БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201более ярко она была представлена творчеством поэтов-декабристов: В. Ф. Раевского (1795-1872), К. Ф. Рылеева (1795-1826), В. К. Кюхельбекера (1797-1846) и А. А. Бестужева-Марлинского (1797-1837). Декабристы видели в лит-ре прежде всего средство пропаганды и борьбы, в их программах проявлялось стремление придать поэзии политич. характер, сосредоточить усилия на утверждении идеальной нормы гражд. морали и поведения человека. Самодержавно-крепостнич. порядок декабристы отвергали как несогласуемый с законами разума и "естественными правами человека". Отсюда их тяготение к традициям "просветит, классицизма". Другим основополагающим началом эстетич. системы декабристов была предромантич. идея нац. самобытности лит-ры.

С нач. 20-х гг. в поэзии декабристов появились тенденции, отразившие усложнение идейно-психологич. природы дворянской революционности. Новым потребностям отвечал своеобразно переосмысленный эстетич. кодекс байронизма (см. Байрон Дж. Н. Г.). Возникал романтически трактуемый образ совр. героя, в к-ром черты гражданина-тираноборца соединялись с ореолом трагич. избранничества, катастрофичностью судьбы и напряжённостью индивидуального самосознания. Наряду с последовательно революц. линией в рамках гражд. поэзии развивались и др. .тенденции, определившие своеобразие творчества Н. И. Гнедича (1784-1833), Д. В. Давыдова (1784- 1839), П. А. Катенина (1792-1853), П. А. Вяземского (1792-1878), выступивших в поэзии в 1800-е гг. Предвосхитив мн. мотивы декабристской лит-ры, их поэзия в 1810-е гг. развивалась в прямой связи с художеств, исканиями будущих декабристов. Однако оппозиционность и свободолюбие этих поэтов не совпадали с идеологией декабризма. Самобытность их творч. исканий позволила им обогатить рус. поэзию, расширить круг её стилевых и жанровых форм. Поэзия Д. В. Веневитинова (1805-27) впитала мотивы, родственные декабристскому вольнолюбию, но окрашенные шеллингианским пониманием иск-ва. Вместе с ранней лирикой Баратынского и Ф. И. Тютчева (1803-73) она принадлежала к значит, явлениям рус. филос. поэзии.

Особую линию лит. развития образовало в 1-й четверти 19 в. творчество Крылова и А. С. Грибоедова (1795-1829). Обращаясь к эпич. и драматич. жанрам, они разрабатывали тот подход к действительности, к-рый составил в дальнейшем эстетич. основу критич. реализма (см. Реализм), Сатирич. направленность творчества этих писателей выражалась в обострённом интересе к реальности, в стремлении выявить и обличить те отклонения от норм разума, к-рыми она изобилует. Принимая различные формы, этот процесс приближал к объективному пониманию жизни. Основой басенного стиля Крылова стала стилистика разговорного нар. просторечия. Он создал басню, свгбодную от условностей классицизма, идущую от жизни, выражающую своеобразие нар. мышления и "здравый смысл" народа. В комедии Грибоедова "Горе от ума" (1824), сочетающей завоевания классицизма и реализма, психологич. и бытовая конкретность, характерность языка, житейская колоритность сюжетного материала приобрели решающее значение. Исходную "посылку" комедии составлял типичный для просветит, сатиры обличит, приём - столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью обществ, нравов, основанных на предрассудках. Это сближало "Горе от ума" с идеологией декабризма. Вместе с тем открывались противоречивость движения истории, многозначность жизненных явлений, происходило усложнение характеров и жанровой природы пьесы, в ней сливались черты сатирич. комедии и лирико-психологич. драмы ("сценич. поэмы", по определению Грибоедова).

Очевидно, что в 1-й четв. 19 в. все стороны и явления лит. процесса обнаруживали черты переходности и характеризовались скрещением разнородных элементов. Тенденции романтич. и реалистич. мышления сосуществовали с традициями рационалистич. культуры 18 в.

В центре лит. движения 1-й трети 19 в. находилось творчество А. С. Пушкина (1799-1837), однако оно не укладывалось в рамки к.-л. направления. Его лицейская, послелицейская и "южная" лирика вбирала в себя гл. эстетич. завоевания всех поэтич. школ. Но Пушкин преображал усвоенные традиции, сплавляя их в целостном единстве индивидуального миропонимания. Молодой поэт был близок к романтизму, однако эволюция от "Руслана и Людмилы" (1820) к "Цыганам" (1824) свидетельствует, что романтизм не стал основой его мировосприятия: Пушкин шёл самостоят, путём. В его творчестве преображались идеи гражд. радикализма. В ранних стихах вольнолюбивые мотивы, близкие к декабристской поэзии, были проникнуты ярко выраженным личностным пафосом. В нач. 20-х гг. этот пафос сближался с байронич. бунтарством, но вскоре наметилось преодоление морально-филос. кодекса байронизма. Пушкин пришёл к пониманию всемогущества объективных законов истории и начал поиски предпосылок обществ, справедливости в самом ходе ист. процесса. В "Борисе Годунове" (1825) эти поиски обнаружили драматич. взаимосвязь "судьбы человеческой" и "судьбы народной".

Специфич. особенности пушкинского реализма приобрели всеобъемлющий характер в романе "Евгений Онегин" (1823-30); в течение 30-х гг. они утвердились в пушкинской лирике, драматургии и прозе. Оформилось художеств, мышление, способное находить в обыкновенных вещах источники красоты и поэзии. Совершалось обновление лит. языка; пушкинское слово преодолевало замкнутость традиц. "устойчивых стилей", вбирало существ, элементы нар. речи, обретало прямую связь с жизненной реальностью. Пушкин включал в свою художеств, систему целые культуры, весь духовный опыт человечества становился внутр. достоянием этой системы; создавались своеобразнейшие формы лирики, драмы ("маленькие трагедии", сцены), эпич. поэмы ("Полтава", 1828; "Медный всадник", 1833), прозаич. повести ("Повести Белкина", 1830; "Пиковая дама", 1833; "Капитанская дочка", 1836).

Реализм Пушкина основан на всеобъемлющей многосторонности миропонимания, он соединял конкретный историзм с универсализмом, детерминизм - с признанием духовной свободы человека. Совр. состояние мира представлялось Пушкину дисгармоническим. Ему открывались разобщённость людей и народов, трагич. противоречия истории, сталкивающие в неразрешимых конфликтах гос-во и личность, нар. стихию и деспотизм власти. Но сознание всего этого не отделялось в пушкинском мышлении от утверждения идеала иной жизни - единой, целостной, для всех справедливой и гармонически слаженной. Этот идеал опирался на сознание единства всемирной истории и всемирной культуры, на веру в безграничность духовного потенциала личности, на открытие в нар. сознании нравств. ценностей, способных стать основой будущей социальной гармонии. Плодотворный синтез действительного и возможного, осуществившийся в пушкинском реализме, сделал его основой высочайших традиций рус. лит-ры.

Во 2-й четв. 19 в. развитие рус. лит-ры протекало в исключительно трудных условиях. Одним из принципов правительств, политики стало подавление передовой культуры. Приобрела заметное влияние реакционно-охранит. лит-ра: нравоописат. романы Ф. В. Булгарина (1789-1859), вульгарно-романтич. драматургия и проза Н. В. Кукольника (1809-68), авантюрный роман Н. И. Греча (1787-1867). Влияние консервативных идей сказалось в ист. романах М. Н. Загоскина (1789-1852). Получила распространение во многом эпигонская поэзия В. Г. Бенедиктова (1807-73). Однако в эти годы, в условиях политич. "безвременья", лит-pa оказалась осн. формой обществ, сознания, средоточием сил протеста. Напряжённый характер приобретали филос. искания, создавалась опора для новой эстетики. В это время и оформились как целостные художеств, системы рус. романтизм и рус. реализм.

Влиятельной силой стала романтич. поэзия, развитие к-рой шло по неск. путям. В поздней филос. лирике Баратынского складывалась романтич. концепция личности: индивидуальное сознание дерзало осмыслить всю глубину противоречий бытия и духа, не ища примирения с ними и не пытаясь от них уйти. Универсальное осмысление этих противоречий характерно для лирики Тютчева. В 30-40-е гг. его поэзия проникнута сознанием обособленности и внутр. раздвоенности человеческого "я". Однако поэт находил возможность преодолеть индивидуализм. Пантеистич. концепции "мировой души", "космоса" и "хаоса", "дневного" и "ночного" бытия стягивались у Тютчева к проблеме личности и служили романтическому её решению. Драма раздвоения личности получала вселенский смысл, вся внутр. жизнь человека представала ареной борьбы мировых сил. Тем самым личность возвышалась до уровня "божеско-всемирного". Поэт отправлялся от традиц. одической стилистики, индивидуализируя её неожиданными сдвигами. В то же время в его лирике складывался всецело индивидуальный смысловой строй, основанный на единстве авторской мысли.

Другим направлением развития романтизма являлось филос. и эстетич. переосмысление традиций гражданской поэзии. Контуры его обозначились уже в лирике А. И. Полежаева (1804-38), соединившей пафос бунтарского протеста и безысходно трагическое мироощущение, в позднем творчестве поэтов-декабристов, прежде всего А. И. Одоевского (1892-39). Наиболее принципиальное выражение получило это направление в лирике М. Ю. Лермонтова (1814-41). В его ранних стихах (1828-35) осуществлялся романтический апофеоз личности, формировались внежанровая структура лирического стихотворения и единый поэтич. язык, экспрессивный и метафоричный, строился образ лирич. героя, организующий всю поэтич. систему. Новая концепция личности порождала новые требования к ней и к миру. Рождался безграничный максимализм, к-рый не раз приводил поэта к "мировой скорби", одновременно оборачиваясь жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. В нём - источник новой, романтич. революционности и гражданственности. Сознание фатальной неосуществимости идеала и вместе с тем принципиальная невозможность отступиться от него - вот основы этой разновидности романтич. протеста. Неустранимая разорванность сознания проявляет себя в небывалой интенсивности лирич. эмоций и напряжённом самоанализе. Именно у Лермонтова лирика проникается пристальным вниманием к самому процессу внутр. жизни человека во всей её сложности.

В зрелом творчестве Лермонтова развивались тенденции реалистической поэзии, начало которой положено Пушкиным. Лермонтов начинает "отделять" от себя трагические противоречия своей лирики, превращая их в предмет объективного изображения. Эта тенденция получает высшее выражение в прозе - в романе "Герой нашего времени" (1840), где наиболее полно объективируется образ "лермонтовского" человека, родственный лирич. герою стихотворений. Драма Печорина обнаруживает, что для него невозможно удовлетворение любым ограниченным нравств. решением. Ни традиц. сословная мораль, ни жертвенный альтруизм, ни "демонич." эгоцентризм, принципам к-рого Печорин фактически следует, не могут стать для него основой счастья и веры в достоинство человека. Вместе с тем роман открывает объективно-ист, предопределённость и плодотворность этой драмы: она приобретает смысл необходимого духовного кризиса, в к-ром рождается новая - нерационалистическая - нравственность и новый - неметафизический - гуманизм.

Особую, во многом противоположную пушкинской и лермонтовской линию развития рус. реализма образовало творчество Н. В. Гоголя (1809-52). Гоголь начал утверждением романтич. мечты о прекрасном и справедливом мире, противопоставляя её "скудости" и "земности" крепостнич. действительности ("Вечера на хуторе близ Диканьки", 1831-32). В прозе и драматургии 1832-41 Гоголь столкнул провозглашённую им мечту с реальностью совр. обществ, жизни. Наметился сатирич. подход к этой реальности, подход, в основе к-рого - принцип разоблачит, "остранения", варьируемый в различных жанрах и стилевых формах (сатирич. повести сб-ков "Миргород" и "Арабески", 1835, "Нос" и "Ревизор", 1836). Сатира Гоголя выявила полнейшую бездуховность офиц. рус. общества. Реалистич. понимание уродств совр. жизни в корне изменило характер гоголевского идеала, противопоставленного реальности уже не как мечта, а как обязат. жизненная норма, подлежащая осуществлению ("Тарас Бульба", 1835-42). Не ограничиваясь этим, Гоголь обнаружил черты высокого и прекрасного в глубинах души пошлого "существователя" ("Старосветские помещики", 1835). Такими художеств, открытиями определялось тяготение к эпопейной поэтике и прежде всего к собират. образам.

Эти тенденции слились в стройную систему в романе-поэме "Мёртвые души" (т. 1, 1842). Художеств, цель поэмы - утверждение всеобъемлющего идеала жизнеустройства, выдвигаемого как идеал нац. возрождения. Идеальные критерии найденной нормы дали возможность обнажить противоестественность господствующих в России обществ, форм. В то же время с высоты всенар. идеала становилась видимой перспектива духовного обновления рус. людей, прозреваемая Гоголем в самой природе рус. нац. характера. Гоголю была ясна пагубность неограниченных сословных привилегий, отделения гос-ва от народа, власти денег. И всё же вера в нравств. преображение "существователей" оборачивалась идеей немедленного "исправления" общества. Определяя проповедническую тенденциозность гоголевской поэмы, эта вера оказалась в дальнейшем источником реакц. утопии.

Промежуточным звеном между романтизмом и реализмом явилась поэзия А. В. Кольцова (1809-42), отвечавшая потребности обоих направлений в лирич. воплощении нар. жизни и нар. мировосприятия. Опираясь на фольклорные традиции, Кольцов поэтизировал труд и быт крестьян, впервые воссоздал их вполне конкретно. При этом поэт открыл рус. лирике новую для неё сторону действительности - мир внутр. переживаний сел. труженика.

Многообразны взаимоотношения романтизма и реализма в развитии прозы. Явным преобладанием романтич. черт характеризовалась проза Н. А. Полевого (1796-1846), А. А. Бестужева-Марлинского. Сплетение романтич. и реалистич. тенденций отличало прозу А. Ф. Вельтмана (1800-70), повести М. П. Погодина (1800-75), ист. романы И. И. Лажечникова (1792-1869) и Загоскина, укрепившие позиции исторического жанра мастерским воссозданием бытового колорита минувших эпох. В повестях Н. Ф. Павлова (1803-64) и В. А. Соллогуба (1813-82) преобладали реалистические тенденции.

В 1842-55 рус. лит-pa развивалась в атмосфере обострившейся обществ, борьбы, напряжённых идеологич. споров между славянофилами и западниками, быстрого созревания революц. демократич. мысли, питаемой идеями антропологич. материализма и утопич. социализма, а также диалектикой Гегеля. Эти идеи находят выражение в публицистике А. И. Герцена (1812-70), в критике В. Г. Белинского (1811-48), в эстетике и философии петрашевцев. Значительна была роль прогрессивных журналов: в 1839-46 -"Отечественных записок", позднее - "Современника". В 40-е гг. усиливается социальный пафос лит-ры. Романтизм ещё остаётся влият. направлением, способным активно откликаться на потребности эпохи и совершать художеств, открытия (повести В. Ф. Одоевского, 1803-69, его "Русские ночи", 1844). И всё же магистральную линию художеств, прогресса составляет развитие реализма.

В эти годы приобрела значит, влияние критико-эстетич. мысль. В кон. 20-х и в 30-е гг. существенна роль критич. деятельности романтика Полевого, выступавшего в журн. "Московский телеграф", и "филос. критики": В. Ф. Одоевский, И. В. Киреевский (1806-56), Н. И. Надеждин (1804-56); в 40-е гг.- выступлений К. С. Аксакова (1817-60) и близкого к петрашевцам В. Н. Майкова (1823-47). Но своего расцвета рус. критич. мысль достигла в творчестве Белинского, выдвинувшего новые принципы критич. оценки лит. деятельности писателя: он требовал проникновения в художеств, мир автора, понимания внутр. единства его идей и образов, рассмотрения его творчества в отношении к обществ, жизни и развитию культуры. Белинский обосновал реалистич. понимание сущности иск-ва, усматривая её в особом восприятии действительности - в специфич. форме образного мышления. Эстетика Белинского проникнута историзмом, стремлением к определению общих закономерностей лит. процесса, связанных с условиями обществ, развития. В статьях и обзорах критика развёртывалась стройная концепция реализма и народности лит-ры, поставленных в связь с её демократизацией.

Воздействие эстетики Белинского сказалось в творч. практике писателей натуральной школы. В 40-е гг. прозаич. произв. В. И. Даля (1801-72), Д. В. Григоровича (1822-99), И. А. Гончарова (1812-91), И. С. Тургенева (1818-83), Ф. М. Достоевского (1821-81), А. Ф.Писемского (1821-81), М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-89), Герцена при всём несходстве их творческих манер были объединены отрицанием крепостнич. порядков, защитой прав и достоинства личности, интересом к окружающей человека обществ, среде, впервые понятой как всецело объективная сила. В первичном для натуральной школы жанре физиологич. очерка среда ограничена сословными, бытовыми, проф. рамками. В новеллистич. циклах, повестях и романах - "Бедные люди" (1846) Достоевского, "Кто виноват?" (1846-47) Герцена, "Обыкновенная история" (1847) Гончарова, "Записки охотника" (1847-52) Тургенева и др.- среда мыслилась как строй обществ, жизни в целом. Среде противопоставлялась человеческая природа персонажей, в исконной сущности своей здоровая и непорочная. Этот акцент был наиболее силён в романе Герцена "Кто виноват?", где анализ личных драм приводил к философски обоснованной и политически заострённой форме социальной критики.

Дальнейшее углубление рус. реализма ощущалось не только в прозе, его особенности проявлялись и в новом типе бытовой комедии - прежде всего в раннем творчестве А. Н. Островского (1823-86). Принципиально новая стадия развития реалистич. лирики была намечена ранней поэзией Н. А. Некрасова (1821-77). Она вовлекала в сферу эстетически значительного новый круг фольклорных мотивов и стихию гор. просторечия, открывала трагич. потенциал в жизни совр. города в духе натуральной школы, смело использовала драматич. и фабульные элементы. Многообразие реалистич. исканий подготавливало грандиозные синтетич. построения рус. реализма 2-й пол. 19 в. В. М. Маркович.

Литература 2-й пол. 19 в. не только принесла с собой новые темы и идеи, но и значительно раздвинула границы реализма, создав новые художеств, формы в прозе, драматургии и поэзии. Второй этап революц.-освободит. движения определил своеобразие развития лит-ры начиная с 60-х гг. Лит-pa оказалась тесно связанной с конкретными обществ.-политич. проблемами, с борьбой направлений и попытками создания разнообразных социально-политич., филос. и социально-этич. концепций, нередко органически входящих в художеств, ткань произведений.

Вопрос о перспективах развития страны приобрёл особую остроту, что непосредственно отразилось прежде всего в журнальной полемике. Идейной трибуной революц. демократов стал журн. "Современник", на страницах к-рого Н. Г. Чернышевский (1828-89) и Н. А. Добролюбов (1836-61) последовательно обосновывали революц.-материалистич. эстетику, вели борьбу за демократизацию лит-ры, против идеологов "чистого иск-ва" и "охранительных" теорий, против "тёмного царства" крепостничества. Выразителем демократич. идеологии был и журн. "Русское слово", фактически возглавляемый Д. И. Писаревым (1840-68), к-рый, не порывая с основами революц.-демократич. мировоззрения, полемизировал с "Современником" по вопросам о положит, герое, народе, иск-ве и философии, проявляя при этом узкоутилитарный взгляд на природу и назначение иск-ва и лит-ры. Революц. демократам противостоял широкий фронт публицистики - от реакционных "Русского вестника" и "Московских ведомостей" до либеральных "Отечественных записок".

Памятником идейных исканий 30- 60-х гг. стали художеств, мемуары Герцена "Былое и думы" (1852-68).

Гл. объектом художеств, исследования в 60-е гг. становится жизнь народа, а одним из осн. лит. жанров - очерк, призванный рассказать трезвую правду о народе. Особое развитие очерк получил в творчестве писателей-разночинцев Н. В. Успенского (1837-89), Ф. М. Решетникова (1841-71), В. А. Слепцова (1836-78), Н. Г. Помяловского (1835- 1863), А. И. Левитова (1835-77) и др. Знамением времени стал цикл Салтыкова-Щедрина "Губернские очерки" (1856- 1857), в которых отдельные эпизоды сложились в широкую социальную картину рус. жизни, свидетельствовавшую о неизбежности близких перемен. Очерки Щедрина противостояли либерально-"обличительной" литературе, представленной произв. А. А. Потехина (1829- 1908), В. А. Соллогуба, М. П. Розен-гейма (1820-87), П. И. Мельникова-Пе-черского (1818-83), позднее ставшего талантливым бытописателем русского раскола.

2-я пол. 19 в.- эпоха расцвета рус. критич. реализма, особенно ярко проявившегося в жанре романа. Конфликт личности и общества, противоречия действительности, определяющие этот конфликт, становятся основой романа; тщательный анализ жизни во всей совокупности её связей и противоречий приводит к расширению сферы изображаемого и увеличению его масштабности. В "Записках из мёртвого дома" (1861-62) Достоевского и романе Писемского "Тысяча душ" (1858) представлена картина крепостнич. России, её нищеты, бесправия и угнетения. Развивается и пушкинская традиция "персонального романа", к-рый ставит перед собой цель психологич. и социально-политич. анализа поведения героя в связи с открывавшимися ист. возможностями. Объективно оценивая значение идейных поисков передового дворянства в истории рус. самосознания, Тургенев в романах "Рудин" (1856) и "Дворянское гнездо" (1859) обнаруживал трагич. разлад между мыслью и действием людей этого круга. Социальные и психологич. предпосылки возникновения "лишних людей" исследовал Гончаров в романе "Обломов" (1859). Показав ист. бесперспективность "людей 40-х годов", рус. лит-pa и критика поставили вопрос о новом типе героя-деятеля. В образе Инсарова (роман "Накануне", 1860) Тургенев первым воплотил свои представления о деятеле, лишённом трагич. раздвоенности. В романе "Отцы и дети" (1862) он показал "русского Инсарова" - демократа-"нигилиста" Базарова, становящегося реальной силой рус. жизни. Образец романа о "новых людях" - "Что делать?" (1863) Чернышевского, где писатель, решая труднейшую задачу лит. воплощения социалистич. идеала, впервые создал образ проф. революционера.

Почти одновременно с романами о "новых людях" (среди них-"Мещанское счастье" и "Молотов", оба - 1861, Помяловского) появились и т. н. антинигилистич. романы: "Некуда" (1864) и "На ножах" (1870-71) Н. С. Лескова (1831-95), "Взбаламученное море" (1863) Писемского, "Марево" (1861) В. П. Клюшникова (1841-92), "Кровавый пуф" (1869-74) В. В. Крестовского (1840-95) и др. Цель такого рода произв. была в дискредитации революционеров, чьи идеи якобы враждебны народу и чужды рус. сознанию.

Борьба двух направлений развернулась и в поэзии. С одной стороны, её вели поэты-демократы Некрасов, Д. Д. Минаев (1835-89), В. С. Курочкин (1831 - 1875), И. С. Никитин (1824-61), М. Л. Михайлов (1829-65) и др., с другой - сторонники "чистого иск-ва": А. А. Фет (1820-92), Я. П. Полонский (1819-98), А. Н. Майков (1821-97) и др. Особое значение приобрёл сатирич. журн. "Искра" и сатирич. отдел в "Современнике"- "Свисток". Решит, реформу рус. поэзии и рус. стиха осуществил Некрасов. Он поднял до высот иск-ва то, что считалось прозой жизни, услышал поэтич. звучание непоэтич. тем и слов, расширил жанровые и тематич. границы лирики. Однако и сторонники "чистого иск-ва" оказались важным звеном в истории рус. поэзии. Фет дал высокие образцы пейзажной и любовной лирики, открыл новые муз. возможности стиха. За рамки "чистого иск-ва" выходит