БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201з. аэродинамич. качеством. Макс, значение аэродинамич. качества совр. С. достигает 10-20.

Сопротивления -- Qпроф = Qтр + Qдавл)

Силовая установка самолёта состоит из авиационных двигателей и различных систем и устройств - воздушных винтов, пожарного оборудования, топливной системы, систем всасывания воздуха, запуска, смазки, изменения направления тяги и др. При выборе места установки двигателей, их числа и типа учитывают аэродинамич. сопротивление, создаваемое двигателями, разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей, сложность устройства воздухозаборников, возможность обслуживания и замены двигателей, уровень шума в пассажирском салоне и т. п.

Конструкция самолёта. Осн. части - крыло, фюзеляж, шасси и оперение самолёта. На рис. 2 показана компоновочная схема турбореактивного пасс. С. Ил-62.

Крыло создаёт подъёмную силу при движении С. Обычно неподвижно закрепляется на фюзеляже, но иногда может поворачиваться относительно поперечной оси С. (напр., у С. вертикального взлёта и посадки) или изменять конфигурацию (стреловидность, размах). На крыле устанавливаются рули крена (элероны) и элементы механизации крыла. Фюзеляж служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования. Конструктивно связывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку. Шасси предназначается для взлёта и посадки, а также для передвижения С. по аэродрому. На С. могут устанавливаться колёсные шасси, поплавки (на гидросамолётах), лыжи и гусеницы (у С. повышенной проходимости). Шасси бывают убирающимися в полёте и неубирающимися. С. с убирающимися шасси имеет меньшее лобовое сопротивление, но тяжелее и сложнее по конструкции. Оперение предназначается для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки С.

Системы управления и оборудование. Системы управления С. разделяются на основные и вспомогательные. К основным принято относить системы управления воздушными рулями. Вспомо-гат. системы служат для управления двигателями, триммерами рулей, шасси, тормозами, люками, дверями и т. п. Управление С. производится с помощью штурвальной колонки или ручки управления, педалей, переключателей и т. п., расположенных в кабине экипажа. Для облегчения пилотирования и повышения безопасности полёта в систему управления могут включаться автопилоты и бортовые вычислители; управление делается двойным. Уменьшение нагрузок, действующих на рычаги управления при отклонении рулей, обеспечивается гидравлич., пневматнч. или электрич. усилителями (наз. бустерами), устройствами сервокомпенсации. Управление С. в случае, когда воздушные рули неэффективны (полёт в сильно разреженной атмосфере, на С. вертикального взлёта и посадки), осуществляется газовыми рулями. Оборудование С. включает приборное, радио-, электрооборудование, противообледенителъные устройства, высотное, бытовое и спец. оборудование, а для военных С. также вооружение (пушки, ракеты, авиац. бомбы) и бронирование. Приборное оборудование в зависимости от назначения подразделяется на пилотажно-навигац. (вариометры, авиагоризонты, компасы, автопилоты и т. п.), для контроля за работой двигателей (манометры, расходомеры и т. п.) и вспомогательное (амперметры, вольтметры и др.). Электрооборудование С. обеспечивает работу приборов, средств управления, радцо, системы пуска двигателей, освещения. Радиооборудование включает в себя средства радиосвязи и радионавигации, радиолокац. оборудование, системы автоматич. взлёта и посадки. Для обеспечения безопасности и защиты человека при полёте на больших высотах служит высотное оборудование С. (системы кондиционирования воздуха, кислородного питания и др.). Удобство размещения пассажиров и экипажа, комфорт обеспечиваются бытовым оборудованием. К спец. оборудованию относятся системы автоконтроля работы оборудования и конструкции С., аэрофотосъёмки, оборудование для перевозки больных и раненых и т. п.

Самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) и самолёты короткого взлёта и посадки (СКВП). Увеличение скоростей полёта С. приводит к росту взлётно-посадочных скоростей, в результате чего длина взлётно-посадочных полос достигает нескольких километров. В связи с этим создаются СКВП и СВВП. СКВП имеют при высокой крейсерской скорости (600-800 км/ч) длину взлётно-посадочной дистанции не более 600- 650 м. Сокращение взлётно-посадочной дистанции в основном достигается применением мощной механизации крыла и управления пограничным слоем, использованием ускорителей на взлёте и устройств для гашения скорости при посадке, отклонением вектора тяги маршевых двигателей. Вертикальный взлёт и посадка СВВП обеспечиваются спец. подъёмными двигателями, отклонением реактивных сопел или поворотом основных двигателей, как правило, турбореактивных (ТРД). Типовые схемы СВВП показаны на рис. 3.


Рис. 3. Самолёты вертикального взлёта и посадки.

Лит.: Паленый Э:, Г., Оборудование самолетов, М., 1968; Курочкин Ф. П., Основы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, М., 1970; Шульженко М. Н., Конструкция самолетов, 3 изд., М., 1971; Никитин Г. А., Баканов Е. А., Основы авиации, М., 1972; Проектирование самолетов, 2 изд., М., 1972; Шейнин В. М., Козловский В. И., Проблемы проектирования пассажирских самолетов, М., 1972; S с h m i d t H. A. F., Lexikon Luftfahrr, В., 1971; Jane's, all the world's aircraft, L., 1909.

Г. А. Никитин, Е. А, Баканов.

САМОЛЁТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ракетный двигатель, устанавливаемый на самолёте. В качестве стартовых применяют твёрдотопливные ракетные двигатели, для форсирования стартов, манёвров в полёте и в качестве основных - жидкостные ракетные двигатели с многократным запуском и регулируемой тягой.

САМОЛЁТНЫЙ СПОРТ, вид военно-технич. спорта, органически связанный с развитием авиации, общего и спортивного самолётостроения. Включает: 1) полёты на самолётах разных весовых категорий с поршневыми, турбовинтовыми и реактивными двигателями на установление рекордов скорости, высоты, дальности, продолжительности, скороподъёмности и грузоподъёмности; 2) соревнования на 1-местных спортивных и 2-местных учебных самолётах с поршневыми двигателями в иск-ве выполнения фигур высшего пилотажа в прямом и обратном полётах, в полётах по кругу, в самолётовождении по маршруту, в открытой и закрытой кабинах, днём и ночью, в простых метеорологич. условиях (см. также Пилотаж). Чемпионаты мира проводятся только по высшему пилотажу (с 1960 раз в 2 года).

С. с. зародился в нач. 20 в.; в 1905 в Париже основана Междунар. авиац. федерация (ФАЙ) для руководства междунар. мероприятиями в области авиационно-спортивной деятельности. В 1906 установлены первые утверждённые ФАЙ рекорды скорости (41,292 км/ч) и дальности (220 м) полётов (А. Сантос-Дюмон, Франция), в 1909 - высоты (155 м, Латам, Франция). Возникновение воздухоплавательного и С. с. в России связано с организацией в 1908 в Петербурге Всероссийского аэроклуба (имел отделения на Д. Востоке, в Иркутске, Оренбурге, Нижнем Новгороде). В 1910 на междунар. авиац. неделе в Петербурге H. E. Попов установил мировые рекорды продолжительности (2 ч 04 мин) и высоты (600 м) полётов. В 1911 состоялся перелёт из Петербурга в Москву за 1 день (участвовало 12 лётчиков, победитель А. А. Васильев). До 1914 рус. лётчики установили 10 мировых рекордов продолжительности, дальности и высоты полётов. Среди мировых рекордов в 20-е - нач. 30-х гг.: продолжительности полёта - 37 ч 12 мин (К. Смит и Л. Рихтер, США, 1923), высоты - 12 066 м (Коллизо, Франция, 1924), скорости -234,47 км/ч (Э. Эрхат, США, 1930).

В СССР в 20-30-е гг. соревнования по С. с. носили эпизодич. характер и проводились аэроклубами отд. городов. Развитие С. с. связано с деятельностью массовых добровольных оборонных обществ (Общества друзей воздушного флота, Авиахима, Осоавиахима, ДОСАВ, ДОСААФ СССР), Центрального аэроклуба СССР, с именами В. П. Чкалова, С. Н. Анохина, А. И. Бодрягиной, Н. М. Голованова, В. П. Пискунова, Я. Д. Форостенко, М. П. Чечневой, Р. М. Шихина, В. К. Шумилова и др. Выдающиеся достижения 30-х гг.: рекорд высоты полёта с грузом 500 кг - 12 816 м (1936, В. К. Коккинаки); беспосадочный перелёт в 1937 В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова по маршруту Москва - Сев. Америка (через Сев. полюс) - 9130 км по ломаной линии за 63 ч 16 мин; абсолютные рекорды дальности полёта по прямой М. М. Громова, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина - 10 148 км (1937) и женского экипажа - В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко и М. М. Расковой - 5908,610 км (1938). Всесоюзные соревнования на спортивных и уч. самолётах с поршневыми двигателями проводятся ежегодно с 1949. В 1959 создана Федерация авиац. спорта СССР (в её составе Самолётный комитет), к-рая в 1960 вступила в ФАЙ; в 1965 учреждена самостоят. Федерация самолётного спорта СССР. С 1967 ежегодно проводятся всесоюзные соревнования на самолётах с реактивными двигателями. В 60-е гг. для подготовки лётчиков спортсменов создана сеть авиаспортивных клубов ДОСААФ СССР. В 1974 было св. 1 тыс. мастеров С. с., в т. ч. 22 засл. мастера спорта, 21 мастер спорта междунар. класса; среди мастеров С. с. 135 женщин. Абсолютными чемпионами мира по высшему пилотажу были Г. Г. Корчуганова (1966), В. Д. Мартемьянов (1966), С. Е. Савицкая и И. Н. Егоров (1970), обладателями мировых рекордов - В. И. Ильюшин, Г. К. Мосолов, Г. М. Никитин, П. М. Остапенко, И. М. Сухомлин, Л. Я. Зайцева и др. Сборная команда СССР в 1964 и 1966 завоёвывала Кубок им. П. Н. Нестерова, учреждённый в 1960 ФАЙ как переходящий приз за командное первенство в чемпионате мира по высшему пилотажу. Золотой медалью ФАЙ награждены лётчики-рекордсмены В. К. Коккинаки, М. Л. Попович, авиаконструктор А. С. Яковлев. На 1 января 1975 советским лётчикам-спортсменам принадлежат 153 мировых рекорда из 395, зарегистрированных ФАЙ (без рекордов по т. н. коммерческим маршрутам - линиям авиакомпаний). Абсолютные мировые рекорды на 1 июля 1974 (на самолётах с реактивными двигателями): дальность полёта - 20168,78 км (установлен в 1962 С. Эвелн, США), дальность по замкнутому маршруту - 18245,05 км (1962, В.Стивенсон, США), высота - 36 240 м (1974, А. В. Федотов, СССР), скорость по замкнутому маршруту - 2981,5 км/ч (1967, М. Комаров, СССР), скорость на базе, определённом участке -3331,507 км/ч (1965, Р. Стефенс, США). Высшие мировые достижения у женщин: скорость - 2683,446 км/ч (1975, С. Е. Савицкая), высота - 24 336 м (1965, Н. А. Проханова, СССР), скорость на 100 км - 2128,7 км/ч (1967, Е. Н. Мартова, СССР), на 500 км - 2062 км/ч (1966, М. И. Соловьёва, СССР), на 1000 км - 1298,16 км/ч (1967, Л. Я. Зайцева, СССР), 2000 км - 900,267 км/ч (1966, Мартова, СССР), дальность по прямой - 3661,33 км (1962, Ж. Кокран, США), дальность по, замкнутому маршруту - 2497,009 км (1967, М. Л. Попович, СССР), время подъёма на высоту 3000 м - 41,2 сек, 6000 м - 61 сек, 9000 м - 81 сек, 12 000-119,3 сек (1975, С. Е. Савицкая, СССР). За рубежом С. с. наиболее развит в ГДР, Великобритании, США, Франции, ФРГ, Чехословакии, Швейцарии. Абсолютные чемпионы мира - Л. Безак (Чехословакия, 1960), Ю. Тот (Венгрия, 1962), Т. Кастаньо (Испания, 1964), Ч. Хиллард и М. Гаффани (США, 1972).

И. Н. Кожедуб, А. Ф. Косс.

САМОЛЁТОВОЖДЕНИЕ, совокупность операций по управлению самолётом и др. летат. аппаратами (ЛА) в полёте. Полёт ЛА складывается из поступательного перемещения центра масс ЛА относительно выбранной системы координат (обеспечивается средствами навигации воздушной) и движения ЛА вокруг его центра масс (осуществляется пилотированием ЛА).

САМОЛОВНАЯ СНАСТЬ, крючковое орудие лова, представляющее собой длинную верёвку (хребтину), на к-рой укреплены короткие поводцы с остро заточенными крючками. При лове хребтина С. с. растягивается горизонтально на уровне (глубине) хода рыбы. С. с. применяется гл. обр. для лова рыбы с мягкими покровами (напр., осетровых). Осн. недостаток С. с.- повреждение рыбы, к-рая часто срывается с крючков и погибает затем от ран. В СССР лов С. с. в большинстве водоёмов запрещён.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ, наблюдение, объектом к-рого являются психич. состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психич. развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутр. форм психич. деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (Л. С. Выготский). Мето-дич. проблема, к-рую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологич. исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер.

Проблема С. имела длит, историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции "аналитич. интроспекции" В. Вундта - Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологич. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено "внутр. восприятию", протекающему в естеств. условиях (В. Вундт, 1888); с др. стороны, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой "психологич." установке ("интроспекция" в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологич. реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности во времени и протяжённости в пространстве). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как "ошибка стимула" (Титченер).

Кризис "аналитич. интроспекции" наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но подлинному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии, утверждавшей, что целое не складывается из суммы "элементов", к-рые могут быть из него получены изоляцией (Вертхеймер, 1912), и, следовательно, те "первоэлементы", к к-рым сводилось в "аналитич. интроспекции" наблюдаемое переживание, вообще не есть его реальные "части" как целого. Поэтому возникла необходимость заменить расчленяющую "аналитич." установку наблюдателя на естественную, "феноменологическую", предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю. В целом С. нельзя признать самостоят, методом психологии; оно лишь поставляет исследователю "сырой" эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования. Лит.: Кравков С. В., Самонаблюдение, М., 1922; Коффка К., Самонаблюдение и метод психологии, в сб.: Проблемы современной психологии, т. 2, Л., 1926; ВолошиновВ. Н., Фрейдизм, М. - Л., 1927; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 164- 184; Е i s 1 е г R., Worterbuch der philosophishen Begriffe, 4 Aufl., Bd 3, В., 1930; Titchener Е. В., The schema of introspection, "The American Journal of Psychology", 1912, v. 23, MQ 4; Boring E. G., A history of introspection, "Psychological Bulletin", 1953, v. 50, № 3. А. А. Пузырей.

САМОНАГРЕВАНИЕ растений, повышение темп-ры растения или его отдельных органов в результате их усиленного дыхания. Напр., темп-pa воздуха внутри распускающегося цветка виктории, в соцветиях аронника, колоказии и др. растений сем. ароидных может превышать темп-ру окружающего воздуха на 10 - 30 "С. Значит, кол-во тепла выделяется при усиленном росте и размножении низших организмов (бактерий, грибов), чем объясняется перегрев сырого сена, могущий привести к его самовозгоранию. С. навоза, происходящее в результате его разложения, используют, напр., для утепления парников. У растений, вследствие большой поверхности теплоотдачи, С. обнаруживается редко, однако при помещении энергично дышащих прорастающих семян или распускающихся цветков в замкнутые сосуды темп-pa может повышаться в результате С. на 30-40 °С.

САМОНАДЕЯННОСТЬ ПРЕСТУПНАЯ, см. в ст. Вина.

САМОНАКЛАД, самонакладчик, механизм, предназначенный для поштучной подачи полуфабрикатов из стопы (напр., листовых материалов, тетрадей, книжных блоков, переплётных крышек и др.) и установки их в положение, удобное для транспортирования на последующие операции или для дальнейшей обработки. С. состоит из устройства, отделяющего крайний полуфабрикат от стопы, расположенной вертикально или горизонтально, или выталкивающего (сдвигающего) его, и устройств, обеспечивающих поштучный вывод полуфабрикатов в конечное положение. Отделяющее и выводные устройства делаются механическими или пневматическими. С. снабжается механич., электро-механич. или электронными устройствами, контролирующими поштучный вывод полуфабрикатов.

САМОНАПРЯЖЁННЫЕ KOHCTPУKЦИИ, железобетонные конструкции, в к-рых возникает напряжённое состояние (самонапряжение) в процессе твердения бетона, изготовленного на напрягающем цементе. Характерная особенность С. к. состоит в том, что в них в результате объёмного расширения бетона предварительно напрягается вся арматура, независимо от её местоположения. В процессе самонапряжения бетон конструкции вследствие интенсивного самоуплотнения приобретает значит. прочность (на 20-30% большую, чем при твердении его в свободном состоянии, т. е. без арматуры), трещиностойкость и высокую степень врдо-, бензо- и газонепроницаемости.

Расчёт С. к. выполняется по формулам для обычных предварительно напряжённых конструкций. Самонапряжёнными могут изготовляться практически любые железобетонные конструкции, однако наиболее эффективно применение С. к. в напорных трубах, резервуарах, бассейнах, в покрытиях дорог и аэродромов, в оболочках двоякой кривизны, в облицовках тоннелей и гидротехнич. сооружениях.

Возведение С. к. требует тщательного ухода за твердеющим бетоном конструкции, включающего его увлажнение (в течение 7-10 сут после достижения бетоном прочности 10 Мн/м2). При изготовлении С. к. на заводах сборного железобетона их подвергают тепловлажностной обработке. В. В. Михайлов.

САМОНАСТРАИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА автоматического управления, самоприспосабливающаяся система, в к-рой приспособление к случайно изменяющимся условиям обеспечивается автоматич. изменением параметров настройки или путём автоматич. поиска оптимальной настройки. В любой несамонастраивающейся автоматич. системе управления имеются параметры, к-рые влияют на устойчивость и качество процессов управления и могут быть изменены при регулировке (настройке) системы. Если эти параметры остаются неизменными, а условия функционирования (.характеристики управляемого объекта, возмущающие воздействия) существенно изменяются, то процесс управления может ухудшиться или даже стать неустойчивым. Ручная настройка системы часто оказывается обременительной, а иногда и невозможной. Использование в таких случаях С. с. технически и экономически целесообразно и даже может оказаться единственным способом надёжного управления.

С. с. подразделяют на поисковые и беспоисковые. В поисковых С. с. необходимое качество управления достигается в результате автоматич. поиска оптимальной (в нек-ром смысле) настройки (см. Поисковая система). Качество настройки характеризуется нек-рым обобщённым показателем, связанным с первичными параметрами настройки сложным, обычно не вполне стабильным и недостаточно известным соотношением. Этот показатель измеряется непосредственно или вычисляется по измеренным значениям первичных параметров. Параметрам настройки в С. с. придаются поисковые или пробные изменения. Анализ колебаний показателя качества настройки, вызванных поисковыми воздействиями, позволяет установить, является ли настройка оптимальной, т. е. соответствующей экстремуму (максимуму или минимуму) показателя качества. Если имеют место отклонения от экстремума, то настройка изменяется до тех пор, пока не приблизится к оптимальной. Поисковые С. с. могут работать при изменении внешних условий в широких пределах.

Беспоисковые С. с. имеют перед поисковыми системами определённое преимущество, обусловленное тем, что поиск оптимального состояния отнимает значит, время, т. е. время самонастройки поисковых систем ограничено снизу. В беспоисковых С. с. используется нек-рый контролируемый показатель качества управления (напр., значение производной контролируемого параметра по времени). Автоматич. настройкой параметров этот показатель поддерживается в заданных пределах. В зависимости от вида показателя различают С. с. с контролем переходных процессов, с контролем частотных характеристик, с эталонной моделью и др. Всё это - замкнутые беспоисковые С. с. с замкнутым контуром самонастройки, в к-ром параметры настройки автоматически изменяются при выходе показателя качества за допустимые пределы. Нек-рые замкнутые беспоисковые С. с. близки к обычным нелинейным системам автоматич. управления с пониженной чувствительностью к характеристикам объекта - к таким, напр., как релейные системы или управления системы с переменной структурой. Наряду с замкнутыми применяют также разомкнутые С. с.- т. н. системы параметрич. компенсации. В этих С. с. контролируются воздействия, вызывающие изменение свойств объекта, и по заранее рассчитанной программе изменяются параметры настройки системы; контур самонастройки в этом случае разомкнут. Такая самонастройка может быть почти мгновенной, однако её осуществление требует контроля окружающей среды и достаточно точного знания законов воздействия среды на управляемый объект.

Самонастройка реализуется как спец. аппаратурой (в виде блоков самонастройки или самонастраивающихся экстремальных регуляторов), так и адаптивными алгоритмами центр, управляющих ЦВМ. Придание алгоритмам управления свойств самонастройки (адаптации) существенно расширяет возможности управления разнообразными процессами. Внедрение С. с. позволяет приблизиться к оптимальным режимам функционирования объектов, облегчает задачу унификации систем управления, сокращает время на испытания и наладку, снижает технологич. требования на изготовление ряда узлов устройств управления, освобождает обслуживающий персонал от трудоёмких операций настройки. Практич. использование С. с. и самонастраивающихся алгоритмов - одна из характерных черт технич. прогресса в области управления.

Лит.: Фельдбаум А. А., Вычислительные устройства в автоматических системах, М., 1959; Красовский А. А., Динамика непрерывных самонастраивающихся систем, М., 1963; Ц ы п к и н Я. 3., Адаптация и обучение в автоматических системах, М., 1968; Козлов Ю. М., Юсупов Р. М., Беспоисковые самонастраивающиеся системы, М., 1969.

А. А. Красовский.

САМООБЛОЖЕНИЕ, в С С С Р форма добровольного привлечения средств населения в сельской местности и дачных посёлках для проведения работ местного характера по благоустройству (проведение и ремонт дорог, постройка и ремонт мостов, колодцев, общественных бань и т. д.) и культурному строительству. Решение о С. принимается на общем собрании граждан одного или неск. населённых пунктов, входящих в данный сельсовет. Общее собрание устанавливает и целевое использование средств, собранных по С., предельные суммы годовых взносов на С. для х-в колхозников и постоянно проживающих в сел. местностях рабочих и служащих, для единоличных крестьянских х-в, кустарей и