БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201в.- Г. Н. Федотова, А. И. Южин, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов. После отмены в 1882 монополии имп. театров возникают частные театры (в т. ч. моск. Театр Корша, располагавший первоклассной труппой). Прогрессивный характер носила деятельность актёра и режиссёра Малого театра А. П.Ленского, стремившегося к обновлению театр, иск-ва, воспитанию актёров высокой культуры.

Выдающееся событие в истории рус. и мирового театра - открытие в 1898 созданного К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко Моск. Художеств, театра (МХТ), где была осуществлена реформа репертуара, режиссуры, актёрского иск-ва (см. Московский Художественный академический театр), Большое обществ, значение имел созданный В. Ф. Комиссаржевской в 1904 Драматич. театр в Петербурге, на сцене к-рого ставились пьесы М. Горького и драматургов, группировавшихся вокруг изд-ва "Знание" (С. А. Найдёнов и др.).

В 1910-х гг. в театр, иск-ве обострилась борьба различных тенденций. Режиссёрское иск-во В. Э. Мейерхольда (в театре Комиссаржевской, в Александрийском театре), связанное с поэтикой символизма, с принципами условного театра, и А. Я. Таирова (в организованном им в 1914 Камерном театре), с его неприятием натурализма, нередко сближалось с модернистскими, антиреалистич. тенденциями. В этот период возникает ряд экспериментальных театр, студий: Студия Ф. Ф. Комиссаржевского (1910), 1-я Студия МХАТ (1912) и Студия Е. Б. Вахтангова (1913) в Москве, Студия Мейерхольда на Бородинской ул. в Петрограде (1914) и др. Подлинное обновление рус. театра, его выход на новые пути развития связаны с Окт. революцией 1917. По декрету Совнаркома (1917) театры передавались в ведение Нар. комиссариата просвещения. В 1919 принят подписанный В. И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра. Политика Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, вдохновлённая идеями В. И. Ленина о партийности и народности иск-ва, указала театру путь к овладению революц. мировоззрением, способствовала постепенному становлению метода социалистического реализма в театре, определив тем самым осн. направление его развития. Старейшие рус. театры сделали первые шаги к сближению с новым, рабочим зрителем, переосмысливая классику - трактуя её в нек-рых случаях в плане "созвучия революции" ("Посадник" А. К. Толстого, 1918, "Старик" Горького, 1919, оба в Малом театре). Монументальные и патетич. образы "Мистерии-буфф" Маяковского (поставлена Мейерхольдом в 1918) положили начало созданию спектаклей политически острых, проникнутых духом революц. романтики, способствовали развитию агитац. театра. Своеобразной его разновидностью явились массовые представления, ставившиеся на улицах и площадях.

1. Сцена из трагедии "Поликсена" В. А. Озерова. Гравюра по рис. Иванова. 2-3. Эскизы костюмов для спектаклей крепостного театра Шереметева. 4. Большой и Малый театры в Москве. 1827. 5-9. Сцены из спектаклей: 5. "Борис Годунов" А. С Пушкина Александрийский театр. 1870 6. "Ревизор" Н. В. Гоголя. Малый театр. 1883. 7. "Лес" А. Н. Островского. Малый театр. И. "Вишневыи сад" А. П. Чехова. Московский Художественный театр. 1904. 9. "Дети солнца" М. Горького. Театр В. Ф Комиссаржевской. 1905.

Большое значение в процессе развития театр, культуры имели творч. взаимодействие и соревнование старейших рус. театров, выделенных в группу академических,- Малый, МХАТ, Александрийский (ныне Ленингр. театр драмы им. Пушкина), и вновь организованных - 3-я студия МХТ (1921, позднее Театр им. Вахтангова), Театр РСФСР 1-й (1920, в 1923-38 Театр им. Мейерхольда), Театр Революции (1922, с 1954 - Театр им. Маяковского), Театр им. МГСПС (1923, с 1938 - Театр им. Моссовета) - в Москве, Большой драматич. театр (1919, ныне - им. Горького) - в Ленинграде, Театр "Красный факел" (1920, Одесса,- с 1932 в Новосибирске) и др. В 1918-20 начали работать первые театры для детей. Во 2-й пол. 20-х гг. возникли театры рабочей молодёжи (ТРАМ), позднее часть из них была преобразована в театры Ленинского комсомола.

В 20-е гг. театры создали ряд постановок, поев, современности. В спектаклях "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина (1925, Театр им. Вахтангова, реж. А. Д. Попов), "Шторм" Билль-Белоцерковского (1925, Театр им. МГСПС, реж. Е. О. Любимов-Ланской), "Любовь Яровая" Тренёва (1926, Малый театр, реж. И. С. Платон, Л. М. Прозоровский), "Бронепоезд 14-69" Иванова (1927, МХАТ, художеств, руководитель Станиславский, реж. Н. Н. Литовцева, И. Я. Судаков) и др. получила новаторское художеств, разрешение проблема взаимоотношений личности и массы, утверждался новый тип героя эпохи революции и Гражд. войны. Важное значение в развитии этого процесса имел 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (1934), на к-ром (прежде всего в докладе и выступлениях Горького) была дана развёрнутая характеристика принципов метода социалистич. реализма лит-ры и иск-ва. 30-е гг. явились в развитии рус. театра периодом утверждения этого осн. метода как определяющего в сценич. иск-ве, находившего всё более глубокое и разностороннее отражение.

Социалистический по содержанию, национальный по форме советский театр развивался в процессе живого обмена творческим опытом между деятелями сцены различных народов. Интернац. природа сов. социалистич. театра более отчётливо проявилась и в тех новых творческих взаимоотношениях, к-рые сложились между рус. театром и театр, культурой народов авт. республик, вошедших в состав РСФСР. Располагающий огромным ист. опытом, прочными демократич. традициями, рус. театр выступил надёжным помощником в развитии театра др. народов, объединившихся в Российскую Федерацию (см. раздел Театр в статьях об авт. республиках РСФСР). В формировании нац. театров, начавшемся весьма интенсивно в сов. эпоху, огромное значение имело использование наследия рус. классич. драмы и произведений рус. сов. авторов.

Тематический диапазон репертуара театров РСФСР неуклонно расширялся. Небывалое в мировом сценическом иск-ве развитие получила в 30-е гг. тема созидательного труда, разносторонне раскрытая в пьесах В. В. Маяковского ("Баня"), А. Н. Афиногенова, В. П. Катаева и др. Пьесы Н. Ф. Погодина ("Поэма о топоре", "Мой друг") нашли особенно убедительное воплощение (имевшее значение для всего сов. театра) в Моск. театре Революции, в пост. Попова. Героическое звучание приобрели посв. Гражд. войне пьесы В. В. Вишневского - "Первая конная" (1930, Моск. театр Революции, реж. А. Д. Дикий), "Оптимистическая трагедия" (1933, Камерный театр, реж. Таиров). О социалистич. перестройке деревни рассказывали "Хлеб" Киршона (1931, МХАТ), "После бала" Погодина (1934, Моск. театр Революции). Формирование нового мировоззрения сов. интеллигенции раскрывалось в спектаклях "Страх" Афиногенова (МХАТ и Ленингр. академич. театр драмы, оба - в 1931), "Скутаревский" Леонова (1934, Малый театр). Бойцы и командиры Сов. Армии стали героями спектаклей "Последний решительный" Вишневского (1931, Театр им. Мейерхольда), "Бойцы" Ромашова (1934, Малый театр), "Парень из нашего города" Симонова (1941, моск. Театр им. Ленинского комсомола, реж. И. Н. Берсенев).

Крупнейшим достижением театра было создание в 1937 и 1938 спектаклей, воплотивших образ В. И. Ленина,- "Человек с ружьём" Погодина (Театр им. Вахтангова, в роли Ленина - Б. В. Щукин, реж. Р. Н. Симонов; Воронежский театр, в роли Ленина - В. И. Флоринский), "Правда" Корнейчука (Моск. театр Революции, в роли Ленина - М. М. Штраух, реж. Н. В. Петров) и др. Углубление иск-ва социалистич. реализма наглядно проявилось в активном обращении театров к драматургии Горького, принёсшем в 30-40-е гг. особенно большие достижения: "Егор Булычев и другие" (1932, Театр им. Вахтангова), "Мещане" (1935, ЦТКА), "Враги" (1935, МХАТ), "Дачники" (1939, Ленингр. Большой драматич. театр), "Варвары" (1941, Малый театр). В 30-40-е гг. были созданы выдающиеся спектакли классич. драматургии: "Отелло" (1935, Малый театр), "Ромео и Джульетта" (1935, Моск. театр Революции), "Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА) Шекспира, "Тартюф" Мольера (1939) и "Три сестры" Чехова (1940; оба МХАТ), "Бешеные деньги" Островского (1945, Театр им. Ермоловой). В 30-е гг. Станиславский завершил создание своей творч. системы (см. Станиславского система). Его опыт и опыт Немировича-Данченко имели решающее влияние на становление сов. режиссуры и актёрского мастерства, оказали положит, воздействие на творч. поиски передовых художников театра во всём мире.

Укрепление идейного единства позиций мастеров театра, связанное с преодолением формалистич. и натуралистич. влияний, вело к более полному раскрытию их творческих индивидуальностей. В иск-ве актёра плодотворно и бережно развивалось и обогащалось своеобразие не только индивидуальной манеры, но и определённой творческой школы. Вместе с тем общим для различных направлений было стремление к социальной типизации, органич. проникновение в идейное содержание отд. образа и всего произв. в целом. Это проявлялось и в иск-ве представителей передовых реалистич. традиций - артистов Малого театра (напр., В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой, А. А. Яблочкиной, В. О. Массалитиновой, М. М. Климова, А. А. Остужева, В. Н. Пашенной, П. М. Садовского и др.) и МХАТа (О. Л. Книппер-Чеховой, В. И. Качалова, И. М. Москвина, Л. М. Леонидова, М. М. Тарханова), в творчестве Щукина, исходившего из традиций Вахтангова; таких мастеров МХАТа 2-го (организован в 1924 из 1-й студии МХТ), как Берсенев, С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова. Своеобразное преломление сов. творч. школы обнаруживалось и в работах актёров Театра им. Мейерхольда и Моск. театра Революции (Штрауха, М. И. Бабановой, И. В. Ильинского, Д. Н. Орлова, Ю. С. Глизер, С. М. Мартинсона и др.), щедро использовавших средства заострённо-гиперболической характеристики. Наряду с представителями старшего поколения в 30- 40-е гг. разносторонне раскрылось дарование многих актёров, заявивших о себе уже в советскую эпоху. В их числе были Е. Н. Гоголева, Н. А. Анненков, М. И. Царёв - в Малом театре; Н. П. Хмелёв. А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, А. П. Кторов, А. О. Степанова, В. Г. Добронравов, Б. Н. Ливанов, А. Н. Грибов, М. М. Яншин, О. Н. Андровская и др.- во МХАТе; В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт - в

Моск. театре им. Моссовета. Коллектив Ленингр. академич. театра драмы, куда входили крупнейшие мастера - Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев, И. Н. Певцов, пополнился талантливыми представителями более молодого поколения - Н. К. Черкасов, Н. К. Симонов, А. Ф. Борисов, Б. А. Бабочкин. Значит, вклад в развитие театров авт. республик внесли актёры: В. В. Тхапсаев, X. Г. Абжалилов, Г. Ц. Цыдынжапов, А. К. Мубаряков и др.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 деятели театра направили все усилия на превращение иск-ва в средство духовной мобилизации народа на отпор фаш. агрессии. Героич. пафос и глубокая народность ярко проявились в постановке наиболее характерных для этого времени пьес: "Русские люди" Симонова, "Нашествие" Леонова и "Фронт" Корнейчука.

В послевоен. годы были поставлены спектакли, поев, образам сов. патриотов - участников Великой Отечеств, войны 1941-45: "Молодая гвардия" по Фадееву (1947, Моск. театр драмы, реж. Н. П. Охлопков), "Победители" Чирскова (1946, Ленингр. театр драмы им. Пушкина; 1947, МХАТ), "За тех, кто в море!" Лавренёва (1947, Малый театр). Продолжалась работа над пост, пьес и современности ("В одном городе" Софронова, 1947, Театр им. Моссовета, "Совесть" Чепурина, 1950, ЦТСА), комедийно-сатирич. спектаклями ("Свадьба с приданым" Дьяконова в Моск. театре сатиры и "Калиновая роща" Корнейчука в Малом театре, оба в 1950).

50-е гг. отмечены "вторым рождением" на сцене многих театров РСФСР драматургии Маяковского-"Баня", "Клоп", "Мистерия-буфф"; Вишневского - "Оптимистическая трагедия" (Ленингр. театр драмы им. Пушкина, реж. Г. А. Товстоногов). Среди наиболее интересных новых истолкований классики были постановки: "Гамлет" Шекспира (реж. Охлопков), "Дело" Сухово-Кобылина (реж. Н. П. Акимов), "Маскарад" Лермонтова (реж. Ю. А. Завадский), "Власть тьмы" Л. Н. Толстого (реж. Б. И. Равенских) - спектакли, свидетельствующие об углублении филос. постижения гуманистич. сущности классич. произв., об умении найти отвечающую его стилевой природе выразит, театр, форму.

В лучших произв. театр, иск-ва 50 - 60-х гг. с новой силой прозвучала великая ленинская тема в спектаклях различных театров (напр., "Третья патетическая" Погодина, МХАТ, 1959, в роли В. И. Ленина -Б. А. Смирнов).

Плодотворные тенденции сказались и в расширении репертуара театров за счёт передовой зарубежной драматургии. Мн. театры ставят пьесы Б. Брехта.

Главным направлением развития театра, приобретающим ещё более важное значение, остаётся воплощение образа современника - строителя коммунизма и борца за его идеи. Это объединяет, при всём их своеобразии, осуществлённые различными театрами постановки таких пьес, как "Иркутская история" Арбузова, "Океан" Штейна, "В добрый час!" Розова, "Ленинградский проспект" Штока, "Стряпуха" Софронова, появившихся в 50-х - нач. 60-х гг., и спектакли нач. 70-х гг.- "Человек со стороны" Дворецкого, "Сталевары" Бокарева и др. Большую роль приобретает социально-этич. проблематика, связанная с темой жизни рабочего класса, неотделимая от обществ, смысла науч.-технич. революции, совершающейся в условиях социализма.

С кон. 50-х и в 60-е гг. особенно приметным становится вклад в развитие театра мастеров поколения, к к-рому принадлежат режиссёры Г. А. Товстоногов, Б. И. Равенских, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, Е. Р. Симонов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос и др., актёры Ю. К. Борисова, К. Ю. Лавров, И. М. Смоктуновский, М. А. Ульянов и мн. др.

Подъём творч. активности, поиски новых путей определили возникновение и выдвижение новых театров. Среди них: "Современник" (в 1956-70 возглавлявшийся Ефремовым), Моск. театр драмы и комедии на Таганке, в к-рый влилась группа окончивших уч-ще им. Щукина, руководимая Любимовым. Вместе с давно действующими театрами РСФСР эти творческие коллективы выражают то богатство направлений, к-рое закономерно возникает на основе метода социалистич. реализма, органически вбирающего в себя всё лучшее из прошлого опыта развития театр, культуры.

Крупными центрами театр, жизни РСФСР, кроме Москвы и Ленинграда, являются Горький, Казань, Куйбышев, Новосибирск, Саратов, Свердловск, Ярославль и др. города, в к-рых работают коллективы, располагающие большим творческим опытом, значит, традициями.

В РСФСР широко ведётся подготовка работников театра (актёров, режиссёров, театроведов). Крупнейшие ин-ты - Государственный ин-т театрального иск-ва им. А. В. Луначарского (ГИТИС), Ленинградский ин-т театра, музыки и кинематографии. Ин-т истории иск-в, ГИТИС, Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии ведут большую н.-и. работу. Среди высших театр, уч. заведений - Школа-студия им. Вл. И. Немировича-Данченко (при МХАТе), Театр, уч-ще им. М. С. Щепкина (при Малом театре), Театр, уч-ще им. Б. В. Щукина (при Театре им. Вахтангова). Художеств.-технич. кадры (кроме спец. ф-та при Школе-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко) готовят ср. уч. заведения.

Театр РСФСР внёс огромный вклад в развитие всего советского сценического иск-ва, а тем самым и в мировую театр, культуру. Идеи создания нар. революц. театра, оплодотворявшие искания его крупнейших мастеров, воплощённые в новаторские по своему содержанию и форме произв., оказали воздействие на становление передовых тенденций театр, иск-ва далеко за пределами СССР. Особенно наглядно это проявилось в том влиянии, к-рое оказала и продолжает оказывать и на мировую театр, практику, и на воспитание актёров и режиссёров система Станиславского и вся совокупность его творческих принципов.

Достижения театров РСФСР не раз получали высокую оценку во время зарубежных гастролей на различного рода фестивалях и др. Эти успехи стали ещё одним подтверждением того широкого мирового отклика, к-рый неизменно вызывает рус. сов. театр, иск-во.

В РСФСР работают (1975) 292 дра-матич., муз.-драматич., детских и юного зрителя театров, Всероссийское театр, об-во (ВТО, осн. в 1883).

Лит.: Морозов П. О., История русского театра до половины XVIII столетия, СПБ, 1889; История советского театра, т. 1, [1917 - 1921], Л., 1933; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М. - Л., 1948; его же, Русский драматический театр XIX века, т. 1, Л.- М., 1957; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957; его же, Русский театр второй половины XVIII века, М., 1960; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII - XVIII вв., М., 1958; Очерки истории русского советского драматического театра, __ т. 1-3, М., 1954-61; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958 (статьи о русском театре); История советского драматического театра, т. 1-6, М., 1966-71 (разделы о театрах РСФСР); Русская художественная культура конца XIX - начала XX веков. (1895-1907). Кн. 1, М., 1968; Данилов С. С., Португалова М. Г., Русский драматический театр XIX в., т. 2, Л., 1974. И. Б. Ростоцкий, Б. И. Ростоцкий.

Цирк. Истоки рус. цирка - в иск-ве скоморохов. Образ актёра-потешника, скрывающего свой ум и ловкость под личиной простоты и глупости, позже нашёл отражение в клоунских масках. В 1648 указом царя Алексея Михайловича представления скоморохов были запрещены. Но в 18 в. в ярмарочных балаганах и на нар. гуляньях традиции их иск-ва продолжались в выступлениях т. н. дедов-зазывал, дедов-раёшников, паяцев и др. В свою очередь это иск-во нашло отражение в рус. клоунаде и гл. обр. в творчестве А. Л. и В. Л. Дуровых.

При царском дворе и у богатых бояр были также шуты, участвовавшие в представлениях. Уже в нач. 17 в. демонстрировалась дрессировка животных ("слоновая потеха", "медвежья потеха"), проводились состязания силачей, выступления акробатов и жонглёров. Большое распространение получили конные игры, состязания, способствовавшие возникновению конного цирка. В 18 в. устраивались театрализов. конные карусели, кавалькады и др. Проф. цирки в России возникли в 18 в., в них выступали гл. обр. иностр. артисты, мн. из к-рых остались работать в России. Постепенно они включали в свои труппы рус. исполнителей, воспитывали учеников, из к-рых образовалось первое поколение проф. рус. цирковых артистов. В 1824 приехала труппа Ж. Турниера, с 1827 Турниер выступал в Петербурге в построенном им на набережной р. Фонтанки первом в России стационарном цирке (вскоре приобретённом Дирекцией имп. театров). В 1849 в каменном здании, построенном на месте б. цирка Турниера, открылся стационарный имп. цирк; для подготовки исполнителей в Петерб. театр, уч-ще был создан цирковой класс. Первый стационарный цирк в Москве (на Петровке) сооружён в 1853 В. Н. Новосильцевым. В рус. провинции работали цирки, принадлежавшие помещикам, позже антрепренёрам.

Новый этап развития цирка связан с деятельностью братьев А. А., Д. А. и П. А. Никитиных. Уличные артисты, они выступали в балаганах, позже стали известными цирковыми артистами. В 1873 Никитины открыли в Пензе первый рус. цирк, затем стационарные цирки в др. городах, в 1911 - в Москве. Никитины широко привлекали отечеств, артистов, прежде выступавших преим. на площадях и в балаганах.

Несмотря на преследования полиции и цензуры, в цирке утверждается сатирич. клоунада. Из клоунов-сатириков особенной популярностью пользовались А. Л. и В. Л. Дуровы, "Бим-Бом" (И. С. Радунский и М. А. Станевский), В. Е. Лазаренко. В. Л. Дуров одновременно был и естествоиспытателем, перенёсшим на цирковую арену результаты опытов с животными. Цирк последовательно утверждал образ прекрасного сильного человека, преодолевающего казалось бы неодолимые препятствия. Рус. борцы, участвовавшие в цирковых чемпионатах,- И. М. Поддубный, И. М. Заикин, И. В. Шемякин и др.- получили мировую известность. Рус. наездники, акробаты, гимнасты, жонглёры, эквилибристы и др. добивались выдающихся успехов на родине и во время гастролей за рубежом. В то же время представления рус. цирка в кон. 19 - нач. 20 вв. стали приобретать и отрицат. черты, отражавшие общее состояние бурж. культуры. Ставившиеся в эти годы пантомимы носили подчас шовинистич. характер, поддерживали колонизаторские идеи, восхваляли бурж. образ жизни.

После Окт. революции 1917 цирк, как всё сов. иск-во, стал осуществлять не только развлекательные, но и воспитат. задачи. В 1919 В. И. Ленин подписал Декрет СНК об объединении театрального дела. В спец. пункте этого декрета говорилось о демократич. сущности цирка и о необходимости подъёма художеств, уровня его программ. В 1922 было создано Центр, упр. гос. цирками (ЦУГЦ), постепенно объединившее все действующие цирки. Осн. внимание было обращено на создание острой злободневной клоунады, новых клоунских масок, отказ от грубости, пошлости, присущих бурж. клоунаде. На всём протяжении существования сов. цирка артисты-клоуны В. Л. Дуров, В. Е. Лазаренко, Д. С. Альперов, М. И. Калядин, С. М. Ротмистров, Н. Л. Лавров, Л. Г. Енгибаров, М.Н.Румянцев (Карандаш), К. А. Берман, О. К. Попов, Ю. В. Никулин, М. И. Шуйдин, А. Н. Николаев и др. обращались и обращаются к современным темам, их маски и приёмы сохраняют буффонность, присущую цирку. Ставятся тематич. спектакли на революц.-героич. тематику: "Махновщина" Масса, "Москва горит" Маяковского, "Трое наших" Афиногенова и Бурского, "Карнавал на Кубе" Кулиджанова, Местечкина, Никулина, и мн. др. Сов. цирк решительно отказался от номеров, построенных на унижении человеческого достоинства, грубых, нарочито подчёркивающих опасность, лишённых красоты, безвкусных по оформлению. Продолжая лучшие традиции демократич. иск-ва, цирк создаёт выдающиеся произв. во всех жанрах (намного расширяя их границы), использует новейшие достижения науки, техники, спорта. Организованы и успешно работают коллективы оригинальных жанров-"Цирк на льду", "Цирк на воде", "Цирк на сцене", созданы нац. номера - даг. канатоходцев, осет. джигитов, эквилибристов на проволоке и жонглёров из Тувы и др. Ставятся аттракционы, восстанавливающие рус. силовые игры (артист Н. Г. Жеребцов), рус. нар. гулянья (рук. В. Н. Беляков, А. Н. Бондарев) и др. Традиции соединения клоунады с показом дрессированных животных продолжают представители цирковой династии Дуровых.

Выступление канатоходцев Волжанских.

К ст. РСФСР. 1. Архитекторы Б. Р. Р у б а н е н к о, О. А. Ж а г а р, Е. Л. И о х е л е с, Е. И. К у т ы р е в, А. С. Образцов, В. А. П л и н е р, Ю. А. Шарапов, В. А. Ш к в а р и к о в, инженер Н. А. Дыховичная. Новая часть города Тольятти. Застройка конца 1960-начала 1970-х гг. 2. Архитекторы Е. Л. И о х е л е с, М. Д. Л и п о в е ц к а я и др.. инженер Р. Е. П а т е е в. Новый жилой район Корейская слобода во Владивостоке. 1966-70. 3. Архитекторы А. В. Афанасьев, Е. А. Раевская и др., инженеры Ю. Е. А в р у т и н и др. Новый жилой район Давыдково в Москве. 1969-71. 4. Архитекторы Ю. Л. Ш в а р ц б р е и м, В. Я. Э д е м с к а я, инженеры Н. В. Т о п и л и н, П. У. К а р п о в. Цирк в Сочи. 1971. 5. Архитекторы С. X. Г а л а д ж е в а, В. Д. К р а с и л ь н и к о в, А. А. Попов, В. А. Ш у л ь р и х т е р, инженеры И. Н. К л ю з н е р, Л. Ф. П а р ш и н. Театр в Туле. 1970. б. А. С. Образцов и др. Торговый центр в Научном городке Сибирского отделения АН СССР. 1967.

К ст. РСФСР. 1. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152-57. 2. Икона "Чудо Георгия о змие". 15 в. Русский музей. Ленинград.