БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201при поддержке М. С. Щепкина (к-рый видел его на сцене в Казани) дебютировал в моск. Малом театре. Играл характерно-бытовые роли в водевилях (Филатка - "Филатка и Мирошка - соперники" Григорьева 2-го и др.). Сатирич. талант проявился в пьесах Гоголя (Подколёсин, Осип - "Женитьба" и "Ревизор"). Наиболее полно дарование артиста раскрылось в пьесах А. Н. Островского, активным пропагандистом творчества к-рого он был (участвовал в первых постановках всех пьес драматурга). Мастерски играл роли купцов-самодуров: Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье", 1856; "Тяжёлые дни", 1863), Дикой ("Гроза", 1859), Курослепов ("Горячее сердце", 1869) и др.; драматич. талант С. проявился в роли Краснова ("Грех да беда на кого не живёт", 1863 и 1867) и особенно Любима Торцова ("Бедность не порок", 1854) - лучшей работе артиста. Крупнейший представитель иск-ва Малого театра, С. раскрывал образ прежде всего через слово. Чёткая дикция, гибкий голос помогали ему находить для каждого персонажа свою мелодию и ритм речи, особенности произношения. С.- первый исполнитель на сцене Малого театра ролей Расплюева ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, 1855), Анания и Митрича ("Горькая судьбина", 1863; "Самоуправцы", 1866, Писемского). Играл в комедиях Мольера, Шекспира, Кальдерона. Выступал в операх (Фаддей - "Мельник - колдун, обманщик и сват" на текст Аблесимова, муз. Фомина). В творчестве С., развивавшего щепкинские традиции, проявилась нац. особенность рус. реализма: простота, естественность, тесная связь с жизнью, тенденция к социально-бытовой обрисовке характера, раскрытию его нац. специфики, внимание к внутр. миру человека, использование слова как осн. средства характеристики образа. Иск-во С. оказало влияние на многих рус. актёров. Был автором юмористич. рассказов и великолепным рассказчиком. Михаил Провович С. [12(24).И. 1847, Москва,- 26.7(8.8).19Ю, там же]. Сын Прова Михайловича С. К сцене был подготовлен отцом и А. Н. Островским. В 1867-69 участвовал в спектаклях "Артистического кружка". В 1869 дебютировал в Малом театре в ролях Подхалюзина, Бородкина ("Свои люди - сочтёмся", "Не в свои сани не садись" Островского) и др. С 1870 в труппе театра. Сыграл в пьесах Островского св. 60 ролей. Среди них: Счастливцев ("Лес"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Андрей Белугин ("Женитьба Белугина"), Карандышев ("Бесприданница"), Мелузов ("Таланты и поклонники"), Хлынов ("Горячее сердце"). Творческий последователь отца, актёр-демократ, знаток быта старой Москвы, С. в совершенстве владел сценич. речью. Его самобытное, национальное, народное иск-во отличалось глубокой жизненной правдивостью, благородной простотой, светлым юмором, задушевностью и в то же время драматизмом, сатирич. остротой. Ведущая тема творчества С.- судьба его современника, незаметного, простого, обездоленного человека. К числу значит, ролей С. принадлежали также: Хлестаков ("Ревизор" Гоголя), Пётр, 1-й мужик ("Власть тьмы" и "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого), Мисаил ("Борис Годунов" Пушкина), Калгуев ("Новое дело" Немировича-Данченко). Автор очерков и рассказов из жизни моск. мещанского и купеческого захолустья (изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес (Расина, Бомарше, Гольдони, Гоцци и др.) ставились в Малом театре. Преподавал в Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармония, об-ва, на драматич. курсах Моск. театрального уч-ща. Ольга Осиповна С. (урожд. Лазарева) [13(25).6.1849, Москва,- 8.12.1919, там же], жена Михаила Прововича С. От отца - певца оперной труппы моск. имп. театров, С. унаследовала муз.-вокальные данные и увлечение нар. песней. Участвовала в спектаклях "Артистического кружка" (Настасья Панкратьевна - "В чужом пиру похмелье" Островского и др.), где наряду с любителями выступали видные актёры. Большое влияние на С. оказал А. Н. Островский, читавший артистам кружка свои пьесы, принимавший участие в их постановках. В 1879 С. дебютировала в Малом театре (Евгения, Варвара, Гущина - "На бойком месте", "Гроза", "Старый друг лучше новых двух" Островского); в труппе с 1881. Создала живые образы купчих, мещанок, крестьянок. Крупнейшая актриса театра Островского, С. гл. внимание уделяла слову. В совершенстве владела рус. речью, её мелодикой, говором, акцентами. Музыкальность, неисчерпаемое богатство интонаций, виртуозность в ведении диалога, смена темпов и разнообразие ритмов сообщали сценич. речи С. исключит, выразительность. С. были свойственны полнейшая безыскусственность исполнения, естественность тона и сценич. поведения и одновременно сочность и яркость игры, тонкий юмор. Среди её лучших ролей в пьесах Островского: Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники", 1881), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы", 1893), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1895), Мавра Тарасовна ("Правда хорошо, а счастье лучше", 1897), Красавина ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай", 1914); в ролях Галчихи ("Без вины виноватые", 1884), Старухи-крестьянки ("Воевода", 1886) раскрылась драматич. сторона дарования актрисы. К лучшим ролям С. принадлежали также: Матрёна ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого, 1895), графиня Хрюмина ("Горе от ума" Грибоедова, 1899). Её последняя роль- Захаровна ("Старик" Горького, 1919). Иск-во С. высоко ценили К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, А. П. Ленский. Елизавета Михайловна С. [23.4(5.5). 1872, Москва,- 4.6.1934, там же], дочь Ольги Осиповны и Михаила Прововича С. По сцене (при жизни матери) Садовская 2-я. В 1894, по окончании драматич. курсов при Моск. театральном уч-ще (классы О. А. Правдина и М. П. Садовского), была принята в Малый театр. Игра С. была отмечена искренностью, непосредственностью, теплотой, изяществом. Лучшая роль - Глафира ("Волки и овцы" Островского). Среди др. ролей: Снегурочка, Поликсена, Негина, Юлинька, Верочка, Варвара ("Снегурочка", "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Таланты и поклонники", "Доходное место", "Шутники" и "Гроза" Островского), Марья Антоновна ("Ревизор" Гоголя), Лиза ("Горе от ума" Грибоедова), Сюзанна ("Женитьба Фигаро" Бомарше). Пров Михайлович С. [9(21).8.1874, Москва,-4.5.1947, там же], нар. арт. СССР (1937). Сын Ольги Осиповны и Михаила Прововича С. Окончил драматич. курсы Моск. театрального уч-ща (учителя - А. П. Ленский и М. П. Садовский), с 1895 в труппе Малого театра. Уже в первые годы с успехом сыграл роли Глумова, Мизгиря ("На всякого мудреца довольно простоты" и "Снегурочка" Островского), Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова), Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Шекспира) и др. Особенно удавались актёру образы волевых, целеустремлённых людей, обладающих сильным характером: Гокон ("Борьба за престол" Ибсена), Беркутов ("Волки и овцы" Островского), Дато ("Измена" Сумбатова). В историю сов. театра вошло исполнение С. роли комиссара Кошкина ("Любовь Яровая" Тренёва, 1926) - замечательное сценич. воплощение героич. образа рус. коммуниста. Среди лучших ролей: Расстегни ("На берегу Невы" Тренёва), Таланов ("Нашествие" Леонова), Несчастливцев ("Лес" Островского), Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова). Выступал также как режиссёр. Поставил пьесы Островского "Снегурочка" (1922), "На бойком месте" (1934), "На всякого мудреца довольно простоты" (1935), "Волки и овцы" (1944); "Горе от ума" Грибоедова (1938) и др. Гос. пр. СССР (1943). Награждён 2 орденами Ленина, а также медалями.

1. П. М. Садовский (старший) в роли Любима Торцова ("Бедность не порок" А. Н. Островского). 2. М. П. Садовский в ролп Подхалюзина ("Свои люди - сочтёмся" А. Н. Островского). 3. О. О. Садовская в роли Красавиной ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай" А. Н. Островского). 4. П. М. Садовский в роли Кошкина ("Любовь Яровая" К. А. Трегенёва.

В Малом театре играют (1975): сын Прова Михайловича С. Пров Провович С. (р. 1926) и племянник Прова Михайловича-засл. арт. РСФСР (1949) Михаил Михайлов ич С. (р. 1909).

Лит.: Коропчевскнй Д., Пров Михайлович Садовский. Из "Воспоминаний о Московском театре", "Ежегодник императорских театров". Сезон 1894 -1895 гг., Приложения, кн. 2, СПБ, 1896, с. 13-59; Эфрос Н. Е., Пров Садовский. (Опыт характеристики), П., 1920; К а р а - М у р з а С. Г.. Малый театр. 1891 - 1921, М., 1924, с. 51 - 64, 168-81; Островский А. Н., Дневники и письма, М.- Л., 1937; Семья Садовских. Сб., под ред. Вл. Филиппова. М.-Л., 1939; Д у р ы л и н С. Н.. П. М. Садовский. М., 1950; К л и н ч и н А. П., К л и н ч и н П. М.. Пров Михайлович Садовский, М., 1968.

САДОВСКИЙ Александр Иванович [24.11(6.12). 1859, Витебск,- 26.12.1923, Прага], русский физик. Окончил Петерб. ун-т (1881). Преподаватель Петерб. ин-та гражд. инженеров, Николаевской мор. академии, Петерб. горного ин-та. С 1894 проф. Юрьевского (ныне Тартуского) ун-та. В 1898 впервые теоретически показал, что электромагнитное поле обладает моментом количества движения (Садовского эффект, обнаружен экспериментально в 1935 Р. Бетом, США).

Соч.: Пондеромоторные действия электромагнитных л световых волн на кристаллы, "Уч. зап. Юрьевского з'н-та", 1898, № 1.

Лит.: История естествознания в России, т. 2, М., 1960.

САДОВСКИЙ Андрей Дмитриевич (1880, Симферополь,- 8.7.1927, Москва), участник революц. движения в России. Чл. Коммунистич. партии с 1901. С 1899 учился в Петерб. ин-те инженеров путей сообщения (окончил в 1911), был чл. студенч. революц. орг-ции. В 1905 участвовал в создании боевых дружин на Путиловском з-де. В 1906-11 представлял студенч. с.-д. группу ин-та в Объединённой студенч. орг-ции РСДРП. В 1914 призван в армию, вёл пропаганду среди солдат. После Февр. революции 1917 чл. Президиума Петрогр. совета и его Исполкома, зам. пред, солдатской секции, пред. воен. отдела Совета. С июня 1917 чл. бюро большевистской фракции Совета. В Октябрьские дни 1917 чл. бюро Петрогр. ВРК, заведовал вооружением, связью и транспортом. С 1918 работал зав. автоотделом ВЦИК, зав. транспортным отделом ЦИК СССР. Был организатором и руководителем профсоюза трансп. рабочих, с окт. 1919 пред. ЦК Союза трансп. рабочих. Делегат 9-11-го съездов РКП(б). Был чл. ВЦИК и ЦИК СССР.

САДОВСКИЙ Виссарион Дмитриевич [р. 24.7(6.8). 1908, Омск], советский металловед, акад. АН СССР (1970). После окончания Казанского ун-та (1930) работал на Златоустовском инструментальном з-де. С 1935 в Уральском филиале АН СССР (Свердловск), с 1958 в Ин-те физики металлов АН СССР (Свердловск). В 1944-59 одновременно преподавал в Уральском политехнич. ин-те им. С. М. Кирова (с 1946 проф.). Осн. труды по кинетике превращений переохлаждённого аустенита, теории фазовой перекристаллизации сталей при нагреве, упрочнению сталей и сплавов (высокотемпературная термомеханич. обработка, фазовый наклёп, термомеханикомагнитная обработка), легированию, отпускной хрупкости сталей. Награждён орденом Красной Звезды.

В. Д. Садовский.

М. А. Садовский.

Соч.: Превращения переохлажденного аустенита, в. 1, Свердловск - М., 1947; Фазовые и структурные превращения при нагреве стали, Свердловск - М., 1954 (совм. с К. А. Малышевым и Б. Г. Сазоновым); Структурная наследственность в стали, М., 1973.

САДОВСКИЙ Иван Михайлович (1855, с. Степановка Сумского уезда Харьковской губ.,- 1911, Петербург), русский ветеринарный анатом, хирург, эпизоотолог; проф. (1890). В 1879 окончил Харьковский вет. ин-т. С 1904 директор Варшавского вет. ин-та, с 1907 зав. лабораторией Вет. управления Мин-ва внутр. дел в Петербурге. Осн. труды посвящены топографич. анатомии домашних животных, бешенству, сапу, сибирской язве, актиномикозу и др. инфекц. болезням животных.

Соч.: Опыты, указывающие на возможность предохранения животных от заболевания сапом с помощью подкожных инъекций, обеспложенных культур bacill malei, [СПБ], 1891.

Лит.: Сборник работ в память проф. Ивана Михайловича Садовского и воспоминаний о нем, под ред. Н. П. Савваитова, СПБ, 1912.

САДОВСКИЙ Михаил Александрович [р. 24.10(6.11).1904, Петербург], советский физик, акад. АН СССР (1966; чл.-корр. 1953), Герой Социалистич. Труда (1949). Чл. КПСС с 1941. Окончил Ленингр. политехнич. ин-т (1930), в 1932-41 работал в Сейсмологич. ин-те АН СССР; в 1941-44- в отделе специальных работ Президиума АН СССР. В 1946-63 зам. директора Ин-та химич. физики АН СССР, с 1963 директор Ин-та физики Земли АН СССР. Осн. труды посвящены вопросам теории взрыва, изучению его разрушающего действия, сейсмич. эффектам крупных взрывов; обосновал закон подобия при взрывах. С участием С. в СССР проведены крупнейшие направленные взрывы. С.- один из основоположников науки о физике взрыва. Гос. пр. СССР (1948, 1949, 1951 и 1953), Ленинская пр. (1962). Награждён 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.

САДОВСКИЙ (наст, фам.- Тобилевич) Николай Карпович [6(18).3.1856, с. Каменно-Костуватое, ныне Братского р-на Николаевской обл.,- 7.2.1933, Киев], украинский актёр и режиссёр. Брат драматурга И. К. Карпенко-Карого, актёра П. К. Саксаганского. В 1881 начал деятельность в проф. театре; работал в труппах М. Л. Кропивницкого, М. П. Старицкого и др. В 1888 возглавил вместе с М. К. Заньковецкой собств. труппу (в 1898 слилась с труппой Саксаганского, в 1900 - Кропивницкого), к-рая стала одним из лучших укр. театральных коллективов. В 1906 организовал первый укр. стационарный проф. театр (работал в Полтаве, затем Киеве до 1920); основу его репертуара составляли произв. нац. классики, впервые на укр. яз. здесь были поставлены: "Ревизор" Гоголя (1907), "Доходное место" Островского (1909) и др. Ставились также оперы Н. В. Лысенко, Д. В. Сичинского, С. Монюшко, Б. Сметаны и др. На актёрское иск-во С. оказали влияние эстетич. взгляды Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, М. С. Щепкина. Его игра характеризовалась нац. самобытностью, искренностью и простотой в сочетании с

Н. К. С а д о в с к и й в роли Карася ("Запорожец за Дунаем" С. С. Гулак-Артемовского).

Соч.: Мох театральнi згадкн, Харкiв -Кшв, 1956.

Лит.: Васи ль ко В. С., Микола Садовський та його театр, Кшв, 1962.

САДОВСКОГО ЭФФЕКТ, появление механич. вращающего момента, действующего на тело, облучаемое поляризованным эллиптически или но кругу светом. Теоретически предсказан в 1898 рус. учёным А. И. Садовским. С. э. обусловлен наличием у эллиптически поляризованной электромагнитной волны отличного от нуля момента импульса (момента, количества движения), к-рый волна передаёт телу, поглощающему её или изменяющему состояние её поляризации. С. з. очень мал. Несмотря на это, он наблюдался на опыте как для видимого света, так и в диапазоне сантиметровых волн (впервые амер. учёным Р. Бетом в 1935). Теоретич. доказательство существования С. э. явилось указанием на то, что к явлениям взаимодействия электромагнитных волн с веществом применим закон сохранения момента количества движения (см. Сохранения законы). Впоследствии это положение стало неотъемлемой частью квантовой теории таких взаимодействий, позволило описать мн. особенности процессов излучения и поглощения света атомами и молекулами, предсказать и открыть др. эффекты (см., напр., Оптическая ориентация). С квантовой точки зрения наличие у потока фотонов (квантового аналога световой волны) момента импульса связано с тем, что при эллиптич. поляризации (см. Поляризация света) вероятности ориентации спина фотона и момента его импульса в направлении движения фотона и в противоположном направлении неодинаковы (при круговой поляризации, являющейся предельным случаем эллиптической, можно с достоверностью указать направление момента импульса фотона; его абс. величина равна h, т. е. Планка постоянной).

Лит.: Соколов А. А., Введение в квантовую электродинамику, М., 1958; Розенберг Г. В., Наблюдение спинового момента сантиметровых волн, "Успехи физических наук", 1950, т. 40, в. 2.

САДОВЯНУ (Sadoveanu) Михаил (5.11. 1880, Пашкани,- 19.10.1961, Бухарест), румынский писатель, гос. и обществ, деятель, чл. Рум. академии (1921), Герой Социалистич. Труда РНР (1955). Отец - адвокат, мать - крестьянка. Печататься начал в гимназия, годы. К жизни трудового крестьянства С. обратился в рассказах сб-ков "Корчма деда Преку" (1904), "Могила ребёнка" (1906), "Жители землянок" (1912), "Подстрекатель" (1912). С. сыграл значительную роль в развитии румынского социального романа ("Улица Лэпушняну. Хроника 1917 года", 1921; "По Серету мельница плыла", 1925). Лучшие качества рум. нар. характера раскрываются в повести "На постоялом дворе Анкуцы" (1928) и романе "Секира" (1930). На 30-е гг. падает расцвет истории, жанра в творчестве С.: трилогия "Братья Ждер" (1935-42) и др. романы повествуют о борьбе рум. народа за нац. независимость и социальную справедливость.

После освобождения страны от фашизма (1944) С. включился в борьбу за становление нового обществ, строя. В 1945 избран пред, парламента, в 1946 зам. пред. Великого нац. собрания. В брошюрах и сб-ках статей "Свет идёт с востока" (1945), "Калейдоскоп" (1946) С. рассказывал об обществ, и гос. устройстве Сов. Союза, о сущности Социалистич. общества. Наиболее значит, произв. последнего периода - повесть "Митря Кокор" (1949) и историч. роман "Никоарэ Подкова" (1952), к-рые подводят итог размышлениям писателя о судьбе рум. народа, об историч. пути крестьянства.

С. был пред. СП РНР (1949), вице-президентом Рум. академии, пред. Нац. комитета сторонников мира, чл. Всемирного Совета Мира. Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (1960).

Соч.: Opere, v. 1 - 20, [Вис., 1954 - 67]; в рус. пер.- Избр. произв., М., 1957; Братья Ждер, М., 1971.

Лит.: Кожевников Ю. А., М. Садовяну, М., 1960; Ройзман П. И., Михаил Садовяну. Биобиблиографии, указатель, .М., 1962; Omagiu lui M. Sadoveanu. Си prilejul celei de a 75-a aniversari, [Вис., 1956]; В r a t и S., Mihail Sadoveanu, [Вис.], 1963; CiopragaC., M. Sadoveanu, [Buc., 1966] (лит.); L и с а Е., M. Sadoveanu sau elogiul ratiunii, Вис., 1972.

Ю. Л. Кожевников.

САДОЗАЩИТНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ, лесные защитные полосы вокруг плодового сада (или его кварталов) и ветроломные линии внутри него. С. н. ослабляют иссушающее действие ветров, препятствуют сдуванию снега, создают лучшие условия для роста и плодоношения деревьев, защищают плоды от осыпания при сильных ветрах в период созревания. С. н. бывают двух типов: продуваемые (ажурные) и непродуваемые (плотные). Ажурные лесные полосы способствуют более равномерному движению ветра и, следовательно, лучшему накоплению и распределению снега в саду. Непродуваемые полосы задерживают холодный воздух, к-рый особенно вреден во время весенних заморозков в период цветения плодовых деревьев. В садах с естественной защитой С. н. обычно закладывают из 2-3 рядов растений, на открытых участках 3-5, в районах с сильными ветрами 6-8 рядов. В С. н. деревья высаживают на расстоянии 2- 2,5 м между рядами, 1-1,5 м в ряду, кустарники - 0,5-0,75 м. Ветроломные линии в саду размещают поперёк направления господствующих ветров из 1-2 рядов тополей или др. высоких быстрорастущих пород. Плодовые деревья должны располагаться не ближе 12-15 м от защитных полос. С. н. закладывают за 2-3 года до посадки плодовых растений. В сев. районах плодоводства СССР в С. н. вводят ель, сосну, пихту, лиственницу, берёзу, липу, тополь, иву, боярышник и др.; в Центр, р-не Европ. части - сосну, пихту, берёзу, вяз, тополь, клён, акацию, жимолость и др.; в юж. р-нах - тополь, ясень, конский каштан, ильм, явор, гледичию, лох и др.

Лит.: Плодоводство, под ред. В. А. Колес-никова, 2 изд., М., 1966.

Е. В. Колесников.

САДОК, 1) стационарный или плавучий ящик с деревянными или металлич. решетчатыми стенками, устанавливаемый в пруду, реке и предназначенный для содержания рыб перед нерестом, молоди в период зимования, рыбы, выращиваемой интенсивным способом (с применением гранулированных кормов), а также для хранения живой товарной рыбы. В СССР и мн. зарубежных странах (Япония, ФРГ, Венгрия и др.) такие С. получают всё большее распространение для интенсивного выращивания форели, карпа и др. видов рыб. 2) Небольшой пруд (копаный или обвалованный, пл. до 0,05 га, глуб. 1,5 м) для хранения живой рыбы до реализации.

САДОН, посёлок гор. типа в Алагирском р-не Сев.-Осет. АССР, на сев. склоне Б. Кавказа, в ущелье р. Садонка (приток Ардона), на выс. 1250 м. Расположен в 3,5 км от Воен.-Осетинской дороги и в 40 км от ж.-д. ст. Алагир. Добыча свинцово-цинковых руд (с 40-х гг. 19 в.), к-рые поступают на Мизурскую обогатит, ф-ку Садонского свинцово-цинкового комбината, а затем на з-д "Электроцинк" в г. Орджоникидзе.

САДОФЬЕВ Илья Иванович [12(24).7. 1889, Петербург,- 17.7.1965, Ленинград], русский советский поэт. Род. в рабочей семье. Участник подпольного рево-люц. движения, рабкор дооктябрьской "Правды". Выступил со стихами в 1912. Первый поэтич. сб. ч Динамо-стихи" (1918) за короткое время выдержал 6 изд. Автор сб-ков стихов "Простей простого" (1925), "Звонкая кровь. Книга восьмистиший" (1927), "Стихотворения" (1934) и др. Переводил с укр., белорус., литов. языков.

Соч.: Песня о Родине, Л., 1953; Избранное, М.- Л., 1960; Индустриальная свр-рель. [Вступ. ст. И. Аврааменко], Л., 1971

Лит.: Д ы м ш и ц А., "Я - поэт рабоче-коестьянский". К 80-летию И. Садофьева, "Звезда", 1969, №8; Назаренко Я, Певец Октября, "Нева", 1969, Л6 11.

САДРАЗАМ, садр-и-азам (араб.- высший начальник), титул высшего должностного лица (первого министра, главы пр-ва) в Османской империи (с 16 в.; равнозначен титулу великий везир) и в Иране (с 19 в.). Упразднён в 20 в.

САДРИ Мухамед (псевд.; наст, имя и фам.- Мухамед Хабибуллович С а д р е т д и н о в) [р. 7(20).5.1913, Казань], татарский советский поэт. Чл. КПСС с 1938. В 1932-36 учился на драматич. ф-те Гос. театрального ин-та им. А. В. Луначарского. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. Печатается с 1930. Автор сб-ков стихов "Песня продолжается" (1936), "Песня о коммунарах" (1940), "Прекрасная молодость" (1950), "Биение сердца" (1956), "Дочери солнца" (1971) и др. Написал тексты мн. песен. Переводит произв. М. Ф. Рыльского, М. В. Исаковского, С. Б. Капутикян, Г. Л. Леонидзе и др. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Мин Берлинны алдым, Казан, 1969; Солдат Ьаман юлда, Казан, 1970; Бэхет турында жыр, Казан, 1973; в рус. пер. --Россия, солнце, любовь, Каз., 1968; Песни борьбы и любви, Каз., 1972.

Лит.: ГиниятуллинаА., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник, Каз., 1970.

САДРИ ЭРТЕМ (Sadri Ertera) (1900, Стамбул,- 12.11.1943, Анкара), турецкий писатель. В 1920 окончил филос. отделение лит. ф-та Стамбульского ун-та. Был журналистом, преподавателем. В 1939-43 деп. меджлиса от вилайета Кютахья. Печатался с 1917. Первый роман "Когда останавливаются прялки" (1931) - о социальных язвах тур. деревни - приобрёл широкую известность. В сб-ке рассказов "Господин Запятая" (1935) изображены космополитич. круги тур. интеллигенции, в романе "Опустившиеся" (1935) - жизнь деклассированных элементов. В сб-ках новелл "Крестьянин в цилиндре" (1933), "Страх" (1934) и др. выражены антиимпериалистич. и антибуржуазные тенденции. В публицистич. статьях С. Э. отстаивал мысль об обществ, назначении лит-ры.

Соч.: Bir vagon penceresinden, 1st., 1934.

Лит.: АйзенштейнН. А., Из истории турецкого реализма, М., 1968; М u t l u а у R., 50 yilm turk edebiyati, 1st., 1973.

САДУ (Sado), река на Ю. Португалии. Дл. 175 км, пл. басс. 7,6 тыс. км2. Берёт начало в отрогах гор Серра-да-Алгарви, впадает в зал. Сетубал Атлантич. ок., образуя эстуарий, отгороженный от открыто