БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201предстала на съезде как многонац. единая по социалистич. содержанию лит-pa; вопросы развития и дружбы лит-р братских народов СССР заняли в работе съезда важное место. Сов. лит-ра являет собой пример творч. содружества народов в деле созидания социалистич. культуры, взаимопроникновения и взаимообогащения братских лит-р. Рус. лит-ра играет в этом процессе ведущую роль: воздействие поэзии Маяковского на формирование гражд. лирики в лит-pax многих народов СССР, влияние "Поднятой целины" Шолохова на романы о коллективизации в союзных и авт. республиках (подробнее об этом см. раздел Литература в томе СССР).

В центре внимания сов. лит-ры 30-х гг. находится новый человек, выросший и воспитанный в условиях сов. действительности. Лит-pa изображает процесс формирования этого человека в революц. борьбе, творч. труде, в тесной связи с коллективом, с обществ, жизнью страны. Образ молодого коммуниста, беззаветно отдающего свои силы и жизнь делу революции, был создан в романе Н.А. Островского (1904-36) "Как закалялась сталь" (ч. 1-2, 1932-34) - ярком человеческом документе, обладающем огромной силой воздействия. Павел Корчагин стал образцом поведения для революционеров мн. стран. А. С. Макаренко (1888-1939) в "Педагогической поэме" (1933-36) показал трудовое перевоспитание беспризорных, впервые ощутивших свою ответственность за общее дело.

Роман Малышкина "Люди из захолустья" (1937-38) дал картину глубокой нравств., психологич. перестройки "людей из захолустья", приобщавшихся к индустр. произ-ву. В романе Ю. С. Крымова (1908-41) "Танкер Дербент" (1938) показано, как меняются люди в ходе социалистич. соревнования. Сатира 30-х гг.- роман Ильфа и Петрова "Золотой телёнок" (1931), фельетонный цикл М. Е. Кольцова (1898-1942) "Иван Вадимович, человек на уровне" (1933), пьесы Е. Л. Шварца (1896-1958) и др.- также по-своему участвовала в воспитании человека социалистич. общества.

В 30-е гг. завершается создание ряда крупнейших произв. сов. прозы. В многоплановом, масштабном романе Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925-36), широкой панораме предоктябрьского сороколетия жизни рус. общества, даётся глубокий художеств, анализ ист. и идейно-политич. предпосылок Окт. революции, раскрывается крах антисоциалистич. идеологии и бурж.-мещанского индивидуализма. Клим Самгин, воплощение безграничного эгоизма и морально-политич. двуличия, и Степан Кутузов, олицетворение ума, энергии и самоотверженности большевистской партии и рус. рабочего класса,- представители двух непримиримых лагерей, изображённых в романе.

Ист. судьбы донского казачества в революции составляют содержание эпопеи Шолохова "Тихий Дон" (1928-40). На материале жизни и быта казачества писатель раскрыл процессы широкого ист. масштаба, поставил вопросы общенародного значения. "Тихий Дон" - "произведение общерусское, национальное, народное",- писал А. Толстой. Герои, стоящие в центре романа,- Григорий Мелехов, Аксинья, Михаил Кошевой и др. персонажи - написаны с исключительной силой и принадлежат к самым глубоким образам не только русской, но и мировой лит-ры. Неуклонно следовать правде жизни, воплощать действительность в её противоречиях и острых конфликтах, возникающих в сложном и трудном процессе рождения нового, коммунистич. мира - последовательность в художеств, осуществлении этих принципов определила особое значение "Тихого Дона" для лит-ры социалистич. реализма. Многогранное живописное полотно, рисующее пути в Революции и Гражд. войне лучшей части старой рус. интеллигенции, движение нар. масс, руководимых большевиками, развернул в трилогии "Хождение по мукам" (1920-41) А. Толстой.

В поэзии 1930-е гг. начались публикацией исповеди-завещания Маяковского - вступления в поэму "Во весь голос", в к-ром было сформулировано идейно-эстетич. кредо поэта нового типа. Это было время преобладания стихотворной эпики, отразившей драматичность и глубину рождённых революцией социальных и нравств. конфликтов ("Смерть пионерки", 1932, Багрицкого; "Мать", 1933, Н. И. Дементьева, 1907-35; "Триполъе", 1934, Б. П. Корнилова, 1907-38; "Кулаки", 1936, П. Н. Васильева, 1910-37). Стр-ву Днепрогэса посвятил Безыменский поэму "Трагедийная ночь" (1931). Образ великого сов. поэта создал Асеев в поэме "Маяковский начинается" (1940). Трудные думы крестьянина на пороге новой жизни поведал А. Т. Твардовский (1910-71) в поэме "Страна Муравия" (1936). В лирике этого периода выделяются освещённая вечно живой героикой революции романтика повседневности в стихах Светлова, признания в любви к новой жизни, к труду Я. В. Смелякова (1913-72), нар.-песенный лад стихов А. А. Прокофьева (1900-71), разговорная интонация стихов С. П. Щипачёва (р. 1899). К ист. теме обращаются К. М. Симонов (р. 1915; "Ледовое побоище", 1938, "Суворов", 1939), Д. Б. Кедрин (1907-45; "Зодчие", "Пирамида", оба - 1938, и др.). В стихах и песнях М.Голодного (1903-49), А. А. Суркова (р. 1899) звучала патриотич. и оборонная тема. Песни В. И. Лебедева-Кумача (1898- 1949), созданные в содружестве с композиторами И. О. Дунаевским и В. Г. Захаровым, выражали оптимистич. настроения сов. общества. Народными, массовыми песнями стали очень многие стихотворения М. В. Исаковского (1900-73).

Лирич. тенденция выявляется в прозе ("Жень-шень", 1933, Пришвина, "Летние дни", 1937, Паустовского, рассказы и очерки И. С. Соколова-Микитова, 1892- 1975) и в драматургии 30-х гг.: "Машенька" (1940) А. Н. Афиногенова (1904-41), "Таня" (пост. 1939) А. Н. Арбузова (р. 1908). Появляется монументальное эпич. произведение "Оптимистическая трагедия" (1933) В. В. Вишневского (1900-51). Тема революции и Гражд. войны звучит также в пьесе "Интервенция" (1932) Л. И. Славина (р. 1896). В пьесе "Человек с ружьём" (1937) Н. Ф. Погодин (1900-62) воплотил образ В. И. Ленина.

В лит-ре 30-х гг. заметно повышается роль ист. романа. Именно в первые два десятилетия Сов. власти создаются произведения, соединяющие яркость воссоздаваемых картин прошлого с материалистич. осмыслением ист. процесса: "Кюхля" (1925) и "Смерть Вазир-Мухтара" (1927-28) Ю. Н. Тынянова (1894-1943), "Одеты камнем" (1925) и "Радищев" (1932-39) О. Д. Форш (1873-1961), "Разин Степан" (1926-27) А. П. Чапыгина (1870-1937), "Салават Юлаев" (1929) С. П. Злобина (1903-65), "Емельян Пугачёв" (1938-45) Шишкова, "Чингиз-хан" (1939) В. Г. Яна (1875-1950). Об ист. обречённости кулацкого мятежа на Тамбовщине в годы Гражд. войны написал свой первый роман "Одиночество" (1935) Н. Е. Вирта (р. 1906). Выдающимся лит. явлением стал роман А. Толстого "Пётр I" (1929-45).

К кон. 30-х гг. в лит-ре всё отчётливее звучит тема защиты Родины. Наряду с публицистикой Горького, "Испанским дневником" (1938) Кольцова, романом Эренбурга "Падение Парижа" (1940-41) и др. книгами о современности, моральной подготовке к возможным испытаниям войны способствовали ист. произведения: "Цусима" (1932-35) А. С. Новикова-Прибоя (1877-1944), "Капитальный ремонт" (ч. 1, 1932) Л. С. Соболева (1898- 1971), "Кочубей" (1937) А. А. Первенцева (р. 1905), "Севастопольская страда" (1937-39) Сергеева-Ценского.

20-30-е гг.- период расцвета сов. детской литературы. Её большими достижениями стали сказки и стихи К. И. Чуковского (1882-1969) и С. Я. Маршака (1887-1964), овеянные революц. романтикой произв. А. П. Гайдара (1904-41), стихи для детей Маяковского, С. В. Михалкова (р. 1913), А. Л. Барто (р. 1906), "Лесная газета на каждый год" В. В. Би-анки (1894-1959), произв. А. Толстого "Детство Никиты" (1920-22), "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (1936), роман-сказка Олеши "Три толстяка" (1924), роман В. А. Каверина (р. 1902) "Два капитана" (кн. 1-2, 1938-44), повести и рассказы Л. А. Кассиля (1905-70), Б. С. Житкова (1882- 1938), повесть В. Катаева "Белеет парус одинокий" (1936). В сб-ке сказов "Малахитовая шкатулка" (1939) П. П. Бажов (1879-1950) творчески обработал колоритные образы и мотивы уральского фольклора.

С первых дней Великой Отечеств, войны 1941-45 сов. лит-pa целиком посвятила себя защите социалистич. Отчизны. Писатели работали во фронтовой печати, сражались с оружием в руках. Многие из них отдали жизнь за Родину (в т. ч. Гайдар, Крымов, Петров, Ставский, Уткин и др.).

Оперативно мобилизовать все силы для борьбы с врагом - эта задача, вставшая перед лит-рой, решалась в начальный период войны газетной публицистикой и стихами. Своего рода гимном Великой Отечеств, войны стала песня Лебедева-Кумача "Священная война" (1941). Всенародный характер войны, поиски максимальной действенности поэтич. слова заставляли поэтов обращаться к вековому опыту нар. творчества. В формах заклинания, проклятья, клятвы, плача создавались стихи "Жди меня", "Убей его!" Симонова, "Песня смелых" Суркова, "Мужество" Ахматовой и мн. др. Стремлением к ист.-филос. и эмпирически-конкретному осмыслению понятия родины, к беспощадному разоблачению идеологии фашизма, его враждебности мировой цивилизации, культуре, отличается публицистика Эренбурга ("Война", кн. 1-3, 1942-44), А. Толстого ("Что мы защищаем", "Русские воины" и др.), Шолохова ("Наука ненависти" и др.), Леонова ("Слава России", "Ярость" и др.). Лит-pa пробуждала в каждом сов. человеке ясное сознание, "что мы защищаем", показывала величие нар. силы, к-рая противостояла врагу. Отсюда наряду с обращениями к революц. традициям народа (поэмы "Киров с нами", 1941, Тихонова, "Домик в Шушенском", 1944, Щипачёва и др.) - возросшее внимание к его ратным подвигам в прошлом (роман "Порт-Артур", кн. 1-2, 1940- 1941, А. Н. Степанова, 1892-1965), к проблеме нац. рус. характера ("Рассказы Ивана Сударева", 1942-44, А. Толстого, поэма Прокофьева "Россия", 1944, пьеса Симонова "Русские люди", 1942). На примерах воинской доблести, стойкости и мужества (пьеса Леонова "Нашествие", 1942; поэма М. И. Алигер, р. 1915, "Зоя", 1942; повесть "Дни и ночи", 1943- 1944, Симонова; "Непокорённые", 1943, Б. Л. Горбатова, 1908-54; цикл рассказов Соболева "Морская душа", 1942) сов. писатели утверждали социалистич. патриотизм, героизм и самоотверженность как норму поведения человека на войне, помогали партии воспитывать во вчерашнем мирном труженике храброго, дисциплинированного и умелого воина ("Алексей Куликов, боец...", 1942, Горбатова; "Волоколамское шоссе", 1943-44, А. А. Бека, 1902-72; пьеса "Фронт", 1942, А. Е. Корнейчука, 1905-72).

Лучшие произв. воен. времени отражали особую духовную атмосферу, сочетавшую идейно-нравств. подъём с реализмом, осознание патриотич. единства народов страны с возросшим вниманием к чувству долга гражданина, к общечеловеческому, личному (дружба, любовь, семья, дом, жизнь, смерть). В таком идейно-эмоциональном ключе написаны, в частности, стихи Симонова ("Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..."), Суркова ("Бьётся в тесной печурке огонь..."), М. А. Дудина (р. 1916, сб. "Костёр на перекрёстке", 1944), "Февральский дневник", 1942, и др. произв. О. Ф. Берггольц (1910-75), обострённый лиризм к-рых усилен суровой действительностью блокадного быта.

Исследуя характер сов. человека, лит-pa стремилась выявить социально-ист, природу его стойкости, источником к-рой является социалистич. строй (поэмы "Пулковский меридиан", 1943, В. М. Инбер, 1890-1972; "Сын", 1943, П. Г. Антокольского, р. 1896; "Пропал без вести", 1942-46, Е. А. Долматовского, р. 1915; повести В. С. Гроссмана, 1905- 1964, "Народ бессмертен", 1942, и Леонова "Взятие Великошумска", 1944).

Вершинным произведением лит-ры воен. лет явилась поэма Твардовского "Василий Тёркин" (1942-45), где с исключит, глубиной и силой выражен нар. взгляд на войну, широкий круг общенар. чувств воен. времени. Герой поэмы - обобщённый тип рус. сов. солдата Великой Отечеств, войны, средоточие тех качеств, к-рые помогли сов. народу выстоять и победить. Исполненная глубокой правдивости и юмора, классически ясная по своей поэтич. форме, "книга про бойца" стала любимой книгой миллионов людей. В послевоен. время рус. лит-pa продолжала художеств, осмысление войны и победы. На документальной основе создаются роман "Молодая гвардия" (1945, новая редакция 1951) Фадеева и "Повесть о настоящем человеке" (1946) Б. Н. Полевого (р. 1908), в к-рых раскрыта нравств. сущность сов. человека - победителя фашизма, его самозабвенная устремлённость к подвигу. История краснодонской подпольной комсомольской орг-ции позволила Фадееву нарисовать типичные образы героич. представителей сов. молодёжи, создать роман большого воспитат. значения, показать неодолимую силу сов. патриотизма. В произведениях о Великой Отечеств, войне выявляется художеств, многообразие рус. прозы первых послевоен. лет. Так, роман М. С. Бубеннова (р. 1909) "Белая берёза" (кн. 1, 1947) рисует события первых месяцев войны в сугубо реалистич. ключе, а в повести "Звезда" (1947) Э. Г. Казакевича (1913-62), правдиво рассказывающей о подвиге и гибели группы разведчиков, отчётливо звучит героико-романтич. нота. В "Спутниках" (1946) В. Ф. Пановой (1905-73) объектом для художеств, исследования человеческих характеров стали будни санитарного поезда. В романе "Буря" (1947) Эренбурга сделана попытка создать эпич. картину 2-й мировой войны.

Глубина воен. бедствия, пережитого народом, с большой силой выразилась в поэме Твардовского "Дом у дороги" (1946). О своём видении войны и человека на войне заявляют молодые поэты - недавние фронтовики: С. П. Гудзенко (1922-53), А. И. Недогонов (1914-48), С. С. Наровчатов (р. 1919), А. П. Межиров (р. 1923), позднее - К. Я. Ваншенкин (р. 1925), Е. М. Винокуров (р. 1925), С. С. Орлов (р. 1921), М. Д. Львов (р. 1917) и др.

Для развития послевоенной лит-ры большое значение имели постановления ЦК ВКП(б) по идеологич. вопросам ("О журналах „Звезда" и „Ленинград"" и др.), принятые в 1946-48. Эти решения были направлены на то, чтобы поднять на более высокий уровень идеологич. работу в стране, указывали на высокую миссию социалистич. лит-ры и иск-ва. В них было подчёркнуто значение принципа коммунистич. партийности для художеств, творчества, роль марксистско-ленинского мировоззрения в правдивом отображении социалистич. действительности. Решения ЦК КПСС нацеливали на создание произведений, сочетающих высокую идейность и совершенство художеств, формы.

Центральное место в лит-ре кон. 40-х - нач. 50-х гг. заняла тема трудового подвига. Мн. писатели стремились создать образы передовых тружеников города и деревни, коммунистов-организаторов масс, командиров произ-ва. Таковы Воропаев из романа П. А. Павленко (1899- 1951) "Счастье" (1947), инженеры Батманов и Беридзе из романа В. Н. Ажаева (1915-68) "Далеко от Москвы" (1948), персонажи романов "Жатва" (1950) Г. Е. Николаевой (1911-63), "Дни нашей жизни" (1952) В. К. Кетлинской (р. 1906), "Высота" (1952) Е. 3. Воробьёва (р. 1910), поэм "Флаг над сельсоветом" (1947) Недогонова, "Весна в „Победе"" (1948) Н. М. Грибачёва (р. 1910), "Рабочий день" (1948) М. К. Луконина (р. 1918), пьесы А. В. Софронова (р. 1911) "Московский характер" (1948) и др. Таковы три поколения династии рабочих-кораблестроителей в романе В. А. Кочетова (1912-73) "Журбины" (1952) и др.

Сов. писатели активно участвуют в борьбе за мир, разоблачают бурж. образ жизни и идеологию буржуазии, империализм и колониализм, вскрывают противоположность двух социальных систем: книги стихов Симонова "Друзья и враги" (1948), Суркова "Миру - мир" (1950), Тихонова "Два потока" (1951), пьесы "Русский вопрос" (1946) Симонова, "Голос Америки" (1950) Лавренёва, публицистич. очерки Грибачёва и др.

Заметное место в послевоен. рус. лит-ре заняли роман Пановой "Кружилиха" (1948), трилогия Каверина "Открытая книга" (1949-56), рассказы С. П. Антонова (р. 1915), Ю. М. Нагибина (р. 1920). В социально-филос. романе Леонова "Русский лес" (1953) раскрыто гуманистич. содержание подвига народа в войне с фашизмом, воспет труд как творчество, высшее проявление человеческого бытия. Картины предреволюц. и революц. лет воссоздавались в книгах "Первые радости" (1945), "Необыкновенное лето" (1947-48) и "Костёр" (1961 - 1965) Федина, "Строговы" (1939-46) Г. М. Маркова (р. 1911), "Хребты Саянские" (1940-54) С. В. Сартакова (р. 1908), "Сотворение мира" (отд. изд. 1956) В. А. Закруткина (р. 1908), "Повесть о детстве" (1949) и др. произв. Гладкова, "Открытие мира" (1947-67) В. А. Смирнова (р. 1905).

Победа сов. народа в Великой Отечеств, войне 1941-45, создание мировой системы социализма, интенсивный процесс крушения колон, системы изменили облик планеты, определили более глубокое идейно-политич. и художеств, мышление деятелей лит-ры.

В 50-х гг. лит-pa обогатилась новыми произведениями, содержащими глубокий анализ совр. сов. действительности. Они отражали происходящие в жизни перемены и назревающие потребности общественного развития, связанные с появлением в сов. обществе черт зрелого социализма, взятым Коммунистич. партией курсом на дальнейшую демократизацию обществ, жизни, важным звеном к-рого явилось преодоление последствий культа личности. Сов. лит-pa стала более глубоко решать задачи социально-филос. осмысления жизни. Была преодолена имевшая место в кон. 40-х - нач. 50-х гг. в отд. произведениях тенденция к упрощённому изображению сов. действительности, к её "лакировке".

Лирич. дневником поэта-гражданина, напряжённо размышляющего о прошлом и настоящем социалистич. Родины, о глубоком ист. смысле происходящих в ней перемен, об ответственности художника перед народом, стала поэма Твардовского "За далью - даль" (1950-60). Широкая картина жизни сов. общества 50-х гг. дана в романе Николаевой "Битва в пути" (1957). Стремление смело вскрывать жизненные противоречия и конфликты, с парт, позиций искать пути их преодоления звучало в повести В. Ф. Тендрякова (р. 1923) "Не ко двору" (1954), романах Пановой "Времена года" (1953), Д. А. Гранина (р. 1919) "Искатели" (1954), пьесах В. С. Розова (р. 1913) "В добрый час" и А. П. Штейна (р. 1906) "Персональное дело" (обе - 1954). Повести "Жестокость" и "Испытательный срок" (обе - 1956) П. Ф. Нилина (р. 1908). романы Ю. П. Германа (1910- 1967) "Дело, которому ты служишь" (кн. 1 - 1957, кн. 2 -"Дорогой мой человек", 1961, кн. 3 -"Я отвечаю за всё", 1964) содержали художеств, осмысление проблем социалистич. гуманизма, доверия к человеку.

В 50-х гг. начался новый подъём сов. очерка, в к-ром были поставлены мн. актуальные проблемы сов. действительности. С публицистич. страстностью, доскональным знанием материала заговорили о наболевших вопросах села В. В. Овечкин (1904-68; "Районные будни", 1952-56), А. В. Калинин (р. 1916; "На среднем уровне", 1954) и др.

Видное место в лит. процессе заняла документальная лит-pa. Появились книги, исследующие экономич., социальные, психологич. корни фашизма, раскрывающие масштабы преступлений против мира и человечности, предающие гласности имена преступников и их жертв, факты героич. борьбы сов. людей с врагом ("Люди с чистой совестью", 1946, П.П. Верши-горы, 1905-63; "Это было под Ровно", 1948, Д. Н. Медведева, 1898-1954). Большой вклад в создание летописи Великой Отечеств, войны 1941-45 внёс С. С. Смирнов (р. 1915) своими книгами "Брестская крепость" (1957), "Герои Брестской крепости" (1959) и др.

Об оживлении лит. жизни во 2-й пол. 50-х гг. свидетельствует значит, увеличение лит.-художеств, и теоретич. журналов, альманахов ("Юность", "Иностранная литература" - с 1955; "Наш современник", "Молодая гвардия" - с 1956; "Дон", "Москва", "Вопросы литературы" - с 1957; "Русская литература", газ. "Литература и жизнь" - с 1958).

Наряду с Москвой и Ленинградом возникли крупные лит. центры в Вологде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Смоленске, Иркутске, Хабаровске и др. городах Росс. Федерации. Был создан Союз писателей РСФСР (1-й съезд в дек. 1958). Широкую известность в Сов. Союзе и за его пределами приобрели произведения татарина М. Джалиля (1906-44), героически погибшего в фаш. плену, аварца Р. Гамзатова (р. 1923), башкира М. Карима (р. 1919), балкарца К. Кулиева (р. 1917), калмыка Д. Кугультинова (р. 1922), чукчи Ю. Рытхэу (р. 1930) и мн. др. писателей. Лит-ры братских народов страны, в т. ч. народов Росс. Федерации, не только испытывают влияние рус. сов. лит-ры, но и сами оказывают на неё благотворное воздействие. Происходит взаимообогащение сов. нац. лит-р (см. разделы Литература в статьях об отд. авт. республиках, РСФСР).

Как в прозе ("Дневные звёзды", 1959, Берггольц; "Владимирские просёлки", 1957, и "Капля росы", 1960, В. А. Солоухина, р. 1924), так и в поэзии 50- 60-х гг. растут удельный вес лирич. начала, стремление к филос. обобщениям. Преемственность ист. эпох, бессмертие революции - лейтмотив обширного цикла филос.-лирич. поэм Луговского "Середина века" (1958). О величии творчества, о сущности красоты и одухотворённости природы размышлял Заболоцкий (сб. "Стихотворения", 1959). Каждый в своей поэтич. манере, со своим кругом мыслей, тем, переживаний создают образцы филос. лирики Антокольский (сб. "Мастерская", 1958), Асеев (сб. "Лад", 1961), Маршак ("Избранная лирика", 1962), Л. Н. Мартынов (р. 1905; "Стихотворения", 1961), Светлов (кн. "Охотничий домик", 1964). Появляется цикл стихов Пастернака ("Когда разгуляется", 1956- 1959), сб. Ахматовой ("Бег времени", 1965). Раскрывается своеобразие творчества поэтов "среднего поколения": Б. А. Слуцкого (р. 1919; сб-ки "Память", 1957, "Работа", 1964), Винокурова (сб. "Признанья", 1958), Д. С. Самойлова (р. 1920; сб-ки "Ближние страны", 1958, "Второй перевал", 1963), А. Я. Яшина (1913-68; сб-ки "Совесть", 1961, "Босиком по земле", 1965), В. С. Шефнера (р. 1914; сб-ки "Знаки Земли", 1961, "Своды", 1967), Межирова (сб-ки "Ветровое стекло", 1961, "Прощание со снегом", 1964), В. Н. Соколова (р. 1928; сб-ки "На солнечной стороне", 1961, "Смена дней", 1965). Раздумья о любви и труде, об ист. роли рабочего класса, о сов. Родине выражены в стихах А. Прокофьева (кн. "Приглашение к путешествию", I960), Н. И. Рыленкова (1909-69; "Стихотворения и поэмы", т. 1-2, 1959), Б. А. Ручьёва (1913-73; сб. "Лирика", 1959), Смелякова (поэма "Строгая любовь", 1956, сб. "Разговор о главном", 1959), В. Д. Фёдорова (р. 1918; поэма "Проданная Венера", 1958), Щипачёва, Дудина, С. В. Смирнова (р. 1913).

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. в лит-ру вошла группа молодых писателей, чьи выступления, при всём различии художеств, таланта, отличались гражд. пафосом, активными творческими поисками: Е. А. Евтушенко (р. 1933; сб-ки "Обещание", 1957, "Яблоко", 1960, поэма "Братская ГЭС", 1965), А. А. Вознесенский (р. 1933; сб-ки "Парабола", 1960, "Антимиры", 1964), Р. И. Рождественский (р. 1932; поэмы "Спутник", 1958, "Письмо в тридцатый век", 1965), В. Д. Цыбин (р. 1932; сб-ки "Медовуха", 1960, "Ау!", 1967), В. П. Аксёнов (р. 1932; повесть "Коллеги", 1960), Ю. П. Казаков (р. 1927; сб. рассказов "Голубое и зелёное", 1963). Они ввели в лит-ру молодого героя, преодолевающего в творческом труде отвлечённо романтич. восприятие жизни. Молодой человек во взаимоотношениях с окружающим миром - одна из центр, тем и в драматургии этого времени: "Иркутская история" (1959) Арбузова, "Фабричная девчонка" (1956) А. М. Володина (р. 1919).

В своеобразной элегической, иронич. тональности выдержано творчество выступивших в это же время поэтов: Б. А. Ахмадулиной (р. 1937; сб. "Струна", 1962), Н. Н. Матвеевой (р. 1934; сб-ки "Кораблик", 1963, "Душа вещей", 1966), Б. Ш. Окуджавы (р. 1924; сб-ки "Острова", 1959, "Весёлый барабанщик", 1964).

В лит-ре 60-х гг. отчётливо выявилось неск. осн. тематич. линий. Рассказ Шолохова "Судьба человека" (1957), где показана стойкость рус. солдата, вынесшег