БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201с климатологии, ч. 1-3, Л., 1952-54 (соавтор и редактор); Современное изменение климата. Л., 1966 (соавтор); Структура колебаний температуры воздуха на Северном полушарии, Л., 1973. ^ ^ С. П. Хромов.

РУБИНШТЕЙН Николай Григорьевич [2(14).6.1835, Москва,-И(23).3.1881, Париж, похоронен в Москве], русский пианист, дирижёр, педагог и муз.-обществ, деятель. Ученик А. И. Виллуана и Т. Куллака (фп.). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1855). Уже в годы учёбы концертировал с большим успехом. Музыкант-просветитель, Р., подобно своему брату А. Г. Рубинштейну, активно выступал за развитие проф. муз. образования в России. В 1860 по инициативе и под рук. Р. организовано Моск. отделение Русского музыкального общества, участвовал как дирижёр и солист в его симф. и камерных концертах. В том же году открыл Муз. классы, на основе к-рых в 1866 создана Моск. консерватория (был её директором и проф. до конца жизни). Среди его учеников - С. И. Танеев, А. И. Зилоти. Один из ярких пианистов и дирижёров 19 в., Р. был глубоким интерпретатором и пропагандистом творчества П. И. Чайковского (первый исполнитель ряда его фп. и симф. произв.; под рук. Р. состоялась 1-я пост, оперы "Евгений Онегин" силами учеников консерватории). Чайковский посвятил Р. своё фп. трио "Памяти великого артиста" (1882). Автор фп. пьес, романсов и др. сочинений. Лит.: К а ш к и н Н. Д., Н. Г. Рубинштейн, "Московские ведомости", 1906, N° 65; Д улова-Зограф А.Ю., Мои воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Музыка", 1912, № 68 - 73, 84, 86-89, 96-97, 106; Соловцов А., Н. Рубинштейн, М.- Л., 1946.

РУБИНШТЕЙН Николай Леонидович [11(23).12.1897, Одесса,-26.1.1963, Москва], советский историк, проф. (1938). Чл. КПСС с 1944. Окончил Новороссийский ун-т (1922) в Одессе. В 1934-59 преподавал в вузах Москвы (с 1938 проф.). В 1943-49 зам. директора по науч. работе Гос. Ист. музея. Осн. труды по рус. историографии, истории нар. движений на Украине 17 в., социаль-но-экономич. истории России в 18 в.- проблемы складывания капиталистич. уклада и генезиса капитализма в России. Соч.: Русская историография, М., 1941. Лит.: Дмитриев С. С., К истории советской исторической науки. Историк Н. Л. Рубинштейн, "Уч. зап. Горьковского ун-та. Серия историко-филологическая", 1964, в. 72, т. 1.

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18).6.1889, Одесса, - 11.1.1960, Москва], советский психолог, чл.-корр. АН СССР (1943). Зав. кафедрами психологии Ленингр. педагогич. ин-та им. А. И. Герцена (1930-42) и МГУ (1942-50), директор Ин-та психологии АПН РСФСР (1942-45), зам. директора Ин-та философии АН СССР (1945-48), зав. сектором психологии Ин-та философии АН СССР (1945-49, 1956-60). Занимался филос. и методологич. проблемами психологии, критич. анализом гл. направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Разрабатывал проблему детерминизма в психологии с позиций диалектич. материализма, проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Гос. премия СССР (1942) за работу "Основы общей психологии" (1940). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973.

РУБКА (от голл. roef - каюта), 1) закрытое сооружение на гл. палубе или надстройках судовых, не доходящее до бортов. В Р., часто располагающихся в неск. ярусов, размещают жилые, хоз. и служебные помещения. 2) Отд. служебное помещение на судне. В соответствии с назначением различают рулевую, штурманскую, боевую Р. (на воен. кораблях), радиорубку и др.

РУБКИ ЛЕСА, вырубка деревьев и удаление их из леса с целью получения древесины, а также возобновления, оздоровления и повышения продуктивности леса. В лесоводстве различают четыре основные вида Р. л.- рубки главного пользования, ухода, комплексные и санитарные.

Рубками главного пользования наз. рубки спелого леса. Они бывают выборочные, сплошные и постепенные. При выборочных рубках спиливают отдельные деревья, а значит, часть их остаётся на корне. Среди этих рубок различают подневольно-выборочные (вырубаются только крупные доброкачественные деревья и используется только самая ценная часть ствола) и добровольно-выборочные (периодически вырубаются в разновозрастном лесу крупные спелые и малоценные неспелые деревья; древесина используется полностью). В России выборочные рубки велись в сосновых лесах на Севере Европ. части, а также в нек-рых юж. лесах и применялись при заготовке корабельного леса. В СССР выборочные рубки позволяют сохранить защитные свойства леса. Наиболее целесообразны в сев. предтундровых, водоохранных и горных лесах. Сплошные рубки характеризуются полной вырубкой древостоя на определённом участке за лесозаготовительный сезон. По размерам участков выделяют сплошно-лесосечные рубки - небольшими, строго ограниченными участками, и концентрированные - большими площадями. Последние преобладают в многолесных таёжных р-нах с механизированными лесозаготовками. Постепенные рубки проводят на одном участке в неск. приёмов в течение ряда лет. Применяют в зонах смешанных и горных лесов.

Рубки ухода - периодические вырубки в лесах части деревьев, не достигших возраста спелости, с целью обеспечить преобладание ценных древесных пород, улучшить качество древесины, повысить продуктивность леса и его водоохранные, водорсгулирующие, полезащитные, оздоровительные, эстетич. и др. полезные функции. При рубках ухода пользуются классификацией деревьев в насаждениях, по к-рой их делят на три категории: I - лучшие, II - вспомогательные (полезные), III - худшие. Рубкам подлежат худшие деревья, иногда отдельные деревья хорошего роста для разреживания относительно однородных густых групп, а также деревья нежелательных пород. Различают четыре вида рубок ухода: рубки осветления - проводятся до смыкания молодняков (в возрасте до 10 лет); прочистки- уход в молодняках при наступлении их общего смыкания; прореживания - в возрасте жердняка; проходные - в дре-востоях старших возрастов, но до наступления спелости. В зависимости от типа древостоя и экономич. условий проводят низовое или верховое прореживание. При низовом удаляют деревья преимущественно из нижней части древесного полога (отставшие в росте, отмирающие), при верховом - преимущественно деревья верхнего полога (быстрого роста, но нежелательной породы, угнетающей главную, или главной породы, но с ухудшенной формой ствола и кроны, неблагоприятно влияющие на соседние деревья). Низовые методы ухода обычно применяют в чистых одноярусных древостоях, верховые - в смешанных и сложных. При рубках ухода вырубают от 10 до 40% запаса древостоев. Повторяют рубки: осветления и прочистки - через 2-3 года, прореживания - через 5-10 лет, проходные - через 10-15 лет.. Рубки ухода дают пром. маломерную древесину, используемую в качестве технологич. сырья.

Комплексные рубки совмещают особенности главных рубок и рубок ухода. Так, в двухъярусном древостое из спелой осины (верхний ярус) и молодой ели (нижний ярус) удаление осины является по отношению к ней главной рубкой, а по отношению к ели - рубкой ухода (способствует осветлению, ослаблению корневой конкуренции).

Санитарные рубки проводятся с целью оздоровления леса в молодых, средневозрастных, спелых и перестойных древостоях, поврежденных пожарами, насекомыми, поражённых болезнями и т. п.

Лит.: Георгиевский Н. П., Рубки ухода за лесом, М.- Л., 1957; Мелехов И. С., Рубки главного пользования, 2 изд., М., 1966; его же, Проблемы современного лесоводства, М,, 1969; Изюмский П. П., Рубки промежуточного пользования в равнинных лесах, М., 1969; Давыдов А., В., Рубки ухода за лесом, М., 1971; Иевинь И. К., КажемакА. Я., Проблемы технологии рубок ухода, Рига, 1973. И. С. Мелехов.

РУБЛЁВ Андрей (ок. 1360-1370 - 1427, по др. источникам, ок. 1430, Москва; погребён в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографич. сведения о Р. крайне скудны: воспитывался .в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева лавра),по др. исследованиям, в Андрониковом монастыре. Творчество Р. сложилось на почве художеств, традиций Моск. Руси; он был хорошо знаком также с визант. и южно-слав. художеств, опытом.

На формирование мировоззрения Р. большое влияние оказала атмосфера нац. подъёма 2-й пол. 14 - нач. 15 вв., для к-рого характерен глубокий интерес к нравств. и духовным проблемам. В своих произв. в рамках ср.-век. иконографии Р. воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравств. силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина ("Спас", "Апостол Павел", "Архангел Михаил", все - рубеж 14-15 вв., по др. исследованиям, 10-е гг. 15 в., Третьяковская гал.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. В кон. 14 - нач. 15 вв. (по др. исследованиям, ок. 1412 или ок. 1427) Р. создал свой шедевр - икону "Троица" (Третьяковская гал.). Традиционный библейский сюжет Р. наполнил глубоким поэтич. и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным "голубцом" и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность к-рых производит почти музыкальный эффект. "Троица" рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художеств, выражением основной идеи "Троицы" - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 Р. совм. с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Моск. Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Р. совм. с Даниилом Чёрным и др. мастерами-Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Р. в Успенском соборе наиболее значительна композиция "Страшный суд", где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Р. во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425-27 Р. совм. с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художеств, качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Р. В ряде произведений Р. удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматич. ноты, ранее ему не свойственные ("Апостол Павел"). Колорит икон более сумрачен но сравнению с ранними произв.; в нек-рых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаич. тенденции. Нек-рые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427, по др. исследованиям, на рубеже 14-15 вв.; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Р. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность к-рых кисти Р. точно не доказана: фрески Успенского собора на "Городке" в Звенигороде (кон. 14 - нач. 15 вв.; сохранились фрагменты), иконы - "Владимирская богоматерь" (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), "Спас в силах" (1408, Третьяковская гал.), часть икон праздничного чина ("Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Воскрешение Лазаря", "Преображение", "Вход в Иерусалим" - все ок. 1399) Благовещенского собора Моск. Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр "Евангелия Хитрово" (кон. 14 - нач. 15 вв., Библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва). Творчество Р. является одной из вершин рус. и мировой культуры. В 1947 в Андрониковом монастыре открыт Музей др.-рус. иск-ва им. Андрея Рублёва.

Лит.: Алпатов М. В., Андрей Рублёв, М., 1959; Дёмина Н. А., "Троица" Андрея Рублёва, М., 1963; Лазарев В. Н., Андрей Рублёв и его школа, М., 1966; П л у-гин В. А., Мировоззрение Андрея Рублёва, М., 1974; Бетин Л. В., О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, в сб.: Реставрация н исследование памятников культуры, в. 1, М., 1975. Л. В. Бетин.

РУБЛЁВО, посёлок гор. типа в Московской обл. РСФСР, подчинён Кунцевскому райсовету г. Москвы. Расположен на правом берегу р. Москвы, соединён ж.-д. веткой со ст. Кунцево (12 км). В 1900 начал строиться первый московский водопровод с приёмом воды у Р.; в 1902 вступила в эксплуатацию Рублёвская водопроводная станция.

"РУБЛЁВОЕ ОБЩЕСТВО", революционная орг-ция молодёжи в России, осн. в кон. 1867 Ф. В. Волховским и Г. А. Лопатиным. Названо по величине месячного членского взноса. Гл. задачу члены об-ва видели в сближении с народом. По замыслу организаторов члены об-ва под видом странствующих сел. учителей должны были установить связи с крестьянством, вести революц. пропаганду среди крестьян, используя как легальные, так и нелегальные издания. "Р. о." имело группы в Петербурге (Лопатин, Н. Ф. Даниельсон, Н. Н. Любавин, В. В. Михайлов и др.) и Москве (Волховский, И. С. Клименко, П. А. Быков, К. Я. Белый, Н. В. Шугуров и др.)- Об-во выпустило для народа популярную книгу И. А. Худякова "Древняя Русь". В февр. 1868 большая часть членов "Р. о." была арестована.

Лит.: Бельчиков Н. Ф., "Рублёвое общество", "Изв. АН СССР. Серия VII. Отделение общественных наук", 1935, № 9 - 10.

РУБЛЬ, денежная единица в дореволюц. России и СССР. Р. служил основой рус. десятичной ден. системы, окончательно сложившейся к нач. 18 в. (ден. реформа Петра I в 1704). Термин "Р." возник в 13 в. в Новгороде как название половины гривны - слитка серебра (ок. 200 г). Р.-слиток был платёжной и весовой единицей. С 14 в. рубли "уходили" в княжества центр. Руси. Р.-гривна, разрубленная на две половины, давала полтины, к-рые стали первыми моск. Р. Во 2-й пол. 14 в., когда возобновилась чеканка рус. монет (древнерус. монеты чеканились в 10-11 вв., затем чеканка была прервана монголо-тат. завоеванием), Р. теряет своё значение как весовая единица и становится только счётно-ден. единицей. В 1534, когда образовалась единая монетная система Русского гос-ва, Р. становится её денежной единицей (1 Р. =100 коп. =200 деньгам = 400 полушкам). Происходит уменьшение веса новых монет. Из гривны серебра до реформы чеканили монет на 2,6 Р., после реформы - на 3 Р. Во время польск. и швед, интервенции в нач. 17 в. произошло обесценение Р. (его серебряное содержание снизилось с 68 г до 48 г). В 1654, при царе Алексее Михайловиче, из ефимков были отчеканены неполноценные Р. В 1698 масса Р. была приравнена к массе нем. талера (28,4 г). В 1704 началась регулярная чеканка серебряных монет достоинством в один Р. с массой в 28 г, что ввело рус. Р. в круг европ. монетных систем. В 18 в. содержание серебра в Р. постепенно уменьшалось, в 60-е гг. оно составляло 18 г и сохранилось таким до 1915, когда прекратилась чеканка полноценных серебряных монет. В 1756 и 1779 чеканились золотые Р., в 1770-71 было выпущено около десятка пробных медных Р. (ок. 1 кг меди каждый), получивших название сестрорецких по монетному двору, где они чеканились; в 1769-1849 сосуществовал счёт на Р. серебром и Р. ассигнациями. С 1841 в обращении появился бумажный кредитный Р. Введение в России золотого монометаллизма в 1897 (по реформе С. Ю. Витте) сопровождалось переводом Р. на золотую основу (см. Золотой рубль). К кон. 1-й мировой войны 1914-18 в обращении находился только обесцененный бум. Р. (керенка). Его стоимость соответствовала 6-7 довоен. копейкам. Первый сов. Р. выпущен в 1919 в виде гос. кредитного билета. В 1921 в РСФСР были отчеканены первые серебряные Р. В 1922 выпускались бум. червонцы, приравненные к 10 Р. золотом, в 1923 - золотой червонец (8,6 г). В 1924 в обращение были выпущены гос. казначейские билеты в 1, 3 и 5 Р.-.и серебряные Р. (18 г чистого серебра). В 1937 исчисление Р. устанавливается на базе амер. доллара, содержавшего 0,888671 г чистого золота, 1 долл.=5 руб. 30 коп. В 1950 было отменено исчисление курса Р. на основе иностр. валют. Р. был переведён на золотую основу с содержанием 0,222168 г чистого золота (1 долл.= 4 руб.). В 1961, с повышением в СССР в 10 раз масштаба цен, золотое содержание Р. было определено в 0,987412 г чистого золота. Для внутр. обращения были выпущены казначейские билеты достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 Р. и металлич. Р. из нейзильберового сплава. В 1965 отчеканен памятный металлич. Р., посвящённый 20-летию победы Сов. Союза в Великой Отечеств, войне 1941-45; в 1967 - памятный Р. в честь 50-летия Окт. революции; в 1970- памятный Р. в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина; в 1975 - памятный Р. к 30-летию победы в Великой Отечеств, войне.

Лит.: М е ц Н. Д., Наш рубль, М., 1960; Спасский И. Г., Русская монетная система, 4 изд., Л., 1970. С. Г. Холод.

РУБЛЬ ПЕРЕВОДНЫЙ, расчётная единица и средство платежа во взаимных расчётах стран - членов СЭВ; см. Переводный рубль.

РУБНЕР (Rubner) Макс (2.6.1854, Мюнхен,-27.4.1932, Берлин), немецкий физиолог и гигиенист. В 1878 окончил Лейпцигский ун-т; ученик К. Людвига и К. Фойта. В 1885-91 проф. гигиены в Марбурге. С 1891 преемник Р. Коха на посту директора Гигиенич. ин-та в Берлине и проф. гигиены Берлинского ун-та. Завершил работы А. Лавуазье и П. Лапласа по хим. трактовке процессов дыхания животных. Путём эксперимента вывел количественные показатели процессов обмена веществ в животном организме. Сформулировал закон изодинамии пищевых веществ, к-рый, однако, учитывал лишь энергетич. оценку, но не качественные особенности продуктов питания. Разрабатывал проблемы теплообразования и теплоотдачи человеческого организма. Используя физиол. методы исследований, научно обосновал гигиенич. значение одежды. Редактор "Archiv fur Hygiene" (1892-1912), "Hygienische Rundschau" (1892-1921), "Archiv fur Physiologic" (1910-19).

Соч.: Die Gesetze des Energieverbrauchs bei der Ernahrung, Lpz.-W., 1902; Das Problem der Lebensdauer und seine Beziehungen zu Wachstum und Ernahrung, Munch.- В., 1908; в рус. пер.- Учебник гигиены, СПБ, 1897.

Лит.: Шатерников М. Н., Макс Рубнер, "Вопросы питания", 1932, т. 1, в. 4.

В. А. Базанов.

РУБО Франц Алексеевич [5(17).6.1856, Одесса,-13.3.1928, Мюнхен], русский живописец-баталист. Учился в рисовальной школе в Одессе (с 1865) и в АХ в Мюнхене (с 1877). Жил гл. обр. в Петербурге, с 1913 - в Германии. Преподавал в петерб. АХ (1904-12). Среди учеников-М. Б.Греков, М.И. Авилов, П. И. Котов. Работая в основном в области панорамной живописи, создавал грандиозные по масштабам произведения, отмеченные документальной точностью воспроизведения ист. событий. Панорамы: "Штурм аула Ахульго" (1896, не сохранилась), "Оборона Севастополя" (1902-04, Севастополь, открыта в 1905; в 1941-42 повреждена при обороне Севастополя во время Великой Отечеств, войны; воссоздана группой сов. художников и вновь открыта в 1954),"Бородинская битва" (1911, открыта в 1912 в Москве; реставрирована и размещена в Москве в специально построенном здании на Кутузовском проспекте, 1962). Писал также станковые картины.

Лит.: X а л а м и н с к и й Ю., Ф. А. Рубо, М., 1952.

РУБРИКАЦИЯ (от лат. rubrica - заглавие закона, написанное красной краской), деление к.-л. произведения на части, разделы, главы, параграфы и т. п., выполненное по определ. системе. При наборе заголовки выделяются шрифтами соответств. размеров и начертаний.

РУБРОФИТИЯ, грибковое поражение кожи (ладоней и стоп) и ногтей человека. В совр. мед. практике рассматривается как одна из форм эпидермофитии.

РУБРУК, Рубруквис (Rubrouck, Roebroeck, Rubruquis, Ruysbroeck) Биллем (p. между 1215 и " 1220 - ум. в 1293), фламандский путешественник, монах. В 1253-55 совершил поездку в Монголию во главе посланной франц. королём Людовиком IX дипломатии, миссии. Р. отправился из Франции в Палестину, прошёл через Константинополь, Крым, донские степи, по терр. совр. Ср. Азии в Центр. Монголию. В 1254 Р. достиг г. Каракорум; на обратном пути прошёл Кавказ и М. Азию. В отчёте Р. о путешествии содержится материал по истории, этнографии и географии тех территорий, к-рые он посетил. Соч.: Путешествие в Восточные страны, в кн.: К а р п и н и Дж., История монголов..., М., 1957.

РУБУС (Rubus), род растений сем. розоцветных; к нему относятся малина, ежевика, морошка, костяника, княженика и др.

РУБЦОВ Николай Михайлович (3.1. 1936, нос. Емецк Архангельской обл.,- 19.1.1971, Вологда), русский советский поэт. Был матросом, рабочим. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1969). Печатался с 1957. Поэзия Р., предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преим. с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутр. масштабностью, тонко разработанной образной структурой: сб-ки "Лирика" (1965), "Звезда полей" (1967), "Душа хранит" (1969), "Сосен шум" (1970).

С о ч.: Зелёные цветы, М., 1971; Последний пароход, М., 1973; Из5р. лирика, Вологда, 1974; Подорожники, М., 1975.

Лит.: Передреев А.. Мир, отражённый в душе, "Литературная Россия", 1967, 22 сент.; М и х а и л о в Ал., Посреди очарованных трав, "Дружба народов", 1969, № 2; К о ж и н о в В., Николай Рубцов, М., 1975.

РУБЦОВА Ольга Николаевна [р.7(20).3. 1909, Москва], советская шахматистка, засл. мастер спорта (1952), междунар. мастер (1956). Окончила Высшее технич. уч-ще им. Н. Э. Баумана (1936). Чемпионка СССР (1927 - первый чемпионат страны по шахматам среди женщин, 1931, 1935, 1937, 1949), мира (1956-58). Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Творчество советских шахматисток, М., 1963 (совм. с В. С. Чудовой).

РУБЦОВСК, город краевого подчинения, центр Рубцовского р-на Алтайского края РСФСР. Расположен на р. Алей (приток Оби). Ж.-д. станция на линии Барнаул - Семипалатинск, в 281 км к Ю.-З. от Барнаула. 167 тыс. жит. в 1975 (38 тыс. в 1939, 111 тыс. в 1959). Крупный центр с.-х. машиностроения. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 построены з-ды - Алтайский тракторный и с.-х. машиностроения; имеются з-ды тракторного электрооборудования, тракторных запасных частей и др. Пром-сть пищ., лёгкая и стройматериалов. Вечерний ф-т Алтайского полнтехнич. ин-та, маш.-строит, техникум, совхоз-техникум, мед., пед. и муз. уч-ща. Драматич. театр. Телецентр. Город с 1927.

РУБ-ЭЛЬ-ХАЛИ, песчаная пустыня на Ю.-В. Аравийского п-ова, в тектонич. впадине между горами, протягивающимися вдоль зап., юж. и вост. побережий Аравийского п-ова. Пл. ок. 650 тыс. км2 (одна из крупнейших пустынь земного шара). Поверхность - равнина выс. от 100-200 м на В. до500-1000л на 3. Ок. 80% территории занято подвижными песками, образующими барханы (вые. до 150-200 м), гряды и отд. массивы. На В.- обширные солончак