БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201е образования в 194/ Пакистана с 1948 ген. секретарь компартии Пакистана; в 1951-55 был в заключении. После возвращения в Индию в 1956 переводил произв. европ. писателей, редактировал газ. "Авами даур" (с 1959) п орган КПИ на урду "Хайат" (1963-73). В 1958 и 1961 избирался в Нац. совет КПИ. С. 3. был видным деятелем движения за независимость стран Азии н Африки, одним из организаторов и участников пяти конференций писателей стран Азии и Африки.

В лит-ре выступил как новеллист. Сб. "Раскалённые угли" (1931), в к-ром он участвовал, был запрещён властями. Осн. соч.: повесть "Ночь в Лондоне" (1937), пьеса "Больной" (1936), историко-лит. исследование "Памяти Хафиза" (1956), мемуары "Луч света" (1956), сб. стихов "Расплавленный сапфир" (1964, рус. пер. 1968). В творчестве С. 3. заметны черты социалистич. реализма.

Соч.: Нукуш-е зиндан, Дели, 1951; в рус. пер.- Избранное. Послесл. М. Салганпк, М., 1960: Индийские писатели в борьбе за разоружение, в сб.: Дорогой мира, М., 1962; Вольные ритмы, в кн.: Поступь времени, [М., 1970].

Лит.: Эхтишам Хусейн Сайд, История литературы урду, М., 1961; Глебов Н., СухочевА., Литература урду, М., 1967; Джафри Али Сардар, Тараки пасанд адаб, [2 изд.], Алигарх, 1957: Хал и л ур-Рахман Азии, Урду мен таракки пасанд адаби тахрик, Алигарх, 1972; Саджад Захнр эдипшн, "Афкар", № 45, дек. 1974.

САДИГИ-БЕК АФШАР, Саднги Садык-бек Афшар (1533, Тебриз,- 1610-е гг.), художник тебризской школы, поэт, историк литературы. Автор трактата об иск-ве "Канун ос-сувар" ("Канон изображений"), историко-лит. труда "Меджме уль-хавас" (1599). Известно неск. миниатюр работы художника, гл. обр. портретных.

С а д и г и -б е к А ф-ш а р. "Мужчина на осле". 2-я половина 16 в.

Соч.: Ганун ос-сбвар. (Трактат о живописи). [Перс, текст и перевод]. Введ., пер., коммент, и примеч. А. Ю. Казиева, Баку, 1963. Лит.: Казиев А. Ю., О некоторых миниатюрах Садикибека Афшара и его трактате о живописи, "Проблемы востоковедения", 1959,№4.

САДИЗМ (мед.), половое извращение, при к-ром половое удовлетворение достигается при условии причинения партнёру морального (унижением, оскорблением) или физич. страдания. Назв. по имени франц. писателя маркиза де Сад (de Sade; 1740-1814), описавшего в романах половые преступления, связанные с актами насилия и жестокости. Ср. Мазохизм. В переносном смысле С.- ненормальная страсть к жестокости, наслаждение чужими страданиями.

СА ДИ МИРАНДА (Sa de Miranda) Франсишку (28.8.1481, Коимбра,- после 17.5.1558, Тапада, пров. Минью), португальский поэт и драматург. Стихи писал преимущественно на испанском яз. Учился в Лисабонском ун-те. Участвовал в придворных поэтич. соревнованиях. В 1521-26 жил в Италии. Ок. 1528 написал комедию "Иноземцы" (опубл. 1559), ок. 1538 - комедию "Фанфароны" (опубл. 1560), содержащую антиклерикальные нотки. С. ди М. ввёл в португ. поэзию стихотв. формы итал. Возрождения - сонет, оду, эклогу, послание. Творчеству С. ди М. присущи меланхолич. и индивидуалистич. мотивы, однако в своих эклогах и посланиях он выступал с критикой духовенства, знати, колон, войн, королев, администрации и юстиции. Столичной сутолоке противопоставлял сел. труд (эклога "Башту").

Соч.: Obras completas, v. 1, 3 ed., Lisbоа, 1960; v. 2, 2 ed., Lisboa, 1943: Poesias de F. de Sa de Miranda, acompanhada de um estudo sobre о poeta рог Carolina Michaelis de Vasconcellos, Halle, 1885.

А. М. Дробинский.

"САДКО", советский ледокольный пароход. Построен в 1912 в Ньюкасле (Великобритания). Дл. 78 м, шир. 11,4 м. Водоизмещение 3800 т. На "С." велись в 30-х гг. науч. исследования в морях Сов. Арктики. В 1935 на "С." состоялась первая высокоширотная экспедиция под начальством Г. А. Ушакова, был открыт остров, названный его именем; впервые после плавания "Фрама"(1893-96) исследовались глубоководные районы Арктич. бассейна. Затонул в 1941 в Карском море Назван по имени героя одноимённой новгородской былины.

САДО, остров в Японском м., в 30 км от зап. побережья о. Хонсю. Принадлежит Японии. Пл. 857 км2. Нас. 92 тыс. чел. (1970). Вдоль острова с Ю.-З. на С.-В. протягиваются 2 горных хребта (вые. до 1173 м, г. Кимпоку), разделённых низменным перешейком. Возделывание риса, пшеницы, батата. Рыболовство. Осн. порт - Рёцу.

САДОВА (Sadova), город в Чехословакии (Восточно-Чешская обл.), в районе к-рого 3 июля 1866 произошло решающее сражение австро-прусской войны 1866; в нем. и австр. лит-ре сражение при С. наз. сражением под Кёниггрецем. Австро-саксонская Сев. армия (215 тыс. чел., 770 орудий) под команд, ген. Л. Бенедека после встречных боёв у Траутенау (Трутнов), Находа, Скалица и Гичина (Йичина) 1 июля заняла позиции на высотах восточнее р. Бистрица фронтом на 3., завернув прав, крыло к р. Эльба (Лаба). Прус, войска (221 тыс. чел., 924 орудия), состоявшие из трёх армий под команд, короля Вильгельма I (фактически нач. штаба X. Мольтке), наступали с запада (1-я и Эльбская армии) и севера (2-я армия). Утром 3 июля 1-я прус, армия принца Фридриха Карла (84 тыс. чел.) атаковала центр австр. войск севернее и южнее С. Подошедшая вскоре Эльбская армия (40 тыс. чел.) ген. Херварта фон Биттенфельда атаковала лев. крыло австрийцев, частью сил обходя его. Для отражения атак австр. командование выдвинуло своё правое крыло на 3., но в середине дня 2-я прус, армия (ок. 100 тыс. чел.) кронпринца Фридриха Вильгельма нанесла удар с севера во фланг и тыл австр. войскам, что решило исход сражения. Австр. войска в беспорядке отступили за р. Эльба (Лаба) в р-не Кениггрец(ныне Градец-Кралове), но пруссаки их не преследовали. Потери австрийцев - 44,3 тыс. чел. и 187 орудий, пруссаков - 9,2 тыс. Поражение при С. вынудило Австрию заключить Пражский мир 1866. Решающую роль в нём сыграло превосходство прус, воен. техники (игольчатое ружьё Дрейзе) и стратегии (концентрич. наступление отд. армий), хотя из-за недостаточного взаимодействия достичь окружения австр. войск не удалось.

САДОВАЯ ЗЕМЛЯ, земляная смесь, используемая при выращивании декоративных растений. Обычно состоит из неск. компонентов (земля дерновая, перегнойная, компостная, торфяная, листовая, древесная, вересковая, хвойная; песок, мох и др.), взятых в том или ином сочетании.

САДИВНИКИ, стригуны, ряд видов жуков из сем. короедов. Большой вред лесоводству причиняют 2 вида: большой лесной С. (Blastophagus piniperda) - чёрно-бурый блестящий жук дл. 4-6 мм, и малый лесной С. (В. minor) - красно-бурый, с чёрным брюшком, дл. 3,4-4мм. Распространены в Европе и Сев. Азии. Жуки вгрызаются в вершинные побеги хвойных деревьев, преим. сосны, и выедают их сердцевину, отчего побеги обламываются ("стрижка крон"); зимуют в ходах, к-рые выгрызают в самой нижней части ствола. Личинки прокладывают длинные извилистые (большой С.) или короткие продольные (малый С.) ходы под корой. Меры борьбы: раскладывание к концу зимы "ловчих" деревьев и сдирание с них коры в июне.

САДОВНИКОВ Дмитрий Николаевич [25.4(7.5).1847, Симбирск, ныне Ульяновск,- 19(31).12.1883, Петербург], русский фольклорист, этнограф, поэт. Составил самый полный и лучший в науч. отношении сб. "Загадки русского народа" (1876). В сб. "Сказки и предания Самарского края" (1884) представил фольклор Поволжья, преим. в записи от сказочника А.К. Новопольцева. Лучшие из стихов С., ставшие нар. песнями, навеяны фольклором о Степане Разине: "Из-за острова на стрежень", "По посаду городскому" и др. Автор книг для нар. школ и училищ

"Наши землепроходцы" (1874), "Языческие сны русского народа" (1882) и др. Соч.: Певец Волги Д. Н. Садовников. Избр. произведения и записи. [Сост. В. Ю. Крупянская], Куйбышев, 1940; Загадки русского народа. [Вступ. ст. В. П. Аникина], М., 1959.

САДОВОДСТВА ИНСТИТУТ Всесоюзный научно-исследовательский имени И. В. Мичурина Мин-ва с. х-ва СССР. Организован в 1931 в г. Мичуринске Тамбовской обл. Имеет (1974) отделы: агротехники; селекции; защиты растений; механизации; экономики; стандартизации, хранения и переработки плодов и ягод; информации. Работает над улучшением сортиментов, совершенствованием агротехники садов и ягодников, размещением и специализацией садоводства, созданием способов защиты плодовых и ягодных культур от вредителей и болезней, вопросами механизации работ в садоводстве, хранения и переработки плодов и ягод, разрабатывает стандарты на плоды и ягоды. Районированы выведенные ин-том сорта: яблони - Коричное новое, Северный синап; вишни - Тамбовчанка; сливы - Рекорд; крыжовника - Русский; земляники - Русская красавица и др. Ин-т имеет очную и заочную аспирантуру. Издаёт "Сборник научных работ" (с 1956).

САДОВОДСТВО, отрасль растениеводства, занимающаяся возделыванием многолетних плодовых, ягодных культур (см. Плодоводство) и декоративных растений (декоративное С.). Термин "С." применяют также к выращиванию комнатных растений (комнатное С.).

"САДОВОДСТВО", ежемесячный науч.-производсгвенный журнал Мин-ва с. х-ва СССР. Осн. в 1838 в Москве Российским об-вом любителей садоводства. Выходил под разными названиями, с 1960- чС.". Рассчитан на специалистов-садоводов совхозов, колхозов, гос. сортоучаст-ков, работников н.-и. учреждений и садоводов-любителей. Освещает вопросы развития садоводства и виноградарства, достижения науки и передовой опыт совхозов и колхозов. Тираж (1975) 220 тыс. экз.

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО, искусство создания садов, парков и др. озеленяемых участков. Специфика С.-п. и. заключается в использовании для организации пространства живого растит, материала, непрерывно меняющего свой облик, в объединении элементов природы и художеств, творчества в единое целое. Практика зелёного строительства включает: создание садов и парков, подбор растений для различных климатич. и почвенных условий, размещение и группировку растений в сочетании с архит. сооружениями, водоёмами, дорогами, площадками, скульптурой, посадку растений и уход за ними и т. д. С.-п. и. выработало многообразные композиционные приёмы, к-рые условно можно свести к двум осн. принципам: регулярному и пейзажному. Для первого характерна геометрич. композиция, для второго - живописное размещение композиц. элементов, имитирующее естеств. ландшафт. С.-п. и. возникло в эпоху рабовладельч. строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д. Планировка садов Др. Египта (наиболее хорошо изучено С.-п. и. Новой династии) отличалась строгой регулярностью: центром композиции служило гл. здание, а прямая аллея, соединявшая его со входом на участок, являлась осн. композиционной осью, делившей территорию сада на две равные части, в каждой из к-рых размещались прямоугольные водоёмы. В гос-вах Др. Месопотамии существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (т. н. висячие сады Семирамиды в Вавилоне, 7 в. до н. э.). В Др. Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы (напр., Гефестейон - в Афинах, 2-я пол. 5 в. до н. э.), а иногда и центры гор. жизни (напр., афинскую агору). Уже в 5 в. до н. э. были распространены регулярные сады-герооны, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. С 4-3 вв. до н. э. при жилых домах разбивались небольшие садики, единств, декоративным акцентом в к-рых являлось дерево, фонтан или отд. скульптура. Общественные регулярные парки были важным элементом многих др.-рим. градостроит. структур. Др.-рим. сады, обычно окружённые колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архит. форм; большую роль в др.-рим. С.-п. и. играли искусств, водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники; кроме скульптур и фонтанов, излюбленными малыми формами были лёгкие грельяжные изгороди, беседки и перголы, покрытые вьющимися растениями. Особенно типичными для др.-рим. С.-п. и. были садики перистилей (хорошо известные по раскопкам Помпеи и Геркуланума), возникновение к-рых было тесно связано с растущей урбанизацией антич. общества, обусловившей возросшую тягу к природной среде.

Исключит, изысканностью отличались ср.-век. сады араб, стран, Ирана, Ср. Азии, обычно замкнутые со всех сторон высокими стенами. Геометричность их построения подчёркивалась сетью узких каналов, разделявших территорию на участки, в оформлении которых значительное место отводилось прямоугольным или квадратным газонам и тонким цветовым контрастам различных по фактуре и цвету растений (например, тёмного кипариса и ярко цветущего миндаля). На завоёванном арабами Иберийском п-ове в 8-12 вв. сложился тип испано-мавританского сада, расположенного в небольшом дворике; ведущими декоративными мотивами здесь были небольшие бассейны и каналы, выложенные цветными изразцами, а также стриженые живые изгороди из вечнозелёных кустарников. С.-п. и. мусульм. стран оказало значит, влияние на планировку и оформление садов ср.-век. Индии. В садах и парках ср.-век. стран Д. Востока господствовали принципы свободной (или пейзажной) композиции. Лежавшая в основе этих принципов идея вечной обновляемостн природы в япон. садах подчёркивалась не только прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, но и самим характером малых архит. форм, облик к-рых навевал ощущение неразрывной слитности их с естеств. средой.

Сады европ. средневековья носили преим. утилитарный характер: в них выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники, однако существовали и отд. декоративные вкрапления в виде газонов с цветочными грядками. Новый подъём С.-п. и. в европ. странах начинается в эпоху Возрождения. Итал. архитекторы 16 в. (Виньола, П. Лигорио и др.) разработали приёмы разбивки регулярного сада, используя рельеф местности и как бы развивая композиционные соотношения, заложенные в архитектуре гл. здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Ренессансные приёмы С.-п. и. получили дальнейшее развитие в садовой архитектуре итал. вилл барокко. Рационалистич. принципы, господствовавшие в иск-ве абсолютистской Франции 17 в., воплотились в строго геометрич. планировке регулярных ("французских") парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале и др.). Такие сады и парки разбивались преим. на плоской местности или пологом склоне. Гл. место в ансамбле занимал дворец; перед ним располагались партеры, водоёмы и каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала); чёткие пространственные акценты вносили многочисл. скульптуры, в совокупности представлявшие собой проникнутую единым замыслом образную систему. В основе ряда парков "французского" типа лежала т. н. трёхлучевая система аллей, ра-диально расходившихся от дворца или замка и открывавших обширные видовые перспективы. Идеи А. Ленотра оказали основополагающее воздействие на развитие европ. С.-п. и. 17 - 1-й пол. 18 вв.

В сер. 18 в. в Европе возникли свободно распланированные пейзажные парки, в развитии к-рых важную роль сыграли филос. идеи Просвещения, а также изучение иск-ва Китая. Первоначально такие парки были созданы в Великобритании (арх. Ч.Бриджмен, У. Кент, Л. Браун, У. Чеймберс), затем во Франции (арх. Р. Л. Жирарден) и др. странах Европы. В основе композиции пейзажных, или "английских", парков лежал принцип творческой переработки мотивов естеств. природы; партеры здесь сменяются лужайками, геометрические по форме бассейны и каналы - озёрами и речками, строго ритмизованные по композиции посадки - отдельно стоящими или свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки - прихотливо вьющимися тропинками. Важное значение обрело последовательно проведённое в общей композиции и размещении отд. растений представление о своеобразии художеств, эффектов, связанных со сменой времён года. Менялся и характер садовой архитектуры: пейзажные парки изобиловали "романтич." руинами, а также постройками, имитировавшими сельское жилище.

Первые сведения о русских садах относятся к 12 в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В 17 в. в Москве существовали т. н. верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верх, этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца), а также регулярные сады в загородных усадьбах, для к-рых была характерна тесная связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Традиции европ. С. -п. и. 17 в. творчески развиваются в петерб. дворцово-парковых ансамблях, построенных в нач. 18 в. (арх. Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и др.); этим паркам свойственны строгая симметричность композиции с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности. Более динамичны по пространственным решениям парки сер. 18 в. (арх. В. В. Растрелли и др.): Анненгофский парк в Москве, парки в Царском Селе (ныне г. Пушкин) под Петербургом, в Кускове и Архангельском под Москвой. С кон. 18 в. получили распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик садоводства А. Т. Болотов, арх. В. И. Неелов, Ч. Камерон, П. Гонзаго и др. ), лучшими образцами к-рой явились парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, под Москвой - парк в Кузьминках. С сер. 19 в. в европ. странах и США создавались многочисл. общественные (преим. пригородные) парки. Первоначально в них господствовали приёмы свободной, "английской" планировки, но к кон. 19 в. мастера С. -п. и. (напр., Ф. Л. Олмстед и И. Иенсен в США) всё чаще сочетают элементы регулярного и ландшафтного построения. Однако в целом С. -п. и. кон. 19 - нач. 20 вв. переживает упадок, что сказывается в измельчении планировочных структур, вычурности цветочного оформления и малых форм архитектуры. Увлечение микрокомпозициями свойственно многим произведениям С. -п. и. 20 в., чему способствуют достижения в области селекции растений и дендрологии, позволяющие создавать построения типа япон. сада, испано-мавританского патио, альпийской горки и т. д. независимо от конкретных природных условий. Стилистич. эклектизм, свойственный садам такого рода, преодолевается в творчестве мастеров, стремящихся использовать в С. -п. и. нек-рые приёмы совр. изобразит, иск-ва (бразилец Р. Бурле Маркс и др.). С. Н. Палентреер. В 20 в. появляются многочисл. новые объекты С.-п. и. (спортивные и развлекательные парки, луна-парки, парки-выставки, "линейные" парки вдоль автодорог, нац. природные и ист. парки, сады на крышах, большие крытые сады с искусств, микроклиматом). Особенно актуальными становятся, в частности, проблемы создания больших гор. парков для массового отдыха (Центр, парк в Нью-Йорке, т. н. амстердамский лес в Нидерландах и др.), сохранения или воссоздания естественных ландшафтов (успешно решённые, напр., в застройке фин. городов Лахти и Тапиола), восстановления отработанных территорий (осуществлённого, напр., при разбивке парка Олимпийского комплекса в Мюнхене), обогащения пластич. возможностей естеств. пейзажной среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и пр.

В СССР и др. странах социализма гл. линией развития С. -п. и. является общественное парковое строительство. Особенно характерны для СССР типы парка культуры и отдыха (первым парком такого типа был Центр, парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, 1935 - 41, арх. А. В. Власов), к-рые стали важной частью системы озеленения сов. городов и др. населённых пунктов. Такого рода парки, рассчитанные на разнообразные виды активного и тихого отдыха различных демографич. групп населения, все чаще возникают и в др. социалистич. странах [напр., парк в Катовицах (ПНР)]. Эти требования породили новые композиц. приёмы, осн. на функциональном зонировании территории, выявлении пространств, специфики таких объектов, как Зелёный театр в ЦПКиО им. М. Горького в Москве, стадион в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческое поле и эстрада в парке Кадриорг в Таллине, а также менее крупных сооружений типа городков аттракционов, читален, лекториев. Сов. С.-п. и. развивается и в процессе специализации парков и садов различного функционального назначения - детских, спортивных, выставочных, ботанич., зоологич., парков при мемориальных сооружениях и т. д. Напр., торжественность, суровая монументальность отличают мемориальные парки Победы в Ленинграде, "сказочная" тематика, уменьшенные, "детские" масштабы определяют парк "Солнышко" в детском доме отдыха под Ленинградом и т. д. В парках, создаваемых на базе существующих лесных массивов (напр., Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский зелёный массив в Москве), мастера С.-п. и. стремятся раскрыть эстетич. возможности лесной среды и включить в неё необходимые элементы благоустройства так, чтобы не разрушить сложившиеся экологич. закономерности и придать ей максимальную художеств, выразительность. В городах, расположенных в степной или полупустынной зоне, сады и парки, создаваемые нередко в неблагоприятных природно-климатич. условиях, способствуют улучшению окружающей среды (такую роль сыграли, в частности, парк им. 20-летия ВЛКСМ в Караганде, гор. парки в Душанбе и Ташкенте, где создана сеть крупных водных бассейнов). Нередко парки занимают терр. с крутыми уклонами, узкие горные долины и каньоны, что придаёт им большую живописность (Нагорный парк им. С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси и др.). Для большинства этих парков типичны сложные системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60-70-х гг. в связи с размахом гидротехнич. стр-ва и осушительных работ мн. новые парки располагаются в ранее затапливавшихся паводками речных долинах, на островах, побережьях естеств. и искусств, морей, а также водохранилищ ("Острова Юности" на Ангаре в Иркутске, Днепровский гидропарк в Киеве, Южно-приморский парк им. В. И. Ленина в Ленинграде). Ряд примечат. образцов сов. С.-п. и. связан и с восстановлением ландшафта на рекультивируемых землях. Это парки, созданные на отработанных карьерах кирпичных з-дов (Моск. парк Победы в Ленинграде) или на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (напр., Александровский парк в Орджоникидзе, УССР, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве). Преобладающими в сов. С.-п. и. 60-70-х гг. являются свободные пейзажные построения, осн. на художеств, интерпретации естеств. ландшафтов и включающие отд. регулярно распланированные части. Среди крупнейших сов. паркостроителей - В. И. Долганов, Л.И. Ильин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, А. С. Никольский, М. И. Прохорова, Л. И. Рубцов. А. П. Вергунов. Илл. см. на вклейке, табл. XLI, XL1I (стр. 528-529).

Лит.: Курбатов В. Я., Сады и парки, П., 1916; Дубяго Т. Б.. Русские регулярные сады и парки, Л., 1963; Ландшафтная архитектура. [Сб.], М., 1963; 3алеская Л. С., Курс ландшафтной архитектуры, М., 1964; Саймон дс Дж. О., Ландшафт и архитектура, [пер. с англ.], М., 1965; JellicoeG. A., Studies in Landscape design, v. 1 - 3, L., 1960-70; Colvin В., Land and landscape, 2 ed., L., 1970.

САДОВСКИЕ, семья русских актёров, внёсшая большой вклад в развитие рус. сценич. реализма, неразрывно связанная со становлением и развитием его нового этапа, определяемого появлением драматургии А. Н. Островского. Пров Михайлович С. (наст. фам.- Ермилов) [11(23). 10.1818, Ливны,- 16(28).7.1872, Москва]. После смерти отца воспитывался братьями матери, видными провинциальными актёрами - Г. В. и Д. В. Садовскими (отсюда псевд. С.). В 1832 вступил в тульскую труппу. Играл в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани и др. городов. В 1839