БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ва и "стиля Брынковяну" (т. н. Буфетул в Бухаресте). В 1930-е гг. тенденции неоклассики (Дворец Республики в Бухаресте) сменяются функционализмом (постройки арх. X. Крянгэ и Д. Марку в Брашове и Бухаресте). После установления нар.-демократич. строя в архитектуру внедряются индустр. методы, сооружены новые (Георге-Георгиу-Деж, Виктория) и реконструируются старые города, на Черноморском побережье созданы благоустроенные курортные комплексы (Мамая, Эфорие, Мангалия). Новые р-ны отличаются гибкостью пространств, организации, выразит, сочетанием горизонтальных и вертикальных объёмов, многообразным ритмич. расположением лоджий, солнцезащитных и вентиляц. устройств, декоративным использованием цвета и фактурной обработки панелей (р-ны Флоряска, Титан - в Бухаресте, Циглина - в Галаце, Стягул Роше - в Брашове). В пром. и обществ, постройках (зал конгрессов Дворца Республики и цирк в Бухаресте, вокзалы в Брашове, Констанце и др.) используются многообразные по конфигурации сборные конструкции. Ведётся реконструкция центров городов (пл. Объединения в Яссах). В новые ансамбли органично включаются старые памятники архитектуры (пл. Республики в Бухаресте). В архитектуре кон. 1960-х гг. усиливается стремление к пластич. выразительности форм, пространств, игре целостных объёмов (Летний театр в Мамае, ансамбль Нац. театра им. И. Л. Караджале в Бухаресте).

"Евхаристия". Фресковая роспись алтарной части церкви в с. Воронец. 1488.

К. Д. Р о з е н т а л ь. "Революционная Румыния". 1850. Музей искусств СPP. Бухарест.

Нагробная пелена с портретом Иеремии Мовилэ. Шитьё серебром и золотом. Начало 17 в. Монастырь Сучевица.

К. Р е с с у. "Отдых косарей". 1925, Музей искусств СРР. Бухарест.

В становлении изобразит, иск-ва социалистич. Р. участвовали мн. мастера старшего поколения (К. Рессу, И. Изер, Н. Тоница, Ф. Ширато, Д. Гьяцэ, А. Жикиди, И. Жаля, О. Хан, К. Медря и др.). В живописи 1950-х гг. важное место занимали выразит, индустр. пейзажи, композиции на темы труда и истории рево-люц. борьбы (работы М. Бунеску, А. Ка-тарджи, Ш. Сёньи, М.Х.Макси). Светлым жизнеутверждением, лёгкостью высветленной гаммы отличаются пейзажи, натюрморты и ист. композиции А. Чукуренку. Глубокий психологизм и демократизм образов, драматич. выразительность цветовых сочетаний присущи сценам крест, жизни и портретам К. Бабы. Со 2-й пол. 1950 гг. в живописи усиливаются черты декоративной стилизации (портреты, жанровые сцены, образы крестьян К. Пилиуцэ, Б. Ковалиу, отличающиеся изощрённостью линейных ритмов, фактуры, цветовых сочетаний). Формально-пластические фактурные и колористические искания преобладают в композициях В. Сакеларие-Владимиреску, И. Цукулеску. В 1960-е гг. экспрессивные абстрактные композиции создают И. Георгиу, В. Алмэшану. Черты сюрреализма проявляются в картинах С. Бэлаша. С кон. 1960-х гг. в работах живописцев возрождается интерес к предметному миру, усиливаются поиски нац. своеобразия (работы Г. Шару, К. Дипше, В. Мэрджинян, И. Сэлиштяну, М. Русу, И. Мусчеляну). В скульптуре социалистич. Р. выделяются портретные статуи и бюсты И. Жали, О. Хана, Г. Ангела, Р. Лади, Б. Караджи, станковые композиции и монументы К. Медри, Г. Виды, Ю. Оницы, символич. образы И. Иримеску, 3. Бэйкояну. К традициям ср.-век. скульптуры и нар. резьбы по дереву обращаются С. Раду, Г. Илиеску, И. Власиу. Высокого уровня достигают станковая графика, иллюстрация, плакат (работы В. Добриана, В. Казара, П. Эрдёша, Ф. Кордеску, Л. Маковей, Ч. Дамадиана, М. Кирноагэ, В. Мунтяну, И. Молнара и др.). В декоративно-прикладном иск-ве поиски совр. форм и выразит, возможностей материала сочетаются с использованием традиций нар. иск-ва (керамика П. Матееску, изделия из стекла 3. Бэйкояну, художеств, ткани А. Гьяцэ, М. Подяну, Г. Стоикицы).

3. Бэйкояну. "Юность". Керамика. 1962.

Курортный комплекс Мамая. Строится с 1958. Фрагмент застройки.

Лит.: О п р е с к у Г., Народное искусство Румынии, [пер. с франц.], М., 1960; Кузьмина М. Т., Искусство Румынии, М., 1966; Румынская живопись в образах, Бухарест, 1971; Светлов И. Е., Современная румынская скульптура, М., 1974; lonescu G., Istoria arhitecturii in Romania, v. 1 - 2, Buc., „1963-65; его же. Architecture in Romania perioada anilor 1944-1969, Buc., 1969; Pictura romineasca contemporana, Buc., 1964; Istoria artelor plastice in Romania, v. 1-2, Buc., 1968-70.

К ст. Рубенс. 1. "Автопортрет с Изабеллой Брант". 1609. Старая пинакотека. Мюнхен. 2. "Водружение креста". Ок. 1610- 1611. Собор Онзе-ливе-Врауэкерк. Антверпен. 3. "Похищение дочерей Левкиппа". Ок. 1619-20. Старая пинакотека. Мюнхен. 4. "Аллегория Мира и Войны". Ок. 1630. Галерея Палатина. Флоренция. Фрагмент. 5. "Крестьянский танец". Ок. 1636- 1640. Прадо. Мадрид. 6. "Шубка" (портрет Елены Фаурмент). Ок. 1638-40. Художественно-исторический музей. Вена. 7. "Статуя Цереры". Ок. 1612-15. 8. "Пейзаж с радугой". Ок. 1632-35. 9. "Старшая дочь Б. Жербье". Мел, сангина. Ок. 1629-30. (7-9- Эрмитаж, Ленинград.)

К ст. Ростов. 1. Центральная часть города. Слева - звонница (конец 17 в.); справа - Успенский собор (ок. 1589). 2. Кремль (митрополичий двор). 17-18 вв. 3. Надвратная церковь Воскресения. 1670. 4. Дворик между Белой палатой и Княжьими теремами. 5. Церковь Иоанна Богослова. 1683. Вид с северо-востока. 6. "Римские воины, разыгрывающие одежды Христа". Фрагмент фрески "Распятие" церкви Воскресения. 1675. Приписывается художникам Д. Григорьеву и Г. Никитину. 7. Церковь Спаса на Сенях. 1675. Интерьер. 8. Красная палата. 1672-80. 9. Церковь Вознесения (Исидора Блаженного). 1566. Архитектор Андрей Малой.

К ст. Румыния. 1. Гребень массива Фэгэраш. 2. Западные Румынские горы. 3. Озеро в Южных Карпатах. 4. В дельте р. Дунай. 5. Сплав леса на р. Бистрица. 6. Долина р. Арджеш. 7. Курорт Мамая на берегу Чёрного моря. 8. Село в Брашовском уезде.

К ст. Румыния. 1. Бухарест. Бульвар Аны Ипэтеску. 2. Панорама т. Георге-Георгиу-Деж. 3. Галац. 4. Сату-Маре. 5. Дева. 6. Сибиу. 7. Яссы. 8. Тимишоара. 9. Брашов. Площадь Воссоединения.

К ст. Румыния. 1. Церковь монастыря Козия. Конец 14 в. 2. Патриаршая церковь в Бухаресте. 1654-58. 3. Церковь "Трёх святителей" в г. Яссы. 1639. 4. Собор в г. Орадя. 1752-70. Архитекторы Д. Б. Рикка и др. 5. Дворец Брукенталя в г. Сибиу. 1780-85. в. Замок в с. Криш. Ок. 1559-1698. 7. Жилой дом в Бухаресте. Начало 1970-х гг. 8. Административный центр в г. Бая-Маре. 1970. Архитекторы М. Алифанти и др. 9. Гостиница "Перла" в г. Мамая. 1962. Архитектор М. Лауриан.

К ст. Румыния. 1. И. Андрееску. "Крестьянка в зелёном платке". 1880-81. 2. Н. Г ри г о р е с к у. "В дороге". Л. А. Чу куренку. "Ана Ипэтеску". 1949. 4. К. Б а б а. "Отдых в поле". 1954. 5. Т. П а л л а д и. "Натюрморт с часами". Частное собрание. Бухарест. 6. Д. П а ч у р я. Портрет Ш. Лукьяна. Бронза. 1916. 7. Д. Г ь я ц э. "Ярмарка". 8. Г. Вида. "Танец в Оаше". Дерево. 1948. (1-4, 6-8 - Музей искусств СРР, Бухарест.)

К ст. Румыния. 1-8. Сцены из спектаклей: 1. "Потерянное письмо" И. Л. Караджале. Национальный театр им. И. Л. Караджале. Бухарест. 1948. 2. "Источник Бландузии" В. Александри. Театр Армии. Бухарест. 1955. 3. "Вишнёвый сад" А. П. Чехова. Театр им. Л. Стурдзы-Буландры. Бухарест. 1957. 4. "Ричард III". У. Шекспира. Театр им. К. Ноттары. 1964. 5. "Медея" Сенеки. Национальный театр им. И. Л. Караджале. Бухарест. 1975. 6. "Закат солнца" Б. Делавранчи. Национальный театр им. И. Л. Караджале. Бухарест. 1974. 7. "Восстание" Г. Думитреску. Театр оперы и балета. Бухарест. 1959. 8. "Пламя" М. Кириака. Театр оперы и балета. Бухарест. 1973. 9-11. Кадры из фильмов: 9. "Лес повешенных". Реж. Л. Чулей. 1962. 10. "Лупень, 29". Реж. М. Дрэган. 1963. 11. "Семь искусств". Реж. И. Попеску-Гопо. 1958.

К ст. Сальвадор. 1. Индейские хижины. 2. Керамический сосуд. Музей американских индейцев. Нью-Йорк. 3. Каменный диск. Национальный музей Д. X. Гусмана. Сан-Сальвадор. 4. Каменная стела из Тасумаля. Национальный музей Д. X. Гусмана. Сан-Сальвадор. 5. Н. Ночес Авенданьо. "Крестьянская девушка из Кускатлеки". Раскрашенное дерево. в. Церковь в Хокоро. 18 в. 7. Зубоврачебная школа Университета Сальвадора в Сан-Сальвадоре. 8. X. Агилар Гусман. "Продавец циновок". Дерево. 9. X. Д и а с. "Этюд". 10. К. М и н е р о. "Дети". Акрилат. 11. С. С е р м е н ь о. "Засуха". Пироксилин. (2-4- древний период; 5,7-11-20 век.) Епископская церковь в Куртя-де-Арджеш. 1512 - 17.

XV. Музыка

Истоки муз. культуры Р.- в её самобытном нар. муз. творчестве, обладающем специфич. ладово-мелодич. строем и ритмикой. Для рум. фольклора типичны разнообразные лады - от простейших 3-5-ступенных до сложных многоступенных систем. Песни одноголосные, встречаются элементы гетерофонии. Фольклор представлен обрядовыми, колыбельными, пастушьими, шуточными, лирич. песнями, эпическими балладами, плачами и др. Один из наиболее сложных и самобытных жанров - лирическая дойна. Значит, место занимают песни социального протеста (от гайдуцких и батрацких до пролетарских), а также антифашистские. Разнообразны нар. инструм. наигрыши, часто импровизационного склада, с богатой орнаментикой и прихотливой ритмикой. Многочисленны танц. жанры, чаще это коллективные пляски - хора, сырба, брыу, инвертита, хацэгана и др.; издавна в нар. быту распространены празднества с песнями и плясками (жок). Среди муз. инструментов: духовые - флуер (свирель), най (разновидность флейты Пана), чимпой (волынка), бучум (рог) и струнные - кобза, цимбалы, цитра, скрипка, позднее - виолончель, контрабас.

Важнейшая роль в формировании и распространении нац. фольклора принадлежит нар. музыкантам-профессионалам - лэутарам, к-рые обычно выступали в составе небольших ансамблей -тарафов. Века тур. господства задержали формирование светского проф. иск-ва Р. До 19 в. муз. жизнь сосредоточивалась в основном в княжеских дворах и монастырях. В сер. 19 в. начала складываться композиторская школа. Первые рум. композиторы-профессионалы обращались преим. к хоровой и сольной песне, водевилям, оперетте (И. А. Вахман, А. Флехтенмахер). После завершения политич. объединения Молдовы и Валахии в единое гос-во Румынию (1862) утверждается проф. рум. музыка. Выдвигаются композиторы - Э. Кауделла (создатель популярных водевилей и первой нар.-романтич. оперы "Петру Рареш", 1889), Ч. Порумбеску (автор патриотич. песен), Дж. Штефэнеску (автор" первой рум. симфонии, камерных инструм. произв.), К. Димитреску (написал первые рум. струнные квартеты). Значит, вклад в развитие проф. хоровой культуры внесли известный композитор и муз. деятель Г. Муэическу, а также Д. Кириак-Джорджеску, Г. Дима, Я. Мурешану, позже И. Виду, Г. Куку.

С 30-х гг. 19 в. формируются нац. исполнительские кадры, возникают очаги муз. образования. Основываются филармонич. об-ва в Бухаресте (1833) и в Яссах (1836), подготовившие открытие в 1864 консерваторий в обоих городах, организуются Рум. певческое и театр, об-ва в Трансильвании (1847). В Бухаресте создаются постоянный симф. оркестр (1866) и филармония (1868). С 30-х гг. разными труппами ставятся оперные спектакли на рум. яз. с участием рум. артистов; с 1852 - на сцене Большого (с 1877 - Нац.) театра. В 1885 Дж. Штефэнеску сформировал первую постоянную оперную труппу. Во 2-й пол. 19 в. мировую известность получают певцы - Е. Теодорини, X. Даркле, Дж. Димитреску, Д. Попович-Байрёйт и др.; выдвигаются первые нац. дирижёры - Э. Вахман, Э. Кауделла. Высокого уровня достигает хоровое иск-во (хор Ясской митрополии под рук. Музическу, хоры Баната и Трансильвании под рук. Димы); в 1901 Кириак-Джорджеску основал хоровое об-во "Кармен".

В 20 в. окончательно складывается нац. композиторская школа во главе с Дж. Энеску, чьи симф., камерные сочинения и опера "Эдип" (1931) явились классич. образцами нац. творчества. В 1-й пол. 20 в. выдвигаются композиторы М. Андрику и Д. Куклин (авторы симф. и камерных сочинений), М. Жора (один из основоположников совр. рум. балета). Достижениями явились оперы С. Драгоя "Напасть" (1927), П. Кон-стантинеску "Бурная ночь" (1934). В 1920 в Бухаресте создаётся Оо-во рум. композиторов. Развивается муз.-театр, и концертная жизнь Р. Выступают певцы - П. Штефэнеску-Гоангэ, Ф. Кристо-форяну, Т. Грозэвеску, дирижёры - А. Алессандреску, Дж. Джорджеску, А. Чолан, выдающийся скрипач и дирижёр Дж. Энеску, пианист Д. Липатти, виолончелисты Д. Динику и К. Димитреску, и др. Создаются оперные театры в Бухаресте (1919, с 1921 - государственный) и Клуже (1920). В 1921 в Клуже открывается консерватория. Получают развитие музыковедение и фольклористика, начатые трудами Н. Филимона, Т. Бурады, А. Панна (сер. 19 в.); работают муз. историк Дж. Брязул, фольклористы К. Брэилою, С. Драгой, Т. Бредичану.

Освобождение страны от фашизма и провозглашение в 1947 Р. республикой создали предпосылки и для расцвета муз. культуры. Развивается массовая песня (И. Киреску, В. Попович, М. Веская, М. Сокор, Г. Думитреску, Д. Попович и др.). На героич., историч., революц. темы создаются оратории, кантаты - "Дрозд Илие Пантилие" А. Виеру (1949), "Тудор Владимиреску" Г. Думитреску (1950), "Созвездие Человека" Т. Олаха (по Маяковскому, 1960); нар. муз. драмы "Господарь Ион Лютый" (1955) и "Восстание" (1959) Г. Думитреску, "Панэ Лесня Русалим" П. Константинеску (1955); балеты "Янку Жиану" (1962) и "Пламя" (1973) М. Кириака. В решении этих тем заметное влияние на рум. музыку оказало творчество рус. и сов. композиторов. Наряду с обращением рум. композиторов к антич. и классич. лит-ре (оперы - "Прометей" Д. Поповича, 1958, "Гамлет" П. Бентою, 1969) сохраняется традиц. линия воплощения нац. легенд (оратория "Миорица" С. Тодуцэ, 1959). Активны поиски композиторов в области нац. симф. и камерной музыки (3. Ванча, И. Думитреску, Д. Бугич, В. Бергер, Т. Олах, Д. Попович), создаются инструм. концерты (Константинеску, Бентою, Виеру и др.), примечательны достижения в области оперетты и эстрадной музыки (Г. Дендрино, Н. Киркулеску, А. Мэлиняну, Э. Роман, Ф. Комишель), музыки для кино.

Подлинного расцвета достигло муз. исполнительство. Пользуются известностью певцы - 3. Палли, Е. Черней, Г. Зобиан, Н. Херля, Д. Иордэкеску, пианист В. Георгиу; скрипачи - Ш. Георгиу, И. Войку, Ш. Руха; виолончелисты- Р. Алдулеску, К. Иля; дирижёры - М. Басараб, М. Кристеску, Э. Симон и др. Возникли новые муз. театры и коллективы: филармонии - в Тимишоаре (1947), Клуже (1955), оперные театры - в Тимишоаре (1947), Яссах (1956). В Р. работали (1974): 5 оперных и 5 муз. театров, ок. 20 симф. оркестров, камерные оркестры и камерно-инструм. ансамбли, оркестры нар. инструментов, хоровые коллективы, ансамбли нар. танца, в т. ч. "Румынская рапсодия" ("Жаворонок", 1953). Популярен хор Бухарестской консерватории "Мадригал" (1968). Одной из развитых областей искусствоведч. науки стало музыковедение. Среди музыковедов - 3. Ванча, В. Косма, П. Брынкуш, В. Томеску, О. Л. Косма, Дж. Сбырча; фольклористы Т. Александру. Э. Комишель, Г. Чобану. В 1949 Об-во рум. композиторов преобразовалось в Союз композиторов СРР. В 1949 (на базе созданного в 1927 Фоноархива нар. музыки) основан Ин-т этнографии и фольклора. С 1957 существует муз. изд-во Союза композиторов, с 1950- ежемесячный спец. журнал "Muzica"; издаются ежегодники (муз. статьи и исследования). С 1958 каждые 3 года в Бухаресте проходят Междунар. фестивали и конкурсы им. Дж. Энеску.

Лит.: Мартынов И., Румынская народная музыка, в сб.: Вопросы музыкознания, в. 3, М., 1960; Лейте с Р., Заметки о румынской музыке XX в., в кн.: Проблемы музыкальной науки, в. 1, М., 1972; В г е a z u I G., Pagini din istoria muzicii romanesti, v. 1-3, Buc., 1966-74; В r a i I о i u C., Opere, v. 1-3, Buc., 1967-74; V a n с е a Z., Creatia muzicala romaneasca, v. 1, sec. XIX-XX, Buc., 1968; BrancusiP. , С a 1 i n о i u N.. Muzica in Romania socialista, Buc., 1973; С о s m a O. L., Hronicul muzicii romanesti, v. 1-2, Buc., 1973-74; С о s m a V., Muzica populara romaneasca, Buc., 1975. Р.Э.Лейтес.

XVI. Балет

В основе проф. балетного театра - традиции нар. хореографии, а также иск-во гастролёров, привозивших в 1-й четв. 18 в. оперные спектакли с танцевальными дивертисментами. В 1818 в Бухаресте был,выстроен театр "Красный фонтан", где ставились оперные спектакли с танц. сценами. В 1822 в Бра-шове нем. труппа показывала балет-пантомиму из жизни рум. нац. героев Хории, Клошки и Кришана, на музыку народных танцев. В 1833 в Бухаресте при Филармонич. об-ве открылось отделение танца, а в 1869 состоялась премьера первого нац. балета "Золотая принцесса" Л. Виста, поставленного совм. амер. и рум. балетм. О. Мейвуд и Г. Мочану. В 1877 при оперной труппе Нац. театра создаётся хореографич. школа, одним из руководителей к-рой был итал. балетм. Т. Парис. В 1910-е гг. формируется проф. балетное искусство Р. В 1921 при театре в Бухаресте (см. Румынский театр оперы и балета) и Клужской гос. опере создаются постоянные балетные труппы. Композиторы сочиняют музыку для нац. балетов, к-рые находят своё воплощение в этих театрах, в т. ч. "Ирис" К. К. Ноттары, "На ярмарке" и "Мадемуазель Мериуца" М. Жоры, "Свадьба в Карпатах" П. Константинеску. Освобождение страны от фаш. войск и провозглашение в 1947 Р. республикой создали новые условия для развития балетного театра. Организуются труппы при гос. опере в Тимишоаре, гос. опере в Яссах, Венг. опере в Клуже, муз. театрах Брашова, Констанцы, Галаца и др. В репертуаре балеты: "Гайдуки" X. Жери, чИанку Жиану" и "Пламя" М. Кириака, "Возвращение из глубин" М. Жоры, "Принц и нищий" Л. Профета, экспериментальные постановки на музыку Т. Олаха, А. Виеру, А. Строе и др., а также балеты классич. репертуара. Мн. танцовщики учатся в Сов. Союзе, сов. балетмейстеры ставят балеты в рум. театрах. Среди ведущих деятелей рум. балета: балетмейстеры - О. Дановский, Т. Урсяну, Ф. Кансали, В. Марку, Г. Тауб, артисты балета - С. Орляну, И. Личиу, В. Массини, Л. Жорбан, Е. Мачай, Р. Константини, М. Попа, И. Илиеску, А. Мезинческу-Думитраке, К. Хамел, П. Чортя, А. Кечулеску, И. Туджяру, М. Штефанеску.

В 1949 в Бухаресте и Клуже открыты хореографич. уч-ща.

XVII. Драматический театр Истоки рум. театра - в древних играх и обрядах, содержащих элементы театрализации. Со временем их ритуальное значение утрачивалось. В 18-19 вв. складываются более сложные формы театра "ирозий" или "виклеим" (литургич. драма), "жокул пэпушарилор" (кукольное представление), гайдуцкая драма (о нар. повстанцах). Зарождение проф. рум. театра связано с деятельностью школьного театра. Известны постановки, показанные силами учащихся в 1775 в Трансильвании и в 1816 в Яссах по инициативе писателя Г. Асаки, а также в Бухаресте под рук. поэта Я. Вэкэреску. Открытие школы драматич. иск-ва в рамках Филармонич. оо-ва в Бухаресте (1833) и Драматич. консерватории в Яссах (1836) послужило началом профессионализации театра. В 1841 в Яссах было построено театр, здание. В 1852 в Бухаресте начал работать Большой театр, переименованный в 1877 в Национальный. Становление рум. театра происходило в борьбе прогрессивных сил общества за нац. освобождение и социальный прогресс. Этому содействовал и репертуар - лучшие произв. В. Альфьери, Вольтера, Мольера. В создании проф. театра значительной была деятельность участников революции 1848 - писателей и обществ, деятелей К. Негруцци, Александри, М. Когэлничану и др. Во 2-й пол. 19 в. большое развитие получило актёрское иск-во, к-рое имело 2 направления: реалистическое (М. Милло) и романтическое (К. Караджале, М. Паскали). В 1877 с образованием независимого гос-ва в Р. учреждается Драматич. об-во, объединившее проф. актёров. На рубеже 19-20 вв. реалистич. традиции продолжали актёры Г. Манолеску, А. Романеску, К. Ноттара, А. Прутяну, позднее их ученики А. Деметриаде, Т. Буландра и Л. Стурдза-Буландра, Г. Сторин и др. Большое влияние на нац. театр, иск-во оказала деятельность драматурга, режиссёра и критика И. Л. Караджале, поднявшего рум. сатирич. комедию до лучших образцов мировой драматургии. Наряду с сатирич. комедией происходило становление жанра историч. драмы. Её авторами были драматурги В. Александри, Б. П. Хашдеу, А. Давила, Б. Делавранча. Развитие нац. драматургии способствовало формированию репертуара. В нач. 20 в. в рум. театре утверждается режиссёрское иск-во. Первый рум. режиссёр - П. Густи, один из реформаторов нац. театра - А. Давила (в 1905 - 08 и 1912 - 14 директор Нац. театра), на деятельность к-рого оказало влияние творчество А. Антуана и К. С. Станиславского. В 1919, после объединения Трансильвании с Р., был основан Нац. театр в Клуже, к-рый достиг значит, успехов под руководством 3. Бырсана. В период фашизации страны репертуар театров состоял из развлекательных, дидактич. и мелодраматич. спектаклей. Реакц. тенденциям противостояли передовые театр, деятели: К. Петреску, Д. Замфиреску, В. Эфтимиу, Т. Буландра, Л. Стурдза-Буландра, М. Вентура, С. Соаре, М. Филотти, М. Себастьян и др. Они вели борьбу за реалистич. традиции в сценич. иск-ве, утверждали в репертуаре рум. и мировую классич. драматургию. Спектакли ставили реж. Густи, В. И. Попа, А. Майкан и др. В Нац. театре в Яссах показывались спектакли для рабочей аудитории (1929- 1930), был создан театр для рабочих "Труд недобрая воля" (1938, руководитель В. И. Попа).

Освобождение страны от фаш. войск и провозглашение в 1947 Р. республикой способствовали значит, подъёму театр, иск-ва. Новая драматургия (М. Давидоглу, X. Ловинеску, А. Баранга, А. Миродан) помогала решать проблемы со-циалистич. строительства. Первая такая пьеса - "Шахтёры" Давидоглу была поставлена в 1949 в Нац. театре в Бухаресте. Этой же теме посв, спектакли "За счастье народа" Морару и Баранги (1950), "Великий день" Бануш (1954), "Разрушенная цитадель" Ловинеску (1955). В Р. создаются новые театры: комедии (1961), Малый (1964) и др. В 1974 работали св. 40 театров (в т. ч. венг., нем., сербский и др.). Ведущие из них^ Румынский Национальный театр им. И. Л. Караджале, Румынский театр им. Лучии Стурдзы-Буландры, Театр комедии, театры - "Мик", им. Ноттары, для детей им. И. Крянгэ, кукольный "Цэндэрикэ" в Бухаресте, Национальный им. В. Александра в Яссах, Национальный в Клуж-Напоке и Крайове.

Среди режиссёров и актёров (многие из них возглавляют театры страны) - Р. Белиган, X. Попеску, Л. Чулей, Л. Джуржеску, Р. Пенчулеску; критиков и историков театра - В. Рыняну, В. Силвестру, М. Бэрбуцэ и др. В Бухаресте с 1954 работает Ин-т театр. и кинематографич. иск-в им. И. Л. Караджале (в 1948-54 Драматич. консерватория); в 1950 в г. Тыргу-Муреш организован Венг. театр, ин-т им. С. Иштвана.

Лит.: Театр за рубежом, т._ 1, М.- Л., 1958; Istoria teatrului in Romania, v. 1-3, Buc., 1965-73. Е. В. Азерникова.

Цирк. В 18 в. небольшие группы жонглёров, акробатов, фокусников выступали на улицах, площадях, ярмарках. Со 2-й пол. 19 в. гастролировали зарубежные артисты и цирковые труппы, в т. ч. передвижной цирк итал. артиста и антрепренёра Т. Сидоли (с 1864), обосновавшегося позднее с семьёй в Р.; большую популярность приобрёл его сын - Ц. Сидоли. Цирки Сидоли (существовали до 1930) были крупными предприятиями, показывали обширные программы, а также пантомимы ("Марокко", "Цирк под водой" и др.). В разные годы выступали также нем. цирк Буша, чехосл. цирк Клудского и др. В 20-30-е гг. получили известность рум. возд. гимнасты Лупу и Думитреску, клоуны Мэркулеску и Чаканика, дрессировщица львов Лолу Борисова. В 1954 создан Гос. цирк, затем ряд нац. коллективов, в 1961 открыт цирк