БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201о неимоверные испытания, положил начало новому подъёму т. н. "воен. прозы": роман "Суровое поле" (1958) Калинина, повести "Пядь земли" (1959) Г. Я. Бакланова (р. 1923), "Последние залпы" (1959) Ю. В. Бондарева (р. 1924), "Танки идут ромбом" (1963) А. Ананьева (р. 1925), "...А зори здесь тихие" (1969) Б. Л. Васильева (р. 1924), "Пастух и пастушка" (1971) В. П. Астафьева (р. 1924), рассказ В. М. Богомолова (р. 1926) "Иван" (1958). Многоплановое изображение Великой Отечеств, войны дали в своих романах П. Л. Проскурин (р. 1928) "Исход" (1966) и "Судьба" (1972), Г. И. Коновалов (р. 1908)"Истоки" (1959-67), Бондарев "Горячий снег" (1969), А. Б. Чаковский (р. 1913) "Блокада" (1968-75). Значит, явлением совр. лит-ры стала трилогия Симонова "Живые и мёртвые" (1959-71) - эпич. произведение о войне, основанное на богатом фактич. материале, размышление о недавней трагич. и героич. истории родины. К новым сторонам истории Великой Отечеств, войны обратились писатели: Богомолов ("В августе сорок четвертого", 1974), Бондарев ("Берег", 1975), И.Ф.Стаднюк(р.1920)"Война"(1970-74).

Крупными событиями 50-60-х гг. явились выход 2-й части романа Шолохова "Поднятая целина" (1955-60) и новых глав его романа "Они сражались за Родину" (1943-69). Лит-pa неоднократно обращалась к различным этапам сов. истории: "Сентиментальный роман" (1958) Пановой - эпоха нэпа; "Солёная Падь" (1967-68) С. П. Залыгина (р. 1913) - Гражд. война; "Память земли" (1961- 1970) В. Д. Фоменко (р. 1911) - первые послевоен. годы. История революц. борьбы и социалистич. строительства в Сибири запечатлена в судьбах героев романов Г. Маркова "Соль земли" (1954-60), "Отец и сын" (1963-64), "Сибирь" (1969-73). Своё место в лит. процессе этих лет заняли мемуарно-художеств. произв. старых мастеров: Эреноурга, Паустовского, Чуковского, Маршака, Исаковского, Каверина, В. Б. Шкловского (р. 1893).

Политич. и духовные процессы современности стимулируют усиление внимания к ленинской теме, решаемой разными писателями с различной степенью ист. и художеств, убедительности: в драматургии - "Третья патетическая" (1959) Погодина, "Шестое июля" (1966) М. Ф. Шатрова (р. 1932); в поэзии - "Лонжюмо" (1963) Вознесенского, "Казанский университет" (1970) Евтушенко; в прозе - роман-хроника Шагинян "Семья Ульяновых" (1957), роман А. Л. Коптелова (р. 1903) "Возгорится пламя" (1965-68), повести Казакевича ("Синяя тетрадь", 1961), Катаева ("Маленькая железная дверь в стене", 1964), М. П. Прилежаевой (р. 1903; "Три недели покоя", 1967).

В прозе 60-х и 70-х гг. продолжает занимать важное место "деревенская тема". Лучшие произв. "деревенской прозы" характеризуются точным знанием языка и быта совр. колх. деревни, содержательным художеств, анализом жизни, характеров и взаимоотношений её людей, тонким пониманием родной природы, поэзии крест, труда и базирующихся на нём нравств. ценностей: трилогия "Прясли-ны" (отд. изд. 1974) Ф. А. Абрамова (р. 1920), "Липяги" (1963-65) С. Крутилина (р. 1921), "Деревенский дневник" (1956-71) Е. Я. Дороша (1908-72), повести "Деньги для Марии" (1967) В. Г. Распутина (р. 1937), "Привычное дело" (1966) В. И. Белова (р. 1932), "В камышах" (1963) Г. Н. Троепольского (р. 1905), рассказы и повести Тендрякова, Ф. А. Искандера (р. 1929), В. М. Шукшина (1929-74), Е. И. Носова (р. 1925), Астафьева. Линию сел. очерка продолжают Л. И. Иванов (р. 1914), Г. Г. Радов (1915-75) и др. К эпич. повествованию о судьбах рус. и сов. деревни тяготеют М. Н. Алексеев (р. 1918; "Вишнёвый омут", 1961, и "Хлеб - имя существительное", 1964, "Ивушка неплакучая", 1970), А. С. Иванов (р. 1928; "Тени исчезают в полдень", 1963, "Вечный зов", 1970) и др.

Тема рабочего класса запечатлена в романе Кочетова "Братья Ершовы" (1958). Образ хозяйственника, умелого руководителя большого коллектива рисует В. М. Кожевников (р. 1909; повесть "Знакомьтесь, Балуев!", 1960). Острые проблемы совр. производства, бытовые грани "рабочей" темы, внутр. отношения в рабочей среде выступают в повестях Г. Н. Владимова (р. 1931) "Большая руда" (1961), Кожевникова "Петр Рябин-кин" (1968), "Особое подразделение" (1969), в романе В. Ф. Попова (р. 1907) "Обретешь в бою" (1968), в пьесах "Человек со стороны" (1972) И. М. Дворецкого (р. 1919), "Сталевары" (1973) Г. К. Бокарева (р. 1934). В поле зрения лит-ры - труд и быт учёных, нравств. проблемы науч. творчества: роман Гранина "Иду на грозу" (1962), очерковая повесть Н. М. Амосова (р. 1913) "Мысли и сердце" (1965). В повестях "Обмен" (1969), "Предварительные итоги" (1970) и др. Ю. В. Трифонов (р. 1925) критически прослеживает процесс омещанивания своего героя - совр. горожанина.

Произв. Н. П. Носова (р. 1908), Н. И. Дубова (р. 1910), Прилежаевой, С. А. Баруздина (р. 1926), А. Н. Рыбакова (р. 1911) знаменуют новые успехи детской лит-ры.

Выражая собой движение жизни, усложнение духовного опыта современника, совр. рус. лит-pa развивается в направлении всё более углублённого постижения мира и освоения новых средств художеств, выразительности: кн. Твардовского "Из лирики этих лет" (1967), повести Катаева ("Святой колодец", 1966, "Трава забвения", 1967, и др.). В произв. ряда молодых писателей растёт удельный вес интеллектуального начала (в прозе - А. Г. Битов, р. 1937; В. И. Лихоносов, р. 1936; О. М. Куваев, 1934-75; в поэзии - А. С. Кушнер, р. 1936; Н. М. Рубцов, 1936-71; в драматургии- А. В. Вампилов, 1937-72). Развиваются жанры научно-социальной фантастики- романы И. А. Ефремова (1907-72) и А. Н. (р. 1925) и Б. Н. (р. 1933) Стругацких, ист.-художеств, прозы (повесть "Нетерпение", 1973, Трифонова, и др.).

Интенсивный процесс строительства социалистич. и коммунистич. общества, вступление сов. страны в эпоху зрелого социализма привели к глубоким, полным ист. смысла сдвигам в сов. действительности, в духовном мире людей, в их взаимоотношениях. Новое в жизни порождает и новые черты лит-ры, отображающей социалистич. действительность во всей её сложности, во всём её величии. Новые произведения и постановки реалистично, с парт, позиций освещают прошлое и настоящее сов. народа, сосредоточивают внимание на важных проблемах коммунистич. воспитания и строительства.

КПСС призывает писателей исходить из ленинских принципов партийности и народности, выступает за разнообразие и богатство форм и стилей, вырабатываемых на основе социалистич. реализма. Партия высоко ценит талант писателей, идейную коммунистич. направленность их творчества, непримиримость ко всему, что мешает движению социалистич. общества вперёд, добивается, чтобы лит.-художеств, критика выступала с большей коммунистич. принципиальностью, соединяя взыскательность с тактом, с бережным отношением к творцам художеств, ценностей. Возрастающая роль художеств, культуры в коммунистич. строительстве отмечалась в пост. ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972), к-рое призвало бороться за высокий идейно-эстетич. уровень сов. иск-ва, последовательно выступать против бурж. идеологии, смелее исследовать процессы, происходящие в обществе, особенно в связи с научно-технич. революцией, влияющей на формирование нравств. облика времени и современника. Сов. литературоведч. наука и критика стали глубже анализировать и обобщать опыт сов. лит-ры, перспективы её развития (см. статьи Литературная критика, Литературно-художественные журналы, Литературоведение).

Как лит-pa социалистич. реализма, глашатай дружбы народов, высоких коммунистич. идеалов, рус. сов. лит-pa - вместе с др. братскими лит-рами Сов. Союза - оказала и оказывает влияние на лит-ру др. стран. Произведения М. Горького и Маяковского, А. Толстого и Шолохова, Твардовского, Фадеева, Леонова и мн. др. сов. писателей не только стали сов. классикой, но и получили широкое междунар. признание, прочно вошли в мировой культурный фонд. Рус. сов. лит-pa установила прочные связи с лит-рами др. социалистич. стран и в союзе с ними ведёт борьбу за социалистич. культуру. Она завоевала симпатии читателей во мн. др. странах мира, потому что показывает героизм и величие борьбы за свободу и справедливость, за мир и коммунизм. Правдивое, исторически конкретное изображение жизни в её революц. развитии, защита самых светлых идеалов человечества, реальный гуманизм - в этом заслуга и мировое значение рус. сов. лит-ры.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; Л е н и н В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Белинский В. Г., Поли. собр. соч., т. 1-13, М., 1953-59; Герцен А. И., О литературе, М., 1962; Писарев Д. И., Соч., т. 1-4, М., 1955-56; Чернышевский Н. Г., Поли. собр. соч., т. 1-16. М., 1939-53; Добролюбов Н. А., Собр. соч., т. 1-9, М.-Л., 1961-64; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Боровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Л у н а ч а р с к и й А. В., Собр. соч., т. 1-2, М., 1963-64; Горький М., О литературе, М., 1953; его же, Письма о литературе, М., 1957; П ы п и н А. П., История русской литературы, 4 изд., т. 1-4, СПБ, 1911 - 13; В е н г е р о в С. А., Очерки по истории русской литературы, 2 изд., СПБ, 1907; История русской литературы, т. 1 - 10, М.- Л., 1941 - 56; История русской литературы, т. 1 - 3, М.- Л., 1958-64; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1 - 2, Л., 1950 - 1965; История русской критики, т. 1 - 2, М. -Л., 1958. Чичеров В.И., Русское народное творчество, М., 1959; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 1 - 2, М., 1958 - 63; Пропп В. Я., Жанровый состав русского фольклора. "Русская литература", 1964, № 4; Русское народное творчество. Пособие для вузов, М., 1966. Труды отдела древнерусской литературы, т. 1-28, М.- Л., 1934-74; О р л о в А. С., Древняя русская литература XI - XVII вв., М.- Л., 1945; Адрианова-Перетц В. П., Очерки поэтического стиля древней Руси, М.- Л., 1947; её же, Русская демократическая сатира XVII в., М.- Л., 1954; Лихачёв Д. С., Русские летописи и их культурно-историческое значение, М.- Л., 1947; его же. Человек в литературе древней Руси, 2 изд., М., 1970; его же, Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., Л., 1971; его же, Развитие русской литературы X - XVII вв. Эпохи и стили, Л., 1973; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Ерёмин И. П., Литература древней Руси. (Этюды и характеристики), М.- Л., 1966; Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Сб., Л., 1970. Гуковский Г. А., Русская поэзия XVIII в., Л., 1927; его же, Русская литература XVIII в., М., 1939; Б е р к о в П. Н., История русской журналистики XVIII в., М. - Л., 1952; Б л а г о и Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960; Роль и значение литературы XVIII в. в истории русской культуры, М. - Л., 1966; Кулакова Л. И., Очерки истории русской эстетической мысли XVIII в., Л., 1968; Серман И. 3., Русский классицизм, Л., 1973; XVIII век. Сб., в. 1-9, М.- Л., 1935-74. История русской литературы XIX в., под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. 1 - 5, М., 1908-10; О русском реализме XIX в. и вопросах народности литературы. Сб., М.- Л., 1960; Поспелов Г. Н., История русской литературы XIX в., 2 изд., М., 1972; Ф о х т У., Пути русского реализма, М., 1963; Проблемы типологии русского реализма. Сб., М., 1969; Соколов А. Н., История русской литературы XIX в., 3 изд., М., 1970. Русская литература XX в., под ред С. А. Венгерова, т. 1-3, М., 1914-16; Муратова К. Д., Возникновение социалистического реализма в русской литературе, М.- Л., 1966; Русская литература конца XIX - нач. XX вв. Девяностые годы, М., 1968; Русская литература конца XIX - нач. XX вв. 1901 - 1907, М., 1971; Русская литература конца XIX - нач. XX вв. 1908 - 1917, М., 1972. О партийной и советской печати. Сб. документов, М., 1954; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1 - 4, М., 1970; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет, М., 1934; Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет, М., 1956; Третий съезд писателей СССР. Стенографический отчет, М., 1959; Четвертый съезд писателей СССР. Стенографический отчет, М., 1968; Пятый съезд писателей СССР. Стенографический отчет, М., 1972; Первый Учредительный съезд писателей Российской Федерации. Стенографический отчет, М., 1959; Второй съезд писателей РСФСР. Стенографический отчет, М., 1966; Третий съезд писателей РСФСР. Стенографический отчет, М., 1972; История русской советской литературы, 1917 -1965, 2 изд. перераб. и доп., т. 1-4, М., 1967-71; Очерки истории русской советской журналистики, 1917-1932, М., 1966; то же, 1933-1945, М., 1968; История русского советского романа, кн. 1 - 2, М. - Л., 1965; Советские писатели. Автобиографии, т. 1 - 3, М., 1959 - 66; Фадеев А. А., За тридцать лет. Избранные статьи, речи и письма о литературе, М., 1957; Федин К. А., Писатель, искусство, время, М., 1957: Твардовский А. Т., Статьи и заметки о литературе, М., 1957; Толстой А. Н., Четверть века советской литературы, Собр. соч.,т.10, М., 1961; Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963; Озеров В., Полвека советской литературы, М., 1967; Андреев Ю., Революция и литература, 2 изд., М., 1975; Литература и современность, сб. 1 - 12, М., 1960-73.

Гудзий Н. К., Мировое значение русской литературы, М., 1944; Благой Д. Д., Мировое значение русской классической литературы, М,, 1948; Международные связи русской литературы, М. - Л., 1963; Бурсов Б., Национальное своеобразие русской литературы, 2 изд., Л., 1967; Мотылева Т. Л., Глазами друзей и врагов. Советская литература за рубежом, М., 1967.

Владиславлев И. В., Русские писатели. Опыт библиографического пособия по русской литературе XIX - XX столетий, 4 изд., М.- Л., 1924; Масанов И. Ф., Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей, т. 1-4, М., 1956-60; Русская периодическая печать (1702 - 1894). Справочник, М., 1959; то же (1895- октябрь 1917), М., 1957: Советские детские писатели. Библиографический словарь (1917 - 1957), М., 1961; Библиография советских русских работ по литературе XI - XVII вв. за 1917-1957 гг., М.- Л., 1961; Тарасенков АН., Русские поэты XX века. 1900 - 1955. Библиография, М., 1966; Мельц М. Я., Русский фольклор. Библиографический указатель. 1917 -1944, Л., 1967; История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель, под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962; История русской литературы конца XIX - нач. XX века. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1963.

М а ц у е в Н., Советская художественная литература и критика. 1938 -1948. Библиография, М., 1952; то же, 1949-1951, М. 1953; то же, 1952 - 1953, М., 1954; то же 1954-1955, М., 1957; то же, 1956 - 1957, М. 1959; то же, 1958-1959, М., 1962; то же 1960-61, М., 1964; то же, 1962-1963, М. 1970; Советское литературоведение и критика Русская советская литература. Книги и статьи 1917 -1962 годов. Библиографический указатель, М., 1966; то же, 1963-1967, М., 1970; Русские советские писатели-прозаики, Биобиблиографический указатель, т. 1 - 7, Л.- М., 1959-72.

XII. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейший период. Истоки развития иск-ва на терр. РСФСР восходят к палеолиту, когда возникли поселения с жилищами земляночного или полуземляночного типа (Костёнки, см. Костёнковско-Боршевские стоянки, Гагарина - в Европ. части; Мальта и Буреть в Иркутской обл.), а их обитатели стали создавать из камня и кости натуралистические фигурки женщин, различные изображения животных и птиц (статуэтки, резьба по рогу и кости, наскальные росписи в Каповой пещере на Урале), орнаментированные костяные браслеты (Мезинская стоянка), бусы (Сунгирьская стоянка). Эпоха неолита представлена обширным кругом памятников, обнаруживающих многочисленные местные отличия. Распространяются наземные постройки, возникают свайные поселения. Распространяется орнаментированная керамика. Меткостью наблюдений отмечены фигурки лосей и медведей, созданные охотниками Прионежья и Сибири, а резные деревянные ковши и ложки из Горбуновского торфяника близ Н. Тагила замечательны гармоничностью сочетания их формы с изображением зверя или птицы. Выдающиеся памятники неолитич. иск-ва - наскальные изображения в Карелии (Бесов Нос, Залавруга), включающие отдельные фигуры людей и животных и целые композиции (сцены охоты, магических ритуалов, солярные знаки).

В эпоху энеолита и бронзы распространились жилые постройки с бревенчатым срубом и курганные захоронения, а в Прикубанье также сложенные из монолитов дольмены. Обогащается орнаментация керамики (солярные символы, изображения людей и животных), развивается монументальная скульптура из камня (стелы с изображением человеческих лиц, зверей, фантастич. существ в Минусинской котловине). Появились орнаментиров. и украшенные изображениями литые изделия из бронзы (оружие, орудия, статуэтки и т. п.). Золотые фигуры быков и серебряный сосуд с гравиров. изображением пейзажа и животных из Майкопского кургана (кон. 3-го тыс. до н. э.) свидетельствуют об установившихся в это время связях с цивилизациями Др. Востока.

Ручка ложки в виде головы лосихи (из городища Усть-Полуй в районе Салехарда). Олений рог. 2-я половина 1-го тысячелетия до н. э.

Искусство эпохи перехода от бронзового века к железному представлено изделиями художественного ремесла кобанской культуры (Сев. Кавказ): изящно изогнутыми топорами с гравировкой, литыми изображениями оленей, людей, зооморфными пряжками.

С 8-7 вв. до н. э. по первые вв. н. э., в период распада первобытнообщинного строя и сложения объединений племён, распространился тип поселения, окружённого валом и частоколом (в бассейнах Оки, Камы, Белой и др.), возникли крупные погребальные курганы, особенно в р-нах, заселённых скифами. Получил распространение экспрессивно-стилизов. звериный стиль [скифские золотые изделия из курганов Прикубанья: бляхи в виде рельефных фигурок оленя и пантеры; изображения из золота, дерева, кожи, войлока, найденные в Пазырыкских курганах на Алтае; реалистически точные фигурки и стилизованные изображения животных из Зап. Сибири (Усть-Полуй), Прикамья]. Со временем в ряде областей развивается интерес к изображению человека (в скифском иск-ве фигуры богов-героев на ритоне из кургана Карагодеуашх, бытовые сцены на серебряном сосуде из Воронежских "Частых Курганову, портретные погребальные маски таштыкской культуры из Минусинской котловины; надгробные плиты с изображениями умерших вождей из могильников ананъинской культуры в Прикамье). Наиболее сильно он проявился в тех областях, к-рые испытали культурное воздействие античных городов Северного Причерноморья.

Процесс перехода от культуры древности к средневековью, охватывающий 1-е тыс. н. э., характеризуется выдвижением новых плем. объединений и возникновением гос. образований, что послужило основой для дальнейшего развития художеств, творчества. Среди них: плем. союз аланов, характерные памятники к-рого - поселения с кам. укреплениями в Придонье (8-9 вв.), украшения (1-9 вв.) в "полихромном стиле", унаследованном от сарматов, изделия из металла с тиснёным узором (10-12 вв.); Кыргызский каганат (в Хакасии; 6-13 вв.), от иск-ва к-рого сохранились золотые сосуды с тонким орнаментом, рельефные бронзовые накладки на седло (сцена охоты с полными динамики фигурами всадника, стреляющего из лука, и зверей) из Копёнского чаатаса; Болгария Волжско-Камская (10-15 вв.), в столице которой - Волгаре - были сооружены мечети, мавзолеи и др. здания; Хазарский каганат (7-10 вв.), где в г. Саркеле (близ совр. г. Цимлянска) строили визант. мастера. Иск-во племён лесной полосы Европ. части РСФСР в 1-м тыс. н. э. представлено в основном украшениями - застёжками с цветной эмалью у предков совр. народов Прибалтики, фибулами в виде коньков и птиц с привесками на цепочках у угро-финских племён. К 10 в. лесную полосу заселяют слав, племена, оставившие полусферич. курганы, городища и селища. Культовым памятником славян 10 в. является святилище Перынь у Новгорода, имевшее в плане вид восьмилепестковой розетки с деревянной статуей бога Перуна (не сохранилась) в центре. В 9-10 вв. формируется др.-рус. городская культура.

Период 10 в. - сер. 13 в. был временем блестящего расцвета иск-ва Др. Руси. Возникнув в кругу вост.- и юж.-европ. ср.-век. культуры, традиции к-рой сложились к тому времени в Византии, др.-рус. иск-во развило воспринятые от неё опыт кам. зодчества, типологию христ. храма, виды и приёмы ср.-век. живописи - фрески, мозаики, иконописи, книжной миниатюры. Оно смогло дать новую жизнь и местным традициям. Др.-рус. иск-во развивалось в многочисл. городах, выраставших на обширной территории от сев.-зап. новгородских земель до Таманского п-ова. В Киеве, Чернигове, Новгороде, Полоцке и др. городах строятся монументальные соборы (13-главый Софийский собор в Киеве, более строгий по формам Софийский собор в Новгороде и др.), возводятся оборонит, и дворцовые кам. сооружения, создаются многочисл. произведения изобразит, и декоративно-прикладного иск-ва (подробнее см. в ст. Киевская Русь). В 12 в., в период феод, раздробленности, усилилась роль местных др.-рус. художеств, школ, в частности новгородской школы, создавшей сурово-эпич. стиль живописи, своеобразные типы соборов (Георгиевский Юрьева монастыря) и одноглавых 3-апсидных храмов (Нередица), и влади-миро-суздальской школы, замечательной полными благородства и изящества белокам. постройками (Успенский собор и Дмитриевский собор во Владимире, илл. см. т. 5, табл. VI, VII, стр. 48-49; Покрова на Нерли церковь), а также произведения живописи и декоративной пластики. Произведения ювелирного иск-ва, известные по кладам (колты, серебряные пластинчатые браслеты и др.), выполнялись в технике перегородчатой эмали, черни, филиграни. Резные деревянные изделия (фигурки людей, утварь) открыты раскопками в Новгороде, в Старой Ладоге. Для художеств, ремесла др. -рус. деревни характерно произ-во бронзовых и серебряных украшений: височных колец, гривен и др.

Угловая капитель Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.1230-34.

Конец 13 - 17 вв. Развитие др. -рус. искусства было прервано монг.-тат. вторжением и с кон. 13 в. возобновилось как процесс формирования собственно рус. иск-ва, к-рый шёл одновременно с формированием укр. и белорус, иск-ва. В кон. 13 - 15 вв. переживает новый подъём новгородская школа, выработавшая своеобразный тип одноглавой церкви с 3-лопастным или островерхим завершением стен, замечательная фресковой живописью 14 в. (росписи Феофана Грека в Спаса на Ильине церкви; илл. см. т. 18, табл IV, стр. 112 - 113), иконописью (расцвет в 15 в.), отразившей вкусы горожан, а также книжной миниатюрой и скульптурой, куда проникали фольклорные и бытовые мотивы. На одно из ведущих мест выдвинулась самобытная псковская школа, для к-рой характерны небольшие церкви с живописными звонницами, крыльцами, галереями (церкви Василия с Горки и др.). В Новгороде и Пскове создаются гор. укрепления, в кон. 13- 14 вв. в сев.-зап. областях строятся крепости (Копоръе, Изборск и др.). Развиваются живописные школы Ростова, Ярославля, Твери, Вологды. Но с 14 в. на первое место постепенно выходит художеств, школа Москвы, возглавившей объединение рус. земель. Кремль Московский обносится дубовыми (1339), а затем белокам. (1367) стенами с башнями. К В. от него разрастается посад с деревянными зданиями. Белокам. храмы Москвы 14 в. (Усп