БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ивидов - определяют и цели С. каждого сознательного гражданина. С.- составная часть коммунистического воспитания и всего процесса духовного развития людей. В общественной, трудовой и учебной деятельности, когда достигнут определённый уровень сознания и самопознания, у человека возникает способность к самоанализу, самонаблюдению и самооценке, умение разобраться в поступках других людей, осознаётся необходимость соответствия личных качеств своего поведения требованиям социалистич. общества, коммунистич. морали.

Уже в подростковом возрасте происходит знакомство с такими формами и методами С., как самокритика, самоубеждение, самовнушение, самообязательство, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. В юношеском возрасте крепнет связь С. с самообразованием, деятельным стремлением к нравственному и физич. самоусовершенствованию. Сознательное преодоление препятствий на пути к благородным целям, соревнование с другими индивидами в достижении таких целей, непримиримость к собственным недостаткам, систематич. критич. проверка своего поведения - всё это способствует формированию правильных взглядов на действительность, закаляет волю, повышает сознательность граждан социалистич. общества.

Формирование качеств личности путём С. происходит в семье, в учебном, производственном коллективах. Требования коллектива, желание заслужить положительную оценку своих поступков, стремление поднять авторитет среди товарищей - важные побудительные мотивы С. Социалистич. общество предъявляет к каждому гражданину высокие требования и непрерывно расширяет возможности С. Результат С. проверяется практикой жизни, той ролью, к-рую оно играет в совершенствовании личности и коллектива в соответствии с требованиями коммунистич. нравственности. В условиях развитого социалистич. общества всё теснее, гармоничнее сочетаются общественные требования и стремления личности к С. на основе коммунистич. идеалов.

С. М. Ковалёв.

САМОВОСПЛАМЕНЕНИЕ, явление быстрого нарастания скорости химич. реакции, приводящее при определённых внешних условиях к воспламенению горючей смеси без соприкосновения с пламенем или раскалённым телом.

Природа С. может быть тепловой или цепной. Представления о причинах теплового С. в качественной форме даны Я. Вант-Гоффом (1883). Теорию теплового С. разработал Н. Н. Семёнов (1928). Теплота, выделяющаяся при медленном протекании экзотермич. реакции, рассеивается в окружающее пространство. При нек-рых условиях темп-ры, давления и теплоотвода теплота не успевает передаться в окружающее пространство, вследствие чего темп-pa в зоне реакции прогрессивно повышается. С ростом темп-ры скорость реакции и скорость теплообразования увеличиваются, увеличивается также и скорость теплоотвода, однако медленнее, чем скорость реакции. Темп-pa, начиная с к-рой выделяющаяся теплота больше отводимой, называется темп-рой С.; она зависит, очевидно, как от химич. состава смеси, так и от условий теплоотдачи. Начиная с темп-ры С. происходит прогрессивное саморазогревание смеси и самоускорение реакции, приводящее к тепловому С. или взрыву. Теория теплового С. позволяет вычислить температуру С., если известны тепловые характеристики горючей газовой смеси (тепловой эффект, теплопроводность) и кинетика реакций горения (константа скорости, энергия активации). Теория цепного С. также создана Семёновым (1928). При определённых внешних условиях скорость разветвления цепей становится больше скорости обрыва цепей. Вследствие этого медленно идущая реакция может перейти в самоускоряющуюся. При этом темп-pa смеси не имеет существенного значения и реакция будет идти самоускоряясь из-за разветвления цепей, если даже темп-pa смеси будет поддерживаться постоянной. Наиболее распространённым типом С. является комбинированное цепочно-тепловое С. Количественные выводы теории теплового и цепного С. имеют большое практич. значение для расчёта производств, связанных с процессами окисления, в частности горения.

Лит.: Семенов Н. Н., Цепные реакции, [Л.], 1934; его же. Тепловая теория горения и взрывов, "Успехи физических наук", 1940, т. 23, в. 3.

САМОВОСПЛАМЕНЯЮЩЕЕСЯ ТОПЛИВО, двухкомпонентное жидкое ракетное топливо, воспламеняющееся при контакте обоих компонентов - окислителя и горючего (напр., окислитель - четырёхокись азота, азотнокислотные ракетные окислители; горючее - керосин, гидразин, диметилгидразин несимметричный). Применение С. т. упрощает конструкцию жидкостного ракетного двигателя и повышает его надёжность, т. к. отпадает нужда в системе зажигания; при этом облегчается запуск двигателя, улучшается устойчивость сгорания топлива.

САМОГОН, крепкий спиртной напиток, изготовляемый путём перегонки через самодельные аппараты алкогольной массы, получаемой в результате брожения зерновых продуктов, сахара, картофеля, свёклы, фруктов и других продуктов, содержащих крахмальные вещества.

САМОГОНОВАРЕНИЕ, по сов. уголовному праву одно из преступлений хозяйственных, заключающееся в незаконном изготовлении самогона и др. крепких спиртных напитков домашней выработки. Общественная опасность С. состоит в использовании не по назначению продуктов, употребляемых в качестве сырья при С., причинении вреда здоровью граждан, нарушении гос. монополии на производство крепких спиртных напитков. Напр., по УК РСФСР (ст. 158) изготовление или хранение без цели сбыта самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги или др. крепких спиртных напитков домашней выработки, а также изготовление без цели сбыта или хранение аппаратов для их выработки наказывается лишением свободы на срок до 1 года или исправит. работами на тот же срок, либо штрафом до 300 руб.; те же действия, совершённые повторно, наказываются лишением свободы на срок до 2 лет или исправительными работами на срок до 1 года. Наказание усиливается при совершении указанных действий с целью сбыта.

САМОДВИЖЕНИЕ, внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, к-рое определяется её противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий. Диалектико-материалистич. концепция С. исходит из того, что источником С. являются внутр. причины. Это прежде всего противоречия, свойственные всем объектам с системным строением, либо иные силы - напр., взаимодействие отд. составляющих системы. Влияние внешних условий на конкретную самодвижущуюся систему осуществляется опосредованно, через внутр. источники. С., связанное с направлением, необратимым изменением, составляет особый тип С.- саморазвитие. В этом пункте концепция С. непосредственно смыкается с общей диалектич. концепцией развития, в к-рой "...главное внимание устремляется именно на познание источника „само"-движения" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 317).

Лит. см. при ст. Развитие.

САМОДЕД, посёлок гор. типа в Плесец-ком р-не Архангельской обл. РСФСР. Расположен на р. Ваймуга (басс. Сев. Двины), в 2 км от ж.-д. станции Перми-лово (на линии Коноша - Архангельск). Лесопильный з-д.

САМОДЕРЖАВИЕ, монархич. форма правления в России, при к-рой носителю верховной власти - царю, императору - принадлежали верховные права в законодательстве (утверждение законопроектов), в верховном управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верховное руководство центр, и местными учреждениями и органами управления, верховное командование армией и флотом, заведование финансами и др.), в высшем суде (утверждение приговоров, помилование). В истории С. прослеживаются два этапа: 16-17 вв., когда монарх осуществлял свои права вместе с Боярской думой и боярской аристократией; 18 - нач. 20 вв.- абсолютная монархия (см. Абсолютизм). Эволюционируя к бурж. монархии, С. просуществовало до Февр. бурж.-демократич. революции 1917 [офиц. акт отречения последнего императора Николая II 2(15) марта 1917].

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ НАСЕЛЕНИЕ, совокупность лиц, имеющих самостоятельный источник средств существования (трудовые доходы, стипендии, пенсии, в бурж. странах - также нетрудовые доходы). Понятие С. н. в совр. статистике малоупотребительно, его заменило понятие экономически активного населения, занятого трудом, приносящим заработок или доход.

Лит.: Курс демографии, М., 1974.

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, см. Художественная самодеятельность .

САМОДИЙСКИЕ НАРОДЫ, самоедские народы, общее назв. народов, говорящих на самодийских языках,- ненцев, энцев, нганасан и селькупов. Название С. н., или самодийцы, вместо самоеды, было предложено в 1938 сов. лингвистом Г. Н. Прокофьевым. В сов. науч. лит-ре оно стало общепринятым. Общая числ. С. н. св. 34 тыс. чел. (1970, перепись). Живут на С. Архангельской, Тюменской, Томской обл. и в Красноярском крае, гл. обр. в Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком) нац. округах. В 17-18 вв. часть С. н.- т. н. южные С. н. (камасинцы, моторы, карагасы и др.) жили на Ю. Сибири, в Саянском нагорье. Эта группа С. н. полностью утратила родные языки и вошла преимущественно в состав тюрко-язычных народов - тувинцев, хакасов и др., часть слилась с рус. населением. По мнению большинства исследователей, Юж. Сибирь является древней родиной С.н.; отсюда они в 1-м - нач. 2-го тыс. н. э. несколькими этнич. волнами распространились на С., где в их состав влилось местное аборигенное население, по языковой принадлежности близкое, предположительно, к саамам, а частью к юкагирам. До Окт. революции 1917 С. н. вели преимущественно кочевой образ жизни. При Сов. власти в р-нах их расселения созданы совхозы и колхозы, развивающие оленеводство, пушной промысел, рыболовство, клеточное звероводство. У С. н. появилась нац. интеллигенция. См. также Малые народы Севера.

Лит.: Народы Сибири, М,- Л., 1956. S. И. Васильев.

САМОДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ, самоедские языки, группа языков, входящих в уральскую языковую семью. К С. я. относятся ненецкий, энецкий и нганасанский языки, распространённые в зоне тундры крайнего С.-В. Европы и С.-З. Азии и образующие северно-самодийскую подгруппу; селькупский в Зап. Сибири; практически исчезнувший камасинский, один из диалектов к-рого известен под названием койбаль-ского (в Минусинской котловине); ма-торский (или моторский), карагасский и тайгийский - близкие диалекты, вытесненные тюрк, языками и известные только в словарных записях 18 - нач. 19 вв., когда они были распространены на терр. Саянского нагорья. На живых С. я. говорит св. 34 тыс. чел. (1970, перепись). Предполагается, что терр. прасамодийской языковой общности, распад к-рой произошёл в начале н. э.,- Саянское нагорье и прилегающие р-ны. Большинство С. я. имеет развитую систему вокализма (15-25 фонем). Стечения согласных в начале слова практически не встречаются. В части диалектов сохранилась система разноместного смыслоразличительного ударения. Часты мор-фонологич. изменения в корнях и аффиксах, в частности восходящее к общесамодийскому состоянию чередование носовых и смычных (n/t, n/' и пр.). Существительные имеют 3 числа, 5-10 и более падежей, лично-притяжательные формы (типа ненецкого мя"ал - "твой чум"), а в нек-рых языках и лично-предназначительные формы (типа ненецкого мятар - "чум для тебя"), способны принимать предикативные окончания, изменяясь по лицам и даже временам. Глагол в большинстве С, я. имеет 3 типа спряжения: объектное (переходное), субъектное (непереходное) и возвратное, образует большое количество именных форм, имеет много наклонений и видов. Порядок слов слабо фиксированный, с преобладанием моделей "подлежащее - дополнение - сказуемое" и "определение - определяемое". Лексика обнаруживает следы контактов с тюрк., монг., обско-угорскими, енисейскими языками; в 17-20 вв. осн. источником заимствований является рус. язык.

Лит.: Языки и письменность народов Севера, ч. 1. М.- Л., 1937; Языки народов СССР, т. 3, М., 1966; Терещенко Н.М., Синтаксис самодийских языков, Л., 1973; С a s t г ё n М. А., Grammatik der samojedischen Sprachen, St. Petersburg, 1854; его ж е, Worterverzeichnisse aus den samojedischen Sprachen, St. Petersburg, 1855.

Е. А. Хелимский.

САМОДИФФУЗИЯ, частный случай диффузии в чистом веществе или растворе постоянного состава, при к-ром диффундируют собственные частицы вещества. При С. атомы, участвующие в диффузионном движении, обладают одинаковыми хим. свойствами, но могут различаться по своим физ. характеристикам (составом атомного ядра, см. Изотопы). При различии изотопного состава вещества за процессом С. можно наблюдать, применяя радиоактивные изотопы (см. Изотопные индикаторы) или анализируя изотопный состав при помощи массспектрометров. Изменение концентрации данного изотопа в рассматриваемом объёме вещества в зависимости от времени описывается обычными уравнениями диффузии, а скорость процесса характеризуется соответствующим коэфф. С. (см. Диффузия). Диффузионные перемещения частиц твёрдого тела могут приводить к изменению его формы и к др. явлениям, если на образец длительно действуют такие силы, как поверхностное натяжение, сила тяжести, упругие силы, электрич. силы и т. д. При этом может наблюдаться сращивание двух пришлифованных образцов одного и того же вещества, спекание порошков, растягивание тел под действием подвешенного к ним груза (диффузионная ползучесть материалов) и т. д. Изучение кинетики этих процессов позволяет определить коэфф. С. вещества.

Лит. см. при ст. Диффузия.

САМОДУР Семён Соломонович [р. 4(17). 1.1911, г. Буй, ныне Костромской обл.], советский актёр и режиссёр театра кукол, нар. арт. РСФСР (1966). С 1930 учился в студии П. Я. Павлинова, затем в 1931-33 в изотехникуме Изогиза. С 1933 актёр Центр, театра кукол, а с 1947 режиссёр. Поставил совм. с С. В. Образцовым "Кошкин дом" Маршака, "Мой, только мой" Тузлукова, "Необыкновенный концерт" Сперанского и др.; самостоятельные пост.- "Волшебная калоша" Матвеева, "Сказка о царе Салтане" по Пушкину и др. Среди ролей: Конферансье ("Необыкновенный концерт"), Создатель ("Божественная комедия" Штока), Голова, Чёрт ("Ночь перед Рождеством" Сперанского по Гоголю). Лит.: Смирнова Н. И., Театр Сергея Образцова, М., 1971.

САМОЕДСКИЕ НАРОДЫ, см. Самодийские народы.

САМОЕДЫ (в рус. источниках также самоядь, самоедины), старое назв. народов, говорящих нг самодийских языках,- ненцев (самоеды, самоеды-юраки), энцев (енисейские самоеды), нганасан (самоеды-тавгийцы), селькупов (остяко-самоеды). О происхождении названия "С." единого мнения нет. Наиболее распространённая версия возводит его к словосочетанию самэ-еднэ, т. е. "земля саамов". Предполагается, что в ходе освоения Европ. Севера русские перенесли это назв., первоначально употреблявшееся применительно к саамам (лопарям), на ненцев и др. родственные им народы. В сов. историч. и этнографич. лит-ре ныне вместо назв. "С." употребляется назв. самодийцы (см. Самодийские народы). Лит.: Народы Сибири, М. - Л., 1956.

САМОЗАКАЛИВАНИЕ в металлургии, приобретение нек-рыми металлич. сплавами свойств, присущих им в закалённом состоянии, в результате охлаждения на воздухе после нагрева до закалочной темп-ры; иначе способность подвергаться воздушной закалке. С. свойственно высоколегированным сталям с высокой устойчивостью переохлаждённого аустенита в интервале темп-р от критич. точек до начала мартен-ситного превращения, нек-рым магниевым и др. сплавам.

"САМОЗАРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТОВ ТЕОРИЯ", антропологическая, или этнографическая теория, направление в фольклористике, возникшее в Англии в 60-е гг. 19 в., распространённое в мировой науке до нач. 20 в. Основоположники "С. с. т."- Э. Б. Тайлор и А. Ланг, крупнейшие представители: Э. С. Хартленд, Дж. Дж. Фрейзер, А. Б. и Л. Б. Гомм, Р. Р. Маретт (Англия), В. Манхардт, Г. Узенер, Э. Роде, А. Дитерих (Германия), С. Рейнак, Э. Дюркгейм (Франция), Ф. Боас (США) и др. (нек-рые из этих учёных отошли впоследствии от "С. с. т." и стали основоположниками др. школ: Дюркгейм - социологической, Боас -диффузионизма). В России "С. с. т." оказала воздействие на Н. Ф. Сумцова, А. И. Кирпичникова и др., особенно - на А. Н. Веселовского, вместе с тем критически воспринявшего нек-рые её положения.

Сходные явления в мифологии и фольклоре разных народов и рас (типы, мотивы, сюжеты) "С. с. т." объясняла общностью психич. законов и закономерностей духовного творчества для всего человечества. Эту общность она выводила из "тождественности человеческой природы" (Тайлор), т. е. лишь из антропологич. сущности человека; ряд её представителей принимали во внимание также сходство условий быта разных народов и племён, вследствие чего она иногда формулировалась как "теория бытового психологического самозарождения" (Веселовский); однако далее признания "бытовых основ" фольклора они не шли. Знаменуя развитие фольклористики по сравнению с предшествующими ей теориями (мифологической школой, миграционной теорией), "С. с. т." ещё не давала научно-материалистич. объяснения генезису и развитию сходных явлений в фольклоре, обусловленных прежде всего сходством и общностью обществ, отношений (см. Сравнительно-историческое литературоведение). "С. с. т." ввела в фольклористику понятие "пережитков" (survivals), обозначив им элементы "первобытной культуры" (бытовые и религ. отношения, суеверия и т. п.), унаследованные "цивилизованными" нациями и сохранившиеся в совр. культуре. Нек-рые её представители (А. "Ланг) сводили к "пережиткам" сущность фольклора, что зачастую вело к его архаизации. В понимании истории фольклора сторонники "С. с. т." были эволюционистами. Богатство вводимых в науку фактов, широта сопоставлений, науч. критика источников и объективность выводов, характерные для мн. трудов представителей "С. с. т.", позволяют считать её одним из высших достижений домарксистской фольклористики и сохраняют значение для современной науки.

А. Ф. Самойлов.

Ф. Н. Самойлов.

К. Н. Самойлова.

"С. с. т." представляет также интерес для историков мифологии и религии (разработанные гипотезы об анимизме, тотемизме, магии и пр.).

Ряд сов. учёных считает понятие "С. с. т." неправомочным в качестве названия целого направления или школы; оно допустимо лишь для условного обозначения точки зрения (установки) учёных самых различных школ, к-рая противопоставляет миграционной теории самостоят, зарождение сходных сюжетов у разных народов. В частности, такую точку зрения впервые обстоятельно обосновала англ. антропологическая школа (Тайлор, Ланг и др.), хотя и для неё она остаётся лишь одним из моментов (аспектов) многогранного учения.

Лит.: Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М.- Л., 1938, с. 212 - 30; его ж е, Историческая поэтика, Л., 1940, с. 512- 515; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., I960; Lоwie R. Н., The history of ethnological theory, L., 1937. В.Е.Гусев.

САМОИЗМЕЛЬЧЕНИЕ, процесс измельчения, при к-ром роль дробящей среды выполняют крупные куски измельчаемого материала (руды и горные породы); осуществляется в барабанных мельницах. Различают С. рудное и рудногалечное. Рудное производится в мельницах большого диаметра (до 12 л) и малой длины (отношение D : L x 3). В мельницу загружается руда с кусками до 300 мм (иногда до 600 мм). Если в руде мало крупной фракции, в мельницу добавляют стальные шары. Роль дробящей среды при рудногалечном С. выполняет рудная галя (кусковая руда). При сухом С. через мельницу непрерывно продувается воздух, выносящий из неё мелкий материал; при мокром - пульпа разгружается через решётку.

По сравнению с измельчением стальными стержнями или шарами С. имеет преимущества: упрощается и удешевляется дробление руды перед мельницами, исключается (или снижается) расход стальных стержней или шаров, повышаются технологич. показатели обогащения нек-рых руд (вследствие меньшего переизмельчения ценного минерала). Однако производительность единицы объёма мельниц С. ниже, а расход энергии на дробление и измельчение 1 т руды выше. В СССР применяется при обогащении золотых, алмазных, железных н мн. др.

Лит.: Справочник по обогащению руд, т. 1, М., 1972; Autogenous grinding picks up speed, "Mining Engineering", 1970, v. 22, № 9. В. А. Перов.

САМОИНДУКЦИЯ, возникновение эдс индукции в проводящем контуре при изменении в нём силы тока; частный случай индукции электромагнитной. При изменении тока в контуре меняется поток магнитной индукции через поверхность, ограниченную этим контуром, в результате чего в нём возбуждается эдс - эдс С. Направление эдс С. определяется Ленца правилом, т. е. при увеличении тока в цепи эдс С. препятствует возрастанию тока, а при уменьшении тока - его убыванию. Т. о., С. подобна явлению инерции в механике. Эдс С. ft. пропорциональна скорости изменения силы тока i и индуктивности L контура: eL = -L di/dt.

В электрич. цепи, содержащей постоянную эдс, при замыкании цепи сила тока за счёт эдс С. устанавливается не мгновенно, а через нек-рый промежуток времени (см. Переходные процессы), а при размыкании цепи ток не прекращается мгновенно; возникающая при размыкании цепи эдс С. может во много раз превысить эдс источника. В цепи переменного тока вследствие С. сила тока в катушке, обладающей индуктивностью, отстаёт по фазе от напряжения на концах катушки на Пи/2 (см. Переменный ток).

Явление С. играет важную роль в электротехнике и радиотехнике. Благодаря С. происходит перезарядка конденсатора, соединённого последовательно с катушкой индуктивности (см. Колебательный контур), в результате в контуре возникают свободные электромагнитные колебания.

Лит.: Калашникове. Г., Электричество, М., 1970 (Общий курс физики, т. 2).

Г. Я. Мякигиев.

САМОЙЛО Александр Александрович [23.10(4.11).1869, Москва,-8.11.1963, Москва], советский военачальник, ген.-лейтенант авиации (1940), проф. (1943). Чл. КПСС с 1944. Род. в семье воен. врача. Окончил Алексеевское воен. уч-ще (1892) и Академию Генштаба (1898). Во время 1-й мировой войны 1914-1918 в оперотделе Генштаба и Ставки, затем нач. штаба 10-й армии, ген.-майор. После Окт. революции 1917 перешёл на сторону Сов. власти. Участвовал в мирных переговорах в Бресте. С февр. 1918 зам. командующего Зап. завесой, нач. штаба Беломорского воен. округа. С нояб. 1918 по апр. 1920 командующий 6-й отдельной армией (в мае 1919 командовал Вост. фронтом). В 1920-21 пом. нач. Штаба РККА и одновременно нач. Всероглавштаба и чл. Высш. воен. совещания. Участник мирных переговоров с Финляндией (апр. 1920) и Турцией (март 1921). С 1922 нач. управления воен.-уч. заведений, с 1926 на педагогич. работе в Воен.-воздушной академии. С 1948 в отставке.

Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями. Соч.: Две жизни. 2 изд., Л., 1963; Поучительный урок, М., 1962 (совм. с М. И. Сбойчаковым).

САМОЙЛОВ Александр Филиппович [26.3(7.4).1867, Одесса,-22.7.1930, Москва], советский физиолог. Окончил Дерптский (ныне Тартуский) ун-т. В 1893-96 работал в лаборатории И. П. Павлова, в 1896-1903 - у И. М. Сеченова. С 1903 проф. Казанского, с 1924 - Моск. ун-тов. С. развивал физико-химич. направление в физиологии; автор оригинальных методов исследования физиологии сердца и нервно-мышечного аппарата. Осн. труды С. по электрофизиологии (с применением усовершенствованных им капиллярного электрометра и струнного гальванометра) получили мировую известность. С.- один из создателей электрокардиографии. Определил температурный коэффициент для процесса передачи