БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201многими своими мотивами поэзия Полонского, как и творчество А. К. Толстого (1817-75), тонкого лирика, сатирика и юмориста, автора ист. романа "Князь Серебряный" (1862) и драматич. трилогии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович", "Царь Борис" (1866-70).

Подъём обществ, сознания и предвестие перемен коснулись и драматургии. Остро злободневная трилогия А. В. Сухово-Кобылина (1817-1903) объединила социально-бытовую комедию "Свадьба Кречинского" (1855), сатирич. драму "Дело" (1861) и трагич. фарс "Смерть Тарелкина" (1868). С первой антикре-постнич. трагедией "Горькая судьбина" (1859) выступил Писемский. Нравственно-обличительные пьесы Островского о "тёмном царстве" ("В чужом пиру похмелье", 1856; "Доходное место", 1857; "Воспитанница", 1859; трилогия о Баль-заминове, 1857-61) и его драму "Гроза" (1859) Добролюбов расценил как предзнаменование близкого крушения феод, устоев старой России.

Годы, следующие за революц. ситуацией (2-я пол. 60-х гг.), носили переходный характер. Тургенев выступил с романом "Дым" (1867), в к-ром переживаемый Россией момент характеризовал как эпоху безвременья. Гончаров в романе "Обрыв" (1869) стремился отыскать положит, начало в рус. жизни и возлагал надежды на благонамеренных и трезвых дельцов. Меняется и роман о "новых людях". В "зашифрованном" романе Слепцова "Трудное время" (1865) показан герой, не сломленный поражениями; он не имеет возможности прямо говорить и действовать, но стоически переживает трудности.

2-я пол. 60-х гг. выдвинула новые имена, среди к-рых особое место занимает Г. И. Успенский (1843-1902). В его цикле очерков "Нравы Растеряевой улицы" (1866) отразились пореформенное время, обнищание мастерового люда; в цикле "Разорение" (1869-71) появился один из первых в рус. лит-ре образ героя обличителя и правдоискателя из рабочей среды. Новые циклы ("Признаки времени", 1863-71; "Помпадуры и помпадурши", 1863-74) создал Салтыков-Щедрин. Наблюдения писателя над рус. жизнью вылились в обобщение огромной силы - "Историю одного города" (1869-70); город Глупов - символ государственности, основанной на угнетении, произволе и деспотизме. Сатира Щедрина приобрела гротескные и фантастич. формы, выражая идею "призрачности" реальной жизни совр. общества.

В кон. 60-х гг. появилось одно из величайших произведений рус. и мировой лит-ры - роман "Война и мир" (1866- 1869) Л. Н. Толстого (1828-1910). Он начал лит. деятельность в 50-х гг. ("Детство", "Отрочество", "Юность", 1852-57; "Севастопольские рассказы", 1855-56; "Утро помещика", 1856). Тогда же Чернышевский определил его художественный метод как "диалектику души". Гениальное проникновение в психологию человека, тончайший анализ его душевных движений и эволюции характера, искусство передачи "внутр. монолога" - все эти черты метода Толстого, обогатившие впоследствии всё мировое иск-во, проявились в повести "Казаки" (1863) и в полной мере в романе "Война и мир". Толстой создал новаторскую художественную форму романа. "Война и мир"- нац. нар. эпопея, в к-рой охвачены судьбы народов и частная жизнь людей; реальные ист. события, ист. деятели органически связаны с нравств. и филос. исканиями вымышленных героев. "Сцепление всех со всем", по выражению Толстого, составляет гл. композиц. принцип романа.

В 60-е гг. определился новый этап в творчестве Достоевского как создателя идеологич. романа. В "Преступлении и наказании" (1866) он утверждает необходимость борьбы с миропорядком, основанным на страданиях и унижении человека человеком. В то же время Достоевский отрицает насильств. способы переустройства мира. Споря со своими идейными противниками, он вместе с тем признаёт, что возникновение революц. идей неизбежно, что они являются естеств. реакцией на бесчеловечные условия жизни. Но, начиная свой бунт во имя обездоленных, бунтари и отрицатели, по мысли писателя, кончают презрением к ним и обнаруживают тем самым свой эгоистич. индивидуализм. В романе "Идиот" (1868) Достоевский воплотил свой идеал "положительно-прекрасного человека", идеал христ. морали и единения людей на основе всеобщей любви. Роман "Бесы" (1871-72) был воспринят демократическим лагерем как злободневный памфлет, направленный против русских революционеров. Но в нём содержалась и критика либерализма, а также мелкобурж. извращений социалистических идей и революц. практики, характерной для "нечаевщины" (см. С. Г. Нечаев).

В кон. 60-х гг. возникает революц. народничество, движение, нашедшее отражение в лит-ре. Начальный его этап показан Тургеневым в романе "Новь" (1877). Писатель критиковал революционеров с либеральных позиций, но видел, что "хождение в народ" возникло как естеств. реакция на условия пореформенной жизни крестьянства. Народничество вызвало к жизни лит. школу бытописателей крест, жизни: Н. Н. Златовратский (1845-1911), П. В. Засодимский (1843-1912), Н. И. Наумов (1838- 1901) и др. Их осн. жанром был социальный очерк, а центр, темой - социальное расслоение крестьянства. Большое место у беллетристов-народников занимал вопрос о роли интеллигенции и её попытках найти пути к слиянию с народом (роман А. О. Осиповича-Новодворского, 1853-82, "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны", 1877). Наиболее полно ломка старых устоев отразилась в творчестве Г. И. Успенского 70 - 80-х гг. В циклах очерков "Из деревенского дневника" (1877-80), "Крестьянин и крестьянский труд" (1880), "Власть земли" (1882) сказались народнич. идеализация патриарх, деревни, неприятие капитализма. Но Успенский отличался трезвостью в анализе действительности. Его художеств, метод - изложение "процесса своей мысли" в соединении со всесторонним исследованием жизни - был вызван стремлением найти объективные ответы на вопрос о будущем страны, что привело его к убеждению, что в России наступила "власть капитала".

К аналогичному выводу пришёл и Салтыков-Щедрин (циклы очерков "Господа ташкентцы", 1869-72; "Дневник провинциала в Петербурге", 1872; "Благонамеренные речи", 1872-76; "В среде умеренности и аккуратности", 1874-77; "Убежище Монрепо", 1878-79; "Круглый год", 1879), показавший историч. неизбежность появления в России Колупаевых, Разуваевых и Деруновых. Под пером сатирика пореформенная Россия предстаёт как мир реакции, эксплуатации, лицемерия и беспринципности. В "Господах Головлёвых" (1875-80), по жанру своему представляющих семейный роман, частная жизнь и судьбы героев стали воплощением пороков всей системы бурж.-помещичьей России. "Анна Каренина" (1875-77) Л. Толстого - роман о вине и ответственности каждого человека за жизнь личную и общую. Он пронизан нравств. исканиями и отвергает эгоистич. представления о счастье. Это одновременно и роман о всей рус. жизни с её вопиющими противоречиями. Соединение в "Анне Карениной" насущных проблем обществ, бытия, вопросов философии, иск-ва с проблемами семейной, нравств. жизни делает этот роман уникальным явлением в рус. и мировой лит-ре. После его опубликования наступает идейный кризис Толстого, приведший его к отрицанию всех основ существующего порядка и к противоречивому соединению суровой критики общества с теорией непротивления злу насилием.

На рубеже 70-80-х гг. создан ещё один из величайших социально-фи-лос. романов - "Братья Карамазовы" (1879-81). Рассказывая историю "одной семейки", Достоевский показывает пореформенную Россию, её социальные противоречия и напряжённую борьбу идей - философских и нравственных. По-прежнему отрицая способы революц. переустройства мира, уповая на извечные христ. начала, писатель вскрывает неизбежность идеи бунта против мира страданий, бунта, доходящего до отрицания всех моральных и социальных устоев, совр. общества. Романы Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и Достоевского стали важной вехой на пути развития духовной культуры человечества.

После поэм 60-х гг.- "Коробейники" (1861) и "Мороз, Красный нос" (1864), в к-рых главными были вопросы нар. жизни, Некрасов в 70-е гг. создал поэмы о декабристах ("Дедушка", 1870, и "Русские женщины", 1872-73). В социально-нравств. отношении герои этих поэм близки к революционерам-народникам; революционное подвижничество декабристов, их жертвенность выражали идею преемственности революц. поколений. В поэме "Современники" (1875) поэт сатирически запечатлел образы бурж. России. Подлинной "энциклопедией рус. жизни" 70-х гг. явилась поэма "Кому на Руси жить хорошо?" (1866-76), в к-рой отразились закат помещичьей власти, крест, реформа и её последствия, вековое терпение и нарастающий протест народа. Поэма Некрасова стала новаторским художеств, явлением в истории рус. реалистич. эпоса: не отдельное лицо, а народ - её гл. герой. В творчестве Островского пореформенная действительность предстала тем же "тёмным царством", постоянно порождающим стремление вырваться из него. В пьесах Островского 70-х гг. были поставлены и новые проблемы. О неизбежности ухода дворянства с ист. арены и нравств. чистоте людей, не желающих принять мир наживы и лжи, говорилось в драме "Лес" (1871); о власти денег, определяющей всю жизнь человека и калечащей его душу,- в пьесах "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Бешеные деньги"(1870), "Волки и овцы" (1875), "Бесприданница" (1879), "Таланты и поклонники" (1882), "Без вины виноватые" (1884). Драматургия Островского оказала влияние на становление сценич. реализма в России и реалистич. школы актёрского мастерства.

В 70-е гг. развернулось творчество Н. С. Лескова. До этого он выступал как автор артистически тонких и глубоко правдивых произв. из нар. жизни ("Житие одной бабы", 1863; "Леди Макбет Мценского уезда", 1865, и др.) и в то же время как автор антинигилистич. романов. Эти две линии причудливо переплелись в романе "Соборяне" (1872), где есть и карикатурное изображение нигилистов, и понимание силы и величия рус. характера. "Соборяне" положили начало серии произв. Лескова о рус. "праведниках". Художественная палитра его чрезвычайно многогранна (сказания, повести, рассказы, легенды, памфлеты).

В нач. 80-х гг. народничество утратило революц. характер. Разорение деревни, нищета и бесправие, разрушение общины - осн. темы писателей-народников, пришедших в лит-ру в этот период. Среди них выделяется Н. Е. Каронин-Петропавловский (1853-92; циклы очерков "Рассказы о парашкинцах", 1879-80; "Рассказы о пустяках", 1881-83; повесть "Снизу вверх", 1886). О капитализме как тяжкой реальности, определяющей жизнь и деревни и города, говорилось в очерках из жизни горнорабочих и горнопромышленников Урала Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912), в его романах "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Дикое счастье" (все - 1884), "Золото" (1892) и др. Объективно творчество этих писателей, обратившихся к беспристрастному изучению нар. жизни, противостояло либерально-народнич. лит-ре. В сочинениях К. С. Баранцевича (1851 - 1927) и В. Л. Кигна (1856- 1908) содержался призыв учиться у народа, но он сочетался с проповедью "теории малых дел" и с отказом от наследия революц. демократов. Близкими к ним оказались и повести публициста-народника А. И. Эртеля (1855-1908), и романы плодовитого беллетриста П. Д. Боборыкина (1836-1921) - представителя рус. натурализма, и творчество др. писателей-восьмидесятников (И. Н. Потапенко, 1856-1929; А. А. Луговой, 1853- 1914, и др.).

Ренегатство и гражд. трусость, вызванные политич. реакцией 80-х гг., явились гл. объектом сатиры Салтыкова-Щедрина последнего периода (циклы очерков "За рубежом", 1880-81; "Письма к тётеньке", 1881-82; "Современная идиллия", 1877-83). Критика разнообразных видов реакции и форм приспособления к ней составляет центр, тему очерков "Пёстрые письма" (1884-86) и "Сказок" (1882-86), в к-рых фольклорные мотивы осложнены острой политич. и идеологич. проблематикой.

Отрицание совр. уклада, его социальных и нравств. основ стало содержанием деятельности Л. Толстого 80-90-х гг. В. И. Ленин писал: "Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества... Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 210). В "Смерти Ивана Ильича" (1886) и "Крейцеровой сонате" (1889) Толстой обнажает несостоятельность и лицемерие нравств. основ жизни господств, класса. В драме "Власть тьмы" (1887) он выступил как новатор, создатель нового жанра нар. драмы. В последнем романе "Воскресение" (1899) писатель, срывая все и всяческие маски (см. В. И. Ленин, там же, с. 209), выносит суровый приговор миру, погрязшему в пороках, лжи и преступлениях, и призывает к нравств. возрождению. Переход на позиции патриарх, крестьянства, желание говорить с его позиций и его голосом становятся определяющими для творчества Толстого. "Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества" (см. В. И. Ленин, там же, т. 20, с. 19).

В творчестве младшего поколения демократов-восьмидесятников начинают звучать трагич. мотивы. Они сказались в негодующей, полной жалоб и сомнений поэзии С. Я. Надсона (1862-87) и в творчестве В. М. Гаршина (1855-88), герои к-рого страдают, кончают жизнь самоубийством или сходят с ума, сознавая, что они бессильны перед социальным злом. К 80-90-м гг. относится творчество А. Н. Апухтина (1840-93), К. К. Случевского (1837-1904), К. М. Фофанова (1862-1911), В. С. Соловьёва (1853- 1900), Н. М. Минского (1856-1937), в той или иной мере предварявших появление декадентского направления в лит-ре.

Иной характер носило творчество В. Г. Короленко (1853-1921), к-рый и в условиях реакции 80-х гг. стремился возбуждать оптимистич. надежды, звал к борьбе за свободу и справедливость, высказывая веру в духовные силы народа (рассказы "Сон Макара", "Соколинец", -"Сказание о Флоре", "Слепой музыкант"). Творчество Гаршина и Короленко пронизано стремлением к обновлению реализма, к слиянию реалистич. изображения жизни с романтикой, к привнесению в лит-ру героич. начала.

Ожидание перемен в рус. жизни обусловило и особый характер творчества А. П. Чехова (1860-1904), выступившего в 80-х гг. с юмористич. рассказами о быте и нравах мещанства. В повестях, рассказах и пьесах 90-х гг. Чехов показал гибель человека, задавленного тусклой обыдёнщиной. Говоря о "трагизме мелочей", определяющих жизнь совр. человека, Чехов понимал, что "больше так жить невозможно" ("Человек в футляре", 1900), он верил, что готовится "здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка" ("Три сестры", 1900). Эта уверенность в скором обновлении жизни вылилась в последних произв. писателя в мечту о наступлении лучшего будущего ("Крыжовник", "Невеста"). Чехов создал особую форму рассказа, отмеченного художеств, лаконизмом и идейной насыщенностью, и новаторскую драму ("Чайка", 1896, "Дядя Ваня", 1897, "Вишнёвый сад", 1903-04). Отд. факты становились огромным обобщением, "мелкие" темы из частной жизни давали повод для суждения о строе жизни совр. общества. Разработанные Чеховым новые лит. формы оказали большое влияние на развитие рус. и мировой новеллистики и драматургии.

Вступление России в третий, пролет, этап освободит, движения отразилось в публицистике 90-х гг.: на страницах журналов "Новое слово", "Жизнь" и др. развернулась полемика марксистов с народниками, группировавшимися вокруг журн. "Русское богатство". Ярким выражением обществ, подъёма 90-х гг. явилось творчество М. Горького (1868- 1936), принёсшего в лит-ру стихийный протест нар. масс против бурж. миропорядка, нар. мечту о социальной справедливости. Связанный с традициями рус. демократия, лит-ры, Горький изображал обездоленные, отверженные низы общества - "бывших Людей", "босяков", "дно" жизни, где уродство капиталистич. действительности проявлялось с особой ясностью. Однако в "маленьком человеке" Горький сумел раскрыть сложный духовный мир, глубокую неудовлетворённость, поиски путей к осмысленной, свободной жизни ("Супруги Орловы", "Дед Архип и Лёнька", "Коновалов", "Челкаш" и др.). Ещё не видя в нар. массе нового героя - революц. рабочего, Горький воплощал свой идеал вольнолюбивой героич. личности в легендарно-фольклорных и аллегорич. образах ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе"). В творч. исканиях Горького зарождались черты революц. иск-ва, к-рому суждено было занять ведущее место в иск-ве нового столетия.

В рус. лит-ре 2-й пол. 19 в. отразились резкие противоречия пореформенной дореволюц. эпохи и ощущение неизбежности изменения мира. Рус. реализм выработал новые, соответствующие этим идеям художеств, формы и методы, значительно раздвинув границы словесного иск-ва.

Рус. классич. лит-pa развивалась в тесном взаимодействии с лит-рами др. народов России и оказывала на них благотворное воздействие (см. раздел Литература в томе СССР). Велико было влияние рус. лит-ры 19 в. на мировой лит. процесс, особенно влияние корифеев критич. реализма Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, произв. к-рых начиная с последней трети 19 в. регулярно переводились на осн. иностр. языки и завоевали широкую междунар. популярность, л. Б, Муратов.

Литература начала 20 в. (до 1917). Переломный характер предреволюц. эпохи наложил отпечаток на развитие лит-ры этой поры. Обозначился кризис бурж. идеологии, отчётливо сказалось воздействие декадентства на многие явления иск-ва. Одновременно зарождалась лит-pa, связанная с развёртывающейся борьбой рабочего класса и его партии. В расцвете таланта находилась целая плеяда художников, по праву называемых гордостью рус. лит-ры: М. Горький, А. А. Блок (1880-1921), И. А. Бунин (1870-1953), В. В. Маяковский (1893- 1930), В. Я. Брюсов (1873-1924). В 20 в. продолжали работать Л. Толстой, Чехов, Короленко - классики рус. реализма. Плодотворной была деятельность В. В. Вересаева (1867-1945), А. И. Куприна (1870-1938), Л. Н. Андреева (1871-1919). Со стороны разных литературных лагерей раздавались требования более активного вторжения в жизнь и воздействия на неё. Эту критич. работу начал Л. Толстой, в последние годы жизни призывавший к резкому усилению "учительного", проповеднич. начала в лит-ре. Молодой Горький в письме к Чехову писал: "Настало время нужды в героическом". В кон. 1890-х и нач. 1900-х гг. автор романа "Фома Гордеев", повести "Трое", пьес "Мещане", "На дне", "Враги", романа "Мать" проявил себя как художник принципиально нового, пролет, типа, принёсший, по словам В. И. Ленина, "...рабочему движению России - да и не одной России... громадную пользу..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 220).

Ещё в 90-е гг., с появлением сборников стихов К. Д. Бальмонта (1867-1942) "В безбрежности" и "Тишина", с выходом изданных Брюсовым сб-ков "Русские символисты" (в. 1-3, 1894-95), а также стихов Ф. Сологуба (1863-1927), Д. С. Мережковского (1866-1941), Минского, 3. Н. Гиппиус (1869-1945) в лит-ре оформилось новое направление - символизм. Восстав против критич. реализма и "удушающего мертвенного позитивизма", символисты провозгласили "...три главных элемента нового

искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности" (Мережковский Д. С., Поли. собр. соч., т. 18, М., 1914, с. 218); они порывали с демократич. и гражданственно-социальными традициями рус. лит-ры, проповедовали крайний индивидуализм. Символисты объединялись вокруг печатных органов - "Северный вестник", "Мир искусства", "Новый путь", позднее - "Весы" и "Золотое руно". В нач. 1900-х гг. внутри символизма произошли изменения, связанные с появлением "младших" символистов: Блок, А. Белый (1880-1934), В. И. Иванов (1866-1949), С. М. Соловьёв (1885-1942). В отличие от "старших" символистов, эта группа во многом ориентировалась на нац. традиции; отсюда их интерес к рус. лит-ре и истории, религиозно преломлённая идея народности, вера в особую миссию России. Сильное влияние на них оказал религ. философ и поэт В. Соловьёв. Блок перерос рамки символизма: начав с мистич. стихов о Прекрасной Даме, он уже в 1903-04 ищет новых путей (цикл "Распутья"), а в первой лирич. пьесе "Балаганчик" в тонах романтич. иронии переосмысляет соловьёвскую мистику. Трагедия совр. человека одновременно с напряжённым осмыслением "вечных" тем любви, смерти (циклы "Страшный мир" и поэма "Возмездие"), чувство гражданственности и обществ, ответственности, сатирич. обличение уродливого капиталистич. мира, обращение к ист. прошлому и судьбам Родины - осн. мотивы "Родины", "На поле Куликовом", "Возмездия".

В пору обществ, подъёма нач. 1900-х гг. происходит консолидация в лагере демократич. лит-ры. Ещё в 1899 складывается моек, кружок Н. Д. Телешова (1867- 1957) "Среда". С приходом Горького в петерб. товарищество "Знание" (1900) это изд-во становится центром реалистич. лит-ры; здесь выходят сб-ки "Знание", где появились "Мать", "Лето", "Городок Окуров" Горького, "Вишнёвый сад" Чехова, "Чернозём" Бунина, "Поединок" Куприна, "Жизнь Василия Фивейского", "Красный смех", "К звёздам" Андреева, произв. А. С. Серафимовича (1863- 1949), Скитальца (1869-1941), С.Н. Сергеева-Ценского (1875-1958) и др. В это время даже некоторые писатели, захваченные декадентством, выражают отвращение к обществ, устоям царской России. В книге стихов "Пепел" (1909) А. Белый создал в некрасовских традициях образ притесняемой, задавленной нуждой страны, а в романе "Петербург" (1913-14, отд. изд. 1916) запечатлел в гротескных тонах сановную бюрократию. Сологуб в романе "Мелкий бес" (1905, отд. изд. 1907) сатирически показал плоды реакц. безвременья 80-х гг.

В годы обществ, реакции, наступившей после поражения Революции 1905-07, настроения растерянности охватили часть рус. интеллигенции. Разочаровавшись в революц. идеалах, многие "знаниевцы" уходят от социальной проблематики, обращаются к "тайнам пола", "загадкам смерти", религ. вопросам. В альманахах "Шиповник" и "Земля" соседствуют недавние лит. антиподы - Куприн с А. Белым, С. И. Гусев-Оренбургский (1867- 1963) с М. П. Арцыбашевым (1878- 1927). Возникает также иск-во, развлекающее "новый класс",- оно не отличается глубиной, хотя и не лишено известной художеств. выразительности (пряные романсы А. Н. Вертинского, 1889-1957; миниатюры О. И. Дымова, 1878-1959; изысканные "поэзы" И. Северянина, 1887-1941). В эти годы делается попытка с религ.-идеалистич. позиций ревизовать материалистич. и марксистское мировоззрение; отступники от марксизма устремляются в сторону идеализма и агностицизма (сб. ".Вехи", 1908, со статьями Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. Б. Струве и др.).

Полемику с лит. реакцией ведут талантливые критики-марксисты: Г. В. Плеханов (1856-1918), В. В. Боровский (1871-1923), А. В. Луначарский (1875- 1933) и др. Ещё в кон. 19 в. Плеханов выступил с защитой революционно-демократич. традиций в эстетике и критике, стал одним из основоположников марксистской социологии иск-ва. Плеханов первым в истории марксистской мысли поставил вопрос о методологич. принципах, задачах и путях развития науч. эстетики и литературоведения. В работах Луначарского нач. 20 в. утверждается необходимость связи художников с революц. движением рабочего класса, обосновывается теория пролет, реалистич. иск-ва, с позиций марксизма ставятся проблемы взаимоотношения пролетариата и художеств, интеллигенции, культурного наследия, классовости иск-ва. В 1908 появляются два критич. сб-ка "Литературный распад", где даётся резкая отповедь лит-ре и философии декадентства.

Боевой программой большевистской критики становятся статьи Ленина "Партийная организация и партийная литература