БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201уровень синтеза пластич. иск-в (павильон СССР на Междунар. выставке 1937 в Париже, арх. Б. М. Иофан, скульптор В. И. Мухина; илл. см. т. 2, табл. XXX, стр. 256-257).

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 архитектура и стр-во решали неотложные задачи, связанные с перемещением пром. предприятий в вост. р-ны. Восстановление разрушенных фаш. захватчиками сотен сов. городов стало героич. страницей в истории сов. градостроительства. Города возрождались в соответствии с ген. планами восстановления и дальнейшего развития, коренным образом улучшались их планировка и застройка: так, в Волгограде (арх. Алабян, Н. X. Поляков, Симбирцев и др.) была создана новая композиция гор. центра и город получил выход к берегу Волги, ранее застроенному производств, сооружениями. Исключительное по сложности восстановление разрушенных и повреждённых памятников архитектуры было проведено в Ленинграде и его пригородах, в Новгороде, Пскове. При восстановлении и реконструкции городов создавались новые ансамбли, сады, парки, объединённые общим композиц. замыслом. По этим принципам был разработан и осуществлён проект восстановления и развития Ленинграда (арх. Баранов, А. И. Наумов, В. А. Каменский и др.). В нач. 50-х гг. в Москве сооружена группа высотных зданий, местоположение к-рых органично увязано с радиально-кольцевой планировкой столицы. Наиболее крупное из них - ансамбль ун-та на Ленинских горах (арх. Руднев и др.; илл. см. т. 17, стр. 44), выигрышно вписанный в рельеф местности и обладающий большим градоформирующим значением. Рост городов был связан с огромной работой по восстановлению пром. предприятий и со стр-вом новых з-дов и крупных гидротехнич. сооружений (Волжский каскад; Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина, арх. Л. М. Поляков и др.).

Несмотря на успехи стр-ва во 2-й пол. 40-х- 1-й пол. 50-х гг., в целом его темпы и характер не отвечали возросшим требованиям жизни; причиной этого были устаревшая практика строит, произ-ва, отсталость его материально-технич. базы и т. п. Решит, перестройка архит.-строит, деятельности (к-рая началась после Всесоюзного совещания строителей и архитекторов в дек. 1954) привела к широкой индустриализации стр-ва. Переход к ме-ханизиров. монтажу сооружений из элементов заводского изготовления (крупные блоки, панели), создание сети домостроит. з-дов и комбинатов позволили резко увеличить объём стр-ва, прежде всего в целях удовлетворения потребности населения в благоустроенном жилье. Изменился и эстетич. характер архитектуры, освободившейся от подражания "историческим стилям". В жил. стр-ве широкое применение получил принцип микрорайонной застройки, включая комплекс учреждений повседневного обслуживания (магазины, школы и т. д.). В целях экономии и повышения темпов стр-ва новые жилые р-ны, как правило, возводились на свободных территориях.

С сер. 50-х гг. крупные жилые массивы создавались в Москве, Ленинграде, Ярославле, Свердловске, Горьком, Волгограде, Куйбышеве, Владивостоке, Красноярске, Омске, Новосибирске и др. городах. В 60-х гг. по новым ген. планам реконструировались и завтраивались мн. города РСФСР, в т. ч. столицы (Якутск, Ижевск, Элиста, Нальчик) и индустр. центры (Салават, Октябрьский, Норильск) авт. республик, областей, нац. округов. В процессе этой созидат. работы, проводившейся силами архитекторов разных поколений и национальностей, были достигнуты успехи в создании выразит, архит. ансамблей (проспект Калинина в Москве со зданием СЭВ, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др., илл. см. т. 7, табл. XV, стр. 208-209, и т. 17, табл. III, VI, стр. 16-17; Ленинский мемориал в Ульяновске, арх. Б. С. Мезенцев и др.). В 60-70-х гг. ведутся поиски синтеза архитектуры и изобразит, иск-ва, что способствует усилению идейно-воспитат. роли архитектуры и возникновению в городах целостной идейно-эстетич. среды, служащей целям формирования наиболее благоприятных условий жизни и труда народа. Эти задачи решаются при создании новых городов (Набережные Челны, арх. Б. Р. Рубаненко и др.) и реконструкции старых, где формируются новые архит. ансамбли (Мурманск, Архангельск, Пермь, Свердловск, Кострома, Коломна, Владимир и др.).

В 60-70-х гг. типология крупнопанельного домостроения приобретает большее разнообразие, смешанная застройка жилых р-нов зданиями разной этажности позволяет преодолеть однообразие массовой жилой архитектуры и усилить выразительность архит. комплексов. Плодотворные архит. поиски ведутся в области пром. строительства и гидростроительства (Братская ГЭС, арх. Г. М. Орлов и др.); улучшается функциональное и эстетич. решение производств, интерьеров, трансп. зданий и сооружений. Совершенствуется архитектура больниц, санаториев (в р-нах Сочи, Минеральных Вод и др.), гостиниц, уч. зданий, детских учреждений (Дворец пионеров и школьников в Москве, арх. И. А. Покровский и др., илл. см. т. 7, табл. LII, стр. 545), спортивных сооружений (комплекс стадиона имени В. И. Ленина в Москве, арх. Власов и др., илл. см.: т. 2, табл. IX, стр. 128; т. 5, стр. 150; т. 17, табл. IV-V, стр. 16-17). Новую архит. выразительность приобретают традиц. типы учреждений культуры (кинотеатр "Россия" в Москве, 1961, арх. Ю. Н. Шевердяев и др., илл. см. т. 12, табл. IX, стр. 176; Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге, 1967, арх. Б. Г. Бархин и др., илл. см. т. 11, табл. XXVII, стр. 224-225; театр в Туле, 1970, арх. С. X. Галаджева, В. Д. Красильников и др.; цирк в Казани, 1967, арх. Г. М. Пичуев), разрабатываются типы зрелищно-спортивного универсального зала, кино- и телецентров (телецентр в Москве, 1968, арх. Л. И. Баталов и др.; башня - 1967, инж. Н. В. Никитин, Б. А. Злобин, арх. Д. И. Бурдин и др., илл. см. т. 17, табл. VI, стр. 16-17). В архитектуре обществ, зданий воплощаются передовые идеи эпохи (Кремлёвский Дворец съездов в Москве, арх. Посохин, Мндоянц и др.)- В 60-70-х гг. развернулось стр-во в колхозах и совхозах, имеющее целью обеспечить сел. населённые пункты необходимыми видами гор. благоустройства и культурного обслуживания (совхоз "Заря коммунизма" в Моск. обл. и др.).

Архитекторы Л. Н. П о п о в, А. Ф.Фокина, инженер Н. М. Силина. Станция метро "Полежаевская " о Москве. 1972.

В. В. Маяковский. "Товарищи, не поддавайтесь панике!". "Окно сатиры РОСТА" № 70. 1920.

К. Ф. Юон. "Купола и ласточки". 1921. Третьяковская галерея. Москва.

В. В. Лебедев. Обложка книги С. Я.Маршака "Цирк". Издана в 1925.

Неуклонно крепнут творч. контакты архитекторов РСФСР с зодчими др. республик СССР. Многочисл. работы росс, архитекторов за рубежом способствуют повышению авторитета сов. архитектуры, решающей передовые социальные и эстетич. задачи.

Окт. революция 1917, сделав изобразит, иск-во достоянием всех трудящихся, привлекла его к решению больших соцкально-политич. задач, создала условия для всестороннего и свободного развития творчества, служащего созиданию нового строя. Выдвинутый партией призыв поставить иск-во на службу революции позволил художникам молодой Сов. республики яснее определить свои политич. и творч. позиции, развить традиции реалистич. демократич. творчества, преодолеть бурж. консервативные и эстетские взгляды, а также анархически-бунтарские представления о революц. иск-ве как творчестве, совершающем разрушит, переворот в области формы; партия отвергла и претензии футуристов и деятелей Пролеткульта на монополию в сфере новой культуры. В условиях ожесточённой классовой борьбы пережили расцвет иск-во агитац. призывного плаката, газетно-журнальная сатирич. графика (Д. С. Моор, В. Н. Дени), родился своеобразный, рисованный от руки и размножавшийся с помощью трафарета плакат "Окон РОСТА" (М. М. Черемных, В. В. Маяковский и др.). Важную роль в деле революц. воспитания творч. интеллигенции и формирования принципов идейного реалистич. иск-ва сыграл ленинский план монументальной пропаганды. В его осуществлении участвовали крупнейшие скульпторы - Андреев, Конёнков, Матвеев, М. Г. Манизер, С. Д. Меркуров, Мухина, В. А. Синайский, Л. В. Шервуд, С. Д. Эрьзя. Иск-во книжной графики получило возможности для широкого развития в связи с массовым изданием произв. классич. лит-ры. Кустодиев, Лансере, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин и др. закладывают реалистич. основы сов. иск-ва книги. События революции нашли в станковой живописи и графике первых послереволюц. лет разнообразное отражение - от конкретно-исторического (картины Бродского, И. А. Владимирова; рисунки Малявина) до романтико-символического (картины Кустодиева, Петрова-Водкина, Рылова, Юона; гравюры Н. Н. Купреянова). На протяжении 20-х - нач. 30-х гг. художники активно стремятся осознать своё место в обществе, строящем социализм, откликнуться на растущую заинтересованность нар. масс в художеств, культуре; они обогащают новыми впечатлениями традиц. крест, тему, осваивают индустр. мотивы; их иск-во проникается пафосом преображения действительности, жизнеутверждающим началом. В творч. работе этих лет, к-рая велась в организац. рамках многочисл. объединений (АХРР, ОСТ, ОМХ, "Четыре искусства" и др.), различимы разные тенденции - документалистского наблюдения, духовно-филос. обобщения, аналитич. проникновения в закономерности реальной жизни и др. Усилившиеся к нач. 30-х гг. объединит, устремления были связаны с утверждением метода социалистического реализма как основополагающего творч. метода сов. иск-ва, к-рый складывался в борьбе с тенденциями эстетства, натурализма и формализма, консервативности и псевдоноваторства. В живописи 20-х - нач. 30-х гг. на первый план выдвигается сюжетно-тема-тич. картина, в к-рой выражено обобщающее суждение об ист.-революц. событиях и о явлениях совр. действительности (произв. Ф. С. Богородского, Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, Б. В. Иогансона, Е. А. Кацмана, А. В. Моравова, Петрова-Водкина, Ю. И. Пименова, Е. М. Чепцова, Д. П. Штеренберга, П. М. Шухмина и др.). И в живописи (Малютин, Г. Г. Ряжский), и в скульптуре (Голубкина, С. Д. Лебедева) важное место занимает портрет, запечатлевший тип нового человека, раскрывший содержательность и яркость его личности. На основе рисунков и скульпт. этюдов, выполненных с натуры, Андреев создаёт "Лениниану" Высокое представление о героике революции воплотилось в отличающихся богатством пространственно-пластич. решения работах скульпторов Б. Д. Королёва, Матвеева, Мухиной, И. Д. Шадра. Во всех видах и жанрах иск-ва отчётливо прослеживаются новые веяния, порождённые сов. эпохой. В пейзаж, в основном ещё сохраняющий приверженность к традиц. лирич. образам (Бакшеев, Грабарь, Н. П. Крымов, Юон), всё чаще проникают связанные с современностью индустр. мотивы (Богаевский, П. И. Котов, Куприн, Б. Н. Яковлев). Жизнелюбивое начало ярко проявляется в иск-ве натюрморта (Кончаловский, Лентулов, Машков, А. А. Осмёркин). В книжной и станковой графике формируется новый образный мир, отражающий сов. действительность. В разработку выразит, возможностей ксилографии вносят вклад В. А. Фаворский и А. И. Кравченко, линогравюры- И. Н. Павлов, П. Н. Ста-роносов, офорта - И. И. Нивинский, рисунка - В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др. В агитационном и рекламном плакате наряду с традиционными формами получает развитие фотомонтаж (А. М. Родченко, Г. Г. Клуцис).

Л. М. Л и с и ц к и й. Обложка журнала.

М. Б. Греков. "В отряд к Будённому". 1923. Третьяковская галерея. Москва.

В театрально-декорац. иск-ве нашли продолжение традиции нач. 20 в. (Юон, Головин, В. А. Симов), но в то же время проявились остро экспрессивные и конструктивистские тенденции (И. М. Рабинович, Н. И. Альтман, бр. Стенберги и др..). На рубеже 10-20-х гг. выступили первые художники сов. кино - В. Е. Егоров, Е. Е. Еней и др.

Сложение идейно-ху дожеств. общности иск-ва, сплочённой принципами социалистич. реализма, явилось основой для роспуска изживших себя объединений и группировок, к-рый и был осуществлён согласно пост. ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932); началась подготовит, работа по созданию единого Союза художников. Иск-во 30-х гг. проникнуто ярким оптимизмом, тяготеет к открытой эмоциональной выразительности, хотя в ряде работ этим качествам не доставало подлинной глубины.

Мастерски раскрыт ист. конфликт через столкновения человеческих характеров в картинах Иогансона "Допрос коммунистов" (илл. см. т. 10, вклейка к стр. 569) и "На старом уральском заводе", духом революц. романтики овеяно полотно С. В. Герасимова " Клятва сибирских партизан" (илл. см. т. 6, вклейка к стр. 344). Жизнеутверждающие образы совр. действительности были созданы в жанровых картинах Т. Г. Гапоненко, Дейнеки, К. Н. Истомина, Пименова, С. В. Рянгиной, А. Н. Самохвалова. Характер сов. человека, творческое начало, формирующее его личность, нашли отражение в портретах А. Герасимова, Грабаря, В. П. Ефанова, Кончаловского, П. Д. Корина, Нестерова.

Стр-во новых обществ, зданий явилось стимулом к возрождению иск-ва росписи, мозаики, сграффито (Л. А. Бруни, Дейнека, Лансере, Б. Ф. Уитц, Фаворский). Развивалась и связанная с архитектурой монументально-декоративная скульптура (произв. И. С. Ефимова, Г. И. Мотовилова, И. М. Чайкова и др.; группа "Рабочий и колхозница" Мухиной, илл. см. т. 17, табл. XIII, стр. 144, ставшая символом сов. общества, его порыва в будущее). Важное место в гор. ансамблях заняли крупные памятники работы Манизера, Меркурова, Н. В. Томского. В станковой скульптуре яркие образы современников создали В. Я. Боголюбов, В. И. Ингал, Синайский.

Е. А. К и б р и к. "Тиль Уленшпигель", Иллюстрация к роману Ш. Де Костера "Тиль Уленшпигель". Автолитография., 1938.

В графике 30-х гг. получает развитие книжная иллюстрация, дающая развёрнутое истолкование лит. образов и опирающаяся на опыт станкового рисунка (произв. А. М. Каневского, Е. А. Кибрика, Н. В. Кузьмина, К. И. Рудакова, Е. И. Чарушина, Д. А. Шмаринова); одновременно работает группа художников-конструкторов книги (С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер). В станковой графике заметное место занимают линогравюры И. А. Соколова, акварели А. В. Фонвизина. Политич. сатира, мн. мастера к-рой группируются вокруг журн. "Крокодил", обращается к антифаш. теме (Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы и др.).

Героизм сов. народа, его страдания и мужество стали в воен. годы темой живописи С. Герасимова, Дейнеки, Кукрыниксов, А. А. Пластова. Патриотич. содержанием наполнены ист. живопись М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Корина, пейзажи Пименова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, портреты Ф. А. Модорова, И. А. Серебряного, В. Н. Яковлева в живописи и Г. С. Верейского в графике. В скульптуре яркие образы борющихся сов. людей создали Е. Ф. Белашова, Манизер, Мухина.

События войны, торжество победы отразились во мн. произведениях, созданных в послевоен. годы, и прежде всего в монументах, сооружённых в СССР и в странах, освобождённых от фашизма. Выдающийся мемориальный ансамбль, воплотивший идею гуманизма Сов. Армии-освободительницы, создал в Берлине Е. В. Вучетич с соавторами. Над памятниками и скульпт. портретами героев войны работали Томский, Л. Е. Кербель, Вл. Е. Цигаль и др. В картинах А. И. Лактионова, Б. М. Неменского, Ю. М. Непринцева, Г. М. Шегаля воен. тема получает лирич. и жанрово-драматич. истолкование. Пережитая народом борьба за независимость Родины стимулирует интерес художников к революц. истории (Иогансон, Вл. А. Серов, В. Г. Цыплаков), к героич. прошлому рус. народа (А. П. Бубнов), к великим деятелям нац. культуры (нам. Н. Г. Чернышевскому в Саратове, скульптор А. П. Кибальников). Вместе с тем в послевоен. годы всё большее значение приобретает тема труда и мирной жизни сов. людей. К ней обращаются Пластов, глубокий знаток рус. деревни, запечатлевший яркие крест, характеры и поэзию родной природы, С. А. Чуйков, воссоздающий красоту человека и пейзажа, Ф. П. Решетников, мастер увлекат. жанровых картин, и др. жанристы (живописцы А. П. Левитин, А. А. Мыльников, Д. К. Свешников, Ю. Н. Тулин, Ф. С. Шурпин; скульптор В. Н. Соколов). Личностные и социально-типологич. черты совр. сов. человека запечатлены в произведениях портретной живописи (Г. Н. Горелов, С. И. Дудник, Корин, Котов, К. М. Максимов, Д. А. Налбандян, В. М. Орешников) и скульптуры (3. М. Виленский, Конёнков, Лебедева, Д. П. Шварц). Большим диапазоном образных решений - от проникновенно-лирических до героико-романтических - отличалась пейзажная живопись 2-й пол. 40-х - 1-й пол. 50-х гг. (С. Герасимов, А. М. Грицай, Г. Т. Нисский, Ромадин, Ромас, Б. Я. Ряузов). Для гюслевоен. станковой графики, широко использующей возможности оъёмно-пространств. выразительности изображения, характерны серии, посвящённые ист.-революционной либо совр. тематике (Кибрик, Н. А. Пономарёв, Б. И. Пророков, В. Е. Цигаль). Книжная илл. преим. развивает традиции 30-х гг. (работы О. Г. Верейского, С. Герасимова, А. Д. Гончарова, Д. А. Дубинского, Кукрыниксов, Е. М. Рачёва, Фаворского, Шмаринова и др.).

В. А. Фаворский Фронгисгшс (гравюра на дереве, 1937) к изданию 1938 "Слова о полку Игореве".

Д. А. Ш м а р и н о в. "Двор". Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Уголь, чёрная акварель. 1935 - 1936. Третьяковская галерея. Москва.

В театр.-декорац. иск-ве 30-х гг. реали-стич. принципы объединяют разных по складу дарования Н. П. Акимова, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева, В. Ф. Рындина, А. Г. Тышлера, Ф. Ф. Федоровского, Н. А. Шифрина.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 творчество художников РСФСР, проникнутое идеями сов. патриотизма, было отдано общенар. делу борьбы против фаш. захватчиков. Особо важное значение приобрели политич. плакат, исполненный призывной силы, гневно изобличавший врага (В. С. Иванов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий и др.), журнально-газетный сатирич. рисунок (Ефимов, Кукрыниксы и др.). Традицию времён Гражд. войны возродили "Окна ТАСС" в Москве, -"Боевой карандаш" в Ленинграде. Художники активно работали во фронтовой печати, делали фронтовые зарисовки (Н. Н. Жуков и др. мастера Студии военных художников им. М. Б. Грекова), создавали проникнутые глубокой правдой обобщающие графич. серии (А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис, Шмаринов).

Кукрыниксы (стихи С. Я. Маршака). "Окно ТАСС". 1941.

Н. Н. Жуков. Плакат, 1942.

А. Ф. П а х о м о в. "На Неву за водой". Из серии "Ленинград в дни блокады". Литография. 1942.

Вступление страны в период развёрнутого строительства коммунистич. общества, совершенствование социалистич. обществ, отношений, а также парт, руководства художеств, процессами, усиление инициативы и ответственности творч. орг-ций (Союз художников РСФСР осн. в 1960) способствовали новому подъёму иск-ва. Для художественной культуры РСФСР 60-х - нач. 70-х гг. характерны многообразие манер и стилей, интенсивное развитие нац. школ, возникновение новых творч. коллективов в авт. республиках, краях и областях, выдвижение новых ярких имён. М. Ш. Брусиловский, Г. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Г. С. Мосин, бр. Ткачёвы привносят в ист. живопись драматич. выразительность образа, романтич. или эмоционально углублённую трактовку темы. Стремление уловить героич. начало в буднях современности, акцентировать лирич. качества образа характеризует жанровую живопись этого времени (произв. В. Н. Гаврилова, Д. Д. Жилинского, В. Ф. Загонека, В. И. Иванова, Ю. П. Кугача, Д. К. Мочальского, В. К. Нечитайло, П. Ф. Никонова, П. П. Оссовского, Пименова, В. Е. Попкова, И. А. Попова, И. И. Симонова и др.). В нач. 70-х гг. в живописи, укрепляющей связь с современностью, наметился переход от романтич. восприятия мира к углублённо предметной трактовке его явлений. Для пейзажа и натюрморта 60-70-х гг. характерны, с одной стороны, ощущение устойчивого нац. своеобразия окружающей человека природной и предметной среды, с другой - острое восприятие обретаемых ею новых качеств (произв. Л. И. Бродской, Б. Ф. Домашникова, А. Ю. Никича, Нисского, В. Ф. Стожарова, Б. В. Щербакова и др.). К созданию духовно насыщенного образа Ф. Ф. Федоровский. "Въезд Ивана Грозного во Псков". Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка". 1948. Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Москва.

И. И. Голиков. "Три музыканта". Лаковая миниатюра. Палех. 1926.

Г. Г. Нисский. "Ночь. 1941". 1956

В графике в 60-е гг. на первый план выдвинулся эстамп, предназначенный для выставок и распространения в быту (работы В. А. Ветрогонского, И. В. Голицына, Г. Ф. Захарова, А. П. Мунхалова, И. П. Обросова, А. А. Ушина и др.). В книжной графике (Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, В. Н. Горяев, М. И. Пиков) усилилась тенденция к органич. соединению конструирования книги, её оформления и иллюстрирования. Более острый, лаконичный, плоскостно-строгий характер приобрёл плакат (О. М. Савостюк, Б. А. Успенский и др.).

Театр.-декорац. иск-во 60-70-х гг. характеризуется разнообразием живописных и пространственно-конструктивных решений (работы А. П. Васильева, Б. И. Волкова, Н. Н. Золотарёва, С. М. Юнович и др.). В области кино успешно работают М. А. Богданов, Г. А. Мясников, А. И. Пархоменко и др.

Результатом упрочения связей иск-ва с жизнью народа, усиления в период коммунистич. строительства его идейно-воспитат. роли явилось активное развитие монументально-декоративных форм, связанных с архитектурой. Мозаика, роспись, витраж, скульпт. убранство всё шире используются в целях эстетич. преобразования среды, в к-рой протекает повседневная жизнь сов. людей. Эта область творчества привлекает многих художников (А. В. Васнецов, Ю. К. Королёв, Б. А. Тальберг и др.). Сов. действительность породила новые виды декоративного иск-ва, решающие агитац.-массовые задачи (оформление революц. праздников, убранство агитпоездов и т. п.), преобразила ряд традиционных его видов (т. н. агитационный, фарфор и т. п.). В 20-е гг. движение производственного искусства (В. Е. Татлин, Л. М. Лисицкий, Л. С. Попова, В. Ф. Степанова и др.), несмотря на свои вульгаризаторские тенденции, предприняло первые опыты в области художеств, конструирования. Для 20-30-х гг. стало характерным развитие традиц. нар. промыслов, вырабатывавших новые формы и осваивавших новые идеи и темы, связанные с современностью (см. Палехская миниатюра, Федоскинская миниатюра, Мстёрская миниатюра, Холуйская миниатюра, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Жостовская роспись). К сер. 30-х гг. всё более активным становится участие проф. художников в работе текст., фарфоро-фаянсовых, стек, предприятий. В 60-70-х гг. эстетич. принципы внедряются в самые различные отрасли пром. произ-ва, формируется новая область творчества - дизайн. Одновременно создаются условия для улучшения деятельности нар. художеств, промыслов. Широкое участие СССР в между нар. выставках последних десятилетий способствовало подъёму оформит, иск-ва (К. И. Рождественский, Р. Р. Клике и др.). Подъём иск-ва происходил у всех народов РСФСР. У одних - сразу после Окт. революции, у др. в 1920-30-е гг. начался процесс формирования нац. школ; к 1960-м гг. он охватил все авт. республики. Огромную роль в этом процессе играет воздействие рус. иск-ва, в частности пед. работа рус. художников (в т. ч. Е. Е. Лансере в Даг. АССР, П. А. Радимова в Map. АССР, К. А. Макарова и Ф. В. Сычкова в Морд. АССР, П. П. Бенькова в Тат. АССР). В каждой авт. республике имеются национальные кадры профессионально подготовленных мастеров (в большинстве республик созданы отделения Союза художников РСФСР и Союза архитекторов СССР), развиваются не только традиц. виды нар.