БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201енский собор в Кремле, 1327, и др.- все не сохранились) следовали типу владимирских домонгольского времени. В кон. 14 - нач. 15 вв. моск. церкви становятся более стройными и нарядными благодаря ярусу кокошников у основания барабана, к-рые, как и закомары и перспективные порталы, получают килевидное завершение (Успенский собор в Звенигороде). В это же время на гл. подъездах к Москве был построен ряд монастырей, имевших оборонительное значение.

Инициал из Новгородской псалтири 14 в. (позднее принадлежала Ивану Грозному). Библиотека СССР им. В. И. Ленина. Москва.

С образованием во 2-й пол. 15 в. централизов. Рус. гос-ва в Москве сосредоточиваются крупные творч. силы, сумевшие придать рус. художеств, культуре новый масштаб. Рус. иск-во не знало эпохи Возрождения. Но многие его черты (проявление светского начала в зодчестве, тяготение к человеческой одухотворённости в живописи, способность ассимилировать опыт итал. ренессансных мастеров) позволяют расценить его как своего рода параллельное движение в рамках ср.-век. культуры.

В последней четв. 15 - нач. 16 вв. Моск. Кремль был расширен до нынешних пределов, возведено кольцо его кирпичных стен с 18 башнями, навесными бойницами и зубцами в виде ласточкина хвоста, сложился ансамбль кремлёвских соборов. На протяжении 16 в. разрастающийся посад был обнесён 3 линиями укреплений (кам. стены Китай-города и Белого города, валы и деревянные стены Земляного города) и приобрёл отчётливую радиально-кольцевую планировку.

В 16 в. в зодчестве Москвы создаётся своеобразный тип кам. храма - башня, крытая шатром (церкви Вознесения в Коломенском и Иоанна Предтечи в Дьяковском, Василия Блаженного храм). Одновременно строятся и 4-столпные 5-главые храмы (собор Новодевичьего монастыря и др.). Кам. стр-во широко велось и в др. центрах Рус. гос-ва. Сооружены кремли Н. Новгорода, Тулы, Коломны, Зарайска, Смоленска, Серпухова. На С. продвигается стр-во монастырей (Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь), церк. и жилых кам. зданий (Дворцовая палата в Угличе). В целом же в светской архитектуре преобладало дерево. Деревянными были и многочисл. церк. постройки в сёлах.

Рубеж 14-15 вв. ознаменован в Москве подъёмом живописи. Здесь в это время работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Даниил Чёрный, Андрей Рублёв. Доверием и любовью к человеку проникнуты фрески Рублёва в Успенском соборе во Владимире, совершенство рисунка и благозвучие чистых тонов цвета в знаменитой рублёвской иконе "Троица" воплощают её высокое человеческое содержание. В 15 в. известный подъём переживает иск-во скульптуры (рельефные иконы из раскрашенного дерева, работы В. Д. Ермолина в камне).

В кон. 15 - нач. 16 вв. стиль живописи определяло творчество Дионисия и его школы, сочетающее праздничную торжественность с тонкостью и изяществом рисунка и колорита (иконы с многочисл. сценами житий святых, росписи Ферапонтова монастыря). В течение 16 в. гармонич. стройность и духовное величие живописи вытесняются стремлением к аллегорич. иносказанию и к назиданию, попытками связать иконопись с реальной историей (написанная по случаю взятия Казани икона "Церковь воинствующая"). В книжной миниатюре появились светские мотивы (Лицевой летописный свод, 1540-60-е гг.). Книгопечатание положило начало рус. гравюре (ксилографии для "Апостола", 1564; илл. см. т. 10, табл. IV, стр. 208-209; т. 12, табл. XXX, стр. 336- 337). На рубеже 16-17 вв. в иконописи, где сохранялись и старые традиции ("годуновская" манера), сложилась строгановская школа с её миниатюрным письмом.

Параскева -Пятница. Раскрашенное дерево. Середина 16 в. Историко-архитектурный музей-заповедник. Новгород.

В рус. иск-ве 17 в. усиливаются светские тенденции; в него проникают требования и вкусы купечества и населения посада, фольклорное и декоративное начала. С расширением терр. Рус. гос-ва строятся новые города и крепости на Ю. и в Сибири (Якутск); разрастаются торг, и ремесл. города на С. и в Поволжье, в к-рых были сооружены новые кам. хоз. и адм. здания (Гостиный двор в Архангельске), многочисл. церк. постройки (церковь Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле и др.). Возводятся и каменные дома с хоз. помещениями в первом и жилыми комнатами в верхних этажах (Поганкины палаты и дом Лапиных во Пскове; богато украшенные дома Коробовых в Калуге и Аверкия Кириллова в Москве, илл. см. т. 17, стр. 18). Сохраняя ср.-век. планировку и композицию, архитектура жилых домов восприняла отд. мотивы ордерного декора. Пёстрое, "узорочное" убранство фасада (рельефная, иногда раскрашенная кирпичная кладка, изразцовые вставки и т. д.) стало характерным и для живописных по композиции приходских церквей сер. 17 в. (церкви Троицы в Никитниках и Рождества богородицы в Путинках - в Москве). В конце века появились постройки нарышкинского стиля (церковь Покрова в Филях в Москве; илл. см. т. 7, стр. 442). В их архитектуре, как и в светских постройках Москвы (Сухарева башня), созревали предпосылки для зодчества нового времени. Вместе с тем в церк. и жилом зодчестве, особенно в деревянной архитектуре, ср.-век. принципы сохранялись не только в 17 в. (дворец в Коломенском в Москве), но частично и в последующее время (деревянные церкви в Кижах).

1. Дом Ершова. Сен редина 19 в. Ныне в Историко-архитектурном музее-заповеднике в Костроме. 2. Деревянная церковь в деревне Панилово Архангельской области. 1600.

В монументальной живописи 17 в. всё сильнее пробиваются тенденции к зани-мат. рассказу, конкретным наблюдениям. Росписи ярославских и костромских живописцев, работавших во 2-й пол. 17 в. в Поволжье и в Москве, выглядят как многоцветные ковры, включающие в себя множество реальных сцен и пейзажей. В иконописи нарастает интерес к светотеневой и пространств, трактовке изображения (Иосиф Владимиров, Симон Ушаков). Появился новый жанр - парсуна. Мн. новые искания были связаны с деятельностью Оружейной палаты, ставшей с сер. 17 в. художеств, центром страны. В 17 в. интенсивно развивается декоративно-прикладное иск-во, продолжающее древние традиции: ювелирное дело, художеств, обработка металлов, эмаль, резьба по дереву и камню, художеств, шитьё, набойка, иск-во керамики и т. д.

В течение средних веков культура многих народов Севера и Сибири оставалась на уровне первобытной. У стоявших на более высокой ступени развития народов Поволжья сложились самобытные деревянное зодчество, вышивка, резьба по дереву, а в Татарии и Башкирии - каменное культовое и светское зодчество; после присоединения Поволжья к России здесь проявилось влияние русской художественной культуры. На Сев. Кавказе, где до 12 в. строились кам. христ. храмы (в долине р. Б. Зеленчук и др.), в дальнейшем велось стр-во мусульм. культовых зданий, складывался тип горного поселения с кам. домами, расположенными террасами, с жилыми и боевыми башнями; высокого уровня достигла здесь художеств, обработка металла.

Братина. Серебро. 1-я четверть 17 в. Оружейная палата. Москва

18-1-я пол. 19 вв. Решительный переход от затянувшегося средневековья к новому времени был осуществлён русским искусством на рубеже 17-18 вв. В нём возобладали светские формы и виды творчества, подъём к-рых был связан с задачами укрепления абсолютистского гос-ва, выходившего на передовой европ. уровень развития. Расширялись культурные связи с Зап. Европой, откуда в Россию приезжали мн. художники и где мн. рус. мастера проходили обучение; в 1757 в Петербурге была осн. художеств, академия европ. типа. Свой ист. поворот рус. иск-во 18 в. осуществляло, проникаясь идеями просветительства; в известной мере в нём можно уловить ренессансное первооткрытие красоты реального мира, ценности деятельной личности.

С кон. 17 в. исключит, размах приобрели градостроит. работы, вызванные новыми хоз., политич. и воен. потребностями. Создаются города-заводы на Урале (Невьянск, Екатеринбург) и города-крепости на юж. и сев.-зап. границах страны (Таганрог, Кронштадт), получающие регулярную планировку. Крупнейшим из них стал Петербург. В основу его плана легли 3 луча улиц, сходящихся к Адмиралтейству, а мн. характерные черты облика новой столицы были определены сочетанием её планировки и застройки с водными пространствами. Город застраивался типовыми жилыми домами по "образцовым" проектам, различным для разных сословий гор. населения; сооружались гор. и загородные дворцы (парковый ансамбль Петродворца). В петровское время заметно изменилась типология зданий. Обществ, постройки новых типов возводятся сначала в Москве (Арсенал в Кремле, илл. см. т. 13, табл. XIX, стр. 368-369; театр и б-ка на Красной площади, триумфальные арки), а затем в др. городах, гл. обр. в Петербурге.

Рус. архитектура развивалась в системе общеевроп. художеств, стилей. С нач. 18 в. распространяется барокко. Первоначально оно было связано с традициями рус. зодчества 17 в. (Меншикова башня в Москве; илл. см. т. 9, стр. 375), но вскоре приобрело ясный и рациональный ордерный строй, сдержанный декор. В сер. 18 в. на первый план вышло дворцовое зодчество с его великолепными произведениями рус. барокко, в к-рых богатство архит. фантазии сочетается с чёткостью объёмно-пространств. композиции, а изобилие и пышность пластич. форм - с тонкостью деталей и отделки. Эти качества наиболее полно воплотились в работах В. В. Растрелли (Зимний и др. дворцы в Петербурге; ансамбль Царского Села, ныне г. Пушкин).

Переход к классицизму в 1760-70-е гг. был ознаменован постройками А. Ф. Кокоринова, Ж. Б. М. Валлена-Деламота, А. Ринальди. Ярчайшим явлением этого периода было творчество В. И. Баженова (проект перестройки Моск. Кремля, дом Пашкова, ансамбль Царицына в Москве), в к-ром композиц. и пластич. фантазия барокко и проникнутое романтикой эмоциональное начало гармонически слились со свойственными классицизму гражд. пафосом и ощущением величия человеческого разума.

Классицизм, в формах к-рого рус. архитектура развивалась до сер. 19 в., был отмечен расцветом градостроит. деятельности, распространением единой стилевой системы, охватившей все отрасли зодчества, вплоть до построек нар. мастеров, интенсивным развитием архитектуры обществ, зданий, в к-рой наиболее полно воплотились свойственные этому стилю гражд. идеалы. Комиссия о кам. строении Санкт-Петербурга и Москвы (её архит. частью руководили с 1763 Ал. В. Квасов, с 1772 И. Е. Старов) разработала более 400 планов реконструкции русских городов. Новая регулярная планировка - 3-лучевая в сочетании с прямоугольной в Твери (ныне г. Калинин) и Ярославле, веерная в Костроме (илл. см. т. 7, стр. 212) - увязывалась со сложившимся историческим планом города и его старыми постройками. Капитальные работы по созданию парадного центра, набережных, разбивка площадей велись по ген. плану Петербурга, составленному в 1763-69 Квасовым. Построенное Дж. Кваренги здание Смольного ин-та (см. Смольный), воздвигнутый Огаревым Таврич. дворец (илл. см. т. 14, табл. XXII, стр. 320-321), здание Публичной б-ки (арх. Е. Т. Соколов) заняли важное место в архит. ансамбле Петербурга. По ген. плану Москвы (1775-90) выпрямляются её улицы, застраивается центр, вместо стен Белого города прокладывается бульварное кольцо. Облик Москвы преобразили постройки М. Ф. Казакова: здание Сената в Кремле, зрительно включившееся и в композицию Красной площади, украсивший центр города Московский университет, многочисл. жилые дома и церкви, отличающиеся благородством пропорций и выразительностью колоннад и портиков. Обширное стр-во велось в провинциальных городах, где наряду с жилыми домами возводились здания присутств. мест, торг, ряды, уч-ща, дома дворянских собраний, театров, церк. постройки. В крупных загородных дворцах ясная и строгая классицистич. архитектура образует в сочетании с характерными для этого времени пейзажными парками новый по характеру ансамбль, проникнутый лирич. началом (постройки Кваренги, Ч. Камерона, Ринальди, В. Ф. Бренны, Н. А. Львова и др. в Царском Селе, Павловске, Гатчине).

В 1-е десятилетия 19 в. градостроит. мероприятия классицизма приняли ещё больший размах и сосредоточились прежде всего на создании гор. ансамблей. Развиваясь в формах ампира, архитектура приобретает торжеств, характер, особенно после победы в Отечеств, войне 1812, когда в героико-триумфальных настроениях, охвативших зодчество, преломился подъём патриотич. сознания. Лаконизм мощных объёмов зданий, рельефно рисующиеся на фоне гладких стен и впечатляющие своей силой дорич. колоннады, богатое скульпт. убранство (фигуры Слав, колесницы, воинская арматура, венки и т. п.) служат выражению этих настроений. Первыми тенденции ампира выразили А. Н. Воронихин, произв. к-рого - Казанский собор и Горный ин-т (илл. см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528-529) в Петербурге - приобрели активное градообразующее значение, и А. Д. Захаров, автор реконструкции Адмиралтейства, ставшего одним из самых замечат. зданий Петербурга. Построенное Ж. Тома де Томоном на стрелке Васильевского острова здание Биржи с 2 ростральными колоннами завершило образование архит.-пространств, ансамбля, раскинувшегося по берегам Невы (илл. см. т. 2, табл. IX, стр. 128). В период после Отечеств, войны 1812 К. И. Росси создаёт ряд выдающихся ансамблей в центре города: Дворцовую площадь; ансамбль, включающий Островского площадь и улицу Росси; Искусств площадь. Постройки А. А. Монферрана и В. П. Стасова вошли в ансамбли Сенатской пл. (ныне пл. Декабристов) и Марсова поля. Огромные работы были проведены в Москве, к-рая восстанавливалась после пожара 1812. По планам О. И. Бове были разбиты парадные площади, полукольцом окружившие Кремль. Восстанавливались, перестраивались и строились заново монументальные обществ, здания, но облик Москвы определили жилые дома, особняки, небольшие по размерам, с уютными интерьерами, нередко деревянные и оштукатуренные (постройки Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева). В провинциальных городах также строятся обществ, и адм. здания (ун-т в Казани; илл. см. т. 11, табл. XV, стр. 160-161). В условиях николаевской России стало преобладать стр-во казарм, складов, госпиталей. Повсеместное распространение "образцовых" проектов вносило казённое однообразие в архитектуру городов. К тому же в сер. 19 в. архитектура утрачивает гражд. пафос, классицизм вступает в полосу кризиса.

Изменения, пережитые на рубеже 17- 18 вв. изобразит, иск-вом, были особенно глубоки. На смену иконописи и церк. росписям пришли светские живопись, гравюра (преим. видовая и батальная) и во многом формирующаяся заново скульптура. Важное место в художеств, творчестве, воспринявшем реалистич. опыт иск-ва Зап. Европы, принадлежит непосредственно познават. устремлениям. Заметную роль стало играть и воспринимающее чувств, красоту действительности, а также служащее прославлению гос-ва декоративное иск-во: рельефы, резьба, парковая скульптура, оформление праздников и триумфов, декоративная роспись. Особенно же существ, значение в иск-ве, порывающем со средневековьем, приобрёл образ человека. Живопись первых рус. портретистов 18 в. (А. М. Матвеев, И. Н. Никитин) запечатлела энергичного, действенного человека петровского времени. Развиваются также портрет, воспринимающий парадные приёмы барокко (Л. Каравак и др.), и живопись, тяготеющая к точности изображения, сопряжённая с непосредственным и несколько наивным поэтич. восприятием мира (И. Я. Вишняков, И. П. Аргунов, А. П. Антропов). К области портрета относятся и наибольшие достижения скульптуры 1-й пол. 18 в. (работы Б. К. Растрелли).

Лубочная картинка "Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь". Гравюра на дереве. 1-я четверть 18 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Дальнейший подъём рус. портретное иск-во переживает во 2-й пол. 18 в. В это время работали живописцы Ф. С. Рокотов, тонко передававший одухотворённую внутреннюю жизнь своих моделей, Д. Г. Левицкий - создатель портретов, полных жизнеутверждающей силы, отмеченных точностью и глубиной характеристик, В. Л. Боровиковский, у к-рого классицистич. идеал человека сочетался с мотивами, навеянными сентиментализмом. У скульптора Ф. И. Шубина классицистический в основе портретный образ наполнялся яркостью и многообразием характеристик, увлечённой передачей реальных свойств человеческой натуры. В 18 в. начали развиваться рус. ист. живопись (А. П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и бытовой жанр (И. Фирсов, М. Шибанов, И. А. Ерменёв). Становление пейзажа было связано с науч.-познават. традицией, обогащавшейся эмоциональным восприятием мотива (видопись М. И. Махаева, М. М. Иванова). Одновременно большую конкретность приобретал декоративный пейзаж-панно (Сем. Ф. Щедрин), складывалось иск-во гор. пейзажа, проникнутого ощущением поэтич. красоты города (петерб. виды Ф. Я. Алексеева). Пейзажи и портреты создавались и в гравюре (Е. П. Чемесов, Г. И. Скородумов).

Период классицизма стал одной из вершин в развитии рус. скульптуры, воплотившей в лирич. и героико-драматич. мотивах представление о гармонич., прекрасном человеке (работы И. П. Прокофьева, М. И. Козловского и др.). Глубиной и благородством запечатленных чувств характеризуются мраморные и бронз, надгробия, созданные Ф. Г. Гордеевым и И. П. Мартосом. Скульптура (в частности, рельеф и статуарные композиции), соотнесённая с плоскостью стены, нашла широкое применение в архитектуре, особенно в 1-й трети 19 в. (работы Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова и др.). Важное место в ансамблях рус. городов заняла монументальная скульптура, проникнутая возвышенным героич. содержанием (памятники в Петербурге и Москве работы Э. М. Фальконе, Козловского, Мартоса, Б. И. Орловского).

И. А. Е рмен н ё в. "Нищие". Акварель. 1-я половина 1770-х гг. Русский музей. Ленинград.

В связи с кризисом классицизма как универсального "стиля эпохи" ист.-художеств, процесс приобрёл в 1-й пол. 19 в. многослойный характер. Так, ист. живопись (А. И. Иванов, А. Е. Егоров), скованная идеально-условными традициями классицизма, оказалась не в состоянии непосредственно откликнуться на события Отечеств, войны 1812, а графика воен. лет породила целое движение сатирич. публицистики, обращённой к жизни и воспринявшей опыт лубка (А. О. Орловский, А. Г. Венецианов и др.).

В первую очередь с творчеством портретистов было связано становление романтизма, к-рый чуждался пафоса государственности и выражал растущее самосознание личности. В произв. О. А. Кипренского, запечатлевших человека в состоянии внутр. подъёма, воодушевления, и лирически-камерных работах В. А. Тропинина утверждались естественность характера и свобода чувств частного человека. Автор бравурных парадных портретов, К. П. Брюллов в поздних интимных портретах достигает глубины психологии, анализа. Нарастающий интерес к нац., нар. мотивам преломился в возвышенно-идиллич. либо непосредственно-характерных образах, созданных Венециановым и живописцами венециановской школы; эти художники сделали темой иск-ва мир, окружающий человека в его обычной жизни. Представление романтиков о человеке как герое ист. драмы воплощалось в больших картинах, становившихся явлениями духовной жизни общества ("Последний день Помпеи" Брюллова, илл. см. т. 10, табл. XXXIX, стр. 560-561; "Явление Христа народу" А. А. Иванова, илл. см. т. 10, табл. I, стр. 208).

Кофейный сервиз на одну персону. Фарфор. Завод А. Г. Попова. Середина 19 в.

1. Квасник. Гжельская майолика. 1787. Исторический музей. Москва. 2. Серебряная чаша с сольвычегодской финифтью. 17 в. Оружейная палата. Москва.

В период романтизма переживает подъём иск-во пейзажа, тяготеющее к эмоциональному образу, к передаче цветового и пространственного единства живой среды, одухотворённой присутствием человека. Эти поиски отразились в проникнутых ощущением безмятежного счастья лирич. итал. картинах Сил. Ф. Щедрина. Пленэрные тенденции (см. Пленэр) сказались также в живописи М. И. Лебедева и наиболее сильно - в пейзажах Иванова, стремившегося к созданию величеств, и цельной картины мира. Однако к сер. 19 в. в пейзаже возобладал романтич. академизм с его тяготением к внешним эффектам (М. Н. Воробьёв и др.).

Фрагмент резного деревянного фриза дома в Нижегородской губернии. 19 в. Исторический музей. Москва.

К сер. 19 в. гл. роль в иск-ве стала играть жанровая живопись. Её мастера обратились к конкретным событиям жизни, восприняв критич. тенденции и чувство характерного, сложившиеся к тому времени в сатирич. графике (А. А. Агин, Е. Е. Бернардский, создавшие альбомы гоголевских типов). В картинах П. А. Федотова изобличение социально-нравств. пороков сочетается с живым восприятием поэзии обыденной жизни; в его позднем творчестве появляется тема трагич. безысходности человека во враждебном мире.

Ларец, облицованный резными костяными пластинками. Середина 18 в. Русский музей. Ленинград.

Декоративное иск-во в течение 18 - 1-й пол. 19 вв. развивалось в системе общехудожеств, стилей, обнаруживая тесную связь с архитектурой. В 18 в. богатейшее убранство барочных зданий (резьба по дереву, лепнина, роспись) создавали крупные художники и нар. мастера. Мн. видные архитекторы и художники работали в области декоративного иск-ва в период классицизма (металлич. ограда петерб. Летнего сада, созданная Ю. М. Фельтеном и П. Е. Егоровым; изделия из цветного камня по проектам Кваренги, Воронихина и др.). С сер. 18 в. ведёт свою историю иск-во рус. фарфора, тогда же вступает в период нового подъёма художеств, стеклоделие. В 18 - нач. 19 вв. развивается резьба по кости. Особую ветвь пластич. творчества составляло собственно нар. иск-во, тесно связанное с потребностями крест, быта, опирающееся на традиции, уходящие корнями в глубь веков: выделка деревянных резных игрушек (см. Богородская резьба) и керамич. посуды (см. Гжельская керамика), кружевоплетение (см. Вологодское кружево, Елецкое кружево), вышивка (см. Торжокское золотое шитьё), роспись на деревянных ложках и токарной посуде (см. Хохломская роспись).

2-я пол. 19 - нач. 20 вв. Развитие России по капиталистическому пути во 2-й пол. 19 в. во многом изменило характер художеств, жизни и соотношение видов творчества. Подъём революц. движения оказывал всё более глубокое воздействие на художеств, культуру страны. Во 2-й пол. 19 в. архитектура теряет ведущее эстетич, значение, но интенсивно разрабатывает новую типологию, вызванную к жизни развитием хоз. и обществ, потребностей, осваивает новые стройматериалы (в первую очередь металлич. конструкции, применяемые для перекрытия обширных помещений). Ведётся стр-во пром. и трансп. сооружений. Строя банки, больницы, гостиницы, торг, и адм. здания, архитекторы тяготеют к функциональному решению их плана и композиции. Типичными для большого города становятся т. н. доходные многоквартирные секционные жилые дома, различные по уровню комфорта для разных имуществ. категорий жильцов. Растущие города испытывают на себе всю тяжесть стихийного капиталистич. развития, на окраинах возникают р-ны рабочих казарм и трущобы. Градостроительство переживает упадок. Попытки решить эстетич. задачи архитектуры путём использования мотивов ч исторических стилей" или "русского стиля" порождали стилизацию и эклектику.

В нач. 20 в. возникают новые градостроит. идеи (посёлки, проектировавшиеся В. Н. Семёновым по типу города-сада; проекты новых р-нов Петербурга, разработанные И. А. Фоминым; проект частичной реконструкции Петербурга, предлож. Л. Н. Бенуа, и др.). Но градостроит. замыслы передовых зодчих без решения социальных проблем архитектуры оставались