БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201е партид" ("Munca de partid"), c 1956, тираж 100 тыс. экз., орган ЦК РКП; "Эра сочиалистэ" ("Era socialista"), с сент. 1972, тираж 65 тыс. экз., теоретический и общественно-политический журнал ЦК РКП (вместо журнала "Лупта де класэ", основан в 1920), выходит 2 раза в месяц; "Ромыния литерарэ" ("Romania literara"), c 1954, тираж 30 тыс. экз., лит.-художественный журнал, орган Союза писателей СРР (до октября 1968 наз. "Газета литерарэ"); "Фемея" ("Femeia"), с 1948, орган Национального совета женщин СРР. Все названные газеты и журналы издаются в Бухаресте. "Трибуна" ("Tribuna"), с 1884, общественно-политич. и лит. еженедельник, изд. в КлужНапоке; "Кроника" ("Cronica"), с 1966, обществ.-политич. еженедельник, изд. в Яссах; "Ватра" ("Vatra"), с 1894, лит. ежемесячный журнал, изд. в Тыргу-Муреше; "Трансильвания" ("Transilvania"), с 1868, лит. ежемесячный журнал, изд. в Сибиу.

В Бухаресте находится Рум. агентство печати Аджерпрес (осн. в 1949). Радиовещание С 1925, телевидение с 1953. Радиопередачи на зарубежные страны ведутся на 15 яз. Насчитывается 20 телестанций. Радиовещание и телевидение находятся в ведении правительств, орг-ции - Нац. совета рум. радио и телевидения. И. Н. Лобашева.

ХIII. Литература

Обрядовые песни и особый жанр лирич. песни - дойна, гайдуцкие или древние песни, баллады, припевки, к-рыми часто сопровождаются танцы, сказки волшебные, бытовые, сказки про зверей, нар. анекдоты, пословицы и поговорки, - всё это долгое время являлось единств. формой нац. лит-ры и средством совершенствования нац. языка, на к-рый значит. влияние оказали славяне: от них была воспринята православная религия. Старослав, язык, как язык офиц. церкви, принёс с собой и алфавит (кириллица). Самый ранний памятник письменности - письмо боярина Някшу из Кымпулунга (1521). В нач. 16 в. появилось и первое произв. светского содержания - дидактич. книга "Слова назидательные воеводы валашского Иоанна Нягойя к сыну Феодосию". В том же веке сделаны и первые переводы церк. книг на рум. язык ("Псалтырь Шкейяну", "Воронецкая псалтырь", "Палея из Орэштия", 1582, и др.), чему способствовала переводческая и типографская деятельность дьякона Кореей, молд. митрополитов Варлаама (ок. 1590 - 1657) и Досифея (Дософтея) (1624 - 93), боярина Удриште Нэстурела (ок. 1596 - 1657). Значит, роль в становлении языка, а впоследствии и лит-ры - как источники тем и даже стилистич. образцов - сыграли летописи и хроники молдаван Григоре Уреке (1590 - 1647), Мирона Костина (1633-91), Иона Некулче (1672-1745), Константина Кантакузино (ок. 1650 - 1716) и др. Крупнейшим представителем гуманизма был молд. господарь Д. Кемтемир (1673 - 1723). Большую просветит, деятельность развивала т. н. трансильванская (ардялская) школа (С. МикуКлейн, 1745 - 1806, Г. Шинкай, 1754 - 1816, П. Майор, ок. 1761 - 1821).

В кон. 18 - нач. 19 вв. зародилась художеств. лит-pa. Творчество первых поэтов (Ш. Иоанн, И. Копилул, М. Милло и др.), авторов рифмованных хроник и лирич. стихов, подражающих религ. образцам, подготовило поэтич. творчество Енэкицэ, Алеку и Николае Вэкэреску, К. Конаки (1778 - 1849). Трансильванский поэт этого периода - И. Будай-Деляну (ок. 1760 - 1820), автор "героико-комико-сатирической" поэмы "Цыганиада" (1875 - 76).

Попутно с ростом антитур. нац.-освободит. движения в 1-й пол. 19 в. вызревали идеи нац. единства и освобождения, Они стали осн. требованиями революций 1848 - 49. Всё это активизировало просветит. движение, придало лит-ре романтич. направленность. Романтизм периода нац. возрождения характеризуется стремлением сформулировать и выразить прогрессивные социальные идеи, обществ, активностью; к этому времени относится создание учебников, выпуск первых газет (И. Элиаде-Рэдулеску, 1802 - 72, в Валахии; Г. Асаки, 1788 - 1869, в Молдове; Г. Барициу, 1812 - 93, в Трансильвании), организация просветит, лит. об-в, создание нац. театра. Лит-pa вступила в фазу бурного развития. Любовная лирика, сатирич. и даже политич. басня, баллады, новеллы, комедии нравов - такова жанровая широта романтизма нац. возрождения в предреволюц. и послереволюц. эпоху, когда лит-ра часто сохраняла внеш. жанровые формы, выработанные европ., в частности французским, классицизмом и просветительством.

Романтизм утверждался в 30-40-е гг. в творчестве В. Кырловы (1809-31), Г. Александреску (1810-85), Д. Болинтиняну (1819-72), В. Александри (1821-90), К. Негруцци (1808-68), А. Руссо (1819- 1859). Как и все романтики, рум. писатели этого направления уделяли особое внимание фольклору и нац. истории. А. Панн (1796 или 1797-1854) издал "Сборник пословиц, или Сказ слова" (1847), В. Александри - первое собрание нар. песен (1852), М. Когэлничану (1817-91) собирал и публиковал летописи. Рум. романтизм, вдохновлявшийся идеально воспринятыми понятиями свободы и равенства, после 1848 от утверждения бурж. миропорядка перешёл к резкой его критике в творчестве позднего В. Александри (феерия "Синзиана и Пепеля", 1883), в поэзии и публицистике М. Эминеску (1850-89; "Император и пролетарий", "Жизнь", "Наша молодёжь", цикл "Посланий", 1881).

Провозглашение единого нац. гос-ва (1862) и освобождение от тур. господства (1878) заострили общественное внимание на положении крестьянина, оттенили "несовершенства" буржуазной системы, что уже в 50-е гг. способствовало формированию реализма (Н. Филимон, 1819-65), представителями к-рого в 70-80-е гг. стали Й.Л.Караджале(1852-1912), Й. Крянгэ (1837-89), Дж. Кошбук (1866-1918), И. Славич (1848-1925), Б. Делавранча (1858-1918) и др. В русле реализма формировалось творчество М.Садовяну(1880- 1961), И. Агырбичану (1882-1963) и др. Обострение социальных противоречий в последней четверти 19 в. породило в лит. критике, с одной стороны, консервативную позицию Т. Л. Майореску (1840-1917), с другой - требование "тенденциозного", т. е. идейного иск-ва, к-рое в журн. "Контемпоранул" отстаивал К. Доброджану-Геря (1855-1920). Вспышка романтизма уже с социалистич. окраской (К. Милле, 1861-1927, Д. Т. Некулуцэ, 1859-1904) в такой агр. стране, как Р., не могла быть продолжительной и угасла в самом начале 20 в. Эволюция взглядов на крестьянство от попоранизма (рубеж 19-20 вв.; журн. "Вьяца ромыняска" выдвигал принцип моральной ответственности перед крестьянством и требовал от лит-ры правдивого отображения его бедств. положения) через "сэмэнэторизм" (нач. 20 в.; журн. "Сэмэнэторул" рассматривал крестьянство как единственный "позитивный класс") к "гындиризму" (20-30-е гг.; журн. "Гындыря" сделал крест, мироощущение опорой для проповеди мистицизма и национализма) не поколебала гуманистич. основ реалистич. лит-ры, её критич. позиции по отношению к бурж.-помещичьему обществу. После 1-й мировой войны 1914-18 эта критич. позиция упрочилась в творчестве М. Садовяну (роман "Улица Ляпушняну", 1921; сб. новелл "На постоялом дворе Анкуцы", 1928; роман "Секира", 1930, и др.), Л. Ребряну (1885-1944; романы "Ион", 1920; "Лес повешенных", 1922; "Восстание", 1932), К. Петреску (1894-1957; романы "Последняя ночь любви - первая ночь войны", 1930; "Прокрустово ложе", 1935), Ч. Петреску (1892-1961; романы "Затемнение", 1927; "Улица Победы", 1931, и др.), Гортензия ПападатБенджеску (1876-1955; роман "Концерт из произведений Баха", 1927), Дж. Кэлинеску (1899-1965; роман "Загадка Отилии", 1938) и др. писателей. Более отчётливо проявившие себя в поэзии представители символизма и экспрессионизма также противостояли бурж.-помещичьему миропорядку. Их характеризуют антимонархизм (Ал. Мачедонский, 1854-1920), явно выраженная симпатия к рабочему классу (Дж. Баковия, 1881 - 1957), пантеизм (Л. Блага, 1895- 1961), поиски этич. идеала (Т. Аргези, 1880-1967).

В 30-е гг. зародилась пролетарская лит-pa (А. Сахия, 1908-37, "СССР сегодня", 1935; Дж. Богза, р. 1908, "Трагедия народа басков", 1937) и "левая", тяготеющая к пролетарским идеалам поэзия (М. Бенюк, р. 1907; Э. Жебеляну, р. 1911; М. Р. Параскивеску, 1911- 1971). Антибурж. настроенность рум. лит-ры, усиленная антифаш. и антивоен. настроениями, способствовала её переходу на позиции социалистич. реализма. После освобождения страны от фашизма (1944) новые идеи и новая жизнь нашли отражение в творчестве писателей старшего поколения: Садовяну (повесть "Митря Кокор", 1949; роман "Никоарэ Подкова", 1952), К. Петреску (роман "Человек среди людей", т. 1-3, 1953-57), Ч. Петреску (роман "Люди вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня", 1955), а также поэтов и прозаиков, начинавших свой путь в 20-30-е гг.: Бенюка, 3. Станку (1902-74), Жебеляну, Параскивеску, В. Теодореску (р. 1909). В атмосфере строительства социалистического общества формируется творчество Э. Камилара (р. 1910), Т. Поповича (р. 1930), М. Преды (р. 1922), Э. Барбу (р. 1924), Л. Фулги (р. 1916), Марии Бануш (р. 1914), М. Драгомира (1919-64), Р. Боуряну (р. 1906), М. Давидоглу (р. 1910), Лучии Деметриус (р. 1910), А. Баранги (р. 1913), X. Ловинеску (р. 1917) и др. прозаиков, поэтов, драматургов. В 1949 основан Союз писателей, призванный объединить творческие силы на марксистской идейно-эстетической платформе. На рубеже 50-60-х гг. выдвинулось новое поколение: прозаики - Д. В. Попеску (р. 1935), Ф. Нягу (р. 1932), Н. Веля (р. 1936); поэты - Н. Стэнеску (р. 1933), М. Сореску (р. 1936), Ана Бландиана (р. 1942) и др. С сер. 60-х гг. в рум. лит-ре обозначается тенденция к постановке разных морально-этич. проблем, к углублённому психологич. анализу на основе раскрытия индивидуального мировосприятия, художеств, символизировання и мифологизирования, лиризации прозы. Эта тенденция в той или иной степени нашла выражение в творчестве Ш. Бэнулеску (р. 1929), Ф. Нягу, А. Ивасюка, М. Преды, 3. Станку, Н. Стэнеску, Ч. Балтага, Н. Каройона, В. Теодореску и др. ВСРР, кроме лит-ры на рум. языке, существуют лит-ры на венг. и нем. языках. Издаются спец. журналы: "Romania literara", "Viata romaneasca" и др.

Литературоведение. Его начало было положено статьёй Когэлничану "Румынский или Валашский язык и литература" (1837). Т. Майореску пропагандировал лозунг "искусство для искусства". В 80-е гг. Доброджану-Геря, полемизируя с Майореску, утверждал эстетич. концепцию, сочетавшую детерминистские положения И. Тэна с идеями рус. революц. демократов об обществ, назначении иск-ва. В дальнейшем эстетику реализма отстаивали Г. Ибрэиляну (1871-1936; "Критицизм в румынской , культуре", 1909) и автор работ по истории рум. лит-ры Н. Йорга (1871-1940), рассматривавший её как важный фактор, объединяющий нацию, что послужило идейной основой сэмэнэторизма. Оппозицию Йорге составлял Э. Ловинеску (1881-1943) - наследник "эстетизма" Майореску и теории подражания Г. Тарда, сторонник активного восприятия опыта других лит-р. Кэлинеску в "Истории румынской литературы с зарождения до наших дней" (1941) рассматривает историю лит-ры как эпопею развития лит. жанров и личных судеб писателей в их взаимосвязи. Проблемами теории лит-ры, эстетики, стилистики и философии иск-ва занимались Т. Виану (1897-1964), М. Раля (1896-1964). Основы марксистской науки о лит-ре заложены в 20-30-х гг. Совр. литературоведение и критика пересматривают с марксистских позиций лит. наследие, анализируют совр. лит. творчество (работы Ш. Чокулеску, р. 1902; А. Пиру, р. 1917; О. Крохмэлничану, р. 1922; И. Яноши, р. 1928; П. Корня, р. 1924; Д. Мику, р. 1928, и др.).

Лит.: Курс лекций по истории зарубежных литератур XX в., [М.], 1956; Кожевников Ю. А., Попоранизм и проблема влияния русской литературы на румынскую, в сб.: Славянские литературы, М., 1963; его же, Становление социалистического реализма в румынской литературе и творчество А. Сахин, в кн.: Национальные традиции и генезис социалистического реализма (в литературах стран народной демократии), М., 1965; его ж е, М. Эминеску и проблема романтизма в румынской литературе XIX в., М., 1967; Румынско-русские литературные связи 1-й половины XIX - начала XX века, М., 1964; Двойченк о-М а р-к о в а Е. М., Русско-румынские литературные связи в 1-й половине XIX в., М., 1966; Гацак В. М., Восточно-романский героический эпос, М., 1967; С а 1 i n е s c u G., Istoria literaturii romane, Buc., 1941; Piru Al., Literatura romana veche, [Buc., 1961]; его же, Literatura romana premodarna, Buc., 1964; Cornea P., Pacurariu D., Curs de istoria literaturii romane moderne, Buc., 1962; Tradifii ale criticii literare marxiste din Romania, 1930-1940; Studii si antologie de Ileana Vrancea, Buc., 1962; Istoria literaturii romane, v. 1 - 3, Buc., 1964 - 73; Crohmalniceanи О v. S., Literatura romana intre cele doua razboaie, v. 1-2, Buc., 1972-74 P о p a M. , Dictionar de literatura romana contemporana, 1971; Adamescu G., Contributiune la bibliografia romanesca, v. 1 - 3, Buc., 1921 - 28; Bibliografia literaturii romane, 1948 - 60, Sub. red. acad. T. Vianu, Buc., 1965. Ю. А. Кожевников.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

К эпохе неолита относятся выразит, статуэтки из глины (т. н. Мыслитель из Чернаводы, культура Хаманджия, 3-е тыс. до н. э.), керамические сосуды с богатыми прочерченными, лепными и расписными узорами, близкие памятникам Эгейского мира, Центр, и Вост. Европы (культуры Боян, Кукутени и др.)^ Сохранились памятники иск-ва фракийцев, скифов, кельтов, остатки антич. городов на побережье Чёрного моря (Каллатия, ныне Мангалия; Ист-рия; Томы, ныне Констанца), руины дакийских крепостей в горах Трансильвании (Грэдиштя-Мунчелулуй и др.), многочисл. произв. греко-рим. и рим. скульптуры (в т. ч. так наз. "Трофей Траяна" из Адамклисси). От эпохи переселения народов остались ювелирные изделия готов (клад золотых вещей из Пьетроассы, 4 в. н. э.), древних славян, поселившихся в 6-7 вв. (предметы из Войнештского клада, кон. 12 - нач. 13 вв.). Ср.-век. иск-во Трансильвании (с 12 в. в составе Венг. королевства) развивалось в контакте с иск-вом католич. стран Центр. Европы. Церкви в романском стиле (трёхнефные базилики в Чиснэдиоаре, до 1223, и Алба-Юлии, между 1250 и 1290) сменились готич. постройками (зальные храмы - св. Михаила в Клуже, "Чёрная" церковь в Брашове, 14-15 вв.) с массивными стенами, монументальной башней у зап. фасада и скупым резным декором. В 14-17 вв. велось гор. стр-во (каменные и кирпичные дома горожан, укрепления с монументальными башнями и воротами - в Сибиу, Сигишоаре, Брашове). Сооружались замки (Бран, 1377, Хунедоара, завершён в 15 в.), свободные по планировке, с помещениями в несколько ярусов вокруг иррегулярного внутр. двора, с округлыми и квадратными башнями, эркерами и т. п. С нач. 16 в. в архитектуру проникли веяния Возрождения. Дома горожан стали украшаться отд. ордерными деталями, пышное скульпт. убранство в ренессанс-ном духе приобрели капеллы, сооружавшиеся в готич. церквах (капелла Лацо в соборе в Алба-Юлии, завершена в 1512). Реконструкцию в духе архитектуры Возрождения претерпевали и замки, приобретшие внутр. дворы с аркадами и лоджии на фасадах (замки Криш, ок. 1559- 1698, Фэгэраш, 16-17 вв.). Однако стиль Возрождения не сложился в законченную художеств, систему. С нач. 18 в. распространились постройки в стиле барокко, к-рым свойственна сдержанность форм и декора (церкви в Клуже, Тимишоаре, Ораде, дворец Брукенталя в Сибиу и др.). В сел. церквах 14-18 вв. часто использовались отд. формы архитектуры Молдовы и Валахии. В 19 в. в Трансильвании стр-во сократилось.

Т. Н. Мыслитель из Чернаводы. Культура Хаманджия. Терракота. 3-е тыс. до н. э. Национальный музей древностей. Бухарест.

Керамический сосуд культуры Кукутени. Конец 3-го тыс. до н. э.

В ср.-век. изобразит, иск-ве Трансильвании переплетались влияния европ. готич. и поздневизант. иск-ва. Настенной живописи 14-15 вв. часто были свойственны грубоватая выразительность и характерность образов. Развивавшаяся с 15 в. станковая живопись близка цент-ральноевроп. кругу. В 17 в. получила распространение надгробная скульптура (плиты с упрощёнными рельефными портретными изображениями в духе Ренессанса), в 18 в.- настенная живопись и алтарная скульптура в стиле барокко. В декоративно-прикладном иск-ве 14- 18 вв. особого расцвета достигла художеств, обработка металла.

Ср.-век. нск-во Валахии и Молдовы развивалось под воздействием близлежащих православных стран - Византии, Сербии, Болгарии. Наряду с крестово-купольными храмами (церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш, 1352) здесь получили распространение одно-нефные триконховые церкви с притвором и с одним или несколькими куполами (церковь монастыря Козия, кон. 14 в.). В декоре построек Молдовы встречаются отд. готич. детали (стрельчатые завершения окон и порталов), к-рые сочетаются с узорными поливными керамич. вставками в верх, части стен и на барабанах куполов (церковь монастыря Нямц, 1497). В кон. 15 - нач. 16 вв. в церквах Молдовы начали применяться оригинальные подкупольные своды в виде ступенчато расположенных арок на консолях.

Замок в Хунедоаре. Завершён в 15 в.

Таким сводам соответствуют высокие, звёздчатые в плане барабаны куполов. В 14-15 вв. велось стр-во крепостей, прямоугольных в плане, с помещениями по периметру, с башнями и бастионами (Нямц, Сучава). Для церк. архитектуры 16- 17 вв. в Молдове и Валахии характерно тяготение к пышному декоративизму. Церкви Валахии нач. 16 в., сложенные из шлифованного камня и мрамора, сплошь покрыты нарядной плоскорельефной резьбой (ложные аркатуры, филёнки, розетты), обычно расчленённой на 2 яруса (церковь монастыря Дялу, 1500-02, епископская церковь в Куртя-де-Арджеш, 1512-17). Непрекращавшиеся войны с Турцией привели к разорению княжеств. Несмотря на установившееся тур. господство (16-19 вв.), традиции нац. культуры бережно сохранялись. Более скромные кирпичные постройки Валахии 16-17 вв. повторяли в упрощённых формах схему декора церквей нач. 16 в. (церкви Михай-Водэ, 1589-91, и Патриаршая, 1654-58,- в Бухаресте). В композицию церквей Молдовы и Валахии, сохранявших традиц. структуру, в 16-17 вв. часто вводился открытый притвор с арками или приземистыми аркадами. Замечательны сел. церкви Молдовы, камерные по размерам, с высокими нависающими крышами. Их стены сплошь покрыты снаружи красочными сюжетными росписями, образующими нарядные "ковровые" композиции (церкви монастырей Хумор, 1530, Молдовица, 1532, с. Воронец, расписана в сер. 16 в.). В архитектуре Валахии в кон. 17-18 вв. распространился т. н. стиль Брынковяну, для к-рого характерно сочетание традиций нар. и ср.-век. нац. зодчества с отд. элементами ренессансной и барочной архитектуры - лоджиями, витыми колоннами, пышными резными растит, капителями (дворец Могошоая близ Бухареста, 1700-02, церковь Ставрополис в Бухаресте, 1724- 1730). Сохранявшие традиц. композицию постройки Молдовы 17-18 вв. часто покрывались богатой плоскорельефной резьбой, в к-рой причудливо сочетались европ., вост. и нац. орнаментальные мотивы (церковь "Трёх святителей" в Яссах, 1639). В 17 в. в церквах часто использовались элементы архитектуры барокко (церковь монастыря Голия, 1660), в кон. 18 - нач. 19 вв.- классицизма (Георгиевская церковь монастыря Нямц, 1795). Выраставшие близ княжеских дворов города Молдовы и Валахии вплоть до 19 в. сохраняли облик сельских поселений с кривыми улицами и домамиусадьбами. Своеобразны распространённые в Валахии дома-крепости ("кула") с массивными стенами и окнами в виде бойниц.

Церковь в с. Воронец. Юго-восточная часть. 1488.

Ср.-век. живопись Валахии и Молдовы исходила из поздневизант. традиций. Гибкость контурного рисунка, спокойный тон повествования и мягкость красочной гаммы сочетались в ней с попытками индивидуальной характеристики персонажей (миниатюры евангелия работы Гаврила Урика, 1429, росписи церквей св. Николая в Куртя-де-Арджеш, 2-я пол. 14 в., в Пэтрэуци, 1487). В 16 в. в росписях, при сохранении ср.-век. схем, усилились светские начала, появились черты парадной репрезентативности и декоративной орнаментальности, гл. обр. в портретах ктиторов (росписи епископской церкви в Куртя-де-Арджеш, ок. 1526). В наружных стенописях церквей Молдовы проявлялись попытки внести в иск-во актуальное содержание (изображение турок среди грешников в сценах "Страшного суда"). В живописи Валахии 17-18 вв., проникнутой наивной жизненной непосредственностью и красочным фольклорным началом (росписи церкви в филипешти-де-Пэдуре, 1692, живописец Пырву Муту), появились пейзажные и архит. фоны с элементами пространственности (росписи монастыря Хурези, 1694-1704). В иконописи Молдовы и Валахии, развивавшейся с кон. 15 в., строгая обобщённость образов сменилась в 17 в. тяготением к декоративности и орнаментальности. Круглая скульптура в Молдове и Валахии в ср.-век. период не получила развития. Переживало расцвет иск-во орнаментальной резьбы по камню и дереву, для к-рой характерно богатство растит, и геометрич. мотивов (деревянные врата, троны и алтари церквей, кам. надгробные плиты и архит. детали). Высокого уровня достигли в 14-18 вв. художеств, вышивка (шитые серебром и золотом предметы церк. обихода, часто с выразит, портретными изображениями и многофигурными композициями) и обработка металла.

Дворец Могошоая близ Бухареста. 1700-02. Деталь балкона северного фасада.

С ростом нац.-освободит, движения, на рубеже 18 и 19 вв. во всех областях Р. формируется светское иск-во. Получает развитие портретная живопись (статичные, наивно-выразит. портреты Н. Полковникула, И. Баломира и др.). Иск-во середины 19 в. откликается на события революционного движения. Возникают тенденции романтизма и реализма (портреты и пейзажи И. Негулича, Б. Исковеску, патриотич. аллегорич. композиция К. Д. Розенталя). Подъёму художеств, культуры способствовало объединение Молдовы и Валахии (1859) и провозглашение независимого Рум. гос-ва (1877). В картинах на темы нац. истории и идиллич. сценах крест, жизни Т. Амана сосуществовали романтич., академич. и реалистич. черты. В 1870-90-е гг. переживало расцвет иск-во демократия, реализма (отличающиеся тонкостью цветовых градаций и свежестью гаммы пейзажи и образы людей из народа Н. Григореску и Й. Андрееску, близкие живописи барбизонской школы). Социально-критич. тенденции проявились в картинах на темы жизни рум. пролетариата О. Бэнчилэ и Ж. А. Стериади, острых политич. карикатурах И. Изера и др. В живописи 1-й трети 20 в. поиски новых выразит, и колористич. возможностей, использование отд. приёмов фовизма, кубизма и экспрессионизма сочетались с интересом к предметному миру, демократич. нац. идеалами (портреты, пейзажи, натюрморты, ист. композиции и жанровые сцены Ш. Лукьяна, Г. Петрашку, Т. Паллади, К. Рессу, Ш. Димитре-ску, Н. Тоницы, Ф. Ширато, Д. Гьяцэ и др.). В 30 - нач. 40-х гг., в период начавшейся фашизации гос. строя, в иск-ве Р. сложилось прогрессивное, антифаш. направление. Переживает расцвет политич. журнальная графика (экспрессивные обличительные рисунки и карикатуры Н. Тоницы, А. Жикиди и др.). В скульптуре кон. 19 - 1-й трети 20 вв. академизм сменился тенденциями романтизма (Ш. Йонеску-Валбудя), стиля "модерн" (Д. Пачуря) и неоклассицизма (И. Жаля, О. Хан, К. Медря). В работах К. Брынкуши поиски символич. звучания образов и выразит, возможностей материала иногда приводили к отвлечённости форм. В ряде произведений скульптор стремился к совр. переосмыслению традиций рум. нар. иск-ва. В архитектуре в нач. 19 в. появились отд. постройки в стиле классицизма. Во 2-й пол. 19 в., в связи с развитием пром-сти и ростом городов, распространились парадные обществ, постройки в духе европ. эклектич. архитектуры (Атенеум, Дворец юстиции и др.- в Бухаресте), часто сооружавшиеся иностр. архитекторами. В 1880-е гг. арх. И. Минку обратился к традициям нар. зодчест