БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

21681190235521335092012, реж. Пырьев), "Она защищает Родину" (реж. Эрмлер), "Два бойца" (реж. Л. Д. Луков), "Фронт" (реж. бр. Васильевы) - все в 1943, "Зоя" (1944, реж. Л. О. Арн-штам), "Нашествие" (реж. Роом), "Человек № 217" (реж. Ромм), "Великий перелом" (реж. Эрмлер), "Родные поля" (реж. Б. А. Бабочкин и А. Ф. Босулаев) - все в 1945, и др. Тему нац. единения рус. гос-ва перед лицом врага раскрывали ист. картины: "Кутузов" (1944, реж. Петров) и "Иван Грозный" (1-я сер., 1945, реж. Эйзенштейн); продолжали создаваться фильмы о Гражд. войне: "Его зовут Сухэ-Батор" (1942, реж. Зархи и Хейфиц), "Котовский" (1943, реж. А. М. Файнциммер) и др. Победы сов. народа запечатлели документальные фильмы: "Берлин", "Разгром Японии" (оба в 1945), "Суд народов" (1946). Воен. событиям в Зап. Европе посвящён фильм "Освобождённая Франция" реж. Юткевича (1944).

Среди лучших фильмов послевоенного периода - картины о славных героических подвигах советских людей в минувшей войне: экранизации-"Молодая гвардия" (1948, по роману А. А. Фадеева, реж. Герасимов), "Повестьо настоящем человеке" (1948, по повести Б. Н. Полевого, реж. А. Б. Столпер); приключенческий фильм-"Подвиг разведчика" (1947, реж. Барнет) и др. О людях, вернувшихся к мирному труду, повествовали: картины- "Возвращение Василия Бортникова"(1953, реж. Пудовкин), муз. фильмы - "Сказание о земле Сибирской" (1948) и "Кубанские казаки" (1950) реж. Пырьева. Воспитат. значение имел поэтич. фильм реж. Донского "Сельская учительница" (1947). В фильмах "Русский вопрос" (1948, реж. Ромм) и "Встреча на Эльбе" (1949, реж. Александров) решалась тема борьбы за мир. Большое место на экране 40-х гг. заняли ист.-биографич. фильмы: "Глинка" (1947, реж. Л. О. Арн-штам), "Академик Иван Павлов" (1949) и "Мусоргский" (1950) реж. Рошаля. Сказочная тематика нашла продолжение в фильмах "Каменный цветок" (1946, по П. П. Бажову, реж. Птушко) и "Золушка" (1947, реж. Н. Н. Кошеверова, М. Г. Шапиро). Успешно создавались науч.-популярные картины: "Повесть о жизни растений" (1947, реж. М. С. Каростин), "История одного кольца" (реж. Долин), "Лесная быль" (реж. Згуриди) - оба в 1949, и др.

В 50-х гг. началось стр-во новых и расширение старых съёмочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск картин на "Ленфильме" и Центр, студии детских и юношеских фильмов, а также художеств, фильмов на Свердловской киностудии (осн. в 1949). При "Мосфильме" и "Ленфиль-ме" работают Театры-студии киноактёра. В кино пришли выпускники ВГИКа: режиссёры-А. А. Алов, В. П. Басов, С. Ф. Бондарчук, В. Я. Венгеров, Л. И. Гайдай, Т. Н. Данелия, Ю. П. Егоров, Ю. Ю. Карасик, Л. А. Кулиджанов, В. Н. Наумов, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов, С. И. Самсонов, А. А. Салтыков, Я. А. Сегель, В. Н. Скуйбин, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, М. М. Хуциев, Ю. С. Чулюкин, Г. Н. Чухрай, М. А. Швейцер, В. М. Шукшин и др., выдвинулись актёры - К. Ю. Лавров, Н. В. Мордюкова, И, М. Смоктуновский, В. В. Тихонов, М. А. Ульянов и др., операторы - Г. Н. Лавров, В. В. Монахов, М. М. Пилихина, С. П. Урусевский, В. И. Юсов и др.

Главные творч. поиски мастеров экрана были направлены на проникновенное художеств, исследование духовной жизни и деятельности сов. человека - строителя коммунистич. общества. Важными вехами стали фильмы, отличающиеся высокой гражданственностью, глубоким раскрытием характеров, показом внутр. мира героев: "Большая семья" (1954, реж. Хейфиц), "Чужая родня" (1956, реж. Швейцер), "Поэма о море" (1958, реж. Ю. И. Солнцева, по сценарию Довженко), "Коммунист" (1959, реж. Райзман), "Простая история" (1960, реж. Егоров), "Девять дней одного года" (1962, реж. Ромм), "Председатель" (1965, реж. Салтыков), "Наш современник" (1968, реж. Райзман), "Доживём до понедельника" (1968, реж. Ростоцкий), "У озера" (1969, реж. Герасимов), "Укрощение огня" (1972, реж. Д. Л. Храбровицкий) и др. Снимались кинокомедии: "Верные друзья" (1954, реж. Калатозов), "Карнавальная ночь" (1956) и "Берегись автомобиля" (1966) реж. Рязанова, "Живёт такой парень" (1964, реж. Шукшин), "Неподдающиеся" (1959, реж. Чулюкин), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, реж. Гайдай).

О мужестве, моральной чистоте рассказывали разные по стилистике, но единые своим гуманистич. пафосом фильмы о подвиге сов. народа в Великой Отечеств, войне: "Летят журавли" (1957, реж. Калатозов), "Дом, в котором я живу" (1957, реж. Кулиджанов и Сегель), "Баллада о солдате" (1959, реж. Чухрай), "Судьба человека" (1959, реж. Бондарчук), "Мир входящему" (1961, реж. Алов и Наумов), "Повесть пламенных лет" (1961, реж. Солнцева, сценарий Довженко), "Иваново детство" (1962, реж. Тарковский), "Живые и мёртвые" (1964, реж. Столпер), "Освобождение" (1970- 1971, реж. Ю. Н. Озеров), "А зори здесь тихие..." (1972, реж. Ростоцкий), "Блокада" (1974, реж. М. И. Ершов), "Они сражались за Родину" (1975, реж. Бондарчук). Дальнейшее развитие и углубление получил образ В. И. Ленина, показанного в различные периоды жизни и деятельности, в картинах: "Рассказы о Ленине" (1958) и "Ленин в Польше" (1966) реж. Юткевича, "Синяя тетрадь" (1963, реж. Кулиджанов), "Сердце матери"(1966) и "Верность матери" (1967) реж. Донского. Значит, место занимает экранизация русской и зарубежной классич. лит-ры: "Тихий Дон" (1957-58, по Шолохову, реж. Герасимов), "Идиот" (1958) и "Братья Карамазовы" (1969; по Достоевскому, реж. Пырьев), "Война и мир" (1966-67, по Л. Н. Толстому, реж. Бондарчук), "Дядя Ваня" (1970, по Чехову, реж. Михалков-Кончаловский), "Отелло" (1956, по Шекспиру, реж. Юткевич), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1970; по Шекспиру, реж. Козинцев). Создаются фильмы-оперы и фильмы-балеты.

Внушит, успехов добилась мультипликация, выпуск к-рой сосредоточен на студии "Союзмультфильм" (осн. в 1936). Документальные и хроникальные картины выпускают киностудии Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Иркутска, а также Дальневосточная, Сев.-Кавказская, Нижневолжская и Казанская студии кинохроники. В числе наиболее значит, документальных фильмов - "Разум против безумия" (1960), "Первый рейс к звёздам", "Люди голубого огня" (1961), "Три весны Ленина","Катюша" (оба в 1964), "Обыкновенный фашизм", "Великая Отечественная" (оба в 1965), "Если дорог тебе твой дом", "Слово об одной русской матери", "Народа верные сыны" (все в 1967), "Гренада, Гренада, Гренада моя...", "В небе только девушки" (оба в 1968), "Время больших испытаний" (1969), "Пылающий континент" (1972), "Повесть о первой весне" (1974), "Шёл солдат" (1975) и др.

Выходят периодич. документальные киножурналы: "Пионерия" (с 1931), "Новости дня" (с 1944), "Советский спорт" (с 1946), "Иностранная кинохроника" (с 1955), "Страна советская" (с 1961), "Советское кино" (с 1965), "Советский патриот" (с 1967). Рус. сов. научно-популярное и уч. кино в 60-е - нач. 70-х гг. развивается под мощным влиянием научно-технич. революции, что определяет выпуск актуальных по содержанию и доступных по форме картин, созданных реж. Згуриди, Долиным, Н. В. Грачёвым, Д. А. Боголеповым, Н. В. Клу-шанцевым, Н. А. Левицким, Ф. М. Соболевым, Ф. А. Тяпкиным, В. А. Шнейдеровым. Особое место занимают научно-популярные картины, посвящённые В. И. Ленину и Окт. революции: трилогия - "Рукописи Ленина" (1960), "Знамя партии" (1961), "Ленин. Последние страницы" (1963); "Во главе государства Советов", "Мы шли с Ильичей" (обе в 1967) и др. Ежегодно выпускается более 500 научно-популярных киножурналов: "Наука и техника", "Строительство и архитектура", "Сельское хозяйство" и др., для детей-"Хочу всё знать", киноальманахи - "Горизонт", "Звёздочка" и др.

Киноиск-во развивается под плодотворным воздействием решений Коммунистич. партии по вопросам иск-ва, в т. ч. опубликованного в 1972 пост. ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии".

Подготовка кинематографич. кадров в РСФСР осуществляется Всесоюзным гос. ин-том кинематографии (ВГИК, осн. в 1919); с 1956 в Москве работают Высшие режиссёрские, с 1966 - Высшие сценарные курсы. В 1930 в Ленинграде создан Ленингр. ин-т киноинженеров (ЛИКИ). В Ленинграде, Ростове-на-Дону, Казани, Воронеже, Загорске имеются кинотехникумы. Н.-и. работу наряду с кафедрами ВГИКа и ЛИКИ осуществляют Ин-т теории и истории кино (создан в 1974) и Н.-и. кинофотоин-т (НИКФИ; осн. в 1929) в Москве. Проблемы кино-иск-ва разрабатывает также Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии. Фильмографич. работа ведётся в Госфилъмо-фонде СССР (организован в 1948). Теоретич. наследие и теоретич. работы выдающихся мастеров сов. кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д. Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича составляют фундаментальную базу для развития киноведч. науки (см. Киноведение). В Союз кинематографистов СССР, находящийся в Москве, входит ок. 3 тыс. работников кино Росс. Федерации, он объединяет деятелей кино Ленинграда, Свердловска, Ростова-на-Дону, Сев. Кавказа, Поволжья, Зап. Сибири, Вост. Сибири, Д. Востока. Мастера кино РСФСР оказывают большую помощь кинематографистам союзных республик, осуществляют совместные кинопостановки. Совместные постановки создаются и с кинематографистами др. социалистич. стран (Болгария, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Монголия), а также капиталистич. стран (Италия, Япония, Швеция, Франция, США и др.). В 1974 в РСФСР функционировало 17 киностудий, выпускающих художеств., хроникально-документальные, научно-популярные и уч. фильмы, св. 90 тыс. киноустановок, из них 55 206 широкоэкранных. На долю кинематографии РСФСР приходится более 50% общесоюзного выпуска. Киностудиями РСФСР создан 71 полнометражный художественный, 180 документальных, 92 научно-популярных фильма. Мастера рус. кино внесли значит, вклад в развитие сов. и мирового киноиск-ва. См. также том СССР, раздел Кино. Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сб. документов и материалов, М., 1963; Ханжонков А., Первые годы русской кинематографии, М.- Л., 1937; Соболев Р. П., Люди и фильмы русского дореволюционного кино, М., 1961; Гинзбург С- С., Кинематография дореволюционной России, М., 1963; Лебедев Н., Очерк истории кино СССР, Немое кино, [1918 - 1934], 2 изд., М., 1965; Вертов Д з., Статьи, дневники, замыслы, М., 1966; Ю р е н е в Р., Краткая история советского кино, М., 1967; История советского кино. 1917-1931, т. 1, М., 1969. О. В. Якубович.

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (РСДРП), см. Коммунистическая партия Советского Союза.

РОССИЙСКИЙ Николай Алексеевич [9(22).3.1915, дер. Трудней, ныне Волоколамского р-на Моск. обл.,-8.3.1960, Москва], инициатор соревнования за коллективный новаторский труд, широкого распространения методов организации высокопроизводит. работы участков, цехов, предприятий. Чл. КПСС с 1942. В 1933-52 работал на моск. з-де "Калибр", где прошёл путь от токаря до начальника цеха микрометров. После внедрения поточного метода на участке Р. вдвое увеличилась производительность труда рабочих, на 50% уменьшилась трудоёмкость обработки и более чем на 40% снизилась себестоимость продукции. В 1952-55 Р. - слушатель Высшей партийной школы при ЦК КПСС, в 1955-60 директор завода деревообр. станков (Москва). Деп. Верх. Совета СССР 3-го созыва. Гос. пр. СССР (1948).

Соч.: Слово мастеров. [Рассказы стахановцев о своей работе], 2 изд., М., 1949; Коллективная организация стахановского труда, М., 1949; Спустя пять лет, в кн.: Трудовой вклад. Московские стахановцы о себе и товарищах, М., 1951; Труд и мир, [М.], 1952.

Лит. Терский Е. Д., Т у р и н М. М., Стахановский участок знатного мастера Н. Российского, М., 1948; Москвичи. Н. Российский [и др.]. Очерки, [М.], 1950; В е б е р Ю., Н. Российский и его товарищи, М., 1951. Б. К. Злобин.

РОССИЙСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮ3 МОЛОДЁЖИ (РКСМ), см. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи.

РОССИЙСКИЙ ЛЕНИНСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮ3 МОЛОДЁЖИ (РЛКСМ), см. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ, торговое объединение, учреждённое 8(19) июля 1799 в России в целях освоения терр. Русской Америки, Курильских и др. о-вов. Компания имела правление в Иркутске, с 1800 - в Петербурге. Ей предоставлялись в монопольное пользование все промыслы и ископаемые, находившиеся на этих терр., право организовывать экспедиции, занимать вновь открытые земли и торговать с соседними странами. На терр. рус. владений в Америке был создан ряд постоянных поселений, построены судостроительные верфи, мастерские и др. В 1804-40 Р.-а. к. при содействии рус. пр-ва организовала 25 экспедиций, в т. ч. 15 кругосветных (И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского и др.), произвела исследовательские работы на Аляске, участвовала в заселении о. Сахалин и Приамурского края. Главное правление компании с 1824 помещалось в доме № 72 на Мойке в Петербурге. Здесь часто проходили собрания чл. Сев. об-ва декабристов. В этом доме жил К. Ф. Рылеев, служивший в 1824-25 правителем дел Р.-а. к. За годы существования компании изучалась география и этнография Русской Америки (М. Д. Тебеньков, В. С. Хромченко, А. К. Этолин, А. Ф. Кашеваров, Л. А. Загоскин, И. Г. Вознесенский и др.). Компания содействовала введению в ряде р-нов хлебопашества, огородничества, скотоводства. Деятельность её осложнялась конкурентной борьбой с английскими и американскими предпринимателями, стремившимися овладеть местным рынком. В связи с продажей рус. владений США Р.-а. к. в 1868 была ликвидирована.

Лит.: Тихменев П., Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени, ч. 1 - 2, СПБ, 1861 - 63; Окунь С. Б., Российско-американская компания, М.-Л., 1939; К истории Российско-американской компании (Сб. документальных материалов), Красноярск, 1957; Болховитинов Н. Н., Становление русско-американских отношений. 1775 -1815, М., 1966; его же, Русско-американские отношения. 1815-1832, М., 1975.

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО РАДИОИНЖЕНЕРОВ (РОРИ), первое добровольное научно-инженерное объединение советских специалистов в области радио. Создано в марте 1918 в Петрограде по инициативе В. К. Лебединского, А. А. Петровского, В. И. Баженова, М. А. Бонч-Бруевича, М. В. Шулейкина и др.; с июля 1918 правление РОРИ находилось в Москве. Прекратило своё существование в 1928. Гл. задачей РОРИ было содействие развитию радиотехники и радиотехнич. пром-сти страны. Отделения общества имелись в Петрограде, Нижнем Новгороде, Киеве, Одессе и др. городах. Осн. формы деятельности РОРИ: обсуждение науч. докладов; чтение лекций и проведение науч. конференций; экспертиза и консультация проектов радиосвязи; популяризация радиотехнич. знаний. Члены РОРИ участвовали в издании первых сов. радиожурналов: "Телеграфия и телефония без проводов", "Радиотехник".

Лит.: Научно-технические общества СССР. Исторический очерк, М., 1968.

РОССИЙСКОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО (РПО), научная орг-ция при АН СССР, изучающая историю, археологию, этнографию и филологию народов Вост. Средиземноморья. Объединяет сов. учёных-востоковедов, специалистов в области изучения Бл. Востока. Восходит к созданному в 1882 "Православному палестинскому об-ву", в 1899 - марте 1917 наз. "Императорское православное об-во", с марта 1917 до 1918 снова - "Православное палестинское об-во"; с 1918 - РПО при Росс. АН. Осн. цель РПО - содействие сближению между СССР и странами Бл. Востока. Участие в работе РПО принимали академики В. В. Бартольд, П. К. Коковцов, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Успенский, Н. Я. Марр, И. Ю. Крачковский, В. В. Струве, А. А. Губер и др. РПО опубликовано много трудов по востоковедению, внёсших большой вклад в изучение стран Бл. Востока. Издаёт (с 1954) "Палестинский сборник"; в 1891 - 1917 и 1926 издавались "Сообщения Православного Палестинского общества", в 1881-1916 - "Православный палестинский сборник".

РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО (РОСТА), центральный информац. орган Сов. гос-ва с сент. 1918 до июля 1925. Образовано по пост. ВЦИК из Бюро печати при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства. На съезде работников РОСТА в 1919 было объявлено, что агентство берёт на себя функцию проводника линии партии •в печати. В период Гражданской войны РОСТА деятельно участвовало в агитпоездах ВЦИК, издавало инструкторские странички в помощь местной печати, выпускало стенные газеты, плакаты, еженедельники. С ноября 1920 РОСТА входило в Главполитпросвет при Наркомпросе РСФСР. В сентябре 1922 Декретом ВЦИК и СНК учреждён центральный информационный орган - Российское телеграфное агентство при ВЦИК, к-рому переданы все сов. информац. агентства, ряд бюро Наркоминдела, а также Коммерческое телеграфное агентство. К этому времени РОСТА имело представителей в республиканских и губернских, в важнейших пром. и уездных центрах. Существовали отделения РОСТА на Украине, в Закавказье, Туркестане. После образования 10 июля 1925 Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) РОСТА стало агентством РСФСР. В марте 1935 РОСТА как агентство РСФСР было ликвидировано и его функции переданы ТАСС. См. также "Окна РОСТА".

РОССИНИ (Rossini) Джоаккино Антонио [29.2.1792, Пезаро,-13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён во Флоренцию)], итальянский композитор. Род. в семье музыкантов (отец- трубач и валторнист, мать - певица). С детства обучался пению, игре на чембало, скрипке, теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церк. хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижёр хора в оперных театрах. Систематич. муз. образование получил в Болонском муз. лицее (1806-10), где занимался у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт). С 1806 чл. Болонской филармонич. академии. Как оперный композитор дебютировал в 1810 ("Вексель на брак", Венеция), завоевав широкую известность. Связанный контрактами с антрепренёрами Болоньи, Венеции и др. городов, писал по неск. муз.-драматич. произв. ежегодно. Эти оперы, в т. ч. "Шёлковая лестница" (1812, Венеция), "Пробный камень" (1812, Милан), свидетельствуют о формировании творч. индивидуальности Р. В опере-сериа "Танкред" и опере-буффа "Итальянка в Алжире" (обе 1813) проявились реформаторские тенденции: Р. придал операм современное героико-патриотич. звучание, нашёл новые выразительные средства. В обстановке крепнущего нац.-освободит, движения итал. народа против австр. гнёта это было восторженно встречено публикой. В 1815 по просьбе патриотов Болоньи Р. написал "Гимн независимости", исполненный под его управлением. Австр. полиция установила надзор за Р., длившийся многие годы. В ряде опер, написанных для Неаполя (1815-22, в основном для театра "Сан-Карло"),- "Отелло" (по Шекспиру, 1816), "Моисей в Египте" (1818), "Магомет II" (по трагедии Вольтера, 1820), "Зельмира" (1822) - претворилось тяготение Р. к па-тетич. стилю, к драматизации оперы-сериа, перестройке её в нар.-героическую. Отсюда преобладание ансамблево-хоровых сцен, сквозного муз. развития, драматич. характерности. Одновременно он работал над обновлением оперы-буффа, насыщая произв. этого жанра реалистич. содержанием. С наибольшим блеском муз.-комедийный талант Р. проявился в опере "Севильский цирюльник" (1816, Рим; написана за 19-20 дней) - шедевре итал. оперы-буффа. Р. стремился к драматургич. и образному обновлению комич. оперы, он создал бытовую муз. комедию (лирико-комич. опера "Золушка", 1817, Рим), реалистич. муз. драму ("полусерьёзная" опера "Сорока-воровка", 1817, Милан). Для творчества Р. характерно взаимопроникновение жанров: в комич. операх появляются драматич. и даже трагич. ситуации, а в операх-сериа - жанрово-бытовые эпизоды. Р. свободно претворил в музыке своих опер итал. нар. песенные и танцевальные ритмо-интонации, разнообразные бытовые муз. жанры, богатейшие возможности бельканто.

В 1823 в Венеции была поставлена "Семирамида" - последняя из написанных для Италии опер Р. С 1824 он обосновался в Париже. Был муз. руководителем Итал. театра, с 1826- королев, композитором и генеральным инспектором пения. Изучив франц. оперное иск-во, переработал свои оперы "Магомет II" и "Моисей в Египте" (в Париже - под назв. "Осада Коринфа", 1826; "Моисей", 1827), сочинил произв. в жанре франц. комич. оперы - "Граф Ори" (1828). Р. многое воспринял от франц. муз. культуры, но в то же время он оказал большое воздействие на оперных композиторов Франции. В 1829 в обстановке обществ, подъёма кануна Июльской революции 1830 во Франции была создана последняя опера Р.- "Вильгельм Телль", сыгравшая видную роль в развитии жанра большой оперы. Это - лучшая из нар.-героич. опер Р., в ней по-новому трактована героика, произв. исполнено патриотизма, рождённого мечтой об освобождении родины. В монархич. странах оперу преследовала цензура, приходилось менять название, текст (в России - под назв. "Карл Смелый"). Создав ок. 40 опер, Р. после "Вильгельма Телля" отошёл от оперного творчества. В последующие годы им написаны фп., вокальные миниатюры, из произв. крупной формы - "Стабат матер" (1842), "Маленькая торжественная месса" (1864). В 1836-55 жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским муз. лицеем. С 1855 вновь обосновался в Париже, где его дом был одним из авторитетнейших муз. салонов. Творчество Р. имело определяющее воздействие на последующее развитие оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и оказало влияние на эволюцию европ. оперного иск-ва 19 в. Неистощимое мелодич. богатство, лёгкость и искристость, экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всём мире.

Дж. Россини.

Э. Ростан.

Лит.: Серов А. Н., Россини. Критический очерк, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М.- Л., 1950; Б р о н ф и н Е. Ф., Джоак-кнно Россини. Сизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; R a d i с i о t t i G., Gioacchino Rossini. Vita documentata, ooere ed influenza su 1'arte, v. 1 - 3, Tivoli, 1927 - 29; Weinstock H., Rossini. A biography, N. Y., 1968.

Я. Ф. Бронфин

РОССИЯ, страна (территория) и гос-во, населённые в основном русскими. До Великой Окт. социалистич. революции под Р. подразумевалась вся Российская империя (с нач. 18 в.) как совокупность территорий, входивших в её состав и населённых как русскими, так и нерусскими народами (историю Р. см. в ст, РСФСР и в томе СССР). В русских письменных памятниках название "Р." как обозначение страны появляется в конце 15 в., но до конца 17 в. она чаще именовалась Русью, Русской землёй или Московским гос-вом. С сер. 16 в. "Р." или "Росс, царством" начали называть всю совокупность земель, вошедших к тому времени в состав централизованного государства во главе с Москвой. Позднее понятие "российский" стало обозначать принадлежность к roc-ву, понятие же "русские" уже в нач. 16 в. являлось названием народности. С 17 в. термины "Р." и "Российская земля" стали широко употребляться в рус. письменности. В нач. 18 в. Рус. гос-во при имп. Петре I было официально названо Российской империей. В результате победы Окт. революции 1917 на большинстве терр. быв. Росс, империи установилась Сов. власть и появилось понятие "Советская Р.". Была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В 1922 РСФСР вместе с УССР, БССР и ЗСФСР образовала Союз ССР. Ныне Р. обычно называют РСФСР. В зарубежных изданиях названием "Р." часто обозначается весь Союз Советских Социалистических Республик.

РОССИЯН ОСТРОВА, группа коралловых островов в Тихом ок., в архипелаге Туамоту. Франц. владение. Первыми европейцами, открывшими и описавшими эти острова, были рус. мореплаватели О. Е. Коцебу (1816), Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев (1820), к-рые назвали их именами выдающихся рус. людей: атолл Кут