БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201-японская война 1904-1905. Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском Генеральном штабе, кн. 1 - 7, СПБ, 1912 - 18; Куропаткин А. Н., [Отчет ...], т. 1 - 4, СПБ - Варшава, 1906; Свечин А., Русско-японская война 1904-1905 гг., Ораниенбаум, 1910; Левицкий Н. А., Русско-японская война 1904-1905 гг., 3 изд., М,, 1938; Романов Б. А., Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 - 1907, 2 изд., М.- Л., 1955; Сорокин А. И., Русско-японская война 1904 - 1905 гг., М., 1956; Лучинин В., Русско-японская война 1904 - 1905 гг. Библиографич. указатель, М., 1939.

PУCCKO-ЯПОНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ. Договор 1855 о торговлей границах, подписан 26 янв. (7 февр.) в г. Симода Е. В. Путятиным со стороны России, Цуцуи Масанори и Кавадзи Тосиакира со стороны Японии. Согласно договору, состоявшему из 9 статей, устанавливались "постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией". Во владениях обоих гос-в русские и японцы должны были пользоваться покровительством и защитой личной безопасности и неприкосновенностью собственности соответствующих властей (ст. 1). Для рус. судоходства были открыты порты Симода, Хакодате и Нагасаки. В двух первых портах разрешалась взаимная торговля и в одном из них могло быть открыто рус. консульство. На рус. подданных распространялись экстерриториальность и все права и преимущества, какие Япония предоставила и предоставит впоследствии др. нациям. Договор определил мор. границы между Россией и Японией. Япон. пр-во, используя затруднит, положение России в связи с Крымской войной 1853- 1856, затянуло переговоры с Путятиным и выдвинуло необоснованные претензии на юж. часть о. Сахалин. Находясь в состоянии войны с Великобританией и Францией и стремясь установить добрососедские отношения с Японией, царское пр-во пошло на уступки Японии в вопросе о Курильских о-вах и о. Сахалин. Договором 1855 оно было вынуждено признать за Японией освоенную русскими юж. часть Курильских о-вов (к Ю. от о. Уруп), а о. Сахалин "неразделённым между Россией и Японией" (ст. 2).

Договор 1858 о торговле и мореплавании, подписан 7(19) авг. в г. Эдо Е. В. Путятиным со стороны России, Нагаи Гэмбано, Иновайе Синаноно и др. со стороны Японии. Ст. 1 сохраняла в силе договор 1855. Между Россией и Японией устанавливались офиц. дипломатич. отношения. Стороны условились обменяться постоянными дипломатич. представителями (ст. 2). Кроме Хакодате и Нагасаки и взамен порта Симода, для русских открывались в 1859-63 ещё 3 порта. Во всех открытых портах учреждались постоянные рус. консульства. Русским разрешалось свободно посещать с целью торговли города Эдо и Осака, проживать в открытых портах. На подданных обеих стран распространялись все права и преимущества, предоставленные др. иностранцам. На основании ст. 2 в столице Японии была учреждена постоянная рус. дипломатич. миссия. Договор действовал до 1895.

Договор 1875 об обмене территориями, подписан 25 апр. (7 мая) в Петербурге А. М. Горчаковым со стороны России и Эномото Такэакн со стороны Японии. Согласно договору Россия передала Японии исконную рус. территорию Курильские о-ва в обмен на офиц. отказ Японии от её притязаний на о. Сахалин. По ст. 1 Сахалин признавался полностью принадлежащим России. Жители этих территорий могли вернуться в своё отечество или остаться на месте. Им гарантировалась свобода вероисповедания, собственность и право занятия промыслами при условии принятия подданства и подчинения законам страны, к к-рой отходили данные владения. Россия разрешила судам Японии без уплаты торг, и таможенных пошлин в течение 10 лет посещать порт Корсаков на Юж. Сахалине, где учреждалось япон. консульство. Япон. судам, купцам и рыбопромышленникам предоставлялось право наибольшего благоприятствования в портах и водах Охотского м. и Камчатки. 10(22) авг. 1875 в Токио была принята дополнит, статья к договору, регулирующая права жителей, остающихся на уступленных территориях.

Договор 1895 о торговле и мореплавании, подписан 27 мая в Петербурге А. Б. Лобановым-Ростовским и С. Ю. Витте со стороны России и Ниси Токудзиро со стороны Японии. Состоял из 20 статей. Осн. ст. 18 гласила, что договор 1895 заменяет все предыдущие рус.-япон. договоры, соглашения и конвенции, дополнительные к ним. Иностр. поселения в Японии должны были войти в состав япон. городов и впредь подчиняться япон. властям, а не иностр. консульствам (сг. 17). В ст. 1 договора перечислялись права, предоставляемые подданным каждой из договаривающихся сторон на территории др. стороны. Жилища, личность и собственность подданных одной из сторон на территории др. стороны должны быть неприкосновенны (ст. 13). Между обеими странами устанавливался принцип наибольшего благоприятствования в отношении пошлин (ст. 4-7) и всего, что касается торговли и мореплавания (ст. 14). Стороны предоставляли друг другу право назначать консулов повсеместно, за исключением отд. местностей (ст. 15).

Мирный договор 1905, см. Портсмутский мирный договор 1905.

Соглашение 1907 по общеполитическим вопросам, подписано 17(30) июля в Петербурге А. П. Извольским со стороны России и И. Мотоно со стороны Японии. Состояло из 2 частей - гласной конвенции и секретного договора (опубликован лишь после Окт. революции 1917). В конвенции стороны обязывались уважать терр. целостность обеих стран и все права, вытекающие из существующих между ними договоров; провозглашалось также, что Япония и Россия признают независимость и целостность терр. Китая и принцип общего равноправия по отношению к торговле и пром-сти в этой стране. Секретная же часть фиксировала раздел Сев.-Вост. Китая (Маньчжурии) на русскую (сев.) и японскую (юж.) сферы влияния. Япония обязывалась не приобретать ж.-д. и телеграфных концессий в рус. зоне, Россия - в японской. По ст. 2 секретного договора Россия обязывалась не чинить препятствий развитию отношений между Японией и Кореей. Япония согласно ст. 3 признавала наличие специальных интересов России во Внешней Монголии и обязывалась "воздерживаться от всякого вмешательства, способного нанести ущерб этим интересам". Соглашение было призвано гарантировать Антанте сохранение статус-кво на Д. Востоке и связать её с англо-япон. блоком. Оно гарантировало Россию от захвата её дальневост. владений Японией и проникновения японцев в сферу интересов царской России - Сев. Маньчжурию и открывало возможность сближения обеих стран.

Соглашение 1910, подписано в Петербурге 21 июня (4 июля) А. П. Извольским со стороны России и И. Мотоно со стороны Японии. Поводом к заключению соглашения послужило выступление в 1909 гос. секретаря США Нокса с планом "коммерческой нейтрализации" жел. дороги в Маньчжурии, к-рый был направлен в первую очередь против интересов России и Японии и имел целью облегчить проникновение амер. капитала в Сев.-Вост. Китай. Соглашение развивало принципы рус.-япон. общеполитич. соглашения 1907. Состояло из открытого и секретного текстов. В опубликованной части заявлялось, что стороны обязуются оказывать друг другу "дружественное содействие" для улучшения их ж.-д. линий в Маньчжурии, поддерживать статус-кво в этой части Китая и в случае возникновения угрозы нарушения его консультироваться о мерах по сохранению статус-кво. В секретной части Россия и Япония обязывались не нарушать "специальных интересов" друг друга в их сферах влияния в Маньчжурии, установленных соглашением 1907, не противодействовать дальнейшему укреплению этих интересов, воздерживаться от политич. активности в сфере спец. интересов др. стороны, консультироваться о совместных мерах защиты в случае угрозы их интересам в Маньчжурии. Соглашение фактически означало согласие России на последовавшую в том же году аннексию Кореи Японией.

Конвенция 1912 (секретная), подписана в Петербурге 25 июня (8 июля) С. Д. Сазоновым со стороны России и И. Мотоно со стороны Японии в развитие рус.-япон. соглашений 1907 и 1910. Революция 1911 в Китае и объявление Внешней Монголией своей автономии от Китая усилили стремление Японии включить в сферу своего влияния Внутр. Монголию (Япония опасалась присоединения Внутр. Монголии к Внешней Монголии). В янв. 1912 Япония предложила России установить новую линию раздела рус. и япон. сфер влияния по дороге Калган - Урга. Россия отвергла этот проект, т. к. он включал в япон. сферу пути, по к-рым шла рус. торговля с Китаем. В конечном итоге было принято предложение рус. пр-ва: демаркационная линия в Маньчжурии продлевалась от пересечения р, Толахэ со 122-м меридианом вост. долготы до водораздела между реками Мушиш и Халдайтай, а оттуда - по границе Хэйлунцзянской провинции и Внутр. Монголии до крайнего пункта границы между Внутр. и Внешней Монголией. Внутр. Монголия (ст. 2) была разделена по пекинскому меридиану на восточную (япон.) и западную (русскую) сферы влияния. Конвенция подтверждала взаимные обязательства России и Японии не нарушать "специальных интересов" друг друга в их сферах влияния.

Договор 1916, подписан в Петрограде 20 июня (3 июля) С. Д. Сазоновым со стороны России и И. Мотоно со стороны Японии. Фактически устанавливал рус.-япон. союз. Состоял из гласной и секретной частей (последняя опубликована лишь после Окт. революции 1917). В гласной части оба пр-ва обязывались не участвовать в какой-либо политич. комбинации, направленной против одной из сторон, а в случае угрозы их терр. правам или особым интересам на Д. Востоке договориться об общих мерах защиты. Секретная часть, подтверждая прежние рус.-япон. соглашения, предусматривала также договорённость об общих мерах, к-рые необходимо будет принять, чтобы не допустить установления в Китае политич. господства какой-либо третьей державы, враждебной России или Японии. Если бы из-за этих мер одна из сторон оказалась вовлечённой в войну с третьей державой, др. сторона должна по первому требованию союзницы прийти ей на помощь и не заключать мира с этой третьей державой без взаимного согласия. Оговаривалось, однако, что ни одна из сторон не обязана оказывать вооруж. помощь, не обеспечив себе содействия, соответствующего серьёзности конфликта, со стороны своих союзников (Франция для России, Великобритания для Японии). Соглашение было заключено на 5 лет.

Публ.: Собрание важнейших трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами, Варшава, 1906; Сборник договоров и дипломатических документов по делам Дальнего Востока. 1895 - 1905, СПБ, 1906; Гримм Э. Д., Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842-1925), М., 1927.

РУССЛО (Rousselot) Жан Пьер (14.10. 1846, Сен-Кло, Шаранта, -16.12. 1924, Париж), аббат, французский языковед. Один из основоположников экспериментальной фонетики. До 1887 кюре и викарий, с 1887 проф.-ассистент франц. филологии в Католическом ин-те (Париж). В 1897 создал и возглавил в Коллеж де Франс (проф. с 1923) лабораторию экспериментальной фонетики, изобрёл ряд фонетич. приборов, разрабатывал методы развития речи у глухонемых и устранения речевых дефектов. Один из создателей лингвистич. географии. Осн. диалекто-логич. об-во "Societe des parlers de France" (1893), журн. "Revue de phonetique" (совм. с Ю. Перно, 1911) и "Revue des patois gallo-romans" (совм. с Ж. Жильероном, 1887, с 1893 - "Bulletin de la Societe des parlers de France").

Соч.: Precis de prononciation franchise, P., 1902 (совм. с Ф. Лаклоттом); Phonetique experimentale et surdite, P., 1903; Principes de phonetique experimentale, t. 1 - 2, 2 ed., P., 1924.

РУССО (Russo) Алеку [17(29).3.1819, Кишинёв(?),-4(16).2.1859, Яссы], молдавский и румынский писатель. Учился в Швейцарии и Вене. По возвращении на родину примкнул к демократич. движению. В не дошедшей до нас комедии "Жикничерул Вадрэ" (пост. 1846) высмеивались отжившие нравы и обычаи. Р.- участник революц. событий 1848 в Молдавии и Трансильвании. Осн. произв.- лирико-публицистич. поэма "Песнь Румынии" (1850), поев, тяжёлой доле народа и его свободолюбивым устремлениям. Очерки "Скала липы", "Совежа" и др. содержат острую критику остатков феодализма в Молдавии. Статьи Р. "Народная поэзия" (1846), "Молдавский этюд" (1851), "Размышления" (1855) утверждали мысль об обществ, предназначении лит-ры. Был одним из инициаторов собирания нац. фольклора.

Алеку Руссо.

Ж. Ж. Руссо.

Соч.: Scrieri, Вис., 1908; Опере, Кишинэу, 1967; в рус. пер.- Избранное, Киш., 1959.

Лит.: Василенко И., Алеку Руссо" Жизнь и творчество, Киш., 1967; D i m a Al., Alecu Russo, Buc., 1957; Шпак И., Алеку Руссо. Биобиблиографический указатель, Киш., 1969. В. П. Коробан.

РУССО (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (20.5.1844, Лаваль, деп. Майенн,-2.9.1910, Париж), французский живописец. Самоучка. Служил в парижской таможне (отсюда его прозвище - Le Douanier - Таможенник). С 1880 обратился к живописи, с 1886 выставлял свои работы в "Салоне независимых", был признан постимпрессионистами и с их помощью получил известность. Исполненные наивной непосредственности, картины Р. (фантастич. пейзажи, навеянные экзотикой далёких стран, виды пригородов Парижа, жанровые сценки, портреты и автопортреты) отличаются "детской" условностью изображаемого и в то же время буквальностью в деталях, плоскостностью чётких форм, ярким и пёстрым колоритом. Творчество Р. явилось импульсом к признанию художеств, ценности примитивизма (т. н. наивного иск-ва) и использованию его выразит. средств новейшими течениями в Пскове 20 в.

А. Руссо. "Муза, вдохновляющая поэта". 1909. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Лит.: Bihalji-Merin L. und О., Leben und Werk des Malers Henri Rousseau, Dresden, [1971].

РУССО (Russo) Винченцио (16.6.1770, Пальма-Кампания, - 19.11.1799, Неаполь), итальянский мыслитель и революционер, представитель радикального крыла неаполитанских просветителей кон. 18 в., юрист. Демократически-эгалитарное учение Р. изображает идеальный обществ, строй в виде республики, где каждый гражданин владеет участком земли, к-рую обрабатывает собственным трудом, где гос. должности не оплачиваются. В республике Р. нет церкви. Путь к уничтожению имуществ. неравенства Р. видел в отмене права наследования. Социальная утопия Р. носила примитивный характер: он выступал против развития пром-сти, торговли, искусств. Активно участвовал в патриотич. движении в Неаполитанском королевстве, в деятельности революц. клубов. В 1797 Р., приговорённый к тюремному заключению, бежал из Неаполя. Вернулся после свержения Бурбонов (1799). Был одним из виднейших деятелей Партенопейской республики (чл. законодат. комиссии). После падения республики казнён.

Соч.: Pensieri politici, Roma, 1798. Лит.: De Ruggiero G., II pensiero politico meridionale..., Bari, 1922.

РУССО (Rousseau) Жан Батист (6.4. 1670 или 1671, Париж,-17.3.1741, Брюссель), французский поэт. Учился в иезуитском коллеже. Его первые лит. опыты одобрил Н. Буало. В 1712 за клевету на своих лит. соперников Р. был навсегда изгнан из Франции. Незаурядный версификатор, он прославился своими "Одами", разнообразными по темам и ритмам, и переложениями "Псалмов". Создал оригинальный поэтич. жанр - кантату (наиболее известна "Кантата о Цирцее"), писал послания в стихах, эпиграммы. Комедии Р. не имели успеха. Навязчивый аллегоризм и дидактичность сделали поэзию Р. олицетворением эпигонского классицизма и мишенью насмешек критиков-романтиков.

Соч.: CEuvres completes, t. 1 - 5, P., 1795-96; CEuvres, t. 1-5, P., 1820; CEuvres lyriques, P., 1876; в рус. пер.- На счастье, пер. Сумарокова и Ломоносова, СПБ, [б. г.]. Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 605; S a i n t е - В е u v e С h. Aug., Portraits litteraires, t. 1, P., 1862; Bottet J., Le bannissement de J. B. Rousseau, P., 1899; G г и Ь b s H. A., J.-B. Rousseau. His life and works, Princeton - L., 1941. Л. Н. Токарев.

РУССО (Rousseau) Жан Жак (28.6. 1712, Женева, - 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки и др. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743-44 секретарь франц. посольства в Венеции. В Париже сблизился с Д. Дидро и др. просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи гл. обр. по вопросам музыки. В 1762, после выхода'в свет пед. романа "Эмиль" и политич. трактата "Об общественном договоре", опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали не только франц. католики, но и швейц. протестанты. В 1770 он возвратился в Париж, занимался перепиской нот. Последние месяцы жизни провёл в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Р. были перенесены в Пантеон.

Р.- наиболее влиятельный представитель франц. сентиментализма, последнего и наиболее революц. этапа Просвещения. Социально-филос. взгляды Р. нашли отражение в его трактатах. В "Рассуждении о науках и искусствах" (1750) он подвергает критике совр. цивилизацию, осн. на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставляет ей "естественное состояние", где люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принудит, узаконений. Р. отмечает пагубное воздействие наук и иск-в: они "...покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны... люди" ("Трактаты", М., 1969, с. 12), заглушают в них естеств. голос свободы, являются причиной упадка нравов. Эти идеи получили дальнейшее развитие в "Рассуждении о начале и основании неравенства между людьми" (1755); Ф. Энгельс относил его к "...высоким образцам диалектики" ("Анти-Дюринг", 1966, с. 16). Р. утверждает, что основанием неравенства явилась частная собственность, причём имуществ. неравенство породило политическое, закреплённое образованием roc-ва. Трагич. противоречия прогресса - лейтмотив трактата: по мере развития цивилизации углубляется неравенство; оно достигает наивысшего предела при деспотизме, где все превращены в ничто. Р. обосновывает право народа на восстание: совр. гос-во держится силой и только сила может его низвергнуть.

Р. понимает, что вернуться к утраченному раю "естественного состояния" невозможно и человек обречён жить в обществе. В трактате "Об общественном договоре" (1762) он рисует картину идеального общества, максимально приближенного к природе. В обществ, состоянии суверенной свободой обладает не личность, а гос-во, возникшее на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как полноправные члены гос-ва. Теория общественного договора приобретает у Р. радикально-демократич. характер. Условием свободы является равенство, и не только политическое, но и имущественное; его обязано охранять гос-во, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Р. считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода. Р. критикует систему англ, парламентаризма, отстаивает идею нар. суверенитета, народовластия и, опираясь на опыт антич. полиса и швейц. кантонов, выступает за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются собранием всех граждан. Ориентация на создание мельчайших гос. образований, как и идея равенства мелкой крест, и ремесл. собственности, была утопична, противоречила объективным тенденциям историч. развития, но эта мечта о равенстве выражала социальные чаяния нар. масс (прежде всего крестьянства) и вдохновляла якобинцев в период Великой французской революции.

Педагогич. воззрения Р. получили выражение в кн. "Эмиль, или О воспитании" (1762), занимающей промежуточное место между пед. трактатом и художеств, произв. Утверждая в нач. книги: "Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится в руках человека", Р. стремится изолировать своего воображаемого воспитанника Эмиля от тлетворного влияния общества с тем, чтобы развить заложенные в нём природой задатки и индивидуальные склонности. Р. не допускает никакого насилия над личностью ребёнка, уделяя внимание не столько образованию, сколько нравств. воспитанию, к-рое Р. не мыслит без религ. основы. В этом он расходится с франц. материализмом 18 в. Отвергая культовые формы, церковность, религ. догматику, что и было причиной осуждения "Эмиля" франц. клерикалами и женевскими кальвинистами, Р. стоит на позициях деизма. Он сохраняет веру в бога как творца Вселенной и высшего нравств. законодателя, но, в отличие от Вольтера, апеллирует не к просвещённому разуму, а к религ. чувству, живущему в сердце как внутр. голос совести.

Ж. Ж. Руссо. "Исповедь". Илл. Н. Кузьмина. Москва. 1949.

Р. выступил с критикой всей сословно-феод. системы воспитания, подавлявшей личность ребёнка. Он был врагом догматизма и схоластики, поборником развития у детей самостоят, мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личным опытом ребёнка. Особое значение Р. придавал трудовому воспитанию. Пед. воззрения Р., проникнутые гуманизмом и демократизмом, сыграли важную роль в развитии взглядов на цели, задачи и методы воспитания в кон. 18 - нач. 19 вв. Значит, влияние оказали взгляды Р. на нем. педагогов-филантропистов (см. Филантропизм), на И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, в известной мере на Г. Спенсера, Дж. Дьюи.

Ж. Ж. Руссо. "Различные сочинения".

Фронтиспис Ж. Б. Пигаля. Амстердам.

Художеств, творчество Р. разнообразно по жанрам: стихи, поэмы, комедии ("Нарцисс", 1733, пост. 1752, опубл. 1753; "Военнопленные", 1743, опубл. 1782, и др.); оперы, для к-рых он сам сочинял и либретто и музыку (наиболее значительная - "Деревенский колдун", пост. 1752, опубл. 1753; музыка оперы написана по образцу франц. нар. песен и танцев, но в ней ощутимы и черты итал. стиля); одноактная лирич. сцена "Пигмалион" (пост. 1770; музыка совместно с О. Куанье), сочетающая текст с инструментальной музыкой и являющаяся ранним образцом муз.-драматич. жанра мелодрамы; роман "Юлия, или Новая Элоиза" (1761) и "Исповедь" (1766-69, изд. 1782-89). "Новая Элоиза" повествует о любви аристократки Юлии д'Этанж и разночинца Сен-Пре. Первая половина книги - гимн естеств. страсти, сметающей все условности цивилизации; во второй - рисуется семейная жизнь Юлии и Вольмара, изображённая как утопия идеального общества, прославляются нравств. долг и обществ, обязанности человека (в духе трактата "Об общественном договоре"). Между первой и второй половинами книги - не только противоречие, но и связь: по мысли Р., голос природы, к-рому повинуются герои, делает их добродетельными. Эпистолярный жанр, используемый Р., позволил ему не только показать "жизнь сердца", внутр. мир героев, но и коснуться важнейших социальных и филос. проблем века. Это связано с образом Сен-Пре, новым типом "третьесословного" человека; его волнуют не только личные страсти и интересы, но и судьбы мира. Важную конструктивную роль в романе играет пейзаж. Ландшафты Р. всегда окрашены лирич. настроением, отвечая душевному состоянию персонажей.

"Новая Элоиза" пользовалась огромным успехом у современников, но для последующих поколений большее значение имела "Исповедь" - самое выдающееся произв. Р. Это не только автобиография, но и роман 18 в. Цель книги - "...показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы" (Р у с с о Ж. Ж., Избр. соч., т. 3, М., 1961, с. 9), во всём его неповторимом индивидуальном своеобразии. С предельной искренностью и беспощадной правдивостью Р. обнажает своё сердце, "...все свои сокровенные мысли..." (там же, с. 671), не боясь рассказать "...о себе самом самые отвратительные вещи..." (