БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201", "Памяти Герцена", "О национальной гордости великороссов", статьи о Л. Толстом. Ленинская теория отражения, ленинское учение о классовости и партийности иск-ва, о наследовании демократич. и социалистич. элементов культуры прошлого, о критич. переработке и критич. использовании всех культурных ценностей, накопленных человечеством, имели непреходящее методологич. значение для становления лит-ры социалистич. реализма, для марксистского литературоведения и лит. критики, для парт, руководства иск-вом и лит-рой после Окт. революции 1917.

К 10-м гг. 20 в. относится новый подъём творчества Горького ("Жизнь Матвея Кожемякина", 1910-11; "Детство", 1913; "В людях", 1916; цикл рассказов "По Руси", 1912-16). Подобно Блоку, обращается к теме России Бунин ("Деревня", 1910; "Суходол", 1911; "Крестьянские рассказы" - "Игнат", "Весёлый двор", "Захар Воробьёв" и др.). В своей пейзажной, филос., интимной лирике Бунин продолжает традиции "серебряного века" рус. поэзии (Фет, Полонский, А. Майков).

В новых условиях продолжал развиваться "традиционный" реализм, впрочем, ещё далёкий от последовательно революц. идеологии. В творчестве Куприна ярко звучит протест против уродливой бурж. действительности, калечащей человека ("Молох", "В цирке", "Поединок", "Яма"); писатель воспевает природу, силу и красоту человека, высокую всепоглощающую любовь ("Олеся", "Изумруд", "Листригоны", "Гранатовый браслет"). Ощущение обществ, перемен характерно для рассказов из жизни гор. окраины И. С. Шмелёва (1873-1950) ("Гражданин Уклейкин", "Человек из ресторана"). Вырождение усадебного дворянства запечатлел в острогротескной прозе, продолжавшей гоголевские традиции, А. Н. Толстой(1882-1945): цикл "Заволжье", роман "Хромой барин" и др. Мастером "сказа", реставратором "допетровской речи" выступил А. М. Ремизов (1877-1957; "Крестовые сестры", "Пруд", "Посолонь"). В творчестве М. М. Пришвина (1873-1954) с большой художеств, силой, с использованием фольклора и нар. мифов показан мир нетронутой природы ("В краю непуганых птиц", "Колобок", "Чёрный араб"). В лит-ре 10-х гг. заметно усиление сатирич. начала. На страницах журналов "Сатирикон" и "Новый Сатирикон" выступают талантливые сатирики и юмористы Саша Чёрный (1880-1932), А. Т. Аверченко (1881- 1925), Н. А. Тэффи (1872-1952). В "Новом Сатириконе" публикуются обличит, гимны Маяковского.

Развитие рус. лит-ры в предреволюц. годы характеризовалось большой противоречивостью. Горький, синтезировав черты реалистич. и романтич. мировосприятия, заложил основы метода социалистического реализма.

С ростом революц. движения всё громче заявляют о себе писатели - выходцы из беднейших пролет, и крест, слоев: С. П. Подъячев (1866-1934), И. Е. Вольное (1885-1931), С. Д. Дрожжин (1848-1930), Е. Е. Нечаев (1859-1925), Ф. С. Шкулев (1868-1930). Появляются стихи пролет, поэтов Л. П. Радина (1860-1900), А. Я. Коца (1872-1943) и др. Большую роль в собирании сил новой, пролет, лит-ры сыграли в эти годы большевистские газеты "Звезда" и "Правда", на страницах к-рых печатались Горький и Серафимович; с актуальной политич.сатирой выступал Демьян Бедный (1883-1945); публиковали первые преизв. начинающие поэты, преим. из рабочей среды - А. И. Маширов-Самобытник (1884-1943), А. К. Гастев (1882-1941), И. Г. Филипченко (1887-1939) и др. Выступает в 10-е гг. и группа т. н. крест, поэтов, продолжавших в новых условиях традиции Кольцова и Никитина, - С. А. Клычков (1889-1940), Н. А. Клюев (1887-1937), П. В. Орешин (1887- 1938) и самый выдающийся из них - С. А. Есенин (1895-1925). В то же время ярко проявились кризисные явления культуры бурж. общества. В лит-ру проникли элементы экспрессионизма с его рационалистич. символикой, гиперболизацией, сгущением красок ("Царь Голод", "Жизнь человека" Л. Андреева); и импрессионистская манера с её зыбкостью контуров, пастельностью красок, муз. настроением ("Голубая звезда"Б.К.Зайцева; 1881-1972); и орнаментальная, узорчатая проза с искусной стилизацией (Ремизов; "Уездное" Е. И. Замятина; 1884- 1937); и опыты в области ритмич. прозы (А. Белый). Своеобразие исканий сказалось в творчестве И. Ф. Анненского (1856-1909), М. А. Волошина (1877 - 1932), молодых поэтов - Б. Л. Пастернака (1890-1960), М. И. Цветаевой (1892-1941), В. Ф. Ходасевича (1886- 1939). Поэты-акмеисты (см. Акмеизм) выражали принципиальное приятие действительности, утверждали культ "вещности", требуя от иск-ва ясности, гармонии, в противовес туманному, иррациональному символизму и при этом обходя социальные стороны жизни. Помимо своего теоретика Н. С. Гумилёва (1886- 1921), эта группа включала С. М. Городецкого (1884-1967), А. А. Ахматову (1889-1966), М. А. Кузмина (1875- 1936), О. Э. Мандельштама (1891 - 1938), М. А. Зенкевича (1891-1973), В. И. Нарбута (1888-1944). Представители др. течения, напротив, призывали к мелко-бурж., анархич. бунту против мещанской обыдённости, к ради калькой переделке поэтич. языка, выражая нигилистич. отношение к культуре прошлого: группа кубофутуристов (см. Футуризм) - Д. Д. Бурлюк (1882-1967), В. В. Хлебников (1885-1922), В. В. Каменский (1884-1961), А. Е. Кручёных (1886- 1968), Маяковский. Однако в ранней лирике и в поэмах ("Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война ц мир") Маяковского ярко сказались гуманистич. направленность, протест против войны и некоронованного "повелителя всего" - капитала. Творчество Маяковского, самый строй его стиха пронизаны предчувствием революц. ломки.

Рус. предреволюц. лит-ра 20 в. отмечена сложностью и напряжённостью литературной жизни. В её недрах в противоборстве враждующих начал, в полярных методах и направлениях уже зарождались элементы новой лит-ры, широко развернувшиеся в условиях сов. действительности. О. Н. Михайлов.

Русская советская литература как лит-pa социалистического реализма представляет собой принципиально новый этап в развитии мировой лит-ры. Она унаследовала всё лучшее, передовое, что было создано в области духовной культуры рус. народом, др. народами СССР, всем человечеством. Сов. лит-pa творчески развивает традиции рус. классики и нар. творчества: реализм, народность, патриотизм, гуманизм. Проникнутая оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистич. идеями, она воспитывает в сов. человеке качества строителя нового мира. Гл. линия в развитии сов. лит-ры - это укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожеств. отображение богатства и многообразия социалистич. действительности, воспроизведение нового, подлинно коммунистического и обличение того, что противодействует поступательному движению общества. Сов. лит-pa отличается многообразием художеств, стилей и творч. манер.

До Великой Окт. социалистич. революции 1917 теоретич. основы социалистич. иск-ва разрабатывались в трудах В. И. Ленина, а также Г. В. Плеханова, В. В. Воровского и др. критиков-марксистов, опиравшихся на основополагающие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, теоретич. наследие рус. революц. демократов. В. И. Ленин уделял постоянное внимание развитию сов. лит-ры, боролся за реализм, партийность и народность лит-ры, против использования иск-ва для пропаганды бурж. идеологии. Особую роль в формировании лит-ры социалистич. реализма сыграло творчество М. Горького, заложившего фундамент социалистич. реализма в романе "Мать" и пьесе "Враги" (оба - 1906). В автобиографич. повестях "Детство", "В людях" (1913-16), "Мои университеты" (1922) запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, рассказывается о формировании его революц. сознания. В романе "Дело Артамоновых" (1925), в пьесах "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933) показаны разложение и неизбежность гибели эксплуататорских классов в России.

Окт. революция резко разделила рус. литераторов. Восторженно встретили её Горький, Д. Бедный, Серафимович, Маяковский и др. На сторону революции встали Блок, Брюсов, Есенин, Вересаев, Пришвин, К. А. Тренёв (1876-1945), В. Я. Шишков (1873-1945), Сергеев-Ценский и др. Часть писателей эмигрировала, в т. ч. Л. Андреев, Бунин и др. Нек-рые из эмигрировавших впоследствии вернулись на родину: в нач. 20-х гг.- А. Толстой, в 30-е гг.- Скиталец, Куприн, Цветаева.

Художеств, летопись революции открывается преим. поэзией, ещё до 1917 представленной произведениями Д. Бедного, Маяковского, поэтов газет "Звезда" и "Правда". Поэма Блока "Двенадцать" (1918) явилась естеств. завершением классич. рус. поэзии и первым достижением молодой сов. лит-ры; в ёмких и многозначных образах поэмы Блок запечатлел великий революц. перелом, "державный шаг" восставшего народа. Д. Бедный написал стихотворную повесть "Про землю, про волю, про рабочую долю" (1917), в поэме "Главная улица" (1922) создал гиперболически-обобщённый образ революц. масс. Одой революции и беспощадным разоблачением старого мира была первая сов. пьеса "Мистерия-буфф" (1918) Маяковского.

Острая классовая борьба, революц. ломка обществ, отношений ярко отразились на лит. процессе первых послереволюц. лет и 20-х гг., в к-ром драматически сталкивались в идейно-художеств. борьбе многочисл. лит. течения и группы. Сов. лит-pa укрепляла свои позиции, выступая против враждебных идейных тенденций, находила художественно убедительную аргументацию своей идеологич. правоты. Накануне Окт. революции был организован Пролеткульт, проводивший культ.-просвет, работу в среде пролетариата. Он объединял его талантливых представителей, стремившихся к художеств, творчеству и культуре.

Однако теоретики Пролеткульта ошибочно утверждали необходимость создания особой пролет, культуры, отрицали значение культурного наследия прошлого, проводили сепаратистские идеи по отношению к партии и гос-ву. Требование создания "нового" иск-ва, рвущего со всякими культурными традициями,- отличит, черта эстетич. программ различных авангардистских течений, групп. Поэтому столь важным в истории идеологич. жизни общества было письмо ЦК РКП(б) "О Пролеткультах" (1920), вскрывшее эти ошибки. Идейно-эстетич. ориентирами, имеющими принципиальное значение для всего сов. иск-ва, были выступления В. И. Ленина против пролеткультовских вглядов, его высокая оценка творчества Горького, неприятие формалистич. тенденций в поэме Маяковского "150 000 000" и положит, отзыв о стихотворении "Прозаседавшиеся", указания на сильные и слабые стороны таланта Д. Бедного. "...Будет у нас превосходная, первая в мире пролетарская литература",- говорил Ленин Серафимовичу ("О литературе и искусстве", 1969, с. 687).

Лит-pa периода Гражд. войны 1918- 1920 выражала революц. пафос. Новым явлением в истории мировой лирики стала послереволюц. поэзия Маяковского ("Ода революции", "Левый марш" - оба 1918, и др.). К теме нар. восстания обратился Каменский в поэме "Степан Разин" (2 изд.- 1918). Былинный размах революц. событий изобразил Хлебников в поэмах "Ночь в окопе", "Ночь перед Советами" (обе - 1921). Поэты В. Д. Александровский (1897-1934), Гастев, М. П. Герасимов (1889-1939), В. Т. Кириллов (1890-1943) воспевали Пролетария в условно-гипероолич. образах. Простотой, естественностью интонации выделялись стихи о труде В. В. Казина (р. 1898) в сб. "Рабочий май" (1922). Точными чертами передана суровая патетика революц. подвига в балладах Н. С. Тихонова (р. 1896; сб-ки "Орда" и "Брага", оба - 1922).

В периодич. фронтовой печати работали Д. А. Фурманов (1891-1926), Б. А. Лавренёв (1891 - 1959), Л.М.Леонов (р. 1899), К. А. Федин (р. 1892), А. С. Неверов (1886-1923). В условиях становления нового гос-ва, нового сознания формировались идейно-эстетич. принципы, накапливался материал для будущих произведений. Начиная с 1921 открываются "толстые" лит.-художеств, журналы: "Красная новь", "Книга и революция", "Печать и революция", "Сибирские огни", "Молодая гвардия", "Новый мир", "Октябрь". Переход от Гражд. войны к мирной жизни, нэп, сложные проблемы со-циалистич. строительства ставили перед лит-рой новые вопросы.

В 1-й пол. 20-х гг. тема революции, оставаясь центральной, разрабатывается с возрастающей глубиной. При этом абстрактно-схематич. изображение революции и её героев ("Голый год", 1921, Б. А. Пильняка, 1894-1941), натуралистич. излишества и формальное экспериментаторство ("Реки огненные", 1923, Артёма Весёлого, 1899-1939) всё больше уступают место осмыслению нар. характера революции, преим. вниманию к проблемам революц. сознательности, организации, дисциплины ("Два мира", 1921, В. Я. Зазубрина, 1895-1938; "Партизанские повести", 1921-22, Вс. В. Иванова, 1895-1963; "Перегной", 1922, Л. Н. Сейфуллиной, 1889-1954; "Падение Дайра", 1923, А. Г. Малышкина, 1892-1938; "Ветер", 1924, Лавренёва; отчасти "Барсуки", 1924, Леонова).

Большое значение для развития сов. лит-ры имел роман Серафимовича "Железный поток" (1924) - одно из первых классич. произведений лит-ры социалистич. реализма. Основой романа послужило реальное событие из истории Гражд. войны - героич. поход Таманской армии (лето 1918). В центре романа - образ нар. массы, прошедшей через горнило революции, через муки и страдания беспримерной борьбы. Глубокой ист. и психологич. правды добился Фурманов, создавший в романе "Чапаев" (1923) образ легендарного комдива, в к-ром были персонифицированы типич. черты народа, разбуженного революцией к новой жизни, к творчеству. В этих произведениях, как и позднее в романе А. А. Фадеева (1901- 1956) "Разгром" (1927), впервые обрели художеств, конкретность, жизненную достоверность образы большевиков, руководителей революц. масс. Особую важность для поисков героя нового типа имело создание образа В. И. Ленина [очерк Горького "В. И. Ленин" (1924-31), поэма "Владимир Ильич Ленин" (1924) и ряд стих. Маяковского].

Новые формы человеческих взаимоотношений, острота классовой борьбы закономерно приводят лит-ру к решению сложных проблем революц. гуманиза.

Нравств. коллизии, рождённые острой классовой борьбой, в т. ч. верность революц. долгу, получают различное воплощение в повестях Ю. Н. Либединского (1898-1959) "Неделя" (1922), Лавренёва "Сорок первый" (1926), романах "Города и годы" (1924) и "Братья" (1927-28) Федина, "По ту сторону" (1928) В. Кина (1903-37), в "Конармии" (отд. изд. 1926) И. Э. Бабеля (1894-1941), в первой кн. М. А. Шолохова (р. 1905) "Донские рассказы" (1926). Гл. тема творчества Неверова - человек в жестоких испытаниях разрухи, голода, Гражд. войны (повесть "Ташкент - город хлебный", 1923). В романтико-фантастич. повести "Алые паруса" (1923) А. Грин (1880-1932) рассказал о торжестве человеческой мечты о счастье.

Во 2-й пол. 20-х гг. интенсивно развивается новеллистика ("Древний путь", 1927, А. Толстого; "Тайное тайных", 1927, Вс. Иванова; "Трансвааль", 1926, Федина; "Необыкновенные рассказы о мужиках", 1928, Леонова). Рассказами и повестями заявили о себе И. И. Катаев (1902-39; "Сердце", 1927, "Молоко", 1930), А. П. Платонов (1899-1951; "Епифанские шлюзы", 1927).

Значительно растёт число и художеств, уровень крупномасштабных произведений, реалистически отображающих восстановление нар. х-ва ("Цемент", 1925, Ф. В. Гладкова, 1883-1958; "Доменная печь", 1925, Н. Н. Ляшко, 1884-1953; "Лесозавод", 1928, А. А. Караваевой, р. 1893). В ряде произведений исследуются острые классовые противоречия в период нэпа. В романе "Вор" (1927) Леонов развернул перед читателем психологич. драму перерождения бывшего участника Гражд. войны в общественного отщепенца. Высокий мир революц. дел и идей сталкивался с обывательским нэповским мирком в повести А. Толстого "Гадюка" (1928). В гротескно-иронич. романе Ю. К. Олеши (1899-1960) "Зависть" (1927) борьба старого и нового в период нэпа переводилась в план этич. коллизий.

Пережитки капитализма в сознании людей - характерные мишени сатиры 20-х гг., наиболее значит, достижения к-рой связаны с именами Маяковского (стихи "Столп", "Подлиза" и др., пьесы "Клоп", 1928, "Баня", 1929), М. М. Зощенко (1895-1958; сб-ки рассказов "Разнотык", 1923; "Уважаемые граждане", 1926, и др.), И. А. Ильфа (1897- 1937) и Е. П. Петрова (1903-42; роман "Двенадцать стульев", 1928), А. И. Безыменского (1898-1973; пьеса "Выстрел", 1930).

В поэзии 2-й пол. 20-х гг. выделяются поэмы, осмысляющие социально-ист, значение революции: "Хорошо!" (1927) Маяковского - лиро-эпич. произведение, заявившее о рождении нового лирич. героя, творца и хозяина жизни; поэмы Есенина ("Баллада о двадцати шести", 1924, "Анна Снегина", 1925), Э. Г. Багрицкого (1895 - 1934; "Дума про Опанаса", 1926), Н. А. Асеева (1889-1963; "Семен Проскаков", 1928), Пастернака ("Девятьсот пятый год", 1925-26, и "Лейтенант Шмидт", 1926-27), И. Л. Сельвинского (1899- 1968; "Уляляевщина", 1927). Страстная ораторская интонация публицистич. и интимной лирики Маяковского, пафос лирики Есенина, стремящегося "постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь" (Сб. "Русь советская", 1925), ассоциативно-сложный строй поэзии Мандельштама ("Вторая книга", 1923), драматич. мир "Столбцов" (1929) Н. А. Заболоцкого (1903-58), героическая романтика и добрая ирония в стихах М. А. Светлова (1903-64; "Рабфаковке", 1925, "Гренада", 1926), экспериментаторство С. И. Кирсанова (1906-72), комсомольский задор стихов и песен Безыменского, А. А. Жарова (р. 1904), И. П. Уткина (1903-44) - таков диапазон новаторской сов. поэзии этого периода.

Расширяет тематику и художеств, арсенал драматургия, воспроизводя общественно-нравств. коллизии как революц. лет ("Шторм", 1926, В. Н. Билль-Белоцерковского, 1884-1970; героико-рево-люц. драма Тренёва "Любовь Яровая", 1926, "Разлом", 1928, Лавренёва), так и совр. жизни ("Человек с портфелем", 1928, А. М. Файко, р. 1893). М. А. Булгаков (1891 - 1940) в пьесах "Дни Турбиных" (пост. 1926), "Бег" (пост. 1957) показал обречённость белогвардейщины.

Сложность классовой борьбы в переходный период отражалась в лит.-эстетич. борьбе: сталкивались реалистич. и модернистские тенденции, спорили различные лит. орг-ции и группировки. Массовой лит. орг-цией была Росс, ассоциация пролет, писателей (РАПП). В первые годы своей деятельности она играла положит, роль, объединяя большинство пролет, писателей и борясь с проявлениями бурж. идеологии в лит-ре. Но к кон. 20-х - нач. 30-х гг. в её работе стали усиливаться вульгарно-социологич. тенденции. РАПП стала тормозом в развитии сов. лит-ры. Ложные теоретич. предпосылки программ нек-рых др. группировок приводили подчас к ошибочным, идеалистич. концепциям: преувеличению роли интуитивного и подсознательного начал в художеств, творчестве ("Перевал"), утверждению аполитичности "нейтральности", "самоценности" иск-ва ("Серапионовы братьям), пропаганде теории "социального заказа" и "литературы факта", снижающих идеологич. значение лит-ры (ЛЕФ), игнорированию социального смысла индустриализации страны (конструктивисты). Творч. практика лучших писателей - представителей всех этих орг-ций, как правило, выходила далеко за рамки односторонних групповых установок. Резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925) подчёркивала, что в классовом обществе нет и не может быть нейтрального иск-ва, осудила кастовую замкнутость нек-рых лит. группировок, призывала создать высокохудожеств. передовую лит-ру, свободную от бурж. влияния. ЦК партии решительно предостерёг пролет, писателей как от капитулянтства перед бурж. идеологией, так и от "комчванства", попыток монополизировать лит.-издат. дело, высказался за "...величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним" ("О партийной и советской печати", Сб. документов, 1954, с. 346). Резолюция подготавливала почву для дальнейшей консолидации творч. сил на базе партийности и принципов социалистич. иск-ва. Весьма существенной была и та конкретная помощь, к-рую постоянно оказывали лит-ре деятели партии, в первую очередь Луначарский, разрабатывавший эстетич. принципы сов. лит-ры, творческого отношения к классич. наследию и др., горячо поддерживавший всё талантливое в иск-ве.

Социалистич. индустриализация и коллективизация с. х-ва открыли качественно новый этап в жизни страны. Партия призвала писателей "... гораздо более глубоко и полно отобразить героизм социалистической стройки и классовой борьбы, переделку общественных отношений и рост новых людей - героев социалистической стройки" ("Об издательской работе", Пост. ЦК ВКП(б) от 15 авг. 1931, см. там же, с. 422).

Героика первых пятилеток открывала перед писателями грандиозные творч. перспективы. Отличительная черта книг о социалистич. строительстве, о новых путях и судьбах отд. людей и всей страны - пафос будущего, раскрывающий поэзию настоящего. Наступление на патриархальный уклад старой России, пробуждение человека к сознательной деятельности на благо общества ("Соть", 1930, Леонова), поэзия планового переустройства жизни страны ("Гидроцентраль", 1930-31, М. С. Шагинян, р. 1888), идея темпа, "решающего всё", невиданное ускорение событий, накал героич. дней ("Время, вперёд!", 1932, В. П. Катаева, р. 1897), сжатая "биография" Сталинградского тракторного з-да ("Большой конвейер", 1934, Я. Н. Ильина, 1905-32) - таковы гл. темы "трудовой библиотеки" сов. лит-ры 30-х гг. Жизнь деревни в годы коллективизации, первые шаги колхозов отражены в мно-гочисл. произв. этого периода: повесть "Разбег" (1930) В. П. Ставского (1900- 1943), романы "Лапти" (1929-36) П. И. Замойского (1896-1958), "Ненависть" (1932) И. П. Шухова (р. 1906); роман Ф. И. Панфёрова (1896-1960) "Бруски" (кн. 1-4, 1928-37) рисовал духовный рост людей новой деревни.

Драматич. процесс рождения новых, социалистич. отношений в деревне наиболее полное художеств, воплощение получил в 1-й книге романа Шолохова "Поднятая целина" (1932), где ломка веками складывающегося крест, уклада изображена как великий социально-ист, переворот, осуществлённый нар. массами под руководством Коммунистич. партии. Эпич. осмысление действительности сочетается в романе с глубокими социально-психологич. характеристиками, яркой пейзажной живописью, стихией живого нар. языка.

Укрепление связей между нац. лит-ра-ми СССР - существенная черта лит. развития 30-х гг. Жизнь братских народов стала важной темой в рус. лит-ре ("Стихи о Кахетии", 1935, Тихонова; "Путевой дневник", 1939, В. М. Инбер, 1890- 1972; "Кара-Бугаз", 1932, "Колхида", 1934, К. Г. Паустовского, 1892-1968; "Большевикам пустыни и весны", кн. 1-3, 1931-48, В. А. Луговского, 1902-57; "Человек меняет кожу", ч. 1- 2, 1932-33, Б. Ясенского, 1901-41).

К нач. 30-х гг. большинство сов. писателей активно включились в социалистич. строительство. Создались условия для объединения всех лит. сил страны в единую орг-цию - Союз писателей СССР, что было оформлено пост. ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932).

Исключит, роль в деле объединения писателей вокруг поставленных партией задач принадлежит Горькому, к-рый постоянно ориентировал молодую сов. лит-ру на пристальное изучение характерных явлений новой жизни. С этой целью по его инициативе и под его руководством был создан журн. "Наши достижения" (1929), альманах-ежегодник "Год XVI", "Год XVII" и "Год XVIII" (1933-35), возникли коллективные труды "Истории фабрик и заводов", "История Гражданской войны", "День мира". Для работы с молодыми писателями Горький возглавил журн. "Литературная учёба" (с 1930). 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (авг. 1934) закрепил единство сов. лит-ры, направил её развитие по пути социалистич. реализма, осн. принцип к-рого - правдивое исторически конкретное изображение действительности в её революц. развитии. Лит-pa