БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 программные симф. увертюры и фантазии на сюжеты высокого трагедийного звучания ("Ромео и Джульетта" по Шекспиру, 1869; "Франческа да Римини" по Данте, 1876). Для симфоний Бородина (особенно 2-й-"Богатырской", 1876) характерны эпич. монументальность образов, широта и плавность развития. Римский-Корсаков - мастер красочной оркестровой звукописи; его муз. картины природы, быта и сказочной фантастики покоряют блеском и образностью ("Испанское каприччио", 1887; "Шехеразада", 1888). Один из видных представителей отечеств, симфонизма-М. А. Балакирев, развивавший в своих оркестровых сочинениях русские народные и восточные элементы ("Увертюра на темы трёх русских народных песен", 1858; "Тамара", 1882).

В камерном вокальном творчестве рус. композиторов получили отражение образы классич. отечеств, поэзии. Лирика Чайковского завоевала популярность благодаря своей эмоциональной правдивости, силе и яркости выражения непо-средств. чувства. У Мусоргского романс превращается часто в драматич. сценку, рисующую живой, реально очерченный социальный тип. Образы эпического, пейзажного, нар.-жанрового характера представлены в романсах Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова. Совершенные образцы камерной инструм. музыки создали Чайковский (3 струнных квартета; фп. трио "Памяти великого художника", 1882) и Бородин (2 струнных квартета, 1879, 1881; фп. квинтет, 1862). Значительным вкладом в концертную фп. лит-ру являются 1-й концерт для фп. с оркестром Чайковского (1875), "Исламей" Балакирева (1869), "Картинки с выставки" Мусоргского (1874).

Новый этап в развитии муз. иск-ва- балеты Чайковского ("Лебединое озеро", 1876; "Спящая красавица", 1889; "Щелкунчик", 1892), в которых музыка становится ведущим компонентом драматургии.

На рубеже 19-20 вв. выдвигаются: А. К. Глазунов - мастер крупной инструм. формы, написавший 8 симфоний и множество др. симф. и камерных сочинений, а также балеты (в т. ч. "Раймонда", 1897); С. И. Танеев - музыкант-мыслитель, стремившийся к воплощению глубоких филос. замыслов (кантаты "Иоанн Дамаскин", 1884, и "По прочтении псалма", 1915; опера "Орестея", 1894; симфония до минор, 1898, и др.); А. К. Лядов - тонкий художник-миниатюрист, автор разнообразных фп. пьес (прелюдии, этюды и др.) и оркестровых сочинений на нар. темы и сюжеты ("Восемь русских народных песен для оркестра", 1906; "Баба-Яга", 1904; "Кикимора", 1910). К ним примыкают А. С. Аренский, Вас. С. Калинников, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Т. Гречанинов, С. М. Ляпунов.

В рус. музыке нач. 20 в. проявляются новые черты, находит прямое или косвенное отражение рост революц. движения. Римский-Корсаков в аллегорич., зашиф-ров. форме воплотил чаяния рус. общества об освобождении в операх "Кашей Бессмертный" (1902) и"3олотой петушок" (1907). С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин - наиболее крупные и характерные выразители этой эпохи в музыке. Творчество обоих композиторов отличается бурным, беспокойным пафосом. Вместе с тем оно во многом различно. В произв. Рахманинова, тесно связанных с наследием Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, с реалистич. рус. лит-рой и живописью, большое место занимают образы родной природы и быта. Скрябин более субъективен и изыскан. Отталкиваясь от романтич. традиций, он сближается с символизмом. Под влиянием идеалистич. философии мечты о светлом будущем человечества приобретают в его поздних произв. мистико-утопич. окраску. На первый план и у Рахманинова, и у Скрябина выдвигается фп. музыка. Свойственная Рахманинову широкая, порой декоративно-фресковая манера письма особенно ярко проявилась в его концертах для фп. с оркестром (4 концерта, 1891-1926), "Этюдах-картинах" (1911, 1917). Для Скрябина более характерны камерные жанры: сонаты, прелюдии, программные миниатюры с симво-лич. названиями. Оба композитора были также глубоко оригинальными симфонистами. Значит, место в наследии Рахманинова занимают романсы и опера. Высоким этич. пафосом, культурой и мастерством отличается творчество Н. К. Метнера, работавшего почти исключительно в фп. и камерном вокальном жанрах. На рубеже 2-го десятилетия 20 в. появляются сочинения И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, стремившихся противопоставить гипертрофированному эмоционализму позднеромантич. иск-ва и хрупкой утончённости модернистских течений здоровую простоту, силу, энергию ритма. В дальнейшем их творч. пути сложились по-разному: Стравинский уже в ранние годы связал свою деятельность с зарубежной муз. жизнью и почти полностью отошёл от нац. традиций, Прокофьев стал одним из виднейших представителей сов. музыки.

В нач. 20 в. достигла расцвета муз.-исполнительская культура. Рус. вокальная школа, основы к-рой были заложены в 19 в. певцами О. А. Петровым, Ф. И. Стравинским и др., выдвигает таких артистов, как Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов. Величайшим пианистом 20 в. был Рахманинов. Деятельность выдающихся отечеств, исполнителей способствовала популяризации лучших образцов рус. музыки, её растущему мировому признанию. Многие крупнейшие зарубежные композиторы 20 в. (К. Дебюсси, М. Равель, Л. Яначек и др.) подчёркивали новаторское значение рус. музыки и обращались к ней как к источнику свежих, оригинальных образов и средств муз. выразительности.

Победа Окт. революции 1917 определила новый этап в развитии музыки. Партией и пр-вом принимались меры по созданию наиболее благоприятных условий для поднятия муз. культуры народных масс и превращения музыки в действенное средство коммунистич. воспитания. В период, когда закладывались основы сов. художеств, культуры, важную роль сыграла деятельность музыкантов старшего поколения, осуществлявших живую связь между дореволюц. прошлым рус. музыки и новым, сов. её этапом: композиторов А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кастальского, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, А. Ф. Гедике, М. Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Л. В. Николаева, критиков и музыковедов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского, Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, М. В. Иванова-Борецкого.

Рус. музыка послеоктябрьского периода является частью многонац. муз. культуры СССР (см. том СССР, раздел Музыка). Развиваясь в тесной связи и творч. взаимодействии с иск-вом всех народов страны, она занимает ведущее положение в этом содружестве. Мн. рус. музыканты, работая в различных союзных и авт. республиках, способствовали росту нац. муз. культур этих народов и освоению ими новых совр. форм проф. иск-ва. В свою очередь рус. композиторы обогащали собств. творчество, вдохновляясь образами из жизни братских народов, своеобразными красками, мелодиями и ритмами их муз. фольклора.

Осн. черты сов. музыки как боевого, гражданственного иск-ва, мобилизующего нар. массы на борьбу за коммунистич. идеалы, складывались уже в песнях Гражд. войны, затем в первых опытах воплощения совр. революционной темы в операх, симфониях, кантатах 20-х гг. Решение новых задач было связано с борьбой против схематизма, упрощенчества и чуждых сов. иск-ву левацко-формалистич. тенденций. Под руководством партии эти недостатки успешно преодолевались, сов. музыка утвердилась на позициях социалистич. реализма и заняла важное место в культурной жизни народа.

Мировое признание получили выдающиеся достижения симф. музыки, лучшие произв. этого жанра проникнуты высоким гуманистич. пафосом, силой выражения, глубиной филос. мысли. Основоположник рус. сов. симфонизма - Н. Я. Мясковский, автор 27 симфоний, творчество к-рого сочетает следование классич. нац. традициям с живым откликом на явления совр. действительности. Острейшие конфликты современности запечатлены в творчестве крупнейшего симфониста Д. Д. Шостаковича. Симфонии С. С. Прокофьева отличаются эпичностью склада и ярко выраженным рус. нац. характером. Существ, вклад в развитие сов. симфонизма внесли В. В. Щербачёв, Л. К. Книппер, В. Я. Шебалин, Г. Н. Попов, М. С. Вайнберг, Н. И. Пейко.

В 30-х гг. были достигнуты первые удачи в создании сов. оперы: "Тихий Дон" И. И. Дзержинского (1935), "В бурю" Т. Н. Хренникова (1939, 2-я ред. 1952), "Семён Котко" Прокофьева (1939). Одной из наиболее выдающихся сов. опер является ч Катерина Измайлова" ("Леди Макбет Мценского уезда", 1932, нов. ред. 1962) Шостаковича. В годы Великой Отечеств, войны родился замысел монументальной патриотич. эпопеи Прокофьева - оперы "Война и мир" (по роману Л. Н. Толстого, 1943, 2-я ред. 1946, окончат. ред. 1952). Ист.-революц. тема получила воплощение в опере "Декабристы" Ю. А. Шапорина (1947-53). Среди опер на совр. тематику, написанных в послевоен. годы, выделяются "Виринея" С. М. Слонимского (1967) и "Не только любовь" Р. К. Щедрина (пост. 1961). Множество опер создано рус. сов. композиторами на сюжеты отечеств, и зарубежной классич. лит-ры, в т. ч. "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси" по Р. Роллану, 1938, 2-я ред. 1968) Д. Б. Кабалевского.

1. Сцена из 2-го действия оперы "Война и мир" С. С. Прокофьева. Большой театр. Москва. 1959. 2. Сцена из оперы "Безродный зять" Т. Н. Хренникова. Театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Москва. 1967.

Коренное обновление испытал сов. балет. Следуя традициям Чайковского, Глазунова, Стравинского в этом жанре, сов. композиторы утвердили значение музыки как важнейшего, определяющего элемента хореографич. драматургии. Образы революц. народа получили художественно убедительное воплощение в балетах "Красный мак" ("Красный цветок") Глиэра (1927, 2-я ред. 1949), "Пламя Парижа" Асафьева (1932), "Лауренсия" А. А. Крейна (1937). Смелым реформатором явился Прокофьев, создавший балет "Ромео и Джульетта" (1936) - глубокую, захватывающую по силе муз.-хореографич. трагедию. Мн. композиторы обращались в балете к темам высокого драматического, героико-эпич. и филос. звучания ("Спартак" А. И. Хачатуряна, 1954). Среди композиторов, успешно работающих в балетном жанре,- А. П. Петров ("Сотворение мира", 1971), Щедрин ("Анна Каренина", 1972).

Особое значение приобрели жанры хоровой музыки - от песни до оратории и кантаты. Истоки сов. песенного творчества восходят к боевой революц. пролет, песне. Всенар. распространение получили нек-рые песни, возникшие в годы Гражд. войны. Сов. песня, отражающая различные стороны действительности, разнообразна по содержанию и мелодико-интонац. строю. Она глубоко проникла в быт и сопровождает все знаменат. события обществ, и политич. жизни. Огромную мобилизующую роль сыграла песня в период Великой Отечеств, войны. В послевоен. годы она стала знаменем борьбы за мир и за трудовые успехи в строительстве коммунизма. Авторами популярных песен являются А. В. Александров, М. И. Блантер, А. А. Давиденко, И. О. Дунаевский, В. Г. Захаров, Э. С. Колмановский, Б. А. Мокроусов, В. И. Мурадели, А. Г. Новиков, А. И. Островский, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, Д. Я. Покрасс, В. П. Соловьёв-Седой, С. С. Туликов, О. Б. Фельдман, А.Г. Флярковский, М. Г. Фрадкин, Я. А. Френкель, А. Н. Холминов, Т. Н. Хренников, А. Я. Эшпай и др.

Песня, как наиболее массовый муз. жанр, входит во многие произв. крупной формы - оперы, симфонии. Она является основой лучших оперетт Дунаевского, Г. С. Милютина и др., музыки к фильмам и драматич. спектаклям. В оратории и кантате песенное начало соединяется с элементами оперной драматургии и симф. развитием. К выдающимся образцам кантатно-ораториального жанра принадлежат "Александр Невский" Прокофьева (1938), "На поле Куликовом" Шапорина (1939), "Емельян Пугачёв" М. В. Коваля (1939), "Поэма памяти Сергея Есенина" (1955) и "Патетическая оратория" (1959) Г. В. Свиридова.

В развитие камерной вокальной и инструм. музыки внесли вклад А. Н. Александров, Мясковский, Прокофьев, Свиридов, Шапорин, Шебалин, Шостакович, Б. Н. Чайковский, Б. И. Тищенко, В. А. Гаврилин и др.

Среди виднейших представителей рус. сов. муз.-исполнительской культуры - дирижёры В. И. Сук, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, В. А. Дранишников, А. В. Гаук, К. К. Иванов, С. А. Самосуд, А. Ш. Мелик-Пашаев, Ю. Ф. Файер, Е. А. Мравинский, Н. Г. Рахлин, Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов; хоровые дирижёры А. В. Александров, М. Г. Климов, Н. М. Данилин, А. В. Свешников, Г. А. Дмитревский, А. С. Степанов, А. В. Рыбнов, А. А. Юрлов, К. Б. Птица, В. Г. Соколов; пианисты К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, В. В. Софроницкий, Л. Н. Оборин, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер; скрипачи М. Б. Полякин, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган; виолончелисты С. М. Козолупов, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, М. Л. Ростропович. В области оперного исполнительства - певицы В. В. Барсова, К. Г. Держинская, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, С. П. Преображенская, Е. А. Степанова, И. К. Архипо-ва, Г. П. Вишневская, певцы П. 3. Андреев, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, С. И. Мигай, Г. М. Нэлепп, Н. Н. Озеров, В. Р. Петров, А. С. и Г. С. Пироговы, Н. К. Печковский, М. О. Рейзен, М. Д. Михайлов и др.

Русский народный хор им. Пятницкого исполняет музыкально-танцевальную композицию "Зимушка". 1969.

За годы Сов. власти создана разветвлённая сеть муз. театров, филармоний, исполнительских коллективов, муз. уч. заведений общего и спец. типа. Новые центры муз. культуры возникли в городах быв. росс, периферии и в авт. республиках РСФСР. У мн. народов РСФСР, проф. муз. культура к-рых начала формироваться лишь после Окт. революции, появились свои нац. кадры квалифициров. музыкантов-исполнителей, композиторов - Н. Г. Жиганов, М. М. Кажлаев, Г.-Р. Синисало, Б. Б. Ямпилов и мн. др.,- владеющих сложными формами совр. муз. иск-ва. На основе богатых традиций муз. фольклора ими созданы нац. оперы, симфонии и произв. др. жанров (см. раздел Музыка в статьях об авт. республиках РСФСР).

Симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Дирижёр Е. А. Мравинский, Большой зал. Ленинград. 1973.

Рус. музыка оказала заметное влияние на творчество ряда зарубежных композиторов. Во всём мире популярны мн. произведения рус. и сов. композиторов, высоким авторитетом пользуются сов. музыканты-исполнители, певцы, исполнительские коллективы.

В РСФСР работают (1975): 42 муз. театра, в т. ч. 15 театров оперы и балета, 18 муз. комедии и оперетты, 1 муз.-драматич., 8 муз. театров; 24 симф. оркестра, 8 оркестров нар. инструментов и духовых оркестров, 34 камерных оркестра и инструм. ансамбля, 19 проф. хоровых коллективов. Подготовкой муз. кадров занимаются 13 консерваторий и др. высших муз. уч. заведений, 114 муз. училищ, 10 уч-щ иск-в, 2 хоровых уч-ща, 6 ср. спец. муз. школ, ок. 3000 детских муз. школ. В 1960 организован Союз композиторов РСФСР. В городах РСФСР проводятся многочисл. музыкальные фестивали, в т. ч. "Московские звёзды" и "Русская зима" (в Москве), "Белые ночи" (в Ленинграде), и музыкальные конкурсы.

Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в., т. 1 - 2, М.- Л., 1928 - 29; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, в. 1, М., 1938; её же, Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом, т. 1-2, М., 1952-53; История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 1-2, М.- Л., 1940; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 1 - 3, М.- Л., 1947 - 54; его же, Русская советская музыка, М., 1958 (Музыкальная культура союзных республик. РСФСР, в. 3); е г о ж е, Русская музыка XVIII века, М., 1965; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1 - 5, М., 1952 - 57; его же, Русская музыка. XIX и начало XX в., Л., 1968; История русской музыки, [под ред. Н. В. Туманиной], т. 1 - 3, М., 1957 - 60; История русской советской музыки, т. 1-4, М., 1956-63; Музыкальная культура автономных республик РСФСР, под ред. Г. И. Литинского, М., 1957; Попова Т., Русское народное музыкальное творчество, 2 изд., т. 1 - 3, М., 1962-64. Ю. В. Келдыш.

XIV. Танец. Балет

Танец. Выразит, средства рус. нар. хореографии складывались в условиях родового строя под влиянием социально-бытового уклада и различных культов. Пляски, игры, обряды были непосредственно связаны с жизнью и бытом народа и в своеобразной форме отражали познание им природы. Утверждение христианства изменило языч. празднества. Они стали приобретать более строгие и организованные формы. Визант. культура (с кон. 10-11 вв.) оказывала нек-рое влияние и на пластику рус. танца. Церковь, причислявшая пляску вместе с др. видами нар. развлечений к "сатанинским прельщениям", стремилась искоренить её, как пережиток языческого культа. С распространением церковной музыки и появлением русской многоголосной песни русская пляска обогатилась элементами импровизации. Ярко выраженный нац. характер рус. музыки становится основой тематич. плясок и бытовых хороводов. Нар. бытовые пляски и хороводы были популярны среди различных слоев рус. общества до 17 в., затем, когда рус. иск-во начало испытывать европ. влияние, в привилегированной среде нар. танцы стали "недостойным занятием".

Традиции нар. пляски на Руси сохранялись в иск-ве скоморохов и театр, зрелищах. В кон. 17 -нач. 18 вв. появились новые европ. танцы: менуэт, контраданс, полонез и др., к-рые вытесняли из гор. среды рус. нар. танец. На рабочих окраинах городов и особенно в сёлах продолжали развиваться традиц. формы и нац. особенности рус. танца. На посиделках пели песни, водили хороводы (плетни), в к-рых из поколения в поколение передавались традиции и богатство нар. творчества; шло накопление выразит, средств рус. нар. хореографии. Песня определяла характер хоровода; медленный, величавый, лирический, весёлый и др. Осн. элементы рус. танца: переменный, скользящий, дробный шаг, т. н. гармошка, верёвочка, моталочка, дроби, ключи, хлопушки, присядки, вращения. Пластика танца часто воспроизводит элементы движений к.-л. трудовых процессов: "ленок", "сапожник", "веретёнце", "капустка" и др. Есть танцы, показывающие человеческие характеры, повадки животных: Спиря, Тимоня, "бычок", "гусачок", "журавль", "утушка", "лебёдушка" и др. В эту же группу входит популярный танец - трепак. Среди парных рус. танцев особенно интересна голубиная пляска, или голубец. Известны многообразные переплясы: камаринская, барыня, казачок. Со временем пляски начали исполняться в сопровождении частушек. Более поздней формой рус. танца была кадриль (18- 19 вв.). В 18 в. рус. танец появился на проф. сцене в комич. операх "Мельник - колдун, обманщик и сват" М. М. Соколовского (1779), "Как поживёшь, так и прослывёшь" ("Санктпетербургский гостиный двор" М. А. Матинского и В. А. Пашкевича, 1782), "Ямщики на подставе" ("игрище невзначай") Е. И. Фомина (1787); в 1-й четв. 19 в. рус. балетмейстеры вводят его в нар.-патриотич. балеты-дивертисменты "Новая героиня, или Женщина-козак" (1810, музыка сборная, танцы И. И. Вальберха); "Ополчение, или Любовь к отечеству" К. А. Кавоса (1812, танцы Вальберха и Огюста); "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" С. И. Давыдова (1815, танцы И. М. Абле-ца) и др. Во 2-й пол. 19 в. сформировалась особая манера исполнения рус. танца в балетных спектаклях, связанная с желанием приукрасить и облагородить "грубый" танец, "простой" жест, что искажало его нац. природу, поэтичность и самобытность.

После Окт. революции 1917 рус. нар. хореография получила широкое развитие. На рус. танец оказал влияние новый вид проф. хореографии - сценич. нар. танец, сформировавшийся в ансамблях танца (см. Ансамбли песни и пляски). Новые сценич. формы нац. хореографии создавались и в танц. группах при рус. нар. хорах. Одной из разновидностей рус. плясок становятся солдатские переплясы в воен. ансамблях. В 1937 создан Ансамбль народного танца СССР, в 1948 - ансамбль рус. танца "Берёзка", в 1960 - Ансамбль танца народов Сибири. В русском народном хоре им. Пятницкого в 1938 организована танц. группа. Такие же группы есть в хорах - Северном, Воронежском, Омском, Уральском и др. Пользуются популярностью выступления самодеятельных фольклорных коллективов рус. пляски. В Архангельской, Курской, Костромской, Астраханской и др. обл. устраиваются праздники рус. танц. фольклора.

Вместе с развитием иск-ва рус. народа в Российской Федерации развивается танц. творчество народов, населяющих её авт. республики. Созданы коллективы нар. песни и танца (напр., Башк. ансамбль нар. танца в 1939. О др. коллективах см. раздел Музыка в статьях об авт. республиках РСФСР). Во всех этих коллективах ведётся планомерная творческая работа по собиранию, изучению и сценич. воплощению танцев народов своей республики. Совершенствуется мастерство артистов, всё большую популярность приобретает их иск-во в стране и за рубежом.

Методич. центрами по собиранию и пропаганде рус. нар. хореографии являются обл. Дома нар. творчества и Центр, дом нар. творчества им. Н. К. Крупской в Москве. Среди исследователей рус. нар. танца: Т. А. Устинова, Т. С. Ткаченко, И. А. Моисеев, Н. Н. Надеждина, А. Э. Чижова, А. А. Климов, М. Я. Жорницкая, А. А. Борзов, В. И. Уральская.

Лит.: Бачинская Н., Русские хороводы и хороводные песни, М.- Л., 1951; Ткаченко Т., Народный танец, М., 1954; Устинова Т. А., Русские танцы, М., 1955; её же. Беречь красоту русского танца, М., 1959; Чижова А. Э., Танцует "Берёзка", М., 1967; Голейзовский К., Образы русской народной хореографии, М., 1964; Уральская В. И., Поиски и решения. Танец в русском хоре, М., 1973. В. И. Уральская.

Балет. Рус. балетный театр возник во 2-й пол. 17 в. "Балет об Орфее и Евридике" (постановка Н. Лима), представленный в 1673 при дворе царя Алексея Михайловича, положил начало периодич. показам балетных спектаклей. В 1730-х гг. в Петербурге устраивались регулярные представления оперно-балетных спектаклей при дворе Анны Ивановны. Танц. сцены в операх ставили балетм. Ж. Б. Ланде и А. Ринальди (по прозвищу Фоссано). В 1738 в Петербурге была создана балетная (танцевальная) школа (ныне Ленинградское хореографическое училище). С 1773 балетному иск-ву начали обучать в Московском воспитательном доме, танцевальные классы к-рого стали основой при создании Московского академического хореографического училища. К кон. 18 в. в Петербурге и Москве в придворных и публичных театрах работали известные иностр. композиторы и балетмейстеры; рус. исполнители сохраняли нац. основу танца-- выделялись Т. С. Бубликов, Г. И. Райков, А. Степанова и др. Начиная с 1760-х гг. на петерб. сцене балеты ставились в стиле классицизма. В 1759-65 здесь работал балетм. Ф. Хильфердинг ("Возвращение весны, или Победа Флоры над Бореем" И. Штарцера, 1760), в 1766-86 (с перерывами) - Г. Анджолини ("Оставленная Дидона", 1766; "Семира", по трагедии А. П. Сумарокова, 1772,- оба на собств. музыку). Их постановки были первыми на рус. сцене сюжетными балетами с острым конфликтом, развёрнутым действием. На рубеже 18-19 вв. появились отечеств, композиторы, писавшие музыку для балета,- С. Н. Титов, С. И. Давыдов и обрусевшие композиторы-иностранцы - К. А. Кавос, Ф. Е. Шольц и др. В этот же период рус. танцовщик и балетм. И. И. Вальберх наметил пути к синтезу рус. исполнительского стиля с драматич. пантомимой и виртуозной техникой танца итал. балета, со структурными формами франц. школы. Он создавал спектакли, близкие мелодраме сентиментализма. В балетах Вальберха выдвигались нравственные идеи и порицался порок. Он впервые обратился к образам своего времени - героями балета были жители Москвы ("Новый Вертер" Титова, 1799), в балетах-дивертисментах балетмейстер воплотил события Отечественной войны 1812 ("Ополчение, или Любовь к Отечеству" Кавоса, 1812). Ученицами Вальберха были И. П. Берилова, Е. И. Колосова. Патр