БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201ажный фильм Р. чЖизнь Адольфа Гитлера" (1962).

Соч.: Documentary film, L., 1939; The film till now, L., 1949; Rotha on the film, [L.], 1958.

РОТА (польск. rota, от нем. Rotte-толпа, отряд), тактическое подразделение в мотострелковых (мотопехотных, пех.), танковых, воздушно-десантных, инженерных и др. войсках. Впервые Р. были созданы в наёмных армиях западноевроп. roc-в в кон. 15 - нач. 16 вв. В русской армии Р. были созданы в "полках нового строя" и являлись подразделениями полков в пехоте, коннице и артиллерии. В рус. армии Р. в кавалерии были заменены в нач. 18 в. эскадронами, а в артиллерии в 1833 - батареями. К нач. 1-й мировой войны 1914-18 пех. Р. в различных армиях насчитывали 200-250 чел., а к нач. 2-й мировой войны 1939-45 - 120- 150 чел. Совр. Р. обычно имеет неск. взводов и входит в состав батальона. Напр., мотопех. (пех.) Р. в вооруж. силах США состоит из управления Р., трёх мотопех. (пех.) взводов, взвода оружия и насчитывает ок. 200 чел. В вооруж. силах США, Великобритании и др. стран в дивизиях, бригадах, батальонах имеются также штабные Р.
2224.htm
РОТОНДА (итал. rotonda, от лат. rоtundus - круглый), центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру Р. нередко расположены колонны. Форму Р. имеют др.-греч. толосы, нек-рые др.-рим. храмы (напр., Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отд. христ. церкви (преим. романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с 18 в.- парковые павильоны.

РОТОНОГИЕ РАКООБРАЗНЫЕ (Stomatopoda), отряд мор. беспозвоночных подкласса высших ракообразных. Дл. тела 1-34 см. Р. р. имеют большой головогрудный щит. Конечности передних 5 грудных сегментов преобразованы в ногочелюсти, из к-рых вторая пара развита особенно сильно; её последний членик может пригибаться к предпоследнему, образуя мощный хватательный аппарат. Задние грудные сегменты свободные, с парой двуветвистых ножек. Брюшко длинное, несёт 5 пар уплощенных плавательных ножек с нитевидными жабрами и 1 пару плоских хвостовых конечностей. Ок. 150 видов, гл. обр. в тропич. морях; ведут преим. роющий образ жизни; в СССР-1 вид, в Японском м. Нек-рые Р. р. съедобны.

РОТОР (матем.), то же, что вихрь векторного поля.

РИТОР в технике [от лат. roto - вращаю(сь)], 1) вращающаяся часть двигателей и рабочих машин, на к-рой расположены органы, получающие энергию от рабочего тела (напр., ротор Ванкеля двигателя) или отдающие её рабочему телу (напр., Р. роторного насоса). Р. двигателей связан с ведущим валом, Р. рабочих машин - с приводным валом. Р. выполняют в виде барабанов, дисков, колёс. 2) Вращающаяся часть, как правило, переменного тока машины -обычно цилиндрическое тело с пазами для размещения обмотки (см. Ротор электромашины). 3) В буровых установках Р. служит для вращения колонны бурильных труб в скважине.

РИТОР электромашины, вращающаяся часть электрич. машины. Понятие "Р.", как правило, относят к переменного тока машинам; в постоянного тока машинах Р. наз. якорем. Р. асинхронной машины обычно представляет собой собранное из листовой электротехнич. стали цилиндрич. тело с пазами для размещения обмотки. По типу обмотки Р. асинхронных машин разделяют на фазные и короткозамкнутые. Фазный Р. имеет трёхфазную обмотку с тем же числом секций, что и у обмотки статора; секции обычно соединяют в звезду, а концы выводят через контактные кольца и щётки на пусковой реостат. Короткозамкнутый Р. имеет обмотку, образованную металлич. стержнями, замкнутыми с двух сторон.

Р. синхронных машин разделяют на явнополюсные и неявнополюсные. Явнополюсный Р. состоит из ярма и прикреплённых к нему полюсов с обмотками возбуждения. Неявнополюсный Р. обычно изготовляется как единое целое из одной стальной поковки, в к-рой фрезеруют пазы для укладки в них обмотки возбуждения.

Лит.: Костенко М. П., Пиотровский Л. М., Электрические машины, 3 изд., ч. 1 - 2, Л., 1972 - 73. М. И. Озеров.

РОТОРНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ, см. Автоматическая роторная линия.

РОТОРНОЕ БУРЕНИЕ, разновидность вращательного бурения, при к-ром вращение долота в скважине осуществляется через бурильную колонну от ротора, расположенного на поверхности. Применяется для бурения взрывных, разведочных и эксплуатационных скважин.

Ротор через приводной горизонтальный вал получает вращение от двигателя (электрич., газотурбинного, двигателя внутреннего сгорания и др.). Между бурильными трубами и долотом устанавливают утяжелённые бурильные трубы (для нагрузки на долото при бурении). Верхняя рабочая труба квадратного сечения проходит через ротор и присоединяется к вертлюгу, через к-рый от бурового насоса по нагнетательному шлангу в колонну подаётся промывочная жидкость. Иногда ведут Р. б. с продувкой забоя воздухом или газом.

Пробурив с поверхности начальный участок скважины, опускают первую обсадную колонну (т. н. кондуктор), которая перекрывает слабые неустойчивые породы и изолирует верхние водоносные горизонты. Для этого в кольцевое пространство между трубами и стенкой скважины закачивают цементный раствор. Бурение продолжается долотом меньшего диаметра (проходит внутри обсадных труб) до намеченной глубины, после чего в скважину опускают следующую обсадную колонну - промежуточную, а если она последняя, то эксплуатационную колонну. Впервые Р. б. применено в Луизиане (США) в кон. 80-х гг. 19 в.; в России - в Грозном в 1902. Самая глубокая скважина пробурена роторным способом в Оклахоме (США) на 9583 м (1974). Р. А. Иоаннесян.

РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ, двигатель внутреннего сгорания, в к-ром энергия сгорающих газов преобразуется в механическую с помощью ротора, выполняющего и функцию поршня. См. Роторный двигатель.

РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, двигатель внутреннего сгорания, в к-ром энергия сгорающих газов преобразуется в механическую с помощью ротора, совершающего вращательное или вращательно-возвратное движение относительно корпуса. Идея создания Р. д., известного также как коловратный или роторно-поршневой, была впервые выдвинута в 16 в. Зарегистрировано неск. тыс. патентов на Р. д. Первая попытка постройки действующего образца Р. д. относится к 1799, однако практически пригодные двигатели появились лишь в 1957 (Ванкеля двигатель).

В процессе работы объёмы полостей, формируемые поверхностями ротора и корпуса, периодически изменяются - непрерывно повторяются циклы сжатия и расширения рабочего тела. Т. о., в Р. д. возможны те же рабочие процессы (двух-и четырёхтактные), к-рые характерны для поршневых двигателей внутреннего сгорания.

Совр. Р. д. выполняются как с одной, так и с двумя и тремя рабочими секциями (2 или 3 ротора, сидящих на общем эксцентриковом валу).

Лит.: X а н и н Н. С. и Ч и с т о з в о н о в С. Б., Автомобильные роторно-поршневые двигатели, М., 1964; Мотоцикл. Теория, конструкция, расчет, М., 1971.

Л. М. Шугуров.

РОТОРНЫЙ НАСОС, насос с вращательным или вращательным и поступательно-возвратным движением рабочих органов, к-рые перемещают жидкую среду в результате периодич. изменения объёма заполняемых ею камер или цилиндров. К Р. н. относятся: винтовые насосы, коловратные насосы, лабиринтные насосы, пластинчатые насосы, шестерённые насосы (только с вращат. движением рабочих органов), радиально-поршневые и аксиально-поршневые насосы (с вращательным и поступательно-возвратным движением рабочего органа). В радиально-поршневом Р. н. оси поршней располагаются перпендикулярно к оси вращения ротора (рис. 1) или составляют с ней угол не менее 45°; ротор установлен эксцентрично по отношению к оси барабана.

Всасывание и нагнетание жидкости происходят при поступательном движении поршней (под действием центробежных сил и пружин). Такие Р. н. могут иметь до 72 поршней (при многорядном их расположении), обеспечивать подачу О =< 400 л/мин, создавать давление нагнетания р =< 100 Мм/м2 (1000 кгс/см2). В аксиально-поршневом Р. н. ось вращения ротора параллельна осям цилиндров или составляет с ними угол менее 45°. Такие Р. н. бывают с наклонными по отношению к оси вала диском ротора или блоком, в к-ром находятся цилиндры с поршнями. Всасывание и нагнетание происходят при вращении ротора и поступательно-возвратном движении поршня. Движение поршня совершается, напр., под действием наклонного диска ротора (рис. 2). Р. н. имеют обычно 7-9 цилиндров, обеспечивают подачу Q >= 1800 л/мин при давлении р = 20 Мн/мг (200 кгс/см2) и Q=<1000 л/мин при р=35 Мн/м2 (350 кгс/см2) и более.


Рис. 1. Схема радиально-поршневого роторного насоса: 1 - ротор; 2 - поршень; 3 - барабан (статор); 4 - цапфа; 5 - полость нагнетания; 6 - полость всасывания.



Рис. 2. Продольный разрез аксиально-поршневого роторного насоса с наклонным диском: 1 - корпус; 2 - блок цилиндров; 3 - поршень; 4 - наклонный диск; 5 - вал; 6 - полость всасывания; 7 - палец (стержень); 8 - золотник; 9 - полость нагнетания.

Радиальные и аксиальные Р. н. изготовляются для пост, и регулируемой подачи. Применение радиальных Р. н. предпочтительно для малых частот вращения и больших крутящих моментов, а аксиальных - для высоких частот вращения и малых крутящих моментов. Роторно-поршневые насосы используют в гидросистемах с высоким давлением рабочей жидкости.

Лит.: Башта Т. М., Машиностроительная гидравлика, 2 изд., М., 1971.

Ю. В. Квитковский.

РОТОРНЫЙ ПРОЦЕСС в металлургии, один из видов передела жидкого чугуна в сталь без затраты топлива путём продувки чугуна во вращающемся агрегате (роторе) технически чистым кислородом. Р. п. разработан в 1952 на заводе в Оберхаузене (ФРГ). Ротор (рис.) представляет собой горизонтальный или слегка наклонный цилиндр, вращающийся вокруг продольной оси (0,1-4 об /мин). Суммарная продолжительность плавки в 60-т роторе (от выпуска до выпуска) ок. 2 ч. Р. п. предназначен для передела гл. обр. фосфористых чугунов. Вследствие высоких затрат на строительство и больших эксплуатац. расходов Р. п. не получил распространения.


Схема ротора: 1 - подача кислорода; 2 - отверстие для ввода жидкого чугуна и др. материалов; 3 - первичная фурма (кислород для окисления примесей металла и перемешивания ванны); 4 - вторичная фурма (кислород для дожигания образующейся СО); 5 - направляющее кольцо; 6 - зубчатое колесо для вращения ротора; 7 - отвод газов; 8 - отверстие для выпуска стали; 9 - разливочный ковш.

Лит.: Перлов Н. И., К в и т к о М. П., Прогресс в кислородно-конверторном производстве,. М., 1963.

РОТОРНЫЙ ЭКСКАВАТОР, машина непрерывного действия для земляных работ с рабочим органом роторного типа. Наибольшее распространение получили колёсные роторы камерной и бескамерной конструкции. Последние обеспечивают возможность большей окружной скорости вращения ротора. Диаметры роторных колёс изменяются от 2 до 18 м, ёмкость черпаков от 20 до 4000 л. Большинство Р. э. имеет гусеничный ход (ж.-д. ходом оснащают экскаваторы, работающие в комплексе с транспортно-отвальными мостами). В СССР мощные Р. э. изготавливают с рельсо-шагающим ходом. Производительность Р. э. достигает 12-15 тыс. м3/ч. Р. э. применяются на карьерах для производства вскрьппных и дооычных работ в рыхлых, средней крепости и мёрзлых породах и по крепким углям (для последних выпускаются Р. э. с высоким усилием резания). Р. э. позволяют эффективно вести селективную выемку маломощных пластов и разносортных пропластков полезного ископаемого.


Схема роторного экскаватора ЭР-1250 16/1,5 Д: 1 - роторное колесо; 2 - стрела ротора; 3 - кабина; 4 - пилон; 5 - верхнее строение; 6 - разгрузочный конвейер; 7 - поворотная платформа; 8 - гусеничный ход.

Для рытья каналов небольшого сечения и траншей глубиной до 3 л изготавливают траншейные Р. э.

Ю. Д. Буянов.

РОТРУ (Rotrou) Жан де (21.8.1609, Дрё,- 27.6.1650, там же), французский драматург и поэт. Был одним из литературных секретарей А. Ж. Ришелъё. Первые пьесы, написанные в жанре трагикомедии, отмечены запутанностью интриги, приподнятостью чувств, обилием сценич. эффектов: "Ипохондрик" (1631), "Диана" (1635), "Невинная неверность" (1637) и др. В кон. 30-х гг. под влиянием П. Корнеля и успехов классицизма обратился к опыту античной драматургии: трагедии "Антигона" (1639), "Велизарий" (1644), комедия "Двое Созиев" (1638) и др. Наиболее значит, пьесы Р. "Истинный святой Генезий" (1647), "Венцеслав" (1648) и "Козроэс" (1649) воспевают самоотречение, победу долга над чувством. Творчество Р. оказало влияние на Мольера и др.

Соч.: CEuyres, v. 1 - 5, Р., 1820; Theatre choisi, v. 1 - 2, P., 1882; в рус. пер., в кн.: Русская Талия, СПБ, 1824.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 435 - 36; Jarry J., Essai sur les ceuvres dramatiques de J. Rotrou, Lille, 1968; Knutson H. C., The ironic game: a study of Rotrou's comic theater, Berk. - Los Ang., 1966. А. Д. Михайлов.

РОТТЕРДАМ (голл. Rotterdam, буквально - дамба на р. Ротте), город в Нидерландах, в провинции Юж. Голландия. Самый крупный порт мира, важнейший торг.-пром. центр страны; второй в стране после Амстердама по численности населения город - 654 тыс. жит. в 1973. Расположен на обоих берегах сев. рукава дельты Рейна, наз. Ньиве-Маас; глубоководным каналом Новый водный путь соединён с Северным м., доступен для крупных океанских судов (аванпорт - Хук-ван-Холланд). Р.- узел жел. дорог и авиасообщений (аэродром Зестинховен). Положение Р. в отношении внешних и внутр. водных путей, у выхода к морю р. Рейн, способствовало экономич. росту города и превращению его в значит, транзитный и торгово-перевалочныи пункт для грузов, следующих с Северного м. по Рейну и в обратном направлении. Через порт проходит ок. 2/3 всего вывоза и ввоза страны, а также ок. 3/4 всех грузоперевозок но Рейну, грузооборот до 300 млн. т (1973). Осн. предметы ввоза: нефть (70% всего ввоза), руды чёрных и цветных металлов, уголь, лес, каучук, хим. товары, зерновые, хлопок и др.; вывоза: нефтепродукты (70% всего вывоза), каменный уголь (из Рурского бассейна), химические товары, машины, оборудование, суда и др., а также металлы, продовольствие. Свыше 1/5 вывоза и ввоза через Р. - транзитные грузы.

Р. и его окрестности - высокоразвитый индустр. р-н, пром-сть к-рого базируется гл. обр. на привозном сырье. Р.- один из ведущих в Зап. Европе центров нефтеперераб. и нефтехим. пром-сти (производятся пластмассы, азотные удобрения и т. п.); мощность нефтеперераб. з-дов (принадлежащих "Ройял датч-Шелл", "Бритиш петролеум", "Эссо", "Шеврон" и "Галф") ок. 90 млн. т (1974), осн. з-ды размещаются в р-нах Ботлек и Пернис. От Р. на 3. до Схидама и Влардингена и на Ю.-В. до Дордрехта тянется цепь маш.-строит, предприятий - судостроит. верфей, предприятий, выпускающих портовое оборудование, электротехнические и металлообр. з-ды. В Р. широко представлены также пищевкусовая и лёгкая пром-сть (произ-во кормов, маргарина, переработка чая, какао, кофе; текст, и швейное произ-во).

Роттердам. Одна из центральных улиц - Колсингел.

В Р. находятся правления англо-голл. междунар. монополий "Ройял датч-Шелл" и "Юнилевер", Роттердамский банк (см. Амстердамско-Роттердамск ий банк ). В Р. находятся Ун-т им. Эразма, Академия иск-в, консерватория, Нац. ин-т навигации и кораблестроения, Королевское нидерландское об-во естеств. истории, Всеобщее нидерландское объединение социальной медицины и здравоохранения и др. науч. учреждения. Музеи: Историч. музей г. Р., Морской музей "Принс Хендрик", картинная галерея, Музей этнологии. Крупнейшие б-ки: Муниципальная б-ка, б-ка Ун-та им. Эразма.

Впервые упоминается в источниках в 1282. В 1299 получил гор. привилегии. В ср. века Р.- центр лова сельди. С 80-90-х гг. 19 в. (после открытия в 1882 т. н. Нового водного пути, соединившего Р. с Сев. морем) - один из крупнейших портов мира. Р.- центр рабочего и демократич. движения Нидерландов (выступление в поддержку Сов. России в 1918, баррикадные бои летом 1934 и др.).

Порт Роттердама.

Среди ср.-век. зданий - готич. церковь Синт-Лауренскерк (15-17 вв.). С 1922 Р.- один из центров развития архитектуры голл. рационализма [фабрика "Ван Нелле", илл. см. т. 17, стр. 593, рабочие жилые р-ны (Кифхук, 1925-29, арх. Я. И. П. Ауд; и др.)]. Во время 2-й мировой войны 1939-45 сильно разрушен (особенно бомбардировкой нем.-фаш. авиации 14 мая 1940). По плану реконструкции (1946, арх. К. ваН Тра; доработан в 1955-60) разрушенный центр застраивается преим. зданиями повышенной этажности; строятся пригородные р-ны и 3 города-спутника (Хогвлит, Ботлек, Харингвлит). Среди совр. сооружений - торг, центр "Лейнбан" (илл. см. т. 4, стр. 59). Многочисл. монументы и произв. монументально-декоративной скульптуры (М. С. Андриссен, М. Марини, X. Мур, О. Цадкин). Илл. см. также т. 17, табл. XXXII (стр. 584-585).

Роттердам. Универмаг "де Бейенкорф". 1956-57. Архитекторы М. Брёйер, А. Элзас (скульптура Н. Габо).

Лит.: [Крашенинникова Н. Л.], Роттердам, [М., 1969]; Blijstra R., Rotterdam stad in beweging, Amst. - [e. a.], 1965.

РОТТЕРДАМСКИЙ БАНК, см. Амстердамско-Р оттер дамский банк.

РОТТЕРТ, Ротерт Павел Павлович (4.7.1880, Белосток, ныне в Польше,- 11.11.1954, Москва), советский инженер-строитель и хоз. деятель, доктор технич. наук. Окончил Петерб. ин-т гражд. инженеров (1911). Участвовал в студенческом движении во время Революции 1905-07. После Февр. революции 1917 пред. Совета депутатов Южных жел. дорог, участник борьбы с корниловщиной. В 1925-27 руководил строительством одного из крупнейших в то время зданий в СССР - дома Госпрома в Харькове. С 1927 зам. гл. инженера Днепростроя. С 1931 нач. и гл. инженер Метростроя, возглавлял строительство 1-й и 2-й очереди Моск. метрополитена. С 1938 на науч. работе. Избирался чл. ВЦИК. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды. Т. В. Фёдорова.

РОТФЕЛЬС (Rothfels) Ханс (р. 12.4. 1891, Кассель), немецкий историк (ФРГ). Проф. Кёнигсбергского (1926-34) и Тю-бингенского (с 1951) ун-тов. В период фаш. диктатуры работал в США. Автор исследований о внеш. политике Бисмарка, к-рую он противопоставлял внешнеполитич. курсу последователей Бисмарка, виновных, по мнению Р., в изоляции Германии. В работе об антифаш. движении в Германии крайне преувеличивал роль участвовавших в нём представителей буржуазии, офицерства и высшего духовенства. С 1953 редактор журн. "Vierteljahrshefte fur Zeitgeschichte", многие публикации к-рого затушёвывают социальные корни герм, фашизма. Вместе с тем Р. выступает за более гибкий, в сравнении с представителями крайне правого крыла западногерм. историков, подход к решению острых проблем исторического прошлого. С кон. 50-х гг. Р. и его школа представляют ведущее направление в бурж. историч. науке ФРГ.

Соч.: С. von Klausewitz, В., 1920; Bis-marcks englische Bundnispolitik, Stuttg., 1924; Bismarck und der Staat, 2 Aufl., 1954; Bismarck und der Osten, Lpz., 1934; Theodor von Schon, Friedrich-Wilhelm IV und die Revolution von 1848, Halle, 1937; The German opposition to Hitler, Hinsdale, 1948.

Лит.: Садов В. И., Современная западногерманская буржуазная историография, М., 1968 (см. Указат. имен); L о z e k G. und Syrbe H., Geschichtsschreibung contra Geschichte, В., 1964. Л. И. Гинцберг.

РОТШИЛЬДЫ (Rothschild), династия финанс. магнатов, начало к-рой положил банкир Майер Амшель Р. из Франкфурта-на-Майне, обогатившийся в 18 в. на воен. поставках и финанс. спекуляциях. Наибольшего могущества и влияния Р. добились в 1-й пол. 19 в., когда пять сыновей Майера Амшеля возглавили банки, находившиеся в Париже, Лондоне, Вене, Франкфурте-на-Майне и Неаполе. В финанс. зависимость от банков Р. попали многие гос-ва Европы. Впоследствии венский, франкфуртский и неаполитанский банки Р. прекратили существование, а парижский и лондонский стали вести финанс. дела самостоятельно.

Совр. междунар. финанс. империя Р. подразделяется на англ, и франц. ветви. Первая представляет собой одну из монополистич. групп Великобритании "Ротшильд - Сэмюэл - Оппенгеймер". В сфере её влияния крупнейшие горно-пром. компании ЮАР, занимающиеся добычей золота, алмазов, урана и др. полезных ископаемых ("Англо-Американ корпорейшен оф Саут Африка" и "Де Бирс консолидейтед майнс"). В 60-х гг. группа проникла также в нефт. пром-сть и цветную металлургию. Организационный центр англ. Р.- лондонский банк "Н. М. Ротшильд энд сане", к-рый поддерживает тесные связи со многими страховыми компаниями и банками Великобритании. В 1970 банк Р. перестал быть чисто семейным финас. учреждением. Впервые в его правление были допущены представители иностр. финанс. капитала. Однако семья Р. владеет в нём контрольным пакетом акций. В нач. 70-х гг. английский банк Р. проявлял большую активность: им создан банковский консорциум с участием американских и японских банков для совместных финанс. операций. В 1970-71 банк играл заметную роль в качестве посредника по слиянию и поглощению ряда англ. корпораций.

Франц. ветвь - наиболее мощная в междунар. империи Р. Организационное ядро составляют "Банк де Ротшильд" с общей суммой активов 400 млн. долл. (1972) и холдинговая компания "Сосьете д' энвестисман дю Нор" с общей суммой активов 105 млн. долл. (1972). Между этими финанс. учреждениями существует взаимное переплетение капиталов. Так, в 1972 68% акций банка Р. находилось в руках холдинговой компании, остальные - в личном владении барона Ги де Ротшильда и др. чл. его семьи. В свою очередь 30% акций холдинговой компании принадлежали банку и семье Р. Холдинговая компания создана в 60-х гг. путём объединения принадлежащих семье Р. пакетов ценных бумаг более чем 100 различных пром. компаний, к-рые действуют как внутри страны, так и за её пределами. Хотя в соответствии с новым франц. законодательством "Банк де Ротшильд" был преобразован в депозитный, он совершает самые различные финанс. операции, связанные с арендой и недвижимостью. С нач. 60-х гг. франц. Р. активизировали свою деятельность в области горнодобывающей пром-сти. В нач. 70-х гг. Р. принадлежал 51% акций компании "Ле никель", занимающейся разработкой никеля и др. видов сырья в Новой Каледонии. В кон. 60 - нач. 70-х гг. англ, и франц. ветви Р. часто выступали совместно в банковской, инвестиционной и горнопром. сферах как в целях успешной борьбы с конкурентами, так и для расширения своей экспансии. Р. оказывают влияние на политич. жизнь Франции и Великобритании. Многие высшие служащие группы Р. стали видными гос. и политич. деятелями. Так, напр., Ж. Помпиду длительное время занимал пост генерального директора "Банк де Ротшильд". Р. наряду с др. финанс. группами составляют костяк финанс. олигархии Великобритании и Франции и сохраняют прочные позиции в экономике этих стран.

Лит.: Английские монополии. [Сб. ст.], пер. с англ., М., 1955, с. 15; Капиталистические и развивающиеся страны, М., 1973, с. 222; Франция, [М., 1973], с. 292.

Е. Ф. Жуков.

РОТШТЕЙН Фёдор Аронович [14(26).2. 1871, Каунас,-30.8.1953, Москва], советский историк, обществ, деятель, дипломат, акад. АН СССР (1939). Чл. Коммунистич. партии с 1901. В 1890-1920- в эмиграции в Великобритании. Активно участвовал в англ, рабочем движении. В 1895 - 1911 чл. С.-д. федерации (с 1907 - С.-д. партия), входил в её исполком в 1901-06. В кон. 1890 - нач. 1900-х гг. активно сотрудничал в марксистской прессе Великобритании, России, Германии, США. После создан