БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 геодезии, аэрофотосъёмки и картографии, зав. кафедрой геодезии и картографии географич. ф-та МГУ (с 1950). В 1926 и 1929-30 как геодезист участвовал в экспедициях С. В. Обручева в басс. pp. Индигирка и Колыма. Осн. труды по теории картографии, картоведению, истории картографии, а также проблемам комплексного картографирования. Вице-президент Географич. об-ва СССР (с 1964), президент (1968-72) и вице-президент (1964-68 и с 1972) Междунар. картографич. ассоциации. Пред, комиссии нац. атласов Междунар. географич. союза (1956-72). Почётный доктор естественных наук Берлинского ун-та им. Гумбольдта. Награждён 4 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Соч.: Основы картоведения, 3 изд., т. 1 - 2, М., 1959 - 62; Составление и редактирование карт, ч. 1, М., 1947; Картография, 2 изд., М., 1971; Atlas nationaux. Histoire, analyse, voies de perfectiormement et d'unification, Moscow - Leningrad, 1960; Regional atlases. Tendencies of development. Subject matters of the maps on natural conditions and resources, Moscow - Leningrad, 1964; Einfiihrung in die Kartographie, Bd 1 - 2, Gotha - Lpz., 1967.

САЛЛИВАН (Sullivan), одно из крупнейших по запасам и добыче в Канаде месторождений полиметаллич. руд, на Ю.-В. пров. Брит. Колумбия, у г. Кимберли. Даёт ок. 1/4 канадской добычи свинца, 1/10 цинка, а также серебро, кадмий, висмут, мышьяк, индий. Открыто в 1892, разрабатывается с 1900 компанией "Коминко", контролируемой англ, капиталом. Руды обрабатываются на обогатит, ф-ке в Кимберли, откуда направляются на очистит, з-д в Трейл.

САЛЛИВЕН (Sullivan) Луис Генри (3.9.1856, Бостон,-14.4.1924, Чикаго), американский архитектор и теоретик архитектуры, один из пионеров рационализма. Законченного проф. образования не получил. Работал в мастерской арх. Ф. Фёрнесса в Филадельфии. Посещал Школу изящных иск-в в Париже (1874). С 1875 работал в Чикаго (с 1879 - в мастерской инж. Д. Адлера, с 1881 - его компаньон). Первая большая совместная работа С. и Адлера- т. н. Аудиториум в Чикаго (1886-89), театральный зал, заключённый в оболочку из 10-этажных корпусов отеля и конторских помещений. Под влиянием Г. X. Ричардсона С. тяготел к сочетанию рациональной логики и романтической фантазии. Разрабатывая новый тип сооружения - высотное здание, С. выявлял эстетич. принципы каркасной конструкции, стремился использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания (Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе, шт. Миссури, 1890-91; Гаранти-билдинг в Буффало, 1894-95; универсальный магазин Шлесинджера и Мейера, ныне здание фирмы "Карсон-Пири-Скотт", в Чикаго, 1899-1900, илл.см. т. 2, табл. XXVIII, стр. 256-257). В 1896 С. опубликовал статью "Высотное конторское здание с художественной точки зрения" - первое изложение его теории рационалистической архитектуры. В 1901-02 С. создал большую часть своего лит. наследства, в т. ч. кн. "Беседы в детском саду". В 1918 С., не выдержавший конкуренции с коммерч. фирмами, был окончательно разорён. С.- среди предтеч архитектуры 20 в. в целом, во всём многообразии её школ и течений. Так, созданная им концепция органической архитектуры была развита затем Ф. Л. Райтом. Творчество С., его афоризм "форму в архитектуре определяет функция" оказало значит, влияние на развитие европ. функционализма 1920-х гг.

Л. Г. Салливен. Гаранти-билдинг

в Буффало. 1894-95.

Соч.: Отрывки из статей и книг, в сб.: Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972, с. 34-61; Kindergarten chats and other writings, N. Y., 1947; The autobiography of an idea, N. Y., 1956.

Лит.: Bush-Brown A., Louis Sullivan, N. Y., 1960; Connely W., Louis Sullivan as he lived, N. Y., I960; Моrrison H., Louis Sullivan, N. Y., [1962].

А. В. Иконников.

САЛЛЮСТИЙ Гай Крисп (Gaius Sallustius Crispus) (86 - ок. 35 до н. э.), римский историк. Участвовал в гражданских войнах 49-45 на стороне Юлия Цезаря, затем проконсул в рим. провинции Новая Африка. После смерти Цезаря (44) С. посвятил себя лит. деятельности. Из соч. С. до нас дошли письма к Цезарю (ок. 50 и 46), содержащие предложения о реформе государства, и два небольших соч.: "О заговоре Катилины" (ок. 43 или 41) и " Югуртинская война" (ок. 41 или 39-36). От последнего соч. С.- "Историй" (в 5 кн.), написанного в 36-35 и охватывавшего события 78-66, сохранились небольшие фрагменты. В своих произведениях, отличающихся живостью изложения, прекрасно выписанными характерами героев и художеств, мастерством рассказа, С. дал яркую картину упадка рим. общества, нравственного разложения нобилитета и неспособности сената управлять гос-вом.

Соч. в рус. пер.: Поли. собр. соч., пер. и объяснения В. Рудакова, СПБ, 1894; Заговор Каталины, Югуртинская война, пер. Н. Б. Гольденвейзера, М., 1916; Письма к Цезарю-старцу... Фрагменты "Историй", "Вестник древней истории", 1950, № 1.

Лит.: Утченко С. Л., Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики, М., 1952 (так же, пер. писем С. к Цезарю); Syme R., Sallust, Berk.- Los Ang., 1964.

САЛМАНАСАР в Ассирии:

С. I, царь (по традиционной датировке, ок. 1280-1260 до н. э.). Продолжал борьбу с гос-вом Митанни, начатую его отцом Ададнирари I. Разгромил митаннийские войска и вспомогат. хеттские и арамейские отряды, фактически уничтожив Митанни. Продвижение войск С. I к Кархемишу, представлявшее угрозу хеттам и Египту, ускорило заключение мира между хеттским царём Хаттусили III и егип. фараоном Рамсесом II, а также возобновление хеттско-вавилонского союза. На севере С. I нанёс поражение союзу урартских племён.

С. III, царь (859-825 или 824 до н. э.). Сын и преемник Ашшурнасирпала II (Ашшурнацирапала). Подчинил царство Бит-Адини (на Ср. Евфрате) и обложил данью ряд гос-в Сев. Сирии. Попытка С. III овладеть Дамасским царством окончилась неудачей. С. III получал дань с финикийских торг, городов и Израильского царства. Совершал хищнические походы на восток от хребта Загрос (в т. ч. в Мидию), а также против Урарту.

С. V, царь (727-722 до н. э.). Сын и преемник Тиглатпаласара III. Одновременно был царём Вавилонии (под именем У л у л а и). Проводил воен. операции против Тира и Израильского царства. Отменил иммунитеты храмовых городов (Ашшура, Сиппара, Ниппура и Вавилона), обложил их налогами и ввёл повинности. Был свергнут в 722 во время осады Самарии.

САЛМИ, посёлок гор. типа в Питкярантском р-не Карельской АССР. Расположен на сев.-вост. побережье Ладожского оз., у впадения р. Тулемайоки. Ж.-д. станция. Молочный з-д, племенной совхоз.

САЛМЫШ, река в Оренбургской обл. РСФСР, правый приток р. Сакмары (басс. Урала). Дл. 193 км, пл. басс. 7340 км2. Питание в основном снеговое. Половодье с конца марта до нач. мая. Средний расход воды в 79 км от устья 10,4 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.

"САЛО РЕСПУБЛИКА", марионеточная фаш. республика, образованная в сент. 1943 на терр. Италии во время 2-й мировой войны 1939-45 в период оккупации её нем.-фаш. войсками. Главой "С, р." (её офиц. назв.- "Итальянская социальная республика") был Б. Муссолини. Главные мин-ва находились в г. Сало (Salo) (отсюда назв.). Основы фаш. курса были изложены в т. н. Веронской хартии (нояб. 1943), содержавшей множество демагогич. антикапиталистич. обещаний. Правители "С. р." проводили политику полного подчинения страны гитлеровской Германии. "С. р." прекратила существование в дни антифаш. Апрельского восстания 1945, а б. ч. её главарей, в т. ч. Муссолини, была казнена партизанами.

САЛОМАС, отверждённый жир, получаемый гидрогенизацией растительных масел и жидких жиров морских животных и рыб. См. Жиров гидрогенизация.

САЛОН (франц. salon), 1) гостиная, комната для приёмов. 2) Лит.-художеств, или политич. кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме. 3) Магазин художеств, изделий. 4) Демонстрац. зал для предметов торговли.

САЛОН, название периодических выставок совр. иск-ва во Франции. Офиц. выставки совр. иск-ва организовывались в Париже с 17 в.; с 1699 они размещались в Лувре, сначала в Большой гал., а с 1737 по 1848 - в т. н. Квадратном салоне (Salon carre), откуда и происходит название "С."; затем офиц. С. устраивались в Большом дворце Елисейских полей. С сер. 18 в. С. приобрели регулярный характер, а в кон. 18 в. и с 1863 проводились ежегодно. До Великой франц. революции в С. участвовали лишь члены Королевской академии живописи и скульптуры. Революция открыла доступ в С. всем художникам. Однако жюри С. начиная с периода империи Наполеона I (1804-15) систематически поддерживало рутинное академич. иск-во, часто рассчитанное на обывательские вкусы (т. н. салонное искусство). Произв. прогрессивных мастеров нередко отвергались жюри; тем не менее ряд из них всё же проникал в С., превращая мн. С. (1819, 1824, 1831, 1850 и др.) в арену борьбы передового и офиц.-академич. направлений. На политику жюри художники часто отвечали устройством самостоят, выставок (напр., "Реализм" - выставка Г. Курбе, 1855, "Салон отверженных"- выставка будущих импрессионистов, 1863). В 1881 С. перестали быть гос. мероприятием и перешли в ведение Об-ва франц. художников, устраивающего с тех пор ежегодно "Весенний салон".

Критич. обзоры С., писавшиеся с 18 в. мн. критиками, писателями,философами (Д. Дидро, Стендаль, Г. Гейне, Т. Готье, Э. Золя и др.), обычно также носили сокращённое название "С.".

В кон. 19 - нач. 20 вв. возникают новые, авангардистские С.- "Салон независимых", "Осенний салон", "Салон Тюи-льри" и др. По аналогии с франц. С. подобное название получают и выставки в других странах (напр., "Салон ,,Золотого руна"" в России, 1908, 1909- 1910).

САЛОНА (Salonae), первоначально иллирийское поселение в 5 км к С. от г. Сплит в Югославии. В кон. 2-1 вв. до н. э.- опорный пункт римлян в Далмации; в 27 до н. э. С. получила статут рим. колонии. При Флавиях - крупный торг.-ремесл. пункт пров. Далмация и её адм. центр. С 4 в. н. э. С.- резиденция епископа. Разрушена аварами и славянами в 6-7 вв. Сохранились: гор. укрепления с многоугольными башнями, остатки форума, амфитеатра 2 в. н. э., храма 1 в., терм и вилл с мозаиками, базилик 4-5 вв., антич. и раннехрист. некрополей, епископского дворца, многочисл. произведения антич. скульптуры (статуи, саркофаги с рельефными изображениями), эпиграфич. памятники и др. Археол. исследования С. с 80-х гг. 19 в. до 20-х гг. 20 в. вёл Ф. Булич.

САЛОНИКИ, Фессалоники (Thessalonike), город и крупный порт в Греции, на берегу зал. Термаикос (Салоникский зал.) Эгейского м. Второй по численности населения и экономич. значению город Греции (после Афин). 345,8 тыс. жит. (1971; в агломерации Большие С.- 545 тыс.). Через порт С., кроме греч. грузов, идут грузы других гос-в Балканского п-ова (напр., для Югославии выделена спец. зона). На терр. Больших С.- нефтехимия, металлургия, металлообработка и машиностроение (в т. ч. электротехнич., судостроит. пром-сть и судоремонт). С.- гл. центр текст, пром-сти страны; имеются пищ., табачные предприятия. В С. ежегодные осенние междунар. ярмарки. Ун-т. Археологич. музей (античные и раннесредневековые памятники).

Осн. в 315 до н. э. царём Македонии Кассандром. Со 148 до н. э. под властью римлян. В визант. эпоху второй по значению город после Константинополя. Из С. происходили слав, просветители Кирилл и Мефодий. С 1204 столица лат. Фессалоникского гос-ва. В 1224 С. стали центром Фессалоникской империи; с 1246 в составе Никейской, а с 1261 - Визант. империи. В 1387 С. были захвачены турками, с 1402 вновь в составе Визант. империи, с 1430 - Османской империи. После Балканских войн 1912-13 С. отошли к Греции. В апр. 1941 захвачены фаш. Германией, в окт. 1944 освобождены войсками греч. Нар.-освободит, армии.

В С. сохранились фрагменты др.-рим. дворцового ансамбля нач. 4 в. (арка Галерия и др.), крепостные стены и башни кон. 4 в. Памятники ср.-век. зодчества: господствующие над С. крепость с башнями 14 в., замок и венец "Белая башня" 15 в.; визант. церкви - св. Георгия (переделана в кон. 4 в. из др.-рим. купольной постройки; мозаики кон. 4 в.), св. Димитрия (5-7 вв., восстановлена после разрушений 1917,1918-39,1945-49; мозаики 7 в., фрески 10-14 вв.), св. Софии (717-741; мозаики 9 в., фрески 11 в.), Апостолов (1312-15; илл. см. т. 5, табл. I, стр. 48; фрески и мозаики, ок. 1315). Среди совр. построек - комплексы ярмарки (1950-е гг.) и ун-та (1960-е гг., арх. К. Карандинос и др.). Илл. см. также т. 7, табл. XXX (стр. 288-289).

Лит.: Diehl С h., Le Тоurnеаu М., SaladinH., Les monuments chretiens_ de Salonique, P., 1918; Papachatzes N., Mnemeia Thessalonikes, 4 ekd., Salonike, 1960.

САЛОНBКСКАЯ РАВНИНА, Греческая Кампанья, равнина на С. Греции, у побережья зал. Термаикос Эгейского м. Дл. с В. на 3. ок. 70 км, шир. до 65 км. Расположена в тектонич. прогибе, заполненном преим. аллювиальными и мор. отложениями. Через С. р. протекает р. Вардар. На приморской низменности - посевы зерновых, хлопчатника, на холмистых окраинах - сады и виноградники. На С. р.- г. Салоники.

САЛОНИКСКИЕ ОПЕРАЦИИ 1915- 1918, боевые действия войск Антанты в р-не Салоник (Греция) во время 1-й мировой войны 1914-18. Салоникский фронт образовался в окт.- нояб. 1915 после высадки в Салониках (с 5 окт.) с согласия пр-ва Греции англо-франц. экспедиц. корпуса под командованием франц. ген. М. Саррая с целью помощи Сербии против наступления австро-германо-болг. войск. Противоречия между Великобританией и Францией привели к тому, что эта помощь была запоздалой и неэффективной. Экспедиц. корпус, выдвинувшийся вдоль ж. д. Салоники - Скопле для прикрытия прав, фланга серб, армии, после поражения Сербии в кон. 1915 отошёл в р-н Салоник. В янв. 1916 на Салоникский фронт были переброшены англо-франц. войска с Галлипольского п-ова после провала Дарданелльской операции 1915, затем итал. войска, серб, войска с о. Корфу и 2 рус. бригады из Франции. Была создана т. н. Вост. армия (командующий ген. М. Саррай, с дек. 1917 ген. Л. Гийома, с июня 1918 ген. Л. Ф. Франше д'Эспере), к-рая заняла фронт от зал. Рендина (восточнее Салоник) через оз. Дойран, оз. Острова до Юж. Албании, к-рая была занята итал. войсками. После вступления в войну Румынии (авг. 1916) союзники в сент.- нояб. предприняли наступление, результаты к-рого ограничились занятием р-на Монастира. Новое наступление в апр. 1917 на р. Черна окончилось безуспешно. В 1917 Вост. армия усилилась за счёт греч. войск, и её силы к 1918 возросли до 29 дивизий. 15 сент. 1918 союзные войска перешли в решит, наступление вдоль долины р. Вардар на Скопле и нанесли сокрушит, поражение болгаро-герм. войскам. 29 сент. Болгария капитулировала, а 11-я герм, армия сдалась в плен, что означало крушение фронта Центр, держав на Балканах.

Салона. Развалины базилики. 4-5 вв. н. э.

САЛОНИКСКИЙ ЗАЛИВ, залив Эгейского м. См. Термаикос.

САЛОННОЕ ИСКУССТВО, синоним бессодержательности, банальности и внешней красивости в искусстве. Термин "С. и." (чаще всего употребляемый по отношению к изобразительному искусству, реже - к др. пластич. иск-вам, а также к лит-ре и музыке) получил распространение со 2-й пол. 19 в. и первоначально означал тип иск-ва, к-рый поддерживался жюри парижского Салона, находил одобрение со стороны властей и признание у бурж. публики. Позднее, вобрав иные негативные оттенки слова "салон", термин стал нарицательным обозначением всего того в иск-ве, что рассчитано на обывательские вкусы и является спекулятивной репликой подлинных художеств, ценностей. Возникнув в эпоху укрепления капитализма в большинстве стран мира, расширения круга "потребителей" иск-ва, С. и. всегда стремится соответствовать представлениям обывателя о прекрасном, льстя ему идеализацией образов или дразня его искусственной, часто жеманной экзальтацией чувств, привлекая "достоверностью" воспроизведения натуры, либо, напротив, манерно деформируя предметный мир ради модных поветрий, со временем признаваемых обывателем эталоном вкуса. Вместе с тем С. и. стремится и направлять, формировать художеств, вкусы широкой публики, навязать массовому зрителю некий общедоступный образец, а вернее суррогат иск-ва. С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей многократного репродуцирования, тиражирования произв. С. и. оно всё более стандартизируется, становясь в итоге составной частью "массовой культуры".

Непременные внешние признаки С. и.- эклектизм творч. метода и формальных приёмов, нарочитые, "интригующие" эффекты, стилистич. непостоянство исполнителей при их обязательной проф. мастеровитости - выводят это понятие за пределы к.-л. эпохи, к.-л. стиля или направления. Родившись на почве академизма (сочетавшего поздние упадочные тенденции классицизма и романтизма), получив питательную среду в натурализме и часто смыкаясь с ним, С. и. даёт вульгарную и в то же время претендующую на изысканность версию любого из последующих направлений в изобразит, иск-ве. В. А. Калмыков.

САЛОП (франц. salope, от англ, slop - свободное, просторное платье), верхняя женская одежда в виде широкой длинной накидки с прорезами для рук или небольшими рукавами. С. шили из различных тканей на подкладке, на вате и на меху, с бархатными или меховыми отложными воротниками. С. был распространён в странах Зап. Европы и в России главным образом в 1-й пол. 19 в. (среди горожанок). Позже сохранялся лишь в мелкокупеческой и мещанской среде.

САЛПАУССЕЛЬКЯ (Salpausselka), система из 3 холмистых конечно-моренных гряд на Ю. и Ю.-В. Финляндии, протягивающихся параллельно друг другу вдоль сев. берегов Финского зал. и Ладожского оз. Дл. 550 км; расстояние между грядами 30-50 км. выс. до 247 м (над прилегающими равнинами возвышаются на 70-100 м). Гряды образовались во время таяния последнего леднинового покрова. Сложены песчано-валунными, ледниковыми и водно-ледниковыми отложениями. Покрыты преим. таёжными лесами. Нек-рые реки (Иматра и др.), прорываясь через С., образуют пороги и водопады.



САЛТАИМ, озеро в Омской обл. РСФСР. Пл. 146 км2. Ср. глуб. 0,9 м, наибольшая 1,7 л, протокой соединяется с оз. Тенис. Питание преим. снеговое. Высокие уровни в мае - июне, низкие - в сентябре - октябре. Замерзает в конце октября, вскрывается в мае.

САЛТАНОВКА, деревня (ныне Могилёвского р-на БССР) южнее г. Могилёва, в р-не к-рой 10-11 (22-23) июля произошло сражение во время Отечественной войны 1812. 8(20) июля Могилёв был занят франц. войсками корпуса маршала Л. Даву (26 тыс. чел.), передовые части к-poro выдвинулись к С. В это время 2-я рус. армия ген. П. И. Багратиона отходила из Бобруйска на Старый Быхов, Могилёв с целью соединения с 1-й армией. Получив донесение о захвате французами Могилёва, Багратион приказал головному 7-му пех. корпусу ген. Н. Н. Раевского (15 тыс. чел.) выбить противника из города. 10(22) июля войска Раевского отбросили передовые части противника, а 11(23) июля атаковали франц. позиции у С. В ходе боя выяснилось, что перед рус. войсками находятся гл. силы корпуса Даву, и, видя невозможность прорыва, Багратион отдал приказ об отходе 2-й армии на Новый Быхов, Мстиславль под прикрытием корпуса Раевского. К исходу 11(23) июля французы удержали С. и готовились к продолжению сражения, но 12(24) июля рус. войска отошли за Днепр.

САЛТОВО-МАЯЦКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура, памятники к-рой оставлены полукочевыми народами, населявшими в 8-9 вв. Подонье и Приазовье. Возникла в период перехода к оседлости и складывания феод, отношений у кочевников, входивших в состав Хазарского каганата. Погибла под ударами печенегов на рубеже 9-10 вв. Известно свыше 200 памятников С.-м. к.: остатки кочевий, посёлков, замков, городов, могильников. Исследования начались с раскопок в 1900 Салтовского могильника (у с. Верх. Салтово Харьковской обл.) и в 1906- Маяцкого городища (у впадения р. Тихой Сосны в Дон, Воронежская обл.). С.-м. к. делится на два варианта: лесостепной - аланский (см. Аланы) и степной - болгарский (см. Болгары волжско-камские). Для 1-го характерны земледельч. тип поселений, замки с белокаменными стенами, катакомбный обряд погребения, для 2-го - кочевья и ямные погребения. Степняки, осевшие на Ниж. Дону, умели сооружать и белокаменные замки. Жили они и в больших городах (Саркел, Таматарха, Фанагория). Оба варианта экономически развивались одинаково, и культура в целом была единой. Культуры, аналогичные С.-м. к., известны в р-нах расселения аланов и древних болгар: в Вост. Крыму, на ср. Волге и на ниж. Дунае.

Лит.: Тр. Волго-Донской археологической экспедиции, т. 1 - 3, М. - Л., 1958 - 63 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 62, 75, 109); М е р п е р т Н. Я., К вопросу о древнейших болгарских племенах, Каз., 1957; Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; П л е т н е в а С. А., От кочевий к городам, М., 1967.

С. Л. Плетнёва.

САЛТЫКОВ Алексей Александрович (р. 13.5.1934, Москва), советский кинорежиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР (1964). В 1959 окончил режиссёрский ф-т ВГИКа. Первые фильмы - "Ребята с нашего двора" (1959), "Друг мой, Колька!" (1961, совм. с А. Н. Миттой) и "Бей, барабан!"(1962). Затем С. обращается к судьбам людей и к жизненным ситуациям, отмеченным повышенным драматизмом и открытым проявлением социальных страстей. Крупнейшая работа - фильм "Председатель" (1965); в центре картины образ совр. положит, героя, коммуниста, пред, колхоза. О рус. деревне в годы фаш. оккупации и послевоенного восстановления рассказывают картины "Бабье царство" (1968) и "Возврата нет" (1974). Эти фильмы, так же как фильм "Сибирячка" (1972, о секретаре райкома партии), отличают интересно раскрытые женские характеры. В 1970 поставил фильм "Директор", в к-ром воссоздана подлинная биография одного из строителей сов. пром-сти, в 1971-чИ был вечер, и было утро..." - о революц. моряках Балтийского флота.

САЛТЫКОВ ("Кривой") Михаил Глебович (ум. до 1621), политич. и гос. деятель России кон. 16-нач. 17 вв., боярин с 1601. В 1600-01 участвовал в переговорах с польским посольством канцлера Л. Сапеги, в 1601-02 руководил ответным рус. посольством в Польшу. Активный участник заговора против Лжедмитрия I, но после воцарения В. И. Шуйского (см. Шуйские) был удалён из Москвы, получив назначение воеводой в Ивангород, затем в Орешек. В 1609 бежал в Тушино, где стал во главе наиболее пропольской группы рус. феодалов. Возглавил посольство рус. знати к Сигизмунду III под Смоленск, к-рое заключило договор об избрании Владислава IV Ваза рус. царём (февр. 1610). С осени 1610С.- помощник польского коменданта в Москве А. Гонсевского. Добивался от патриарха Гермогена осуждения первого ополчения. В окт. 1611 руководил (вместе с кн. Ю. Н. Трубецким) рус. посольством в Польшу с требованием присылки новых польских войск и отпуска Владислава в Москву. В Россию после этого С. уже не вернулся. От Сигизмунда III С. получил в Смоленском воеводстве крупные зем. владения.

Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI -XVII вв., М., 1937.

САЛТЫКОВ Михаил Евграфович, Салтыков- Щедрин (наст. фам.- Салтыков; псевд. Н. Щедрин) [15(27). 1.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский р-н Калининской обл.,-28.4(10.5). 1889, Петербург], русский писатель. Отец - из старинного дворянского рода, мать - из семьи богатого моск. купца. Детские годы С. прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнич. быта, описанного им впоследствии в "Пошехонской старине". Воспитывался в моск. Дворянском ин-те (1836-38