БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201 во многом утопическими. На рубеже 19-20 вв. известные перемены в облик городов внёс стиль "модерн". В наибольшей мере он сказался в архитектуре особняков и дорогих доходных домов (работы Ф.О. Шехтеля, Ф. И. Лидваля и др.). Во 2-й пол. 1900-1910-х гг. эта прихотливая архитектура приобретает большую строгость и рациональность, в облике построек проявляется роль железобетонных конструкций (работы И. И. Рерберга и др.). Параллельно с "модерном" (и отчасти с ним смыкаясь) существовало течение, применявшее мотивы др.-рус. зодчества (А. В. Щусев), классицизма (Фомин), ренессанса (И. В. Жолтовский).

Фрагмент вышитого полотенца. Архангельская область. 1-я пол. 19 в. Музей народного искусства. Москва.

О. А. К и п р е н с к и й. Портрет А. Р. Томилова. Итальянский карандаш. 1813. Русский музей. Ленинград.

Декоративное иск-во 2-й пол. 19 в. испытало кризис в связи с распадом классицизма, утверждением эклектики, вытеснением ремесл. труда фабричным в изготовлении тканей, фарфоровых, фаянсовых, стеклянных изделий. Развитие нар. художеств, промыслов (резьба и роспись по дереву, резьба по кости, керамика, вышивка и т. д.) шло в это время под знаком превращения традиц. нар. творчества в товарное произ-во и губительного воздействия капиталистич. экономики. На рубеже 19-20 вв. в декоративном иск-ве утверждаются принципы стиля "модерн", выдвинувшего программу эстетич. преображения окружающей среды. В области декоративного иск-ва работают крупнейшие художники (В. А. Серов, М. А. Врубель, С. В. Малютин и др.); предпринимаются усилия для оживления народных промыслов (в Абрамцеве, Талашкине), однако эти начинания имели ограниченный характер.

Во 2-й пол. 19 в. коренным образом изменился характер развития изобразит, иск-ва. Ведущую, определяющую роль приобрело демократич. реалистич. движение, прочно связанное с социально-освободит. борьбой и выступившее как важная обществ, сила в духовной жизни страны. Это иск-во возникло в противовес далёкому от жизни академизму, оплотом к-рого служила АХ. Демонстративно покинув АХ в 1863, группа её учеников образовала Артель художников, а в 1870 передовые художники учредили Товарищество передвижных художеств, выставок (см. Передвижники). Восприняв эстетич. принципы революционеров-демократов, передовые художники увидели свою задачу в изобличении тирании и угнетения человека, в защите народа и прославлении высоких качеств нар. характера. В их иск-ве, получившем в сов. искусствоведении назв. "критич. реализм" (см. Реализм), ведущее значение приобрели бытовой жанр и портрет.

Новое движение было во многом подготовлено сатирич. графикой журналов "Искра" и "Гудок", творчеством рисовальщиков Н. А. Степанова, П. М. Шмелькова и др. С конца 1850-х гг. стремление к жизненности ситуаций, психологизму образов становится характерным для живописи, проникающейся идеями защиты униженных и оскорблённых (картины В. И. Якоби, Н. В. Неврева, В. В. Пукирева, Л. И. Соломаткина). Творчество крупнейшего художника 1860-х гг. В. Г. Перова эволюционирует от изобличительно-сатирич. работ к обобщённым образам нар. жизни, открывающим её эстетич. значимость. Кисти Перова принадлежит один из первых социаль-но-психологич. портретов 2-й пол. 19 в.- портрет Ф. М. Достоевского. В ист. живопись, где долгое время господствовал эпигонский академизм (Ф. А. Бруни и др.), внёс интерес к реальному содержанию событий прошлого В. Г. Шварц; в творчестве Н. Н. Ге религиозно-ист, сцены превратились в потрясающие драматич. события, вопиющие о человеческом страдании.

Наиболее последоват. выражение новые художеств, тенденции получили в творчестве передвижников, к-рые в 1870- 1880-х гг. создали самобытный тип реалистич. станковой картины, обобщённо изображающей социальную жизнь и утверждающей красоту и значительность нар. характеров. В их иск-ве преломились антисамодержавные настроения передовой части рус. общества, её жгучий интерес к крест, вопросу пореформенной эпохи. Крест, тема заняла важное место в творчестве Г. Г. Мясоедова, В. М. Максимова, А.И. Корзухина, И.М.Прянишникова, к-рые, начав с воссоздания эпизодов обыденной жизни, в дальнейшем пришли к социально-аналитич. показу людей и ситуаций. Тот же путь прошёл и К. А. Савицкий, воплотивший в многофигурных картинах жизнь крестьянства и рабочего люда. В небольших полотнах внимательного наблюдателя и знатока человеческих характеров В. Е. Маковского ярко проявилось его умение увидеть обществ, смысл обычных явлений. В портретных и жанровых произв. Н. А. Ярошенко запечатлены новые социальные типы, провозглашена высокая этика гражд. подвига. Деятельность передвижников активно поддерживал критик В. В. Стасов, а их вождём стал И. Н. Крамской -создатель портретных образов, утверждающих духовную содержательность человека, его нравств. величие. Представления художника об ответственности личности перед историей и перед своей совестью воплотились в картине "Христос в пустыне" (илл. см. т. 13, вклейка к стр. 193), явившейся одним из первых опытов создания возвышенного обобщённого образа на основе принципов критического реализма. Этич. истолкование евангельских сюжетов в духе современности характерно и для ист. живописи В. Д. Поленова. Образы, рождённые в героич. эпосе, нар. сказке и песне, ввёл в рус. ист. жанр В. М. Васнецов ("Богатыри"). Близкий к передвижникам, В. В. Верещагин совершил переворот в батальной живописи, наполнив её демократическим содержанием, строгой жизненной правдой. Многие его картины прозвучали как гневное изобличение милитаризма ("Апофеоз войны").

Н. Н. Г е. "Голгофа". 1893. Третьяковская галерея. Москва.

К. А. Савицкий. "Ремонтные работы на железной дороге". 1874. Третьяковская галерея. Москва.

Яркое, высокоталантливое воплощение идеи передвижничества получили в многогранном творчестве И. Е. Репина. В монументальных полотнах он выразил обобщённое представление о современности, правдиво запечатлел облик крест. России в её острейших противоречиях ("Бурлаки на Волге", илл. см. на вклейке к стр. 280; " Крестный ход в Курской губернии"). Точные индивидуальные характеристики сочетаются в них с воссозданием динамики людской массы, пластич. лепка формы - с живописной передачей пейзажной среды. В картинах на тему революц. движения Репин выступает как яркий мастер психологич. драмы ("Не ждали"). В его портретных образах сложно переплетаются личные и социально-типологич. особенности модели (портрет М. П. Мусоргского). Глубокой правдой изображения сильных характеров и драматич. переживаний проникнуты ист. полотна Репина ("Иван Грозный и сын его Иван").

Рус. ист. живопись 19 в. достигла вершины в творчестве В. И. Сурикова, увидевшего в народе гл. героя истории. В своих многофигурных картинах художник обращается к её критич. моментам, показывает непримиримые столкновения ист. сил, открывает в людской массе многообразие человеческих характеров и душевных состояний ("Утро стрелецкой казни", илл. см. т. 9, табл. XX, стр.193; "Боярыня Морозова"). Объективное знание натуры Суриков сочетает с её импульсивно-эмоциональным восприятием, многоплановый анализ - с мгновенным охватом целого. Применяя рефлексы, он включает предметы в свето-воз-душную среду, а светотеневое построение объёмов дополняет лепкой формы цветом.

Опытами правдивого изображения облика рус. природы (М. К. Клодт, Л. Л. Каменев) был начат новый этап в развитии пейзажной живописи. С 1870-х гг. передвижники поднимают пейзаж на уровень большого, общественно значимого иск-ва. А. К. Саврасов в картине "Грачи прилетели" проник во внутр. жизнь природы, наполнил её образ человеческими чувствами. Эмоционально насыщены и пейзажи Поленова, стремившегося сочетать материальность изображения с передачей солнечного света и воздуха. В творчестве И. И. Шишкина рус. природа предстаёт во всём величии и значительности, а в живописи Ф. А. Васильева изображается в необыденно взволнованном состоянии. Ещё более подчёркнутый характер эта эмоциональная трактовка природы приобретает в творчестве А. И. Куинджи, прибегающего к звучным эффектам освещения. Под влиянием передвижников углубляет содержание пейзажного образа поздний И. К. Айвазовский. Целый этап в развитии рус. пейзажной живописи составило творчество И. И. Левитана, создателя "пейзажа настроения". В его ранних работах раскрывается светлая, задумчивая красота, таящаяся в незатейливом пейзажном мотиве, обжитом человеческим чувством. В поздний период художник создаёт своего рода тематич. пейзажные картины, воплощающие глубокие суждения о жизни.

В скульптуре 2-й половины 19 в., стремившейся показать человека в его естественном облике, развивались малые формы, сложился тип станковой статуи, предназначенной для выставки и музея (М. М. Антокольский и др.). Сильное влияние станковой скульптуры испытала монументальная пластика (А. М. Опекушин и др.).

И.Н. К рамской. "Полесовщик". 1874. Третьяковская галерея. Москва.

В. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. И. Римского- Корсакова "Снегурочка". Акварель. 1885. Третьяковская галерея. Москва.

Рус. иск-во 1890-1910-х гг. отражает назревающий революц. взрыв; в нём в сложных и множеств, формах проявляется борьба двух культур - кризисной бурж.-дворянской и рождающейся пролетарской. На этом этапе реалистич. демократич. тенденции борются не только с офиц. идеологией, но и с рядом новых течений, для к-рых характерен программный отказ от обществ, задач иск-ва и реалистич. познания мира.

Творчество художников 1890-х гг., отправляясь б. ч. от традиций передвижников, в дальнейшем развивается по-разному. Одно из течений составляют В. Н. Бакшеев, И. П. Богданов, К. В. Лебедев, повествующие о маленьком человеке, задавленном обыдёнщиной. Для гл. направления позднего передвижничества характерно обращение к острейшим социально-политич. вопросам. Оно сказалось в творчестве С. А. Коровина, А. Е. Архипова, писавшего и лирич. картины, и др. Н. А. Касаткин вводит в рус. иск-во пролет, тему, создавая образ рабочего класса как грозной силы, утверждающей себя в жизни общества ("Углекопы. Смена"). Разгорающаяся революц. борьба стала гл. содержанием творчества С. В. Иванова, отразившего всю непримиримость столкновения классовых сил.

Н. А. Ярошенко. "Кочегар". 1878. Третьяковская галерея. Москва.

Из передвижнич. истоков развилось и течение (представленное гл. обр. мастерами Союза русских художников), тяготевшее к лирически-одухотворённым образам, прославлявшее устойчивую красоту нар. характера, рус. природы. Одним из его пионеров был М. В. Нестеров- автор картин, проникнутых возвышенным поэтич. чувством, с к-рым сплетаются религиозно-идиллич. ноты. Для этого, национально-романтического течения характерны декоративность цвета, броскость силуэтов, плоскостность композиций (портреты-типы Ф. А. Малявина, исторические полотна С. В. Иванова и А. П. Рябушкина).

Пейзажная живопись тяготеет к непосредственности эмоционального переживания, к-рая проявляется как у художников, следующих традициям передвижников (А. С. Степанов, С. Ю. Жуковский), так и у воспринимающих веяния импрессионизма и постимпрессионизма (И. Э. Грабарь). Эту общую тенденцию особенно ярко выразил К. А. Коровин - мастер празднично-чувственных, живописно-динамичных образов. Одновременно выступают и ученики Куинджи (К. Ф. Богаевский, Н. К. Рерих, А. А. Рылов), создающие пейзажи-картины, нередко отмеченные символической выразительностью.

С. Б. Иванов. "У стенки. Эпизод 1905 года". Офорт.

Новые качества реалистич. иск-ва ярко сказались в творчестве В. А. Серова. Он воспринимает мир во всём богатстве движения и цвета, но со временем вырабатывает более строгую манеру, характеризующуюся сдержанной колористич. гаммой, графически отточенной линией. Эти средства служат Серову для создания портрета-картины, прославляющего артистизм творч. личности, её гражд. достоинство. Художник обогатил тонкой лирической трактовкой крестьянскую тему, в картинах на античные темы прославил вечную красоту человека и природы, а в работах, посвящённых петровской эпохе, раскрыл её драматический пафос.

М. А. Врубель за привычным значением явлений и предметов ощущал их внутр. одухотворённость, сопричастную сказочной символистской фантастике. Гл. место в его живописи занял образ Демона - символ величия и трагич. обречённости. В творчестве Врубеля отчётливо проявилось характерное для стиля "модерн" утопич. стремление преобразить жизнь с помощью иск-ва, охватывающего собой все стороны предметного окружения человека: Врубель работал и в области монументально-декоративной росписи и скульптуры, и в сфере прикладного искусства, и как художник книги. Та же тенденция сказалась и в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, искавшего большой декоративный стиль живописи.

Желание противопоставить "антихудожественности" окружающей жизни эсте-тич. идеал вдохновляло членов "Мира искусства". Они создали особый тип лирич. ист. пейзажа (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере), способствовали подъёму иск-ва гравюры (А. П. Остроумова-Лебедева), книжной графики (Бенуа, И. Я. Билибин), театр, живописи (А. Я. Головин, Л. С. Бакст). Но в созданный ими иллюзорный мир эстетич. независимости от социальной жизни, опорой к-рому служили художеств, ценности прошлого, вторгалось и прямое воздействие совр. реальности, о чём свидетельствуют урбанистич. работы М. В. Добужинского.

Революция 1905-07 размежевала художников и объединения. На первое место выдвинулись те виды и жанры иск-ва, к-рые смогли активно участвовать в политич. борьбе. Важную роль приобрела журнальная графика. С политическими рисунками выступили в эти годы Серов, Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, Добужинский, Лансере, Билибин и др. В живописи на события революции откликнулись Репин, Поленов, В. Маковский, С. Иванов, Касаткин, Л. В. Попов, И. И. Бродский. Появились произв., свидетельствующие о том, что идеи социализма проникают в творчество передовых художников (скульпт. портреты К. Маркса работы А. С. Голубкиной, рабочего-боевика Ивана Чуркина - С. Т. Конёнкова). В статье "Партийная организация и партийная литература" В. И. Ленин ставит задачу включения художеств, творчества в борьбу, ведущуюся партией, определяя тем самым дальнейшие перспективы революц. демократич. иск-ва.

Л.С. Бакст. "Синий бог". Эскиз костюма к балету Р. Хана "Синий бог". Антреприза С. П. Дягилева. 1912.

Н. К. Р ё р и х. "Дозор". 1905. Русский музей. Ленинград.

М. В. Добужинский. "Умиротворенние". Карикатура, обличающая кровавое подавление царскими войсками Декабрьского вооружённого восстания в Москве. Журнал "Жупел", 1905, № 2.

И. Э. Грабарь. "Хризантемы". 1905. Третьяковская галерея. Москва.

После поражения революции, в период 1907-17, иск-во в значительной мере замыкается в сфере эстетических движений, развиваясь, однако, весьма интенсивно, в резких столкновениях бунтарства и охранительства, гуманизма и декаданса.

Реалистич. традиции сохраняются в пейзаже П. И. Петровичева и Л. В. Туржанского, портретной живописи Малютина и получают дальнейшую разработку в лирико-созерцат. живописи К. Ф. Юона, в красочном, с оттенком стилизации иск-ве Кустодиева. В 1910-е гг. в творчестве ряда "мирискусников" (3. Е. Серебрякова и др.) проступают тенденции неоклассицизма. В скульптуре на смену веяниям импрессионизма (П П. Трубецкой, ряд работ Н. А. Андреева) приходят поиски пластин, цельности образа (А. Т. Матвеев), нередко с претворением антич. и фольклорных мотивов (Конёнков).

Одновременно сложились течения, в к-рых противоречиво уживаются обострённо чуткое восприятие жизни и бегство от неё, поиски новой художеств, выразительности и разрушит, формалистич. тенденции. В живописи "Голубой розы" туманно-мистич. мотивы порой сосуществуют с красочной поэзией бытия Востока (М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов). Особый мир создан в одухотворённых символич. композициях К. С. Петрова-Водкина с их стилизованным сферич. пространством и в мечтательно-причудливых картинах М. 3. Шагала. Мастера "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, -И. И. Машков, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк) прибегали к деформации натуры, но в то же время воссоздавали материально-чувств. выразительность предметного мира. Выделившееся из этой группировки футуристич. крыло (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова и др.), с его анархически-бунтарскими настроениями и тягой к художеств, мифотворчеству, фактически порывает с реальной действительностью (см. "Ослиный хвост"). В сер. 10-х гг. выступают первые представители абстрактного искусства (К. С. Малевич, В. В. Кандинский). Т. о., в России, ставшей ко времени Окт. революции 1917 средоточием мирового социального конфликта, в самой острой и бурной форме выразились противоречия и кризис иск-ва бурж. общества. Прогрессивное рус. иск-во оказало революционизирующее воздействие на иск-во др. народов России, питавшееся нац. я социально-освободит. идеями. Оно способствовало преодолению ср.-век. норм в художеств, культуре народов Кавказа и Ср. Азии, вошедших в 19 в. в состав России. Достижения передового реалистич. иск-ва, порождённого рус. демократич. культурой, формировавшейся в тесной связи с освободит., революц. движелием, определили выдающееся место иск-ва России в мировой художеств, культуре.

Советское искусство. Окт. революция создала условия для развития иск-ва нового ист. типа - иск-ва социалистического общества, прочно связанного с жизнью народа, выражающего его интересы, являющегося активной идеологич. и воспитат. силой.

Отмена частной собственности на землю, национализация пром-сти и плановая организация нар. х-ва открыли принципиально новые пути для градостроительства, определили общегос. размах архит.-строит. работ. Уже в первые годы Сов. власти началась разработка проектов планировки городов - Москвы (Щусев и др.), Петрограда (Фомин и др.). Архитекторы активно участвовали в реализации ленинского плана монументальной пропаганды. Стремление выразить новые идеи находило преимуществ, воплощение в проектной деятельности, к-рой были присущи черты отвлечённо-возвышенной романтики. Вместе с тем в эти же годы началось стр-во первых сов. индустр. и инж. сооружений (радиобашня в Москве, инж. В. Г. Шухов, сооружённые по плану ГОЭЛРО Шатурская ГРЭС, арх. Л. А. Веснин, и Волховская ГЭС, арх. О. Р. Мунц и др.).

Б. М. Кустодиев. "Ф. И. Шаляпин на ярмарке". 1922. Русский музей. Ленинград.

С решением задач социалистич. преобразования страны были связаны в сер. 20-х гг. первые крупные градостроит. работы - коренная перестройка быв. пролет, окраин Москвы и Ленинграда. Там строились благоустроенные жилые массивы для рабочих, создававшиеся как целостные архит. ансамбли; они включали необходимые учреждения социально-бытового обслуживания (школы, столовые и др.). Началось стр-во рабочих клубов (Дворец культуры им. А. М. Горького в Ленинграде, арх. А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский, илл. см. т. 14, табл. XXIV, стр. 320-321; клуб им. И. В. Русакова в Москве, арх. К. С. Мельников), в 1923 в Москве был создан комплекс Всероссийской с.-х. и кустарно-пром. выставки. Возведённый в 20-е гг. Мавзолей В. И. Ленина (арх. Щусев), объединяющий функции проникнутого большой идейно-художественной силой мемориального сооружения и торжеств, трибуны, обогатил собой ансамбль Красной площади.

В связи с созданием новых пром. сооружений в годы 1-й пятилетки (1929-32) началась реконструкция старых городов (Свердловска, Новосибирска, Челябинска), возникают новые пром. центры (Магнитогорск, Новокузнецк и др.), благоустроенные, озеленённые, построенные на основе комплексных проектов, предусматривающих рациональную взаимосвязь промышленных и жилых зон и сети культурно-бытового обслуживания. Предпринимаются опыты разработки жилища нового типа - т. н. домакоммуны (М. Я. Гинзбург, И. С. Николаев и др.).

Каждая из творч. группировок 20-х - нач. 30-х гг. (Аснова, ОСА и др.) имела свои взгляды на вопросы социальной природы архитектуры и развития города (доходившие до крайности идеи урбанизма и дезурбанизма), на содержание и форму в архитектуре, роль техники для зодчества и его функциональные задачи. Ведущее положение заняли течения, представители к-рых решали преимущественно функционально-конструктивные вопросы архитектуры (сооружения бр. Весниных, И. А. и П. А. Голосовых; проекты И. И. Леонидова). Одновременно развивалось направление, интерпретировавшее в совр. духе принципы классич. ордерной архитектуры (Фомин) или же буквально следовавшее её образцам (Жолтовский).

Монументальная пропаганда. 1. Архитектор С. Е. Чернышёв, скульптор В. К о л ь ц о в. Мемориальная доска, которая была установлена в 1918 на здании Исторического музея в Москве. Дерево. 2. Г. Д. Алексеев. Горельеф "Союз рабочих и крестьян" на фронтоне здания Центрального музея В. И. Ленина в Москве. Железобетон. 1918.

В творчестве совместно работавших В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха сосуществовал интерес к классич. мотивам (Библиотека СССР имени В. И. Ленина в Москве) и к формам "новой архитектуры" (театр в Ростове-на-Дону).

В сер. 30-х гг. наступила новая фаза в развитии архитектуры. Значительно возросло пром. стр-во (реконструкция автозавода в Горьком, арх. А. С. Фисенко и др., тракторного з-да в Волгограде, арх. Николаев), где нашли широкое применение металлич. конструкции и сборный железобетон. Архитекторы стремятся придать утилитарным постройкам художеств, выразительность, привлекая средства изобразит, иск-ва (сооружения метрополитена в Москве, Москвы имени канала, моск. мосты; арх. Щусев, Фомин, А. Н. Душкин, А. В. Власов, Д. Н. Чечулин, А. М. Рухлядев и др.). Гл. принципы социалистич. переустройства городов определило пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О Генеральном плане реконструкции Москвы" (1935). В соответствии с ген. планом (арх. Семёнов, С. Е. Чернышёв и др.), сохранившим исторически сложившуюся планировочную структуру города, был реконструирован центр Москвы, созданы новые, широкие магистрали, преобразившие облик столицы (арх. А. Г. Мордвинов, Г. П. Гольц и др.). Ген. планы Ленинграда (1932-34 и 1935-36, Л. А. Ильин и др.; 1938-40, Н. В. Баранов и др.) предусматривали сохранение ист. центра города и создание новых жилых р-нов на свободных территориях (М. Охта, Автово, Моск. проспект и др., арх. А. А. Оль, Б. Р. Рубаненко, И. И. Фомин и др.). Были разработаны ген. планы для сотен городов СССР.

Для творч. деятельности архитекторов, объединившихся в 1932 в единый Союз сов. архитекторов (см. Союз архитекторов СССР), определяющими становятся поиски идейно значимых образов, претворяющих наследие мирового и нац. зодчества. Заметную роль в формировании такой направленности архит. процесса сыграл конкурс на проект Дворца Советов в Москве (1932). Наиболее наглядно новое движение выразилось в архитектуре крупных адм. и обществ, сооружений (Воен. академия им. М. В. Фрунзе, арх. Л. В. Руднев и В. О. Мунц, и Театр Сов. Армии, арх. К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев,- в Москве; адм. здание на Моск. проспекте в Ленинграде, арх. Н. А. Троцкий). Лучшим постройкам были присущи монументальность и романтическая приподнятость образа. Однако в архитектуре того времени имелись элементы подражательности, неоправданного стремления придать зданиям парадный характер. Эти тенденции проявились и в архитектуре прогрессивных в конструктивном отношении первых крупноблочных жилых домов (А. К. Буров), и в сооружениях ВСХВ в Москве (1939). Но в лучших выставочных зданиях были достигнуты яркая выразительность, высокий