БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201а.

Возрастная динамика П. ж. неразрывно связана с полом вследствие различий жизненного цикла мужчин и женщин и специфич. особенностей (пока недостаточно изученных) женской сексуальности. Интерес к вопросам пола и соответствующие психосексуальные ориентации формируются обычно ещё до полового созревания под влиянием среды и воспитания. В период полового созревания пробуждается активное половое влечение. Воздействие гормонов и механич. переполнения семенных пузырьков стимулирует повышенную половую возбудимость у мальчиков-подростков (юношеская гиперсексуальность), у к-рых начинаются первые семяизвержения (чаще всего при онанизме и поллюциях), появляются эротич. фантазии и игры. Признаки половой зрелости имеют также важное символич. значение, а именно -наступление взрослости. Недаром обряды инициации (посвящение во взрослое состояние) почти везде связаны с половым созреванием. Однако эротич. стремления и потребность в эмоциональном тепле и контакте у подростков часто не совпадают и могут быть даже направлены на людей разного пола. Юношеская любовь психологически очень близка к дружбе, к-рая предшествует ей как первая форма свободно выбранной человеческой интимности. Хотя девочки созревают на 1,5-2 года раньше мальчиков, осознанные эротич. влечения появляются у них позже, поэтому интерес к мальчикам вначале символизируется как потребность в дружбе. Различия между мужской и женской сексуальностью существуют и у взрослых. Женская сексуальность, по-видимому, теснее связана с репродуктивной функцией, отсюда и особенности женского оргазма.

В период зрелой сексуальности половая активность стабилизируется на уровне, определяемом половой конституцией, морально-психологич. установками и условиями жизни (особое значение имеет вступление в брак, после чего П. ж. приобретает необходимую регулярность). Инволюционный период, включающий климакс, характеризуется постепенным снижением половой активности; доля мужчин, способных к осуществлению полового акта, снижается с 75% у шестидесятилетних до 30% у семидесятилетних 14-20% у восьмидесятилетних. У женщин труднее проследить возрастную динамику.

Среднестатистич. массовые показатели половой активности не могут служить обязательным или хотя бы примерным нормативом для отд. индивида. Особенности П. ж. индивида определяются совокупностью его генетических, гормональных, нервных и личностных качеств; поэтому то, что вполне нормально и естественно для одного, может быть ненормально и неестественно для другого. Люди с сильной половой конституцией раньше других начинают П. ж., интенсивнее её ведут и позже заканчивают. Однако эмоциональная окрашенность половых переживаний и степень получаемого от них удовлетворения зависят не столько от физиологич. потенции, сколько от типа личности, её отношения к себе, общей эмоциональной чувствительности, способности к сопереживанию, общению и от др. морально-волевых качеств.

Трудности, испытываемые людьми в сфере П. ж., также имеют преим. об-щепсихологич. корни (эмоциональная холодность, некоммуникабельность, неспособность к глубоким и длительным привязанностям), к-рые в свою очередь связаны с условиями воспитания (отношения с родителями, эмоциональный климат в семье, наличие общества сверстников и характер взаимоотношений с ними, особенности подростковой и юношеской дружбы и т. д.).

Формирование здоровой сексуальности - сложный и противоречивый процесс. Человеку свойственны многообразные заместительные (экстрагенитальные) формы П. ж. и сексуальные символы (таковыми могут служить зрительные образы, нагота, интимные предметы одежды и т. п.). При нормальном психосексуальном развитии они играют вспомогат. роль, провоцируя или усиливая половое влечение и вовлекая в него все органы человеческих чувств. Это колоссально интенсифицирует любовные переживания, делая их в полном смысле слова тотальными. Однако в случае устойчивой и исключительной фиксации на них, эти заместительные и дополнит, формы сексуальности могут приобретать характер навязчивых девиантных (отклоняющихся) тенденций и перерастать при определённых условиях в половые извращения. На всех этапах жизненного цикла половая активность тесно связана со всей остальной жизнедеятельностью личности. Половые излишества, будь то навязчивый онанизм подростка или донжуанские похождения взрослого, чаще всего являются симптомом общей жизненной дисгармонии, попыткой компенсировать свою неудовлетворённость в др. сферах деятельности. В свою очередь, половая неудовлетворённость, каковы бы ни были её личностные или ситуационные причины, нередко проявляется в общей эмоциональной подавленности, депрессии и т. п., а также в антисоциальных поступках (в т. ч. и половых преступлениях). В смягчении психологич. кризисов, характерных для периода полового созревания и др. поворотных моментов жизненного цикла, важную роль играют половое воспитание, просвещение и сек-сологич. служба.

Лит.: Рюриков Ю., Три влечения, М., 1967; Кон И. С., Социология личности, М.. 1967; Харчев А. Г., Голод С. И., Молодежь и брак, в сб.: Человек и общество, в. 6, Л., 1969; Проблемы современной сексо-патологии. [Сб. тр.], М., 1972; Имелинский К., Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М., 1972; Гулыга А. В., Андреева И. С., Пол и культура, "философские науки", 1973, № 4; Фрейд 3., Очерки психологии сексуальности, пер. с нем. М., 1923; Sexual behavior in the human female, Phil.-L., 1953; FordC. S., Beach F. A., Patterns of sexual behavior, L., 1965; Sex and behavior, N. Y., 1965; Masters W. H., Johnson V. E., Human sexual response, L., 1966; S to Her R.J., Sex and gender..., L., 1968; Quijado O., Vida у sexo, Santiago, 1972; S с h nab I.S., Intimferhalten, Sexualstorungen, Personlich-keit, В., 1972; Money J., Ehrhardt A. A., Man and woman, N. Y., 1972.

Г. С. Василъченко, И. С. Кон.

ПОЛОВАЯ ХОЛОДНОСТЬ, фригидность, неспособность женщины испытывать половое удовлетворение. Половое влечение при этом обычно понижено, детородная функция сохранена. П. х. может быть вызвана психич. факторами (при неврозах), эндокринными нарушениями, заболеваниями половых органов и др. или быть следствием врем, задержки развития полового чувства (она проходит, напр., после родов). Лечение показано не во всех случаях и зависит от её причины; применяются психотерапия, гормональные препараты, физиотерапия и др.

Отсутствие полового удовлетворения (переживания оргазма - аноргазмия) -чаще всего следствие не П. х., адисгамии - дисгармонии половой жизни (напр., неадекватной стимуляции эрогенных зон женщины партнёром), устранению к-рой во мн. случаях способствует совет врача-сексолога (см. также Половое бессилие).

Лит.: Якобзон Л. Я., Половая холодность женщины. Л., 1927; С в я д о щ А. М., Женская сексопатология, М., 1974.

А. М. Свядощ.

ПОЛОВЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ, рус. название зап. части Кипчакской степи; см. Дешт-и-Кипчак.

ПОЛОВНИКИ в России, одна из форм феодальной зависимости населения 14-1-й пол. 19 вв. П. становились гл. обр. малоземельные крестьяне-общинники, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и ссуду для ведения х-ва, заключив договор с землевладельцем о "половье" - сроке "поло-вья", размере полученной ссуды, повинностях (доля у рожая от 1/2 Д 2/3, различные полевые и строит, работы, ден. платежи и пр.). За выполнение гос. тягла с занимаемых П. земельных участков отвечал землевладелец. В 14-15 вв. половничество (см. Испольщина) существовало во всех рус. землях, в 17 в. П. оставались на С. России, в 18 в. - в Ве-ликоустюжской и Вятской провинциях; в 19 в.- лишь в уездах Вологодской губ. Указами 20-х гг. 18 в. П. слились с общей массой черносошных крестьян. Но отношения половничества сохранились: у своих временных хозяев П. находились на положении крепостных, хотя и оставались юридически черносошными крестьянами.

ПОЛОВНИЧЕСТВО, вид аренды земли, то же, что испольщина, см. также Половники.

ПОЛОВОДЬЕ, ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон года относительно длительное и значит, увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня; обычно сопровождается выходом вод из русла и затоплением поймы. П. вызывается усиленным продолжит, притоком воды, к-рый может быть обусловлен: весенним таянием снега на равнинах; летним таянием снега и ледников в горах; обильными дождями в определённый сезон года, напр., связанными с летними муссонами. П., вызванные весенним снеготаянием, характерны для многих равнинных рек, к-рые делятся на 2 группы: реки с преобладанием весеннего стока (напр., Волга, Урал) и летнего (напр., Анадырь, Юкон, Макензи). П., обусловленные летним таянием горных снегов и ледников, характерны для рек Ср. Азии, Кавказа, Альп; П., вызванные летними муссонными дождями, -для рек Юго-Вост. Азии (Янцзы, Меконг).

ПОЛОВОЕ БЕССИЛИЕ, импотенция, симптом различных патологич. состояний, выражающийся в ослаблении эрекции, что нарушает нормальное течение полового акта. Может встречаться, напр., при нек-рых органич. и функциональных расстройствах нервной системы, урологич. заболеваниях. Термином "П. б" обозначался широкий круг половых отклонений у мужчин: от бесплодия до разных форм взаимного несоответствия в половой жизни; в совр. сексологии имеется тенденция к замене этого неопределённого понятия более точными обозначениями конкретных форм половых расстройств, среди к-рых наиболее распространены половые несоответствия. Сов. сексопатологами было показано, что в значит, проценте случаев обращения за сексологич. помощью имеют место мнимые отклонения, обусловленные предъявлением к себе чрезмерных требований, воображаемыми сексуальными изъянами, преувеличенной личностной реакцией на физиол. колебания сексуальных проявлений, неправильным поведением женщины, несоблюдением элементарных требований психогигиены полового акта и т. п. Если по поводу мнимых отклонений не даны своеврем. разъяснения (обычно достаточно беседы с врачом-сексологом), они могут провоцировать возникновение невротич. расстройств половой сферы.

Лит.: Якобзон Л. Я., Половое бессилие, 2 изд.. П., 1918; Актуальные вопросы сексопатологии, [Отв. ред. Д. Д. Федотов], М., 1967, с. 183, 270; Васильченк о Г.С., О некоторых системных неврозах и их патогенетическом лечении, М., 1969; Проблемы современной сексопатологии. Сб. тр., М., 1972; М a s t е r s W. H., JohnsonV. E., Human sexual inadequacy, L., 1970.

Г. С. Василъченко.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, система медико-педагогич. мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Цель П. в.- способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологич. знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, т. е. укреплению брака и семьи. Следовательно, П. в. связано со сложными медико-педагогич. и социальными проблемами, где тесно переплетаются физиолого-гигиенич., педагогич., морально-этич. и эстетич. аспекты. В течение многих веков трактовка вопросов П. в. определялась традициями, освящёнными религией. Только в 20 в. начались попытки науч. подхода к проблемам П. в.; во 2-й пол. 20 в. повсеместным становится интерес к ним со стороны не только специалистов-педагогов, сексологов и др., но и общественности, гос. органов. Это связано, в частности, с распространением среди молодёжи многих капиталистич. стран взглядов, отрицающих к.-л. ограничения и моральные нормы в половой жизни ("единая половая мораль - свободная любовь"), с ростом венерич. заболеваний, абортов и родов у несовершеннолетних и т. д.

Во многих странах (США, Швеция, ФРГ, ГДР и др.) проводится преим. половое просвещение - подробное ознакомление детей и подростков (начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возрастов) с анатомо-фи-зиол., сексологич., гигиенич. и др. сведениями, касающимися вопросов пола и половой жизни.

В СССР П. в. включает половое просвещение на более позднем этапе (начиная с 8-го класса средней школы). Принципы П. в. вытекают из общих принципов воспитат. работы (см. Воспитание), оно проводится как составная часть общего комплекса учебно-воспитательных мероприятий в семье, дошкольных учреждениях, школе, молодёжных организациях и т. д. на основе единого подхода со стороны родителей, педагогов и воспитателей, мед. работников; имеет дифференцированный - в соответствии с полом, возрастом и степенью подготовленности ребёнка (родителей) - и поэтапный (преемственный) характер; подразумевает сочетание с' благоприятной нравств. атмосферой и гигиенич. условиями.

В П. в. условно выделяют неск. этапов. На 1-м этапе (дети младшего и дошкольного возрастов) проводится обучение элементарным гигиенич. навыкам и правилам поведения; важен уход, направл. на устранение возможности раздражения т. н. эрогенных зон (в первую очередь в области половых органов) неудобной одеждой, паразитирующими в толстом кишечнике глистами (острицами) и др.

В 2-3 года у ребёнка формируется сознание принадлежности к определённому полу, появляются понимание различий в строении тела мальчика и девочки, вопросы типа "Откуда я взялся?". Эти наблюдения и вопросы -следствие естеств. процесса познавания окружающего мира, они не имеют ещё сексуального характера. Отвечать на них рекомендуется в доступной ребёнку форме, кратко, без излишней детализации (напр., описания строения и функции половых органов), так как последняя может пробудить у ребёнка интерес к сексуальным подробностям, о которых он не подозревал и, естественно, не спрашивал. Поскольку, как правило, более точный ответ на вопрос "Откуда берутся дети?" ребёнок стремится получить лишь в 5-7-летнем возрасте, а вопрос о роли отца в его рождении начинает возникать у ребёнка в 6-8 лет (Р. Ной-берт), до этого времени детей вполне удовлетворяют формальные ответы типа: "Я родила тебя в родильном доме", "Ты вырос у меня в животике" и т. п. Можно привести примеры из жизни животных, но не следует уклоняться от ответа или прибегать к сказкам о"капусте", "аистах", "базаре" и т. п. Смущение старших, их отказ ответить на вопрос или вскоре разоблачаемая ложь вызывают недоверие ребёнка к ним, обострённый интерес к таинственной стороне жизни и потребность удовлетворить любопытство с помощью более "осведомлённых" старших товарищей.

Детей младшего школьного возраста обучают общим морально-этич. и гигие-нич. правилам, важным для нормального полового развития. Существенную роль, как и на др. этапах П. в., играет организация рационального режима и питания. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок может влюбляться (чаще в старшего, обычно красивого или сильного человека), старается быть ближе к любимому, ласкаться, ухаживать за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание на этой влюблённости, надо постараться переключить внимание ребёнка на новые игры, чтение и др. занятия - влюблённость пройдёт сама. Как и на др. этапах П. в., важны положит, примеры корректных взаимоотношений родителей и других взрослых.

Периоду полового созревания соответствует 3-й этап П. в. Как правило, этот период не сопровождается нарушениями в состоянии здоровья; могут наблюдаться повышенная утомляемость, раздражительность, снижение внимания. Задача родителей - сообщить ребёнку необходимые сведения о физиол. особенностях растущего организма и обучить его соответствующим спец. правилам гигиены. Прежде всего родителям нужно подготовить девочку к появлению менструаций (см. Менструальный цикл) - по данным опросов, 70% девочек узнают об этом именно от матерей; мальчика -к поллюциям. Необходимо научить девочек правилам спец. туалета, ведения менструального дневника, рассказать об одежде, питании, режиме в эти периоды и т. д. Мальчики также должны быть ориентированы, что поллюции - естеств. явление и что они требуют соблюдения элементарной гигиены. Необходима настойчивая, но тактичная борьба с нередким в это время злоупотреблением онанизмом, к-рая не должна принимать формы запугивания его "страшными" последствиями.

Осн. задача 4-го и 5-го этапов П. в. (соответственно подростков старшего школьного возраста и юношей и девушек, окончивших школу) - освещение вопросов взаимоотношения полов как комплексной нравственной, социальной и гигиенич. проблемы, изложение основ гигиены половой жизни, профилактики венерич. заболеваний и абортов, морально-этич. вопросов и гигиены брака.

Начиная с периода полового созревания подростки ищут и утверждают свои идеалы; они очень критичны, легко идут на конфликты со взрослыми, часто переоценивают собств. нравственные достоинства или, наоборот, страдают от своих воображаемых недостатков. Осн. мотивом поведения пробуждающейся женщины постепенно становится желание нравиться окружающим, затем - представителям именно мужского пола, стремление к сопереживанию, к любви и ласке. Чтобы привлечь к себе внимание, девочки стараются улучшить свою внешность модной причёской, одеждой, косметикой. Одновременно усиливается интерес к более точным сведениям о "тайнах" любви. Юноши утверждают своё "я" под девизом "всё могу как взрослый" (в т. ч. курить, пить алкогольные напитки и пр.), начинают присматриваться к девушкам. Нередко прежние привязанности к подругам (у девочек) и товарищам (у мальчиков) постепенно отходят на второй план. Молодые люди стремятся подавить в себе неясные желания, но не знают, как это сделать, не умеют найти себя в обществе сверстников противоположного пола, часто ищут помощи и поддержки со стороны взрослых, но только при условии их тактичности. Советы родителей и учителей относительно поведения принимаются с благодарностью, если они не носят характера императива или запрета (в этом случае запрет явно или тайно нарушается). Умение взрослого видеть прекрасное (в природе, искусстве, труде, человеке), сделать себя приятным для других, уважительно, бережно относиться к окружающим привлекает внимание молодого человека и оказывает на него влияние.

П. в. проводится родителями в семье, мед. работниками и педагогами (воспитателями) в уч. заведениях (во время учебных или внеклассных занятий) или производств, коллективах (лекции, беседы, брошюры, научно-популярные кинофильмы, тематич. вечера и т. д.), загсами, культурно-просветительными и мед. учреждениями.

Лит.: Гыне И., Юноша превращается в мужчину, пер. с чеш., М., 1960; Петер Р., Шебек В., Гыне И., Девушка превращается в женщину, пер. с чеш., М., 1960; Нойберт Р., Вопросы пола (Книга для молодёжи), пер. с нем., 2 изд., М., 1961; его же, Что я скажу моему ребёнку?, М., 1971; Соломин Н. Л., О пропаганде санитарно-гигиенических навыков в половом воспитании подростков и молодёжи, "Советское здравоохранение", 1969, № 3; Скрипкин Ю. К., Xанонова О. Е., Гигиенические советы юношеству, М., 1970; Xрипкова А. Г., Разговор на трудную тему. Заметки о половом воспитании, М., 1970; её же, Проблемы полового воспитания школьников, "Вестник АМН СССР", 1972, №5; Шибаева А. Н., Социально-гигиенические аспекты полового воспитания девочек и девушек, М., 1970; С в а д к о в с к и и И. Ф., Нравственное воспитание, М., 1972; Тарнавский Ю. Б., Б л и н о в Г. М., Мальчики и девочки, М., 1972; Имел и некий К., Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М., 1972; К а л ь ю П. И., Проблемы планирования семьи в зарубежных странах, М., 1973; Хрипкова А. Г., Богданов и ч Л- А., Ш и б а е в а А. Н., Продолжим разговор на трудную тему, М., 1973.

А. Н. Шибаева.

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ, различные виды размножения животных и растит, организмов, при к-рых новый организм развивается обычно из зиготы, образующейся в результате оплодотворения, т. е. слияния жен. и муж. половых клеток - гамет. К П. р. относят и пар-теногенетич. размножение, при к-ром новый организм развивается из неоплодотворённой жен. половой клетки (см. Партеногенез). П.р. характерно для представителей всех типов животных и растений, оно не установлено достоверно только у бактерий и синезелёных водорослей. В зависимости от формы, относит, величины и подвижности сливающихся гамет различают след, виды П. р., или полового процесса: изогамию, анизогамию, гетерогамию, оогамию. Ср. Бесполое размножение.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, пубертатный период (от лат. pubertas -половая зрелость), период в индивидуальном развитии животного организма, в течение к-рого путём глубоких внутр. перестроек он достигает половой зрелости (способности к размножению). У человека П. с. характеризуется ускорением роста отдельных сегментов скелета с последующим установлением окончательных пропорций тела, завершением формирования вторичных половых признаков, половых органов. Существенный признак П. с. - выделение специфич. продуктов внеш. и внутренней секреции половых желез, что проявляется у девушек установлением менструального цикла, у юношей - эякуляциями (вначале обычно при поллюциях). П. с. охватывает процессы перестройки гормональной регуляции, физич. развития и психич. сферы. Так, в последней происходит становление полового сознания, т. е. способности человека не только осознавать себя носителем определённого пола, но и регламентировать свое сексуальное поведение в соответствии с системой принятых в данном обществе морально-этич. установок (подробнее см. Половая жизнь). В формировании полового сознания условно можно выделить неск. фаз: элементарных представлений о половых различиях без специфич. чувственной окраски; платонической влюблённости; пробуждения специфич. сексуальных эмоций, направленных на гени, тальную сферу; фазу зрелого полового сознания -гармоничного соотношения всех его компонентов .

Начало и темп П. с. определяются взаимодействием конституциональных факторов и влияний внеш. среды. Возрастные рамки П. с. подвержены широким индивидуальным колебаниям и (с учётом процессов акцрлерации) укладываются в период: у девочек - от 8-9 до 16-17 лет, у мальчиков - от 10-11 до 19-20 лет. Неблагоприятные бытовые условия и др. влияния (неполноценное питание, перенесённые заболевания) проявляются задержкой, ускорением (реже) и дисгармониями физич., психич. и полового развития.

Лит.: Штефко В. Г., Введение в изуче-•ние анатомо-биологических особенностей пу-бертатного возраста, в кн.: Основы возрастной морфологии, М., 1933; Лебединская К. С., Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания, М., 1969; Сальникова Г. П., Физическое развитие школьников, М., 1968; Соловьева В. С., Уровень полового созревания как один из показателей биологического возраста организма подростка и аспекты его применения, в кн.: Рост и развитие ребёнка, М., 1973, с. 152-88; Донован Б. Т., Верф тен Бош Дж. Дж. ван дер, физиология полового развития, пер. с англ., М., 1974; Tanner J. М., Growth at adolescence, 2 ed., Oxf., 1962.

Г. С. Васильченко.

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ, различия признаков мужских и женских особей раздельнополых видов. П. д. у животных. У одноклеточных, напр, у кокцидий и гемоспоридий, копулируют крупная неподвижная макрогамета и мелкая подвижная микрогамета; у инфузорий-сувоек в период конъюгации "женские" особи - сидячие, а "мужские" - свободноплавающие. П. д. гамет связан с разделением функций - крупные малоподвижные женские обеспечивают развивающуюся зиготу пи-тат. веществами, подвижные мелкие мужские - встречу гамет. У многоклеточных животных П. д. связан с различиями в строении копулятивных органов, обеспечивающих внутр. осеменение, или он распространяется на вторичные половые признаки. П. д. полностью развивается к периоду половой зре