёжных), сеть массовых библиотек, многочисл. научно-популярные, научные и специальные издания в помощь С., а также радиовещание и телевидение.

Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. Статьи и речи, М., 1968; Крупская Н. К., О самообразовании. Сборник, М., 1960; Р у б а к и н Н. Д., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Ковынев Н., Работа с книгой, М., 1961.

Г. В. Антонов.

САМООБУЧАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА, самоприспосабливающаяся система, алгоритм функционирования к-рой вырабатывается и совершенствуется в процессе самообучения. Этот процесс сводится к "пробам" и "ошибкам". Система выполняет пробные изменения алгоритма и одновременно контролирует результаты этих изменений. Если результаты благоприятны с точки зрения целей управления, то изменения продолжаются в том же направлении до достижения наилучших результатов либо до начала ухудшения процесса управления. С. с. включают как частный вид поисковые самонастраивающиеся системы (см. также Обучаюш,аяся автоматическая система, Дуальное управление).

САМООПЛОДОТВОРЕНИЕ, слияние мужской и женской половых клеток, принадлежащих одной обоеполой особи (см. Гермафродитизм). В природе С. встречается редко: в процессе эволюции у организмов обычно вырабатывались приспособления, устраняющие возможность С. и обеспечивающие перекрёстное оплодотворение, в результате к-рого увеличивается генетическое разнообразие потомства, что способствует как выработке новых приспособлений, так и развитию более жизнеспособного потомства. Среди животных С. иногда наблюдается у гидр, плоских червей, нек-рых кольчатых червей, моллюсков, рыб; среди растений - у мн. водорослей, грибов, цветковых растений (у последних в результате самоопыления). См. также Автогамия.

САМООПЫЛЕНИЕ у растений, перенос пыльцы ьа рыльце пестика с тычинок того же цветка (автогамия) или с др. цветков того же растения (перекрёстное опыление в пределах одного растения - гейтоногамия). По способности к С. растения делят на самофертильные (самоплодные, или самоопыляемые) и самостерильные (самобесплодные). Первые (овёс, горох, ячмень) образуют при С. нормальные семена. У большинства из них С. происходит в бутоне, а на рыльце уже раскрывшегося цветка обычно попадает "чужая" пыльца, к-рая может играть роль при последующем оплодотворении. У дикорастущих растений С. происходит редко, у культурных - значительно чаще. Однако даже у самофертильных растений С., по-видимому, ведёт к постепенному вырождению сортов, и для повышения их жизнеспособности периодически производят внутрисортовое скрещивание. Самостерильные растения при С. или не образуют семян, или дают недоразвитые семена, из к-рых вырастают чахлые растения. Самостерильность объясняется самонесовместимостью, т. е. неспособностью муж. и жен. половых клеток, происходящих из одного цветка, к слиянию и образованию зародыша. Самонесовместимость у перекрёстноопылителей контролируется особыми генами, препятствующими прорастанию пыльцевой трубки на "своём" рыльце или росту её по столбику пестика, или, наконец, слиянию половых клеток и развитию зародыша. В основе этих процессов лежит, по-видимому, способность растений вырабатывать вещества типа антител, тормозящие развитие пыльцы на "своём" рыльце. На проявление генов несовместимости сильно влияют внешние условия, которые могут частично или полностью подавлять их действие. Степень самонесовместимости обычно неодинакова у разных особей одного и того же сорта или вида, а также в разные периоды цветения, что даёт возможность преодолевать самонесовместимость в селекционной работе. И. В. Мичурин применял для этого ряд искусственных приёмов. У мн. растений в конце периода цветения происходит С., служащее резервом на случай, если нормальное перекрёстное опыление не произошло, для чего у них выработались приспособления в виде изменения положения цветка, заворачивания рылец к тычинкам или тычинок к рыльцу и т. п. Лит.: Д а р в и н Ч., Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире, М.- Л." 1939; ЛобашовМ. Е.,

Генетика, 2 изд.. Л., 1967; Первухина Н. В., Проблемы морфологии и биологии цветка, Л., 1970; Kugler Н., Blutenokologie, 2 Aufl., Jena, 1970. В. Н. Вехов.

САМООПЫЛЁННАЯ ЛИНИЯ, инбредная линия, инцухт-линия, потомство одного перекрёстноопыляющегося растения, полученное в результате многократного принудительного самоопыления. При многократном самоопылении жизнеспособность и урожайность С. л. снижаются, а однородность в генотипическом (см. Генотип) отношении увеличивается. Гибриды от скрещивания таких С. л. между собой значительно превосходят (вследствие гетерозиса) по мощности развития и урожаю зерна родительские формы, что используется для производства гибридных семян кукурузы, сах. свёклы, огурца и др. культур. В качестве исходного материала для С. л. служат сорта или гибриды. В последовательных поколениях проводят отбор, пока не будет достигнута нужная однородность С. л. (обычно она достигается через 6 поколений). При отборе особое внимание обращают на комбинационную способность С. л. Отбирают только те С. л., которые при скрещивании дают высокоурожайные гибриды. С. л. используют для получения гибридов разных типов: простых межлинейных, двойных межлинейных, сортолинейных и др. Наиболее урожайны межлинейные гибриды, к-рые широко применяются, напр., в произ-ве кукурузы.

Лит.: Гуляев Г. В., Гужов Ю. Л., Селекция и семеноводство полевых культур, М., 1972. Ю. Л. Гужов.

САМООРГАНИЗАЦИЯ, процесс, в ходе к-рого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамич. системы. Процессы С. могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между к-рыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства С. обнаруживают объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биологич. популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т. д. Процессы С. происходят за счёт перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов С.- их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от неё.

Различают 3 типа процессов С. Первый - это самозарождение организации, т. е. возникновение из нек-рой совокупности целостных объектов определ. уровня новой целостной системы со своими специфич. закономерностями (напр., генезис многоклеточных организмов из одноклеточных). Второй тип - процессы, благодаря к-рым система поддерживает определ. уровень организации при изменении внешних и внутр. условий её функционирования [здесь исследуются гл. обр. гомеостатич. механизмы (см. Гомеостаз), в частности механизмы, действующие по принципу отрицат. обратной связи]. Третий тип процессов С. связан с совершенствованием и с саморазвитием таких систем, к-рые способны накапливать и использовать прошлый опыт (см. Самообучающаяся система).

Спец. исследование проблем С. впервые было начато в кибернетике. Термин "самоорганизующаяся система" ввёл англ, кибернетик У. Р. Эшби (1947). Широкое изучение С. началось в конце 50-х гг. в целях отыскания новых принципов построения технич. устройств, обладающих высокой надёжностью, и создания вычислит, машин, способных моделировать различные стороны интеллектуальной деятельности человека. Исследование проблем С. стало одним из осн. путей проникновения идей и методов кибернетики, теории информации и теории систем в биологич. и социальное познание. См. также статью Самоорганизующаяся система.

Лит.: Б р а и н е с С. Н., Напалков А. В., Некоторые вопросы теории самоорганизующихся систем, "Вопросы философии", 1959, №6; Самоорганизующиеся системы, пер. с англ.. М., 1964; Принципы самоорганизации, пер. с англ., М., 1966; К р е м я н с к н и В. И., Структурные уровни живой материи, М., 1969; Пригожин А. И., Социологические аспекты управления, М., 1974; Self-organizing systems, Wash., 1962; Form by .J.. An introduction to the mathematical formulation of self-organizing systems, L., 1965.

Б. Г. Юдин.

САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА, самоприспосабливающаяся система, в к-рой приспособление к изменяющимся условиям или оптимизация процессов, управления достигается изменением структуры системы управления - включением или выключением отд. подсистем, качеств, изменением алгоритмов управления, связей между подсистемами и схемы их подчинения и т. д. Осн. отличие С. с. от самонастраивающихся систем заключается в том, что в первых в процессе приспособления преобладают качественные изменения, а во вторых - количественные.

САМООЦЕНКА, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам н неудачам. С. связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, к-рые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность н т. д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

В работах сов. психологов показано влияние С. На познават. деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приёмы формирования адекватной С., а в случае её деформации - её преобразования путём воспитат. воздействия на личность.

Лит.: Ананьев Б. Г., Психология педагогической оценки, в кн.: Труды Ин-та мозга им. В. М. Бехтерева, т. 4, Л., 1935; Б о ж о в н ч Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968: Л и п к и н а А. И., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968; Л н п к и н а А. И., Самооценка и формирование личности школьника, "Вопросы философии", 1973, № 12; Норре F., Erfolg und Misserfolg, "Psychologische Forschung", 1930, № 4; A 1 1 р о r t G. W., Pattern and growth in personality, N. Y., 1961. A. II. Липкина.

САМОПЕРЕСЕЧЕНИЯ ТОЧКА, узловая, кратная точка, одна из особых точек кривой.

САМОПИШУЩИЙ ПРИБОР измерительный, регистрирующий измерительный прибор, в к-ром предусмотрена запись показаний в форме диаграммы. С. п. применяют для регистрации одной или неск. физ. величин (напряжения, тока, сопротивления, усилия, темп-ры, влажности, перемещения, расхода и т. д.) как функции времени или (реже) другой физ. величины (см. Регистрация автоматическая). Простейший С. п. представляет собой измерит, прибор, к подвижной части к-рого присоединён пишущий элемент (ПЭ) - перо, карандаш, капиллярная трубка и т. п., оставляющий след на движущемся носителе записи (чаще всего на бумажной ленте). Различают С. п. для дискретной записи (точками, штрихами или др. знаками) и для непрерывной записи (в виде нек-рой линии). Для одноврем. регистрации неск. величии, изменяющихся во времени, С. п. оснащают соответств. числом ПЭ и широким ленточным носителем записи (со шкалами измеряемых величин по ширине и шкалой времени по длине ленты). При этом результаты измерений разных величин записываются различными знаками либо отметками разных цветов. Перемещение ленты во времени может иметь шагообразный характер; получающаяся в этом случае запись обладает дискретностью в двух измерениях: по шкале значений и во времени. Существует множество разнообразных систем С. п., различающихся способом записи, механизмом, конструктивным исполнением, числом регистрируемых параметров и т. д. (рис. 1-3). Наиболее известные С. п.- самопишущие вольтметры, ваттметры, автоматич. потенциометры, светолучевые осциллографы, термографы, барографы и др. С развитием цифровых методов измерений и применением ЭВМ для обработки полученных результатов предпочтение отдаётся цифровым печатающим измерит, приборам, имеющим измерительные преобразователи электрич. и неэлектрич. величин в информацию, представленную в цифровой форме. Выпускают С. п. стационарные (щитовые) и переносные.


Рис. 1. Самопишущий прибор для непрерывной регистрации трёх напряжений или токов в трёхфазной сети (напр., при аварии): П - магнитоэлектрические преобразователи (вольтметры, амперметры); О - пишущие элементы; М - носитель записи (диаграммная бумага); Пр - привод носителя записи.

С. п. применяют тогда, когда недостаточно знать только нек-рое отд. значение измеряемой величины, а требуется проследить за её изменением с течением времени либо в зависимости от других физ. величин. Такая запись может служить документом, позволяющим судить об эволюции изучаемого явления, о ходе технологич. процесса, работе контролируемых агрегатов или действиях обслуживающего их персонала.


Рис. 2. Самопишущий прибор с развёртывающим преобразованием: 1 - лента со штифтами 4, выполняющая развёртку шкалы измерения; 2 - печатающая планка; 3 - электромагнит; 5 - красящая лента; 6 - привод носителя записи; М - носитель записи. Запись точечная: на рисунке отдельные точки сливаются в непрерывную линию.


Рис. 3. Принципиальная схема однока-нального светолучевого осциллографа: 1 - источник света; 2 - конденсор; 3 - щелевая диафрагма; 4 - призма; 5 - магнитоэлектрический вибратор; 6 - призма; 7 - зеркальный барабан; 8 -экран визуального наблюдения (матовое стекло); 9 - цилиндрическая линза; 10 - щелевая диафрагма; М - светочувствительная бумага (носитель записи).

Лит.: Темников Ф. Е., Автоматические регистрирующие приборы, 3 изд., М., 1968; Темников Ф. Е., Афонин В. А., Дмитриев В. И., Теоретические основы информационной техники, М., 1971; ТТТ курин Г. П., Справочник по электро- и электронно-измерительным приборам, М., 1972. Ф. Е. Темников.

САМОПЛОДНЫЕ РАСТЕНИЯ, растения, образующие при самоопылении жизнеспособные семена, напр, ячмень, пшеница. Ср. Самобесплодные растения.

САМОПРИКОСНОВЕНИЯ ТОЧКА, одна из особых точек кривой.

САМОПРИСПОСАБЛИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА, адаптивная система, система автоматического управления, к-рая сохраняет работоспособность в условиях непредвиденного изменения свойств управляемого объекта, цели управления или условий окружающей среды посредством смены алгоритмов своего функционирования или поиска оптимальных состояний. Развитой способностью к самоприспособлению обладают все живые организмы (см. Адаптация). Во мн. совр. автоматич. системах управления также реализуются определённые способности к приспособлению н самооптимизации. По способам адаптации они подразделяются на самонастраивающиеся системы, самообучающиеся системы, самоорганизующиеся системы; преим. распространение (к 1975) получили системы первого вида.

САМОРА (Zamora) Эсекиель (1.2.1817, Куа, -10.1.1860, Сан-Карлос), народный герой Венесуэлы. С кон. 40-х гг. лидер демократич. крыла партии либералов. С. отстаивал принципы нац. суверенитета, демократии и эгалитаризма, осуществление к-рых связывал с созданием федерального гос-ва. В февр. 1859 возглавил нар. восстание, явившееся началом гражд. войны в Венесуэле, известной под назв. Федеральной войны. Руководимые им войска одержали ряд побед над консерваторами. С. пал жертвой террористич. акта.

CAMОPA (Zamora), город на С.-З. Испании, на р. Дуэро, в обл. Леон. Адм. ц. одноимённой провинции. 49 тыс. жит. (1970). Памятники романской архитектуры: собор (илл. см. т. 10, стр. 520; в клуатре - музей), церкви кон. 12- нач. 13 вв.- Сан-Сиприано, Сан-Висенте, Сантьяго дель Бурго, Ла Магдалена, Санта-Мария де ла Орта и др. Барочная церковь Ла Энкарнасьон (1662). Провинциальный музей изящных нск-в (памятники др.-рим., вестготского, исп. ср.-век. и ренессансного иск-ва).

Лит.: Gomez Martinez A., Zamora у su provincia, Barcelona, [1958].

САМОРА МАШЕЛ, Машел (Machel) Самора (р. 29.9.1933), политич. деятель Мозамбика. Выходец из племени шангани. С 1963 активный участник освободит, борьбы народов Мозамбика против португ. колонизаторов. В 1966 назначен командующим повстанческими отрядами Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО). С 1969 президент ФРЕЛИМО и одновременно командующий нац.-освободит, армией Мозамбика. Возглавлял делегацию ФРЕЛИМО на переговорах с представителями пр-ва Португалии о деколонизации (сент. 1974). С 25 июня 1975 президент Народной Республики Мозамбик.

САМОРАЗВИТИЕ, см. Развитие и Самодвижение.

САМОРАЗДРАЖЕНИЕ, инструментальный двигательный условный рефлекс, при к-ром животное активно (с помощью педали) раздражает электрич. током нервный субстрат положительных эмоций (т. н. зоны "поощрения", "награды", "удовольствия") в собственном мозге. Феномен С. был обнаружен у крыс амер. учёным Дж. Олдсом и канад.- П. Милнером в 1954, а затем воспроизведён у кошек, собак, дельфинов, обезьян и др. животных. В ряде случаев удалось показать связь С. с мотивациями голода, жажды, половой потребностью, что позволило рассматривать С. как искусств, (мнимое) "насыщение". В др. случаях такой связи не наблюдалось, что свидетельствует об известной морфо-физиологич. самостоятельности нервного аппарата положит. эмоций в гипоталамусе и др. отделах мозга. При раздражении глубоких отделов головного мозга человека в лечебных и диагностических целях пациенты нередко сообщают о возникновении у них сильных положит, переживаний, чувства удовольствия, душевного подъёма, что окончательно подтвердило связь феномена С. с мозговым субстратом положит, эмоций.

Как специфич. форма поведения С. обладает характерными особенностями. Первые раздражения "центров удовольствия" электрич. током вызывают у животных поисковые движения, обнюхивание, усиленное исследование окружающей среды; в дальнейшем быстро вырабатывается навык С.: надавливание на педаль, замыкающую электрич. цепь. Продолжит, раздражение "центров удовольствия" делает это воздействие эмоционально отрицательным, и животное активно прерывает его, отходя от педали. При полном выключении электрич. тока условный рефлекс С., как правило, быстро угасает: после нескольких проб животное перестаёт нажимать на педаль. Т. о., при С. не наблюдается симптомов стойког