БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 декоративно-прикладного иск-ва, но и станковая живопись, скульптура, монументальное и театр.-декорац. иск-во, графика. Получившие всесоюзное признание живопись Башкирии и Татарии, скульптура Карелии, пластика малых форм Тувы, графика Якутии, работы художников др. авт. республик - неотъемлемая часть иск-ва РСФСР и сов. культуры в целом (см. соответствующие разделы в статьях об авт. республиках РСФСР).

Н. А. Пономарёв. "На переправе" (из серии "Северный Вьетнам", 1956- 1957). Гуашь, пастель. Tpeтьяковская галерея. Москва.

С. А. Чуйков. " Песнь кули ". Центральная часть триптиха "О простых людях Индии". 1959. Русский музей. Ленинград.

П. В. Леонов. Сервиз "Розовая птица". Фарфор, надглазурная роспись. 1959.

О. П. Л у ш и н а. Чашка. Дерево, хохломская роспись. 1954. Музей народного искусства. Москва.

Вклад рус. школы в многонац. художеств, культуру СССР огромен: рус. школа наиболее полно раскрыла возможности сов. иск-ва, решая задачу, сформулированную в Программе КПСС: "Художественное начало ещё более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека" (Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1974, с. 130).

Лит.: Общие работы: Грабарь И. Э., История русского искусства, т. 1 - 6, М., [1909 - 17]; Ф ё д о р о в-Д а в ы д о в А. А., Русское искусство промышленного капитализма, [М.], 1929; Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация, М.- Л., 1933; Коваленская Н. Н., История русского искусства первой половины XIX века, М., 1951; её же, История русского искусства XVIII века, М., 1962; История русского искусства, под ред. Н. Г. Машковцева, т. 1 - 2, М., 1957 - 60; О литературе и искусстве. Сб. документов, 2 изд., М., 1960; Мнёва Н. Е., Искусство Московской Руси. Вторая половина XV - XVII вв., М., 1965; Алпатов М. В., Этюды по истории русского искусства, т. 1 - 2, М., 1967; История русского искусства, под ред. И. Э. Грабаря, т 1 - 13, М., 1953 - 1969; Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. (1895 - 1907), кн. 2, М., 1969; Алёшина Л. С., Ракова М. М., Горина Т. Н., Русское искусство XIX - начала XX века, [М., 1972] (Памятники мирового искусства); История искусства народов СССР, т. 1-2, 7, М., 1971-73.

Архитектура: Воронин Н. Н., Древнерусские города, М.- Л., 1945; Тверской Л. М., Русское градостроительство до конца XVII века, Л.- М., 1953; История русской архитектуры, 2 изд., М., 1956; Б а р а н о в Н. В., Современное градостроительство. Главные проблемы, [М., 1962]; История советской архитектуры. 1917-1958, М., 1962; Маковецкий И. В., Архитектура русского народного жилища. Север и Верхнее Поволжье, М., 1962; Из истории советской архитектуры. 1917 - 1925 гг. Документы и материалы, М., 1963; Русское деревянное зодчество. [Альбом. Сост. и авт. вступ. ст. Г. И. Мехова], М., [1966]; Градостроительство СССР [1917-1967], М., 1967; Журавлёв А. М., Хан-Магомедов С. О., Советская архитектура, М., 1968; Советская архитектура за 50 лет, М., 1968; Из истории советской архитектуры. 1926- 1932 гг. Документы и материалы, М., 1970; Хазанова В. Э., Советская архитектура первых лет Октября. 1917 - 1925 гг., М., 1970; Борисова Е. А., К а ж-д а н Т. П., Русская архитектура конца XIX - начала XX века, М., 1971; Всеобщая история архитектуры, т. 1 - 3, 6, 10, М., 1966-73.

Изобразительное искусство: Ровинский Д. А., Русские народные картинки, кн. 1 - 5-[текст], т. 1 - 3 -атлас, СПБ, 1881-93; Тугендхольд Я. А., Искусство октябрьской эпохи, Л., 1930; Лебедев П., Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны, М.-Л., 1949; его же. Русская советская живопись. Краткая история, М , 1963; Бродский В., Советская батальная живопись, М. - Л., 1950; Свирин А. Н., Древнерусская миниатюра, М., 1950; Корнилов П. Е., Офорт в России XVII - XX вв. Краткий очерк, М., 1953; Корост и н А. Ф., Русская литография XIX века, М., 1953; Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII - начала XIX века, М., 1953; его же, Советский пейзаж, М., 1958; его ж е, Русский пейзаж конца XIX - начала XX века. Очерки, М., 1974; Очерки по истории русского искусства, [М.], 1954; Сарабьянов Д., Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века, М., 1955; его жe Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов. Очерки, [М., 1971]; его же. Русские живописцы начала XX века (новые направления), Л., [1973] (на рус. и англ, яз.); Чегодаев А., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Сидоров А., История русского рисунка, т. 1 - 2, М., 1951 - 56; Изобразительное искусство РСФСР. 1917-1957. [Альбом, т.] 1 - 2, [М.], 1957; Т о л с т о и В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве. Сб. ст., М., 1960; Никифоров Б. М., Жанровая живопись, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX века. [Альбом], М., [1961]; Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания, ГМ., 1962]; Демосфено-ва Г., Нурок А.. Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века, под ред. Н. Г. Машковцева, М., 1963; Куратова И. А., Советская скульптура. Краткий очерк, [М., 1964]; Очерки по истории русского портрета конца XIX - начала XX века, под ред. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964; Русская жанровая живопись XIX - начала XX века, М., 1964; С т е р н и н Г., Очерки русской сатирической графики, М., 1964; его же, Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков, М., 1970; С у з д а л е в П. К., Советское искусство периода Великой Отечественной войны, М., [1965]; Зингер Л., Портрет в русской советской живописи, [Л., 1966]; Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века, М., 1966; Искусство, рождённое Октябрём, М., 1967; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., [1966]; 50 лет советского искусства. [Живопись. Альбом], М., [1967]; 50 лет советского искусства. Скульптура. [Альбом], М., [1967]; История советского искусства. Живопись, скульптура, графика, [т.] 1-2, М., 1965-68; К р ю к о в а И. А., Русская скульптура малых форм, М., 1969; 50 лет советского искусства. Художники театра. [Альбом, М., 1969]; Лазарев В. Н., Русская средневековая живопись, М., 1970; Пожарская М. Н., Русское театрально-декоративное искусство конца XIX - начала XX века, М., 1970; Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования, М., 1971; Искусство РСФСР. [Альбом. Авт. вступ. ст. Л. И. Акинова, Л., 1972] (на рус. и англ, яз.); Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века. Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство. Под ред. Н. И. Соколовой и В. В. Ванслова, М., 1972; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; Давыдова М. В., Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX в., М., 1974.

Декоративно-прикладное искусство, дизайн: Б о б р и н с к и и А. А., Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. [Альбом], в. 1 - 12, 2 изд., М., 1911 - 14; Темерин С. М., Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки, [М., 1960]; Салтыков А. Б., Избр. труды, М., 1962; Русское декоративное искусство, под ред. и с предисл. А. И. Леонова, т. 1 - 3, М., 1962- 1965; Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX - XX вв., М., 1965; Искусство и промышленность. Сб. ст. под ред. В. П. Толстого и К. М. Кантора, М., 1967; Воронов В. С., О крестьянском искусстве. Избр. труды, М., [1972]; Василенко В. М., Народное искусство, М., 1974.

XIII. Музыка

Истоки рус. музыки восходят к культуре и быту вост.-слав, племён. Следы древних языч. верований сохранились в обрядовых песнях, многие из к-рых продолжали жить до недавнего времени, утратив магически-культовое значение и став элементом нар. игры. Эти песни группируются в 2 цикла: календарно-обрядовый, связанный с с.-х. работами, и семейно-обрядовый, в к-рый входят плачи-причитания по умершим, песни свадебного обряда, принявшего театра-лизов. характер. Напевы этих песен большей частью основываются на примитивных пентатонных или диатонических звукорядах небольшого диапазона. Позже родилась лирическая нар. песня как самостоятельный жанр, формы бытования к-рого не ограничиваются никакими ритуальными правилами. Мелодика лирич. песен более индивидуализирована, отличается распевностью, гибкостью, широтой дыхания. К периоду Киевской Руси относится расцвет героич. эпоса, сложившегося в обширные циклы былин, или старин. Текст былин неразрывно связан с напевом, к-рый организует поэтич. форму и способствует более впечатляющему воздействию на слушателей. Наряду с сольной традицией исполнения былинного сказа (в 19-20 вв. сохранилась только в сев.-рус. областях) существовала хоровая, юж.-рус. традиция (по мнению большинства исследователей, она возникла в более позднее время).

С образованием др.-рус. феод, гос-ва (см. Киевская Русь) складываются новые формы придворного и общественного музицирования. К ним относятся княжеские "славы", исполнявшиеся при восшествии на престол, возвращении князя из похода, во время торжественных приёмов. В "Слове о полку Игореве" поэтически воссоздан образ знаменитого песнотворца 11 в. Бояна. Памятники др.-рус. письменности и изобразит, иск-ва, а также данные археологич. раскопок свидетельствуют о широком распространении инструм. музыки. Наряду с гуслями были известны гудок, сопель, или дудка (одинарная продольная флейта), свирель (парная флейта), цевница, или кувиклы (многоствольная флейта), ряд ударных инструментов, объединявшихся под общим назв. - бубны. В военном строю и при торжеств, гос. церемониях применялись длинные прямые трубы, рога и накры (ударный инструмент типа литавр). Осн. носителями светской муз. культуры были скоморохи. Несмотря на преследования церкви, они пользовались популярностью во всех слоях общества. Большая часть их вела бродячий образ жизни, но были и "служилые" скоморохи, входившие в состав княж. и боярской челяди.

С принятием христианства как гос. религии в кон. 10 в. начало развиваться церк. пение - единств, вид письменного проф. муз. иск-ва Др. Руси. Богослужебные напевы записывались с помощью условных певческих знаков - невм, указывавших только общее направление мелодич. движения и соотношение ритмич. длительностей, а не точную высоту отд. звуков. Этот род рус. невм получил назв. знаменного (от знамя - знак), или крюкового (от наименования одного из осн. знаков - крюк), письма, отсюда и определение самого певческого стиля - знаменное пение, или знаменный распев. Система муз. письма и напевы были заимствованы из Византии. В дальнейшем мелодич. строй знаменного пения приобретал всё более ясно выраженные рус. черты, подвергаясь воздействию нар. песни. Развитие его шло от преобладания речитативного склада к увеличению распевности, росту протяжённости напевов и расширению их мелодич. диапазона. Знаменный распев в своих национально-своеобразных формах окончательно сложился к 16 в. В 17 в. были подведены итоги его многовекового развития, разработаны теоретич. основы, реформирована и усовершенствована система крюкового письма. Благодаря этому знаменные рукописи начиная с сер. 17 в. могут быть полностью прочитаны и расшифрованы.

В 17 в. в связи с изменениями в мировоззрении и идеологии зарождаются новые муз. формы. Одноголосный знаменный распев постепенно вытесняется более красочным и полнозвучным многоголосным пением гармонического склада - партесным пением. Эта смена стилевых формаций сопровождалась острой полемикой. Одним из наиболее энергичных защитников нового стиля был московский дьякон И. Т. Коренев, автор трактата "О пении божественном по чину мусикийских согласий", в к-ром проявляется понимание самоценного значения музыки и преодолевается узкодогматич. ср.-век. взгляд на неё как на "служанку религии". Теоретич. основы партесного пения были закреплены в труде укр. композитора и педагога Н. П. Дилецкого-"Мусикий-ская грамматика" (написан в 1675 на польском яз. под назв. "Букварь-грамматика пения мусикийского...", в 1677 переведён на церк.-слав, и в 1679-на рус. яз.). В 70-х гг. 17 в. Дилецкий создал в Москве школу мастеров многоголосного хорового письма. Наиболее развитая форма пар-тесного многоголосия - хоровой концерт а капелла (произв. крупного масштаба, состоящее из неск. контрастирующих разделов). Партесные концерты писались на тексты, не входившие в осн. состав богослужений, а иногда и на чисто светские, внецерковные. Пышный, изобилующий колористич. эффектами стиль партесного концерта перекликался с рус. барокко в архитектуре и изобразит, нск-ве. Виднейшие его мастера кон. 17 - сер. 18 вв.- В. П. Титов, Н. Калашников, Н. Бавыкин, Ф. Редриков.

Из "Букваря" Карнона Истомина. 1692.

Во 2-й пол. 17 в. возник также жанр бытовой многоголосной песни - кант, вначале создававшийся на свободно трактованные религ. сюжеты, а затем также на светские тексты любовного или шуточно-сатирич. содержания. Особую разновидность представляют торжественные панегирич. канты, получившие распространение в годы правления Петра I. Музыка занимала важное место в ранних формах рус. театра кон. 17 - нач. 18 вв. При дворе и в домах столичного боярства организовывались домашние оркестры из инструментов европ. типа.

В 18 в. музыка приобретает разнообразные функции в обществ, и культурной жизни, освобождаясь от религ. зависимости. Развивается домашнее любительское музицирование, создаётся оперный театр, в конце века устраиваются публичные концерты. Сначала эти новые формы были достоянием узкого круга феод, аристократии, но затем они распространились и в более широких слоях населения. В 30-х гг. была создана придворная итал. опера, в 50-х гг. в Москве и Петербурге появились иностр. оперные антрепризы. В России работали крупнейшие итал. композиторы: Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза. В 1780 в Москве открылся Петровский театр, в к-ром шли драматич., оперные и балетные спектакли, но ещё не было разделения трупп (см. Большой театр СССР). В Петербурге муз. спектакли проходили с 1783 в здании Каменного (Большого) театра (см. Ленинградский театр оперы и балета). Оперы ставились в ряде провинц. городов, а также в крепостных театрах Шереметевых, Воронцовых и др.

В последней трети 18 в. сложилась рус. композиторская школа, виднейшими представителями к-рой были М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И. Е. Хандощкин. Она формировалась под непосредств. воздействием идей рус. просветительства. Характерные её черты - демократизм и нац. самобытность образов, интерес к темам и сюжетам из нар. жизни. Одним из важнейших источников творчества композиторов этой школы была русская народная песня, привлекавшая внимание широких обществ, кругов. Появились первые печатные сб-ки - В. Ф. Трутовского ("Собрание русских простых песен с нотами", 1776-95), Н. А. Львова и И. Прача ("Сборник народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач", 1790).

В центре внимания рус. композиторов 18 в. находилась опера, осн. на чередовании вокальных номеров с разговорными сценами. Образец такой песенной бытовой комич. оперы - "Мельник - колдун, обманщик и сват" М. М. Соколовского на текст А. О. Аблесимова (1779), в музыке к-рой использованы подлинные нар. мелодии. Яркой нац. характерностью отличаются оперы "Как поживёшь, так и прослывёшь" ("Санктпетербургский гостиный двор") М. А. Матинского и Пашкевича (1782), "Ямщики на подставе" ("Игрище невзначай") Фомина на текст Н. А. Львова (1787). Авторами оперных либретто были Н. П. Николев, И. А. Крылов, Я. Б. Княжнин и др. рус. писатели 18 в. В лучших их произведениях реалистичность образов и бытового колорита сочетается с социально-обличительной антикрепостнической направленностью. В смежном с оперой жанре мелодрамы Фомин создал произведение высокого трагедийного плана - "Орфей" на текст Княжнина (1792). Зачатки нац. симфонизма содержат оперные увертюры 18 в. В области камерной инструм. музыки наиболее значительны произведения скрипача-виртуоза Хандошкина - автора сонат для скрипки (соло) и вариаций на темы рус. нар. песен. М. Ф. Дубянский и О. А. Козловский пользовались популярностью как авторы сенти-ментально-лирич. песен романсового типа (т. н. российских песен).

С ростом романтич. тенденций в нач. 19 в. связано тяготение к сказочным ("Леста, днепровская русалка" С. И. Давыдова, 1805) и нар.-эпическим ("Илья-богатырь" К. А. Кавоса на либретто Крылова, 1806) сюжетам в оперном творчестве. Взволнованный романтич. пафос отличает музыку Козловского к трагедиям В. А. Озерова, А А. Шаховского, П. А. Катенина. Патриотич. подъём начала века нашёл отражение в оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" С. А. Дегтярёва (1811), опере "Иван Сусанин" Кавоса (на текст Шаховского, 1815), в возрастающем интересе к рус. нар. песне, пропагандистами к-рой были Д. Н. Кашин (сб. "Русские народные песни", 3 кн., 1833-34) и И. А. Рупин. Крупнейший представитель рус. оперного романтизма в доглинкинский период - А. Н. Верстовский. В его сочинениях нац.-легендарные и ист. сюжеты, мрачно-таинственный романтич. колорит сочетаются с нар.-бытовыми элементами. Из его опер наиболее популярна "Аскольдова могила" (по роману М. Н. Загоскина, 1835). В камерной вокальной лирике романтич. тенденции способствовали расширению эмоционального диапазона, обогащению выразит, средств. Творчеству А. Д. Жилина, Н. А. и Н. С. Титовых свойственны нек-рые черты прекраснодушного сентиментализма, в лирике А. А. Алябьева звучат новые мотивы, связанные с настроениями передовой дворянской интеллигенции в последекабристскую пору: тоска одиночества, недовольство действительностью, мечта о лучшем будущем. Характерный для романтизма жанр баллады наиболее ярко представлен в творчестве Верстовского. Простотой, близостью к бытовым формам отличается вокальное творчество А. Е. Варламова и А. Л. Гурилёва.

В 30-40-х гг. творчество М. И. Глинки открывает эпоху высокого классич. расцвета рус. музыки. Глубина и богатство реалистич. постижения мира соединяются в его произв. с идеальным совершенством формы, гармонич. ясностью и законченностью художеств, воплощения. Благодаря Глинке рус. муз. школа стала одной из ведущих нац. школ европ. музыки. Глинка отразил разнообразные стороны отечеств, действительности в различных муз. жанрах. Центр, место в его наследии занимают 2 оперы: "Иван Сусанин" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842), отличающиеся яркой нац. типичностью образов, величием и монументальностью замысла. Глинка был также замечат. мастером симф. жанра, его "Камаринская" (1848), "Испанские увертюры" ("Арагонская хота", 1845, и "Ночь в Мадриде", 1851) и др. оркестровые сочинения явились основой рус. нац. симфонизма. Многообразный мир душевных переживаний человека получил отражение в романсах Глинки. Среди них особенно выделяются глубокой поэтич. проникновенностью и тонкостью отделки романсы на стихи А. С. Пушкина.

Творчество младшего современника Глинки А. С. Даргомыжского сближается с критич. реализмом в рус. лит-ре (опера "Русалка" по драме Пушкина, 1855; романсы на тексты социально-обличительного, сатирич. характера). Основы реалистич. муз. выразительности Даргомыжский искал в правдивом воспроизведении живой человеческой речи. Опираясь на речевые интонации, он создавал меткие, острые характеристики, отличающиеся большим жизненным правдоподобием и социальной типичностью. Творческие принципы Даргомыжского наиболее радикально претворены в опере "Каменный гость" (на полный текст одной из "маленьких трагедий" Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872).

В кон. 50-60-х гг. 19 в. замкнутые феод.-сословные формы музицирования подверглись решительной ломке, более широкие масштабы приняла концертная жизнь, стало развиваться проф. муз. образование. Важную роль в этом сыграло Русское музыкальное общество, осн. в Петербурге в 1859 по инициативе пианиста, композитора и муз.-обществ, деятеля А. Г. Рубинштейна. В 1860 возникло отделение об-ва в Москве, к-рое возглавил его брат Н. Г. Рубинштейн. Об-во проводило регулярные циклы симфонических, а затем и камерных концертов, открыло Муз. классы, на основе к-рых возникли Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории. В 1862 в Петербурге открылась Бесплатная музыкальная школа, ставившая задачу общего муз. просвещения. Школа вела также концертную деятельность, пропагандируя гл. обр. произв. рус. композиторов.

Революционно-демократические идеи 60-х гг. нашли отражение в творчестве группы молодых композиторов, получившей наименование "Могучая кучка". В эту группу, возглавлявшуюся М. А. Балакиревым, входили А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Члены "Могучей кучки", считавшие себя наследниками Глинки и Даргомыжского, отстаивали принципы народности, реализма и активного служения передовым обществ, идеалам. Во многом был близок к ней П. И. Чайковский. Новаторским устремлениям "Могучей кучки" противостояло умеренно академич. направление, центром к-рого являлась Петерб. консерватория во главе с А. Г. Рубинштейном.

В борьбе за утверждение прогрессивных нац. основ рус. музыки большую роль играла муз. критика. Один из первых её выдающихся представителей - В. Ф. Одоевский, друг и единомышленник Глинки, в 60-х гг. поддержавший композиторов нового молодого поколения. В. В. Стасов, разделявший взгляды рус. революц. демократов, являлся виднейшим поборником и пропагандистом " Могучей кучки". Соединение высокой научности и публицистичности характерно для критич. деятельности А. Н. Серова, к-рый внёс также вклад в развитие рус. оперы как композитор. Г. А. Ларош явился одним из лучших истолкователей и пропагандистов творчества Глинки и Чайковского.

1. Эскиз декорации к опере "Иван Сусанин" М. И. Глинки. Художник А. А. Роллер. Петербург. 1836. 2. Эскиз декорации к опере "Борис Годунов" М. П. Мусоргского. Художник М. А. Шишков. Мариинский театр. Петербург. 1874.

Рус. музыка 2-й пол. 19 в.- одна из самых ярких страниц в истории мирового муз. иск-ва. Создавались выдающиеся произв., отличавшиеся глубиной и богатством реалистич. содержания, своеобразием языка и средств художеств, выразительности. Образы отечеств, истории, лит-ры, нар. эпоса нашли отражение в ряде монументальных оперных полотен. Нац. историческая тематика по-разному преломляется в патриотической эпопее Бородина "Князь Игорь" (1890) и нар. музыкальных драмах Мусоргского "Борис Годунов" (1869, 2-я ред. 1872), "Хованщина" (1872-80, завершена Римским-Корсаковым, 1883). Римский-Корсаков обращался гл. обр. к темам и сюжетам сказочного и легендарного характера ("весенняя сказка"-"Снегурочка", 1881; "опера-былина" - "Садко", 1896). В "лирических сценах" "Евгений Онегин" (1878) и психологич. муз. драме "Пиковая дама" (1890) Чайковского проявился глубокий интерес композитора к внутр. душевному миру человека. Образцами бытового комедийного жанра являются оперы "Майская ночь" Римского-Корсакова (1878), "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1915), "Черевички" Чайковского (1885; 1-я ред.- "Кузнец Вакула", 1874).

Чайковский и Бородин создали национально своеобразный тип рус. симфонии. В симфониях Чайковского яркая драматич. напряжённость, острота конфликтных сопоставлений соединяются с использованием жанрово-бытовых элементов. Ему принадлежит также большое количество произв. др. симф. жанров, в т. ч.