БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201атривал школу, дающую П. о., как одно из важнейших средств создания базы бесклассового общества, орудие воспитания в духе коммунизма, средство подготовки молодого поколения к строительству новой жизни. В работах Ленина высказывается мысль о том, что политехнизм образования является одним из руководящих принципов, определяющих цели, содержание и формы школьного обучения. Ленинские идеи о П. о. получили развитие в работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. И. Калинина. Крупская особо подчёркивала, что политехнизм должен пронизывать все уч. дисциплины, изучаемые в школе; что он требует взаимной увязки этих дисциплин, увязки их с практич. деятельностью и особенно с обучением труду.

П. о. в соединении с умственным и фи-зич. воспитанием впервые начало осуществляться в сов. общеобразоват. школе. С науч. основами совр. произ-ва уч-ся знакомятся гл. обр. в процессе изучения естественнонауч. дисциплин (при широком показе возможностей и форм использования человеком законов природы и свойств материалов для нужд практики, произ-ва; выборе методов обучения, максимально стимулирующих познават. активность уч-ся и открывающих возможности для самостоят, раскрытия действия законов природы на практике; развитии начальных навыков обращения и работы с простейшими приборами и инструментами; ознакомлении с реальным произ-вом). Ведущая роль в формировании и развитии умения ориентироваться в системе производств, отношений и в воспитании готовности к труду принадлежит предметам гуманитарного цикла: раскрытие объективных законов развития общественных отношений, ведущей роли и места рабочего класса в создании материальных и духовных ценностей; изучение истории социалистич. общества; ознакомление с основами экономики, с организацией совр. произ-ва и структурой нар. х-ва, с задачами коммунистич. строительства; выбор таких методов уч. работы, к-рые обеспечивают формирование моральной готовности уч-ся к участию в производит. труде. Ознакомление с науч. основами произ-ва и производств, отношений осуществляется также на ф а-культативных занятиях, в различных технич. и опытнич. кружках в школе и внешкольных учреждениях. Практич. развитие навыков и умений обращаться с простейшими орудиями произ-ва, взаимодействовать с машинами и механизмами составляет главное назначение и содержание предмета "Трудовое обучение" Формирование у учащихся готовности к труду, воспитание трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются всей системой уч. и внеучебной работы школы (содержание уч. предметов, уровни трудовых уч. нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т. д.). Решающую роль в трудовом воспитании играет участие школьников в общественной трудовой деятельности взрослых (это позволяет на практике знакомиться с производств. отношениями и обязанностями, действенно проявлять духовные и физич. способности). С этой же целью организуется работа уч-ся в уч. цехах, учебно-производств. комбинатах, ученич. производств, бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др.

Принцип политехнизма в значит, мере определяет содержание образования, выбор методов обучения и практич. подготовки в профессиональных уч. заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Политехнизм позволяет обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень их проф. и общей культуры, развитие их способности быстро ориентироваться в совр. технике и технологии произ-ва.

Принцип политехнизма является одним из осн. принципов построения учебно-воспит. работы средней школы и в др. социалистич. странах.

Лит.: Маркс К., Инструкция делегатам Временного Центрального совета по отдельным вопросам, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же, т. 4; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41; его же, Директивы ЦК коммунистам - работникам Наркомпроса; там же, т. 42; его же, О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны, там же; его же, Предисловие к книге И. И. Степанова ч Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства", там же, т. 45; Крупская Н. К., Народное образование и демократия. Педагогические сочинения, т. 1, М., 1957; её же, Трудовое воспитание и политическое образование, там же, т. 4, М., 1959; Луначарский А. В., Основные принципы единой трудовой школы, в сб.: А. В. Луначарский о народном образовании, М., 1958; Блонский П. П., Трудовая школа, ч. 1 - 2, М., 1919; Шабалов С. М., Политехническое обучение, М., 1956; Проблемы политехнического образования, М., 1972.

В. Г. Зубов.

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, учебно-воспитат. процесс, в ходе к-рого осуществляется политехническое образование.

ПОЛИТИЗДАТ, Издательство политической литературы ЦК КПСС, центр, парт, издательство Сов. Союза. Осн. в Москве в 1918 как парт, изд-во "Коммунист" (в 1919 вошло в Госиздат РСФСР как отдел парт, лит-ры); с 1931- Партиздат, в 1940 Партиздат слился с Соцэкгизом и с янв. 1941 наз. Госполитиздат, с 1963 - Политиздат.

П. выпускает произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов партии, пленумов ЦК и др. парт, документы, доклады и выступления руководителей КПСС, братских коммунистич. и рабочих партий; науч., науч.-популярную и учебную литературу по науч. коммунизму, марксистско-ленинской философии, политэкономии, истории КПСС, парт, строительству, науч. атеизму, внеш. политике СССР, мировому революц. процессу, а также художественно-документальную литературу, календарные издания.

Среди выпущенной П. литературы особенно значительны Полное собрание сочинений В. И. Ленина в 55 томах (1958-1965), Ленинские сборники, 2-е издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, биографии К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, "Воспоминания о В. И. Ленине" (5 тт.), 10-томное издание "Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК", 4-томник Л. И. Брежнева "Ленинским курсом".

Широкой популярностью пользуются книги серий "О жизни и о себе", "Герои Советской Родины", "Пламенные революционеры", "Владыки капиталистического мира", "За фасадом буржуазных теорий".

В 1973 было выпущено 398 названий общим тиражом 108676 тыс. экз., объёмом 1 431 326 тыс. печатных листов-оттисков, что составляло 20% всей изданной в стране лит-ры по общественно-по-литич. и социально-экономич. проблемам.

П. награждён орденом Трудового Красного Знамени (1970). н. В. Тропкин.

ПОЛИТИКА (греч. politika- государственные или общественные дела, от polls - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром к-рой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самое существенное в П.- это "...устройство государственной власти" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 239); П. "...есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства..." (там же, т. 33, с. 340). Содержание П. в конечном счёте всегда определяется интересами класса или союза классов. Любая обществ, проблема приобретает политич. характер, если её решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 360).

На протяжении тысячелетий предпринимались попытки объяснить природу политич. деятельности. Однако побудит, мотивы политич. действий и движений выводились гл. обр. или из абстрактной, надвременной природы человека, или из столь же внеисторически понимаемых категорий религии, философии и т. п. Научное объяснение П. и соответственно формирование науч. П. стали возможны лишь с появлением марксизма. Материалистич. понимание истории, уяснение роли и места классов во всём комплексе социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политич. отношения в своей сущности есть отношения классовые. С тех пор как появились классы и до тех пор, пока они будут сохраняться, существовала и будет существовать П. как особая, специфич. форма обществ, деятельности. Именно потребности классов определяют содержание политич. интересов. По мере усложнения социальной жизни, осознания классами и др. обществ, группами своих интересов формировалась политич. надстройка общества, возникали организации и учреждения, в рамках к-рых по преимуществу осуществляется политич. деятельность, прежде всего - гос-во, позднее партии политические. С точки зрения марксизма-ленинизма, П.- и как практич. отношения, и как идеология -детерминирована движением экономич. процессов и выступает как надстройка над экономич. базисом общества (см. Базис и надстройка). Экономич. интересы в конечном счёте выступают как социальная причина политич. действий. Характер взаимоотношений между экономикой и П. рельефно выражен в классических ленинских формулах: "политика есть самое концентрированное выражение экономики..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 278) и "политика не может не иметь первенства над экономикой" (там же). Первая формула, исходя из определяющего значения экономич. отношений, обращает внимание на обобщённость политич. образа экономич. реальности. П. не просто отражает экономику. В политич. требованиях н решениях экономич. потребности очищаются от всего случайного и неустойчивого, что приводит к выделению главного и основного. Этот процесс может протекать стихийно, неосознанно, что во мн. случаях деформирует политич. отражение экономич. связей и интересов. Только научный, теоретически осознанный подход к соотношению П. и экономики даёт возможность найти адекватные политич. формы для отражения экономия, потребностей. Вторая ленинская формула подчёркивает, что решение экономия, проблем должно быть подчинено главной и основной задаче - сохранению и упрочению политич. власти. "...Без правильного политического подхода к делу,- писал Ленин,-данный класс не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи" (там же, с. 279). Правильный политический подход заключается, в частности, в том, чтобы рассматривать производственные задачи во всём контексте социально-политич. проблем, характерных для данного исто-рич. этапа. Политич. деятельность, будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политич. логика не является механическим слепком с логики экономич. развития. Всё это открывает путь для политич. акций, противоречащих законам экономич. развития или, что встречается гораздо чаще, учитывающих действия этих законов неполностью, частично. В ограниченных рамках паллиативные акции могут иметь успех, о чём, напр., свидетельствует опыт гос. регулирования экономики в условиях совр. капитализма. Однако в перспективе подобные политич. действия обречены на провал, ибо они лечат не болезнь, а её симптомы. Вместе с тем относит. самостоятельность П. открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономич. процесс и вообще на ход истории. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политич. воздействия - повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критич. моментах истории, когда насилие необходимо и неизбежно, а о её спокойном течении, то и в этом случае политич. действия, отражающие назревшие потребности обществ. и прежде всего экономич. развития, выступают как мощный ускоритель социального прогресса, как сила, способствующая сознат. и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Неправильное понимание соотношения экономики и П. является одной из причин различных отступлений от марксизма. С одной стороны, односторонняя ориентация на экономич. факторы, недооценка, принижение созидательной роли политич. действий ведут к пассивности осн. центров власти, к росту неконтролируемых, стихийных воздействий на обществ. организм. С другой стороны, пренебрежит. отношение к требованиям экономики, вера во всесилие политич. решений и лозунгов лишают политич. руководство необходимой объективной основы и тем самым превращают его в царство субъективизма и произвола. Если в первом случае П. как бы растворяется в экономике, то во втором - она отрывается от экономики и противопоставляется ей. Результат же один - отказ от науч. П., подмена её разного рода субъективистскими представлениями.

Будучи концентрированным выражением не только экономич., но и иных потребностей классов, П. оказывает существ, влияние на все структурные элементы надстройки, даёт решающие критерии для размежевания прогрессивного и реакционного. Причём, чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политич. сферу. Поэтому, естественно, что в совр. эпоху, когда в мировом масштабе идёт процесс революц. смены одной общест-венно-экономич. формации другой, происходит всеобъемлющая "политизация" социальной жизни. Наиболее крупные, актуальные проблемы, стоящие перед человечеством, имеют политич. характер.

Различают П. внешнюю и П. внутреннюю. Это различие правильно, но в известной мере условно. Ибо "...противополагать внешнюю политику внутренней есть в корне неправильная, немарксистская, ненаучная мысль" (Ленин В. И., там же, т. 30, с. 93). В целом внешнеполитич. курс данного гос-ва определяется характером, классовой природой его внутр. политики'. Вместе с тем внешнеполитич. обстановка существенно влияет на П. внутреннюю. В конечном же счёте и внешняя, и внутренняя П. решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы обществ. отношений. Но в рамках этой принципиальной общности каждое из двух осн. направлений П. имеет свою важную специфику. Методы решения внутриполитич. задач определяются тем, что государство - даже при ярко выраженной оппозиции - обладает монополией на политич. власть в данном обществе. А на междунар. арене единого центра власти нет, там действуют государства, к-рые в принципе равноправны и отношения между к-рыми складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.

На протяжении тысячелетий мировая П. оставалась сферой неприкрытого господства "кулачного права". Возникновение первого в мире социалистич. государства создало совершенно новую ситуацию в системе междунар. отношений. История сов. внешней П., принципиальные основы к-рой были заложены В. И. Лениным,- это история борьбы за утверждение новых методов и форм внешнеполитич. деятельности, новых принципов междунар. отношений. Внутр. П. охватывает осн. направления деятельности государства, правящих партий. В зависимости от той сферы обществ. отношений, к-рая является объектом политич. воздействия, можно говорить об экономич. или социальной, культурной или технической и др. П. Борьба за власть, политич. господство между классами-антагонистами, а также между различными группами господствующего класса составляет стержень общественно-политич. жизни в любом антагонистич. обществе. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политич. жизни перемещается в область упрочения, совершенствования политической организации общества, развития социалистич. демократии, постепенного преобразования всей системы обществ. отношений. Поскольку в мире существует капиталистич. общество, постольку борьба за сохранение политич. власти трудящихся продолжает иметь чётко выраженный классовый характер. Что же касается внутр. аспектов П. социалистич. государств, то по мере становления социализма они утрачивают классово-антагонистич. характеристики. Разумеется, и при социализме существует борьба мнений, отражающая противоречия обществ. развития, борьбу нового и старого в обществ. жизни и, соответственно, разный подход к решению тех или иных вопросов. Открытое, творческое сопоставление взглядов и оценок, широкое обсуждение актуальных общественно-политич. проблем - важное условие дальнейшего упрочения и развития социализма. В самой общей форме структуру политич. руководства можно свести к след. осн. моментам. Во-первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных задач, чёткое определение перспективных, а также ближайших целей, к-рые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени. Реальность политич. задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют соотношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на данном этапе развития. Во-вторых, политич. руководство предполагает выработку методов, средств, форм обществ. деятельности и организации, с помощью к-рых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки "чистой" П., ибо её решение связано с определ. нравств. представлениями. Коммунисты решительно отвергают аморальный тезис: цель оправдывает средства. Политич. опыт показывает, что успех, к-рый может быть достигнут путём применения бесчеловечных средств для осуществления человечной цели, имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели. В-третьих, политич. руководство связано с необходимостью подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить намеченные задачи. Каждый из трёх перечисленных моментов предполагает конкретный анализ конкретной ситуации и перебор возможных вариантов решения политич. задач с целью выбора наилучшего. Знание общей схемы, равно как и применение современного инструментария политич. руководства (системный анализ и т. п.), сами по себе ещё не обеспечивают успеха в П. Науч. П. опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской теории, вскрывающей закономерности историч. развития. Сердцевина науч. П. в условиях социализма, её смысл и гл. содержание - это проблема социального управления, т. е. сознательного, направленного руководства обществ. прогрессом. Выработка генеральной перспективы развития общества, правильной политич. линии и организации трудящихся в целях претворения её в жизнь - главное в деятельности правящих коммунистич. партий, к-рые выполняют роль политич. руководителя рабочего класса и всех трудящихся. Чем шире размах социалистич. и коммунистич. строительства, чем сложнее задачи, к-рые приходится решать, тем выше роль и ответственность партий, идущих во главе масс.

Политич. теория, давая общую ориентировку политич. деятельности, не может охватить всего многообразия событий, очертить всю совокупность возможных следствий из данной совокупности причин. Поэтому П., даже научная П., -столь же искусство, сколь и наука. Тем более, что П. широко подвержена влиянию личных качеств политич. деятелей. Поэтому одна и та же объективная, напр. экономич., потребность может быть выражена в разных политич. решениях, содержание к-рых будет во многом зависеть от усмотрения лиц, правомочных это решение принять. Диапазон отклонений, вызванных действиями субъективных факторов, объективно ограничен. Но он вполне достаточен, чтобы привести к неоднозначности политич. действий.

П., в отличие от экономики или культуры, относится к числу таких явлений обществ. жизни, к-рые имеют исторически преходящий характер. По мере развития коммунистич. общественно-экономич. формации политич. оболочка, внутри к-рой до сих пор осуществляется материальный и духовный прогресс, будет становиться всё тоньше, пока совсем не растворится в обществ, коммунистич. самоуправлении. Связь между людьми, руководство делами общества утратят политич. характер. Установление социальной однородности человечества будет означать конец П. как специфич. формы человеческой деятельности.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; е г о же, Политические партии и перспективы, там же, т. 8; Энгельс Ф., Позиция политических партий, там же, т. 1; Л е н и н В. И., По поводу одной статьи в органе Бунда, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 14; его же, Выборная кампания социал-демократии в Петербурге, там же, т. 14; е г о же, Отношение к буржуазным партиям, там же, т. 15; е г о же, Полемические заметки, там же, т. 20; его ж е, Блок кадетов с прогрессистами и его значение, там же, т. 21; его же, О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы, там же, т. 23; его же, Еще о политическом кризисе, там же, т. 25; его ж е, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 30; его же, Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! там же, т. 32; его же, Из дневника публициста, там же, т. 34; его же, Политический отчет Центрального Комитета 7 марта, там же, т. 36; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же, т. 37; его же, Заметки публициста, там же, т. 40; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; его же, Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта [X съезд РКП(б)], там же, т. 43; его же, [Письмо] И. Арманд6(19) янв. 1917, там же, т. 49; Стронин А., Политика как наука, СПБ, 1872; Чичерин Б., Курс государственной науки, ч. 3, М., 1898; Лашина М. В., Специфические закономерности политики и особенности их действия в условиях строительства коммунизма, М., 1968; Бурлацкий Ф. М., Ленин, государство, политика, М., 1970; АзаровН.И., В. И. Ленин о политике как общественном явлении, М., 1971; Бовин А. Е., В. И. Ленин о политике и политической деятельности, М., 1971; П и ч у г и н П. В., Место и роль политики в развитии советского общества, М., [1971]. А. Е. Бовин.

"ПОЛИТИКАЛ АФФЕРС" ("Political Affairs" - "Вопросы политики"), ежемесячный марксистский журнал в США, теоретич. и политич. орган Коммунистич. партии США. Издаётся в Нью-Йорке с 1922. До 1945 выходил под назв. "Комьюнист" ("Communist").

ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КАРТЫ, карты, отображающие политико-адм. устройство государств или их частей. Передают политич. и адм. деление картографируемой территории (размещение территориальных политич. и адм. единиц), гос. устройство и формы гос. правления, политич., стратегич. и адм. центры, коммуникации междунар., гос. и местного значения. П.-а. к. используются для справочных, организационно-хоз., учебных целей и в качестве основы для составления карт иной тематики. В СССР систематически издаются поли-тико-адм. карты страны (масштабов 1 : 4 000 000, 1 : 5 000 000 и 1 : 8 000 000), политико-адм. и адм. карты союзных республик, АССР, краёв и областей (масштабов от 1 : 600 000 до 1 : 2 500 000).

Лит.: Ларин Д. А., Политические и политико-административные карты, в сб.: 50 лет советской геодезии и картографии, М., 1967.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА, система политич. учреждений государственно-организованного общества. Политич. характер организация общества приобретает с возникновением классов и появлением гос-ва. В ходе истории П. о. о. усложняется и в развитом обществе наряду с государством как осн. звеном включает в себя партии, профсоюзы, церковь и др. организации и движения, преследующие политич. цели, а также нормы, политич. традиции и установки, связывающие П. о. о. в систему и обеспечивающие её функционирование. Деятельность учреждений и институтов, составляющих П. о. о., охватывает все обществ. отношения, складывающиеся в процессе осуществления политич. власти. В качестве синонима П. о. о. употребляется также понятие "политическая система общества".

Политич. организация эксплуататорского общества отражает его классово ан-тагонистич. характер. Доминирующую роль в ней играет механизм диктатуры господствующего класса, к-рый в условиях совр. капиталистич. общества охватывает гос-во, бурж. и реформистские партии, предпринимательские союзы ("группы давления"), церк. учреждения, "ж